Судебная власть кпзс конспект

Обновлено: 04.07.2024

В зарубежных государствах действуют различные юридические учреждения: органы дознания и расследования, прокуратура, суд, нотариат, адвокатура и т.д. Суд среди них занимает особое место, поскольку является носителем особой ветви власти - судебной.

Если законодательная и исполнительная власти возлагаются конституциями на один-два высших государственных органа, либо на главу государства или парламент, либо на главу государства или правительство, то значительно сложнее обстоит дело с судебной властью.

Каждый судебный орган, независимо от места в судебной систе-ме, разрешает конкретные дела совершенно самостоятельно, руко-водствуясь исключительно законом и правосознанием и является носителем судебной власти. Вся совокупность судов именуется юс-тицией (от лат. justitia - справедливость).

Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикционной, а предметная и пространственная сфера такой деятельности - юрисдикцией (лат. jurisdictio - судебное разби-рательство; судебный округ).

Именно юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Оно достигается только при применении специальных процессуальных норм, призванных гарантировать в судебном процессе права человека и облегчить по каждому рассматриваемому делу установление истинных его обстоятельств.

Судебная власть - это инструмент, посредством которого право воздействует на общественные отношения. Инструмент не единственный, но главнейший в конфликтных случаях.

Из всех властей судебная власть - слабейшая: она не опирается на волеизъявление избирателей, как законодательная власть, и не распо-

лагает силовыми структурами для принуждения, как власть исполнительная.

Одна сила судебной власти в уважении цивилизованного общества к праву и к суду. Недаром в западных странах юристы не сразу могут взять в толк, о чем идет речь, когда мы спрашиваем их о последствиях неисполнения судебных решений. Они не могут себе представить, как это возможно - не исполнить решение суда.

Судебная власть в отличие от законодательной власти не издает общих правил поведения за исключением судебного прецедента. Она не занимается и исполнительно-распорядительной деятельностью. Государственная власть суда имеет четко выраженный конкретный характер. Суды рассматривают и решают конкретные дела и споры, возникающие в результате различных в обществе кон-фликтов (имущественные иски, уголовные дела, трудовые споры, жалобы граждан на действия чиновников).

Как известно, судебная власть принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии, которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры в некоторых странах по УПК или ГПК (гражданско-процессуальному кодексу). Как правило, коллегия состоит из профессиональных судей. Так, три-пять профессиональных судей рассматривают некоторые гражданские иски, а один, два или три судьи и 6-9-12-14 при-сяжных заседателей рассматривают уголовные дела. Причем при-сяжные решают лишь вопрос о виновности или невиновности под-судимого, а меру наказания определяет судья.

Вся деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. В этой связи суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни тем более исполнительная власть. Суд на основе закона, принимая решение, может лишить человека свободы и даже жизни за совер-шение преступления, распустить политическую партию, отобрать у юридических или физических лиц собственность, лишить недос-тойного родителя родительских прав и др.

Судебная власть как независимая ветвь предполагает судейское самоуправление. Только высшие советы магистратуры, общегосударственные советы судей, высшие квалификационные судейские коллегии могут решать вопросы об отстранении судей от работы, повышении их в должности и перевода на другое место работы, о наложении на них взысканий.

Формирование судов происходит различными способами.

ховный суд назначается президентом с согласия сената. В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского самоуправления - верховными советами магистратуры, в Великобритании - лордом-канцлером (по существу, министром юстиции) без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии, состав которой не оглашается.

Назначаются судьи либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста. Например, в Великобритании до 72 лет, в Японии до 65 лет, а после чего обязаны подать в отставку, либо на определенный срок, на 5-10 лет. В то же время судьи могут быть досрочно смещены с должности за недостойное, порочащее поведение или даже за совершение преступлений, однако делается это в особом порядке - органами судейского самоуправления, либо при их участии.

В связи с предоставленными судьям полномочиями, в том числе по решению судеб людей, к ним предъявляются высокие требования. Очевидно, что судья должен отвечать профессиональным требованиям, т.е. иметь высшее юридическое образование и иметь определенный стаж работы на других юридических должностях, обладать высокими моральными качествами (незапятнанная репутация и отсутствие судимости), иметь определенный жизненный опыт для чего, например, во Франции судьями назначаются лица не моложе 40 лет.

Статус судей определяется важнейшим принципом их несменяе-мости. Это означает, что судья не может быть досрочно смещен с должности, за исключением случаев, когда он недостойно вел себя или совершил преступление. Одновременно он может уйти в от-ставку по собственному желанию.

Известен также и принцип: судьи независимы и подчинены только закону. В то же время признаются принципы их деполитизации.

Существует несколько видов судебных органов, которые осуществляют определенные задачи правосудия.

1) Общие суды - суды общей юрисдикции, рассматривающие гражданские и уголовные дела, трудовые споры и др.

первоначальное звено: мировой судья, полицейский судья, участ-ковый судья и т.д.;

основное звено: окружной суд, трибунал и т.п.;

апелляционное звено: апелляционный суд, высокий суд и т.п.;

верховное звено: кассационный суд, верховный суд, высший суд и т. п.

Эта примерная схема в каждой стране конкретизируется по- своему, и какого-то из отмеченных звеньев может и не быть.

Суды общей юрисдикции составляют основу судов четырех систем: англосаксонской (англо-американской), европейско-континентальной (романо-германской), социалистической и мусульманской.

Англосаксонская судебная система - эта система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, в работе которых широко используется судебный прецедент, несколько снижающий роль законодательства.

Здесь в судебном процессе судья пассивен, он только ведет заседание, а в уголовных делах, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены, не решает вопроса виновности. Решение присяжных о виновности подсудимого принимается большинством или единогласно. В зависимости от вердикта присяжных судья назначает подсудимому наказание или оправдывает его. Одновременно судья может и оспорить вердикт в вышестоящем суде.

Социалистическая судебная система определяется выборностью всех судей и народных заседателей; равенством прав судей и народных заседателей; совпадением границ судебных округов и административно-территориальных единиц.

Мусульманская судебная система строго персонифицирована: в мусульманском суде рассматриваются дела только единоверцев или лиц, согласившихся на такой суд; процесс осуществляется по канонам шариата; здесь нет присяжных и народных заседателей; в большинстве мусульманских стран процедуры обжалования судебных решений не существует.

Вместе с тем в некоторых странах, например, в Нигерии, существуют вышестоящие мусульманские суды, куда можно подать апелляционное обжалование.

Специальные суды: трудовые, по земельным и водным спорам, военные (для военнослужащих), коммерческие (по торговым делам), претензионные, суды по делам малолетних. В таких судах дела рас-сматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседателей. Они, как правило, не имеют вышестоящих подобных себе судов. В то же время, например, в Германии система специальных судов имеет иерархическую структуру, при которой можно подать апелляционное обжалование в вышестоящий специальный суд.

Административные суды, рассматривающие споры граждан с органами государства в лице чиновников по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Суды такого рода иногда образуются при министерствах и других органах управления, но, как правило, составляют единую систему административных судов. Так, во Франции, Швеции и других странах имеются верховные административные суды.

Суды обычного права - это племенные суды, в работе которых принимают участие вожди, старейшины, военачальники.

Они рас-сматривают споры взрослых членов племени по вопросам использования пастбищ, земли, лесов и даже некоторые вопросы семейных отношений на основе обычаев племени. Решения этих судов можно обжаловать в судах общей юрисдикции.

Конституционные суды в странах континентальной Европы за-нимают особое место в судебной системе, которые в некоторых кон-ституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция).

В странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему (США, Япония, Индия и др.), функции конституционного контроля (надзора) возложены на верховные суды общей юрисдикции.

Численный состав конституционных судов обычно невелик: во Франции, Румынии, Македонии, Словении, Монголии - 9 человек, в

Бразилии, Венгрии, Хорватии - 11, в Болгарии, Бельгии, Испании, Польше - 12, в Греции, Португалии - 13, в Австрии - 14, в Италии - 15, в Германии - 16 членов. Как видим, никакой корреляции с численностью населения соответствующей страны здесь нет.

Во многих странах для судей конституционных судов (советов) установлены единые сроки полномочий, как правило, длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) в конституционный суд, чтобы избираемые не попали в зависимость от избирающих или назначающих. Например, в Монголии и Португалии срок полномочий установлен в 6 лет, в Словакии - 7, в Хорватии, Колумбии, Польше - 8, в Македонии - 9, в Германии - 12 лет. В целом ряде стран, в таких как Австрия, Бразилия, Бельгия, этот срок не установлен.

Главной из категорий дел, подведомственных конституционным судам можно считать процедуру проверки конституционности законов.

Вместе с тем конституционные суды решают и многие другие, подведомственные только им задачи.

Таким образом, описанная выше схема в целом ряде стран имеет некоторые особенности. Так, верховные суды могут рассматривать отдельные дела, определяемые законом, в первой инстанции, иногда даже с участием присяжных или народных заседателей (в уголовных делах). Суды первой инстанции рассматривают большинство граж-данских и уголовных дел, но не все: некоторые из них подсудны вышестоящим судам. Мировые же судьи единолично рассматривают менее значительные уголовные дела, а также гражданские дела с небольшой суммой иска.

Судебная власть осуществляется судьей единолично или же судебной коллегией, действующей в особом судебном процессе. Осуществляя правосудие, судебная власть вводит государственное насилие в цивилизованные рамки, гарантируя законопослушных граждан от опасности попасть под колеса государственной машины. В то же время судебной власти необходимо избегать политического влияния на ее деятельность. По логике, такое влияние должно быть

Однако в жизни все значительно сложнее и конечно же полная деполитизация судебной власти практически невозможна.

Объем конституционного регулирования судебной власти бывает в различных странах не одинаков. В качестве тенденции можно отметить увеличение места, отводимого этой ветви власти в консти-туциях демократических стран, где наряду с законодательной и ис-полнительной властями, как правило, в качестве самостоятельной выделяется судебная.

Конституции обычно устанавливают виды судебных систем или судов и обязательно указывают на принципы их деятельности, к числу которых можно отнести следующие принципы:

Отправление правосудия только законно установленными судами с запрещением чрезвычайных судов. Другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.

Независимость судей и подчинение их только закону. Ни одно должностное лицо или государственный орган не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное уголовное или гражданское дело; судьи выносят свои решения по конкретным делам на основе закона и правосознания.

Несменяемость судей - они не могут быть смещены или перемещены без своего согласия иначе как по решению высшей власти, причем им гарантируются особые возможности защиты. Например, в США федерального судью можно уволить досрочно только в порядке импичмента .

Коллективное отправление правосудия с участием народа, прежде всего в качестве присяжных. Мировой судья может рассматривать единолично лишь мелкие правонарушения.

Свобода доступа к суду. Например, нельзя отказать в приеме иска по причине неясности закона или его отсутствия. Суд может отклонить рассмотрение иска только по причинам неподведомст-венности или неподсудности, в других же случаях он обязан при-нять и рассмотреть его.

Гласность, публичность, открытость судебных заседаний. Вопреки этому принципу, т.е. проводить закрытые заседания, суды могут лишь в двух случаях, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны или интимные отношения сторон.

Ведение судопроизводства на языке, понятном сторонам, или с обеспечением им переводчика за счет государства.

Возможность обжалования и пересмотра судебного решения (приговора) путем апелляции, когда вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и выносит свое решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При кассационном порядке вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона ниже-стоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках заявленной жалобы. Если в кассационном порядке решение нижестоящего суда отменено вышестоящим, то дело заново рассматривается обычно тем же нижестоящим судом, но в новом составе судей. При ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение, как при кассации) вышестоящий суд может проверить решение нижестоящего даже не будучи связанным жалобой, в порядке надзора.

Ответственность государства за судебную ошибку. Государство обязано возместить юридическому или физическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением. В этом случае государство имеет право на регрессный иск - на возмещение виновником тех сумм, которые оно выплатило пострадавшему, но только тогда, когда вина судьи будет бесспорно доказана.

Конституции многих демократических государств закрепляют и некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса - гарантии правосудия, поскольку при расследовании в уголовном процессе судебное принуждение проявляется особенно жестко. К этим принципам можно отнести: право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста, например, в США об этом говорит правило Миранды; право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; право обвиняемого на рассмотре-ние дела с участием присяжных заседателей, которые решают во-прос о его виновности или невиновности; презумпция невиновно-сти: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; при осуществлении

правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; закон, отягчающий или устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет.

В некоторых актах конституционного права упоминаются различные должностные лица и органы, одной из задач которых является содействие судебной власти. Это следующие должностные лица и органы: прокуроры, следователи, адвокаты, судебная полиция, судебные исполнители.

Более подробное их полномочие регулируется специальными законами (законом о прокуратуре, законом о нотариате и др.).

Прокуратура - это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, зачастую в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и за законностью содержания лиц в местах лишения свободы.

По занимаемому месту прокуратурой в системе государственных органов можно выделить четыре группы государств:

государства, где прокуратура находится в составе министерства юстиции, например, в США, Франции, Польше, Японии;

государства, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры) и находится при судах, например, в Испании, Италии;

государства, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетна парламенту, например, в социалистических и постсоциалистических странах, соответственно, КНДР и Словакия;

государства, где прокуратура вообще отсутствует, например, Великобритания. Здесь генеральный атторней возглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаях выступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Адвокатура - это объединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающих юридическую помощь юридическим и физическим лицам. Она существует как независимая и самоуправляющаяся организация, например, в США. Одновременно коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах, например, во Франции и Германии.

Судебная полиция действует при судах. Так, ст. 129 Конституции Румынии предусматривает судебную полицию, находящуюся на

службе судебных инстанций. Эти полицейские, как правило, обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют различные распоряжения судей.

Судебные исполнители выполняют решения судов, например, в части, касающейся гражданско-правовых отношений (они производят опись имущества и др.).

Следственные органы находятся в системе судебной власти и осуществляют предварительное производство по уголовным делам, как об этом говорится в ст. 128 болгарской Конституции.

Нотариусы удостоверяют и свидетельствуют совершаемые сдел-ки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудеб-ные функции. В то же время часть вторая ст. 137 Конституции Сло-вении упоминает о нотариате как независимой службе, регулируе-мой законом.

ТЕМА 12.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

1. Понятие судебной власти

В каждой стране есть различные юридические учреждения: органы расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, - носитель особой ветви государственной власти - судебной.

Существование судебной власти, наряду с законодательной и исполнительной, - признак демократического государства. Основное назначение судебной власти - охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от произвола самого государства, его органов и должностных лиц.

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть - это самостоятельная и независимая сфера публичной власти, которая представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.


  • исключительность (правосудие не может осуществляться никаким другим органом кроме суда ни при каких условиях);

  • особый статус должностных лиц - судей (повышенные требования к кандидатам на судейские должности, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей);

  • носит конкретный характер (рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе);

  • осуществляется в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом;

  • большое значение придает правосознанию, внутреннему убеждению судей, сложившемуся на базе жизненного опыта и в ходе рассмотрения конкретного дела;

  • принадлежит не судебному учреждению, а судебной коллегии (единолично судье), которая рассматривает дело в соответствии с требованиями судебной процедуры (коллегия может состоять из профессиональных судей (3-5 судей обычно рассматривают некоторые гражданские иски), из одного или нескольких судей и 6-9-12-24 присяжных заседателей);

  • ее реализация - приговор по уголовному делу, решение по гражданскому иску - представляет собой акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах;

  • особая система контроля за судебной деятельностью (исключение чьего-либо вмешательства в отправление правосудия и в оценку решений суда).

  • лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления,

  • отобрать у физических или юридических лиц собственность,

  • распустить политическую партию,

  • заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц,

  • лишить недостойного родителя родительских прав и т.д.

  • осуществление правосудия;

  • судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения;

  • толкование правовых норм;

  • официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;

  • ограничение конституционной и иной правосубъектности лиц и организаций и др.

Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво.

С одной стороны , это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть.

С другой стороны , это сравнительно слабая власть, потому что она не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как власть законодательная, хотя в некоторых странах судьи низших судов, народные заседатели могут избираться гражданами. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная. Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости.

2. Принципы осуществления судебной власти

Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности.


  • осуществление правосудия только судом , другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.

  • независимость судей и подчинение их только закону . Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения.

  • свобода доступа к суду . Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск (он может отклонить рассмотрение только по причинам неподведомственности или неподсудности).

  • коллективное отправление правосудия . Мировой, полицейский, иной судья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения.

  • ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами , или с обеспечением им переводчика за счет государства.

  • гласность , т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон.

  • возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом).

  • ответственность государства за судебную ошибку . Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия.

  • право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о его виновности или невиновности;

  • право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран - с момента задержания);

  • право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях;

  • презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

  • никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление;

  • при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона;

  • закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

3. Судебные органы и судебные системы

Состав судебных органов . Судебные учреждения могут включать различных государственных служащих: прокуроров (при судах), судебных следователей, работников канцелярии судов, секретарей судебных заседаний и т.д.

Число судей в тех или иных судебных учреждениях может сильно различаться. В штате районных, межмуниципальных судов, судов судебных округов, рассматривающих дела по первой инстанции, может быть до 10 и более судей, в каждом из пяти федеральных судов юстиции в Германии работает в среднем 21 судья, в Верховном суде США - 9 судей, Японии - 15, Индии - 17.

Суды формируются различными способами.

1. Судьи избираются гражданами (во многих штатах США, в странах тоталитарного социализма)

2. Судьи назначаются (в большинстве стран, но в высших судах обычно это происходит при участии различных ветвей власти - в США Верховный суд назначается президентом с согласия сената, в Японии - императором по представлению кабинета министров (главный судья) и кабинетом (остальные судьи). В Италии и Франции судьи назначаются по конкурсу органами судейского самоуправления - верховными советами магистратуры, в Великобритании - лордом-канцлером без конкурса, но по совету состоящей при нем комиссии (ее состав не оглашается). Судьи назначаются либо пожизненно, но практически занимают должность до достижения определенного возраста (в Великобритании они обязаны подать в отставку по достижении 72 лет, в Японии - 65), либо на определенный срок (обычно первый раз на срок в пять - десять лет, а второй раз - пожизненно).

Как правило, судьи не могут состоять в политических партиях, участвовать в политических акциях, забастовках. На судей распространяется принцип несовместимости должностей: они не могут заниматься другой оплачиваемой работой, торговой и промышленной деятельностью. В судебных учреждениях исключаются родственные связи. Закон устанавливает, что вознаграждение судей не может быть уменьшено во время пребывания их в должности.

Ассизы, шеффены, присяжные заседатели (в ряде стран не старше 70 лет) подбираются муниципальными советами из среды достойных граждан, составляется их общий список, а затем по жребию они участвуют в судебных заседаниях. Подбор присяжных для рассмотрения конкретного дела может быть осуществлен и иначе: по решению судьи, согласованному со сторонами в судебном процессе.

Прокуроры и судебные следователи в одних странах назначаются в том же порядке, что и судьи, но не пожизненно, в других странах - в порядке строгой централизации и подчиненности.

Виды судебных органов . Существует несколько видов судебных и квазисудебных органов.

1) Органы досудебного разбирательства (медиаторы, консилиаторы - посредники, примирители во Франции, Италии). Они обычно назначаются муниципалитетами из числа отставных государственных служащих, знакомых с основами права, и решают мелкие споры между соседями, вопросы арендной платы и др.

2) Суды общей юрисдикции ("общие суды"), рассматривают уголовные дела, гражданские и трудовые споры и т.д. Система общих судов включает разные звенья от верховных до низовых судов, но способы их построения различны. Общие суды могут быть сгруппированы по четырем моделям: англо-американской (англосаксонской), романо-германской (европейской континентальной), социалистической и мусульманской.


    • единая система судов во главе с верховным судом;

    • историческая приверженность общему праву, признание правотворческой роли суда и широкое использование судебного прецедента;

    • исключительно апелляционная форма обжалования судебных решений;

    • предельная состязательность, при которой судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены;

    • относительно более широкая практика избрания судей.

      • нет единой системы судов, она полисистемна;

      • деятельность судов определяется широко развитым законодательством,

      • судебный прецедент применяется крайне редко;

      • наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели;

      • судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства;

      • относительно меньшая распространенность институтов присяжных заседателей и мировых судей;

      • "судьи из народа", "непрофессиональные судьи" (ассизы, шеффены) участвуют вместе с судьей в определении наказания;

      • создание судов полного или частичного судейского самоуправления с кадровыми функциями и полномочиями.

        • выборность всех судей и народных заседателей;

        • равенство прав судей и народных заседателей;

        • совпадение границ административно-территориальных единиц и судебных округов (специальные судебные округа не создаются).

          • суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд;

          • народных заседателей, ассизов, присяжных не существует;

          • процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими формами ответственности и в гражданском, и в уголовном праве.

          • в некоторых мусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращаться в имаму - высшему духовному лицу.

            • военные (для военнослужащих),

            • суды по делам малолетних,

            • трудовые,

            • по земельным и водным спорам,

            • претензионные,

            • коммерческие (по торговым делам) и др.

            4) Административные суды (специальные суды особого рода), рассматривающие споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Эти суды иногда образуются при министерствах, других органах управления, но обычно составляют целостную систему. В административные суды нельзя жаловаться, если чиновником не нарушен закон, поскольку при решении конкретных дел чиновник имеет свободу усмотрения и вправе действовать самостоятельно в пределах закона (дискреционные полномочия).

            5) Обычного права - племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Уголовные дела такие суды рассматривать не могут. Их решения не признаются, если они противоречат законам. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.

            6) Конституционные суды, а также суды, рассматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц (например, Высокий суд правосудия во Франции, Государственный трибунал в Польше).

            7) В некоторых странах действуют церковные суды, которые рассматривают дела священников, но могут налагать также наказания на прихожан (покаяние, отлучение от церкви).

            Конституции запрещают создание чрезвычайных судов, т.е. таких, которые образуются в ином порядке, чем определено конституцией и законами, действуют вне правил судебной процедуры, а иногда и применяют наказания, не предусмотренные уголовным кодексом. Однако в условиях военных режимов такие суды обычно создаются.

            Системы судебных органов. Системы судебных органов могут быть неодинаковы в унитарных (существует единая система общих судов) и федеративных государствах (системы могут быть едиными либо отдельными).

            Во всех государствах действует несколько различных звеньев общих судов.

            1. Суды первой инстанции (рассматривающие дела по существу): мировые судьи, полицейские суды, районные суды, суды судебных округов и др.

            2. Суды второй инстанции - особые апелляционные или высокие суды (в странах тоталитарного социализма такого звена нет), куда можно обращаться с жалобой на решение суда первой инстанции.

            3. Суды кассационной инстанции. Это либо вышестоящий суд, либо верховные суды, иногда официально называющиеся кассационными. Они заседают только в составе профессиональных судей (без народных и присяжных заседателей), но не рассматривают факты, доказательства, а проверяют дело только с точки зрения соблюдения закона в судебном процессе (иногда и до него, например, в ходе предварительного следствия).

            Судейское самоуправление. Судебная власть имеет специальный орган, контролирующий поведение судей, решающий вопросы об их назначении, перемещении, повышении в должности, дисциплинарной ответственности. Этот орган инспектирует суды, представляет кандидатуры для назначения на судейские должности. Он называется по-разному. В Италии, Франции, Румынии - это высший совет магистратуры, в Болгарии - Высший судебный совет, в Албании - Верховный совет правосудия, на Украине - Высший совет юстиции.

            Обычно в состав такого органа входит председатель верховного суда, министр юстиции, генеральный прокурор; часть его членов может быть назначена главой государства, часть избирается на общегосударственном съезде судей (особенно это практикуется в постсоциалистических странах).

            4. Органы и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти

            В актах конституционного права упоминаются различные органы и должностные лица, одна из задач которых (иногда не главная) состоит в содействии судебной власти. Это прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители.


            • занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления,

            • поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокуратура не участвует),

            • осуществляет надзор за местами заключения,

            • осуществляет общий надзор за законностью (в странах тоталитарного социализма).

            Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах (так называемые следственные судьи) или составлять отдельную систему, возглавляемую органом типа следственного комитета.

            Адвокатура - независимая и самоуправляющаяся организация. Коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах. В странах тоталитарного социализма, постсоциалистических государствах это единая организация, хотя и в англосаксонских странах существуют, например, общегосударственные объединения адвокатов высшей квалификации. В некоторых западных странах адвокатура считается не организацией частного права, а публичной корпорацией и как таковая действует под контролем министерства юстиции.

            Судебная полиция действует при судах. Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.

            Судебные исполнители выполняют решения судов, например в части, касающейся гражданско-правовых отношений (производят опись имущества и т.д.).

            Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют совершаемые сделки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудебные функции.

            § 3. осуществление судебной власти

            Как уже говорилось, судебная власть осуществляется единолично судьей или судебной коллегией, действующими в особом судебном процессе. Вне судебного процесса судья может обладать лишь другими полномочиями. В Швеции, например, судья может проводить принудительную инвентаризацию имущества, на Украине запрещать отчуждение имущества до судебного решения, в США издавать так называемые судебные, а по существу — административные приказы, являющиеся специфической формой осуществления судебной власти. Такими приказами можно приостановить распространение газеты (но не лишить ее лицензии), приостановить забастовку (но не запретить ее вообще), временно, до решения суда, отложить публичное собрание в общественном месте или на открытом воздухе и т.д.

            Судебный процесс может иметь три стадии: первая инстанция, апелляция, кассация, но вовсе не обязательно дело должно пройти их все, оно может закончиться на любой стадии. Первая инстанция — рассмотрение дела в судебном процессе впервые. На решение может быть подана апелляция, но только в течение определенного, короткого времени (10—30 дней), иначе это создавало бы длительную неопределенность, ибо если апелляция разрешена, решения первой инстанции не вступают в законную силу. Апелляционное рассмотрение дела обычно проводится только профессиональными судьями, без заседателей. Кассация — последняя возможность пересмотреть дело. В Германии, Австрии, Нидерландах используется особый процесс — ревизия, соединяющий элементы апелляции и кассации.

            Деятельность суда опирается на принципы, закрепленные в конституции. Одни из них имеют общий характер, другие распространяются преимущественно на уголовный процесс, где особенно важна защита прав личности в ходе процесса.

            К числу общих конституционных принципов относятся:

            1) Осуществление правосудия только судом. Другие должностные лица и органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия.

            2) Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и личного убеждения. Если вышестоящий суд отменяет судебное решение нижестоящей инстанции, то он опять-таки не указывает, как именно следует решить дело: он направляет его в иной состав судебной коллегии, и уже она решает дело по своему убеждению. Принимая его к своему рассмотрению, вышестоящая судебная инстанция также не указывает, как должно быть решено дело, она поручает его рассмотрение коллегии.

            3) Свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск (он может отклонить рассмотрение только по причинам неподведомственности или неподсудности).

            4) Коллективное отправление правосудия. Мировой, полицейский, иной судья единолично может рассматривать лишь мелкие правонарушения.

            5) Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства.

            6) Гласность, т.е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания проводятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, интимные отношения сторон.

            7) Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции), кассации (проверка выполнения закона судом), ревизии, которая сочетает черты апелляции и кассации (при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение, как при кассации). В англосаксонской системе применяется только апелляция, в большинстве континентальных стран Европы — и апелляция (вторая инстанция), и кассация (третья инстанция), в Австрии, Германии — апелляция и ревизия.

            8) Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридическому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным судебным решением, неправильным осуществлением правосудия. Правда, государство имеет право на регрессный иск — на возмещение виновником тех сумм, которые оно выплатило пострадавшему, или на возмещение иным образом, но только если вина судьи будет доказана.

            Конституция закрепляет некоторые особые принципы в сфере уголовного процесса — гарантии правосудия, поскольку именно в уголовном процессе судебное, т.е. государственное, принуждение проявляется особенно жестко. К их числу относятся: право обвиняемого на рассмотрение дела с участием присяжных заседателей, которые решают вопрос о виновности или невиновности (суд присяжных заседателей возможен, если обвиняемому грозит суровое наказание); право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или ареста (в подавляющем большинстве стран — с момента задержания); право на бесплатную юридическую помощь в установленных законом случаях; презумпция невиновности: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда; запрет двойного наказания: никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона; закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

            Некоторые из названных принципов относятся прежде всего к уголовному процессу, но распространяются и на гражданские дела (например, о недопустимости доказательств, полученных с нарушением закона, о непридании обратной силы закону, отягчающему ответственность).

            Органы и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти. В актах конституционного права упоминаются различные органы и должностные лица, одна из задач которых (иногда не главная) состоит в содействии судебной власти. Это прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители. Детально их полномочия регулируются особыми законами и изучаются в других отраслях права.

            Наряду с другими вопросами прокуратура занимается уголовным преследованием лиц, совершивших преступления. Действуя как представитель государства, она поддерживает публичное обвинение в суде (в делах частного обвинения прокуратура не участвует), осуществляет надзор за местами заключения, в странах тоталитарного социализма осуществляет общий надзор за законностью, участвует с целью защиты интересов государства при рассмотрении гражданских дел. Иногда прокуратура существует при министерстве юстиции (например, в США обязанности Генерального прокурора возложены на Министра юстиции), но бывает выделена в отдельную систему, подотчетную парламенту или президенту либо обоим этим органам (Испания, Италия, Украина и др.). В некоторых странах прокуроры состоят при судах и не образуют единой иерархической системы (Франция). В ряде государств органов прокуратуры вообще не существует (Великобритания) и функции прокуроров выполняет адвокатский корпус, а в важных делах участвует директор публичных преследований.

            Следователи могут быть подчинены прокурорам и входить с ними в единую систему, состоять при судах (так называемые следственные судьи) или составлять отдельную систему, возглавляемую органом типа следственного комитета.

            Адвокатура — независимая и самоуправляющаяся организация. Коллегии адвокатуры состоят при окружных и высших судах. В странах тоталитарного социализма, постсоциалистических государствах это единая организация, хотя и в англосаксонских странах существуют, например, общегосударственные объединения адвокатов высшей квалификации. В некоторых западных странах адвокатура считается не организацией частного права, а публичной корпорацией и как таковая действует под контролем министерства юстиции.

            Судебная полиция действует при судах. Эти полицейские обеспечивают порядок в зале заседания, охраняют обвиняемых, выполняют распоряжения судьи.

            Судебные исполнители выполняют решения судов, например в части, касающейся гражданско-правовых отношений (производят опись имущества и т.д.).

            Нотариусы свидетельствуют и удостоверяют совершаемые сделки, юридические факты, события, выполняют некоторые досудебные функции.

            27. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ.

            Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.

            На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти:

            1) судебная власть – составная часть системы разделения властей;

            2) основы организации судебной системы;

            3) гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции;

            4) основы правового статуса судей.

            Характерными чертами судебной власти являются:

            1) осуществление в связи с конкретным делом (социальным конфликтом);

            2) реализация в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти.

            Суд осуществляет важнейшие социальные функции в любом государстве:

            1) охрану и защиту прав и свобод физических и юридических лиц, находящихся на территории данной страны;

            2) роль эксперта по правовым вопросам, имеющего одновременно право выносить обязательные для участников процесса решения;

            3) осуществление судебного (конституционного, административного) контроля;

            4) политико-репрессивную функцию;

            5) поддержку экономических устоев общества, охрану принципов собственности, регулируя социальные конфликты в этой сфере.

            В разных правовых системах и в зависимости от политического устройства государства социальные функции судебной власти могут варьироваться.

            Судебная система – это сложно организованная, имеющая несколько определенным образом взаимосвязанных звеньев (инстанций) система органов, осуществляющих правосудие.

            Она может включать государственные и иные судебные органы (общественные суды, религиозные суды, суды, действующие на основе обычного права, и т. д.).

            Конституционные принципы организации деятельности судебных систем в зарубежных странах:

            1) независимость судебной власти (судов, судей) и закрепление ее гарантий (означает автономность судебных учреждений по отношению к другим государственным и общественным органам, а также беспристрастность судей и подчинение их только закону);

            2) осуществление правосудия только законными и надлежащими судьями (судами) (значит, что правосудие осуществляется только органами судебной власти, спор рассматривается тем судьей (судом), к компетенции которого он отнесен законом);

            3) запрет на создание чрезвычайных судов (исключает появление особых судов или квазисудов особого производства, по упрощенной процедуре (без предоставления права подсудимому иметь защитника, обжаловать приговор или просить о помиловании и т. д.), что является нарушением основных прав граждан, демократических принципов судопроизводства и приводит к беззаконию и произволу);

            4) гласность, открытость и доступность судебных слушаний (обеспечивает публичный характер отправления правосудия, доступность суда для всех заинтересованных лиц);

            5) мотивированность судебных действий (мотивированность необходима для вынесения объективного решения по делу).

            Эта структура охватывает прежде всего сами суды. В странах англосаксонской правовой системы часто они образуют единую систему, в которой различные ветви замыкаются на единый верховный суд. В то же время во все большем числе стран, особенно в континентальной Европе, наблюдается тенденция к полисистемности. Это значит, что в стране создается несколько независимых друг от друга систем общих и специализированных судов во главе со своими высшими судами.

            Самый яркий пример полисистемности дает Основной закон для Федеративной Республики Германии 1949 года, предусмотревший учреждение наряду с Федеральным конституционным судом (ст. 92–94) еще пяти высших судов: Федеральной судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального трудового суда и Федерального социального суда, которые в целях обеспечения единообразия судебной практики создают совместный сенат (ч. 1 и 3 ст. 95).

            В странах с романской правовой системой и некоторых иных часто наряду с системой судов общей юрисдикции (т.е. рассматривающих главным образом гражданские и уголовные дела) создается отдельная система административной юстиции, возглавляемая органом, который обычно именуется государственным советом и осуществляет также некоторые иные функции (Франция, Италия), либо верховным административным судом (Швеция).

            Подобным же образом сформировали по две судебные системы и некоторые постсоциалистические страны (Болгария, Чехия). В Польше Высший административный суд пока что остается подчиненным надзору Верховного суда, однако согласно ч. 2 ст. 236 Конституции Республики Польша 1997 года в течение пяти лет после ее вступления в силу, то есть до октября 2002 года, должны быть приняты законы об административных судах, которые должны, в частности, предусмотреть независимость Высшего административного суда от Верховного суда.

            Военные суды во многих государствах в мирное время не создаются (см., например, ст. 84 Федерального конституционного закона Австрии 1920 г. в редакции 1929 г.), а там, где существуют, образуют особую ветвь судов общей юрисдикции. То же можно сказать об административных судах там, где не образована замкнутая их система, и некоторых иных специальных судах: семейных, ювенильных (по делам несовершеннолетних), трудовых, патентных, финансовых (налоговых) и пр.

            Особое место в странах континентальной Европы, включая постсоциалистические, занимают конституционные суды (во Франции – Конституционный совет), которые в некоторых конституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция). В Австрии в таком разделе содержатся нормы и об Административном суде.

            Мы уже отмечали в гл. II, что в федеративных государствах, где конституционные суды создаются также субъектами федераций, они единой системы не образуют. Отмечали мы и то, что в странах, воспринявших англосаксонскую правовую систему (США, Индия, Япония), и некоторых иных функции конституционного контроля (надзора) возложены на суды общей юрисдикции.

            Следует также упомянуть создаваемые в некоторых странах суды для рассмотрения дел о конституционной ответственности высших должностных лиц (Высокий суд правосудия и Суд правосудия Республики во Франции, Государственный трибунал в Польше).

            В странах с романской системой права и некоторых других к судебной власти относятся и счетные палаты и другие подобные органы (см., например, ст. 103 Конституции Итальянской Республики 1947 г.).

            В ряде мусульманских стран наряду с государственными действуют шариатские суды (напоминаем, шариат – свод мусульманского права).

            Наиболее распространенные судебные системы мы рассмотрим в следующих двух параграфах.

            Структурой судебной власти охватываются кроме судов некоторые иные виды государственных органов и учреждений, обслуживающих судебную власть, среди которых прежде всего нужно отметить органы предварительного расследования и органы прокуратуры.

            В одних странах они встроены в судебную систему, в других существуют отдельно от судов, поддерживая с ними функциональную связь. Обслуживает судебную власть и такое учреждение, как адвокатура, главная функция которой заключается в оказании правовой помощи всем, кто в ней нуждается. Наконец, в ряде стран существует специальная судебная полиция, подчиненная судебной власти (см., например, ст. 109 Конституции Италии).

            Читайте также: