Культура восточных западных и южных славян конспект урока истории

Обновлено: 07.07.2024

• сформировать у учащихся собственного отношения к изу чаемом у периоду .

Вече - собрание горожан для решения общественных дел, а также место этого собрания.

Государство — это власть князя и его соратников, этой войско, охраняющее власть, это и

Дружинники - приближённые князя, а также княжеское войско.

Племенной союз - союзы восточнославянских племён, формирование которых началось

в бронзовом веке. Большей частью племенные союзы были связаны не единством

происхождения, а районом ра сселения, поскольк у территориальные связи преоблада ли

Князь - п редводитель войска и правитель области в феодальной, удельной Руси.

Политеизм система верований, религиозное мировоззрение, основанное на ве ре в нескольких

божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Язычество - р елигия, основанная на поклонении многим богам , идолопок лонство.

862г.— призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.

882г . — объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древне русское государство.

Оборудование урока: карта “Расселение восточных славян”, изображения языческих богов.

Литература: Сахаров А., Боханов А. История России. с древнейших времен до конца XVI I

Платонов С. Ф., Полный к у рс лекций по русской истории. – С. - П., 1997.

Рыбаков В. А. Мир истории. Начальные века Русской истории. - М.,1987.

• Хозяйство восточных славян, Общественный строй восточных славян

Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжим изучение древней ш ей ист ории наш ей

II . Проверка домашнего задания (8 мин.).(фронтальный опрос)

Давайте вспомним, что вы уже у спели из учить н а прошлых у роках. Для эт ого проведем

Большую часть Европы и Азии населяли ______________ - объедин ение многих народов,

говоривших на общем языке, которые затем распались на ______________. В гер манскую

группу племен входи ли немцы, _______________, ________________ и датчане.

_________________ гру ппа включает современные народы: франц у зов, итальянцев и

испанцев. Славянские племена также отделились от этой общности. Позднее они разделились

на 3 большие группы: южных (_______________), западных (________________) и восточных

2) Ответье на вопрос: Какой была картина расселения восточнославянских племен на

территории Восточной Европы в VIII веке? Почему их расселение в основном носило

3) Назовите национальности, которые образу ются в результате Великого переселения

III . Изучение нового материала .(30 –31 мин) (рассказ учителя + самостоя тельн ая работа)

Учитель: На рубеже V III—IX вв. восточные славяне занимали обширную территорию,

включавшую бассейны Днепра и Днестра, Буга и верховьев Западной Двины, а также

В летописном рассказе о расселении славян, содержа щемся в “Повести временных лет”,

Вот что пишет Нестор в Повести временных лет о расселении восточных славян:

":и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами,

потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припять ю и Двиною и назвались

дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в

Двину и именуется Полота. Те же с лавяне, которые сели около озера Ильменя, проз вались

своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по

Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелс я славянский народ:"

Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания:

Работа с т екстом учебника: Распределите названия восточнославянских племен и места их

Основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки

позволяют у тверждать, что они выращивали рожь , пшеницу, яч мень, п росо, репу, кап усту,

свеклу и т.д. Из технических ку льт ур славяне разводили лен и коноплю.

Системы земледелия вначале сильно отличались у с лавян, живших н а севе ре и на юге. Там,

где росли густые леса, преобладала подсечно - огневая система. Сначала деревья подрубались,

и целый год постепенно засыхали. На следу ющи й год высохшие деревья сжигались, и в золу

сеяли зерно. Иногда землю предварительно распахивали, но чаще вс его не делали и этого.

Хорошие урожаи такие участки давали только в течение трех - четырех лет. Затем участок

забрасывали и вырубали новый. Именно с такой крайне неу добной системой, треб ующе й

огромного количества земли, и была связана малонаселенность первых славянских

поселений. Основными же ору диями тр уда на севере были топор - мотыга, заступ, борона -

На юге, с его теплым климатом и плодородными почвами, основной системой земле делия

был перелог. Ралом, а позднее деревянных плугом с железным лемехом, распахивали землю.

Когда участок истощался, переходили на дру гое место. Однако очень скоро обе эти системы

Другим важным заняти ем славянских племен было скотоводство. Скотоводство восточных

славян было орг анически связано с земледелием. Скотоводство давало мяс о, молоко; скот

использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне – лошади, в черноземной – волы)

Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в гу стых лесах водилось

множество п ушных зверей, мех которых использовался для и зготовления одежды, а также

В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (па лки с тяжелыми

набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих лу ков каленые стрелы могли н астигнуть

неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использова ли шлемы и

прочные "рубашки" из мелких металлических колец – кольч у ги.

Важную роль в жизни восточных славян играло также бортничество – сбор меда диких пчел.

В н ачале 9 века начинает действовать торговый Днепрово - Волх овский путь, названые

Путь из Варяг в Греки. Из Греки поднимались по Днепру , волокли до Ловоти , и по Ловоти в

Ильмень озеро и далее в Волхов, Ладогу и Балтийское море.

В связи открытием этого пу ти при обретает важное значение Новгород, стоящий у озера

1. Подберите хештеги к теме 2. Используя их, составьте карту памяти.

Карта памяти:


2. Охарактеризуйте языческую религию славян. Назовите ее основные черты. При необходимости воспользуйтесь дополнительными источниками информации.

Для языческой религии славян характерно следующее:

- поклонение природе;
- почтение различных духов и богов;
- использование оберегов, обрядов;
- поклонение идолам (статуям) богов;
- жертвоприношения;
- взаимодействие с религией и мифологией соседних народов (скифов, германцев, кельтов).

Основные черты язычества:

1) Политеизм (многобожие)
2) Анимизм (вера в существование духов).
3) Фетишизм (поклонение неодушевленным предметам).
4) Использование магии.
5) Одушевление природы.

3. Чем объясняется небольшое количество сведений о язычестве славян?

Незначительное количество сведений о язычестве объясняется отсутствием письменности у славянских племен в тот период времени.

4. Охарактеризуйте историческую ситуацию, сложившуюся накануне принятия славянскими народами христианства.

Накануне принятия славянскими народами христианства, у этих народов шел процесс формирования государственности. Поэтому была необходима единая вера, которая бы объединяла. На юге располагалось сильное государство — Византия, исповедовавшее христианство. С Византийской империей все европейские государства хотели наладить экономические и культурные связи.

5. Какую роль в распространении христианского учения играло учреждение архиепископств и патриархий? Как оно сказалось на политической жизни страны?

Учреждение архиепископств и патриархий сыграло важную роль в распространении христианства. Церковь славянских государств стала самостоятельной, что поднимало их престиж на международной арене.

На политической жизни страны учреждение архиепископств и патриархий сказалось положительно, так как местные князья теперь могли проводить независимую политику в своем государстве.

6. Каковы предпосылки изобретения славянской письменности?

Формирование государственности у славян и просветительская деятельность миссионеров Кирилла и Мефодия стали предпосылками появления славянской письменности.

Западноевропейские традиции в зодчестве славянских народов

Романский стиль (тяжеловесность, приземистость, массивность стен; прямые углы, маленькие окна, круглые арки):

Ротонда святого Прокопа в Польше


Дата основания: 1133 г.
Правитель: Болеслав III.
Местонахождение: Польша
Дополнительно: романская церковь, в 1945 году была взорвана немцами. Реконструкция длились до начала XXI века.

Базилика святого Йиржи в Чехии


Дата основания: 920 г.
Основатель: Вратислав I
Местонахождение: Чехия
Дополнительно: построена в честь святого Георгия.

Храм Успения Богородицы в Сербии


Дата основания: 1190 г.
Основатель: Стефан Неманя
Местонахождение: Сербия
Дополнительно: в 1986 году ЮНЕСКО внесло в список всемирного наследия.

Готический стиль (вертикальность композиции, длинные стрельчатые окна-витражи, легкость, ажурность, остроконечность ):

Собор святого Вита в Чехии


Дата основания: 925 г.
Основатели: архиепископ Арцощт из Пардубице и Карл IV
Местонахождение: Чехия
Архитекторы: Матье Аррасский и Петр Парлерж
Дополнительно: является художественной и национально-исторической святыней Чехии.

Мариацкий костел в Польше


Дата основания: XIV в.
Правитель: Казимир III
Местонахождение: Польша
Дополнительно: яв.ляется объектом паломничества католиков со всей Польши и мира.

Византийские традиции в зодчестве славян (крестово-купольная система, основание — квадратный или прямоугольный план):

Софийский собор в Киеве


Дата основания: 1011-1037 гг.
Правитель: Владимир I, Ярослав Мудрый
Местонахождение: Киев (Украина)
Дополнительно: в 1990 году стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

Софийский собор в Новгороде


Дата основания: XI в.
Основатель: Ярослав Мудрый
Местонахождение: Великий Новгород (Российская Федерация)
Дополнительно: один из древнейших храмов на территории России.

Особенности романского стиля:


Особенности готического стиля:


Особенности византийского стиля:


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формирование представления о жизни древних славян и их связи с природой.

Ознакомление учащихся с жизнью древних славян

Развитие познавательной мотивации на основе создания проблемной ситуации

Развитие устной речи, расширение словарного запаса слов на основе приемов сравнения, обобщения, работы с пословицами, составление текстов описания

Развитие коммуникативных навыков на основе работы в парах и группах

Воспитание уважения к нашей истории, к нашим предкам

Воспитание бережного отношения к природе

Деятельность учащихся на уроке

Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки

И не хочется играть сегодня в прятки

И не досуг дуть на корабль бумажный-

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный

Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня мы продолжаем путешествие по исторической тропе. Какой раздел из истории мы закончили изучать?

Учитель: Используя ленту времени, повторим цепочку времени, историю развития человечества. Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали

(на доске прикреплена лента времени).

См. приложение №1.

3.Словарная работа.

Учитель: На прошлом уроке вы получили задание найти значение слов: предки, современники, потомки (слова на доске).

Учитель: Мы отправляемся в гости к нашим предкам – древним славянам. Это 5-6 века нашей эры. Отметим на ленте времени это время. Мы постараемся в течение урока узнать, как жили древние славяне, каким образом их жизнь была связана с природой.

См. приложение №2.

Станция №1. Расселение славян.

Слайд №1.

Учитель: Давайте прежде представим себе и подумаем, где селились и на какой территории селились древние славяне.

Работа в группах (Групповая работа на основе единого текста, карте и схеме.)

( См. приложение №3)

Пользуясь текстом и картой учебника с 35, , выполнить задание:

3 Группа (слабый уровень развития)

Прочитать текст, найти, обвести в кружок, подписать на карте территории расселения восточных славян, западных славян и южных славян.

2 Группа (средний уровень развития)

Прочитать текст, подчеркнуть названия племен восточных славян и попробовать объяснить их название.

1 Группа (высокий уровень развития)

Прочитать текст, рассмотреть схему. Представить себя племенем славян, выбрать место для поселения на схеме, объяснить свой выбор, придумать название своему племени.

Проверка групповой работы .

Учитель: На Маршрутном листе оцените свою работу.

Станция №2. Внешний вид славян.

Учитель: Мы находимся на Станции №2. Давайте посмотрим, как выглядели наши предки.

Слайд №3.

Учитель: По описанию в стихотворении, представьте, какие были древние славяне.

Славяне были крепкими, выносливыми, высокими, красивыми, стройными, сильными, готовыми к любым неожиданностям. Их день был полон трудовых забот.

Учитель: Напишите в своем Маршрутном листе три основных качества, которыми по-вашему должны были обладать славяне. Почему?

Станция №3. Поселение славян.

Слайд №4.

Учитель: Давайте посмотрим на древние деревни

и сделаем вывод. (подготовленный ученик у доски рассказывает о поселении славян по слайду)

Времена были беспокойные, часто жители соседних поселений воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Частокол строили из крупных брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Врывали глубоко в землю, что бы они плотно прилегали друг к другу.

Учитель: Какую роль играла природа при поселении древних славян?

Природа помогала защищаться славянам от врагов.

Станция №4.Жилище древних славян.

Слайд№5

(проводится выставка рисунков)

Давайте сравним ваши рисунки и изображение жилища на слайде.

Что можете сказать о жилище? Найдите описание жилища в учебнике.

Жилище почти до половины уходило в землю. Окна маленькие, прорубленные в стенах. Из-за этого в доме было темно и сыро. Стены сделаны из тонких слоёв деревьев – жердей. Крыша тоже из жердей, покрытых соломой.

Учитель: Поработаем в парах.

Работа в парах.

Выберите из предложенного списка предметы жилища древних славян. Можете зачеркнуть лишнее.

(Деревянные кровати, зеркало, ковры, скамьи, столы, лари для одежды, шифоньер, полки для посуды, шкура животного, глиняная печь, камин).

Проверка работы в парах.

Сделайте самооценку в Маршрутном листе.

В те времена, леса были полны дичи, реки богаты рыбой. Давайте подумаем, чем могли заниматься древние славяне.

Станция №5. Занятие древних славян.

Учитель: Мы на станции №5

Слайд №6.

Работа по рядам .

Подумайте и ответьте на вопросы:

Чем могли заниматься мужчины племени?

Чем занимались женщины?

Ответьте на вопрос : Чем по-вашему могли заниматься дети?

Индивидуальная работа со слабыми детьми. Карточка-задание «Вставьте пропущенные слова в текст, пользуясь учебником с 36

Женщины собирали…,…,….Они готовили…,разводили…,шили….Многие из них занимались…, готовили…из трав. (дополнить, чем еще могли заниматься женщины)

Проверка работы.

Учитель: основное занятие древних славян - земледелие.

Слайд №7. Земледелие.

Работа с интерактивной доской.

Приложение 4

Учитель: Что бы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес. Поваленные деревья сжигали, золой удобряли почву. Чаще всего славяне сеяли просо, но были известны и другие злаки – пшеница, ячмень и рожь. Из овощей была распространена репа. Славяне очень бережно относились к природе. Всему было свое время, об этом говорит название месяцев. Лес рубили зимой, и назывался месяц сечень (от слова сечь –рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во время которых лес сушили и сжигали. Месяц жатвы называли вресень ( от слова врещи – молотить). Как вы думаете, почему лес рубили зимой, а не весной или летом?

Какой сделаем вывод.

Давайте снова поработаем в группах.

Групповая работа.

1 Группа (высокий уровень)

Подумайте и составьте рассказ о том, где и как славяне хранили продукты, используя слова: кладовая, амбар, яма, погреб, ледник, медуша.

2 Группа (средний уровень)

Составьте меню древних славян из предложенных продуктов: молоко, просо, овёс, ржаная мука, мёд, вода)

3 Группа (слабый уровень)

Соедините части пословиц и объясните, как вы их понимаете.

Просяная каша – матушка наша, а

Хлеб ржаной отец родной.

Хлеб да вода – богатырская еда.

(пословицы разрезаны на две части)

Проверка групповой работы.

Предполагаемые ответы групп.

1 группа. Продукты могли хранить следующим образом. Зерно, муку хранили в кладовых, зерновых ямах, амбарах. Мясо , рыбу в погребах, молоко в ледниках, мёд в медушах.

2 группа. Меню может быть следующим:

Ржаной хлеб и молоко.

3 группа. Объясняет значение пословиц.

Учитель: Молодцы, поработали хорошо, оцените себя в Маршрутном листе.

А мы движемся дальше.

.Станция №6. Посуда древних славян.

Слайд№8.

Учитель: Как вы думаете, какой была посуда, из чего сделана? Пользуемся ли мы сейчас такой посудой? Что в ней изменилось?

Посуда была из глины и дерева. Сейчас мы пользуемся такой посудой. Она стала более удобной, красивой, прочной.

(Детям предлагается выставка современной глиняной и хохломской посуды из дерева).

Учитель: Какое преимущество такой посуды перед посудой из пластмассы, стекла, металла?

Она экологически чистая, сделана из природного материала.

Учитель: Какой мы сделаем вывод?

Природа давала всё необходимое для жизни человека.

Учитель: Правильно ребята и даже одежду.

Станция №7 «Одежда древних славян.

Слайд№9.

Учитель: Мы на станции№7. Как вы думаете, из чего состояла одежда древних славян?

Одежду шили изо льна и шерсти. Лапти плели из лыка липы. Из шкур животных шили овчинку, кожаную обувь.

Работа в парах.

Учитель: Попробуйте соотнести названия одежды древних славян с названиями современной одежды. Соедините стрелками. Посмотрите, что изменилось, а что осталось неизменным.

Проверка работы в парах.

Учитель: Оцените свою работу в Маршрутном листе.

6..Обобщение изученного на уроке.

См. Маршрутный лист.

(Выполнив задание, учащиеся сдают листы учителю.)

7..Итог урока. Рефлексия.

Учитель: С чем была тесно связана жизнь древних славян? Почему?

Жизнь древних славян была тесно связана с природой. Люди не могли жить отдельно от природы.

Слайд№10.

Природа и человек – это единое целое.

Учитель: Как люди относились к природе? Какой вывод для себя нам нужно сделать?

Они её берегли, и мы должны бережно относиться к ней.

8.. Домашнее задание.

Задание по выбору: подобрать материал по темам.

В каких богов верили славяне?

Какие праздники древних славян существуют до сих пор?

Настрой учащихся на серьёзную работу

Учащиеся перечисляют эпохи и прикрепляют название к ленте времени.

Первая эпоха – Первобытная история, вторая – Мир древности, третья – Средние века, четвёртая – Новое время, пятая – Новейшее время.

Учащиеся объясняют значение данных слов. Предки – это люди, которые жили перед нами. Современники – это люди, которые живут с нами в одно время, например в настоящее время. Потомки – это люди, которые будут жить после нас.

Учащиеся выходят к доске и прикрепляют звёздочку на ленте времени на 5 – 6 ом веках нашей эры.

Учащиеся работают в группах.

Учащиеся выполняют задание в Маршрутном листе.

Учащиеся выполняют задание в Маршрутном листе.

Учащиеся выполняют задание на раздаточных карточках в порах.

Учащиеся работают по рядам и индивидуально по карточке-заданию. (группа со слабым уровнем развития)

Учащиеся отмечают только те продукты, которые могли использовать славяне на интерактивной доске.

Учащиеся работают в группах.

Учащиеся делают вывод: Славяне тесно были связаны с природой и бережно относились к ней.

Учащиеся работают в парах.

Учащиеся делают вывод:

Природа давала всё необходимое для жизни и жильё, и еду, и одежду.

Учащиеся выполняют задание.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 252 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Благодаря деятельности Кирилла и Мефодия и их учеников славяне стали использовать две системы письма — глаголицу и кириллицу. Постепенно на территории Центральной Европы все больше стала распространяться латынь, язык католического богослужения и культуры. Иногда на территории одного славянского государства население использовало все три варианта письменности. Примером того служит Сербское королевство. Хорваты на протяжении длительного времени использовали древнеславянский и латинский алфавиты. А в Польском королевстве вплоть до XVI в. основным языком документов был латинский, он выполнял функцию литературного языка, на основе которого формировалась польская культура.

Если изначально славянская литература носила церковный характер, то с XII в. в ней стали появляться переводные и собственные светские произведения. События, происходившие в славянских землях, оказывали влияние на формирование новых жанров. Например, в Чешском королевстве в ходе гуситских войн возникли полемические поэтические произведения, примером которых служат гуситские сочинения.


Европейское Возрождение оказало значительное влияние на развитие средневековой славянской литературы и способствовало появлению новых произведений. Обучение в европейских университетах и знакомство с достижениями литературы и науки Европы привели к тому, что некоторые славянские деятели культуры стали придерживаться западноевропейских традиций. Это было характерно в основном для тех славян, которые исповедовали католицизм. Хотя и в православных странах влияние западноевропейских идей усиливалось, в то время как греко-византийская культура после падения Константинополя перестала активно развиваться, зато прочно сохранялась как часть православной религиозной традиции.

Появление славянской письменности
Появление письменности
свидетельствует о высоком уровне
развития социальной жизни, переходе
к цивилизованному существованию.
Происхождение славянской
письменности и церковнославянского
языка связана с миссионерской и
просветительской деятельностью
Кирилла и Мефодия.

Кирилл и Мефодий
Братья с блеском
выполнили свою задачу,
было создано даже два
алфавита – глаголица и
кириллица. Становление
письменности дало
возможность славянам
создавать летописи и
хроники. Современные
славянские страны
отмечают День славянской
письменности 24 мая.

Читайте также: