Строение и функции головного мозга 8 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Конспект
Головной мозг расположен в полости черепа. Как и у всех позвоночных животных, в головном мозге человека выделяют пять отделов: продолговатый мозг, средний мозг, мозжечок, промежуточный мозг, большие полушария головного мозга. Первые три отдела составляют задний мозг. Промежуточный мозг и большие полушария входят в передний мозг. До среднего мозга включительно головной мозг представляет собой единый ствол, далее он разделяется две симметричные половины.
Продолговатый мозг является продолжением спинного. Как и спинной мозг, он выполняет две основные функции – проводниковую и рефлекторную. Благодаря проводниковой функции продолговатого мозга нейроны спинного мозга связаны с высшими центрами головного мозга. В продолговатом мозге находятся центры рефлексов, определяющих базовые функции организма: дыхание, работу сердца, пищеварение, защиту (кашель, чихание, рвота). От продолговатого мозга отходит блуждающий нерв.
В строении среднего мозга выделяют четверохолмие, верхние бугры которого содержат центры первичной обработки зрительной информации, а нижние – центры первичной обработки слуховых сигналов. Совместно с мозжечком средний мозг поддерживает тонус мышц и регулирует позу тела.
Мозжечок находится позади среднего мозга и отвечает, кроме регуляции позы тела и мышечного тонуса, за координацию медленных и быстрых движений.
Верхняя часть промежуточного мозга представлена таламусом, нижняя часть – гипоталамусом, связанным с гипофизом.
В таламусе находятся центры обработки информации, приходящей от органов чувств (кроме органов обоняния), центры болевых ощущений и центры, контролирующие биологические ритмы.
Гипоталамус управляет работой гипофиза, а через него и работой всей эндокринной системы. Центры голода и жажды также расположены в гипоталамусе.
Большие полушария разделены на правое и левое полушария, которые связаны между собой мозолистым телом. Большие полушария покрыты тонким слоем серого вещества – корой. Глубокие борозды разделяют каждое полушарие на доли: лобную, теменную, височную и затылочную.
В затылочной доле расположены высшие зрительные центры, в которые информация поступает от зрительных ядер таламуса. В них формируются зрительные образы. В височной доле находятся высшие центры слуховых ощущений. Центры вкуса и обоняния расположены в глубине височных долей.
В центрах лобной доли суммируется вся анализируемая информация и возникает целостное восприятие образа.
Ядра лимбической системы расположены в глубине больших полушарий. В них находятся эмоциональные центры, центры, обеспечивающие возможность обучения. Кроме этого, в лимбических ядрах расположены центры страха, ярости, удовольствия.
Головной мозг – основная часть нервной системы. Он состоит из пяти отделов: продолговатого мозга, среднего мозга, мозжечка, промежуточного мозга и больших полушарий. Деятельность человеческого организма находится под контролем головного мозга и, прежде всего, коры больших полушарий. Обеспечение взаимодействия с окружающей средой и осуществление психической деятельности – вот главные функции головного мозга.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Строение и функции головного мозга.doc

Учитель: Захарова Екатерина Ивановна

Класс: 8

Дата проведения:

Предмет: Биология. Человек

Тема урока: Строение и функции головного мозга

- и зучить строение и функции головного мозга.

- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение .

Задачи урока :

Образовательные задачи урока:

изучить строение отделов головного мозга и их функции,

регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека,

выявить специфичность строения этих отделов.

Развивающие задачи урока :

продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений,

совершенствование знаний, умений, навыков.

Воспитательные задачи урока:

формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга

Тип урока: к омбинированный урок

Приемы обучения: актуализация базовых умений, закрепление учебного материала на основе просмотра презентации, словесные (беседа, объяснение), наглядные ( презентация), практические ( тест, задания)

Формы работы: общеклассная, парная, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал - тесты, модель головного мозга (разборная) компьютер, проектор, Презентация “Головной мозг”, учебник

Основные этапы урока:

I. Организационный момент - 1 мин.

II. Проверка д/з – 5 мин.

III. Введение в тему – 2 мин.

IV. Изучение нового материала – 20 мин.

V. Закрепление знаний – 8 мин.

VI. Подведение итогов – 2 мин.

VII. Домашнее задание – 1 мин.

VIII Рефлексия – 1 мин.

I. Организационный момент - 1 мин.

Отчет дежурных об отсутствующих.

Готовность к уроку, настроение.

II. Проверка домашнего задания – 5 мин.

Сегодня на уроке мы, в начале проверим домашнее задание.

Учащиеся проверяют работу в парах, меняясь своими тетрадями.

Критерий оценки:

III. Введение в тему – 2 мин.

Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.

Вступительные слова учителя:
Тайны сознанья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.
Поведенье, сознанье, воля, рефлексы
Всё изучают в науке врачи
Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,
Центральной нервной системы ключи.

Строение клетки
Гормоны и железы
Спинной мозг
Головной мозг.

Где бы Вы хотели побывать, где вы еще небыли?
Учащиеся выбирают Путешествие по просторам головного мозга.

Вам сегодня очень повезло вы получаете путевки и в подарок от тур агентства дневники путешественников, которые вам помогут запомнить это путешествие надолго.
Для дальнейшего прохождения пути ребята вам понадобиться пройти таможню.

IV. Изучение нового материала – 20 мин.

Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока (слайд 1)


Головной мозг - передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека (слайд 2-3)

У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? Учащиеся высказывают свои предложения.

Самый большой мозг 2850 г. принадлежал пациенту психиатрической лечебницы.

Значит дело не в массе мозга, а в чем то другом… В строении.

Головной мозг (слайд 4)

Он находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Снаружи мозг покрыт тремя мозговыми оболочками (слайд 5)

Строение головного мозга:

Белое и серое вещество головного мозга составляет основу его функционирования (слайд 6)

Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой.

Серое вещество в виде отдельных скоплений – ядер - располагается внутри белого вещества. Серое вещество образует кору головного мозга, на поверхности головного мозга. От скоплений серого вещества разных отделов головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов

Головной мозг состоит из 3 отделов (слайд 7)

Мозг человека, как и всех позвоночных животных, состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга.

По ходу урока ученики заполняют таблицу (слайд 8):

Ствол включает в себя несколько отделов, они отличаются друг от друга строением и функциями. Это продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.

Продолговатый мозг - жизненно важный отдел ЦНС, представляющий собой продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечнососудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы, как кашель, чихание, рвота (слайд 9)

Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями ( слайд 10-11)

Средний мозг - в нем расположены центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха, точных движений рук, ориентировочного рефлекса, мышечного тонуса, регулировки актов жевания и глотания.

( слайд 12)

Промежуточный мозг расположен над средним мозгом и под большими полушариями переднего мозга. Он имеет два главных отдела: зрительные бугры (таламус) и подбугровую область (гипоталамус). В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы ( слайд 13)

В нем расположены центры координации движений и положения тела в пространстве.

Его главная функция – координация движений

Многие из вас легко изобразят (как это не печально) походку пьяного человека. Опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении.

- Почему это происходит? Учащиеся отвечают (рефлексы, осуществляемые с участием мозжечка, нарушены под действием алкоголя, и затормозить движения по инерции, он не в состоянии).

– Почему во всех странах садиться за руль машины, самолёта нетрезвому человеку категорически запрещается? Учащиеся отвечают (Начавшиеся движения не могут закончиться вовремя, они продолжаются в силу инерции, в результате – излишне резкие повороты, резкие нажатия на тормозную педаль, можно совершить ДТП)

Физкультминутка:

Если хотите узнать, все ли в порядке с вашим мозжечком, то встаньте, сдвинув ноги, вытяните вперед руки и закройте глаза. Человек с поврежденным стволом мозжечка в такой позе стоять не может, начнет покачиваться или даже упадет. Затем попробуйте в быстром темпе касаться кончика носа указательными пальцами то левой, то правой руки попеременно. Если попадете туда, куда хотели, то полушария вашего мозжечка функционируют нормально.

Кора больших полушарий - это высший отдел ЦНС. Он отвечает за речь, мышление, память, поведение, за поступление и восприятие информации . В ней расположены вкусовая и обонятельная зоны, а также чувствительные центры, отвечающие за трудовую деятельность. От развития лобной доли зависит уровень психического состояния человека. Об этом на следующем уроке! (слайд 15)

Несмотря на наличие защитных оболочек, мозг может сильно повредиться. Первое место среди черепно-мозговых травм занимает сотрясение, второе ушиб головного мозга.

Подростки стремятся к экстремальным видам спорта, для большинства которых требуется асфальтовое покрытие. Скейтборд, ролики, вело– и мотоспорт, все они чреваты падением и тяжёлыми травмами.

- Нужно ли беречь голову от ударов и травм? Как? (нужны шлем или шапка, средства защиты на руки и ноги).

- Купаетесь ли вы в местах, запрещенных для купания? Что может произойти при прыжках в воду?

Увы, статистика свидетельствует, что только один удар головой о твердый предмет на дне способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется два главных действия: сокращение сердца и работа дыхательной системы. Вдумайтесь в эту фразу: “маленький участок мозга в основании черепа и две главные функции жизнеобеспечения!”

V. Закрепление знаний – 8 мин (слайд 16-17)

Ну вот ребята наша экскурсия подошла к концу. Нам пора возвращаться домой и опять предстоит пройти таможню и выполнить уже задание:
Задание: каждому отделу головного мозга подберите соответствующую функцию.
Отдел головного мозга функции
1. Большие полушария
2. промежуточный мозг
3. продолговатый мозг
4. мозжечок
5. средний мозг
6. мост

А . центры, связанные с мимикой, жевательными функциями.
Б. отвечает за речь, мышление, память, поведение, за поступление и восприятие информации.
В . осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы.
Г. принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными.
Д. выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечнососудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы, как кашель, чихание, рвота.
Е. участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов.
Правильные ответы: 1-Б, 2-В, 3- Д, 4- Г, 5- Е, 6- А.
Проверь себя (слайд 18)

Возвращение домой из путешествия это всегда приятно и хочется всем рассказать, где ты был и что видел. Есть желающие поделиться своими впечатлениями, не забудьте о своей помощнице - тетради.
Существует такая пословица:
"И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.

Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.

VI. Подведение итогов – 2 мин.

Ребята давайте подумаем и ответим на вопрос нашего урока: “ можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?”

А сейчас прошу вас открыть дневники, выставим оценки

VII. Домашнее задание. – 1 мин (слайд 19)

Под­го­товь­те неболь­шое со­об­ще­ние об одном из за­бо­ле­ва­ний мозга на Ваш выбор.

Индивидуальное задание : Ответить на вопрос: От чего болит голова?

Головной мозг — это главный регулирующий орган нашего тела. Расположен он в мозговом отделе черепа и надёжно защищён костями. У взрослого человека масса головного мозга может составлять от \(1100\) до \(1700\) г.

От головного мозга отходит \(12\) пар черепно-мозговых нервов, которые иннервируют ткани шеи и головы, органы чувств и внутренние органы.

черепныенервыw421.jpg

В головном мозге выделяют большие полушария и ствол мозга . Первый отдел ствола — продолговатый мозг. Выше располагается мост, затем средний мозг и самая крупная часть ствола — промежуточный мозг. Иногда в ствол включают и мозжечок.

Продолговатый мозг начинается от спинного мозга на уровне затылочного отверстия черепа. Он не имеет строгого разделения на белое и серое вещество. Тела нейронов (серое вещество) образуют в продолговатом мозге отдельные скопления — ядра. Здесь находятся центры безусловных рефлексов, обеспечивающих кровообращение, дыхание, пищеварение, а также центры защитных рефлексов (мигания, кашля, рвоты, чихания). Значит, продолговатый мозг выполняет рефлекторную функцию.

Продолговатый мозг выполняет также проводниковую функцию. Через него проходят восходящие и нисходящие пути, связывающие спинной мозг с отделами головного мозга.

Над продолговатым мозгом располагается варолиев мост . Через мост проходят нервные волокна, обеспечивающие связь спинного и продолговатого мозга с корой больших полушарий. Иногда мост объединяют с мозжечком в задний мозг.

Мозжечок находится позади продолговатого мозга. Он состоит из двух полушарий, покрытых корой из серого вещества, и червя. Червь образован белым веществом; он соединяет два полушария и связывает мозжечок с другими отделами мозга.

В кору мозжечка поступает информация от мышц, сухожилий и двигательных центров коры больших полушарий. Это позволяет мозжечку контролировать равновесие, регулировать мышечный тонус и позу.

При повреждении мозжечка нарушается координация движений, походка становится шатающейся, а движения рук и ног — резкими.

5 (16).jpg

В белом веществе среднего мозга располагаются ядра, которые регулируют тонус мышц. Через средний мозг проходят дуги рефлексов, связанных с удержанием позы, прямолинейным движением, вращением тела, спуском и подъёмом. С участием среднего мозга осуществляются ориентировочные рефлексы на свет и звук. Яркий свет или громкий звук вызывают рефлекторный поворот головы и тела в сторону раздражителя.

1 (27).jpg


Через таламус к чувствительным зонам коры полушарий проходят все нервные импульсы от органов чувств и от ствола головного мозга. В этом отделе происходит первичная оценка и обработка полученной информации. Наиболее важная информация поступает из таламуса в соответствующие зоны коры больших полушарий. Таламус участвует в регуляции сложных движений, бодрствования и сна, а также в формировании эмоций. Над таламусом расположен эпифиз — небольшая эндокринная железа.

Подбугорная область, или гипоталамус управляет работой вегетативной нервной системы, регулирует обмен веществ, обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Гипоталамус связан с гипофизом, через который осуществляется контроль над железами внутренней секреции.

Передний мозг разделён на два полушария, соединённые между собой мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга, которая покрывает большие полушария тонким слоем толщиной в несколько миллиметров. Кора состоит из тел нейронов. Внутри полушарий находится белое вещество. Это проводящие пути, связывающие кору со стволом головного мозга и со спинным мозгом.

Головной мозг является главным регулятором всех функций организма, обеспечивает высшую нервную деятельность человека.

Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400 – 1500 г.

  • продолговатый мозг,
  • средний мозг (иногда в среднем мозге выделяют ещё один отдел — мост, или варолиев мост),
  • мозжечок,
  • промежуточный мозг,
  • большие полушария мозга.

htmlconvd-GRMg8T_html_536167f2.jpg

Самая древняя часть головного мозга — ствол мозга , который составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Отсюда выходят 12 пар черепно-мозговых нервов , которые соединяют мозг человека с органами чувств, мышцами и железами, расположенными в основном в области головы.

черепные нервы.jpg

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Он выполняет рефлекторную и проводниковую функции.

продолговатый-мозг.jpg

  • дыхательный;
  • сердечной деятельности;
  • сосудодвигательный;
  • безусловных пищевых рефлексов;
  • защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слёзоотделения);
  • центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.

4.jpg

  • регуляция позы тела и поддержание мышечного тонуса;
  • координация медленных произвольных движений с позой всего тела (ходьба, плавание);
  • обеспечение точности быстрых произвольных движений (письмо).

При поражении мозжечка его обладатель не может стоять с закрытыми глазами, конечности дрожат, точность движений нарушена, речь делается невнятной.

pic37.jpg

В среднем мозге находятся ядра, регулирующие напряжение мышц, или мышечный тонус. Идущие от ядер импульсы обеспечивают соотношение тонуса мышц сгибателей и разгибателей. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражения. Они проявляются в поворотах головы и тела в сторону световых или звуковых раздражителей.


Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела.

промежуточный мозг.jpg


Таламус отвечает за все виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Через таламус проходят к коре больших полушарий нервные импульсы от всех органов чувств (зрения, слуха, вкуса и др.). Большая часть сложных движений, таких как ходьба, бег, плавание, связана с промежуточным мозгом. Сверху к таламусу прилегает эпифиз — железа внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции — гипофиз.

Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной системы, участвует в поддержании на оптимальном уровне обмена веществ и энергии, в терморегуляции, в регуляции деятельности пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем. Под его контролем находятся такие железы внутренней секреции, как гипофиз, щитовидная железа, половые железы, поджелудочная железа, надпочечники.

В промежуточном мозге находятся подкорковые центры зрения и слуха.

Если до уровня среднего мозга головной мозг является единым стволом, то, начиная со среднего мозга, происходит его разделение на две симметричные половины.

Передний мозг состоит из правого и левого полушарий , соединённых мозолистым телом . Серое вещество образует кору головного мозга . Кора головного мозга — это тонкий слой серого вещества (тел нейронов), толщиной всего несколько миллиметров, покрывающий весь передний мозг. Белое вещество образует проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).

Общая характеристика

Головной мозг – это главный орган нервной системы. Его исследованием медики занимаются до сих пор. Головной мозг взрослого человека содержит 90-95 миллиардов нейронов. Тела нейронов образуют серое вещество мозга, а нервные волокна (отростки нейронов) – белое вещество.

Отделы головного мозга

Рис. 1. Отделы головного мозга.

Данный орган имеет следующие виды оболочек:

  • мягкая или сосудистая;
  • паутинная (между паутинной и мягкой оболочкой циркулирует спинномозговая жидкость – ликвор, которая служит своеобразным амортизатором и защищает от ударов, а также поддерживает трофические и обменные процессы между кровью и мозгом);
  • твёрдая.

Мозг мужчин и женщин отличается по своей массе. У представителей сильного пола его вес на 100-150 г больше. Однако умственное развитие никак не зависит от этого показателя.

Функции генератора и передачи импульсов выполняют нейроны. Внутри головного мозга есть желудочки (полости), в которых образуется спинномозговая жидкость. От головного мозга в разные отделы человеческого тела отходят черепно-мозговые парные нервы. Всего в организме насчитывается 12 таких пар.

Строение

Главный орган нервной системы состоит из трёх частей:

  • два полушария переднего мозга;
  • ствол;
  • мозжечок.

Так же он имеет пять отделов:

  • конечный или передний, составляющий 80 % массы;
  • промежуточный;
  • средний;
  • задний, включающий в себя мост и мозжечок;
  • продолговатый.

Белое вещество больших полушарий переднего мозга представлено в виде нервных волокон, которые могут быть трёх видов:

  • ассоциационные – связывают корковые участки в одном полушарии;
  • комиссуральные – соединяют два полушария;
  • проекционные – связывают кору с нижерасположенными образованиями.

Серое вещество состоит из тел нейронов, в больших полушариях это вещество образует кору и подкорковые ядра.

Доли коры больших полушарий

Рис. 2. Доли коры больших полушарий.

Следующая таблица поможет подробнее разобраться со строением и функциями различных отделов головного мозга:

Отдел

Особенности строения

Функции

Конечный или передний

Состоит из двух полушарий, которые соединяются между собой мозолистым телом. Поверхность полушарий имеет множество борозд и извилин.

Правое полушарие отвечает за левую сторону тела, а левое – за правую сторону. Здесь расположены центры регуляции произвольных движений, центры условных рефлексов и психических функций. Височная доля коры головного мозга регулирует слух, вкус и обоняние, затылочная – зрение, теменная – осязание; лобная – произношение речи.

Состоит из гипоталамуса и таламуса.

Таламус является посредником в передаче раздражителей к полушариям и помогает адекватно приспособиться к изменениям в окружающей среде.

Гипоталамус регулирует работу обменных процессов и эндокринных желёз. Руководит работой сердечнососудистой и пищеварительной системы. Регулирует сон и бодрствование, управляет пищевыми и питьевыми потребностями.

Состоит из мозжечка и моста, который представлен в виде белого толстого валика, расположенного над продолговатым отделом.

Мозжечок расположен позади моста, имеет два полушария, нижнюю и верхнюю поверхности и червя.

Данный отдел обеспечивает функцию посредника при передаче импульсов в расположенные выше отделы мозга. Мозжечок отвечает за координацию и точность движений.

Расположен от переднего края моста до зрительных трактов.

Отвечает за скрытое зрение, а также осуществление ориентировочных рефлексов, (поворот тела в направлении звука).

Является продолжением спинного мозга.

Управляет равновесием, содержит центры дыхания, глотания, чихания и кашля, рвоты, сердечно-сосудистый и пищеварительные.

Что мы узнали?

Головной мозг – это сложная система, которая руководит работой всех внутренних систем организма. Состоит он из пяти отделов, каждый из которых выполняет определённые функции. Без работы данного отдела центральной нервной системы сложно представить жизнедеятельность всего организма.

Читайте также: