Темповое развитие музыки конспект урока музыки в 3 классе

Обновлено: 05.07.2024

Формирование у школьников представления о видах развития музыки. Применение педагогических и дидактических методов для повышения усвоения учебного материала, принципы улучшения образовательного процесса. Структурные особенности построения урока музыки.

Рубрика Педагогика
Вид разработка урока
Язык русский
Дата добавления 23.05.2015
Размер файла 22,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Темповое развитие музыки

При подготовке к уроку были учтены психофизические особенности детей класса и составлена краткая характеристика. Дети имеют задержку психического развития, которая характеризуется в отставании развития психической деятельности. Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь) у детей данного класса сформированы неравномерно, то общий уровень развития их восприятия ниже среднего.

Характеризующие признаки данной категории детей: неустойчивое внимание и рассеянность, приводящие к низкой интеллектуальной активности детей; слабости памяти (небольшая скорость запоминания, преобладание наглядной, механической памяти над словесно-логической, быстрое забывание материала); отставание в развитии познавательной деятельности; низкая активность речи (ограниченность словаря, дефекты произношения); не достаточно развита эмоционально-волевая сфера (частая смена рабочего и нерабочего состояния, возникновение импульсивных необдуманных действий, наличие ошибок, приводящих к раздражению или отказу от работы).

В связи с этими особенностями строился урок (определены формы, методы, тип и структура), а также было принято решение о включении в содержание компьютерной поддержки, которая помогает реализовать следующие задачи:

- активизировать всевозможные стороны восприятия учащихся (зрительное, слуховое, эмоциональное) для повышения усвоения учебного материала (о выполнении данной задачи свидетельствует высокий уровень активности детей на уроке);

- усовершенствовать образовательный процесс, повысить качество и доступность образования;

- создать благоприятный эмоциональный фон урока.

Гигиенические нормы использования мультимедийной установки:

- расположение на 2-2,5 метра от первой парты;

- дозированное использование наглядности в соответствующие моменты урока.

Тип урока: урок формирования новых знаний; по видам деятельности урок можно считать комбинированным, где сочетаются различные виды деятельности (пение, ритмическая работа, игра на музыкальных инструментах, исполнение танца, слушание музыки).

Урок построен по основным дидактическим принципам коррекционного обучения:

- принцип обобщения (один из ведущих принципов деятельности Кабалевского, его мы можем наблюдать в микровыводах на протяжении всего урока);

- принцип развивающего обучения (развитие музыкально-исполнительских навыков);

- принцип воспитывающего обучения (воспитание уважительного отношения к музыкальному наследию человечества и труду музыканта);

- принцип систематичности и научности (прослеживается преемственность цели урока с целями предыдущих и последующих);

- принцип доступности (выдержан в том, что материал урока подбирался с учетом психофизических возможностей детей и их умственного потенциала);

- принцип связи с жизнью (использовались произведения, в которых раскрываются реальные жизненные образы /заяц, поезд, калина/; дети на уроке занимались той деятельностью /пели, танцевали/, которая в жизни им будет необходима);

- принцип наглядного обучения (реализовался с использованием мультимедийной презентации);

- принцип прочности обучения (лежит в усвоении необходимого минимума знаний по теме урока);

На данном уроке использовались следующие методы организации деятельности обучающихся:

- поисковый метод (наблюдался при определении темы урока);

- наглядно-слуховой или зрительно-слуховой метод (реализовался в использовании мультимедийной презентации, слушании музыкального материала);

- диалогический или словесный метод (просматривался в размышлении, беседе с детьми об особенностях темпового развития музыки);

- практический метод (заложен в исполнении песен, танцев, игре на музыкальных инструментах).

Задачи урока:

1). Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к культурно-музыкальному наследию человечества;

2). Образовательная: учить понимать и определять зависимость развития музыки от изменения темпа.

3). Коррекционно-развивающая: развивать и корректировать навыки пространственной ориентировки на плоскости.

Определена следующая структура урока:

1. Организованное начало урока (включало в себя использование поискового метода, что повысило интерес детей к проблеме).

Ожидаемый результат: полная готовность к работе на уроке.

2. Психологический настрой (реализовался в музыкальном приветствии). Ожидаемый результат: доброжелательный эмоциональный настрой.

3. Повторение изученного материала (повторение определений музыкальной терминологии). Цель: формирование музыкально-эстетического словаря; подведение детей к определению темы урока. Ожидаемый результат: наличие прочных знаний; определение темы урока.

4. Зарядка. Распевание. Цель: соблюдение здоровье-сберегающего компонента урока на основе использования специальных упражнений для распевания. Ожидаемый результат: подготовленность голосового аппарата к нагрузкам.

5. Вокально-танцевальная работа (просматривалась в разучивании и исполнении песен и танца). Ожидаемый результат: повышение общей музыкальной культуры, положительные сдвиги в развитии певческих и танцевальных навыков,

6. Ритмическая работа (раскрылась в игре на музыкальных инструментах). Ожидаемый результат: совершенствование ритмического слуха и навыков игры на музыкальных инструментах, освоение элементов импровизации (в основе работы - сказки-шумелки).

8. Заключительный этап (цель: вывод по материалу урока). Рефлексия. Ожидаемый результат: самостоятельное оценивание своей деятельности.

Оценивание происходит в свободной форме. Цель: поощрение детей за активную работу на уроке. Ожидаемый результат: получение положительно-эмоционального заряда; накопление, обогащение разнообразия багажа чувственной сферы. Введение элемента театрализации вызывает у детей потребность в собственном перевоплощении, что в свою очередь приводит к творческому и эмоциональному подъему.

Таким образом, на каждом этапе урока были поставлены четкие задачи и спрогнозирован ожидаемый результат, что дало возможность повысить эффективность урока в целом.

Выбранная структура рациональна для решения задач урока, поскольку каждый этап направлен на музыкально-исполнительскую деятельность учащихся, в процессе которой ребенок ощущает темповое развитие музыки непосредственно на себе.

Использовалось сочетание фронтальной и групповой форм обучения. Групповая форма была предложена для решения проблемной ситуации и коррекционно-развивающей задачи, фронтальная - использовалась в остальных видах деятельности, в том числе музыкально-исполнительском.

Безусловно, для этой категории детей необходим дифференцированный подход. В основе дифференцирования лежит принцип оказания помощи группе детей имеющих более низкий уровень интеллектуального развития.

Контроль усвоения знаний, умений, навыков осуществляется через наблюдение учителя за деятельностью ученика (правильно ли дан ответ на ?, верно ли исполнены песня, танец, музыкально-ритмическая работа).

Психологическая атмосфера поддерживалась за счет уважительного, доброжелательного отношения к детям. Культура общения проявлялась в совместной деятельности учителя и детей, как процесса сотворчества.

Уровень работоспособности учащихся в течение всего урока обеспечивался за счет активной смены деятельности учеников, включения в процесс урока мультимедийной презентации, использования элементов театрализации, отбора доступного материала.

Считаю, что урок достиг своей цели и поставленные задачи удалось реализовать успешно, т.к. ожидаемый результат, сформировать представление детей о темповом развитии музыки посредством приобщения к музыкально-исполнительской деятельности, достигнут и дети научились понимать и определять зависимость развития музыки от изменения темпа, достаточно хорошо ориентироваться на плоскости, серьезно с уважением относиться к музыкальному наследию и труду музыканта.

Материал урока:

урок педагогический дидактический учебный

Таблица 1. Ход Урока

Содержание (деятельность педагога, обучающихся)

Класс делится на две группы, детям дается

задание: дойти до своих мест так, как им подсказывает музыка. Звучит музыка….

Введение поискового метода повышает интерес учащихся к проблеме. Ожидаемый результат: полная готовность к уроку.

Рада я вас видеть.

Меня зовут… Сегодня мы вместе проведем наш урок музыки.

Цель: доброжелательный, эмоциональный настрой.

3.Повторение изученного материала. Определение темы урока.

Вспомните ребята, что вы изучали на прошлом уроке. Какие виды развития музыки вы знаете? - ладовое, динамическое, исполнительское, композиторское… Как вы можете объяснить, что такое развитие музыки? - изменение музыки. Скажите, пожалуйста, изменялась ли музыка, под которую вы входили в класс? - она изменялась. Музыка изменялась, а следовательно она развивалась. Вы заметили, как вы входили?

Как шли ребята 1 гр.? - медленно, спокойно.

Как шли ребята 2 гр.? - быстро, спеша.

Что изменялось в музыке, с помощью чего музыка развивалась? - с помощью темпа.

Что такое темп? - скорость движения. Как темп может изменяться?

Какие темпы вы знаете? - медл., быстр., умер. Совершенно верно, музыка может развиваться благодаря изменению темпа.

Я неслучайно задала много вопросов о темпе. Может вы догадались, какую тему урока мы будем изучать. О каком виде развития музыки сегодня будет идти речь?

Мы будем говорить о темповом развитии музыки.

Повторение музыкальной терминологии. Цель:

Формирование музыкально-эстетического словаря, подведение детей к определению темы урока.

Ожидаемый результат: наличие прочных знаний, определение темы

Карточки-помощи. (Цель: реализация дифференцированного подхода).

- три лошадки и грибок;

Распевание по системе Емельянова.

Какое время года уже закончилось? - зима.

Какие зимние забавы вы любите? - ..горки,

снежки… Сейчас мы будем рисовать не только волшебной кисточкой, но и голосом.

Цель: соблюдение здоровье-сберегающего компонента урока на основе использования специальных упражнений для распевания.

Ожидаемый результат: подготовленность голосового аппарата к нагрузкам.

5. Вокальная работа (разучивание песни).

Смена положения (стоя), пение с движением, рассматривается, как своеобразная физ. минутка.

Предполагаемые ответы детей:

- Звучала песня, т.к. удобно петь, есть слова, определенная мелодичность;

- В музыке изменялся темп: вначале песни он был медленный, затем стал быстрым….

Что мы увидели благодаря изменению темпа? - едущий поезд.

Если изменялся темп, какое было развитие музыки? (при затруднении показать на тему урока) - темповое развитие.

Предлагаю разучить эту песню. (Разучивается текст 1 куплета с движениями, в ритме). Детально прорабатывается мелодическая линия песни.

Исполняется 1 куплет песни, стоя с движениями.

Какую песню мы сейчас исполняли? - …

Что изменялось. Для чего изменялся темп. Какой вид развития был в песне.

Совершенно верно! Мы открыли 1-ю карточку нашей мозаики! Что вы видите?

Мы видим на экране идущий по рельсам поезд.

(Цель: реализация коррекционно-развивающей задачи). Проходит на протяжении всего урока.

Цель 5-го этапа: повысить

культуры, получить положительные сдвиги в развитии певческих навыков.

6. Ритмическая работа. Танцевальная работа. (В данном случае рассматривается, как своеобразная физминутка)

Откроем следующую карточку. Что изображено на……. карточке? - книга. Как вы думаете, что нам предстоит делать? - читать.

Мы будем читать сказку-шумелку, а помогут нам инструменты. Я буду к вам обращаться за помощью. Ваша задача отвечать мне игрой на инструменте, так как вам подсказывает сказка. И так начнем (идет работа по озвучиванию сказки).

Кто главный герой сказки? - заяц. Чем же

занят заяц? - заяц бегает…. Как бегает?

Как развиваются события в сказке.

Что помогает изменяться нашей сказке?

Какое развитие было в сказке? - темповое

Мы перевернули вторую карточку. Что изображено на картинке? - заяц. И так можно сказать, что мы не просто читали сказку, а исполняли музыкальную сказку и создали шумовой оркестр.

Скажите, что вы видите на …… карточке?

В музыке изменялся темп. Каким он был в начале, в середине, в конце произведения?

Цель: совершенствование ритмического слуха и навыков игры на музыкальных инструментах, освоение элементов импровизации (в основе работы со сказкой-шумелкой) Цель: повысить уровень общей музыкальной культуры, получить положительные сдвиги в развитии танцевальных навыков.

7. Объяснение нового материала.

Итак, мы составляем мозаику дальше. Что изображено на ……карточке? - Граммофон.

Чем мы будем заниматься на ваш взгляд? - слушать музыку. Сядьте как слушатели.

Что изменялось в музыке? - темп. Как он развивался (изменялся)? … Что могли делать герои под такую музыку? - идти, бежать, прыгать, танцевать. Как вы думаете, это были люди или сказочные существа? - сказочные существа. Да, это были гномы!

Цель: усвоение нового музыкального материала. Цель использования игрушки: поднятие интереса детей к новому материалу. Слайд № 2. Цель: усовершенствовать образовательный процесс, повысить качество и доступность образования.

8. Заключительный этап. Рефлексия. Оценивание. Введение элемента театрализации вызывает у детей потребность в собственном перевоплощении, что в свою очередь приводит к творческому и эмоциональному подъему.

Остается последняя карточка мозаики. Что

на ней вы видите. Мы выполним коллективную работу. Вам из этих материалов предлагается сложить мозаику.

Она должна быть точно такой же, как на экране. Пожалуйста, приступайте к работе, постарайтесь работать быстро и четко.

Сравните изображение на экране и доске.

Посмотрите, все ли верно вы сделали.

Садитесь на место.

Итак подведем итоги.

наденьте эти замечательные колпачки. (Дети одевают колпачки). Посмотрите, да вы превратились в настоящих гномов.

Цель этапа: подвести итоги.

Работа с мозаикой. Ожидаемый результат: улучшение развития навыков пространственной ориентировки на плоскости.

Ожидаемый результат: самостоятельное оценивание своей деятельности.

Оценивание (проходит в свободной форме).

Цель: поощрение детей за активную работу на уроке.

Ожидаемый результат: получение положительного, эмоционального заряда; накопление, обогащение разнообразия багажа чувственной сферы.

Подобные документы

Применение компьютерных технологий в обучении как одно из устойчивых направлений развития образовательного процесса. Использование компьютерной техники при изучении музыки в общеобразовательной школе. Основные мультимедийные ресурсы для уроков музыки.

доклад [10,6 K], добавлен 26.02.2011

Теоретические основы патриотического воспитания школьников. Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы. Возрастные особенности младших школьников. Воспитание патриотизма на уроках музыки в начальной школы. Важность среды урока музыки.

курсовая работа [46,5 K], добавлен 06.02.2008

Личностно-ориентированный подход к образовательному процессу в условиях интегрированного урока музыки в 1-4 классах по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки". Использование методов, основанных на поли- и монохудожественном подходе к процессу обучения.

дипломная работа [10,0 M], добавлен 18.11.2011

Методологические основы развития музыкального мышления младших школьников. Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве музыки. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального мышления младших школьников на уроках музыки.

дипломная работа [111,3 K], добавлен 09.08.2009

Использование качественных аудио- и видеоматериалов как условие успешного обучения на уроках музыки в школе. Использование информационно-компьютерных технологий с целью активизации познавательной и творческой деятельности школьников на уроках музыки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Воспитывать эстетическое, неотчужденное отношение к художественным произведениям у детей.

3. Развивать умение высказываться с привлечением опыта ребенка, конкретных знаний.

Предмет: музыкальное искусство

Дата: 07 февраля 2019 г.

Цель урока: формирование эстетического, не отчужденного отношения к музыке Грига.

Задачи урока:

1. Воспитывать эстетическое, неотчужденное отношение к художественным произведениям у детей.

3. Развивать умение высказываться с привлечением опыта ребенка, конкретных знаний.

Методы:

- метод организации художественно-эстетической среды;

Организационный момент. (проверка готовности к уроку, состав класса)

Приветствие.

Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Для меня – счастье, видеть ваши привлекательные, любопытные лица.

И мне на протяжении всего урока хотелось бы видеть вас такими. Сегодня на уроке мы проследим жизненный путь героя одной драмы через музыку.

2.Актуализация знаний

В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят изменения. Если что-то изменяется, значит, происходит что? - развитие.

Посмотрите на доску, прочитайте глазками.

(Развитие - это изменения.)

Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит развитие, и мы, сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки.

Посмотрите на доску. Помогите мне разгадать этот ребус.


- Что такое динамика?

- Если изменяется динамика, что происходит?

Посмотрите на доску, прочитайте глазками.

(динамическое развитие).


Сейчас вы будете слушать музыку и если есть желание, вы можете потанцевать. Постарайтесь проследить будет ли изменяться музыка?

3. Работа по теме урока


Как он изменялся?

- А если изменяется темп, то происходит развитие.

- как называется такое развитие?

Посмотрите на доску. Настя, прочитай, пожалуйста.

(темповое развитие).

Сегодня на уроке у нас будет много примеров послушать и поговорить о развитии музыки.

Мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда Грига при помощи динамики и темпа.

Познакомьтесь, композитор Э. Григ.

(портрет + И.Ф. и годы жизни.)

Э. Григ родился и жил на севере, в Норвегии. Эта страна находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. Эти сказочные существа будто бы живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

Комедия-это, когда смешно, драма, когда грустно.

Музыка рассказывает историю о юноше, который покинул родной дом и отправился путешествовать в дальние страны в поисках счастья.

Звали его - Пер, фамилия - Гюнт.

Было ему тогда всего лишь 20 лет.

Во время путешествия он попадал в пещеру горного короля.

Давайте обсудим услышанное и просмотренное …

- А у нас музыка добрая? Злая.

Опишите внешность троллей по музыке.

Глаза, каким цветом, зубы, уши, волосы, нос?

Посмотрите на экран, соответствует ли ваше описание образа троллей, тому какие они на самом деле.

Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.

- Что стали делать тролли?

- А почему подкрадываются?

- Как музыка звучала? (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

- Что произошло дальше?

Слушайте музыку и покажите жестами

- Как в музыке это показано?

(музыка стала звучать быстрее и громче.)

- А тролли сейчас приближались или удалялись?

- Что это изменилось в музыке?

(темп и динамика)

Да, быстрее – это темп изменился, а громче – это динамика.

Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались.

Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости?

Послушаем музыку, что стали делать тролли?

-Танец какой? (быстрый, стремительный, дикий, страшный)

- Как изменилась музыка? Как она стала звучать? (если вначале настороженная, то сейчас…?)

(стала очень громкая и быстрая)

- Что это в музыке изменилось?

(динамика и темп)

Как много нам музыка рассказала.

-Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)

- Какое? (динамическое развитие). Динамика изменялась,

мы с вами проследили в музыке: от очень тихой до очень громкой.

И темповое развитие, темп изменялся: от медленного до очень быстрого, стремительного.

Как вы думаете, нашёл ли Пер Гюнт своё счастье?

Долго путешествовал П.Г. в поисках счастья - 40 лет.

Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь.

Читаю стихотворение Г. Алексеева, при этом обращаюсь к любому ребенку и беру его за руку:

Протяни руку и на твою ладонь

Упадет дождевая капля.

Протяни руку и на твою ладонь

Сядет стрекоза, большая зеленая стрекоза.

Только протяни руку и к тебе на ладонь

Опустится райская птица.

Протяни же руку, чего ты стесняешься?

Постой минуту с протянутой рукой

И кто-то положит тебе на ладонь

Свое пылкое, восторженное сердце.

А если положат камень?

Не обижайся, будь великодушным.

- Протяните руки. Что это за жест?

Это же жест мольбы, просьбы.

Он её бросил, камень ей положил, а она всё-равно его любит и столько много времени продолжает ждать.

Великодушная. Будьте великодушны.

Что она делает? Просит, чтобы он вернулся, надеется, ждет его.

И все время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню.

Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите, какое настроение у нее было.

- Ребята, только не забывайте, как нужно слушать. Помните, мы слова похожие подбирали, что нужно вслушиваться прислушиваться, подслушивать и только тогда можно услышать и понять музыку.

4.Динамическая пауза для снятия мышечной усталости

- Какое настроение у Сольвейг было?

- Всегда такое? Музыка менялась?

- Какая стала? (веселая).

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.

Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

-Еще какая стала? (быстрая).

- Что изменилось в музыке?

- Когда грустила, темп был…? : медленный.

- А когда думала о хорошем…? : быстрый.

- Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось?

Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке?

Посмотрите надоску, ещё раз прочитайте глазками.

(динамическое развитие - когда изменяется динамика)

(темповое развитие - когда изменяется темп)

-Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В лагерь, например?

Домой хотелось? Дом вспоминали? И хоть в лагере хорошо, весело, все-равно домой хочется.

Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал.

И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.

Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе. Хорошо им стало?

Когда человек один, ему плохо, а когда вместе - хорошо. Это счастье?

Давайте мы с вами тоже все возьмемся за руки

Все-все (самой подойти и взять детей за руки)

Мы тоже стали вместе.

А что такое для вас счастье?

Д/з Подумайте дома, что такое счастье и как увеличить счастье на Земле? С родителями поговорите и мне на следующем уроке покажете свои работы, рисунки нарисуете или напишете.

- Ребята, а вам хочется, чтобы, сколько у вас счастья в жизни было?

Чуть-чуть или много?

- А теперь давайте вдохнем счастье, ощутим (почувствуем), какой чудесный аромат у него, насладимся.

А сейчас еще раз вдохнем и тихонечко-тихонечко подуем, чтобы счастье заполнило весь наш класс, давайте все вместе - тихонечко дуем, счастье оно такое хрупкое. Поделитесь счастьем, чтобы всем-всем хватило.

Подарим всем счастье, и пусть оно летит дальше, к мамам и папам долетит,

Чтобы они тоже стали счастливыми.

Спасибо, ребята, что вы такие великодушные.

Мне особенно приятно, что сегодня передо мной были не просто девочки и мальчики, не просто ученики, а творцы: вы тоже создавали образ счастья, вы и мне помогли сегодня почувствовать счастье.

Каждый счастье понимает по- своему.

У каждого оно свое.

Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья.

Ну, хотя бы музыка.

Музыка помогает быть счастливым.

- А если мы сейчас все вместе исполним песню, это будет для вас счастьем?

- И для меня тоже.

5.Вокально-хоровая работа

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поурочный план по музыке 3 класс Учитель Толкачёва Е.Ю.

Тема четверти : “Развитие музыки Тема урока: “Виды развития музыки” (темповое, динамическое).

Цель: сформировать понятие о разнообразных видах развития музыки.

– воспитание положительной мотивации у учащихся к восприятию произведений искусства. Воспитание слушательской культуры;
– дать понятие о темпе и динамике в музыке, раскрыть значение форте и пиано. Прививать умение анализировать музыкальное произведение;
– развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков чистого интонирования при пении и чувства ритма при игре на детских музыкальных инструментах. Расширение музыкального кругозора, развитие образного мышления учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока : музыкальная беседа – рассуждение.

Профессиональные установки урока:

– Учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей младшего возраста при подборе соответствующего песенного и музыкального материала;
– Включить учащихся в различные виды музыкальной деятельности (коллективная форма – хоровое пение, слушание, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение, импровизация);

Вызвать стойкий интерес у ребят к творчеству норвежского композитора Э.Грига на основе слушание фрагмента (“В пещере горного короля”), а также исполнение музыкальных произведений (“Дружат дети всей земли”, “Почему медведь зимой спит”).

Стремиться к общению и сотрудничеству с учащимися в течение урока.

Использовать видеовоспроизводящую технику (компьютер).

Оборудование: магнитофон, фонотека, иллюстрации к песни, музыкальные термины, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты, синтезатор (ф-но)

Музыкальный материал к уроку:

Детский марш. А.Серебренников – вход в класс

музыкальное приветствие, комплекс вокально-хоровых упражнений

Разные ребята. Д. Кабалевский – повторение попевки

“ Почему медведь зимой спит”. Л.Книппер – разучивание песни

“ В пещере горного короля”. Э.Григ – слушание фрагмента

“ Калинка”. Русская народная песня – игра на детских музыкальных инструментах.

“ Комара женить мы будем ”. “Марш” Т. Хренников – выход из класса.

1. Минутка нотной грамоты.

2.Комплекс вокально-хоровых упражнений

а). Как называется знак, который открывает нам музыку? (Скрипичный, музыкальный ключ)

б). Сколько всего нот в музыке? (7) назовите их по порядку.

в). Пропоём все звуки, показывая каждую ступень рукой.

г). Приём “эхо” (до-ре-до…….

д). Скороговорка (дикция) – Андрей воробей…

е). Работа над дыханием (бесшумный вдох, медленный выдох – растягиваем или несколько отрывистых коротких выдоха) – погреем руки.

Попевка “ Разные ребята.

– я наиграю, а вы вспомните на каких ребят похожа эта музыка (1-спокойные, 2 – непоседы)

Правильно. А теперь исполним: девочки – спокойные, а мальчики-непоседы.

– Музыка в этой попевки была одинаковая или разная?

– Что изменялось в музыке? (характер, ритм)

Изменение было ритмическое.

Любое изменение в музыке называется его развитием.

Это и есть тема нашего урока. (Слайд №1)

Развитие музыки”

Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами развития музыки.

Новая тема. Вступительное слово учителя.

Чтобы понять, что такое развитие музыки и какие бывают виды развития музыки, надо внимательно слушать музыку и учителя. (Слайд №2)

Послушай, как щебечут птицы
Послушай, как поёт волна
Как дождь в окно твоё стучится
Повсюду музыка слышна

Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.

Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.

А посмотрите в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения? (да)

– в природе: прорастает зерно , растет , изменяется и становиться растением – человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д . Развитие – это, прежде всего изменение постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.

Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием.

Да. Есть развитие. Но если такое развитие есть в тексте сказки, то оно, должно быть и в музыке.

Музыка изменяется при помощи средств музыкальной выразительности.

Какие средства музыкальной выразительности вам известны? ( слайд №6)

Молодцы. Вы хорошо знаете все определения. Давайте сосредоточим внимание на этих средствах музыкальной выразительности, при помощи которых осуществляется развитие музыки.

Давайте сами составим план исполнения песни, используя средства музыкальной выразительности.

Три разных куплета – как бы три образа зимнего леса: спокойный, взволнованный и опять спокойный. В первом куплете нарисована картина спокойного леса; медведь тихо идет домой, в свою берлогу. Таким же спокойным должно быть и звучание музыки. Но в самом конце первого куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно. В третьем куплете медведь залез– в берлогу, заснул, и в лесу стало спокойнее – музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете.

Вот мы с вами сами составили план, по которому будем петь, меняя характер музыки. Такое изменение называется исполнительским развитием.

Разучивание песни. Вокально-хоровая работа по фразам (по куплетам).

План исполнительского развития : 1 куплет – спокойный
2 куплет – взволнованный
3 куплет – спокойный.

Исполнение песни целиком в характере (стоя, можно с движениями).

Молодцы. Вы постарались.

Да ребята, композитор сочинил для трех куплетов одинаковую музыку, но ваше исполнение внесло в нее развитие, движение, изменение характера. Вы пели то громче, то тише, то медленно, то ускоряя темп и т.д. Эта песня является ярким примером исполнительского развития музыки.

Продолжая тему урока, мы с вами проследим, как композитор делает развитие музыки в большом музыкальном произведении, на примере знакомства с творчеством Э.Грига.

Э. Григ – норвежский композитор. Портрет (слайд №12)

– Всмотритесь в лицо этого человека. Какие умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Поэтому и музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю, к её суровой природе. Ведь Норвегия – это северная страна ,где всегда холодно, много снега и мало светит солнце.

Композиторы часто обращались в своем творчестве к устному народному творчеству:сказкам, былинам. Сказки – истоки больших серьезных музыкальных произведений (“Садко”, “Спящая красавица” и др.).

Сюита “Пер Гюнт” – одно из таких сказочных произведений. (Слайд №….)

(Сюита – музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом).

Послушайте сюжет музыкального произведения

Пер Гюнт – это имя юноши, главного героя сюиты. Он уходит из родного дома, в дальнее путешествие, надеясь разбогатеть и найти свое счастье. Но счастье и любовь он нашел, только вернувшись на родину. В своих странствиях Пер встречает разных героев, среди них восточная танцовщица Анитра, гномы и сказочные жители пещеры– тролли. Вот один случай из его путешествия. Герой – попадает в сказочную пещеру. Прилег отдохнуть. Как только он собрался заснуть, послышалось легкое движение, тихий шорох. Из щелей, разных дырочек и бугорков начали выглядывать тролли, их становилось все больше и больше, они окружали его со всех сторон и вот они уже стали строиться в колонны с воинственными криками, появился горный король.

– Определите по музыке, на добро или зло собрались тролли.

– Сели, как слушатели. Кто из вас услышит больше изменений, тот лучше угадает замысел композитора?

Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне.

Слушание фрагмента “В пещере горного короля”.

– Что вы себе представили под эту музыку?

– Что изменялось в музыке? (темп – великолепно передано движение от медленного шествия к быстрому, динамика – от тихого к громкому,

Познакомить с записью динамических оттенков – форте (громко) и пиано (тихо).

f и р – контрастные оттенки в музыкальной речи. (слайд №14)

p f , ---------– крещендо постепенное усиление звука.

Тембр – от тихого к возбужденному, характер – от злого к агрессивному, мелодия повторялась – прием повтора, но в разном виде.)

– Какое развитие музыки вам удалось определить?

(Динамическое – от тихого к громкому, композитор рисует троллей, их шествие: издалека – вблизи,
темповое – быстрота исполнения менялась,
тембровое – из мягких звуки превратились в четкие, отрывистые, жесткие, резкие.)

Все это создало образ зла.

Повторное слушание фрагмента (можно с применением движений)

Развитие сделало музыку интересной, события меняются, и музыка об этом рассказывает нам.

На примере пьесы Э. Грига “В пещере горного короля” мы наглядно убедились, что, используя разнообразные приемы развития музыки, композитор создал яркую картину стремительной пляски сказочных существ. В основе произведения лежит одна неизменно повторяющаяся тема, но на протяжении всего звучания музыки мы с интересом наблюдаем за ее развитием: изменением характера от настороженного, затаенного до взволнованного, возбужденного; постепенным нарастанием динамики от еле слышимого пиано до громоподобного форте; ускорением темпа – от медленного до стремительного.

Таинственное шествие постепенно перерастает в дикую пляску гномов и троллей – обитателей сказочной пещеры.

Мы не смогли бы, например, дослушать до конца “В пещере горного короля”, если бы в этой музыке не было ярких, запоминающихся интонаций, если бы в ней ничего не развивалось, а все время повторялось одно и то же.

Мы узнаем и запоминаем музыку легко , если она построена на ярких, запоминающихся интонациях, нам интересно слушать музыку, она увлекает нас тогда, когда в ней есть увлекательное развитие.

Музыкальная разминка. (Танец маленьких утят) (в этой музыке тоже есть изменения, т.е. развитие.1– часть быстрая, легкая, весёлая

2 – часть плавная, медленная, спокойная

Продолжая практически осваивать изменения в музыке, я предлагаю поиграть на детских музыкальных инструментах. Но сначала угадать русскую народную песню по мелодии. (наиграть фрагмент)

– Правильно! р.н.п. “Калинка”.

Слушаем и определяем изменения.

1 часть (припев) – быстрая, весёлая, танцевальная….

2 часть (куплет) – медленная, плавная, протяжная, более песенная….

Ребята обратили внимание на ударения, акценты в музыке. Прохлопаем их отдельно без музыки

(добиваться одновременного исполнение на счёт).

Правила игры на инструментах:

– как правильно держать;

– как извлекать звук;

– когда играть, в какой момент…

Игра на д.м.и. под фонограмму (слайд №15)

Анализ исполнения .Что получилось?

Молодцы. Почувствовали и передали изменения в музыке – контраст. Приём контраста является приёмом развития и изменения музыки

В заключение урока мы с вами исполним знакомую детскую песенку о дружбе (наиграть),в музыке, которой есть развитие. (“Дружат дети всей земли”)

Повторение слов по картинкам на доске (слайд №16)

Концертное исполнение в характере с жанровым изменение: припев –танцевальный, куплет – песенный.

Обобщение темы урока

Подводя итог урока, проверяя, как вы усвоили новую, сложную тему я задаю контрольные вопросы: ( слайд №17)

– Что такое развитие? Скажите одним словом….(изменение)

– Чему мы сегодня научились? (Определять виды развития)

– Какие виды развития и в каких произведениях или песнях, пьесах вам запомнились? (Жанровое – “Дружат дети всей земли”, темповое, динамическое – “В пещере горного короля” Э. Грига, исполнительское – песня “Почему медведь зимой спит” Л. Книппера, р.н.п. “Калинка” – темповое.

– В произведениях, какого композитора было яркое развитие? (Грига.) Как оно называлось? (“В пещере горного короля”,динамическое, темповое)

Значит, в основе музыки лежат интонация и развитие ( слайд № 18)

Нет музыки без развития

Домашняя работа: – Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось, для оформления выставки на следующем уроке.

Рефлексия на конец урока.

Поднимите руку высоко вверх, если ………

– На уроке было интересно, узнал много нового.

Рука внизу, если……..

Спасибо за активную работу на уроке. Выставление оценок. Музыкальное прощание.

Мы попали в цветочный магазин. Увидели свой любимый цветок. Вдохнули аромат (нюхаем воображаемый цветок). А теперь вдохните, задержите дыхание на секунду и назовите цветок (дети называют цветок).

Мы зашли в кафе, увидели вкусное пирожное, съели его и облизываемся ( медленно) .

А сейчас возьмите свечу и подуйте на неё так, чтобы пламя наклонилось, но не погасло ( дуем) . Теперь подуйте сильно, чтобы пламя наклонилось, но тоже не погасло ( дуем). А сейчас задуем упрямую свечу. Сделайте три сильных коротких выдоха ( дуем).

Ай, дили, дили, дили,

А мы кого-то видели.

Он сидел под кустом,

Тихо щёлкал языком. (показывают)

Может это был козёл? ( ме-е-е)

Или серый волк пришёл? (у-у-у)

Может, это был медведь,

Да как начал реветь (а-а-а)

Не смогли мы разглядеть.

Потому что пошёл дождь. (показ. дождь)

А когда загремел гром

Все убежали в дом.

В доме живёт домовой.

Домовой, поговори со мной.

- Кто сможет выложить первую фразу песни на фланелеграфе? (Желающий выкладывает, все дети проверяют).

- А сейчас мы определим, кто из вас самый внимательный. Но сначала напомните, какие элементы музыкальной речи вы знаете?

- Мелодия, ритм, темп, звуковедение, тембр, регистр, динамика.

- А могут ли элементы музыкальной речи изменяться, развиваться?

- Элементы музыкальной речи могут развиваться.

- Ребята, какие вы знаете динамические оттенки?

- Форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано, фортиссимо, пианиссимо.

- Как называется произведение и кто композитор?

- Вышли из пещеры

На солнышко, на свет.

Разомнём мы косточки,

Всем физкульт. привет!

песня, какой характер. / Исполнение песни В.Шаинского/. / Ответы детей, разучивание 1-го куплета и припева/.

– Ребята, сегодня на уроке мы вспомнили все элементы музыкальной речи. Поиграли в игры, которые показали, кто из вас разобрался, как развиваются элементы музыкальной речи: ритм и динамика. Познакомились с новой песней В.Шаинского. Напомните, пожалуйста, как она называется?

– Музыку, какого композитора мы слушали?

Цель : Показать детям то, что музыка может выражать чувства, мысли людей, зверей, их выразительные и изобразительные интонации.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Итог урока.

Цель: организовать дея-ть детей.

2. вступит-я беседа.

Цель: подвести детей к изучению нового материала.

3. Изучение нового материала .

Цель: Определить вывод по теме урока.

Цель: подвести итог дея-ти уч-ся, и оценить детей.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

На прошлом уроке мы с вами начали говорить о развитии музыки, о том, какие виды развития выделяют.

А в чем заключается различие авторского и исполнительского развития?

А как вы считаете, есть музыка без развития?

Давайте послушаем эту сказку и ответим на вопрос: В чем особенность этой симфонической сказке?

То есть, для того, чтобы создать образ того или иного героя, Прокофьев использует музыкальные инструменты.

Таким образом, развитие у нас имеется в самой музыке независимо от ее исполнения, как это бывает в куплетной песне.

Если мы прочитаем (без музыки) эту сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают различные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские переговоры, то в споры. Все это и есть что?

А если такое развитие есть в тексте сказки, то оно есть и в? Написанной на текст этой сказки. Музыка выражает все, что чувствуют и думают Петя, дедушка, охотники и другие действующие лица: птичка, утка, кошка, волк.

Прокофьев очеловечивает зверей в своей сказке: они по-человечески разговаривают с Петей, друг с другом, поэтому в их музыке есть и выразительные интонации, словно это люди, и интонации изобразительные – птичка чирикает, кошка крадется, волк лязгает зубами, утка крякает…

Давайте попробуем определить, какие инструменты и как передается тема Пети?

Итак, тему Пети играют скрипки, виолончель, альт, струнный контрабас.

Что вы можете сказать о музыке, изображающей Петю?

Если вы внимательно слушали, то в начале сказки настроение музыки спокойное, веселое, бодрое, не предвещающее никаких событий (сочетаются элементы песни, танца и марша), а в заключительной части – общее шествие – марш, вырастает из Петиной музыки (Петя герой)!

Птичка – деревянный музыкальный инструмент – флейта;

Дедушка – фагот; волк – медные духовые инструменты: валторны;

Охотники – флейта, гобой, кларнет, фагот.

Выстрелы – барабаны, литавры.

Ребята, скажите сколько частей в этой сказке?

Еще необходимо помнить о том, что утка наверняка выберется из волчьего живота – это ведь сказка! А дедушка всегда остается одинаковым: он добрый, всегда немного ворчит. Сперва он немного боится, что бы с Петей не случилось ни какой беды, а в конце обеспокоен мыслью, что было бы с Петей если бы волка не поймали.

Таким образом можно сделать вывод, что если есть развитие сюжета. То следовательно есть развитие и музыки.

Скажите погромче слово гром,

Грохочет слово словно гром.

Скажи потише в мышат

И сразу мыши зашуршат.

Итак, ребята, можно ли сказать, что развитие есть в самой музыке?

Таким образом можно сказать, что музыка выражает что?

И для того, чтобы создать тот или иной образ, что необходимо?

Все молодцы! Спасибо за работу!

Музыка – это искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно шаг за шагом.

Авторское развитие заключается самим автором, в соответствии с замыслом, сюжетом, идеей.

Исполнительское развитие зависит от самого исполнителя, от того, как он исполняет песню.

Нет, даже если она изображает покой, неподвижность, в ней все равно есть развитие.

Особенность заключается в том, что персонажи и все события передаются темпом звучания различных музыкальных интервалов.

Читайте также: