Правовая охрана вод конспект

Обновлено: 06.07.2024

Воды — возобновляемый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, без которого немыслима жизнь человечества. Этот неотъемлемый компонент окружающей среды, обеспечивающий экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, является основой жизни и деятельности народов всего мира.
Дефицит пригодных для человека водных ресурсов — тревожный симптом наблюдающегося глобального экологического кризиса. Он имеет место во многих странах мира, включая и некоторые регионы России. Российское водное законодательство призвано создать такие условия, при которых потребительское отношение к водам (загрязнение, засорение и истощение) было бы исключено.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Объекты и субъекты водных отношений 4
Вредное воздействие на водные ресурсы и цели водного законодательства 4
Объекты водных отношений 7
Субъекты водных отношений 9
2. Право собственности и иные права на водные объекты 12
Право собственности на водные объекты 12
Виды права пользования водными объектами 15
Обязанности водопользователей 17
Целевое использование водных объектов 19
3. Способы охраны водных объектов 21
Виды вредного воздействия на воды 21
Направления правовой охраны 22
Водоохранные зоны водных объектов 23
4. Особенности государственного управления в области использования и охраны вод 27
Принципы и функции водного управления 27
Планирование рационального использования водных объектов 28
Бассейновые соглашения 29
Наблюдение за водными объектами 31
Особенности контроля и экспертизы в области использования и охраны
вод 34
Список используемой литературы 38

Прикрепленные файлы: 1 файл

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОД реф.doc

БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА

Воды — возобновляемый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, без которого немыслима жизнь человечества. Этот неотъемлемый компонент окружающей среды, обеспечивающий экономическое, социальное и экологическое благополучие населения, является основой жизни и деятельности народов всего мира.
Дефицит пригодных для человека водных ресурсов — тревожный симптом наблюдающегося глобального экологического кризиса. Он имеет место во многих странах мира, включая и некоторые регионы России. Российское водное законодательство призвано создать такие условия, при которых потребительское отношение к водам (загрязнение, засорение и истощение) было бы исключено.
Цель моей работы – проследить, каким образом осуществляется правовая охрана вод. Задачи – определить объекты и субъекты водных отношений, право собственности и иные права на водные объекты, способы охраны водных ресурсов, проанализировать особенности государственного управления в области использования и охраны вод.

Россия — богатейшее государство планеты по запасам пресных природных вод, суммарный объем которых составляет около 50 тыс. км 3 . Это составляет примерно 20% мировых запасов пресных подземных и поверхностных вод. На территорию РФ приходится 2,5 млн рек, 2,7 млн озер, 2290 водохранилищ объемом свыше 1 млн м 3 , 30 тыс, малых водохранилнщ и прудов, 37 тыс. крупных систем межбассейнового перераспределения стока. Морское побережье России (около 60 тыс. км) омывают 13 морей. Общая площадь морской акватории, находящейся под юрисдикцией России, составляет 7 млн км 2 . Прогнозируемые ресурсы подземных вод достигают 350 км, имеется около 3,5 тыс. месторождений подземных вод. Таким образом, вклад России в мировую сокровищницу вод весьма ощутим и предполагает их всестороннюю, в том числе правовую, охрану.

Вредное воздействие на водные ресурсы и цели водного законодательства

Общая высокая обеспеченность водными ресурсами не оправдывает их хищническую эксплуатацию. Долгое время в нашей стране практиковалось нерациональное и малоэффективное использование этих незаменимых природных благ. Во многом оно было обусловлено даровым характером природопользования, в частности, широко распространенной бесплатностью использования водных объектов. По мере хозяйственного освоения территорий происходило истощение, загрязнение, засорение вод. В результате произошло ухудшение питьевого водоснабжения, и значительная часть россиян вынуждена пить некачественную воду.
От истощения страдают прёжде всего реки южного стока: практически исчерпаны возможности безвозвратного водоотбора в бассейнах рек Дон, Терек, Урал, Миасс. Наиболее распространены загрязнения вод нефтепродуктами, фенолами, легкоокисляющимися органическими веществами. Качество воды зачастую не соответствует микробиологическим требованиям. Из-за перегруженности и низкой эффективности работы очистных сооружений объем нормативно очищенных стоков охватывает лишь малую часть всех требующих очистки вод. Степень загрязнения прибрежных районов морей оценивается от чистой до чрезвычайно грязной, особую озабоченность вызывает захоронение радиоактивных отходов в Белом и Баренцевом морях.
Российские, водные ресурсы и водное хозяйство подпадают под действие как водного, так и природоохранного законодательства. Если природоохранное законодательство регулирует отношения по охране водных ресурсов самым общим образом, то водное законодательство, являясь природоресурсным, имеет более конкретные цели:

Объекты водных отношений

Субъекты водных отношений

В качестве участников водных отношений выступают Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, физические и юридические лица. От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований действуют их органы власти.
Российская Федерация определяет государственную политику в области использования и охраны водных объектов, в частности, порядок использования водных объектов. Кроме того, Российская Федерация осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также перераспределение водных ресурсов из федеральных водных объектов, В федеральном ведении также находятся государственный мониторинг, учет, кадастр и контроль в области использования и охраны вод.
В настоящее время статус субъектов РФ как участников водных отношений определен недостаточно. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-Ф3 внес существенные изменения в ВК, а субъекты РФ лишаются многих существенных полномочий, которые перераспределяются в пользу Российской Федерации. Однако основанные на конституционных положениях нормы ВК об участии субъектов РФ в водных отношениях и о том, что водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, сохранены.
Муниципальным образованиям передаются отдельные государственные полномочия в сфере использования и охраны водных объектов, реализация которых подконтрольна государству. Для осуществления этих полномочий предаются материальные и финансовые средства.
Участниками водных отношений являются водопользователи — граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами. В водном законодательстве строго разграничиваются водопользователи, осуществляющие предпринимательскую деятельность (граждане и юридические лица), и граждане, свободно использующие водный объект для собственных нужд. Последние не нуждаются в лицензировании, но в то же время не освобождены от требований, общих для всех водопользователей. От водопользователей следует отличать водопотребителей: последние прямо не используют водный объект, а воду получают через водопользователей.
По числу водопользователей российские водные объекты также юридически классифицируются. Водные объекты, находящиеся в открытом и общедоступном пользовании неограниченного круга лиц, признаются объектами общего пользования. Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, если в водоохранных и природоохранных целях не установлено другое. На определенных условиях также допускается общее пользование частными обособленными водными объектами. При этом происходящее ограничение права собственника следует компенсировать и отразить в едином государственном реестре прав. Право общего пользования распространяется и на береговую полосу (бечевник) вдоль водоемов и водотоков, ширина которой не может превышать 20 м. Каждый вправе использовать ее для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования (включая рыболовство и причаливание плавательных средств).
В свою очередь, водные объекты, используемые ограниченным кругом лиц, являются водоемами особого пользования. Они не исчерпываются частными обособленными водными объектами. В особое пользование могут предоставляться водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Это бывает в случаях обеспечения государственных и муниципальных нужд (оборона, транспорт, энергетика).

В Российской Федерации использование водных объектов осуществляют на следующих титулах: право собственности, право долгосрочного, краткосрочного, ограниченного пользования (водный сервитут). Водные объекты находятся в основном в государственной собственности, но собственник передает их в пользование физическим и юридическим лицам. При этом необходимо заключение договоров, в которых определяют условия использования и охраны водотоков и водоемов.

Право собственности на водные объекты

В процессе эксплуатации водных объектов все физические и юридические лица должны соблюдать определенные правила, не нарушать агротехнические и гидротехнические нормы безопасности, проводить производственные, мелиорационные, технологические, санитарные и иные действия по защите и сохранности водных объектов.

Правовая охрана водных объектов

Правозащита водных объектов может рассматриваться в двух видах:

  • запрет на проведение конкретных манипуляций;
  • ограничение конкретных манипуляций.

Водный кодекс Российской Федерации содержит законодательные положения, обеспечивающие правовую охрану вод и налагающие запрет на:

  • выброс, слив и дампинг различного мусора, утилизированных продуктов технического и бытового использования в водные объекты;
  • поиск и извлечение природных ресурсов, торфа и сапропеля из почвы водоемов, а также строительство опор и объектов на них, способных нанести вред водному биоценозу, почве, поверхностным водам, береговой зоне водоемов;
  • использование судоходных морских объектов без системы сбора утилизированных веществ, накапливающихся в процессе работы этих объектов;
  • загрязнение обледенелой зоны водных объектов, ледников и снежников;
  • дампинг и выброс радиоактивных токсинов и отравляющих продуктов;
  • выкачку воды из водоемов, если это может ухудшить и навредить или иным образом значительно сказаться на состоянии водоема и прочее.

Существенно улучшить качество контроля за отсутствием нарушений в ограничениях по проведению тех или иных манипуляций позволяют специально отведенные зоны водной охраны и прибрежные защитные полосы, нормативы установления которых отражены в положениях Водного кодекса РФ (статья 65).

Территориальные рубежи водоохраны включают в себя прибрежные защитные полосы, в границах которых вводятся добавочные ограничения по ведению хозяйствования и использованию природной среды.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев рассчитывается от того места, где река или ручей берет свое начало:

  • до 10 километров – в размере 50 метров;
  • от 10 до 50 километров – в размере 100 метров;
  • от 50 километров и далее – в размере 200 метров.

Радиус водной зоны для охраны местности, на которой берут свое начало реки и ручьи, составляет 50 метров. Граница водной охранной зоны рек и ручьев, не достигающих 10 километров в длину, проходит в том же месте, где и прибрежная защитная полоса.

Ширина водной зоны охраны озер и водохранилищ, кроме озер, находящихся на территории болот, а также озер и водохранилищ, водный участок которых занимает площадь менее 0,5 квадратного километра, считается равной 50 метрам. Ширина водной зоны охраны морей установлена в размере 500 метров.

На территории зоны водоохраны нельзя:

  • применять сливные и загрязненные воды в качестве средства удобрения земли;
  • совершать различные захоронения, в том числе животных;
  • совершать дампинг утилизированных продуктов, радиоактивных токсинов, взрывающихся и химических веществ, отравы и ядов;
  • применять авиацию в мероприятиях, направленных на уничтожение паразитов, портящих флору, и для лечения растительности;
  • осуществлять передвижение и стоянку транспорта (за исключением специализированного транспорта) вне пределов отдельно отведенных для этого территорий, имеющих твердую основу.

На территории зоны водоохраны возможны разработка, возведение, ремонт, сдача в пользование, использование хозяйственных и других категорий построек в том случае, если они оборудуются устройствами, позволяющими защищать водные объекты от загрязнения и сокращения водных ресурсов согласно законам РФ в отраслях природоохраны и водоохраны.

Внутри границ прибрежных защитных полос, наряду с выше перечисленным, также запрещено:

  • проведение пахотных работ на почве;
  • устанавливать насыпи размываемого грунта;
  • выгуливать и выпасать скота, формировать для него пастбища и купальни.

Возможно установление ограничений и запретов также в специальных округах и санитарноохранных зонах.

Разметка определенной территории для расположения рубежей водоохранной зоны и прибрежных защитных полос, а также размещения соответствующих распознавательных знаков, проводится согласно правилам, предусмотренным Правительством Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение режима эксплуатации водных объектов

Правовую защиту эксплуатации водных объектов обеспечивают предусмотренные законодательством санкции. В статьях 68 и 69 Водного кодекса РФ для правонарушителей предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность за несоблюдение режима использования водных объектов возникает в случаях:

  • порчи или самовольной ликвидации опознавательных водоохранных знаков и указателей водной хозяйственной деятельности, территориальных указателей рубежа водной охраняемой зоны и защитных прибрежных полос, включая прибрежные полосы внутренних морских вод и территориального моря России (ст. 7.2 КоАП РФ) ;
  • самоуправного размещения на территории зоны водного объекта без получения разрешения, дающего право на использование территории этого объекта, ее части, а также водных ресурсов объекта (ст. 7.6 КоАП РФ);
  • нанесения вреда водоохранному, гидротехническому и водохозяйственному оборудованию, устройству систем подачи питьевой воды и канализации городов, сел, деревень (ст. 7.7 КоАП РФ);
  • размещения без разрешения на территории земельного участка прибрежной защитной полосы, зоны водной охраны, санитарноохранного округа водоисточников для питьевых и бытовых нужд населения (ст. 7.8 КоАП РФ);
  • передачи прав ведения деятельности на водном объекте другому лицу или обмена одного водного объекта на другой без соответствующей государственной перерегистрации (ст. 7.10 КоАП РФ);
  • несоблюдения правил и техники эксплуатации мест добычи гидроминеральных ресурсов, что может вызвать истощение источников (ст. 8.9 КоАП РФ);
  • несоблюдения правил и техники эксплуатации в местах сбора и накопления воды, что может испортить и навредить ее запасам;
  • уклонения от обязанностей по проведению ремонтных работ и мероприятий по облагораживанию строений на водных объектах и охраняемой территории водных зон и прибрежных защитных полос, чтобы поддерживать пригодное для использования состояние;
  • самоуправной добычи минеральных и природных ресурсов, торфа, сапропеля, проведение молевого сплава древесины, а также несоблюдение технического режима очищения водных объектов от утонувших древесных обломков и насосов;
  • несоблюдения правил эксплуатации и защиты территории водных объектов, способных привести к ее загрязнению и истощению;
  • засорения ледниковой зоны и порчи лечебно-целительной зоны водных объектов, нанесения ущерба состоянию водных объектов, предназначенных для туризма, отдыха, спортивных мероприятий, а также особенно охраняемым объектам, посредством дампинга или сброса утилизированных и опасных продуктов, причиняющих непоправимый вред окружающей среде (ст. 8.13 КоАП РФ);
  • несоблюдения техники эксплуатации воды в процессе ее забора, а также в ходе слива загрязненной воды в водные объекты;
  • несоблюдения предусмотренных требований по использованию и применению водных ресурсов в процессе добычи природных ископаемых, минералов, торфа, сапропеля в зоне водных объектов, отступления от технологических норм по строительству и использованию субаквальных и надводных объектов в процессе осуществления водного-судоходного промысла, нефтяных работ, дноуглубительных действий, проведения мероприятий на дамбах и портовых постройках (ст. 8.14 КоАП РФ);
  • несоблюдения правил техники использования водоохранных и водохозяйственных объектов (ст. 8.15 КоАП РФ);
  • самоуправства или отказа от выполнения предусмотренных законом требований дампинга утилизированных продуктов и иных предметов, попавших на водный объект с авиационных сооружений, искусственных островов, судоходных средств, различных построек и установок, в границах внутренних морских вод, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19 КоАП РФ).

Граждане, привлеченные к административной ответственности за правонарушения на водных объектах, обычно облагаются штрафными санкциями, а также обязанностями по ликвидации нарушенных требований и компенсации нанесенного ущерба.

Нанесение вреда водным объектам может быть неосторожным или намеренным. К административной и уголовной ответственности за это привлекаются как лица, работа которых имеет отношение к водным объектам, так и не связанные с водным объектом граждане, причинившие ему вред.

Засорение и загрязнение водных объектов может произойти:

  • в процессе использования неисправной очистительной техники производственными учреждениями, коммунально-бытовыми службами и иными организациями;
  • при выведении из работы и выключении очистительной техники на неустановленный срок;
  • при отступлении от требований по безопасной перевозке, хранению и употреблению минеральных удобрений и иных веществ и прочее.

Уголовная ответственность за нарушение режима эксплуатации водных объектов

Несение уголовной ответственности за несоблюдение режима использования водных объектов возникает в случаях:

  • замусоривания, зашлаковывания, сокращения объемов поверхностных и подземных вод, питьевых ресурсов пресных вод, а также ухудшения их природных свойств, что нанесло значительный ущерб здоровью людей, флоре, фауне, биоценозу водоемов, лесным и сельским объектам (ст. 250 УК РФ);
  • засорения морских вод и прибрежной морской зоны отходами производства береговых предприятий, несоблюдения требований по проведению дампинга или сброса транспорта, создания в морских водах искусственных островов, построек, скоплений вредоносных для здоровья населения и морского биоценоза продуктов и материалов, затрудняющих эксплуатацию морской зоны (ст. 252 УК РФ);
  • самоуправного создания искусственных островов, приспособлений и построек на континентальном шельфе Российской Федерации, неразрешенного формирования зон безопасности около них, либо в исключительной экономической зоне России, а также несоблюдения требований по возведению, использованию, защите и уничтожению искусственных островов, приспособлений, построек и инструментов системы защиты морского судоходства;
  • анализа, поиска, разведывания, драгирования полезных ископаемых континентального шельфа или исключительной экономической зоны государства при отсутствии законного разрешения на проведение такой деятельности (ст. 253 УК РФ);
  • противоправной добычи (вылова) фауны водоемов (ст. 256 УК РФ).

Статья 11 Уголовного кодекса РФ рассматривает преступные правонарушения, произошедшие в границах морских вод России, в качестве правонарушений, относящихся к территории государства.

Применение административных или уголовных санкций к правонарушителям не снимает с них обязанностей компенсировать нанесенный ущерб и ликвидировать последствия преступления. Виновные граждане делают это либо на добровольных началах, либо принудительно по решению суда. Способы расчета и оценки величины вредоносного ущерба, произведенного на водном объекте виновниками преступного правонарушения, регулируются приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87.

Если правонарушение на водном объекте совершено служебным лицом, то помимо административной и уголовной ответственности, возникает дисциплинарная. Виновные сотрудники привлекаются к дисциплинарной ответственности вследствии нарушения ими должностных обязанностей, в результате которых нанесен вред водному объекту и не соблюдено водное законодательство. Дисциплинарные взыскания основаны на трудовых отношениях и применяются к виновным в правонарушениях сотрудникам в следующих формах:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Прочтите лекционный материал

2. Просмотрите презентацию 2.4.

3. Выполните в тетради краткий конспект темы по представленному ниже плану.

4. Ответьте на контрольные вопросы.

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

ТЕМА: Правовой режим использования и охраны вод.

2.Виды водопользования и виды права водопользования.

3.Участники водных отношений. Категории особо охраняемых водных объектов.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ водное законодательство состоит из ВК РФ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать ВК РФ.

Водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации.

Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Водопользователь-гражданин, как и водопользователь - юридическое лицо, вправе использовать водные объекты для осуществлении предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование.

Водопользователь, использующий водные объекты для обеспечения нужд водопотребителей, обязан осуществлять деятельность в соответствии с ли цензией на водопользование и договором пользования водным объектом.

долгосрочное – на срок от 3 до 25 лет;

краткосрочное – на срок до 3 лет.

Виды права водопользования (по основанию приобретения ):

право общего водопользования – устанавливается на основании лицензии на водо­пользование и заключенного в соответствии с ней дого­вора пользования водным объектом;

право особого водопользования – приобретается на основании решения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федера­ции, лицензии 1 на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объ­ектом.

Виды права водопользования (по объему правомочий ):

собственно право водопользования – право в любое время использовать водные объекты;

право ограничен­ного пользования (сервитут)

а) исходя из права пользования:

публичные (каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объ­ектами);

частные (в силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или кратко­срочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц).

б) по цели установления выделяются сервитута, установ­ленные для:

забора воды без применения сооружений, техниче­ских средств и устройств;

водопоя и прогона скота;

использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плава­тельных средств.

Водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосроч­ ное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.

Право долгосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок от трех до двадцати пяти лет.

Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет.

Участниками водных отношений являются:

Осуществление охраны водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством ре­гулирования деятельности стационарных и других источников загрязне­ния. Запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производ­ственных, бытовых и других отходов.

Защита вод от загрязнения сверх нормы достигается :

применением технологий, не оказывающих негативного воздействия на окружающую природную среду;

ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов;

введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросом сточных вод в водные объекты и выбросов в атмосферу.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:

осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезврежен­ных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих воз­будителей инфекционных заболеваний.

Поддержание водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям. Для поддержания состояния водных объектов, соответствующего экологическим требованиям, осуществляются сбросы воды из водохранилищ (экологические попуски) и устанавливается объем безвозвратного изъятия поверхностных вод. Для поддержания водных объектов в состоянии, соот­ветствующем экологическим требованиям, для предотвращения загрязне­ния, засорения и истощения поверхностных вод, а также сохранения сре­ды обитания объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны.

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории вод­ного объекта, на которой устанавливается специальный режим использо­вания и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.

В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель, рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей.

Категория особо охраняемых водных объектов. В целях правовой охраны водных водных объектов, имеющих особое природо­охранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздорови­тельное значение, они могут быть отнесены к категории особо охраняемых водных объектов. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности.

К категории особо охраняемых водных объектов относятся :

участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

зоны охраны истока или устья водных объектов;

места нереста ценных видов рыб;

иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной свя­ти с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подле­жащими особой охране.

Бассейновое соглашение заключается между специально уполномочен­ным государственным органом управления использованием и охраной модного фонда и органами исполнительной власти субъектов Федерации, расположенными в пределах бассейна водного объекта.

Предметом данных соглашений являются:

восстановление и охрана водных объектов;

координация и объединение деятельности, направленной на восстанов­ление и охрану водных объектов.

1. Что называют водным фондом и каков его состав?

2. Каким правовым актом закрепляется право собственности на водные объекты?

Ограничения водопользования на водных объектах общего пользования. Водное законодательство и юридическое понятие "воды". Правовые меры и государственный контроль за охраной вод. Юридическая ответственность за нарушение требований по охране вод.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 19.02.2016
Размер файла 24,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГОУ ВПО "Самарский Государственный университет"

Контрольная работа по курсу "Экологическое право"

"Правовая охрана вод"

Группы: 09 101.32 Сомов Андрей

1. Воды как объект правовой охраны

3. Правовые меры охраны вод

4. Государственный контроль за охраной вод

5. Юридическая ответственность за нарушение требований по охране вод

Список использованной литературы

1. Воды как объект правовой охраны

Воды - это совокупность физико-географических водных объектов: рек, озер, водохранилищ, других поверхностных водоемов и водных источников, подземных вод, ледников, морей и т.д., которые составляют единый государственный водный фонд. Эти водные объекты находятся в собственности государства.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.); водотоки -- реки, ручьи, каналы; водоемы -- озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища; болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники;

2) подземные водные объекты: бассейны подземных вод; водоносные горизонты.

Право пользования водами, предлагающее возможность добычи воды и присвоения ее общественными организациями или гражданами или установление права оперативного управления, регламентируется законодательством, допускается при соблюдении установленных требований, и, основное, с сохранением за государством права собственности на эксплуатируемый водный объект.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации.

водный законодательство охрана ответственность

Кроме Водного кодекса, вопросы охраны вод регламентируются Конституцией РФ, Международными источниками водного права и иными законами в области водных отношений.

Конституционные нормы о водных отношениях

Конституция России - фундаментальный источник российского водного права. Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и воды) используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ст. 72 Конституции РФ охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Международные источники водного права

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанная в Хельсинки в 1992 г. и ратифицированная Россией. Кроме того, Россия подписала и исполняет ряд двусторонних соглашений и договоров с соседними государствами по использованию и охране водотоков и водоемов. Такие договоренности имеются с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Украиной, Казахстаном, Монголией, Китаем и др. Для организации работ по выполнению соглашений правительства сторон создали совместные комиссии или назначили уполномоченных.

С российской стороны эти органы возглавляются уполномоченными на то лицами в ранге первого заместителя МПР России.

Иные законы в области водных отношений

3. Правовые меры охраны вод

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.

Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема [2].

В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, экологический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра.

Законодательством предусмотрено, что использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последствиями для водных объектов.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с помощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Они устанавливаются исходя из:

- предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

- предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения устанавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - их предельно допустимые концентрации (ПДК). Для предупреждения и устранения загрязнения водных объектов, которое может наступить в результате этой деятельности, определяются источники загрязнения.

4. Государственный контроль за охраной вод

Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:

1) требований к использованию и охране водных объектов;

2) особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения;

3) иных требований водного законодательства.

Государственный контроль и надзор осуществляются уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному контролю и надзору, определяются Правительством. На основании указанных критериев органами утверждаются перечни объектов, подлежащих контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

При осуществлении контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов инспектора имеют право:

1) осуществлять проверки объектов;

2) проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов;

3) составлять по результатам проверок акты;

4) давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

и др. права предусм з/д

5. Юридическая ответственность за нарушение требований по охране вод

Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке [2].

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам КоАП РФ.

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда за следующие виды водных нарушений:

- самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;

- загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;

- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;

И др правонаруш, предусм з/д.

Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:

- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств;

- загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.

Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязнение, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подобных же административных проступков осуществляется по квалифицирующим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.

Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

1. Одна из фирм г. Тольятти обратилась в городскую администрацию с просьбой о строительстве комплекса автомобильных гаражей в зеленой зоне.

Правомочна ли администрация города дать разрешение на такое строительство?

Администрация национального парка обратилась в прокуратуру города с письмом, в котором просила принять меры к наказанию самовольного застройщика.

К какому виду правонарушений (земельных или экологических) относится самовольный захват земли и самовольное строительство?

Какие виды эколого-правовой ответственности можно применить в данном случае?

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12.12.93.

2. Водный Кодекс РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ ст.6.

3. Сиваков Д.О. Водное право. Учебно-практическое пособие, М., 2007 г.

4. См.Ерофеев Б.В. Экологическое право. М., 1992, с. 294.

Подобные документы

Становление правовых мер охраны редких и исчезающих видов животных. Особенности охраны редких и исчезающих видов животных в Российской Федерации, юридическая ответственность за нарушение законодательства. Международно-правовые меры по охране животных.

реферат [44,3 K], добавлен 10.12.2013

Сущность правовой охраны вод. Общая характеристика права водопользования. Административная и уголовная ответственность за нарушение водного законодательства. Виды юридической ответственности водопользователей за нарушение законодательства об охране вод.

контрольная работа [28,3 K], добавлен 11.03.2014

Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Ответственность должностных лиц за нарушение законодательства об охране труда. Государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.

курсовая работа [34,6 K], добавлен 11.01.2011

Правонарушения государственных служащих, нарушение служебных обязанностей. Уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Состав уголовных преступлений. Вид и тяжесть административного проступка. Меры дисциплинарных взысканий.

контрольная работа [26,5 K], добавлен 26.03.2010

Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды. Функции экологического контроля: государственного, общего, специального. Материальная ответственность за экологические проступки. Правовая охрана атмосферного воздуха.

Читайте также: