Как образуются слова в русском языке 5 класс разумовская конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калитвенская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

Открытый урок в 5 классе по теме

Подготовила: Гайфутдинова С.В.,

учитель русского языка и литературы

ст.Калитвенская

познавательные:

формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;

познакомить с механизмом образования новых слов с помощью морфем;

добиваться осмысления процессов образования новых слов.

практические :

закрепить изученное о способах образования новых слов;

уметь образовывать слова с помощью разных морфем;

научиться определять способ образования данного слова;

уметь образовывать слова по данной словообразовательной модели;

уметь выделять в слове словообразующую морфему.

общепредметные:

воспитание интереса к русскому языку;

развитие внимания, памяти, логического мышления, навыков самостоятельного выполнения знаний

Место урока в теме: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2015

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Фронтальная, парная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение правил, ответы на вопросы.

1. Организационный момент.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы видим в нашем классе гостей, которые хотели бы посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлённы и собраны, как мы умеем преодолевать трудности.

2. Психологический настрой к уроку. (Слайд)

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

3. Повторение изученного.

Что изучает лексика?

Сколько лексических значений может иметь слово?

В каком словаре мы можем узнать лексическое значение слова?

Что значит прямое лексическое значение слова? А переносное? Какие тропы вы знаете?

Что такое фразеологизмы?

Назовите способы обогащения словарного запаса языка. Какие сочетания характерны для старославянизмов? (неполногласные ра, ла, ре, ле). А для исконно русских? (полногласные оро, оло, ере, ело).

Сегодня мы будем говорить об одном из способов обогащения словарного запаса языка – словообразовании.

4. Запись темы урока. Постановка целей и задач урока. Объяснение нового материала.

Итак, словообразование. Словообразование – один из важнейших разделов лингвистики. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Как вы думаете, что он изучает? (образование слов)

-Как вы понимаете эти слова? (образуются новые слова)

-А как они образуются? Может быть, ответить на этот вопрос нам поможет стихотворение?

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он просто словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

С ним садовник идёт…

Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).

Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)

Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы) (Слайд)

-Сколько же слов у нас выросло из одного?

-А как это произошло?

-Вспомним все морфемы, какие вы знаете.

Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. (Слайд)

Пример кластера

1. Изменяемая часть слова. (окончание) 2. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. (корень)3. Часть слова без окончания.(основа) 4. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.(приставка) 5. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.(суффикс)

Как из кирпичей строится дом, нам вроде бы понятно. А как строится слово?

-Сегодня мы узнаем о трёх самых основных способах словообразования.

Слово учителя: Давайте обратимся к тексту упражнения 280 на стр. 100.

(слайды способы образования слов)

Слайд : сказ- рассказ. Как образовалось новое слово? (при помощи приставки). Значит, способ приставочный. Выделим словообразующую морфему.

Слайд : сад –садик. Как образовалось новое слово?(при помощи суффикса). Значит, способ суффиксальный. Выделим словообразующую морфему.

Слайд : Сад, водить- садовод. Как образовалось новое слово? (сложением корней). Способ- сложение. О- соединительная гласная.

5.Закрепление изученного.

Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс)

Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник)

Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)

Выполнение упр. 281.

Физкультминутка.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Выполнение упр. 282 (обращение к словарику значения морфем с.310)

А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:

1. Корень мой находится в цене,

В окраске найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)

Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)

Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало.

1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?

2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?

3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?

4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?

5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?

6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?

7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?

8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?

- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)

- Почему мы не смогли ответить на него?

(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке, не подходит).

- Что же мы должны сделать? (Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание: §36 (с.100-101, с.103 – выучить. ), упр.284, 285

Конспект урока русскогоязыка в 5 классе по учебнику Разумовской на тему: как образуются слова в русском языке.

ВложениеРазмер
kak_obrazuyutsya_slova_v_russkom_yazyke.docx 45.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

Учитель русского языка и литературы

Генералова Ольга Владимировна

Тема: Как образуются слова в русском языке.

Цель : ознакомление учащихся с формами словообразования;

ознакомление с понятиями суффиксальный способ, приставочный способ и сложение;

развитие речевых умений учащихся;

воспитание внимательного, бережного отношения к слову.

Оборудование: презентация по теме, карточки с заданиями.

Так же, как из году в год меняют леса

свои листья – старые падают, ─ так же и слова

ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и

крепнут, как дети, на смену другие.

I Организационный момент

П 1.Словарный диктант

Моментальный, орошение, юный, обвинитель,

впадать, наследить, коллекция, паутина, муравей.

2. Фронтальный опрос

-Что называется лексикой?

-Как пополняется словарный состав русского языка?

-Как отличить исконно русское слово от иноязычного?

-Назовите несколько старославянизмов. По каким приметам их можно опознать?

3. Самостоятельная работа

Прочитайте, измените форму какого-либо слова (по вашему выбору), подберите к нему однокоренные слова.

говорят, заговорят, говорящий.

-Как отличить форму слова и однокоренное слово? (Формы одного и того же слова отличаются грамматическими значениями, о которых рассказывают окончания. Однокоренные слова отличаются друг от друга суффиксами и приставками, в которых заключено добавочное лексическое значение.).

- При помощи каких морфем образуются однокоренные слова?

III. Изучение нового.

Работа с учебником стр.91. упр.279.

IV. Закрепление нового материала (работа по карточкам).

Запишите по пять слов образованных по данным схемам:

- Как называется каждый способ словообразования?

Работа с учебником стр.93. упр. 281, 282,280.

V. Домашняя работа: упр. 284.

Подготовить вопросы по теме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)

Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой.


Урок русского языка в 5 классе "Как образуются слова в русском языке"

Место урока в теме: изучение нового материала Тип урока: комбинированный урок Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Ра.


как образуются слова в русском языке

Презентация к уроку русского языка на тему "как образуются слова в русском языке".

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС (технологическая карта) по теме: "Как образуются слова в русском языке"

Урок русского языка разработан по ФГОС. Структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов.

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Как образуются слова в русском языке"

В папке вы найдете конспект урока,презентацию и дополнительный материал к уроку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новой темы по разделу "Словобразование". На этом уроке учащиеся знакомятся с терминами: слообразовательное гнездо, производящая основа, производные слова. Научатся различать однокоренные слова от формы слова; научатся составлять словесное дерево. Учащиеся на уроке работаю в группе и в паре.

Урок русского языка в 5 классе.

Учитель: Монгуш Диана Онер-ооловна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ №3 г.Чадана

Тема: Как появляются новые слова?

Тип урока: изучение новой темы.

Планируемы результаты

Читать выразительно, соблюдая правило орфоэпии.

Метапредметные:

познавательные: уметь выполнять словообразовательный разбор и определять способы образования слова; находить производящую основу и производные слова; строить словообразующую цепочку слов;

регулятивные: стремятся организовать свою работу в сотрудничестве с учителем по составлению плана урока (определение темы и цели урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий; распределяют роли при работе в группах; подведение итога урока;

коммуникативные: давать полные ответы; при групповой и парной работе прислушиваться к чужому мнению.

выражают собственные чувства в ходе размышлений и анализа работы; осознают смысл определения учебных задач; проявляют познавательный интерес к теме урока; осмысливают мотивы учебной деятельности.

Оборудование урока: учебники русского языка для 5 класса под редакцией Е. А. Быстровой, карточки для парной и групповой работы, словообразовательные словари, ПК для показа слайдов.

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые способы деятельности

I . Постановка учебной задачи

Знакомит с задачей урока.

--Прозвенел звонок для нас. Здравствуйте, ребята!

Тихо сели, спинки прямо. Начинается урок.

Готовность к уроку (учебники, тетради, ручки). Приветствуют учителя.

Владеют навыками организации рабочего места.

II. Актуализация опорных знаний

-- Внимательно прочитайте тему нашего урока. Ведь вы знаете: заголовок – это не просто слова. Недаром тема урока у нас сформулирована в виде вопроса, т.к. в течение всего урока мы будем отвечать на этот вопрос.

-- Как вы думаете, о чем мы на этом уроке будем говорить? Что вы должны узнать из этого урока?

давайте вспомним, что такое морфема?

Какие морфемы вы знаете? Посмотрите на этот рисунок (слайд 1), а теперь нарисуйте морфемы. Вы бы как их нарисовали. Почему?

Постановка себе цели и задачи на уроке. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Развиваются творческое воображение и критическое мышление.

-- Сначала про себя прочитайте это стихотворение (слайд 2), (Приложение 1). Выразительно читаем. Найдите и выпишите из стихотворения однокоренные слова, подчеркиваем корень в словах (зареченское, речник, речной, речонка, речушка, река).

Думают и отвечают на вопросы. Выразительное чтение стихотворения. Выполняют задания по тексту стихотворения.

Принимают учебную задачу. Развиваются орфоэпические и орфографические навыки.

IV . Изучение новой темы

1. Работа над стихотворением.

2. Работа над терминами.

3. Способы образования слова.

--Подумайте и скажите, ребята, из этих слов какое слово первым появилось? (река) А потом какое слово? Значит, слово река – это производящая новые слова основа, а новые слова – это производные слова.

Правильно, а теперь построим словообразовательную цепочку с этим словом:

Река-речушка-речонка-речной-речник-заречный-зареченский.

Определите, при помощи чего образованы производные слова от производящей основы.

Ребята, вы должны уметь отличать однокоренные слова от формы слова, поэтому сначала коллективно выполняем упражнение 198 из учебника.

Думают и отвечают на вопросы. Выполняют задания по тексту стихотворения.

Строят словообразовательную цепочку. Работа над новыми терминами.

Принимают учебную задачу. Развиваются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия

Физкультминутка

Мы писали и устали,

Все мы тихо дружно встали,

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.

Физическая и психологическая разминка.

V . Закрепление материала.

1. Групповая работа по карточке. Взаимопроверка работы по словообразовательным словарям (1-ая группа проверяет работу 2-ой группы, 2-ая – 3-ей, 3-я – 1-ой).

2. Парная работа по карточкам

-- Продолжим нашу работу, предлагаю работать в группе, чтобы сообща заполнить таблицу на карточке примерами (Приложение 2). Для проверки пользуйтесь словообразовательными словарями.

От данных слов образуйте новые слова. Оформите в виде словесного дерева, как показано в учебнике на стр. 96. (Приложение 3). А теперь составим небольшой рассказ, используя образованные вами однокоренные слова словесного дерева.

Работают над карточкой для групповой работы и словарями.

Выполняют задания карточки для парной работы, рисуют словесное дерево, образуя однокоренные слова.

Принимают учебную задачу.

Развиваются познавательные, личностные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия

VI. Итог урока. Рефлексия.

-- Подумайте и ответьте, что нового вы узнали на этом уроке? Что вам понравилось?

Чему вы научились?

-- Вы кому-то помогли на уроке и как?

Рисуют схему, таблицу или какой-то рисунок по теме.

Принимают учебную задачу. Владеют навыками самоанализа.

VII. Домашнее задание.

1.Составить сравнительную таблицу об образовании слов русского и родного языков?*

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок для 5 класса на тему "Как образуются слова в русском языке"

ФИО учителя: Тарасенко Наталья Сергеевна

Предмет: Русский язык

Тема: Как образуются слова в русском языке

познакомить с основными способами словообразования.

уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;

дать понятие о способах образования слов в русском языке.

развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

тренировать мышление, память.

создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;

воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.

Место урока в теме: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия:

Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2009

Приемы критического мышления: кластер, инсерт, верные и неверные утверждения, РАФТ – для домашнего задания

Формы работы : индивидуальная, парная

- активизация деятельности каждого ученика

- развитие логического мышления

- активизация деятельности каждого ученика

- развитие логического мышления

- установление ассоциативных связей

- организация активного восприятия нового материала

- получение новой информации

- установление связей с уже изученным материалом

- повторение уже известного материала

- осмысление нового материала

- соотнесение материала с уже известной информацией

- обобщение и систематизация приобретённых знаний

- присвоение новых знаний

- обобщение на уровне личных впечатлений

- верите ли вы (верные и неверные утверждения)

Д/З: РАФТ – 1)написать письмо другу, что узнали по новой теме; 2) сформулировать один вопрос, на который они так и не получили ответа или который оказался не понятен)

- применение знаний на практике

- развитие логического мышления

- обобщение на уровне личных впечатлений

1. Психологическая подготовка к уроку.

Как-то много лет назад

Посадили дивный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово – корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом;

С ним садовник идет.

Гулять в саду чудесном!

Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).

Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)

Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы)

Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.

Слово учителя: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.(каждая пара озвучивает по одному примеру. Учитель фиксирует на доске )

Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

3. Стадия осмысления

Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)

Слово учителя: Определите способ образования у слов, записанных на доске.

Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.

(Индивидуальная работа учащихся)

Слово учителя: Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа

Слово учителя: Проверим выполненное задание. В каких словах при определении способа образования у вас возникли трудности? ( Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)

А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:

1. Корень мой находится в цене,

В окраске найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание)

Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)

Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало

1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?

2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?

3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?

4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?

5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?

6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?

7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?

8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?

- Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)

- Почему мы не смогли ответить на него?

(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).

- Что же мы должны сделать?(Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

2. Домашнее задание:

Посредством приёма РАФТ создайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.

Читайте также: