Тема и проблема проекта конспект

Обновлено: 29.06.2024

Тема проекта может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний по этому вопросу:

  • например, проблема гуманизма конца XIX — начала XX столетия;
  • причины и следствия распада империй;
  • проблема питания, экологии в мегаполисе и т.д.

Темы проектов могут посвящены какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения ваших знаний не по одному предмету, а из разных областей:

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗДЕЛ 1. ПРОЕКТ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1.1 Понятие проекта и проектной деятельности (2 часа) 1!

Мотивация: Качество подготовки специалиста включает два ключевых понятия: квалификация и компетентность.

Квалифицированный специалист – это лицо, прошедшее профессиональное обучение, опыт и знания которого позволяют ему выполнить работу.

Профессионально компетентным может быть лишь тот специалист, который способен воспроизводить полученные знания на уровне творчества, способен проектировать объекты своей профессиональной деятельности.

Проектная деятельность - это выполнение проекта.

Проект (от лат. projectus) — замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план.

Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги).

Проект – это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

ПРОЕКТ – это пять П:

Проектная деятельность появилась вначале как составляющая инженерной деятельности в виде изобретательства. Первые инженеры-изобретатели появились в эпоху Возрождения - это были ремесленники-самоучки. С развитием технических прикладных наук и массового производства инженерная деятельность усложнилась и стала включать инженерные исследования, изобретательство, конструирование и организацию производства.

Проектирование как особый вид инженерной деятельности сформировалось в начале ХХ столетия. Тогда под проектированием понимали процесс перевода изображения трехмерного объекта в плоскостное – двумерное. С усложнением объектов проектирования проектная деятельность стала включать предварительные исследования объекта проектирования с помощью естественных и технических наук и научно-технические расчеты его основных параметров.

Во второй половине ХХ века изменяется:

объект проектирования - вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и пр., объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система

сущность проектной деятельности, которая все больше усложняется и требует организации и управления. Происходит расчленение проектируемой сложной технической системы на более простые подсистемы. В проектную деятельность вовлекаются многие отраслевые и академические институты; над одними и теми же проектами трудятся специалисты самых различных областей науки и техники - формируется системотехническая инженерная деятельность, представляющая собой комплексный вид инженерной деятельности и включающая большое число исполнителей и разнообразных функций.

В настоящее время сфера приложения системного проектирования расширяется: оно включает в себя не только промышленное производство, но и сферы обслуживания, потребления, обучения, управления и т. д. Формируется новый вид проектной деятельности, который выходит за рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.

Главным компонентом проектной деятельности является интеллектуальный поиск и решение поставленной задачи – то, что изменяет мир.

Сегодня любое инженерно-проектировочное воздействие на окружающую действительность имеет фатальные и далеко идущие последствия для общества, поэтому огромное значение приобретает проектная культура.

Проектная культура – это знания, умения и готовность самостоятельно определять потребности и возможности деятельности при выполнении проекта, сбора, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижение различных идей выполнения проекта и выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

Формирование проектной культуры возможно при соблюдении соответствующих нормативов, правил, технологий проведения всех этапов проектирования.

КОНЕЦ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ.

Тема 1.2 Типология проектов (2 часа)

Мотивация: приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с их типологией (типами проектов).

Это необходимо для того, чтобы ответить на три вопроса:

Какой результат (продукт) вы хотите получить?

Что Вы планируете для этого сделать?

Как Вы это будете делать?

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

По доминирующей в проекте деятельности (исследовательская, поисковая, творческая, прикладная и пр.)

Исследовательские проекты.
Цель проекта - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
Проект выполняется по аналогии с научным исследованием и имеет четкую структуру:

- Введение (обоснование актуальности проблемы, выдвижение гипотезы, определение объекта и предмета)
- Основная часть: 1-2 главы (анализ источников по теории вопроса, описание исследования)
- Заключение (анализ, обобщение результатов).

Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Способствует развитию аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации

Творческие проекты.
Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме.
Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать альманахи, газеты, видеофильмы, сценарии праздников и т.п.
Развивает творческие способности, позволяет проявить себя в учебной деятельности, создавая произведения любого жанра. Такой проект способен кардинальным образом изменить представление окружающих о его авторе, поднять его статус и повысить самооценку.

Ролевые и игровые проекты.
Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
Помогает развивать коммуникативные навыки.

Информационные (ознакомительно-ориентировочные) проекты. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
Помогает развить навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников

Практико-ориентированные (прикладные) проекты.
Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, колледжа, группы лиц и т.д.
Помогают совершенствовать практические предметные умения и навыки обучающихся, например умение строить графики функций, грамотно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д.

По предметно-содержательной области:

монопроект (в рамках одной области знания). Такие проекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности.

По характеру координации проекта:

непосредственный (жесткий, гибкий). Деятельность в таких проектах организуется, направляется и контролируется лицом из числа участников – координатором.

По характеру контактов проекты могут быть внутренние (внутригрупповые и внутриколлежские), региональными, межрегиональными, международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий

По количеству участников проекта можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участником) и групповые (два и более участников);

По продолжительности выполнения проекта.

мини-проекты, укладывающиеся в одно занятие, или являющиеся его фрагментом. Предполагают работу в группах. Продолжительность может быть следующей: время на подготовку до 10-15 минут; время на презентацию – 2 минуты, общая продолжительность 30-40 минут.

краткосрочные проекты, разрабатываемые на 2-3 занятиях. При этом занятия используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеаудиторной деятельности.

долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение от одного до нескольких месяцев.

Тип проекта зависит от его цели и, в свою очередь, определяет преобладающий тип деятельности. По типу проекта определяется порядок работы над проектом, его структура, форма и результат.

КОНЕЦ 2 ЗАНЯТИЯ

РАЗДЕЛ 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Мотивация: При разработке проекта необходимо соблюдать определенные правила и требования, которые предъявляются к научной работе. Ошибки, которые вытекают из незнания этих норм:

Неудачный выбор темы исследования

Некорректное название работы

Неправильная формулировка цели и задач исследования

Отсутствие статистической обработки результатов.

Некорректная интерпретация результатов.

Неграмотная формулировка выводов.

Отсутствие ссылок на литературные источники в тексте работы.

Тема 2.1 Этап планирования проекта

Выполнение проекта начинается с выбора темы исследования. Правильный выбор темы определяет возможность выполнения грамотного исследования, получение достоверных результатов и высокую оценку работы.

Характеристика элементов проекта.

Тема (название) проекта (Как назвать то, чем мы собираемся заниматься?)

Основные требования к выбору темы:

Тема должна быть актуальной, то есть иметь определенную новизну и практическую полезность

Тема должна быть конкретной, то есть не очень объемной.

Тема должна предусматривать реальные возможности и сроки выполнения

Существует два подхода к формулированию темы:

метафорическое название проекта – звучит ярко и образно – играет роль рекламы, больше подходит для художественного произведения

описательное - описывает вид деятельности его участников и предполагаемый результат – подходит для научной работы (проекта)

Актуальность проблемы (Почему этим нужно заниматься?)

Описание проблемной ситуации должно быть аргументированным и доказательным, т.е. подтверждаться фактами, статистическими данными из достоверных источников (научных журналов, монографий, диссертаций и пр.) с обязательными ссылками.

Предложение на рынке труда в 2015 году в Пермском крае


Выявляются противоречия, находящиеся внутри проблемной ситуации.

Например, высокая квалификация персонала и низкая заработная плата

Противоречие позволяет сформулировать проблемный вопрос: А что должно быть сделано для разрешения этого противоречия? На основе проблемного вопроса формулируется проблема.

Например:

Проблема: Создание условий и средств сокращения текучести персонала.

КОНЕЦ 4 ЗАНЯТИЯ.

Объект (Что необходимо изучить? и предмет (Под каким углом зрения?) исследования.

Объектом исследования является процесс или явление, на которую направлено исследование.

Однако, в рамках одного исследования рассмотреть объект исследования во всей полноте его аспектов и проявлений невозможно.

Поскольку определение объекта и предмета зачастую вызывает затруднения, покажем механизм их выделения на примере.

Предположим, что еще ничего не известно о рентгеновском излучении и выберем его в качестве объекта исследования, которое будет проводиться группой ученых, в состав которой входят физики, биологи, врачи и инженеры-конструкторы.

Итак, объект исследования (что мы изучаем?) – рентгеновское излучение.

1.Что интересует в рентгеновском излучении физика? Длина волны, частота, проникающая способность и пр. Соответственно предметом исследования будут физические свойства рентгеновского излучения.

2.Что интересует в рентгеновском излучении биолога? Ему важно знать, как излучение действует на живую клетку. Следовательно, предметом исследования могут быть механизмы воздействия рентгеновского излучения на живую клетку.

3.Что интересует в рентгеновском излучении врача? Врачу важно выявить возможности лечения больных с помощью рентгеновского излучения, поэтому предметом исследования будет метод лечения злокачественных опухолей с помощью рентгеновского излучения.

4.И, наконец, что в рентгеновском излучении может заинтересовать инженера-конструктора? Конечно, же создание рентгеновского аппарата.

В этом случае предмет исследования может быть определен как принцип действии и конструктивные особенности генератора рентгеновского излучения.

Характеристики объекта и предмета исследования:

- объект и предмет соотносятся как общее и частное;

- один и тот же объект может быть предметом разных исследований;

- предмет находится в границах объекта исследования;

- предмет определяет тему исследования (формулировка предмета близка к теме исследования и может с ней совпадать).

КОНЕЦ 5 ЗАНЯТИЯ.

Тема 2.2 Аналитический этап

Мотивация: Очень важным этапом работы является формулировка цели и задач исследования. Грамотно и четко сформулированные цель и задачи работы в большой степени определяют успех всего исследования.

Цель проекта (Что мы хотим получить в результате проекта?)

Целью проекта является создание проектного продукта, наличие (или отсутствие) которого легко проверить.

Перечень возможных продуктов проектной деятельности:

анализ данных экологического, социологического, психологического, и др. исследований;

  • Готовность к решению проблем , т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности.
  • Технологическая компетентность , т.е. готовность к пониманию инструкции, описание технологии, алгоритма деятельности; к четкому соблюдению технологии деятельности.
  • Готовность к самообразованию , т.е. способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях.
  • Готовность к использованию информационных ресурсов , т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
  • Готовность к социальному взаимодействию , т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу.
  • Коммуникативная компетентность , т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
  • Компетентность решения проблемы = Готовность к решению проблем + Технологическая компетентность (из выше указанного списка)
  • Информационная компетентность = Готовность к самообразованию + Готовность к использованию информационных ресурсов (из выше указанного списка)
  • Коммуникативная компетентность = Готовность к социальному взаимодействию + Коммуникативная компетентность (из выше указанного списка)

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по решению проблем.

Проект - это уже существующий в природе способ познания мира. У многих людей он перенесен во внутренний план действий и используется как внутренний ресурс при принятии решений, при разрешении проблем. И если структурировать этот способ познания, то можно его представить в виде спирали:

В основу метода проектов положена деятельность учащихся направленная на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов всегда предполагает разрешение учащимися какой-то проблемы. И решение проблемы непременно должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Если это теоретическая проблема, то результат оформляется информационно; если проблема практическая, то результатом должен стать конкретный продукт, готовый к использованию.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов. ( Слайд №6 )

Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и поисковых задач.

В методе проектов привлекает атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной задачей педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:

  1. выбор учеником, на основе своих интересов, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая);
  2. определение целей и задач проекта;
  3. работа над проектом и написание отчета;
  4. защита проекта и рефлексия полученных результатов.

Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника.

Выделение п роблемы исследования

Первая часть работы над проектом - выделение проблемы. Здесь важно отделить трудности от проблемы и, если Вы знаете, как решить вопрос - это не проблема, а трудность . Поиск разрешения проблемы - это проектирование.
Уметь проектировать - значит видеть то, чего еще нет. Проблема зарождается индивидуально. Проблемы, требует исследовательского поиска для ее решения. Проблема должна быть интересной, актуальной, недостаточно проработанной.
В проблеме важно определить объект исследования - то, что рассматривается, а предмет - это представление о том, как рассматривается объект. Объект исследования может быть предметом разных исследований.

При организации проектной и исследовательской деятельности школьников одной из основных трудностей является научить ребёнка определению проблемы и формулированию темы и целей проекта.

Итак, для определения темы проекта необходимо выяснить проблемы волнующие детей и вопросы интересные им.

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Другим основанием для создания проблемной ситуации может выступать необходимость выбора из совокупности имеющихся возможностей (путей решения, ответа, оценки). Такие ситуации усложняются условием аргументации причин выбора, определением критериев осуществления выбора.

Ситуация может приобрести проблемный характер, если:

  • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить (я хочу

открыть своё дело по продаже мороженого, но не знаю, как сделать его наиболее выгодным),

  • требуется установить сходство и различия (я очень люблю животных, но не могу определиться с выбором - кого мне завести).
  • важно установить причинно-следственные связи (мой дом на берегу реки, а в неё стекают сточные воды),
  • необходимо обосновать выбор (после окончания школы я хотел бы посвятить свою жизнь медицине, я знаю, что к выбору профессии нужно подходить очень серьезно, поэтому хочу проверить на правильном ли я пути)
  • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями (я знаю, что многие лекарственные травы нашего района применяют для укрепления иммунитета, но сам их никогда не употреблял)
  • стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения (у меня проблемная кожа, и я решила тщательно за ней ухаживать, но родители говорят, что это возрастное и со временем проблем с кожей у меня не будет).

Противоречие - это отношения между двумя явлениями, признаками, оценками, сведениями и т.п., когда одно из них полностью исключает другое.

Проблема - противоречие между должной (желаемой) и реальной ситуацией.

Возможными источниками проблемы могут выступать базовые дидактические противоречия:

  • между известным и неизвестным;
  • между знаниями и умениями;
  • между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
  • между потребностями и возможностями их реализации.

Для решения этих ситуаций ученику потребуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.

Но в любом случае, проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

Алгоритм постановки проблемы:

1. В первую очередь учащийся сам должен обрисовать ту ситуацию, в которой его что-то не устраивает.

3. Теперь его необходимо вновь обратить к реальной ситуации для более детального её описания.

4. Только после этого имеет смысл работать над выявлением противоречий между реальной ситуацией и представлениями учащихся о должном и над формулировкой проблемы.

Роль учителя в этом процессе состоит в том, чтобы способствовать детализации, более четкому видению учеником ситуации, выдвижению им аргументов в пользу идеальной ситуации, более жесткой фиксации противоречий.

Типичные ошибки в постановке проблемы:

Проблема: Нас заставляют есть больше овощей, так ли уж они полезны?- это не проблема, а вопрос. В отличии от проблемы вопрос требует не действия (проекта), а ответа, т.е. познавательной деятельности.

Цель : выяснить, полезны овощи или нет. Это познавательная задача, а не цель. В рамках проекта, действительно, надо много узнать, но это не может быть самоцелью. Узнать надо для того, чтобы как-то что-то изменить в реальной ситуации, чтобы она соответствовала представлению о должном.

При определении тематики проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

В практике работы педагогов встречаются несколько вариантов организации работы с учащимися по определению темы проекта.

Первый и самый простой способ: учитель предлагает список примерных тем для проектной работы, при этом темы могут или каким-то образом анонсироваться, или просто вывешиваться на стенде в виде списка.

Среди других способов выбора тематики проектной работы можно назвать просмотр видеофильмов, обсуждение экскурсий.

Важным шагом при разработке проекта является определение целей. Успех вашего проекта будет обусловлен тем, насколько точно вы следуете поставленным целям. Чем более четко вы обозначите эти цели в начале, тем меньше разногласий по поводу того, были ли они достигнуты, будет в конце.

Цель - указание на то, что должно быть вами изменено, чтобы разрешить проблему; результаты, которых необходимо добиться в процессе работы.

Задача – указание на промежуточный результат, который должен быть получен для достижения цели.

Каждая цель должна быть:

  • конкретной;
  • количественно или качественно измеримой;
  • ориентированной на действие;
  • реалистичной (достижимой);
  • ограниченной во времени.

Как можно формулировать цель ПРОЕКТА?

Вы можете оттолкнуться от выбора области или темы исследований – глобальной проблематики (например: экологическое состояние Поволжья).

Тогда цели проектной работы могут быть такими:

1. Тема 2. Выбор проблемы и темы проекта. Определение цели, задач и стратегии проекта

2. 2.1. Выбор проблемы, разработка идей, формулировка замысла, определение и формулирование темы проекта

2.1. ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ, РАЗРАБОТКА
ИДЕЙ, ФОРМУЛИРОВКА ЗАМЫСЛА,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ
ТЕМЫ ПРОЕКТА
В самом общем виде проблема - это вопрос или совокупность
вопросов, ответами на которые мы не располагаем.
Это некоторое познавательное препятствие, выраженное, чаще
всего, в форме вопроса. Ответом, как правило, является теория.
Научная проблема – это знание о незнании.

Научное исследование не только начинается с выдвижения проблемы,
но и постоянно имеет дело с проблемами, так как решение одной из
них приводит к возникновению других, которые в свою очередь
порождают множество новых проблем.
Разумеется, не все проблемы в науке одинаково важны и существенны.
Уровень научного исследования в значительной мере определяется
тем, насколько новыми и актуальными являются проблемы, над
которыми работают ученые.

Любая научная проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответ
на нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации.
Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного и
поэтому не может быть найдено по каким-то заранее известным, готовым
правилам и методам.
Проблемные ситуации в науке чаще всего возникают в результате
открытия новых фактов, явно не укладывающихся в рамки прежних
теоретических представлений, т. е. когда ни одна из признанных гипотез
(законов, теорий) не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Причем проблема — не застывшая форма знания, а процесс,
включающий два основных этапа движения познания — ее
постановку и решение.
Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений,
умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее
успешного решения.
Поставить проблему — значит:
• отчленить известное и неизвестное, факты объясненные и
требующие объяснения, факты, соответствующие теории и
противоречащие ей;
• сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы,
обосновать его правильность и важность для науки и практики;
• наметить конкретные задачи, последовательность их решения и
методы, которые будут применяться при этом (анализ
методов будет дан в следующей главе).

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ
По объекту.
Предметные - объектом является знание об объектах (Сколько
существует предметов типа А?)
- Эмпирические - поиск данных. Ответ может быть дан на основе
эксперимента, измерения, наблюдения.
- Концептуальные - организация и интерпретация имеющихся данных.
1.
2. Процедурные - объектом является способ получения или оценки
знания об объектах (Как установить, сколько существует предметов
типа А?
- Методологические - планирование научного
исследования (например, выбор единиц измерения,
порядок проведения эксперимента).
- Оценочные - оценка опытных данных и теорий
(например, правильность, осмысленность).

По корректности и разрешимости:
- разрешимые (решения их: истинные, приблизительно истинные,
ложные),
- неразрешимые (задачи, связанные с реконструкцией неких ситуаций
или объектов: объект исчез или находится в далеком прошлом),
- некорректные (мнимые: отличают от неразрешимых предпосылкой - у мнимых проблем предпосылка ложная, а у неразрешимых -истинна).

2. · Второй класс - слабо структурированные проблемы
(отсутствует достаточная количественная
формализация). Проблемы второго класса нельзя решить только с
помощью математических методов, необходимо и приходится
использовать интуицию и опыт, а также теорию вероятностей и
психологические знания.
Пример: Решение вопроса поступления в ВУЗ после окончания средней
школы, поиск и устройство на работу и т.п.
3. Проблемы третьего класса – неструктурированные. Для решения
этих проблем, обычно применяются эвристические (интуитивнологические) методы решения, с помощью которых
неструктурированная проблема переводиться в класс слабо
структурированных. После чего можно использовать методы
системного анализа, который позволяет либо найти правильное
решение, либо выявить причины появления проблемы.
Пример: Проблема экологии мегаполиса (страны,
континента, планеты), дефицит пресной воды
в мире и т.п.

ФОРМУЛИРОВКА
ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ.
Суть
проблемной
ситуации
представляется
в
формулировке проблемы исследования.
Сформулировать научную проблему для автора – это значит
показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то,
что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
Проблема исследования формулируется как указание на
противоречие между тем, что (или как) есть в реальности, и тем,
что (или как) должно быть.
Из
формулировки
проблемы
должно
быть
понятно,
что не так,
почему не так и
что будет, если сделать как надо.
Сформулированная корректно
проблема конкретизируется
в цель исследования.

ТРЕБОВАНИЯ
К
ФОРМУЛИРОВКЕ
Корректная формулировка проблемы
соответствовать некоторым требованиям:
ПРОБЛЕМЫ
исследования
должна
- максимально конкретно в формулировке проблемы должно быть
указано на то, что в практической деятельности не
соответствует (не делается в соответствии) модельной, идеальной
ситуации, описанной в теории;
- максимально конкретно в формулировке должно быть указано на
то, что и как должно быть в идеальной ситуации, описанной в
теории;
- в формулировке проблемы должно быть указание на то, почему
практическая деятельность не соответствует требованиям теории.

Ошибки при формулировке проблем
Наиболее часто встречаются такие ошибки в постановке проблемы, как:
подмена проблемы вопросом,
например, как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни.
подмена проблемы задачей,
например, обеспечить освоение всеми старшеклассниками коммуникативной
компетентности на III уровне.
подмена проблемы трудностью (проблема не касается благополучателя),
например, большая нагрузка учителя не дает возможности обеспечивать
индивидуальные задания при изучении новой темы.
подмена формулировки проблемы указанием на область существования
проблемы.
например, существует проблема в обучении восприятию иноязычной речи на
слух.
подмена постановки проблемы оценкой ситуации:
например, низкий уровень владения пользовательскими навыками среди
учащихся.

Тема (от греч. tema – предмет изложения, исследования, обсуждения)
– лаконичная формулировка проблемы исследования.
Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим
учебным заведением.
Студенту предоставляется право выбора темы вплоть до
предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее
разработки, чтобы дипломное исследование было фактором
совершенствования профессиональной деятельности студента и
соответствовало решаемым им на практике задачам, его интересам.
Тема утверждается и закрепляется за студентом на заседании
кафедры, на которой ее представляет научный руководитель.

17. КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ и ПРОЕКТА?

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ТЕМЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Хорошо, если бы выбор темы был связан с интересом к ней и
научного руководителя, консультанта, тогда это будут отношения
сотрудничества между учащимся и научным консультантом проекта
и исследования.
Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема
– это своего рода визитная карточка исследования , хотя в
последствии формулировка будет неоднократно корректироваться.
Тема исследования в проблемной форме отразит отношение
предмета и объекта исследования, которое предполагается изучить.

Важнейшим требованием к теме является ее актуальность.
Требованиями к теме являются её
четкость,
конкретность,
ясность,
однозначность,
она не должна быть слишком широкой, не исследуемой вследствие
своей многоаспектности.
Если тема определена неконкретно, то её раскрытие в работе становится
нереальной задачей
Требованием к теме является также ее востребованность,
ее ожидаемая практическая значимость и новизна.

23. Практические шаги - приемы для выбора темы

Профессор А.И. Савенков все темы условно объединяет в три группы:
• Фантастические – темы о несуществующих, фантастических
объектах и явлениях;
• Экспериментальные – темы, предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов;
• Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов,
материалов, содержащихся в разных теоретических источниках:
книгах, кинофильмах и др.

Задание: определите тему исследования относительной данной
проблемы и актуальности.
• В настоящее время свинец служит человеку во многих областях его
деятельности: в машиностроении, в медицине, в полиграфии и т.д.
Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде оказывает
неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может
быть близость предприятий по производству свинца.
• Проблема исследования – перенасыщенность свинца в окружающей
среде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу.
• Актуальность исследования - необходимость поиска решения
проблемы перенасыщенности свинца в окружающей среде.
• Варианты ответа:
1. Свинец и его влияние на атмосферу.
2. Свинец и его влияние на окружающую среду.
3. География размещения предприятий цветной металлургии.

Обоснование актуальности темы
Представленная автором актуальность темы:
-позволяет развернуто представить тему, а, с другой стороны, доказать наличие
проблемной ситуации в практике и теории.,
- должна указать на несоответствие состояния реальной практики возможному
идеальному ее состоянию. Иными словами, при обосновании актуальности
темы необходимо показать границу между знанием и незнанием в предмете
исследования (в сути темы).
Обоснование актуальности темы исследования лучше начинать с описания
состояния вопроса. Такое описание поможет понять существующие источники
проблемы исследования, обеспечит основу для понимания сложностей и
противоречий, которые являются причинами проблемы, предлагаемой к
разрешению.

Обоснование актуальности темы (продолжение)
Для обоснования темы исследования в теоретическом аспекте составляется
краткий обзор научной литературы по теме, который должен подвести к
выводу о том, что данная тема еще не раскрыта или раскрыта лишь частично
и потому нуждается в дальнейшей разработке. Если такой вывод не следует,
то работа лишается смысла, тема раскрыта другим исследователем.
Подготовленное на основе первичного анализа литературы описание
несоответствия научных исследований сложностям и противоречиям
подведет к формулировки проблемы данного исследования. При этом
указания на авторов работ, по которым подготовлен первичный анализ
литературы, и результатам их исследований поможет более точно понять и
сформулировать проблему научного сочинения.

Рабочий план исследования
Любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления.
Совместно с научным руководителем студентов составляется план-конспект
научного исследования и план работы над исследованием.
План-конспект представляет собой поэтапное реферативное изложение
вопросов, раскрывающих решение поставленных задач исследования. В
дальнейшем подробное рассмотрение каждого вопроса и становится основным
текстом работы.
План работы представляет собой поэтапное изложение порядка работы над
исследованием с указанием сроков выполнения:
написание введения,
подготовка библиографии,
написание теоретической части,
подготовка программы экспериментальной работы,
проведение эксперимента,
анализ результатов эксперимента и
оформление выводов.
Рабочий план уточняется, корректируется научным руководителем, который
и оценивает его выполнение.

Определение научного аппарата исследования
Определение цели исследования
Цель исследования представляет собой прогноз того результата, который
позволит решить проблему, то есть является своеобразной конкретизацией
проблемы.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь
исследователь при завершении своей работы.
Она может быть связана с апробацией, проверкой, разработкой каких-то
положений. Тем самым предполагается получение в качестве результатов
разных продуктов исследования.
Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых
слов: выявить …; установить …; обосновать …; уточнить …; объяснить …;
доказать …; разработать …
Цель исследования может быть:
-сформулирована широко – такие работы бывают поверхностными и мало
самостоятельными, их практические результаты не всегда полно
подтверждают выводы по теории вопроса.
- поставлена узко – такие работы бывают глубокими, детальными, сложности
возникают на начальном этапе исследования, поскольку материала может
оказаться недостаточно.

Логика исследования
На основании цели исследователь
продумывает логику своего исследования, то
есть определяет каким образом он реализует
цель. Для этого определяются этапы
исследования, которые состоят из выделения
вопросов, позволяющих последовательно:
• проанализировать необходимый материал,
• синтезировать его в виде новых теоретических выводов,
• обосновать возможность применения в практике,
• проверить обоснованность выводов в практической деятельности,
• доказать результативность исследования и экономическую
эффективность полученных результатов.

Задачи исследования
Определившись с логиков исследования,
исследователь формулирует задачи
исследования:
- провести анализ…,
- описать…,
- установить…,
- выявить…,
- вывести формулу…,
- экспериментально проверить… .
Формулировки задач необходимо делать как можно более:
- тщательно, поскольку описание их решения составляет содержание
научной работы.
- конкретно, поскольку их следует переформулировать в названия глав и
параграфов научной работы.
Из формулировок задач должно быть понятно,
какой результат предполагается получить по итогам их решения как
часть достигаемой цели исследования.

Научные характеристики исследовательской работы
Объект исследования - процесс или явление, порождающие
проблемную ситуацию и выбранные для изучения.
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и
частное. Как более общее объект исследования изучается,
анализируется в начале научной работы, в первой ее части.
Формулировка объекта исследования в некоторой части повторяется в
формулировках темы и проблемы.
Предмет исследования - часть объекта исследования, выделенная для
специального изучения.
Предмет исследования в границах объекта. Именно на
предмет направлено основное внимание исследователя. Как более
частное предмет исследования изучается, анализируется во второй части
научной работы. Формулировка предмета исследования в некоторой
части также повторяется в формулировках темы и проблемы.

Научные характеристики
исследовательской работы (продолжение)
Гипотеза исследования - научное
предположение, выдвигаемое для объяснения,
доказательства каких-либо явлений.
Гипотеза – это то, что надо доказать. В формулировке гипотезы
исследования указывается, что будет с объектом, если произвести
предлагаемые автором изменения в предмете. Тем самым, гипотеза
описывает более подробно предполагаемые результаты исследования.
Гипотеза исследования не обязательна для исследований студентов.
Программа экспериментальной работы - комплекс задач, этапов,
порядка, способов проведения работ, который направлен на получение
результатов, предполагающих подтверждение выдвинутой идеи.
Программа экспериментальной работы позволяет исследователю
определиться с методиками, методами, формами работы
по формулировке и проверке теоретических выводов. Такая программа
необходима исследователю для концентрации своих усилий на
существенном, для определения необходимой, значимой информации,
для целенаправленного проведения исследования.

Научные характеристики исследовательской работы
(продолжение)
Результаты исследования - выводы, которые содержат новое и существенное,
обоснованное и доказанное исследователем в процессе научной работы.
Научная новизна результатов исследования - подтвержденное результатами
исследования доказательство открытия новых фактов, явлений.
Практическая значимость результатов исследования - подтвержденная
исследованием возможность использования его результатов в практической
деятельности.
Научное определение (дефиниция) - уточнение содержания используемых
понятий, один из самых надежных способов устранения недоразумений в
исследовании.
Научное понятие - научно оформленная мысль, в которой отражаются
отличительные свойства предметов и отношений между ними.

Читайте также: