Страна городов отец и дочь конспект урока по родному литературному чтению

Обновлено: 30.06.2024

o познакомить учащихся с архитектурным и памятниками Древнег о Киева и Древнего Новгорода.

– Сегодня мы отп равимся с вами в путешествие п о древним г ородам Ру си.

Посетим мы Дре вний Киев с его Золотыми воро тами, побыва ем на торговой

Учитель: Нам уже известно , как жили древние славя не, какими были их жили ща,

Но у славян по - пр ежнему было мно го врагов, для защиты своих домов они стали

строить крепос ти. Как вы ду маете, где было самое подх одящее место для

Учащиеся: Там , где было бы х орошо заметно вра гов. Это высокий берег реки.

Учитель: Да, крепость строили в том месте, где с трёх сторон её закры вала река,

а с четвёртой вы сокий берег . Со стороны, не защищённой рекой рыли глу бокий

ров, его запол няли водой, так полу чался остров, где было безопасно ст роить

дома. Вокруг по селения насыпали высоки й земляной вал, на валу стави ли

высокую бреве нчатую ограду , брёвна ставили бли зко дру г к другу, заостряя их

верху шки. Враги не могли пре одолеть незам еченными э ти преграды, а для

друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасно сти можно было

легко поднять . Такие посёлки - крепо сти стали называт ь городами, от слова

В таких городах жили князья со своими дру жинниками да ку пцы с

Учащиеся: Ку пцы – богатые торговц ы, владельцы торговых предприятий,

ремесленник – че ловек , который за нимается своим делом, ремеслом .

Учитель: Отправляемся в пу тешествие по Древ ней Руси. (Ра ссмотреть

физическу ю карту и значками отм етить расположе ние Киева)

Рассмотрим на странице 47 сх ему Древнего Киева, его же види м и на

Расскажите об устройстве древ него города, Киева в частно сти. (Террито рия,

постройки, как можно было попасть в город) Учащиеся : Попасть в город можно

Учитель: (Слайд 13) Софийский собор – одна из до стопримечательн остей

Древнего города К иева. Он был по строен Ярославом Мудры м в 1037 году в честь

победы над пече негами. Ми трополит Илларио н так отзывался о соборе: «Он

вызывает уди вление и восх ищение во всех сторонах , лежащих окрест, ибо не

найдётся подоб ного ему во всех полу нощных землях от востока до

Храм окру жён был с трёх сторон галереями. Двенадца ть разновелики х куполов

образовывали ком позицию , группируя сь вокруг самого боль шого ку пола –

Своей величиной, внутренним у бранством собор пр оизводил огром ное

впечатление на горожан. Он в ознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими

окружав шими его избами. Нео быкновенная вы сота сводов , и мозаика и

фресковая роспи сь стен поражал а горож ан, привыкши х с своим тесным

роль в жизни с редневекового Киева . Тысячи горожан при ходили сюда на

церковные слу жбы. Здесь распола галась резиде нция главы ру сской церкви

митрополита Киев ского. В Софии х ранились го сударственные доку менты,

имелась библио тека, древнейшая на Руси, ма стерская ру кописных книг. По

указанию Ярослав а мудрого в Софи йском соборе была созда на одна из первых

Презентация по литературном чтению на родном (русском) языке 4 класс на тему Страна городов. Отец и дочь

Презентация поможет учителю начальных классов повторить и закрепить исторические сведения, полученные учащимися на уроках окружающего мира и литературы о Древней Руси, развивать читательские умения учеников, развивать стремление к постоянному приобретению знаний, воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов, проведению уроков по литературному чтению на родном (русском) языке.

Страна городов. Отец и дочь Автор шаблона:

Страна городов. Отец и дочь Автор шаблона:

Страна городов. Отец и дочь

Литературное чтение
на родном (русском) языке 4 класс

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.
А. С. Пушкин

Цели урока:
повторить и закрепить исторические сведения о Древней Руси, полученные учащимися на уроках литературного чтения и окружающего мира;
развивать читательские умения учеников;
развивать стремление к постоянному приобретению знаний.

3. Словарная работа. с.30
Гардарика, погост, варяги, логика, печенеги, гридни, фрагмент.

Софийский собор в Киеве

Писатель, драматург, поэт.

Писатель, драматург, поэт.

5. Чтение текста произведения
(фрагментарное 1)

Понравилась ли вам книга Елены

Понравилась ли вам книга Елены

Беседа по вопросам к тексту с.34

- Что вы узнали о Древней Руси 12 века?

6. Отец и дочь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Страна городов. Отец и дочь Автор шаблона: Городничева Елена Александровна.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Страна городов. Отец и дочь Автор шаблона: Городничева Елена Александровна.

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой. А. С. ПушкинЦели урока.

3. Словарная работа. с.30
Гардарика, погост, варяги, логика, печенеги, гридни, фрагмент.
Софийский собор в Киеве

Писатель, драматург, поэт.

- Понравилась ли вам книга Елены Петровны Чудиновой.

Беседа по вопросам к тексту с.34

- Что вы узнали о Древней Руси 12 века?
6. Отец и дочь.

8. Чтение текста произведения (фрагментарное 2)
Читают несколько учеников.
Беседа по вопросам к тексту с.40-41

источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов, МКОУ «СОШ.

Краткое описание документа:

Презентация поможет учителю повторить и закрепить исторические и культурологические сведения, полученные учащимися на уроках литературного чтения; развивать читательские умения учеников; развивать стремление к постоянному приобретению знаний; воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО.

ВложениеРазмер
Конспект урока "Страна городов" 29.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 02.03.17 Учитель: Липатова Н.М.

Школа: МОУ СОШ №45 г. Карталы Студентка: Клявлина Т.В., гр. 46

КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир, 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование первоначальных представлений об истории Древней Руси; ознакомление учащихся с устройством древнерусского города (на примерах Киева и Новгорода).

- характеризовать древнерусские города, используя историческую карту и схему ;

- иметь представление о быте, системе правления, занятиях горожан;

- определять личностный смысл учения;

- проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России ;

- проявлять самостоятельность в информационной деятельности;

- осознавать свою национальную принадлежность.

Тип урока: изучение нового материала .

Методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный (рассказ учителя)

Здравствуйте, ребята! Хочу начать наш урок с небольшого стихотворения.

От лет давно минувших,

Седых времен родимой стороны,

Во мгле веков, бесследно потонувших,

Хранятся дивные преданья старины.

Воспринимать информацию на слух.

Л. – умение выделить нравственный аспект поведения.

II. Актуализация знаний и мотивация

- Как было организовано управление в Древней Руси?

- Почему территория Древней Руси в 11 веке увеличилась?

Кто из князей внёс большой вклад в развитие Древней Руси? Почему?

- В чем значение принятия Русью христианства?

- Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

На доске представлены даты, нужно сказать, какое событие произошло в этом году: 862 год (Образование Древней Руси), 882 год (Объединение Новгорода и Киева), 980 – 1015 гг. (Правление князя Владимира), 988 год (Крещение Руси)

Отвечать на вопросы учителя.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К. - общение и взаимодействие

III. Постановка учебной задачи

  1. - Западные соседи называли Древнюю Русь словом Гардарика (слайд).
  2. - Как вы думаете, что обозначает это слово?
  3. - Чтобы определить значение слова, посмотрите внимательно на корень слова. На какое слово похож корень? (град-город)
  4. - Гард арика - cтрана городов (слайд)

- Как вы думаете, почему они называли Русь страной городов? (Действительно в 9-11 веках на территории Древнерусского государства насчитывалось до 89 городов)

- Кто готов назвать тему урока? Тема сегодняшнего урока связана со значение этого слова. (Страна городов)

- Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

- Назовите самые большие и главные города, после объединения которых возникло Древнерусское государство? ( Киев и Новгород)

- Что мы знаем об этих древних городах? (ответы учащихся) (не очень много знаем)

- Какие цели мы поставим на урок? (- познакомимся с городами Древней Руси, - узнаем особенности городов Руси; - будем работать с картой; - узнаем что такое кремль; - познакомимся с сооружениями Древнего Киева)

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать свое мнение.

Определять тему урока.

Высказывать свое мнение.

Определять цели урока.

Р.- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

IV. Открытие нового знания

Практический (работа с текстом и картой)

Словесный (выступление групп)

- Чтобы узнать много интересного о городах Древней Руси, мы отправимся в путешествие, для этого поделимся на две команды.

1 команда - Древний Новгород, 2 команда - Древний Киев

- Назначаем командиров своих команд.

- В конце урока вернёмся к вашим вопросам.

- Ваши команды будут состоять из 5 групп: историки, географы, архитекторы, археологи и помощники.

Предлагаю вам планы-задания, познакомьтесь с ними и отправляйтесь в путь. Командиры познакомьте группу с планом – заданием. Будут ли вопросы? План для всех команд (слайд) : Выступления учащихся от каждой группы по одному:

№1 Помощники от каждой группы показать на интерактивной доске, где находятся города

№2 Географы. Рассказать о расположении и укреплении городов

№3 Историки. Рассказать об истории появления городов

№4 Архитекторы. Рассказать о знаменитых постройках, воздвигнутых в 9-11 веках

№5 Археологи. Рассказать об археологических раскопках

План-задание №1 (Новгород)

Прочитать текст стр.49-50 (Археолог читает стр.51 с 3 абзаца и стр.52)

Прослушивание в группе

Выступление перед классом

План-задание №2 (Киев)

Прочитать текст стр.47-48

Прослушивание в группе

Выступление перед классом

- Начинаем выступления. Есть вопросы выступающим?

- Молодцы ребята, отлично справились с заданиями.

Шеей крутим осторожно –

Голова кружиться немножко.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

Вверх потянемся, пройдемся

И на местно вновь вернемся.

Делится на команды. Определять командиров команд.

Ознакомиться с планом работы в группах.

Работать в группах.

Работать с текстом учебника и картой.

Искать нужную информацию.

Анализировать, структуировать информацию

Выступать перед классом.

Задавать и отвечать на вопросы.

Выполнять двигательные упражнения

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

П. – осуществлять операции для решения учебных задач

П.- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение, вывод.

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

V. Первичное закрепление во внешней речи

- А теперь посмотрим небольшие видеоролики о этих городах.

- Посмотрите на доску, объясните значение слов (кремль, вече, посадники, берестяные грамоты)

- В чем важность находок берестяных грамот?

- Чем занимались в Древней Руси?

- С какими сооружениями вы познакомились и в каком городе они находятся?

Что общего между этими городами, и какие отличия?

(Общее-укрепление городов. Отличия: разные легенды о происхождении, по-разному управляли городами, различные памятники архитектуры и год создания и другие.)

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять творческую работу в паре сменного состава.

Высказывать свое мнение.

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

К.- форм-ть собственное мнение и позицию.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Проверим, насколько вы усвоили материал.

Тест. Работа в тетради.

1.Как назывался центр русского города?

А) Собор б) Кремль в) Площадь

2. В Древнем Новгороде городом управляли

А) Посадники б) Вече в) Бояре

3. Береста- это материал для письма из

А) Кожи б) Папируса в) Берёзовой коры

4.В каком городе находятся следующие достопримечательности: Золотые ворота и Софийский Собор

А) Новгород б) Москва в) Киев

5. На берегах какой реки расположился город Киев?

А) Волхов б) Днепр в) Тарасовец

-Проверка: 1-б, 2-б, 3- в, 4-в, 5- б

- Кто не ошибся? Молодцы.

Выполнять тест в своих тетрадях.

П.осуществлять поиск необходимой информации

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

К.- форм-ть собственное мнение и позицию.

VII. Включение в систему знаний

- Вернёмся к началу уроку. На все ли вопросы дали ответ? Проверим.

-Где возникали города?

- Перечисли, как славяне укрепляли свои города.

- Когда образовался город Киев? Новгород?

- Кто управлял Новгородом? А Киевом?

С. 46-54 чит., отвечать на вопросы.

Называть основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Записывать домашнее задание.

Р. - принимать и сохранять учебную задачу.

К.- форм-ть собственное мнение и позицию.

VIII. Рефлексия деятельности

Оцените свою работу по данному образцу.

сегодня я узнал…

Спасибо, за урок!

Анализировать работу на уроке

Л. – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по окружающему миру 2 класс Город на Неве.

Цели урока:· образовательные:· краткое ознакомление с историей возникновения города Санкт-Петербурга; · знакомство с достопримечательностями Санкт-Петербурга.


Конспект урока по окружающему миру 3 класс Город на Неве

Конспект урока по окружающему миру по УМК "Школа России" (Автор Плешаков) 3 четверть с УУД.



Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Города России"

В данном конспекте подробно прописаны цели урока, каждый этап, задания и примерные реплики учителя. Подойдёт для работы по учебнику из любого УМК. В заключении говорится о родном городе - в данном кон.


Конспект урока по окружающему миру"Город в котором мы живем" 1 класс

Конспект урока по окружающему миру"Город в котором мы живем" 1 класс УМК школа 2100.


Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Страна городов

УМК "Школа России".

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Город и село"

дать представление о жизни города и села; воспитывать любовь к родному краю, к своему городу (селу), развивать познавательную активность, наблюдательность, речь, мышление, умение рассуждать, делать вы.

Читайте также: