Теория и гипотеза в психологическом исследовании конспект

Обновлено: 04.07.2024

Введение в психологическое исследование

Экспериментальная психология как самостоятельная наука.

Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

В.Н. Дружинин выделяет несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии.

2. Экспериментальная психология как система методов и методик, реализованных в конкретных исследованиях. Представители: Г.И. Челпанов, Р. Готтсданкер и др. Р. Готтсданкер полагает, что экспериментальная психология – это наука об экспериментальных методах, которые могут применяться в любой из частных предметных областей психологии (психологии сенсорных процессов, психологии научения или психологии социального воздействия). Поэтому вся экспериментальная психология носит методический характер.[8]

4. Экспериментальная психология как область, которая занимается изучением проблем методов психологического исследования в целом. Представители: В.Н. Дружинин, Д. Мартин, Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил, Т.В. Корнилова и др. В.Н. Дружинин подчеркивает, что предметом экспериментальной психологии является не только экспериментальный метод, но и другие виды теоретического и эмпирического знания в психологии.[10]

Тем не менее в круг интересов экспериментальной психологии входит все большее число неэкспериментальных исследовательских приемов. И сейчас сложилась определенная традиция понимать эксперимент как частный метод эмпирического познания, а экспериментальную психологию – как совокупность множества эмпирических методов. Поскольку многие (если не большинство) эмпирических методов психологии естественным образом включают в себя измерительные процедуры и анализ результатов измерения, то в область компетенции экспериментальной психологии входят теперь и теория измерений, и знания по обработке (в первую очередь статистической) эмпирических данных.

Естественнонаучное и психологическое исследование. Теория и ее структура. Научная проблема. Гипотеза. Основные общенаучные исследовательские методы. Классификация методов психологического исследования.

Экспериментальная психология - научная дисциплина, занимающаяся проблемами эмпирических психологических исследований. Предмет экспериментальной психологии – система психологических методов, особенно эмпирических. Все эмпирические методы подчиняются требованиям теории эксперимента.

Задачи экспериментальной психологии:

1. Выработка единого взгляда на предмет экспериментальной психологии.

2. Уточнение сути соотношений между теорией и экспериментом, между принципами верифицируемости и фальсифицируемости.

3. Разработка единых методологических подходов к проблемам психологических измерений.

4. Проведение исследований, вносящих вклад в фундаментальную общепсихологическую теорию.

Метод научного исследования - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, признанной научным сообществом обязательной нормой, регулирующей поведение исследователей. Б.Г. Ананьев определял метод психологического исследованиякак системы операций с психологическими объектами.

Методика психологического исследования – метод, описанный относительно конкретных условий в форме технологии.

Методология научного познания – набор основополагающих принципов, определяющих общую стратегию исследования. На основе методологических принципов разрабатываются конкретные методы исследования.

Методологические принципы экспериментальной психологии:

Общенаучные методологические принципы:

· Принцип детерминизма (поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы).

· Принцип объективности (объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие).

· Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Cпецифичные для психологии принципы:

· Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

· Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Принцип развития. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

· Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы.

Переменная в психологическом эксперименте - это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены, зафиксированы.

Выделяют следующие виды переменных:

- независимые переменные (НП);

- зависимые переменные (ЗП);

- побочные переменные (ПП);

- дополнительные переменные (ДП);

- смешивающиеся переменные (СП).

Независимая переменная (НП) - экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор - управляемая (переменная), т.е. активно изменяемая исследователем.

Зависимая переменная (ЗП) - переменная (любое психическое явление, характеристика), вариации которой рассматриваются как следствие ответа на экспериментальное воздействие (НП).

Проблема выделения независимой переменной предполагает следующие аспекты:




- выделение из экспериментальной гипотезы таких следствий, физическая проверка которых подразумевает управление некоторыми условиями или контроль независимой переменной как причинно действующего фактора;

- обоснование контролируемой (управляемой) переменной как психологической, т. е. включение ее в причинную связь на уровне психологического объяснения;

- возможность реализации причинного воздействия с точки зрения практического применения в научных целях.

Выделяются следующие виды независимых переменных(НП) как основания задания экспериментальных условий (Кэмбелл Д., 1980):

- управляемые переменные, или факторы: метод обучения, стимульные условия, отдельные стимулы;

- потенциально управляемые переменные, которые исследователь мог бы изменить, но не делает этого из-за сложности изменения условий: система школьного образования, предметы.

- относительно постоянные аспекты социального окружения: социально-экономический уровень, населенный пункт, школа и т. д.

Они выступают как основания разбиения испытуемых на группы как уровни воздействия независимой переменной:

- тестируемые или измеряемые переменные, т. е. весь тот арсенал психологических методик, по данным которых возможны классификации или выделение испытуемых в отдельные группы.

Типы эмпирических данных:

Q- данные – это данные. Полученные при изучении личности с помощью личностных опросников, методов самооценок, самоотчетов, анкет, шкал самооценок состояний.

Т- данные - данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или экспертам.

Научная теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории: 1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п. 2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов. 3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы. 5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основных положений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Научная проблема– противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.

Гипо́теза(др.-греч. ὑπόθεσις — предположение; от ὑπό — снизу, под + θέσις — тезис) — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а также, если она соответствует другим научным критериям. Психологическая гипотеза – предположение, сформулированное относительно определенных аспектов психической реальности в рамках тех или иных психологических представлений.

В структуре общенаучных методов чаще всего выделяют три уровня:

· методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;

· методы теоретического познания (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному);

· общелогические методы и приемы исследования ( анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия. Моделирование, системный подход, вероятностно-статистические методы).

По сущности реальности, с которой взаимодействует исследователь методы исследования делятсяна: теоретические, эмпирические, моделирования и интерпретационные (В.Н. Дружинин)

Теоретические методы: субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования). Результат применения теоретических методов - это знание о предмете в форме описания на естественном языке.

Теоретическими методами психологического исследования, по Дружинину, являются: 1) дедуктивный – размышления от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон; 2) индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.

Эмпирические методы- осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта посредством показаний приборов, состояний субъекта, памяти компьютера, продуктов деятельности и др. Делятся на неэкспериментальные (наблюдение, измерение, коммуникативный метод (интервью, беседа), архивный метод, контент-анализ, проективный метод, метод анализа продуктов деятельности) и экспериментальные (собственно эксперимент)

Лекция 1. Экспериментальная психология как научная дисциплина, ее предмет и задачи. Психологическое исследование и его специфика. Методологическое обеспечение психолого-педагогических исследований

Актуальное состояние экспериментальной психологии. Предмет и задачи экспериментальной психологии. Связь теории метода с методологией научного познания.

Естественнонаучное и психологическое исследование. Теория и ее структура. Научная проблема. Гипотеза. Основные общенаучные исследовательские методы. Классификация методов психологического исследования.

Экспериментальная психология - научная дисциплина, занимающаяся проблемами эмпирических психологических исследований. Предмет экспериментальной психологии – система психологических методов, особенно эмпирических. Все эмпирические методы подчиняются требованиям теории эксперимента.

Задачи экспериментальной психологии:

1. Выработка единого взгляда на предмет экспериментальной психологии.

2. Уточнение сути соотношений между теорией и экспериментом, между принципами верифицируемости и фальсифицируемости.

3. Разработка единых методологических подходов к проблемам психологических измерений.

4. Проведение исследований, вносящих вклад в фундаментальную общепсихологическую теорию.

Метод научного исследования - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, признанной научным сообществом обязательной нормой, регулирующей поведение исследователей. Б.Г. Ананьев определял метод психологического исследованиякак системы операций с психологическими объектами.

Методика психологического исследования – метод, описанный относительно конкретных условий в форме технологии.

Методология научного познания – набор основополагающих принципов, определяющих общую стратегию исследования. На основе методологических принципов разрабатываются конкретные методы исследования.

Методологические принципы экспериментальной психологии:

Общенаучные методологические принципы:

· Принцип детерминизма (поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы).

· Принцип объективности (объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие).

· Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Cпецифичные для психологии принципы:

· Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

· Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Принцип развития. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

· Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы.

Переменная в психологическом эксперименте - это реальность, изменения которой могут быть каким-либо образом измерены, зафиксированы.

Выделяют следующие виды переменных:

- независимые переменные (НП);

- зависимые переменные (ЗП);

- побочные переменные (ПП);

- дополнительные переменные (ДП);

- смешивающиеся переменные (СП).

Независимая переменная (НП) - экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор - управляемая (переменная), т.е. активно изменяемая исследователем.

Зависимая переменная (ЗП) - переменная (любое психическое явление, характеристика), вариации которой рассматриваются как следствие ответа на экспериментальное воздействие (НП).

Проблема выделения независимой переменной предполагает следующие аспекты:

- выделение из экспериментальной гипотезы таких следствий, физическая проверка которых подразумевает управление некоторыми условиями или контроль независимой переменной как причинно действующего фактора;

- обоснование контролируемой (управляемой) переменной как психологической, т. е. включение ее в причинную связь на уровне психологического объяснения;

- возможность реализации причинного воздействия с точки зрения практического применения в научных целях.

Выделяются следующие виды независимых переменных(НП) как основания задания экспериментальных условий (Кэмбелл Д., 1980):

- управляемые переменные, или факторы: метод обучения, стимульные условия, отдельные стимулы;

- потенциально управляемые переменные, которые исследователь мог бы изменить, но не делает этого из-за сложности изменения условий: система школьного образования, предметы.

- относительно постоянные аспекты социального окружения: социально-экономический уровень, населенный пункт, школа и т. д.

Они выступают как основания разбиения испытуемых на группы как уровни воздействия независимой переменной:

- тестируемые или измеряемые переменные, т. е. весь тот арсенал психологических методик, по данным которых возможны классификации или выделение испытуемых в отдельные группы.

Типы эмпирических данных:

Q- данные – это данные. Полученные при изучении личности с помощью личностных опросников, методов самооценок, самоотчетов, анкет, шкал самооценок состояний.

Т- данные - данные объективных тестов с контролируемой экспериментальной ситуацией получают в результате объективного измерения поведения без обращения к самооценкам или экспертам.

Научная теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории: 1) Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п. 2) Идеализированный объект - абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов. 3) Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы. 5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основных положений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Научная проблема– противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит её правильная постановка.

Гипо́теза(др.-греч. ὑπόθεσις — предположение; от ὑπό — снизу, под + θέσις — тезис) — предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а также, если она соответствует другим научным критериям. Психологическая гипотеза – предположение, сформулированное относительно определенных аспектов психической реальности в рамках тех или иных психологических представлений.

В структуре общенаучных методов чаще всего выделяют три уровня:

· методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение;

· методы теоретического познания (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному);

· общелогические методы и приемы исследования ( анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия. Моделирование, системный подход, вероятностно-статистические методы).

По сущности реальности, с которой взаимодействует исследователь методы исследования делятсяна: теоретические, эмпирические, моделирования и интерпретационные (В.Н. Дружинин)

Теоретические методы: субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования). Результат применения теоретических методов - это знание о предмете в форме описания на естественном языке.

Теоретическими методами психологического исследования, по Дружинину, являются: 1) дедуктивный – размышления от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат – теория, закон; 2) индуктивный – обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат – гипотеза, закономерность, классификация, систематизация.

Эмпирические методы- осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования. Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта посредством показаний приборов, состояний субъекта, памяти компьютера, продуктов деятельности и др. Делятся на неэкспериментальные (наблюдение, измерение, коммуникативный метод (интервью, беседа), архивный метод, контент-анализ, проективный метод, метод анализа продуктов деятельности) и экспериментальные (собственно эксперимент)

Исследовательский вопрос и экспериментальные гипотезы. На основе анализа научной проблемы и поставленной цели исследования формулируется исследовательский вопрос (или гипотеза). Исследовательский вопрос определяет, что предполагается изучить в процессе исследования. Он может быть также поставлен в виде научной гипотезы, которая формулируется как предполагаемое решение проблемы. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе исследования она опровергается) и верифицируемости (если в ходе исследования она подтверждается). Для того чтобы удовлетворять этим требованиям, она должна быть полностью раскрыта в простых эмпирических гипотезах. Построение общей научной гипотезы не является обязательным для исследования. Чтобы ответить на вопрос, поставленный в исследовании, эмпирической гипотезы (или двух-трех эмпирических гипотез) может быть вполне достаточно. Исследовательский вопрос и экспериментальные гипотезы. На основе анализа научной проблемы и поставленной цели исследования формулируется исследовательский вопрос (или гипотеза). Исследовательский вопрос определяет, что предполагается изучить в процессе исследования. Он может быть также поставлен в виде научной гипотезы, которая формулируется как предполагаемое решение проблемы. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе исследования она опровергается) и верифицируемости (если в ходе исследования она подтверждается). Для того чтобы удовлетворять этим требованиям, она должна быть полностью раскрыта в простых эмпирических гипотезах. Построение общей научной гипотезы не является обязательным для исследования. Чтобы ответить на вопрос, поставленный в исследовании, эмпирической гипотезы (или двух-трех эмпирических гипотез) может быть вполне достаточно.

Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности - это предсказание. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (подтверждаемой). Поэтому понятия (конструкты), которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими, конкретными и операционализируемыми. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может утверждать, подтвердилась гипотеза или нет. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах.

Эмпирические (или экспериментальные) гипотезы подлежат про¬верке путем сбора и обработки данных. Соответственно эксперимен¬тальные (эмпирические) гипотезы описываются как характеристики определенных переменных и их связи. Эти переменные должны быть операционализированы, то есть, сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры и измеряемых показателей. Всегда можно провести эксперимент (или исследование другого типа) по их непосредственной проверке.

Рассмотрим несколько принципов построения простых эмпирических гипотез.

Данные варианты лучше, поскольку в них используется слово более. В приведенных выше примерах обратите внимание, что возможны разные варианты сравнений (Pyrczak, Bruce, 2005, p. 13).

Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необходимы для выражения смысла (и не должна содержать лишних слов). Сравним, например, две гипотезы:

Как видим, второй пример формулировки гипотезы короче, однако его смысл достаточно ясен.

Избегайте в гипотезе точных статистических предсказаний. Точные статистические предсказания редко могут быть обоснованы. К тому же их почти невозможно подтвердить. Поэтому нецелесообразно указывать на точное процентное соотношение изучаемых показателей в сравниваемых выборках или на уровень значимости статистического вывода, ожидаемый исследователем при использовании определенного критерия.

Эмпирические гипотезы могут быть четырех типов:

A) гипотезы о наличии явления;

Б) гипотезы о наличии связи между явлениями;

B) гипотезы о наличии причинной связи между явлениями;

Г) гипотезы о наличии различий в явлениях.

Классификация, включающая первые три типа, была предложена

В.Н. Дружининым (2001). Я считаю, что достаточно характерными для эмпирических исследований являются также гипотезы типа (Г).

Гипотезы типа Б - о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты более склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой.

Гипотезы типа В - о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Гипотезы типа Г - гипотезы о различиях (количественных или качественных) в проявлении определенного признака (или психического явления) у людей определенной категории.

Рассмотренные типы гипотез могут использоваться как основа для формулирования ваших исследовательских гипотез. Формулировке гипотез может помочь также знакомство с типологией Р. Готтсданкера.

Он выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез.

— контргипотеза - экспериментальная гипотеза, альтернативная основному предположению. Возникает автоматически;

— конкурирующая экспериментальная гипотеза - экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Проверяется только в лабораторном эксперименте;

— экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях - точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой. Проверяется в многоуровневом эксперименте;

— экспериментальная гипотеза с одним отношением - предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

— комбинированная экспериментальная гипотеза - предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинации двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой. Проверяется только в факторном эксперименте (Готтсданкер, 1982).

В исследовании может быть несколько гипотез. В этом случае они формулируются в том порядке, в котором проверялись. Их можно включить в одно предложение, если оно при этом остается достаточно лаконичным и ясно выражает их смысл, или сформулировать в отдельных предложениях. При этом целесообразно их (гипотезы) обозначить цифрами или буквами.

Гипотеза может указывать направление связи между переменными, а может и не указывать на характер этой связи. Однако гипотезы, указывающие направление и характер связи между переменными, более типичны, поскольку автор обычно имеет определенное мнение на этот счет.

1. Научная проблема. Теория и гипотеза в психологическом исследовании

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА. ТЕОРИЯ И
ГИПОТЕЗА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
ИССЛЕДОВАНИИ
Выполнила студент
1ого курса
Полканова О.
17.1-715

2. Что такое проблема исследования?

ЧТО ТАКОЕ ПРОБЛЕМА
ИССЛЕДОВАНИЯ?
Проблема - вопрос, требующий решения.
Осознание существующего противоречия
между:
предсказанием
теории
существующим
феноменом

3. Что такое проблема исследования?

ЧТО ТАКОЕ ПРОБЛЕМА
ИССЛЕДОВАНИЯ?
Проблема - вопрос, требующий решения.
Осознание существующего противоречия
важно:
проблема, поставленная в рамках
исследования, должна, так или иначе,
решаться по мере осуществления
исследования

4. Как подобраться к проблеме исследования?

КАК ПОДОБРАТЬСЯ К
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ?
?
Какой феномен я
хочу изучить?
?
?
?
?
Каков лучший способ
проверить мою
идею?
Каковы необходимые
измерительные
процедуры?
Каковы
и множество других…
альтернативные
объяснения
полученных данных?

5. Проблема и цель

ПРОБЛЕМА И ЦЕЛЬ
• Цель – конечный результат
исследования, путь решения
проблемы
• Основная ошибка – цель не
является путем решения
проблемы

6. Проблема и гипотезы

ПРОБЛЕМА И ГИПОТЕЗЫ
• Основные гипотезы (исходные гипотезы,
теоретические гипотезы, гипотезыоснования) – центральные теоретические
предположения работы
• Система гипотез-следствий
(эмпирические гипотезы) – частные
утверждения, содержащие эмпирические
признаки
• Основная ошибка – проверка гипотез не
связана с решением проблемы

Гипотеза
• это научное предположение,
которое вытекает из теории. Оно
является еще не подтвержденным
и не опровергнутым.
Теоретические гипотезы нужны
для устранения внутренних
противоречий в теории.
Второй тип гипотез – предположения, которые выдвигаются
для решения проблемы экспериментальным методом. Этот
метод отличается тем, что он может основываться не на
теории.

8. Исследователи различают

ИССЛЕДОВАТЕЛИ РАЗЛИЧАЮТ
1) научные гипотезы – это
предполагаемое решение
проблемы;
2) статистическая гипотеза –
утверждение неизвестного параметра,
который основывается на
математической статистике.

9. Отличие теории от гипотезы.

ОТЛИЧИЕ ТЕОРИИ ОТ ГИПОТЕЗЫ.
•Теория является хорошо установленным принципом, который был
разработан, чтобы объяснить некоторые аспекты мира природы.
Теория возникает в результате многократного наблюдения и
тестирования и включает в себя факты, законы, предсказания и
проверенные гипотезы, которые получили широкое признание.
Теория
Наиболее
важное
отличие:
•Хотя эти термины иногда используются как взаимозаменяемые в
повседневном использовании, разница между теорией и гипотезой
важна.
•Теория предсказывает события в общих чертах, в то время как
гипотеза делает конкретные предсказания об определенном наборе
обстоятельств.
•Теория была тщательно проверена и, как правило, принимается, в то
время как гипотеза - предположения, которые до сих пор не были
проверены.

Читайте также: