Орнамент народов мира 3 класс изо конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Цель: Познакомить детей с понятием и видами орнамента, орнаментами народов мира. Задачи: Образовательные: - познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; - познакомить учащихся с композицией, построением, символикой орнамента - дать представление об орнаментах различных народов мира. Воспитательные: - формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого; - способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков; - воспитывать любовь к истории народов. Развивающие: - развивать эстетическое восприятие произведений народного искусства; развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал; - развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства. - развивать художественный вкус, творческую инициативу;
Тема: Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства .
Тип урока: комбинированный.
Цель: ознакомление обучающихся с орнаментами народов ханты.
Образовательная: познакомить с основными орнаментами ханты ;
Развивающая: развивать у детей мотивацию к творчеству, композиционные навыки, цветоощущение;
Воспитывающая: воспитывать эстетическое чувство, интерес и уважение к культуре ханты.
Оборудование учителя: учебник изобразительное искусство 3 класс Т.Я. Шпикалова, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, наглядный материал, шаблон.
Оборудование учащихся: альбом, фломастеры, краски или карандаши, шаблон.
- Добрый день, ребята. Проверьте, у всех ли на партах есть учебник, альбом, карандаши, краски или фломастеры? Всем раздали трафареты?
- Все готово и мы начинаем урок!
Проверка готовности к уроку.
- интерес к новым знаниям и умениям
II. Актуализа-ция знаний
- Внимательно послушайте четверостишие и постарайтесь сказать, о чем мы сегодня поговорим на уроке.
А в краю холодов и оленей
Громко бубен шамана стучит
Самобытность своих поколений
Каждый ханты с рожденья хранит.
- Верно. Сегодня мы поговорим о таком народе как ханты.
- В наш Ханты-Мансийский АО зима приходит рано. Уже в конце октября – начале ноября землю покрывает снег. Но лютые морозы не страшны коренным жителям округа. Откройте учебник на стр. 52. Полюбуйтесь верхней одеждой ханты.
- На иллюстрации вы видите женщину, одетую в шубу. Шубу ханты называют Саха. А справа приведены примеры традиционных орнаментов. Еще больше орнаментов вы можете увидеть на слайде.
- Давайте вспомним, что же такое орнамент?
- Хорошо. Вот определение и на слайде. Запомните, что такое орнамент.
Где еще можно увидеть орнамент, кроме как на Сахе (шубе)?
- Мы будем говорить о ханты. О холодных краях. Об особенностях народа ханты.
Открывают учебник, рассматривают фото.
- Орнамент - это условные знаки, символы, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы.
- В украшениях, на обуви, на другой одежде, на посуде…
- интерес к новым знаниям и умениям;
- ставить и решать задачи своей деятельности;
- адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- выражать в речи свои мысли и действия;
III. Введение нового материала. Целеполага-ние.
- Откройте стр. 53-54. Рассмотрите орнаменты, которые изображены.
- Как вы думаете, почему ханты дали именно такие названия орнаментам?
- Молодцы! Каждый орнамент образно ассоциируется со своим названием.
- Посмотрите на слайд. Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник. По подолу пришита тесьма украшенная орнаментом из ткани и бисера.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься с вами на уроке?
- Да, сегодня мы с вами попробуем создать орнамент на традиционной одежде ханты. Как это сделать, я вам расскажу после физ.минутки
Открывают стр., рассматривают, пока учитель читает.
- Орнаменты похожи за ветку березы или например щучьи зубы…
Рассматривают образцы традиционной одежды.
- интерес к новым знаниям и умениям;
- преодолевать трудности с помощью педагога и одноклассников;
- ставить и решать задачи своей деятельности;
- планировать этапы и последовательность реализации поставленных целей и задач деятельности;
- адекватно воспринимать оценку педагога, сверстников;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- выражать в речи свои мысли и действия.
А теперь все вместе встали
Руки дружно вверх подняли
Руки в стороны, вперед
А теперь на оборот
И друг другу улыбнулись
Тихо сели и опять
Будем к делу приступать
Активное участие в физминутке
V. Закрепление нового материала
- И так, ребята, о чем мы сегодня с вами говорим?
- На какой одежде именно мы рассматривали орнаменты сегодня в учебнике?
- Орнамент обычно располагается на краях рукавов, на подоле шубы, на карманах, варежках, унтах.
- Есть ли какие-то вопросы?
(отвечаю на вопросы)
- Обговорим критерии оценивания работы.
1.Работа должны содержать в себе один (по желанию несколько) орнаментов, аккуратно выполненных на шаблоне;
Цель: Познакомиться с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения воздушных змеев.
- узнать, что такое орнамент;
- познакомиться с традиционными орнаментами народов мира на примере рисунков на воздушных змеях;
- научиться различать виды орнаментов.
На уроке мы узнаем:
- о разновидности гжельской керамики;
- о необычности керамических форм майолики;
- о природных мотивах в росписи гжельской майолики;
- о способе выполнения росписи с плавным цветовым переходом.
- что такое орнамент;
- какие бывают виды орнаментов;
мы научимся:
- различать виды орнаментов;
- нарисовать воздушного змея, используя полученные знания.
Теоретическая часть для самостоятельного изучения:
Издавна на Руси существовала потеха – запуск бумажного змея. Появилась эта забава, наверное, от мечты человека укротить силу ветра и взлететь над землёй.
Воздушные змеи появились больше двух тысяч лет назад в Китае. Им придавали форму дракона и раскрашивали яркими красками, ведь дракон в Китае считается священным животным. Воздушных змеев запускали во время праздников, торжественных церемоний; без них не обходилось ни одно веселье.
Также воздушных змеев использовали для устрашения врагов во время сражения. Делали огромного, страшного змея в виде дракона или какого-нибудь сказочного чудовища, и во время боя запускали его над войском противника. В 908 г. русский князь Олег осаждал город Константинополь. По его приказу было сделано много змеев в виде всадников и пеших воинов. Представьте себе ужас константинопольцев, когда они вдруг увидели, что на них прямо с неба опускается несметное русское воинство.
Существует несколько разновидностей змеев. Самая большая группа — это конструкции с неподвижными, жёстко фиксированными крыльями. К ним относятся так называемая форма ласточки, а также изображения героев легенд и сказаний.
Другая группа — змеи с подвижными крыльями, которые делают отдельно от каркаса и только перед запуском закрепляют на нём.
Ещё одна разновидность — плоские змеи, имеющие форму веера, корзины с цветами, иероглифов. К ним прикрепляется длинный хвост, необходимый для обеспечения равновесия летающих конструкций.
И самая сложная форма — это большие объёмные змеи. Наиболее характерны для этой группы многометровые драконы.
Давайте внимательно рассмотрим воздушные змеи, которые были изготовлены китайскими и японскими мастерами. Это совершеннейшие произведения искусства! Обратите внимание, как красиво выглядит узор, составленный из элементов, образующих ярусы (или ряды) орнаментальных полос.
Вы заметили, что у всех воздушных змеев одна сторона является полным отражением другой?
Такое отражение называется зеркальной симметрией. Предмет или фигура, которые можно разделить плоскостью таким образом, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости, как в зеркале, совпала с другой, имеет зеркальную симметрию. Симметрия эта, присущая телу человека и телам многих животных, широко применяется и в человеческой практике, определяя форму самых разных вещей — от ложки и вилки до автомобиля и самолёта. И это обстоятельство немаловажно для формирования орнаментов, организующих и украшающих поверхности таких предметов. Зеркальная симметрия способствует впечатлению уравновешенности и покоя, так как она делает полярные направления (в обе стороны от плоскости симметрии) равноценными для нашего взгляда. И в орнаменте применение зеркальной симметрии связано с тем же ощущением равновесия и покоя.
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.
В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов:
- Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей).
- Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, так как орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.
Ритм в орнаменте — это чередование элементов узора в определённой последовательности.
Орнамент (от латинского ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).
Ритм в орнаменте — это чередование элементов узора в определённой последовательности.
Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:
Обязательная литература:
Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 176 с.
Дополнительная литература:
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 3 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель урока : познакомить детей с видами орнамента разных стран
- Образовательные: сформировать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике. - Развивающие: развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства. - Воспитательные: воспитывать у обучающихся представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
Название этапа,
Деятельность учителя
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Внимательно проверь, дружок:
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Акварель, альбом и карандаши…
Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии.
Наш урок будет посвящен очень интересному и необычному …
Соберите слов и узнаете тему урока ( РНОАМНТЕ АДРОАН).(слайд 1)
А кто из вас знает что такое орнамент?
( слайд 2 ) Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”.(слайд) Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты?
Каково же назначение орнамента? (слайд3)
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.
Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.
Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.
Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал ?
В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации .
Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.
Виды орнамента.
В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов:
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др). (слайд 4)
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток. (слайд 5)
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем). (слайд 6)
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. (слайд 7)
Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.
Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.
Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.
При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.
У каждого народа были и есть любимые мотивы в орнаменте, посмотрите на слайды здесь вы увидите орнаменты русского народа, (слайд 8,9,10,11)
Что общего у этих орнаментов?
Чем отличаются они отличаются?
Посмотрите, как красивые бумажные змеи на слайдах.
Как вы думаете, с помощью чего получилась такая красота?
Мы с вами сегодня тоже постараемся интересно украсить своих бумажных змеев. Но для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента.
Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Таким же образом чередуются и интервалы.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Обводим контур бумажного змея
Простым карандашом намечаем ярусы орнамента и его элементы
Тонируем фон бумажного змея
Прорисовываем в цвете элементы орнамента, узора
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Давайте поиграем в игру художники и зрители, первый ряд вывешивает свои работа, а второй и третий анализирует.
для учителя: презентация, конспект урока, рабочая тетрадь.
для обучающегося: рабочая тетрадь, карандаши, альбом.
Основные понятия: орнамент, ритм, симметрия, ярусное расположение.
Технологическая карта урока изобразительного искусства
Ф.И.О. Вифлянцева Юлия Ивановна
Предмет: изобразительное искусство
Место и роль урока в изучаемой теме: формирование новых знаний
Цель урока: познакомить детей с видами орнамента разных стран
- Образовательные: сформировать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике. - Развивающие: развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства. - Воспитательные: воспитывать у обучающихся представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого.
9. Дидактические средства:
для учителя: презентация, конспект урока, рабочая тетрадь.
для обучающегося: рабочая тетрадь, карандаши, альбом.
Основные понятия: орнамент, ритм, симметрия, ярусное расположение.
9. Характеристика этапов урока
Название этапа,
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Здравствуйте ребята!. Сегодня нам нужно хорошо потрудиться, чтобы получить отличные знания и оценки.
Готовятся к уроку
(Р) волевая саморегуляция
Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии.
Объяснение нового материала.
Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента.(слайд 1)
А кто из вас знает что такое орнамент?
( слайд 2 ) Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”.(слайд) Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты?
Каково же назначение орнамента? (слайд3)
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.
Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.
Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.
Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал?
В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.
Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль.
Виды орнамента.
В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов:
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др). (слайд 4)
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток. (слайд 5)
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем). (слайд 6)
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека. (слайд 7)
Читайте также: