Конспект нод по познавательному развитию в средней группе на тему птицы
Обновлено: 07.07.2024
Главная Ребятам о зверятах
Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц, закрепить знания о питании птиц зимой.
Задачи:
- Формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров.),
- различать особенности поведения птиц.
- Развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.
- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Методы и приёмы.
Словарная работа:
- активизация словаря: снегирь, синица, воробей, дятел, зёрнышки, корм, зимующие птицы.
- обогащение словаря: запрокидывая, зимующие, чёрнокрылый, рябина.
Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций.
Педагогические средства: слайдовая презентация с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла.) Аудиозапись с голосами птиц, разрезные картинки.
Содержание НОД:
собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.
Ребята а сегодня мы с вами поговорим о необычных жителях нашей планеты, а о каких вы должны сейчас отгадать
Воспитатель:
У них есть крылья, голова.
Две лапки клюв и перья
Все появляются с яйца
Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)
Правильно ребята птицы. Говорить мы сегодня будем о птицах. Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево.
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, где нас ждут наши друзья птицы, которые живут в нашем городе, и мы их видим каждый день.
Дети садятся на стульчики (показ видео ролика вид из окна автобуса) звучит музыка пение птиц
- Ребята, а теперь я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать. Слушайте первую загадку:
В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
Громко с самого утра:
Всех торопит (Воробей)
Воспитатель: правильно ребята это воробей.
Воспитатель: Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище серое.
Показ слайда Воробей
Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид воробья.
-Чем покрыто тело воробья?
-Какой у него клюв?
-Как кричит воробей?
- Где легче найти корм воробью?
-Воробей зимующая птица?
Она крикунья, местная.
Увидит тучку тёмную
Взлетит на ель зелёную.
И смотрит, словно с трона.
Воспитатель: правильно ворона. Показ слайда
Воспитатель: ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест.
И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.
- Ребята что вы запомнили о вороне?
-Чем она питается?
-Какого цвета у неё перьевой покров?
- Какой у вороны клюв?
-Чем отличается ворона от воробья?
Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:
«Как под елочкой зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во всё горло раскричались.
Вот собака прибегает,
И вороны улетают.
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять. (Снегирь)
Снегирь правильно ребята снегирь. Показ Слайд
Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели- значит, завтра-послезавтра пойдёт снег.
Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём.
Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами.
- Какого цвета у снегиря грудка?
- Чем питается снегирь?
- В какое время года прилетает снегирь?
-На что похож свист снегирей?
И полоска шарфика. (Синица)
Воспитатель: правильно ребята синица. Показ Слайда.
Воспитатель: синичка живёт там где холодно, тепло она не любит.
Синица – красивая птица. У синицы спина зеленая, грудь и брюшко желтые. Синицы — маленькие, бойкие, умные, ловкие, смелые и вечно деятельные птички. Летом синицы питаются различными насекомыми, гусеницами, а также пауками. Осенью в пище появляются семена, ягоды и плоды различных растений. Зимой охотно поедают кусочки мяса и сала. Материалом для основы гнезда служат тонкие веточки, сухие стебли трав, мох. К ним синица добавляет пух, вату, шерсть и перья.
Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?
-Какого у неё цвета грудка?
-Какой у неё клюв?
-Где живёт синица?
- Почему её так назвали?
Скачет шустрая синица
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок,
(прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок.
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы влево- вправо)
И с дорожки – на плетень, ей летать совсем не лень.
- Вам нужно собрать картинку и узнать что это за птица.
- Что вы знаете об этой птичке?
Голубь – красивая птица. Телосложение плотное, голова не большая, шея короткая, крылья длинные и острые, ноги короткие. Клюв небольшой, прямой. Оперение у голубей густое и плотное. Пищу, голуби собирают на земле. Питаются семенами различных растений. Голуби летают прекрасно.
Вороны – большие птицы. Они живут рядом в городе, деревне. Они все едят. И разные кусочки еды во дворе соберут, и в поле слетают. Оперение у вороны черное с синим, ноги и клюв тоже черные. Клюв у вороны крепкий.
У сороки есть прозвище – белобока. Потому что по бокам у нее перышки совсем белые, а голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой. Сорока – ловкая, подвижная птица. Живут они вблизи жилища человека, питаются пищевыми отходами.
Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко – красное пятнышко, точно беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный. Дятла прозвали санитаром леса. На деревьях дятел находит себе корм, строит свое гнездо. Питаются дятлы не только насекомыми, но и семенами хвойных пород деревьев.
Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из птиц, а затем предлагает отгадать, какой птицы не стало.
Воспитатель: многие виды птиц издают очень приятные для человеческого уха звуки. Пение служит птицам для общения друг с другом.
Рефлексия: дети садятся на стульчики по кругу.
- О каких птицах мы говорили?
- Что нового узнали?
- Что понравилось вам?
Ребята сегодня, когда мы пойдём гулять мы возьмём с собой корм для птиц и покормим птичек, которые прилетят к кормушкам.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект НОД по познавательному развитию
в средней группе
Методы и приемы :
- практические: подвижная игра;
- наглядные: рассматривание, демонстрация;
- словесные: рассказ воспитателя, пояснение, вопросы.
Материалы и оборудование:
- карточки с изображением птиц;
- аудиозаписи голосов птиц;
- материал для украшения кормушек;
Логика образовательной деятельности
Воспитатель обращает внимание на кормушку, висящую в группе, и предлагает украсить детям несколько кормушек, чтобы потом повесить их на участке.
Воспитанники принимают участие в украшении кормушек
Развито желание сделать красивый домик для птиц, фантазия, художественно-эстетические способности
Воспитатель говорит детям о том, что надо беречь природу, животных и птиц. Предлагает воспитанникам послушать аудиозапись пения птиц в лесу.
Воспитанники располагаются на ковре, слушают пение птиц.
Развито слуховое восприятие звуков природы
Методическое сопровождение
Загадка о птицах для введения в тему
«Различаемся мы цветом,
встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём,
будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Беседа о птицах и их внешнем виде
- Каких птиц вы знаете? (Ответы.)
Воспитатель показывает картинки с изображением птиц и просит детей описать внешний вид птиц, найти сходство и различия.
Крылья – помогают во время полёта.
Хвост – направляют полёт
Перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.
Рассказ воспитателя о пользе птиц в природе
- Ребята, как вы думаете, какую пользу приносят птицы? (Предположения детей)
Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых. Например, большая синица за один день съедает очень много различных насекомых, среди которых есть вредители леса. Также синицы помогают бороться с садовыми вредителями, которые уничтожают урожай.
Это делают не только синицы, но и мухоловки и горихвостки.
Даже воробьи весной и летом становятся полезными. Своих птенцов они выкармливают личинками яблоневого долгоносика — свирепого врага садов. Если в саду достаточно гнездящихся птиц, урожай его увеличивается вдвое.
Воробья многие считают вредной птицей. Это неправильно. В городах (в людных парках и на бульварах) наши полевые воробьи — единственные защитники деревьев от вредителей. Осенью и зимой они питаются, в основном, семенами сорняков. Стоит напомнить печальный пример Китая, где необдуманно истребили всех воробьев, а в результате лишили фруктовые сады защиты от вредителей.
Значение птиц в природе очень важно. Дятлы, например, за день истребляет очень много личинок дровосеков, короедов и куколок обыкновенного рогохвоста. Поползни и пищухи как бы продолжают работу дятлов: уничтожают вредных насекомых, живущих на ветвях, листьях, в коре.
Кукушки также усиливают значение птиц в природе своей полезностью. Они очень прожорливы и уничтожают много вредных лесных насекомых: гусениц, майских жуков, больших зеленых кузнечиков.
Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний, и в первую очередь дизентерии. К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки. Мухоловки, кроме мух, уничтожают малярийных комаров и многих других мелких насекомых. Ласточка за лето поедает около миллиона всевозможных мошек.
К этой же категории птиц относятся чайки, крачки, зимородки. Эти птицы поедают больную и снулую рыбу, тем самым оберегают водоемы от загрязнения и заражения.
Хищные птицы — мощное средство борьбы с грызунами, вредителями сельского хозяйства. Не менее полезны и совы. Сова за лето уничтожает много мышей и полевок и тем самым спасает около тонны зерна.
Важно и то, что многие птицы — серые куропатки, перепелки, жаворонки, овсянки, голуби — истребляют семена сорняков, помогают человеку бороться за чистоту полей. А сойки, кедровки, дрозды, свиристели, питаясь лесными ягодами с твердыми оболочками семян, рассеивают эти семена на огромной территории, способствуя расширению площади леса. Некоторые из них (сойки, кедровки) делают запасы желудей и кедровых орехов, закапывая их в мох. Иногда эти запасы, не найденные птицами, дают дружные всходы.
Видите, ребята, сколько пользы приносят птицы человеку и природе. Поэтому охрана птиц — долг каждого человека.
Ребята, подумайте, что произойдёт, если у нас не будет птиц? (Предположения детей)
«Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Воспитатель: Ребята, все птицы делятся на две группы: те, что живут с нами круглый год, и те, что улетают на зиму в тёплые края. Птицы, которые улетают в тёплые края на зиму, называются перелётные. Давайте посмотрим, ребята, какие птицы улетают в тёплые края осенью. (На доску вывешивает картинки перелётных птиц)
Как вы думаете, почему перелётные птицы не могут оставаться с нами на зиму? (предположения детей) А как же перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (дети высказывают свои предположения.)
Рассказ воспитателя:
Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев.
Вода в водоёмах, реках замерзает.
Почва покрывается снегом.
Ближе к осени дни становятся короче.
Тепла становится все меньше и меньше.
Всё это и служит сигналом для птиц, что пора отправляться в путь в тёплые края.
Беседа о зимующих птицах
Воспитатель: ребята, но не все птицы улетают от нас, некоторые остаются. Эти птицы называются зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц) Я вам загадаю загадки о зимующих птицах, а вы попробуйте их отгадать:
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине.
Он появится опять.
Жёлтое брюшко у маленькой птички,
Всю ночь летает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
Всё время стучит,
Но их не калечит,
Белый бок, серый бок
Молодцы, все загадки отгадали. А сейчас немного поиграем.
Физкультминутка
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Во все стороны глядит,
Дети ходят по кругу, приседают, изображая спящих птиц. "Сова" сидит на стуле в середине стула. Дети разбегаются, а "сова" их догоняет.
Ребята, птицам зимой тяжело, ведь они не могут найти себе еду. Насекомых нет, трава не растёт. Но человек может помочь птицам в это холодное и голодное время года. Как вы думаете, как мы можем помочь птицам? (ответы детей)
Мы можем помочь нашим пернатым друзьям и устроить для них кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.
Воспитатель показывает корма и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Несоленое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Ребята, мы должны беречь природу, птиц. Не забывайте о них. Беречь природу – это значит охранять нашу жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна. И тогда они будут радовать нас своей красотой и украшать нашу жизнь своим чудесным пением. Давайте представим, что мы в лесу и послушаем пение птиц (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Круг радости:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Воспитатель: - Ребята, посмотрите что я нашла. Что это?
Дети: - Кормушка.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто смастерил кормушку?
Дети: - Кормушку смастерили люди.
Воспитатель: - Для чего они это сделали?
Дети: - Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.
3. Заключительная часть:
Рефлексивно – корригирующий этап.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
О ком мы говорили на занятии? Каких птиц вы увидели? Как их называют? Как нужно помогать птицам в зимнее время года? Молодцы ребята, теперь я точно знаю, что вы будете помогать птицам и они переживут суровую зиму!.
Автор: Вицкова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад "Золотая рыбка" Астраханской области Черноярского района.
Данное мероприятие будет полезно для воспитателей, при проведении непосредственно-образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.
Программное содержание: Формировать представление о перелетных птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни. Расширять представления о том, как люди заботятся о перелётных птицах. Закрепить знания о зимующих птицах. Развивать речь детей, мышление, внимание. Обогащать словарный запас у детей: скворечник, перелётная, птенцы, скворчонок, грачонок. Воспитывать интерес к окружающей природе.
Предварительная работа: наблюдения за зимующими птицами, рассматривание альбомов и журналов с изображением перелетных птиц.
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц (скворец, ласточка,грач ) и их гнезд, аудиозапись с голосами птиц.
Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц в Р.п. мн. числа
Журавли – журавлят
Грачи – грачат
Скворцы - скворчат…
Гуси -…гусят
Утки -…утят
Грачи -…грачат
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего птицам гнезда?
Дети. Чтобы в гнездах спать, выводить птенцов.
Воспитатель. Молодцы, правильно. Дети, назовите перелетных птиц?
(Ответы детей)
Воробей. Молодцы, ребята. А за то, что вы хорошо работали, я хочу подарить вам раскраски с изображением перелетных птиц.
Читайте также: