Текст описание конспект урока 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета.

Редактирование текста – корректировка написанного текста, устранение орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок, изменение оформления документа, устранение слов-повторов и пр.

Слова-повторы – это слово или конструкция слов, которые встречаются больше, чем один раз, в пределах одного предложения или двух, идущих друг за другом.

Список литературы

Основная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 193 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На прошлых уроках Вы уже познакомились с графикой и алфавитом. Сегодня мы рассмотрим, как описывать предметы.

В нашей жизни нас окружают различные предметы, вещи. Некоторые из них сразу привлекают наше внимание, а на некоторые мы совсем не обращаем внимания. Это связано с красотой вещей, их изяществом, необычностью, загадочностью, цветом, формой. Красота, изящество, необычность, загадочность, цвет, форма – это признаки предмета.

Тип текста, в котором изображаются признаки предмета, называется описание.

План сочинения-описания предмета.

В основной части описывается, какой предмет по материалу, величине, форме, цвету, строению и назначению. В концовке автор описывает своё отношение к предмету.

Сравните два текста, которые описывают один и тот же предмет – перочинный нож.

Текст 1. Шкаф – это мебельное изделие с дверками, ящиками или без них. Шкаф предназначен для хранения предметов различного назначения: книг, одежды, домашней утвари.

Определите, в каком из описаний сведения о перочинном ноже только сообщаются, а в каком автор делится своими впечатлениями о нём?

В первом тексте сообщаются только сведения о шкафе, а во втором – впечатления о шкафе.

Рецензирование текста важный – этап. Устранить повторы можно следующими способами:

– исключением повторяющихся слов;

– заменой синонимами, словосочетаниями.

Рассмотрим подробнее рецензирование разных текстов.

У Деда Мороза были лёгкие и большие сани. Блестящий посох, на посохе изображены ёлочки.

У Деда Мороза были легкие и большие сани. Блестящий посох, на котором изображены ёлочки.

На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела заводного зайчика.

На день рождения мне подарили заводного зайчика. Я давно хотела такую игрушку.

Этот автомобиль – просто чудо! Этот автомобиль мне купили в городе на ярмарке. Этот автомобиль с дистанционным управлением.

Этот автомобиль – просто чудо! Его мне купили в городе на ярмарке. Он с дистанционным управлением.

С этими приёмами описание становится более художественными.

Разбор тренировочных заданий

1. Выберите текст-описание

1. Стояла суровая зима. Всё было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали.

Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка.

2. Кошка была почти вся чёрная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое – на кончике хвоста. У неё были большие зелёные глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.

3. Кошки – таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.

Правильный ответ: 2

2. Подчеркните слова-повторы

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат. Или, если на лицо сядет муха, тогда он злится.

У нас в деревне есть рыжий кот Василий. На лбу у Василия было серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Любит Василий, когда гладишь его по волосам, – выгнется, выпустит ногти из лап, мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока направлен на развитие умения различать типы речи, определять текст - описание, его признаки.

РУССКИЙ ЯЗЫК Урок № ____ 5 класс Дата _________

ТЕМА. Типы речи (описание).

познакомить обучающихся с описанием как типом речи, его композиционной схемой; формировать умение создавать собственные тексты описания;

развивать способности различать тексты разных типов речи, обогащение активного и потен­циального словарного запаса, совершенствование ор­фографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики русского языка;

способствовать воспитанию духовно богатой, нравственно ориентирован­ной личности, человек, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство полу­чения знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально - культурных ценностей русского народа.

Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказыва­ния с точки зрения их содержания, стилистических особен­ностей и использованных языковых средств; способность определять цели предстоящей учебной дея­тельности (индивидуальной и коллективной), оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов речи.

Предметные: представление об основных типах речи в русском языке; усвоение правил использования описания в устной и письменной речи.

Тип урока: урок текстоведения.

Формы работы обучающихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, взаимопроверка, творческая работа.

Оборудование: раздаточный материал: тексты для исследования; учебник для 5 класса под ред. Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А., Баранова М.Т.

Сценарий урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Какие типы речи вы знаете?

- Какой практический приём позволяет различать типы речи? (Постановка вопроса. При описании – какой? рассуждение – почему?

- О чем говорится в описании? (Об одновременных признаках)

- О чём говорится в повествовании? (О последовательных действиях)

- О чём в рассуждении? (О причинах свойств или явлений)

- А можем ли мы обойтись одним из типов речи в нашей жизни? Почему?

II. Актуализация опорных знаний и пробное учебное действие.

Проверка домашнего задания.

Подготовительная работа.

- Давайте прочитаем небольшой текст о нашем любимом времени года.

Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветер. Небо высокое. Чудесная пора!

- Эти предложения можно назвать текстом? (да)

- Докажите, что перед нами текст. (Перед нами группа предложений, которая связана между собой по смыслу и грамматически).

- Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?

- Каждый текст имеет свою тему, определим ее. (Описание лета)

- К какому типу речи относится текст? (описание)

- Почему? (описываются признаки явления).

Определение темы и целей урока.

- Давайте определим тему нашего урока, цели: типы речи (описание). (ответы обучающихся).

- Сегодня мы будем говорить об описании как о типе речи, наша задача узнать, что является самым главным, самым важным в любом тексте описании.

IV. Объяснение нового материла

-Текст – описание строится по своим законам.

- Как построено описание?

Вернемся к нашему тексту. Выделим его композиционные части.

1 часть – Ясный летний день. (предмет)

2 часть – Описание (признаки)

3 часть – Чудесная пора! (авторское отношение)

Обучающиеся записывают в рабочие тетради композицию текста описания.

- Какие слова помогают нам понять, что автор описывает именно лето?

- К каким частям речи относятся эти слова?

Ответ: прилагательные и наречия.

-Выпишите (в колонку ключевые слова) прилагательные и наречия, которые помогли нам понять, что автор описывает лето.

- Подберите к этим словам антонимы. Заслушиваем антонимы

- Зачеркните в тексте слова, описывающие лето, и замените их на антонимы, которые мы подобрали. Прочитайте текст, который у вас получился.

Ответ: Хмурый зимний день. Сегодня холодно и пасмурно. Дует ледяной ветер. Небо низкое. Ужасная пора!

- О каком времени года теперь идет речь?

- Верно, теперь это описание зимы.

- Что мы с вами описывали? А что еще можно описать? Дайте определение описанию как типу речи. (Описание – перечень признаков предмета или явления. Можно описать памятники, человека, метель, осень, комнату и т. п.).


V. Первичное закрепление знаний.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения стр.137. Определите стиль текстов.

VI. Включение нового знания в систему знаний (дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений)

4.1 Словарная работа: современный, портфель.

Выполнение упражнения 301.

4.2 Ученикам 5 класса предложили дать описание клубники. Перед вами 2 сочинения. Кто из авторов, по вашему мнению, правильно понял и выполнил задание, а кто с заданием не справился? Почему?

В нашем саду расцвела клубника. Вскоре белые лепестки опали и появились зелёные ягодки. С каждым днём они становились всё крупнее и крупнее. Наконец клубника покраснела. Мы собрали спелые ягоды.

Какая клубника красивая и разная! Вот одна ягодка. У неё дольки, как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягодка не круглая, а вытянутая. А другая клубничка словно маленькое красное яблочко. У каждой ягодки зелёный воротничок. Очень красиво!

- Какой стиль речи использовали ученики при описании клубники? (художественный)

- А какие языковые средства употребили? (эпитеты (красивая клубника), сравнения (дольки, как у мандарина, словно маленькое красное яблочко), метафоры(зелёный воротничок).

VII. Рефлексия. Подведение итогов.

Итак, ребята, что мы можем сказать об описании? Давайте повторим, чем отличается художественное описание от делового? (сначала указывается видовая принадлежность, затем перечисляются отличительные признаки). А художественное описание животного обычно подчинено определённой мысли и раскрывает её с помощью использование различных языковых средств. Такими языковыми средствами в худ.описании часто бывают эпитеты. Обычно являющиеся именами прилагательными).

- в каком типе речи говорится о последовательных действиях? (повествование)

– познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета;
– сформировать умения создавать собственные тексты подобного типа;
– развивать навыки работы с выразительными средствами языка; обогащать словарь учащихся.

План и ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа по теме.

– Какие стили речи Вы знаете?
– Какие типы речи Вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка)
– В каком стиле должно быть выдержано описание?

Учитель: представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказ.

“Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см, высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. Не озвученная с механическим заводом”

– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь дана информация, но не выражена авторское отношение)

– Какой стиль речи?

Учитель достаёт из стола игрушечного щенка.

Учитель: Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами. Попробуем её описать. Существует ли схема описаний предметов? Схемы на все случаи жизни нет, но мы с Вами сегодня попробуем понять, как рождается описание.

Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру.

Ему стало страшно, что прекрасный мир вокруг, яркий, пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами. Пойдём за мыслью писателя. Например, кресло .

Романов предлагает такие вопросы;

– Где оно находится? – на террасе
– Какой оно формы? – с отлогой спинкой
– Вес? – тяжёлое
– Цвет? – тёмное
– Материал? – из красного дерева
– Возраст? – старинное
– Состояние в данный момент? – ободранное
– История? – из богатого поместья на дачу обедневших потомков

Учитель: Вам интересно, что же получилось, когда всё соединилось в целое?

Учитель читает текст:

“На занесённой снегом террасе дачного дома стояло старинное ободранное кресло, красного дерева с отлогой спинкой и инкрустациями работы домашних крепостных мастеров. Очевидно, оно видело лучшие времена, где – нибудь в богатом поместье, и теперь пережив пять поколений, кончает жизнь у захудалых потомков, а может быть, у какого – нибудь разбогатевшего кулака, который, за его тяжестью и благодаря ценности материала, оставил его , как старого инвалида, на морозе.”

3. Составление плана и рабочего материала по описанию предмета (Веник).

Тема сочинения “Забытый всеми санитар дома”

Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу работу? У описания всегда есть цель – найти красоту в обыкновенном, или оценить службу привычных вещей в нашей жизни.

Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку.

план признаки Язык (эпитеты, метафоры, сравнения)
Где находится В кладовке или в углу кухни В тёмной, захламлённой, или в уютном уголке кухни
Форма Треугольный или овальный Ровный. Гладкий вначале, потом взлохмаченный, претянутой ленточкой, прутики как колючки ежа
Цвет Серый или тёмно– коричневый.
Материал Из травянистых прутиков. Из берёзы. Из тонких, гибких, пахнущих лесом и травой
Возраст Свежий или старый Когда-то молодой, задорный, весёлый
История Принесли с базара Сначала танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся

Задание: а теперь соедините все части и сочините маленький рассказ о венике, прочитайте полученный текст.

В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма красавца расплылась. Во все стороны торчат ёжиками серо– коричневые прутики. Тонкая талия молодца отяжелела, набухла, ленточка – поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли. Когда-то молодой, задорный, весёлый, он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, грустит. Забыт, забыт всеми. “ Ох, нужно бы встать”, – думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.

4. Работа с текстом (взять любой текст, где есть описание предмета).

Задание: прочитать и ответить на вопросы

1) о чем текст?
2) какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы описать предмет? (Учащиеся знакомы с такими понятиями, как “эпитет”, “метафора”, “сравнение”, “прямое и переносное значение слов”, “омоним” и т.п.)
3) опорные слова, которые несут основную мысль
4) трудные для написания слова.

Ребята находят в тексте признаки художественного стиля (метафоры, эпитеты и другие тропы, характеризующие художественный стиль речи), называют цель художественного описания, обдумывают заглавие. Делается вывод о том, что это текст – художественное описание.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Урок русского языка в 5 классе
  • Работу выполнила:
  • Кузьмина Наталья Михайловна г.Тюмень
  • Муравьишка
  • Солнышко уже за лес спускалось. Муравей сел на сухой листок. Дунул ветер - и упал листок с ветки. Несёт ветер листок через лес и деревню. Муравей чуть жив от страха. Листок упал на луг за деревней на камень. Муравей ушиб ножку. Вот беда!
  • Матрёшка - это деревянная кукла. Русские мастера наделили матрёшек красотой. У матрёшки румяное лицо, синие глаза, алые губки, соболиные брови. Нарядная шаль и яркое платье дополняют красоту игрушки. Русская матрёшка - лучший подарок.

Задачи: Формирование языковой компетенции:

- Знать особенности текста описание;

- учить детей читать и понимать текст;

- учить детей создавать текст по типу речи описание ;

Формирование надпредметных компетенций:

учебно-организационные:

-определять учебную задачу,

-оценивать свою учебную деятельность ;

учебно-информационные:

-работать с текстом

учебно-коммуникативные:

- развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, кратко формулировать свои мысли.

-умение выслушивать мнение других

Коммуникативные компетенции :

- работать в коллективе, прогнозировать свою работу,.

-тип речи, цель которого описать предмет, растение, человека, помещение , природу. Основные средства в художественном описании: красочные определения, сравнения. При написании в художественном стиле важно отобрать значимые для вас детали

Читайте также: