Окружающий мир 4 класс земля и человечество конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Окружающий мир

Тема раздела: Земля и человечество.

Тема урока: 1.Прошлое и настоящее глазами эколога.

- образовательная: познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами;

- воспитательная: формировать у учащихся чувство уважения к окружающему миру;

- развивающая: развивать познавательную активность детей.

Методы обучения: иллюстративно – словесный, моделирование (используя автофигуры нарисуй прибор), анализ (вопросы для обсуждения), наблюдение.

План и описание урока:

1. Актуализация знаний

- Введение в тему при помощи приёма РТВ – ТРИЗ (системный оператор): рассматриваем человека в настоящем, прошлом и будущем.

2. Изучение нового

- Работа с учебником стр.47 читаем с третьего абзаца

- Доклады детей по темам: "Как защитить океан от загрязнения", "Какие меры принимаются по охране океана", "О проблемах тропического леса".

3. Творческое задание: используя автофигуры, нарисуйте прибор, который мог бы оказать помощь человеку при загрязнении океана

4. Закрепление изученного

- Работа с учебником с.50-52

- Вопросы для обсуждения: Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы. Какие экологические проблемы вы бы ещё хотели обсудить?

5. Домашнее задание: стр.47-53, подумай вопрос 3; "Проверь себя!" задание №3.

2.Сокровища Земли под охраной человечества.

- образовательная: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, с Международной Красной книгой;

- воспитательная: формировать у учащихся убеждение об ответственности каждого человека за состояние окружающей среды;

- развивающая: развивать кругозор, любознательность.

План и описание урока:

1. Актуализация знаний

• проверка знаний и умений (графический диктант)

• доклады по проектам (по желанию детей)

2. Изучение нового

• заседание экологического совета

• рассказ о Всемирном наследии (учитель)

• рассказ о Кремле (учащийся)

• обсуждение вопроса о Международной Красной книге

• работа с учебником с.60-61 (рассматриваем иллюстрации учебника)

• с/р чтение по учебнику с.61-62

• беседа по прочитанному

3. Закрепление изученного

• игра "Узнай животных занесенных в "Красную книгу"

. соотнеси названия объектов Всемирного наследия с материками

4. Подведение итогов урока. Д/З: с. 54-62 ; ответить на вопросы "Проверь себя".

Цель урока: - образовательная: систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами эколога, астронома, географа, историка;

- воспитательная: формировать у учащихся чувство уважения к окружающему миру;

- развивающая: развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.

Методы обучения: практическая работа, тестирование, анализ, фронтальный опрос.

План и описание урока:

1. Актуализация знаний

• работа в парах (разгадать кроссворд)

2. Практическая работа в группах:

• 1 группа собрать карту полушарий

• 2 группа собрать модель Солнечной системы

• 3 группа выбери из предложенных объектов предметы старины

3. Тест по теме урока.

5. Диктант "Термины": напечатай правильный ответ.

6. Подведение итогов игры: оценка работы каждого , определение команды победителей.

• Что является для человека домом?

• Что важно понять каждому человеку?

Описание ЭОРов, которые используются на уроках: веб – сайт, который содержит в себе задания (кроссворд, выполненный в XL, задания, выполненные в вёрде), иллюстративный материал, тест, примеры выполнения некоторых заданий. Веб – сайт содержит в себе задания для всех 3 уроков, задания соотнесены с этапами уроков.

Используемое оборудование: компьютер и интерактивная доска (или занятие проводится в компьютерном классе), учебник, тетради, 2 круга из ватмана, фломастеры, ножницы, клей, контуры материков; лист ватмана, клей, изображение планет, Солнца, предметные картинки предметов старины.

1. Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.

2.Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: физическая карта мира; предметы старины; карточки со словами; раздаточный материал для каждого этапа игры.

Обоснование форм и методов урока .

Игра, как форма урока, повышает активность и интерес учащихся к предмету, работа в группах даёт возможность проявить себя каждому, и сильному, и слабому ученику; учит взаимопомощи и взаимоуважению.

Дежурные докладывают учителю о готовности класса к уроку.

- Скорей за работу, скорей за работу!

Сегодня нас ждёт ролевая игра.

И роли уже распределены.

Познакомьтесь, вот они.

Дети разделены на четыре группы, группы сидят за разными столами. Каждая группа получает одну из табличек:

- Перед нами сегодня важный вопрос. Каждый должен рассказать, что такое окружающий мир с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки, экологи.

Решив кроссворд, группа определяет ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

Кроссворд для астрономов:

1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в

работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Созвездие, по которому можно определить зрение. 5. Солнце – это.

6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета – кроха. 8. Американское название профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.

( Ответы: 1. Волопас. 2. Телескоп. 3. Венера.

4. Плеяды. 5. Звезда. 6. Нептун. 7. Плутон.

8. Астронавт. 9. Земля.

Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов:

1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. 2. Самый маленький материк. 3. Изображение земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живём. 5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса. 6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария. 7. Самый большой по площади материк.

( Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия.

Ключевое слово – ПЛАНЕТА .

Кроссворд для историков:

1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. 2. Хранилище документов. 3. Специалист по истории. 4. События, случившиеся после рождения Христа – это… . 5. Десять веков. 6. Счёт лет называется..

7. Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2. Архив. 3. Историк. 4. Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология.

Ключевое слово – ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов:

1. Международная экологическая организация. 2. Природное наследие России – озеро … . 3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное… . 4. Национальный парк Африки. 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. 6. В неё внесены

самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. 7. От каждого человека зависит…..нашей планеты. 8. Московский …. – Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.

Ответы: 1. Гринпис. 2. Байкал. 3.Наследие. 4. Серенгети. 5. Экология. 6. Красная книга. 7. Будущее. 8. Кремль. 9. мавзолей.

Ключевое слово – НАСТОЯЩЕЕ.

- Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.

Астрономы собирают модель Солнечной системы.

Материалы: лист ватмана, клей, фломастеры, ножницы, изображения планет и Солнца.

- Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.

Географы собирают карту полушарий.

Материалы: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры материков.

- Узнайте и подпишите материки и океаны.

Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины.

Экологи работают с картой мира.

Материалы: карта мира, карточки с названиями

объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

- Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия.

Группы работают одновременно. После окончания работы учащиеся рассказывают, какую работу они выполнили.

Вопросы к астрономам :

- Что входит в состав Солнечной системы?

- Какое у них общее название?

Вопросы к географам :

- Какую работу вы выполнили?

- Что изображает карта?

Вопросы к историкам :

- Почему вы выбрали эти предметы?

- Как с точки зрения историков называются эти вещи?

Вопросы к экологам :

- Какую работу выполнили вы?

- Что объединяет все эти достопримечательности?

- Сделаем вывод: что же такое окружающий мир?

Тест «Земля и чело-

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…

а)Юрий Гагарин б)Нил Армстронг

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости.

а)глобус б)географическая карта

4. Тепловой пояс, проходящий через экватор.

а)полярный б)тропический в)умеренный

5. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога России. Какой это век?

а)XVII век б)XVIII век

в) XIX век г)XX век

б) тропические леса

в) широколиственные леса

б) Всемирный фонд дикой природы.

8. Исторический центр Санкт-Петербурга – это …

а)природное наследие России

б)культурное наследие России.

- Наука, изучающая небесные тела.

- Наука, изучающая прошлое.

- Учреждения, где хранятся исторические ценности.

- Запись событий год за годом.

- Учёный, выкапывающий из земли удивительные находки.

- Старинные сооружения, древняя рукопись,

старая монета, печать – всё это… .

-Что является для человечества домом?

- Что важно понять каждому человеку?

Оценивается работа каждого игрока.

Определяется команда – победительница.

Урок достиг цели. Учащиеся через разнообразные формы работы повторили вопросы темы. Все работали активно, с азартом. Каждый ученик в соответствии со

своими возможностями внёс вклад в конечный результат работы группы. Все ребята получили положительные отметки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"


Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой "интеллектуальной зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д.

Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения.

Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения.


План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе


Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников

Тема самообразования "Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников".


Конспект урока по русскому языку с использованием технологии интегрированного обучения.

Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударны слогахЦель:1. Продолжить обучение написанию гласных в безударных слогах. 2. Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяем.

Астрономия – это наука о небесных или космических телах.

География – наука, изучающая природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

История – наука о прошлом людей.

Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая давние предметы, сооружения.

Экологическая проблема – это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека.

Ключевые слова:

Земля, человечество, астроном, астрономия, Космос, Вселенная, Солнечная система, космические тела, звёзды, планеты, спутники, история, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог, экология, эколог, экологические проблемы, охрана природы, всемирное наследие, Красная книга.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Обязательная литература:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 4 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016.

Дополнительная литература:

  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016.
  3. От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке вы научитесь:

- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

- использовать глобус и карту для получения информации о Земле;

- анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения;

- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги.

Как движется Земля в космическом пространстве?

Как правильно наблюдать звёздное небо?

Что изучает история и география?

Какие экологические проблемы существуют на нашей планете?

С точки зрения астронома мир – это Вселенная или Космос – всё необъятное пространство с планетами и звёздами и другими небесными телами.

Во Вселенной существует бесчисленное множество звёзд. Одна из них – Солнце.

Вокруг Солнца по своим орбитам обращаются восемь планет, среди которых наша планета Земля.

Кроме планет вокруг Солнца движутся другие небесные тела, например, кометы.

Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела составляют Солнечную систему.

Давайте рассмотрим схему и перечислим планеты в порядке удаления от Солнца:

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твёрдая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днём, а ночью – ужасный холод.

Вторая от Солнца планета – Венера. Поверхность Венеры – каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут.

Наша планета Земля является третьей в порядке удаления от Солнца. Из космоса она кажется голубой. Такой цвет ей придают окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полтора миллиона видов растений и животных.

Марс – четвёртая планета. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Учёным удалось установить, что твёрдая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду.

Пятая от Солнца планета – Юпитер. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого лёгкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжёлая планета из всех. Юпитеру достаётся немного тепла от Солнца, и поэтому там царит вечная зима.

Шестая планета – огромный Сатурн. Он расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Эта планета желтоватого цвета, её окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль.

Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лёжа на боку. Поэтому к Солнцу обращён то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли.

Нептун – восьмая от Солнца планета. Она кажется тёмно-голубой, потому что тоже состоит из газа метана, который горит в наших газовых плитах.

С точки зрения географа, мир – это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов.

География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

Вслед за учёными-географами можно отправится в путешествие по нашей планете! А помогут в этом глобус и географическая карта. На которых изображены географические объекты, такие как: материки, острова, моря, реки, озёра и т.д.

Различают физические и политические карты.



На одних картах может быть показана поверхность всей Земли, а на других – только какая-нибудь её часть.

Часто историю называют памятью народа. Изучая историю, мы узнаём, как жили наши предки, чем мы похожи на них и чем отличаемся, какие события происходили в прошлом.

Учёные историки работают в архивах, музеях, библиотеках, изучают документы, оставшиеся от минувших эпох.

Об этих временах поведают старинные сооружения, древние рукописи, монеты и печати, сказания и легенды, названия городов и деревень, рек и лесов, слова, пословицы и поговорки, сохранившиеся в нашей речи, и многое другое. Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей называется историческим источником.

Раньше люди год именовали как лета, от лета к лету записывали важные события в книги, которые стали называть летописи. Летописи – это подробный рассказ о событиях.

Летописи очень ценятся, поэтому люди их бережно хранят в специальных помещениях – архивах.

Архив – это хранилища документов.

Многие источники были обнаружены благодаря археологии.

Археология – это наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы и сооружения. Людей, которые ведут раскопки называют археологами.

С точки зрения эколога, мир – это неразрывное единство неживой и живой природы, природы и человека.

В результате деятельности человека на земле возникли экологические проблемы. Экологическая проблема – это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека.

Проблема загрязнения океана.

Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьёзная опасность.


Проблема исчезновения тропических лесов.

Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Учёным удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке.



В любой семье ежедневно что-то выбрасывают. В год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора!

Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Для её решения необходимо широкое международное сотрудничество. Государства заключают различные международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.

Мы живём на самой прекрасной планете! Жизнь людей зависит от состояния природы. Человек был и остаётся сыном природы, а не её покровителем.

Берегите нашу планету!

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Заполните пропуски в предложении.

Государства заключают различные ___________ __________, чтобы сообща бороться за спасение природы.

Правильный ответ:

Государства заключают различные международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.

Разбор типового тренировочного задания


Оборудование: ИКТ-презентация, карточки с математическими числами, таблички с наименованиями групп, тесты, раздаточный материал для практической работы, глобус, кроссворды, фишки для оценивания знаний.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Ход урока

1. Организационный момент.

Скорей за работу, скорей за работу!
Сегодня нас ждет ролевая игра.
И роли уже распределены
Познакомьтесь, вот они!

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Физминутка на регуляцию психического состояния.

Нам радостно, нам весело! Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение, серьёзным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили, головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку, чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а себя лишь одного!

После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.

II. Проверка домашнего задания.

О чудесном нашем крае,

Вы расскажете о Байкале,

Рядом с ним живём.

Рассказ детей “Как защитить Байкал”. Приложение1.

III. Повторение пройденного.

Закройте глаза и послушайте: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было бы так до сих пор, пока не появился голубой, сверкающий шар. Это наша земля (Дети открывают глаза и видят глобус). Жизнь началась. И так важно, что бы это продолжалось вечно”.

А вы хотите, чтобы жизнь продолжалась?

Что для этого нужно?

Сейчас вы узнаете тему нашего урока. Для этого вам нужны ваши математические знания. Расположите числа в порядке возрастания














Получилось название темы “Окружающий мир”

Каждый из вас старается содержать в порядке своё рабочее место, комнату, наш класс. Но такой же порядок нужен и в окружающем нас мире!

Кто же наведёт порядок?

Да, это наши специалисты, которых вы представляете! Представьтесь!

Специалисты по знаниям истории, астрономии, географии и экологии.

Сегодня на уроке каждая группа специалистов ответит на вопрос “Что такое окружающий мир?” для вас, ваше видение.

Итак, детвора, начинается игра!

V. Ход игры.

1 этап “Разгадай кроссворд – найди ключевое слово”.

Решив кроссворд, группы определяют ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

Кроссворд для астрономов.

Вопросы к кроссворду:

1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Созвездие, по которому можно определить зрение. 5. Солнце – это… 6. Планета, мерцающая голубоватым цветом, напоминающим цвет воды. 7. Планета – кроха. 8. Американское название профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.

Ответы: 1.Волопас. 2.Телеском. 3. Венера. 4.Плеяды. 5.Звезда. 6. Нептун. 7.Плутон. 8.Астронавт. 9. Земля. Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов.

Вопросы к кроссворду:

1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. 2.Самый маленький материк. 3.Изоображение земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живём. 5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса. 6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария. 7.Самый большой по площади материк.

Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия. Ключевое слово – ПЛАНЕТА.

Кроссворд для историков.

Вопросы к кроссворду:

1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. 2. Хранилище документов. 3. Специалист по истории. 4. События, случившиеся после рождения Христа – это…5. Десять веков. 6. Счет лет называется… 7.Наука, которая изучает о прошлом, изучая древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2.Архив. 3. Историк. 4.Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология. Ключевое слово – ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов.

Вопросы к кроссворду:

1. Международная экологическая организация. 2. Природное наследие России – озера… 3.Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное… 4.Национальный парк Африки. 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. 6. В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. 7. От каждого человека зависит… нашей планеты. 8.Московсий …- Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.

Ответы: 1.Гринпис. 2.Байкал. 3.Наследие. 4.Серенгети. 5. Экология. 6.Красная книга. 7. Будущее. 8.Кремль. 9. Мавзолей. Ключевое слово – НАСТОЯЩЕЕ.

Все группы работают одновременно. После решения кроссворда дети называют ключевые слова, находят подходящую иллюстрацию к своему слову.

Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.


“ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ТРУДИТЬСЯ” (В ситуации, когда дети устали, а работа предстоит трудная. Необходимо провести коррекцию психического состояния на возбуждение активности и трудоспособности. Учитель говорит слова, а дети после каждой строчки повторяют про себя слова, а можно и коллективно говорить вслух, но лучше про себя. Глаза закрыты.)

Ох, как хочется трудиться!
Делать всё охота.
Чтоб трудом своим гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и силён,

Всю работу сделаю.
Свою волю покажу.
Слово для себя сдержу!

2 этап “Практическая работа” с использованием раздаточного материала.

Астрономы собирают модель Солнечной системы.

Материал: альбомный лист, клей, карандаши, ножницы, изображение планет, Солнце.

Узнай планеты, найди их место, подпиши название.

Географы собирают карту полушарий.

Материал: два круга из альбомного листа, карандаши, клей, ножницы, контуры материков.

Узнай и подпиши материки и океаны.

Историки с помощью “ленты времени” определяют, в каком веке это произошло и обозначают с помощью римских цифр.

Экологи работают с картой мира.

Материал: карта мира, карточки с названиями объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

Найди места, где находятся эти объекты всемирного наследия.

Группы работают одновременно. После окончания работы группы рассказывают, какую работу они выполнили. Делают вывод.

3 этап – тест “Земля и человечество”

Учащимся раздаются карточки с тестом “Земля и человечество.


1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется…

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…

а) Юрий Гагарин
б) Нил Армстронг
в) Алексей Леонов

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется…

4. Какое из данных созвездий- Большой Пёс?

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется…

6.Ценные находки старины хранятся…

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

8. “Лёгкими нашей планеты” называют…

а) хвойные леса
б) тропические леса
в) широколиственные леса

9. Эмблему “ Большая панда” имеет…

а) Гринпис
б) Всемирный фонд дикой природы

10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это…

а) природное наследие России;
б) культурное наследие России

Подведение итогов

Что является для человечества домом? (планета Земля)

Что важно понять каждому человеку? (Надо уметь ценить то, что ты имеешь, что тебя окружает и беречь это)

VII. Оценивание знаний.

Оценивается работа каждого игрока, определяется команда- победительница, выставление оценок.

Итог урока (показ видео-ролика, как обобщение знаний по разделу “Земля и человечество”) Приложение2.

IX. Домашнее задание.

Перед вами лежат квадраты зелёного и жёлтого цветов. Выберите любой. Если вы выбрали квадрат желтого цвета, то на следующий урок напишите сочинение на тему: “Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир”; если вы выбрали квадрат зелёного цвета, то приготовьте реферат на тему: “Проблемы озера Байкала”.

1. Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.

2. Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, обобщать.

Сегодня нас встретят большие дела,

Задания уже приготовлены…

Нам в путь пора,

Нас ждет дорога трудная…

II. Работа над пройденным материалом.

Ученики. Наша дорога идет через город Астрономия, город География, город История и город Экология.

Учитель. В каждом городе нас ждут испытания. Жители этих городов подготовили нам задание. Только самые умные и смекалистые смогут пройти эти трудности дороги. А с собой в путь мы берем знания и умения. Итак, первое испытание!

На доске карточки:




Учитель. Правильно выполнили задание. Теперь отправляемся в путь. И перед нами город Астрономия . Жители этого города подготовили для нас кроссворд. Вы должны решить его и прочитать выделенное слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. 2. Прибор, который используют в работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Планета, которая находится между Сатурном и Нептуном. 5. Созвездие, по которому можно проверять зрение. 6. Самая большая планета в Солнечной системе. 7. Планета, которая носит имя бога морей. 8. Планета-кроха.

Учитель. Что означает это слово?

Ученики. Это название нашей Галактики.

Учитель. Что входит в состав Солнечной системы?

Ученики. Солнце и 9 планет.

Учитель. Какое у них общее название?

Ученики. Небесные тела.

Учитель. Что называют созвездием?

Ученики. Это группа звезд.

Учитель. Как называются данные созвездия и звезды?



1. Большой Пес, Сириус.

2. Малая Медведица, Полярная звезда.

3. Большая Медведица.

Учитель. Верно. А теперь нас ждет другой город – География.

Жители этого города зовут нас играть.

Игра проводится по карте полушарий в парах. Штурман выбирает начало маршрута, определяет маршрут по карте полушарий, прикладывая к ней линейку. Географ определяет, над какими частями света, материками и океанами они пролетают.

Учитель вызывает к доске по два ученика и проводит игру. Остальные учащиеся – пассажиры, проверяют маршрут.

Игра проводится 5–6 раз.

Учитель. Молодцы! Жители города География очень довольны вашими ответами. Они желают вам доброго пути. И мы отправляемся дальше…

А на улицах этого города мы встречаем старинные монеты, лапти, керосиновую лампу. Это город История. Нас ждет новое испытание.

Необходимо вместо точек вставить слово, чтобы высказывание было верным.

«Наука, изучающая прошлое, называется … (история). Хранилище документов – … (архив). Наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения, найденные при раскопках, – … (археология). Запись событий год за годом – … (летопись). Ученый, выкапывающий из земли удивительные находки, – … (археолог).

Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Затем учитель зачитывает по одному высказыванию, а учащиеся ищут ответы в филворде. Слова в филворде читаются вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не пересекаются.

Учитель открывает на доске филворд.



Ученики ищут слова-отгадки.



Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Течет река издалека…

Течет река… Течет река…

Как хорошо, когда река

И широка, и глубока!

Над ней – пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей!

III. Повторение пройденного материала.

Учитель. Вот мы и подошли к следующему городу – Экология. Здесь чистая река, пышные облака, свежий воздух и зеленый луг.

Так что же такое окружающий мир?

Ученики. Окружающий мир – это Вселенная, наша планета, прошлое, настоящее, небесные тела Солнечной системы, поверхность Земли, исторические источники, Всемирное наследие, растительный и животный мир.

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется:

а) экология; в) география;

б) астрономия; г) история.

2. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется:

3. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется:

4. Мы живем в тепловом поясе:

5. Ценные находки старины хранятся:

б) широколиственные леса;

в) тропические леса.

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

а) XIII век; в) XVIII век;

б) XIX век; г) ХХ век.

б) Всемирный фонд дикой природы.

9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это:

а) природное наследие России;

б) культурное наследие России.

10. Озеро Байкал – это:

а) природное наследие России;

б) культурное наследие России.

Учитель. Теперь вам необходимо подписать свои тесты по образцу:



Учащиеся сдают работы.

Учитель. Посмотри, как все красиво,

Посмотри, простор какой!

Точно мать склонилась ива,

И вернулись мы домой!

IV. Итоги урока. Выставление оценок.

Учитель. Что является для нас домом?

Ученики. Планета Земля.

Учитель. Как каждый человек должен относиться к своему дому, к природе?

Читайте также: