Расы и народы география 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель : создать условия для формирования у детей представления о человеческих расах, о численности населения Земли.

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование внутренней позиции о равенстве человеческих рас.

Познавательные: сравнение внешних признаков разных рас ,выявление причин внешних различий рас, связь с условиями окружающей среды.

Коммуникативные: умение быстро и слаженно работать в группе ,организовывать сотрудничество со сверстниками.

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осмысление учебных задач.

Открытие новых знаний.

Вы никогда не задумывались, почему люди на Земле отличаются друг от друга цветом кожи, волос, глаз?

Давайте сначала послушаем древнюю индейскую легенду: Боги лепили фигурки людей из глины и обжигали их в печи. После этого они приобретали красно – коричневый цвет и это были индейцы. Но однажды они заболтались и забыли вовремя достать их из печи, фигурки обуглились, как головешки, так возникли темнокожие африканцы. Потом боги, боясь испортить свою работу и пережечь глиняные статуэтки, поторопились, и они получились неприятного бледно розового цвета. Так появились европейцы. Так согласно легенде, появились люди разных рас. А что на самом деле способствовало образованию рас? Как бы вы объяснили, что такое расы?

А теперь давайте сопоставим ваши определения с эталоном.

Ребята, скажите, пожалуйста, а какая раса лучше?

Издавна существует теория о высших и низших расах, которые научно не подтверждены. (Рассказ о русском ученом Н.Н.Миклухо – Маклае)(слайд).

Демонстрация слайда о толерантности.

Сколько же людей на Земле?

Вопросы по изучающему чтению:

1. Выделить основную идею текста.

2.Какие темы обсуждаются?

3.Выбрать из текста основные утверждения по теме.

4.Какие новые понятия встретились вам в данном тексте? Что они означают?

5.Выбрать материал, который касается нашей страны.

6.Попробуйте привести примеры к тексту из жизни или других наук.

Работают с таблицей(стр61), используя ее, объясняют, что такое раса.

Работают с определением учебника.

Описывают признаки рас.

Высказывают свое мнение.

Работа в группе.

Короткое выступление каждой группы.

Ребята делают вывод о том, что человечество – это единый биологический вид.

Работа с текстом учебника (с.62)

Отвечают на вопросы, помещенные на экране.

Осознание ценности данной темы.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Анализ объектов с целью выделения признаков. Метапредметные.

(умение работать в группе слажено и быстро, уважительное отношение к мнению других ,умение отстоять свое мнение)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет география

Сформировать представление о расах и многообразии народов, их внешних отличиях;

Задачи урока

- способствовать формированию у обучающихся понятий о расах и многообразии народов. Рассмотреть их внешние отличия.

- развитие умений учиться: слушать учителя, одноклассников и одновременно делать записи, работать со справочным материалом, данными Интернет-ресурсов, с картами атласа.

- развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.

- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать умения работать с документами, Интернет-ресурсами, умения обобщать и делать выводы.

- повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения.

Оборудование:

- политическая карта мира, слайды с изображением представителей разных рас, справочный материал, дополнительная литература, средства Интернет, учебник, тетрадь.

Понятийно – категориальный аппарат усвоения:

Расы. Население Земли. Народы.

Способы действий учащихся:

- выявить признаки людей различных рас; определить места их проживания;

Ценностный компонент урока:

- формирование облика различных рас и доказательства их равенства; делать выводы о многообразии народов и языков;

Работа с учебником:

Анализ таблицы учебника (с. 61)

Тип урока:

Ход урока.

1.Организационный момент

Приветствие. Настрой на работу. Проверьте всё ли у вас готово к уроку. На парте должны быть: учебник, тетрадь, ручка.

2. Проверка домашнего задания.

- Какой вопрос мы с вами рассматривали на прошлом уроке?

+ Появление и расселение людей на Земле.

- Я предлагаю вспомнить, как это происходило.

Некоторые ребята отвечают на вопросы письменно (слабые ученики)

Раздаю карточки с вопросами.

Какое главное занятие было у первых людей?

Как называется занятие, когда человек научился возделывать землю и выращивать растения?

Каких животных люди приручили?

К каким занятиям человек перешёл постепенно от собирательства и охоты?

- Как и почему люди расселились по Земле?

- Дома вы выполняли задание №8 письменно (вопрос «Какие вы знаете способы приспособления человека к различным природным условиям: влажным или засушливым местам, высоким и низким температурам, ветрам, горному рельефу и т.д.? Иллюстрируйте рассказ фотографиями, собственными рисунками.)

Три ученика зачитывают, класс слушает и оценивает.

Называю учеников, у которых соберу тетради с домашним заданием в конце урока.

3. Подготовка к усвоению новых знаний.

- Какие отличия у нас есть?

+ Цвет волос, глаз, форма носа, губ, рост.

К нам сегодня на урок приехали гости. Давайте их пригласим и послушаем. Пока они выступают, попробуйте догадаться, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (выходят заранее подготовленные ученики)

Слово представителю европеоидной расы. (ученик рассказывает откуда он и как живёт, заостряя внимание на климатических особенностях своей страны)

Слово представителю монголоидной расы. (заостряет внимание на цвете кожи, форме лица)

Слово представителю негроидной расы. (заостряет внимание на цвете кожи, форме лица)

Говорим спасибо и предлагаем присесть за парту у доски.

4. Новая тема.

- Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

+ Да. Расы и народы.

- Молодцы! Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Тема: Расы и народы.

- В начальной школе, на уроке Окружающий мир, вы уже затрагивали эту тему. На какие вопросы вы хотели бы получить ответ сегодня на уроке?

+ Почему люди разных рас такие разные внешне.

Сформировать представление о расах, их внешних отличиях и многообразии народов.

Работа в группах

- Найти ответ на поставленный вопрос вам поможет работа в группах и конечно, представители трёх рас. Учащиеся рассаживаются по группам (группы сформированы давно, с учётом сильных и слабых учеников, поэтому проблем с рассадкой не возникает, весь процесс занимает меньше минуты)

- Хорошо. Подойдите к стеллажу и возьмите необходимую литературу. (Доп. литературу выбрала группа, дающая характеристику европеоидной расе)

+ Мы выбрали ресурсы Интернета.

- Хорошо. Возьмите ноутбук (выход в Интернет есть) (выбрала группа, дающая характеристику негроидной расе)

+ Мы будем пользоваться картами и справочным материалом. (выбрала группа, дающая характеристику монголоидной расе)

На работу в группах отводится 6-7 минут.

Физкультминутка.

Проверка работы в группах. (от группы выступать могут 1-2 ученика)

Слово первой группе – европеоидная раса. (учащиеся рассказывают почему представители этой расы имеют светлый цвет кожи, определённые черты лица, где они живут)

Слово второй группе – негроидная раса. (учащиеся рассказывают почему представители этой расы имеют тёмный цвет кожи, определённые черты лица, где они живут)

Слово третьей группе – монголоидная раса. (учащиеся рассказывают почему представители этой расы имеют желтоватый цвет кожи, определённые черты лица, где они живут)

- Молодцы! Информацию о внешних различиях представителей трёх рас нашли все группы, смогли правильно воспользоваться дополнительными средствами.

Последней строчкой в таблице обозначены представители смешанных и переходных рас, их 30% в мире. Мулаты, метисы и народ самбо появились в результате смешанных браков.

Как вы считаете, мешают ли расовые различия людей в достижении ими каких – либо целей?

+ Учёные, политики, президенты (например, Барак Обама – чернокожий президент США)

- Совершенно верно! В большинстве стран мира распространение идей расового превосходства считается преступлением. Расовые различия не мешают людям достигать наивысших результатов в науке, технике, искусстве, спорте. Среди лауреатов Нобелевской премии (высшей международной награды учёных и писателей) есть представители всех человеческих рас.

Попробуйте сформулировать определение к понятию – расы.

Расы – это крупные группы людей, связанные общностью происхождения и внешних физических признаков.

Запишите это определение в тетрадь.

Работа с текстом учебника.

Слайд №9 (на слайде вопросы)

Можно работать простым карандашом, отмечая ответы в тексте.

+ Это группы людей, имеющих один язык, способ ведения хозяйства, верования, обычаи, образ жизни.

2. Сколько нас на Земле?

+ В настоящее время нас более 7 млрд.

3.Сколько народов и языков в мире?

4.Назовите крупнейшие страны мира.

+ Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Россия.

5.Сколько людей живёт в нашей стране?

+ В нашей стране проживает около 143 млн. человек.

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

+ В мире есть три расы. Представители этих рас отличаются внешне, но, несмотря на внешние отличия, они все могут достичь в своей жизни высоких целей.

- Возвращаюсь к слайду №2

Сформировать представление о расах, их внешних отличиях и многообразии народов.

Личностные. Понимать смысл своей деятельности; о сознавать себя как члена общества н а глобальном,

региональном и ло кальном у ровнях (житель пл анеты Земля, гражданин Росс ийской Федерации, жител ь

Предметные. Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать источники

информации с целью выявления регионов, на которых проживают предс тавители разных рас.

Метапредметные. Ставить у чебную задачу под руководством учителя; планировать свою

деятельность под руководством учителя; выявлять причинно - следственные связи; определять

критерии для сравнения фактов; выслушивать и объективно оценивать дру гого; уметь вести диалог,

Основные понятия: Расы и народы мира, их отличительные особенности. Численность населения

мира плотность населения, неравномерность его размеще ния на Земле. Языки.

Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к у року.

Проверка домашнего задания. Устный фронтальный опрос по вопросам у чебника ( УМК «Полярная

1. Вводное слово учителя. Сейчас я предлагаю вам рассмотреть несколько фотографий. Посмотрите

и подумайте, чем отличаются люди на разных фото и чем, наоборот, схожи люди, показанны е на

Просмотр изображений (электронный у чебник), обс ужде ние.

Слово учителя. Как вы думаете, какие группы людей представлены на разных фото и почему эти

3. Совместная постановка темы («Расы и народы мира), целей и задач у рока ( выяснить, на какие расы

и народы делится население Земли; чем отличаются друг от дру га разные гр у ппы населения) .

1. Слово учителя. Попробуем разобраться, как и когда на Земле появились расы, что это такое и

Составление схемы на доске (учитель состав ляет под диктовк у учеников).

Зарисовка схемы в тетради (основные расы Земли - европеоидная, монголоидная и негроидная).

3. Слово учителя. Знаете ли вы, в каких странах проживают представители разных рас ?

(электронный учебник). Определение стран, дополнение схемы.

4 . Слово учителя . Долгое время считалось, что представители разных рас различаются не только

внешне, но и умственно. Часто представители европеоидной расы (белые люди), считали только себя

полноценными людьми. В истории человечества можно вы делить позорные этапы – время

работорговли, истребления индейцев Америки и другие.

Как вы думаете, верны ли идеи расового превосходства ? Почем у ?

Пользуясь текстом учебника, дайте ответ на вопросы, запишите ответы в тетради.

Население – совокупность людей, проживающих на определённой территории.

Народ (этнос) – группа людей с общими признаками: языком, религией, обычаям и, культурой и др.

Крупнейшие (по населению) страны мира: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан,

7 . Совместная работа, тренаж. Определение на картах стран - лидеров по населению. Определение

Самостоятельная работа. Выполнение заданий по карточкам:

1. Расы это крупные гру ппы людей, связанные общностью …

1. Расы это кру пные группы людей, связанные общностью…происхождения и внешних физических

2. Основные расы Земли … европеоидная, монголоидная и негроидная.

3. Тремя самыми многонаселёнными странами являются … Китай, Индия, США.

5. Разные народы друг от друга отличаются… численностью населения, языком, религи ей,

обычаями, культурой, видами хозяйственной деятельности и др.

Сегодня я узнал(а) ….. Было интересно ….. Было сложно ….. Я выполнял(а) задание …. Я

понял(а), что ….. Теперь я могу …. Я почувствовал(а), что …. Я приобрел(а) ….. Я научился

(научилась) ….. У меня получилось….Я смог (смогла) ….. Урок дал мне для жизни ….. Мне

Домашнее задание. Прочитать параграф 18 (до стр. 62) . Подобрать (нарисовать) иллюстрации к


Изучение нашего урока мне хочется начать с одной очень хорошей древней легенды.

Содержимое разработки

Открытый урок в 5 классе (в рамках предметной недели географии)

11.12.2019 год

Тема. Расы и народы. Многообразие стран.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

Уметь вести диалог на основе взаимного уважения

Корректно отстаивать свою позицию

Положительно принимать свою этническую идентичность.

Уважать другие народы России и мира

Понимать существование различных мнений и подходов к решению проблем.

Называть и показывать на карте крупные государства и города мира.

Метапредметные УУД

Давать определения понятиям

Преобразовывать схемы (модели) для решения задач

Владеть устной (письменной) речью, строить монологическое высказывание

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Аргументировать свою точку зрения

Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания для указанной логической операции

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей

Участвовать в коллективном обсуждении проблем, в дискуссии

Делать аргументированные умозаключения и выводы.

Предметные УУД

Называть расовый состав населения планеты

Приводить примеры представителей различных рас

Уметь отличать по внешним чертам представителей различных рас;

Объяснять распространение рас на планете

Называть и показывать по карте наиболее и наименее заселённые территории планеты

Знать численность населения планеты

Называть и показывать на карте крупные государства и города мира.

Виды деятельности (учащихся):

- выявляют внешние признаки людей различных рас;

- анализируют различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас;

- приводят доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивают свою точку зрения;

- определяют наиболее и наименее заселённые территории суши;

-выделяют самые крупные по площади государства на Земле.

- работа с текстом учебника

Тип урока: изучение нового материала

Структура и ход урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент (настрой на урок).

Класс рассаживается по группам (звезды, ракеты, земля, солнышки).

На перемене дети достают жетон (символика команды) и рассаживаются по группам. Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Создание эмоционального настроя.

Ребята, повернитесь друг к другу и скажите мысленно хорошие слова. А я желаю Вам успехов на уроке! Сегодня мы будем думать, вспоминать, обсуждать и доказывать своё мнение. Итак, в путь!

Постановка цели урока.

Формулирует цели урока

Ребята, а кто догадался, какой теме посвящен наш сегодняшний урок?

Определяет тему урока и задачи.

Изучение нашего урока мне хочется начать с одной очень хорошей древней легенды.

Дети отвечают, предлагают свои варианты.

Ребята, запишите, пожалуйста, сегодняшнюю дату и тему к себе с тетрадь.

На сегодняшнем уроке мы с Вами узнаем о населении Земли, рассмотрим его расовый состав. Выясним, как разместились люди на Земле, и в каких странах и городах они проживают.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, которые вы получили на прошлом уроке.

Ребята, только помним, если Вы хотите ответить поднимаем руку и ждём, когда учитель Вас спросит.

Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему

2. Мотивация

Молодцы, на все вопросы ответили правильно.

Фронтальный опрос

1. Когда на Земле появился первый человек разумный? (около 40 тыс. лет тому назад).

3. Что такое оазис? (участок, где близко к поверхности залегают грунтовые воды).

4. Что такое орошаемое земледелие? (Искусственно обеспечивать влагой посевы).

5. И что же такое приспосабливаться к окружающей среде? (активно расселять по планете).

Читайте также: