Как образуются слова в русском языке 5 класс разумовская конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калитвенская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
Открытый урок в 5 классе по теме
Подготовила: Гайфутдинова С.В.,
учитель русского языка и литературы
ст.Калитвенская
познавательные:
формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;
познакомить с механизмом образования новых слов с помощью морфем;
добиваться осмысления процессов образования новых слов.
практические :
закрепить изученное о способах образования новых слов;
уметь образовывать слова с помощью разных морфем;
научиться определять способ образования данного слова;
уметь образовывать слова по данной словообразовательной модели;
уметь выделять в слове словообразующую морфему.
общепредметные:
воспитание интереса к русскому языку;
развитие внимания, памяти, логического мышления, навыков самостоятельного выполнения знаний
Место урока в теме: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2015
Методы и формы работы:
Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.
Фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.
1. Организационный момент.
Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.
2. Психологический настрой к уроку. (Слайд)
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
3. Повторение изученного.
Что изучает лексика?
Сколько лексических значений может иметь слово?
В каком словаре мы можем узнать лексическое значение слова?
Что значит прямое лексическое значение слова? А переносное? Какие тропы вы знаете?
Что такое фразеологизмы?
Назовите способы обогащения словарного запаса языка. Какие сочетания характерны для старославянизмов? (неполногласные ра, ла, ре, ле). А для исконно русских? (полногласные оро, оло, ере, ело).
Сегодня мы будем говорить об одном из способов обогащения словарного запаса языка – словообразовании.
4. Запись темы урока. Постановка целей и задач урока. Объяснение нового материала.
Итак, словообразование. Словообразование – один из важнейших разделов лингвистики. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Как вы думаете, что он изучает? (образование слов)
-Как вы понимаете эти слова? (образуются новые слова)
-А как они образуются? Может быть, ответить на этот вопрос нам поможет стихотворение?
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он просто словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
С ним садовник идёт…
Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).
Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)
Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы) (Слайд)
-Сколько же слов у нас выросло из одного?
-А как это произошло?
-Вспомним все морфемы, какие вы знаете.
Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. (Слайд)
Пример кластера
1. Изменяемая часть слова. (окончание) 2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (корень)3. Часть слова без окончания.(основа) 4. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.(приставка) 5. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.(суффикс)
Как из кирпичей строится дом, нам вроде бы понятно. А как строится слово?
-Сегодня мы узнаем о трёх самых основных способах словообразования.
Слово учителя: Давайте обратимся к тексту упражнения 280 на стр. 100.
(слайды способы образования слов)
Слайд : сказ- рассказ. Как образовалось новое слово? (при помощи приставки). Значит, способ приставочный. Выделим словообразующую морфему.
Слайд : сад –садик. Как образовалось новое слово?(при помощи суффикса). Значит, способ суффиксальный. Выделим словообразующую морфему.
Слайд : Сад, водить- садовод. Как образовалось новое слово? (сложением корней). Способ- сложение. О- соединительная гласная.
5.Закрепление изученного.
Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс)
Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник)
Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)
Выполнение упр. 281.
Физкультминутка.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Выполнение упр. 282 (обращение к словарику значения морфем с.310)
А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:
1. Корень мой находится в цене,
В окраске найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)
Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)
Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало.
1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?
2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?
3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?
4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?
5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?
6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?
7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?
8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?
- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)
- Почему мы не смогли ответить на него?
(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке, не подходит).
- Что же мы должны сделать? (Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание: §36 (с.100-101, с.103 – выучить. ), упр.284, 285
Конспект урока русскогоязыка в 5 классе по учебнику Разумовской на тему: как образуются слова в русском языке.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_obrazuyutsya_slova_v_russkom_yazyke.docx | 45.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка
Учитель русского языка и литературы
Генералова Ольга Владимировна
Тема: Как образуются слова в русском языке.
Цель : ознакомление учащихся с формами словообразования;
ознакомление с понятиями суффиксальный способ, приставочный способ и сложение;
развитие речевых умений учащихся;
воспитание внимательного, бережного отношения к слову.
Оборудование: презентация по теме, карточки с заданиями.
Так же, как из году в год меняют леса
свои листья – старые падают, ─ так же и слова
ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и
крепнут, как дети, на смену другие.
I Организационный момент
П 1.Словарный диктант
Моментальный, орошение, юный, обвинитель,
впадать, наследить, коллекция, паутина, муравей.
2. Фронтальный опрос
-Что называется лексикой?
-Как пополняется словарный состав русского языка?
-Как отличить исконно русское слово от иноязычного?
-Назовите несколько старославянизмов. По каким приметам их можно опознать?
3. Самостоятельная работа
Прочитайте, измените форму какого-либо слова (по вашему выбору), подберите к нему однокоренные слова.
говорят, заговорят, говорящий.
-Как отличить форму слова и однокоренное слово? (Формы одного и того же слова отличаются грамматическими значениями, о которых рассказывают окончания. Однокоренные слова отличаются друг от друга суффиксами и приставками, в которых заключено добавочное лексическое значение.).
- При помощи каких морфем образуются однокоренные слова?
III. Изучение нового.
Работа с учебником стр.91. упр.279.
IV. Закрепление нового материала (работа по карточкам).
Запишите по пять слов образованных по данным схемам:
- Как называется каждый способ словообразования?
Работа с учебником стр.93. упр. 281, 282,280.
V. Домашняя работа: упр. 284.
Подготовить вопросы по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой.
Урок русского языка в 5 классе "Как образуются слова в русском языке"
Место урока в теме: изучение нового материала Тип урока: комбинированный урок Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Ра.
как образуются слова в русском языке
Презентация к уроку русского языка на тему "как образуются слова в русском языке".
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС (технологическая карта) по теме: "Как образуются слова в русском языке"
Урок русского языка разработан по ФГОС. Структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов.
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"
В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку.
Урок изучения новой темы по разделу "Словобразование". На этом уроке учащиеся знакомятся с терминами: слообразовательное гнездо, производящая основа, производные слова. Научатся различать однокоренные слова от формы слова; научатся составлять словесное дерево. Учащиеся на уроке работаю в группе и в паре.
Урок русского языка в 5 классе.
Учитель: Монгуш Диана Онер-ооловна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №3 г.Чадана
Тема: Как появляются новые слова?
Тип урока: изучение новой темы.
Планируемы результаты
Читать выразительно, соблюдая правило орфоэпии.
Метапредметные:
познавательные: уметь выполнять словообразовательный разбор и определять способы образования слова; находить производящую основу и производные слова; строить словообразующую цепочку слов;
регулятивные: стремятся организовать свою работу в сотрудничестве с учителем по составлению плана урока (определение темы и цели урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий; распределяют роли при работе в группах; подведение итога урока;
коммуникативные: давать полные ответы; при групповой и парной работе прислушиваться к чужому мнению.
выражают собственные чувства в ходе размышлений и анализа работы; осознают смысл определения учебных задач; проявляют познавательный интерес к теме урока; осмысливают мотивы учебной деятельности.
Оборудование урока: учебники русского языка для 5 класса под редакцией Е. А. Быстровой, карточки для парной и групповой работы, словообразовательные словари, ПК для показа слайдов.
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
Формируемые способы деятельности
I . Постановка учебной задачи
Знакомит с задачей урока.
--Прозвенел звонок для нас. Здравствуйте, ребята!
Тихо сели, спинки прямо. Начинается урок.
Готовность к уроку (учебники, тетради, ручки). Приветствуют учителя.
Владеют навыками организации рабочего места.
II. Актуализация опорных знаний
-- Внимательно прочитайте тему нашего урока. Ведь вы знаете: заголовок – это не просто слова. Недаром тема урока у нас сформулирована в виде вопроса, т.к. в течение всего урока мы будем отвечать на этот вопрос.
-- Как вы думаете, о чем мы на этом уроке будем говорить? Что вы должны узнать из этого урока?
давайте вспомним, что такое морфема?
Какие морфемы вы знаете? Посмотрите на этот рисунок (слайд 1), а теперь нарисуйте морфемы. Вы бы как их нарисовали. Почему?
Постановка себе цели и задачи на уроке. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Развиваются творческое воображение и критическое мышление.
-- Сначала про себя прочитайте это стихотворение (слайд 2), (Приложение 1). Выразительно читаем. Найдите и выпишите из стихотворения однокоренные слова, подчеркиваем корень в словах (зареченское, речник, речной, речонка, речушка, река).
Думают и отвечают на вопросы. Выразительное чтение стихотворения. Выполняют задания по тексту стихотворения.
Принимают учебную задачу. Развиваются орфоэпические и орфографические навыки.
IV . Изучение новой темы
1. Работа над стихотворением.
2. Работа над терминами.
3. Способы образования слова.
--Подумайте и скажите, ребята, из этих слов какое слово первым появилось? (река) А потом какое слово? Значит, слово река – это производящая новые слова основа, а новые слова – это производные слова.
Правильно, а теперь построим словообразовательную цепочку с этим словом:
Река-речушка-речонка-речной-речник-заречный-зареченский.
Определите, при помощи чего образованы производные слова от производящей основы.
Ребята, вы должны уметь отличать однокоренные слова от формы слова, поэтому сначала коллективно выполняем упражнение 198 из учебника.
Думают и отвечают на вопросы. Выполняют задания по тексту стихотворения.
Строят словообразовательную цепочку. Работа над новыми терминами.
Принимают учебную задачу. Развиваются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия
Физкультминутка
Мы писали и устали,
Все мы тихо дружно встали,
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Физическая и психологическая разминка.
V . Закрепление материала.
1. Групповая работа по карточке. Взаимопроверка работы по словообразовательным словарям (1-ая группа проверяет работу 2-ой группы, 2-ая – 3-ей, 3-я – 1-ой).
2. Парная работа по карточкам
-- Продолжим нашу работу, предлагаю работать в группе, чтобы сообща заполнить таблицу на карточке примерами (Приложение 2). Для проверки пользуйтесь словообразовательными словарями.
От данных слов образуйте новые слова. Оформите в виде словесного дерева, как показано в учебнике на стр. 96. (Приложение 3). А теперь составим небольшой рассказ, используя образованные вами однокоренные слова словесного дерева.
Работают над карточкой для групповой работы и словарями.
Выполняют задания карточки для парной работы, рисуют словесное дерево, образуя однокоренные слова.
Принимают учебную задачу.
Развиваются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия
VI. Итог урока. Рефлексия.
-- Подумайте и ответьте, что нового вы узнали на этом уроке? Что вам понравилось?
Чему вы научились?
-- Вы кому-то помогли на уроке и как?
Рисуют схему, таблицу или какой-то рисунок по теме.
Принимают учебную задачу. Владеют навыками самоанализа.
VII. Домашнее задание.
1.Составить сравнительную таблицу об образовании слов русского и родного языков?*
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Урок для 5 класса на тему "Как образуются слова в русском языке"
ФИО учителя: Тарасенко Наталья Сергеевна
Предмет: Русский язык
Тема: Как образуются слова в русском языке
познакомить с основными способами словообразования.
уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;
дать понятие о способах образования слов в русском языке.
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
тренировать мышление, память.
создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;
воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.
Место урока в теме: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2009
Приемы критического мышления: кластер, инсерт, верные и неверные утверждения, РАФТ – для домашнего задания
Формы работы : индивидуальная, парная
- активизация деятельности каждого ученика
- развитие логического мышления
- активизация деятельности каждого ученика
- развитие логического мышления
- установление ассоциативных связей
- организация активного восприятия нового материала
- получение новой информации
- установление связей с уже изученным материалом
- повторение уже известного материала
- осмысление нового материала
- соотнесение материала с уже известной информацией
- обобщение и систематизация приобретённых знаний
- присвоение новых знаний
- обобщение на уровне личных впечатлений
- верите ли вы (верные и неверные утверждения)
Д/З: РАФТ – 1)написать письмо другу, что узнали по новой теме; 2) сформулировать один вопрос, на который они так и не получили ответа или который оказался не понятен)
- применение знаний на практике
- развитие логического мышления
- обобщение на уровне личных впечатлений
1. Психологическая подготовка к уроку.
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом;
С ним садовник идет.
Гулять в саду чудесном!
Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).
Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)
Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы)
Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.
Слово учителя: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.(каждая пара озвучивает по одному примеру. Учитель фиксирует на доске )
Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
3. Стадия осмысления
Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)
Слово учителя: Определите способ образования у слов, записанных на доске.
Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.
(Индивидуальная работа учащихся)
Слово учителя: Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа
Слово учителя: Проверим выполненное задание. В каких словах при определении способа образования у вас возникли трудности? ( Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)
А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:
1. Корень мой находится в цене,
В окраске найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)
Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)
Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало
1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?
2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?
3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?
4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?
5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?
6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?
7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?
8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?
- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)
- Почему мы не смогли ответить на него?
(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).
- Что же мы должны сделать?(Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
2. Домашнее задание:
Посредством приёма РАФТ создайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.
Читайте также:
- Странички для любознательных что узнали чему научились 2 класс конспект
- Истина и ее критерии обществознание 10 класс конспект урока
- Путешествие в зоопарк башенка и лесенка игра поезд конспект занятия по фэмп 2 младшая группа
- Культ огня у восточных бурят монголов конспект
- Конспект урока иррациональные уравнения