Техническое конструирование и моделирование 5 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

ІІІ. Мотивация учебно-трудовой деятельности.

На предыдущем уроке мы с вами определили форму будущего изделия. Но этого недостаточно. Чтобы получить готовое изделие. Необходимо так же знать его размеры, материал, из которого оно будет изготовлено.

В конструировании существуют определённые правила, по которым выполняется изображение, и наносятся размеры. Эти правила обусловлены распределением труда – проектирование изделия осуществляет конструктор, а его изготовлением – технолог или рабочий.

То есть должны быть общие правила, по которым технолог мог бы прочитать все графические сведения про объект, который спроектирован другим человеком - конструктором.

Ознакомившись с этими правилами, вы без труда будете читать всю техническую документацию, которую используют технологи, конструкторы, дизайнеры - специалисты, работающие над созданием разнообразных технологических объектов.

Без графической грамоты вы не сможете выполнить чертёж будущего изделия или прочитать такой чертёж или эскиз, чтобы изготовить ваше изделие.

V. Изучение нового материала.

Любую вещь можно нарисовать, сфотографировать, описать, т.е. изобразить её на бумаге. На уроках природоведения вы выполняли рисунки растений, на уроках математики чертили разные геометрические фигуры. Это – примеры графических изображений.

Графическим называется изображение, которое состоит из линий, штрихов, точек и выполняется карандашом или ручкой. (записать)

Для изготовления изделия необходимо знать его форму, размеры, как соединены между собой отдельные детали. Ответ на эти вопросы дают конструкторские документы. Основными из них являются чертежи.

(продемонстрировать чертежи разных изделий)

Чертёж – это документ, который содержит графическое изображение изделия (детали), выполненное с помощью чертёжных инструментов на бумаге, и сведения, необходимые для его изготовления и контроля.

С некоторыми видами графических документов вы познакомились в младших классах.

Наглядное изображение – это изображение, на котором, как и на рисунке, видны три стороны предмета.

Наглядное изображение предмета, выполненное теми же линиями, что и чертёж, с соблюдением пропорций и размеров, называют техническим рисунком.

Изображение предмета, выполненное от руки, на глаз, но с приблизительным соблюдением размеров изделия, называется эскизом.

Чертежи выполняют на листах определенных форматов (размеров). В школе используют в основном формат 210х297мм. Условно его обозначают А4.

(работа с учебником, стр. 16 – 17. Рассмотреть рис. 13, 14)

При выполнении и оформлении чертежей и других конструкторских документов применяют разные типы линий, каждая из которых имеет определённое название и назначение.

(работа с учебником. Стр 17, таблица 1)

На практике приходиться изображать очень большие детали , на пример, детали самолёта, и очень маленькие – детали механизма ручных часов. Изображение маленьких деталей нельзя начертить в натуральном масштабе, а изображение больших деталей могут не вместится на лист. Поэтому в черчении изображение больших деталей уменьшают, а маленьких увеличивают.

Масштаб – число, которое указывает, во сколько раз изображение детали на бумаге больше или меньше самой детали.

Существуют такие масштабы:

Уменьшения – 1:2, 1:4, 1:10, …Натуральная величина - 1:1;Увеличения – 2:1; 4:1; 10:1;…

VI. Практическая работа.

Выполнение чертёжных упражнений.

Вводный инструктаж.Раздать карточки-задания.На рисунке изображена деталь. Цифрами обозначены разные линии. Указать название каждой линии, заполнить таблицу.

Текущий инструктаж.Следить за правильностью выполнения задания и заполнения таблицы.

Заключительный инструктаж:Оценить работы учащихся, указывая на часто встречающиеся ошибки. Продемонстрировать лучшие работы.

Рефлексия:(Отвечает каждый ученик)

Какое значение имеет изученный сегодня материал именно для вас? Что нового узнал на уроке?Где можно использовать в жизни полученные знания?

Подведение урока:Выставление оценок.

Параграф № 4, 5, читать, ответить на вопросы в конце параграфа.Перечертить таблицу 1 на стр. 17 в тетрадь.

Практическая работа № ___

Выполнение чертёжных упражнений.

№ линии на изображении

Назначение линии на чертеже

Фамилия, имя_______________________ ______ 5 класс

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Техническое конструирование и моделирование

Ознакомить учащихся с техническим конструированием как этапом

проектирования изделия, с типами линий и условными обозначениями

• дать определение технического рисунка, чертежа, масштаба;

• научить пользоваться чертежными инструментами, выполнять

• развивать техническое мышление;

• воспитывать у учащихся аккуратность и четкость при построении

Ознакомить учащихся с техническим конструированием как этапом

проектирования изделия, с типами линий и условными обозначениями

• дать определение технического рисунка, чертежа, масштаба;

• научить пользоваться чертежными инструментами, выполнять

• развивать техническое мышление;

• воспитывать у учащихся аккуратность и четкость при построении

Ознакомить учащихся с техническим конструированием как этапом

проектирования изделия, с типами линий и условными обозначениями

• дать определение технического рисунка, чертежа, масштаба;

• научить пользоваться чертежными инструментами, выполнять

• развивать техническое мышление;

• воспитывать у учащихся аккуратность и четкость при построении

Образовательная : повторить с обучающимися правила построения чертежа ,эскизов

ознакомить учащихся с техническим конструированием ,как этапом проектирования изделия, с типами линий и условными обозначениями

Развивающая: развить интерес к работе, пространственное мышление,; формировать умения и навыки работы с чертежными принадлежностями, давать самооценку результатам своей деятельности.

Воспитательная : воспитывать аккуратность в работе, культуру труда, чувство ответственности.

· развивать интерес к работе, стимулировать логическое и пространственное мышление, способствовать развитию коммуникативных навыков;

· продолжим формировать умения и навыки работы в паре, давать самооценку результатам своей деятельности;

· воспитывать аккуратность и четкость в работе

Оборудование и материалы:

чертёжный инструмент, чертежи

разных изделий, учебник

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, инструктаж, практическая работа

Тип урока: формирование практических навыков.

1. Организационный момент. 1 мин

2. Актуализация знаний. 3 мин

3. Мотивация. 2 мин

4. Изучение нового материала 10 мин

5. Физкультминутка. 1 мин

6. Демонстрация, инструктаж 3 мин

7. Практическая работа 20 мин

8. Закрепление знаний 2 мин

9. Итог урока 2 мин

10 . Рефлексия 1 мин

Конструирование – это создание различных изделий с составлением их проектов (чертежей , экономических и технических расчетов), проработкой возможных вариантов конструкций ,способов изготовления.

Смысл в том, чтобы сделать вещь, предметы, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют, в отличие от моделирования, действительные объекты.

Конструирование начинают со зрительного представления изделия, Потом составляют эскизы, технические рисунки, чертежи. А затем уже подбирают необходимые материалы.

Потом изделие испытывают его на прочность ,дорабатывают, учитывая недостатки.

Многовариантность в конструировании называют вариативностью .

Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.

Одним из приемов конструирования является моделирование изделий.

Моделью является упрощенное представление объекта, т. е. его макет. Макеты используются в самых различных областях. К примеру, в архитектуре макет – это объемно-пространственное представление проектируемого или уже существующего здания. Театральный макет – это также объемно-пространственное декоративное решение сцены для какого-либо спектакля. Один из видов макета – муляж.

Модели в виде муляжей часто используются в целях обучения (в каждом кабинете биологии присутствует модель опорно-двигательной системы человека, животного; в кабинете географии, как правило, присутствует макет нашей планеты – глобус, в кабинете математики – объемные изображения геометрических фигур и т. д.).

Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.

Модели обычно применяются для нужд познания и конструирования.

Модели создают для того, чтобы изобразить, или воспроизвести определенный объект,изделие, конструкцию, которая показывает признаки, или свойства объекта.

Под качеством изделия понимается совокупность его свойств, определяющих соответствие функциональному назначению и, следовательно, способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Технологичным считается изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда и материалов.

Прочность изделия - это способность изделия выдерживать заданную нагрузку без разрушения.

Надежность изделия- это способность изделия служить безотказно в течение длительного срока
Экономичным считают то изделие ,которое при использовании не требует дополнительных расходов.

8. Закрепление знаний :

1. Что называют конструированием изделия?

2. Что такое вариативность?

3. Какие изделия называют прочными ,технологичными, надежными, экономичными?

Урок разработан для учащихся 5 класса общеобразовательной школы.

Цель урока: ознакомить учащихся с техническим конструированием как этапом проектирования изделия, с типами линий и условными обозначениями на чертеже.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_po_tehnologii_v_5_klasse.docx 22.06 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ. ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ

Разработка урока по технологии в 5 классе

Автор разработки урока

учитель технологии

Нехлопочин Юрий Сергеевич

ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ. ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ

Разработка урока по технологии в 5 классе

Техническое конструирование. Графические изображения в проектировании.

Ознакомить учащихся с техническим конструированием как этапом проектирования изделия, с типами линий и условными обозначениями на чертеже.

  • дать определение технического рисунка, чертежа, масштаба;
  • научить пользоваться чертежными инструментами, выполнять технический рисунок;
  • развивать техническое мышление;
  • воспитывать у учащихся аккуратность и четкость при построении чертежей.

Оборудовани е: чертежные принадлежности, тетрадь.

Основные понятия : технический рисунок, чертеж, типы линий, масштаб.

Тип урока: комбинированный.

I .Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

  1. Каково назначение чертежных инструментов?
  2. Как ими следует пользоваться?
  3. Можно ли собрать автомобиль , сшить одежду, построить дом, дорогу или мост, не представляя, как они выглядят?

В ходе беседы учитель подводит учащихся к выводу о том, что существуют общие правила для выполнения изображений деталей, конструкций и изделий

III. Изучение нового материала.

  1. Понятие о техническом рисунке, чертеж. Правила их оформления .

Задолго до того, как люди изобрели письменность, они научились рисовать окружающие их предметы – выполнять графические изображения.

Графические изображения – это изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, выполненные карандашом, чернилами, тушью. К ним относятся рисунки, чертежи, схемы, планы, карты, графики.

Технический рисунок – изображение изделия на плоскости, выполненное от руки карандашом.

Технический рисунок фиксирует первые проектные идеи автора. Его начинают выполнять с общего контура изделия, а затем переходят к изображению отдельных его частей.

Работа с учебником.

Учащиеся изучают соответствующий материал и подготавливают ответ на вопрос:

- Какие сведения приводятся в техническом рисунке?

Эскиз – это плоское графическое изображение изделия, выполненное от руки без соблюдения масштаба, но с соблюдением его пропорций.

Чертеж – это документ, на котором изображение изделия или его составной части выполнено с указанием размеров, масштаба и других данных, необходимых для его изготовления.

Чертежи выполняют линиями и знаками по единым правилам – государственным стандартам, которых придерживаются во всех отраслях производства и в учебных заведениях.

Работа с учебником.

Учащиеся изучают соответствующий материал и подготавливают ответы на вопросы:

  1. Сколько типов линий используют при выполнении чертежей?
  2. Какая линия имеет наибольшую толщину?

Учитель обобщает ответы учащихся и предлагает некоторым из них изобразить на доске: линии видимого контура, осевые, штриховые. Размеры на чертежах наносят размерными линиями и размерными числами.

Часто деталь имеет большие размеры, что ее изображение в натуральную величину не помещается на листе бумаги. В этом случае используется уменьшенное или увеличенное изображение детали.

Масштаб – отношение линейных размеров изображения детали к ее действительным размерам.

Масштаб – это число, показывающее, во сколько раз изображение на чертеже больше или меньше реальных размеров детали.

Для того чтобы сделать чертеж крупных деталей, используют масштаб уменьшения: М1:2, М1:4, М1:10 и т. д.. Это значит, что размеры детали на чертеже изображены в два, четыре десять раз меньше ее действительных.

При выполнении мелких деталей применяют масштаб увеличения: М: 4:1; М: 100:1 и т. д.

IV. Практическая работа. Выполнение технического рисунка проектируемого изделия .

Инструменты и материалы: карандаш, масштабная линейка, лист бумаги, резинка.

Учитель контролирует работу учащихся, корректирует допущенные ошибки.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

  1. В чем отличие эскиза изделия от технического рисунка?
  2. Назовите типы линий, их назначение.
  3. Каково назначение масштаба?
  4. Приведите примеры.
  5. Что такое чертеж?

Технический рисунок является одним из видов проектной документации. Его выполняют, соблюдая пропорции изделия и указывая его размеры.

Запомни. Все размеры швейного изделия указывают в сантиметрах.

На чертеже, независимо от его масштаба, указывают действительные размеры детали.

Основные понятия : технически й рисунок, че ртеж, типы линий, масшта б.

II . Актуализаци я опорны х знаний и у мений учащихся

3. Можно ли соб рать автомо биль , сшить одежду , построить дом, дорогу

В ходе беседы учи тель подводи т учащихся к выводу о том, ч то

сущес твуют общие правила для в ыпо лнения изображен ий де талей,

1. Понятие о техниче ском рисунк е, чертеж . Правила и х оформления .

Задолго до тог о, как л юди изобрели письменн ость, они нау чились рис овать

окружающие и х предмет ы – выполнять графич еские изобра жения.

Графически е изображени я – это изображения, со стоящие из линий,

штрихов и точек, в ыполне нные каран дашом, чер нилами, т ушью. К ним

относятся рису нки, чертежи, с хемы, пла ны, карт ы, графики.

Прообраз совр еменного каранд аша появился во в ремена д ревнегреческой

куль туры – это были графитов ые палочки. А позднее стали применять

палочки или за остренн ые кружочк и из свинца ил и серебра, которые та кже

оставляли хорош о заметные сле ды на повер хностях твер дых предмет ов.

когда в графстве К амбе рленд нашли зал ежи граф ита. Местные масте ра

распиливали к ристал лы графита на то ненькие стер женьки и вставляли их в

Технический ри сунок – изобра жение издел ия на плоск ости, выполнен ное от

Технический рису нок фикси рует первые проект ные иде и автора. Его

начинают в ыполнять с общего ко нтура издел ия, а затем перех одят к

Учащиеся изу чают соответству ющий м атериал и подг отавливают ответ на

Эскиз – это плоск ое графическ ое изобра жение изделия, в ыполненное от руки

без соблюден ия масштаба, но с со блюдением его пропорци й.

Чертеж – это доку мент, на кот ором изо бражение изд елия ил и его составной

части выполне но с указанием размеров, масштаба и других данн ых,

Чертежи вып олняют линиями и знакам и по единым правил ам –

государственным ст андартам, которых придерживаютс я во всех о траслях

Учащиеся изу чают соответству ющий матер иал и подг отавливают ответ ы на

1. Сколько типов ли ний ис пользую т при выполне нии чертеже й?

Учитель обобщает отв еты учащихся и п редлагает нек оторым из ни х

изобразить на д оске: линии в идимого контура, осевы е, штрихов ые. Размеры

на чертежах наносят размерными л иниями и разме рными ч ислами.

Часто деталь им еет большие р азмеры, что ее из ображе ние в нату ральную

величину не помещается н а листе бу маги. В этом слу чае использу ется

Масштаб – отно шение л инейных разм еров изо бражения де тали к ее

Масштаб – это чис ло, показывающ ее, во ск олько раз из ображен ие на

чертеже больше ил и меньше р еальных р азмеров детали.

Для того чтоб ы сделать чертеж крупн ых деталей, исполь зуют масштаб

уменьшения: М 1:2, М1:4, М 1:10 и т. д.. Это значит, чт о размеры дет али на

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструирование и моделирование одежды, русский костюм.Фартук является основой русского народного костюма .Он богато украшался( вышивкой, аппликацией, нашивками шелковых лент) и служил дополнением костюму. На Руси традиционный фартук шился из одного-двух прямых присборенных полотнищ ткани, с длинными концами- завязками.

В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские, денские, детские, фартук для бабушки и др. Любая одежда должна иметь красивый вид,чтобы ее приятно было одеть. Поэтому при создании моделей как бытовой, так и производственной одежды конструкторы подбирают не только удобные формы ее деталей , но и стараются их разнообразить , а также использовать красивые ткани и различную отделку.

Тема урока: Моделирование одежды.

Откройте тетрадки. Запишите число и тему урока.

Сделать не большой конспект (выписать новые термины.)

Конструирование и моделирование одежды, русский костюм.Фартук является основой русского народного костюма .Он богато украшался( вышивкой, аппликацией, нашивками шелковых лент) и служил дополнением костюму. На Руси традиционный фартук шился из одного-двух прямых присборенных полотнищ ткани, с длинными концами- завязками.

В наше время фартуки могут иметь различное назначение: повседневные, нарядные, мужские, денские, детские, фартук для бабушки и др. Любая одежда должна иметь красивый вид,чтобы ее приятно было одеть. Поэтому при создании моделей как бытовой, так и производственной одежды конструкторы подбирают не только удобные формы ее деталей , но и стараются их разнообразить , а также использовать красивые ткани и различную отделку.

Как вы думаете, от какого слова произошло слово" моделирование"?

Термин " моделирование" происходит от слова модель, т.е. образец, созданный художником, конструктором, модельером.

Что же такое моделирование?

Моделирование-это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью. Это творческий процесс создания одежды,новой по фасону и отделке . Изготовлением и моделированием занимаются специалисты нескольких профессий , таких как:

Художник -Модельер-моделирует одежду. Для выполнения такой работы необходимы знания человеческой фигуры, ее пропорций и пластики. Нужно разбираться в технологии швейного дела, а также в законах построения костюма, линиях кроя и отделки.

Конструктор -изготавливает чертежи и выкройки.

Технолог- разрабатывает последовательность изготовления одежды, согласно чертежам.

Виды моделирования: художественное- создание эскиза модели изделия.

Профессия - художник - модельер.

Техническое моделирование - процесс изменения чертежа основы изделия в соответствии с эскизом.

Задача моделирования- создание красивой и разнообразной одежды на уровне мировых стандартов.

Можно выделить 3 способа моделирования:

Первый- изменение геометрических размеров и форм отдельных деталей.

Второй-деление деталей фартука на части, как в лоскутном шитье или объединениечастей фартука в единые детали( цельнокроенный фартук).

Третий-применение художественной отделкиили моделирование цветом ( вышивка, аппликация, тесьма).

Самый простой способ- изменение геометрической формы деталей фартука(См. памятку-моделирование нижней части фартука, нагрудника, кармана).

Основное правило моделирования- все детали изделия должны сочетаться по форме и дополнять друг друга.

Читайте также: