Страна городов отец и дочь конспект урока по родному литературному чтению
Обновлено: 30.06.2024
o познакомить учащихся с архитектурным и памятниками Древнег о Киева и Древнего Новгорода.
– Сегодня мы отп равимся с вами в путешествие п о древним г ородам Ру си.
Посетим мы Дре вний Киев с его Золотыми воро тами, побыва ем на торговой
Учитель: Нам уже известно , как жили древние славя не, какими были их жили ща,
Но у славян по - пр ежнему было мно го врагов, для защиты своих домов они стали
строить крепос ти. Как вы ду маете, где было самое подх одящее место для
Учащиеся: Там , где было бы х орошо заметно вра гов. Это высокий берег реки.
Учитель: Да, крепость строили в том месте, где с трёх сторон её закры вала река,
а с четвёртой вы сокий берег . Со стороны, не защищённой рекой рыли глу бокий
ров, его запол няли водой, так полу чался остров, где было безопасно ст роить
дома. Вокруг по селения насыпали высоки й земляной вал, на валу стави ли
высокую бреве нчатую ограду , брёвна ставили бли зко дру г к другу, заостряя их
верху шки. Враги не могли пре одолеть незам еченными э ти преграды, а для
друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасно сти можно было
легко поднять . Такие посёлки - крепо сти стали называт ь городами, от слова
В таких городах жили князья со своими дру жинниками да ку пцы с
Учащиеся: Ку пцы – богатые торговц ы, владельцы торговых предприятий,
ремесленник – че ловек , который за нимается своим делом, ремеслом .
Учитель: Отправляемся в пу тешествие по Древ ней Руси. (Ра ссмотреть
физическу ю карту и значками отм етить расположе ние Киева)
Рассмотрим на странице 47 сх ему Древнего Киева, его же види м и на
Расскажите об устройстве древ него города, Киева в частно сти. (Террито рия,
постройки, как можно было попасть в город) Учащиеся : Попасть в город можно
Учитель: (Слайд 13) Софийский собор – одна из до стопримечательн остей
Древнего города К иева. Он был по строен Ярославом Мудры м в 1037 году в честь
победы над пече негами. Ми трополит Илларио н так отзывался о соборе: «Он
вызывает уди вление и восх ищение во всех сторонах , лежащих окрест, ибо не
найдётся подоб ного ему во всех полу нощных землях от востока до
Храм окру жён был с трёх сторон галереями. Двенадца ть разновелики х куполов
образовывали ком позицию , группируя сь вокруг самого боль шого ку пола –
Своей величиной, внутренним у бранством собор пр оизводил огром ное
впечатление на горожан. Он в ознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими
окружав шими его избами. Нео быкновенная вы сота сводов , и мозаика и
фресковая роспи сь стен поражал а горож ан, привыкши х с своим тесным
роль в жизни с редневекового Киева . Тысячи горожан при ходили сюда на
церковные слу жбы. Здесь распола галась резиде нция главы ру сской церкви
митрополита Киев ского. В Софии х ранились го сударственные доку менты,
имелась библио тека, древнейшая на Руси, ма стерская ру кописных книг. По
указанию Ярослав а мудрого в Софи йском соборе была созда на одна из первых
Презентация поможет учителю начальных классов повторить и закрепить исторические сведения, полученные учащимися на уроках окружающего мира и литературы о Древней Руси, развивать читательские умения учеников, развивать стремление к постоянному приобретению знаний, воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов, проведению уроков по литературному чтению на родном (русском) языке.
Страна городов. Отец и дочь Автор шаблона:
Страна городов. Отец и дочь
Литературное чтение
на родном (русском) языке 4 класс
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.
А. С. Пушкин
Цели урока:
повторить и закрепить исторические сведения о Древней Руси, полученные учащимися на уроках литературного чтения и окружающего мира;
развивать читательские умения учеников;
развивать стремление к постоянному приобретению знаний.
3. Словарная работа. с.30
Гардарика, погост, варяги, логика, печенеги, гридни, фрагмент.
Софийский собор в Киеве
Писатель, драматург, поэт.
5. Чтение текста произведения
(фрагментарное 1)
Понравилась ли вам книга Елены
Беседа по вопросам к тексту с.34
- Что вы узнали о Древней Руси 12 века?
6. Отец и дочь.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
3. Словарная работа. с.30
Гардарика, погост, варяги, логика, печенеги, гридни, фрагмент.
Софийский собор в Киеве
Беседа по вопросам к тексту с.34
- Что вы узнали о Древней Руси 12 века?
6. Отец и дочь.
8. Чтение текста произведения (фрагментарное 2)
Читают несколько учеников.
Беседа по вопросам к тексту с.40-41
Краткое описание документа:
Презентация поможет учителю повторить и закрепить исторические и культурологические сведения, полученные учащимися на уроках литературного чтения; развивать читательские умения учеников; развивать стремление к постоянному приобретению знаний; воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО.
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Страна городов" | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 02.03.17 Учитель: Липатова Н.М.
Школа: МОУ СОШ №45 г. Карталы Студентка: Клявлина Т.В., гр. 46
КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир, 4 класс)
Цель деятельности учителя: формирование первоначальных представлений об истории Древней Руси; ознакомление учащихся с устройством древнерусского города (на примерах Киева и Новгорода).
- характеризовать древнерусские города, используя историческую карту и схему ;
- иметь представление о быте, системе правления, занятиях горожан;
- определять личностный смысл учения;
- проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России ;
- проявлять самостоятельность в информационной деятельности;
- осознавать свою национальную принадлежность.
Тип урока: изучение нового материала .
Методы и приемы
I. Этап самоопределения к деятельности
Словесный (рассказ учителя)
Здравствуйте, ребята! Хочу начать наш урок с небольшого стихотворения.
От лет давно минувших,
Седых времен родимой стороны,
Во мгле веков, бесследно потонувших,
Хранятся дивные преданья старины.
Воспринимать информацию на слух.
Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.
II. Актуализация знаний и мотивация
- Как было организовано управление в Древней Руси?
- Почему территория Древней Руси в 11 веке увеличилась?
Кто из князей внёс большой вклад в развитие Древней Руси? Почему?
- В чем значение принятия Русью христианства?
- Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?
На доске представлены даты, нужно сказать, какое событие произошло в этом году: 862 год (Образование Древней Руси), 882 год (Объединение Новгорода и Киева), 980 – 1015 гг. (Правление князя Владимира), 988 год (Крещение Руси)
Отвечать на вопросы учителя.
Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
К. - общение и взаимодействие
III. Постановка учебной задачи
- - Западные соседи называли Древнюю Русь словом Гардарика (слайд).
- - Как вы думаете, что обозначает это слово?
- - Чтобы определить значение слова, посмотрите внимательно на корень слова. На какое слово похож корень? (град-город)
- - Гард арика - cтрана городов (слайд)
- Как вы думаете, почему они называли Русь страной городов? (Действительно в 9-11 веках на территории Древнерусского государства насчитывалось до 89 городов)
- Кто готов назвать тему урока? Тема сегодняшнего урока связана со значение этого слова. (Страна городов)
- Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?
- Назовите самые большие и главные города, после объединения которых возникло Древнерусское государство? ( Киев и Новгород)
- Что мы знаем об этих древних городах? (ответы учащихся) (не очень много знаем)
- Какие цели мы поставим на урок? (- познакомимся с городами Древней Руси, - узнаем особенности городов Руси; - будем работать с картой; - узнаем что такое кремль; - познакомимся с сооружениями Древнего Киева)
Отвечать на вопросы учителя.
Высказывать свое мнение.
Определять тему урока.
Высказывать свое мнение.
Определять цели урока.
Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
IV. Открытие нового знания
Практический (работа с текстом и картой)
Словесный (выступление групп)
- Чтобы узнать много интересного о городах Древней Руси, мы отправимся в путешествие, для этого поделимся на две команды.
1 команда - Древний Новгород, 2 команда - Древний Киев
- Назначаем командиров своих команд.
- В конце урока вернёмся к вашим вопросам.
- Ваши команды будут состоять из 5 групп: историки, географы, архитекторы, археологи и помощники.
Предлагаю вам планы-задания, познакомьтесь с ними и отправляйтесь в путь. Командиры познакомьте группу с планом – заданием. Будут ли вопросы? План для всех команд (слайд) : Выступления учащихся от каждой группы по одному:
№1 Помощники от каждой группы показать на интерактивной доске, где находятся города
№2 Географы. Рассказать о расположении и укреплении городов
№3 Историки. Рассказать об истории появления городов
№4 Архитекторы. Рассказать о знаменитых постройках, воздвигнутых в 9-11 веках
№5 Археологи. Рассказать об археологических раскопках
План-задание №1 (Новгород)
Прочитать текст стр.49-50 (Археолог читает стр.51 с 3 абзаца и стр.52)
Прослушивание в группе
Выступление перед классом
План-задание №2 (Киев)
Прочитать текст стр.47-48
Прослушивание в группе
Выступление перед классом
- Начинаем выступления. Есть вопросы выступающим?
- Молодцы ребята, отлично справились с заданиями.
Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться немножко.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.
Вверх потянемся, пройдемся
И на местно вновь вернемся.
Делится на команды. Определять командиров команд.
Ознакомиться с планом работы в группах.
Работать в группах.
Работать с текстом учебника и картой.
Искать нужную информацию.
Анализировать, структуировать информацию
Выступать перед классом.
Задавать и отвечать на вопросы.
Выполнять двигательные упражнения
П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
П. – осуществлять операции для решения учебных задач
П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод.
Р. - принимать и сохранять учебную задачу.
V. Первичное закрепление во внешней речи
- А теперь посмотрим небольшие видеоролики о этих городах.
- Посмотрите на доску, объясните значение слов (кремль, вече, посадники, берестяные грамоты)
- В чем важность находок берестяных грамот?
- Чем занимались в Древней Руси?
- С какими сооружениями вы познакомились и в каком городе они находятся?
Что общего между этими городами, и какие отличия?
(Общее-укрепление городов. Отличия: разные легенды о происхождении, по-разному управляли городами, различные памятники архитектуры и год создания и другие.)
Отвечать на вопросы учителя.
Выполнять творческую работу в паре сменного состава.
Высказывать свое мнение.
Р. - принимать и сохранять учебную задачу.
К.- форм-ть собственное мнение и позицию.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Проверим, насколько вы усвоили материал.
Тест. Работа в тетради.
1.Как назывался центр русского города?
А) Собор б) Кремль в) Площадь
2. В Древнем Новгороде городом управляли
А) Посадники б) Вече в) Бояре
3. Береста- это материал для письма из
А) Кожи б) Папируса в) Берёзовой коры
4.В каком городе находятся следующие достопримечательности: Золотые ворота и Софийский Собор
А) Новгород б) Москва в) Киев
5. На берегах какой реки расположился город Киев?
А) Волхов б) Днепр в) Тарасовец
-Проверка: 1-б, 2-б, 3- в, 4-в, 5- б
- Кто не ошибся? Молодцы.
Выполнять тест в своих тетрадях.
П.осуществлять поиск необходимой информации
Р. - принимать и сохранять учебную задачу.
К.- форм-ть собственное мнение и позицию.
VII. Включение в систему знаний
- Вернёмся к началу уроку. На все ли вопросы дали ответ? Проверим.
-Где возникали города?
- Перечисли, как славяне укрепляли свои города.
- Когда образовался город Киев? Новгород?
- Кто управлял Новгородом? А Киевом?
С. 46-54 чит., отвечать на вопросы.
Называть основные позиции нового материала и как они их усвоили.
Записывать домашнее задание.
Р. - принимать и сохранять учебную задачу.
К.- форм-ть собственное мнение и позицию.
VIII. Рефлексия деятельности
Оцените свою работу по данному образцу.
сегодня я узнал…
Спасибо, за урок!
Анализировать работу на уроке
Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Город на Неве.
Цели урока:· образовательные:· краткое ознакомление с историей возникновения города Санкт-Петербурга; · знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга.
Конспект урока по окружающему миру 3 класс Город на Неве
Конспект урока по окружающему миру по УМК "Школа России" (Автор Плешаков) 3 четверть с УУД.
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Города России"
В данном конспекте подробно прописаны цели урока, каждый этап, задания и примерные реплики учителя. Подойдёт для работы по учебнику из любого УМК. В заключении говорится о родном городе - в данном кон.
Конспект урока по окружающему миру"Город в котором мы живем" 1 класс
Конспект урока по окружающему миру"Город в котором мы живем" 1 класс УМК школа 2100.
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Страна городов
УМК "Школа России".
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Город и село"
дать представление о жизни города и села; воспитывать любовь к родному краю, к своему городу (селу), развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать вы.
Читайте также: