Стилистические возможности синонимов конспект урока в 7 классе

Обновлено: 04.07.2024

План-конспект занятия по стилистике (7 класс)

Цели: • формирование понятия семантических и стилистических синонимов; • формирование умения правильно использовать их в речи; • привитие навыка и выработка потребности пользоваться словарями; • обучение анализу значения слов и обогащение словарного запаса, то есть развитие языковой компетенции учащихся.

План-конспект занятия по русскому языку по теме

(с. Ижевское Спасского района Рязанской области)

Цели :

· формирование понятия семантических и стилистических синонимов;

· формирование умения правильно использовать их в речи;

· привитие навыка и выработка потребности пользоваться словарями;

· обучение анализу значения слов и обогащение словарного запаса, то есть развитие языковой компетенции учащихся.

Ход занятия :

I .Мобилизующий этап.

· Вступительное слово учителя .

Здравствуйте, дети! Сегодня наше очередное занятие по стилистике. Сейчас в гости к нам придёт Королева Стилистика, а вы, ребята, понаблюдайте за её действиями, чтобы потом узнать, чем мы будем заниматься сегодня.

· Ребята, опишите действия Оли, используя глаголы.

Что делала Оля? (танцевала, вальсировала, кружилась).

· Какие понятия с точки зрения русского языка вы называли? (синонимы)

(их виды, использование в речи).

Synonymos - (с греческого – одноимённый) – это слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи

II .Самоопределение учащихся на основе антиципации.

· Вспомните, что называется синонимами? (открываю запись на доске)

Чтобы убедиться в том, что вы умеете подбирать синонимы к словам, поиграем (раздать карточки).

Получивший карточку, внимательно слушает ведущего, я называю слово, а тот, у кого такая же карточка, отвечает мне синонимом. Если затрудняется, помогать могут все.

Карточки со словами : ходить, контроль, громкий, радоваться, внезапно, безграничный, смелый, возражать, давно, опыт, пленять, удивительный, сырой.

Итог : Мы вспомнили, что такое синонимы и убедились в том, что подбор синонимов – очень нелёгкое дело, что словарный запас необходимо пополнять.

III .Обнаружение учащимися недостаточности имеющихся знаний.

· Чем? (1)Оттенками лексического значения.

Синонимы, которые отличаются друг от друга оттенками лексического значения, называются семантические. (открыть)

(2) Следующее отличие синонимов – употреблением в речи. Например: украсть (н) – похитить (кн.), спереть (прост., грубое).

Эти синонимы отличаются стилистической окраской, т.е. употреблением в разных стилях и называются стилистические.

IV . Закрепление новых понятий.

· Теперь наша задача – различить семантические и стилистические синонимы.

Запишем ряд синонимов, определим их вид, стилистическую принадлежность.

Родина (н.) – Отчизна (кн., выс.), Отечество(кн., выс,);

тревога (н.) – волнение (н.), смятение (кн.), беспокойство (разг.);

устать – изнемочь - вымотаться;

лицо – облик – харя.

· Я убедилась в том, что вы понимаете, как различить семантические и стилистические синонимы, в случае затруднения обращайтесь к словарю, но если стилистические синонимы употребляются в разных стилях, то нужно быть осторожным при их употреблении.

Вывод: прежде чем слово употребить, подумай о его принадлежности к определённому стилю.

· Теперь хочу убедиться в вашей самостоятельности рассуждений. На карточке написаны предложения с пропущенными словами. На место пропуска вставь нужное слово и объясни свой выбор: (карточки желающим)

1.В результате наводнения многие остались без ….. .

2.Тургенев часто посещал убогое ….. бедняка.

1.Ружьишко с собой прихватил, …… попадётся косой.

2.Взял с собой ружьё, …… попадётся заяц.

(может быть, авось)

1…….- травянистое многолетнее растение семейства паслёновых.

2. На ужин мы с удовольствием уплетали …….

V .Использование синонимов в речи.

· Эти упражнения убедили нас в том, что использовать синонимы в речи нужно осторожно.

· А когда мы используем синонимы в речи?

1)При повторении одних и тех же слов. (открываю)

Перед вами текст (№1)

Встретился мне один молодой писатель.

- Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он.

- Конечно, - сказал я.

- Ну как, нравится? – сказал он, кончив чтение.

- Я скажу тебе правду, - сказал я.

- Скажи, - сказал он.

- Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

- Я сказал всё, что хотел сказать, - сказал он.

- Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

- согласился, спросил, поинтересовался, пришёл к выводу, убеждал, утверждал, настаивал, заметил, ответил.

2.Когда ещё вы используете синонимы в речи? При лексическом толковании слова.

Например: антракт - перерыв

« К ветеринару в наше село пришёл Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами…

- Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!

- А вы не лайтесь, это заяц особенный, - хриплым шёпотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить

- От чего лечить-то?

- Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

- Валяй, валяй ! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

- Ты чего, малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. – Чего вы, сердешные, вдвоём слёзы льёте? Ай случилось что?

- Пожженный он, дедушкин заяц. – сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожёг, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.

-Вам известно содержание рассказа? Нам он интересен тем, что Паустовский пишет о Мещерском крае, о нашей родной земле. Именно в его произведениях мы встречаем описание наших лесов, рек, озёр – земли, где мы родились и выросли.

(Заяц спас деда Лариона Малявина от огня в лесу, а дед в свою очередь вылечил у ветеринара обгоревшие лапы зайца. Вот так они в беде породнились).

- Какова его основная мысль?

- Наша задача – найти слова, которые более точно передают основную мысль текста, подобрать к ним синонимы и доказать, почему автор использовал то или иное слово. (анализ подчёркнутых слов).

Вывод: Автор – мастер слова. У него всё продумано до мелочей, каждое слово играет определённую роль, оно выбрано не случайно, а целенаправленно. Это мы и доказали.

И ещё пришли к выводу, что к слову нужно относиться внимательно.

- Что нужно иметь в виду?

Может быть, вам приходилось встретить брошенного котёнка и ухаживать за ним, а может быть, помочь раненому воробью, расскажите от этом в сочинении-миниатюре, использовав эмоционально окрашенные слова.

- Заканчивается время нашего занятия. Но тема так и не дописана. Дополните её.

- Какие новые понятия вы сегодня узнали?

- Какое впечатление осталось?

- На занятии нас интересует один вопрос: а как лучше сказать? Этим мы и занимались сегодня, используя семантические и стилистические синонимы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. формирова­ние различных видов речевой деятельности на данном текстовом материале.

3. воспитание интереса к предмету

Ход урока

1. Оргэтап

2. Этап проверки домашнего задания

  1. Примечание. Учебник Кунакова К.У., Искакова З.Ж., Кдырбаева Р.А. Русская речь: учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения.

4. Этап проверки знаний

Чайнворд

Этап подготовки к активному усвоению знаний. Необходимо учесть, что материал о синонимах не яв­ляется для учащихся новым, поэтому в начале урока сле­дует повторить изученное в предыдущих классах и на Уроках родного языка.

5. Этап подготовки к активному усвоению знаний. Число. Классная работа. Синонимы.

- Мы должны целый урок трудиться, потому что… (смотрим на доску):

Землю солнце красит, а человека труд (И.п.).

Кто работы (Р.п.) не боится, тот и человек.

Не на бумаге сказано, а делом (Т.п.) показано.

- Как понимаете последнее предложение?

- Какой частью речи являются подчеркнутые слова?

- Определить падеж имен существительных.

Выпишем подчеркнутые слова в тетрадь, ставя их в И.п.

1. Труд, работа, дело

- Что они обозначают?

- Что это за слова?

- какой частью речи выражены?

5. Этап объяснения новой темы

Слово учителя

Синонимы – это слова одной и той же части речи, могут обозначать предмет, действие, признак. Синонимы обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи. Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль

6. Этап закрепления новой темы.

Ученик прилежный… (запись на другой стороне доски: старательный, исполнительный, усердный, трудолюбивый).

- Хорошо быть таким учеником?

- Какой частью речи выражены синонимы?

6.2. Он справится с любым заданием, все одолеет, осилит.

- Хором произносим подчеркнутые слова. Что общего у этих слов?

Вывод. Синонимы выражены глаголом, обозначают действие.

Общий вывод. Синонимы могут обозначать предмет, действие, признак.

6.3. - Вы, ребята, оказались прилежными, тогда и следующее задание будет выполнено.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: создать условия для систематизации знаний о синонимах и их функции в тексте.

Развивающая: создать условия для развития умения употребления синонимов в речи.

Воспитательная: способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда.

Тип урока: урок-практикум

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний и умений.

- Давайте вспомним, что такое синонимы. Приведите примеры синонимов.

(Синонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению.)

- Чем отличаются друг от друга синонимы?

(Синонимы отличаются друг от друга различной степенью выражения основного смысла (хотеть – желать – жаждать); разными оттенками значения (хотеть, желать – “ощущать потребность в чем-либо, преимущественно более близком и доступном”, мечтать – “мысленно стремиться к чему-то более отдаленному), стремиться – “настойчиво добиваться чего-либо в действиях); разными сферами стилистического употребления (лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное, устаревшее; иметь охоту, спать и видеть – разговорные).

- Каково значение синонимов в нашей речи?

(Расширяя словарный состав языка, синонимы одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.)

- Какие типы синонимов вам известны?

(Приводится ряд примеров, на основе которых учащимся можно было бы сделать следующий вывод и сформулировать правило.

Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические.

Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк.

Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу-приступить к работе; возле дома – около дома).

- Приведите по три собственных примера всех этих разновидностей синонимов .

(Правило и примеры записываются в тетрадях).

- Послушайте предложение и скажите, какую цель преследовал автор, используя целый ряд синонимов: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)

(В тетрадях записывается вывод: в художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой прием последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь при переходе от одного к другому называется градацией).

- Попробуйте составить свои примеры, используя данный прием.

3. Совершенствование имеющихся и формирование новых умений.

Упр.1. Прочитайте предложение. Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения.

Скоро захохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

Приду*майте свое подобное предложение, описав ситуацию движения людей за окном.

Упр.2. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания или предложения.

Известныйнейтральный стилистический оттенок, популярный разговор, знаменитыйофиц, прославленный, славный разговорный , знатный торжественный, именитыйвозвышен-поэтич, мировой.

Продолжите работу самостоятельно: подберите синонимы к следующим словам, составьте сами синонимический ряд слов и укажите, чем будет отличаться каждый из синонимов. Особое внимание обращайте на стилевое отличие.

Голова, рука, глаза, синяк; ходить, писать, прикрыть; худощавый, смешной.

Упр.3. Отредактируйте отрывок. Исправьте стилистические ошибки, усильте экспрессивность текста, заменив отдельные слова более экспрессивными синонимами.

Павел расстегнул кобуру, взял блестящий револьвер и побежал домой. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на него внимания. Он взял лежавшую под сундуком тряпку и положил ее в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу, ведущей к старому кирпичному заводу.

Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них он спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил его кирпичами.

Упр.4. Объясните подбор синонимов в следующем отрывке из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц…

- Эй, ты, Косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Это выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи. Улыбнулись даже старые зайцы…

Создайте собственный текст небольшого объема, насыщенный синонимами, выбрав в качестве сюжета рассказ о забавном случае в походе либо о трудностях, с которыми вы столкнулись в походе. Возможно использование собственного сюжета.

1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий - гре ческий!

1) омонимы 2) паронимы 3) синонимы 4) антонимы

2. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры — очертания!

1) омонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) синонимы

Мы знакомы домами. 3) Родина - наш общий дом.

2)В одном переулке стояли дома. 4) Летом мы были в доме отдыха

4. В каком ряду представлены синонимы?

жизненный – житейский 2) высокомерие – надменность 3)высокий – низкий

4) комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

5. В каком ряду не все слова являются синонимами?

а) чахнуть, угасать, таять

б)одобрять, хвалить, хвастаться

в)хитрить, лукавить, лицемерить

г)устать, измучиться, изнемочь

6. Какая пара слов не является антонимами?

а) густой, редкий

7. В каком предложении вместо слова явный нужно употребить слово явственный?

Я увидел явные очертания гор.

Это была явная ложь.

Полковник испытывал ко мне явную неприязнь.

Ребенок этот был явным вундеркиндом.

8. В каком примере вместо слова реальный нужно употребить слово реалистический?

реальное направление в живописи

проводить реальную политику

добиться реальных успехов

4. Рефлексия.

- Каковы наши достижения в решении учебной задачи урока?

- Какие проблемы возникали в процессе работы?

5. Домашнее задание.

Подберите ряды синонимов из сказок А.С. Пушкина, стихов С. Есенина, русских былин. Оформите свое высказывание в виде рецензии на выбранное произведение.


- обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

Воспитывающая

- воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь

В сказке про Винни - Пуха есть такой отрывок: собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Винни- Пуху:

- Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружьё. И ещё надо не забыть провизию.

- Про что не забыть?

-Не про что, а то, что едят.

- А-а! – сказал Пух радостно.- А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем.

Как называются такие слова?

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания на практике.

Итак, для начала давайте мы с вами вспомним, что такое синонимы? Синонимы – это слова, близкие по значению и принадлежащие к одной части речи. Например, смелый — храбрый, худой – тощий, прыгать–скакать, шалить – баловаться. Приведите, пожалуйста, свои примеры.

Синонимы появляются в языке по нескольким причинам:

Во-первых, синонимы возникают в языке из-за того что человек постоянно стремится найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначить их словом, сходным по значению с первоначальным словом – словом, которое уже существовало в языке для наименования конкретного предмета или явления.

Во-вторых, причина появления синонимов – это проникновение в язык заимствованных слов, близких или идентичных по значению слову русскому: проводник = гид, чичероне; зародыш = эмбрион; введение = преамбула и др.

В-третьих, немаловажен и тот факт, что в различных экспрессивно-стилистических группах слов, в различных стилях речи один и тот же предмет или явление может быть назван по-разному: очи = глаза; вотще = напрасно и др.

В-четвертых, зачастую предмету, признаку или явлению дается иная эмоциональная оценка: жестокий = безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый и др.

Давайте выполним следующее задание, к данным словам подберем синонимы:

Проводник – гид, зародыш – эмбрион, очи – глаза, молодость – юность; красный – пунцовый – алый.

Это все вы знаете еще со средних классов, а теперь давайте рассмотрим синонимы глубже.

Итак, Синонимы делятся на несколько видов: Лексические, стилистические, контекстные.

Лексическими синонимами называются слова с одним смыслом. Например, пища, харчи, еда, яства, корм - все они означают понятие еды, все они синонимы, но с различным лексическим (словарным)значением, т.е. СОЗНАЧЕНИЕМ. Давайте посмотрим по толковому словарю их значения.

И давайте выполним еще одно с вами небольшое задание. В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

карандаш, стол, лампа

ученик, школа, портфель

дом, изба, лачуга

ныть, жаловаться, стенать;

идти, шествовать, брести;

постичь, понять, уразуметь

Прочитайте текст. Какие ряды синонимов в нём встретились? Выпишите их. Какую роль они выполняют?

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы,

Для этой головки –

Для этой глотки –

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

Употребление стилистических синонимов позволяет определить стилистическую принадлежность текста. Но стилистические синонимы позволяют понять и авторскую позицию. Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? (Для этой головки – Перловки. Для этого личика – Два сдобных куличика). Голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико.

Возвратимся к началу урока. Что было заявлено в теме? Какую её часть мы реализовали, что повторили и узнали новое? О каких видах синонимов речь не шла?

Чтобы определить, какие синонимы называют контекстными, возвратимся к стихотворению Валентина Берестова. Мы выделили три ряда синонимов: голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико. Можно ли назвать синонимами слова: голова, пасть, личико? Но в тексте все они называют головы дракона: 1 – голова, 2 - пасть, 3 – головка, 4 – глотка, 5 – башка, 6 - рожа, 7 – личико. В данном контексте они называют один и тот же предмет – голову. Следовательно, это синонимы. Такие синонимы и стали называть контекстуальными. Слова синонимичны только в данном тексте. Т.Е. т.о. Контекстуальные синонимы – это слова, которые приобретают одинаковое значение в условиях определенного контекста.

Давайте выполним с вами несколько заданий, чтобы закрепить полученные знания.

1. Какие слова НЕ являются синонимами?

2. Замените синонимом фразеологические обороты:

На скорую руку – быстро

Спустя рукава – плохо

Повесить нос – загрустить

Курить фимиам - восхвалять

Рукой подать – близко

Синонимы очень тесно граничат с многозначными словами. И мы с вами в этом убедимся, сделав следующее задание. Вам дается многозначное слово свежий. К нему вы должны подобрать синонимы, но вам дается не просто слово, а словосочетание.

Свежий хлеб – мягкий; свежая рубашка – чистая; свежий журнал – новый; свежий взгляд – нестандартный; свежий ветер – прохладный. Таким образом, Синонимия тесно связана с явлением многозначности.

Например, слово тихий имеет несколько значений, и к каждому из них могут быть подобраны свои синонимы. Так, в словосочетании тихий сон его синонимами являются - спокойный, безмятежный, но этими словами невозможно заменить слово тихий в сочетании его со словом человек. Синонимами к нему в словосочетании тихий человек является - незаметный, скромный; в словосочетании тихий голос - слабый, еле слышный; в словосочетании тихая езда прилагательному тихая синонимичны - медленная, спокойная и т.д.

Подберите синонимы к слову победить –

Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) Какова их роль?

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Астафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Итак, мы повторили, что такое синонимы.

Знаем теперь три вида синонимов ( лексические, стилистические, контекстуальные).

Поняли, для чего они нужны в тексте:

- чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;

- чтобы избежать стилистических ошибок;

- чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;

В русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.

Читайте также: