Судьба реализма историческое место произведений толстого и чехова на рубеже 19 20 веков конспект

Обновлено: 05.07.2024

В 1880-е годы в реалистической литературе отмечается истощённость: нас покидают Ф. Достоевский, И. Тургенев, Н. Некрасов, сложнейший период переживает и сам Л. Толстой. Только начинается зрелое творчество А. Чехова, только входят в литературу М. Горький и И. Бунин. Но значительных произведений в эту эпоху не появилось. Это понимали и сами писатели. А. Чехов как-то сказал И. Бунину: "Вот Толстой умрет и все пойдет к черту!" - "А литература?" - "И литература".

Некоторый застой в реалистическом искусстве закономерно вызывает необходимость в его обновлении, поиске новых форм. Возникают объективные условия для становления модернизма (modern - "новый"). Его первыми идеологами стали литературные деятели Н. Минский и Д. Мережковский, твердившие, что литература растеряла свою глубину, в ней закрепились материализм и гражданская направленность, обоснованная в 1860-е годы Н. Чернышевским, Н. Добролюбовым, Д. Писаревым, поэтому литература пришла в упадок, изжить который помогут новые подходы. Русский модернизм был крайне неоднородным и существенно повлиял на развитие реализма.

Именно в конце 1900-х - начале 1910-х годов возникает термин "новейший реализм". К неореалистам можно отнести почти всех писателей начала ХХ века - от А. Белого и Ф. Сологуба до И. Бунина и А. Куприна. Предметом их изображения становится повседневная жизнь, в которой нет места героическому событию, предмет их изображения - просто человек. Это относится, например, к главному герою в рассказе И. Бунина "Господин из Сан-Франциско", не имеющему даже имени, живущему ради денег, положения в обществе и вещей.

Характерной чертой неореалистической литературы становится сближение прозы с поэзией, что проявилось в становлении лирической прозы (А. Чехов, И. Бунин).

В неореализме наблюдается небывалое разнообразие стилей, методов и жанров. Поколение "младших" реалистов (И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, М. Горький и др.), продолжая гуманистические традиции русской классики (идея согласия и гармонии всех сословий, гуманизм, свобода и ценность каждого человека), вносит в реализм новые темы, жанры, стили. В рассказах зрелого А. Чехова, у И. Бунина и Б. Зайцева проявляются черты импрессионизма. Например, в "Антоновских яблоках" И. Бунина практически исчезает сюжет, зато присутствует лиричность повествования, насыщенность художественными деталями (запах антоновских яблок, стук падающих яблок в саду и др.), большое внимание уделяется передаче ощущений.

Резкая критика существующей власти, большая роль символов и условности в произведениях Л. Андреева позволяют определить его художественный метод как экспрессивный реализм.

В раннем творчестве Горького, Куприна, Короленко особо заметно воссоединение романтизма и реализма. Данные писатели усилили сюжетное начало, в свои произведения они внесли романтический пафос.

Творчество Д. Мамина-Сибиряка определяют как социальный реализм, где большое внимание уделялось обличению пороков российского капитализма.

В недрах реализма зарождается литература пролетариата, объединившая поэтов-самоучек (В. Князев, Д. Бедный и др.), которые показывали жизнь рабочих. Отличительными чертами этого направления были исторический оптимизм, злободневность, призывность, условно-романтические образы, социальная заостренность, использование жанров фельетона, эпиграммы, политической басни.

1905 год - рождение социалистического реализма, связанное с выходом в США романа "Мать" М. Горького. Сам термин "социалистический реализм" войдет в употребление только после 1934 года, но тенденциозное отражение мира, герой-революционер, жертвующий личной жизнью ради всеобщего блага, стали отличительными чертами нового течения в реалистической литературе.

В реалистической литературе начала ХХ века преобладают малые жанры: рассказ, новелла, очерк, часто объединяемые в циклы, что позволяло писателям быстро реагировать на события, откликаться на злобу дня.

  • - исчезновение русской деревни, патриархальной России, "дворянских гнезд" ("Антоновские яблоки", "Деревня", "Суходол" И. Бунина; "В овраге", "Мужики" А. Чехова);
  • - взаимоотношения интеллигенции и народа ("Без дороги", "На повороте" В. Вересаева);
  • - капиталистический труд и жертвы капитализма (романны Д. Мамина-Сибиряка, "Молох" А. Куприна);
  • - разрушение гармонии между человеком и природой (М. Горький, В. Короленко);
  • - антивоенная тема ("Красный смех" Л. Андреева, "Гамбринус" А. Куприна и др.).

Идет процесс объединения писательских сил вокруг М. Горького и издательства "Знание" (с 1902 года М. Горький - глава этого издательства). "Знание" поставило главной задачей популяризацию литературы среди всех слоев населения. В этом издательстве печатаются в небольших и удешевленных брошюрах классики и современники, книжки распространяются в основном среди рабочего и крестьянского класса.

С 1899 года у Н. Телешова по средам ("телешовские среды", или кружок "Московская литературная среда") собираются прогрессивно настроенные интеллигенты: писатели (М. Горький, Л. Андреев, В. Вересаев, А. Серафимович, В. Зайцев, А. Куприн), художники (И. Левитан, В. Васнецов), артисты (Ф. Шаляпин, В. Качалов). На заседаниях кружка обсуждались преимущественно неопубликованные произведения, которые часто читали сами авторы. Впоследствии многое, что обсуждалось на "средах" было напечатано в сборниках издательства "Знание".

СУДЬБА РЕАЛИЗМА:

ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Л.Н. ТОЛСТОГО И А. П. ЧЕХОВА

НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ

Модернизм – общее название направлений в искусстве и литературе ХХ века (символизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм, футуризм и т.д.), для которых характерны отрицания традиуионных форм и эстетики прошлого, опора на условность стиля, экспериментаторство и противопоставление себя реализму.

Декаданс – общее наименование кризисных явлений европейской культуры конца XIX - начала ХХ века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни. Многие мотивы декаданса стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

Подобное деление русской литературы начала XX века на два явно неравноценных русла, тем более предпочтение одного из них в качестве Серебряного века другому абсолютно неоправданно.

Таким образом, русская проза – прежде всего это касается творчества И.А. Бунина, М. Горького, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева и др. – добилась многого, продолжая традиуии великих реалистов Л.Н. Толстого и А.П. Чехова.

1. Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.

2. Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.

3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что

она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

Ход урока.

1. Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

- Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

(Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы6

- серебряный век (1900-1917)

-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

-литература середины века (50-70-е годы)

- литература 80-90-х годов

2. Русская литература рубежа веков.

Основные направления литературы 19-20 веков.

  1. Критический реализм.
  2. Декаданс.
  3. Модернизм : символизм, акмеизм, футуризм.
  4. Социалистический реализм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

- Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

5. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

ВложениеРазмер
vvodnyy_urok_literatury_v_11_klasse.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Вводный урок литературы в 11 классе.

Тема: Характеристика литературного процесса на рубеже19-20 веков.

  1. Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века.
  2. Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину.

3. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века

Значение художественной литературы огромно потому, что

она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и

1. Вступление к уроку . На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.

- Какой была внутриполитическая обстановка в стране?

(Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции).

И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Литература 20 века – это и советская литература, и литература русского зарубежья.

Периодизация русской литературы6

- серебряный век (1900-1917)

-первые десятилетия советской литературы (1917-1941)

-литература в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)

-литература середины века (50-70-е годы)

- литература 80-90-х годов

2. Русская литература рубежа веков.

Основные направления литературы 19-20 веков.

  1. Критический реализм.
  2. Декаданс.
  3. Модернизм : символизм, акмеизм, футуризм.
  4. Социалистический реализм.

Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.

Особенности литер. направления.

1. Критический реализм.

А) Символизм (1870-1910г.)

Первое и самое крупное течение, возникшее в России.

Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)

В) Футуризм (будущее)

1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.

2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.

3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.

2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.

1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.

2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.

1. Выражение идеи с помощью символов.

3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.

4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.

1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.

2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.

3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.

1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.

3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.

2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

3. Писатель-это выразитель идей социализма.

4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.

В мире широком, в море шумящем

Мы-гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-

Мы-гребень встающей воны.

- Вот результаты сопоставления:

1. Перестройка во всех областях жизни.

4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)

4. Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамка определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.

5. Домашнее задание.

1) Выучить основные положения лекции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии.

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям.


Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: .


Презентация к вводному уроку литературы 10 класс

Презентация. Эпоха. 19век.


Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения, названы электронные ресурсы к уроку.

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая разработка по литературе "Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М.Пришвина .

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать интерес к литературе как одному из видов искусства.

В ходе лекции составить план-конспект

Илья Глазунов. Вечная Россия.

Илья Глазунов. Вечная Россия.

Вставка рисунка Мы. В мире широком, в мире шумящем Мы – гребень встающей волны, Странно и сладко жить настоящим, Предчувствием песни полны. Радуйтесь, братья, верным победам! Смотрите на даль с вышины! Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом, - Мы – гребень встающей волны. 4 апреля 1899 Валерий Брюсов

В мире широком, в мире шумящем

Мы – гребень встающей волны,

Странно и сладко жить настоящим,

Предчувствием песни полны.

Радуйтесь, братья, верным победам!

Смотрите на даль с вышины!

Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом, -

Мы – гребень встающей волны.

4 апреля 1899

Валерий Брюсов

Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация. Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

Россия рубежа XIX-XX веков.

Историко-культурная ситуация.

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века?

ДВЕ РЕВОЛЮЦИИ Февральская революция Октябрьская революция 1905 года 1917 года

ДВЕ РЕВОЛЮЦИИ

ТРИ КРОВОПРОЛИТНЫЕ ВОЙНЫ

Первая мировая война

Основные политические силы России в начале ХХ века защитники монархизма сторонники буржуазных реформ идеологи пролетарской революции

Основные политические силы России

в начале ХХ века

защитники монархизма

сторонники буржуазных реформ

идеологи пролетарской революции

переустройства России

Манифест 11 октября

Государственная

Теоретическая подготовка революции

Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания. Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время? Создание квантовой теории Определение массы электрона

Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.

Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время?

Создание квантовой теории

Определение массы электрона

Исследование радиации ( супруги Кюри ) Открытие рентгеновских лучей (Рентген)

Исследование радиации ( супруги Кюри )

Открытие рентгеновских лучей (Рентген)

Изобретение беспроволочной связи (Попов, Маркони) Создание теории относительности (Эйнштейн)

(Попов, Маркони)

теории относительности (Эйнштейн)

Как говорил философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства, между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом.

Как говорил философ

Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства, между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, конец истории сошелся с ее началом.

( Горький в письме к Пятницкому ( 1901)

Н. Бердяев писал:

Читайте также: