Стилевые особенности в творчестве русских композиторов конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Точилова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДМШ им. В.В.Андреева
Населённый пункт: г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Стиль в творчестве русских композиторов
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Методический доклад преподавателя Точиловой Т. В. на тему:

Слово СТИЛЬ заимствовано из древнегреческого языка. Диапазон его

интерпретаций в современном музыкознании чрезвычайно широк, то есть

данный термин имеет множество трактовок. Например, речь может идти о

стиле произведения, подразумевая систему художественных средств и

приемов, особенностей формы и содержания в творчестве того или иного

композитора. Иногда, имея ввиду индивидуальный стиль композитора,

относят этот термин к творчеству композитора в целом, иногда же к

Шостакович и т.п.) и даже к отдельным сторонам музыки – говорят,

например, об оркестровом стиле того или иного композитора, о его

гармоническом стиле и т.п.

В ряде работ под стилем имеется ввиду национальная или какая-нибудь

другая стилевая общность. Это прослеживается в работе фольклористов.

Уже из этого краткого перечисления видно многообразие сфер применения

Поскольку стиль является лишь одной из составляющих сложного мира

музыки, следовательно, уместен и важен вопрос о том, какие функции в ней

выполняет стиль. Остановимся на трех самых важных.

Первая функция – обеспечение историко-культурной ориентации

слушателя в мире музыки.

Действие этой функции является двухсторонним – в процессе восприятия

музыки слушатель не только учитывает эпоху и место данного произведения

в истории культуры, но и подсознательно или сознательно оценивает

музыкальным шлягером, любитель академической серьезной музыки не

только сразу улавливает в ней стиль легкой, эстрадной пьесы, но вместе с тем

и себя чувствует посторонним в этой культуре, находящимся выше ее

уровня. Стилевые признаки позволяют слушателю решать задачу отнесения

идеалам и мировоззрению.

определенного содержания. Содержание стиля не идентично содержанию

музыкальных произведений. Это видно уже из того, что единые по стилю

разные произведения одного композитора отличаются друг от друга по

своему художественному содержанию.

Третья функция стиля – это – функция объединения – разграничения.

Стиль объединяет вместе родственные музыкальные явления и

ограничивает их от творений чужеродных, неродственных. На этой основе

вся совокупность принадлежащих музыкальной культуре произведений

предстает как целая система стилей, определенным образом соотносящихся

друг с другом – сходных и контрастных, притягивающих и отталкивающих

композиторов. Русская фортепианная музыка начала формироваться в конце

ХVIII века, а с 60-х годов ХIХ века уже вступила в эпоху творческой

зрелости. Россия, в отличие от Западной Европы, долгое время не знала

клавирной культуры. Клавесин, правда, был известен в нашей стране еще в

XVI веке, но на протяжении XVII и значительной части XVIII века

клавишные инструменты не получили распространения. На них играли лишь

при царском дворе и в домах знати, инструментальная культура России

заметно отставала в своём развитии от вокальной. Русские слушатели

проявляли интерес почти исключительно к вокальной музыке. Особенно

любили народную песню. Интенсивное развитие вокального искусства и его

преобладание над инструментальным в течение длительного времени

оказывало большое влияние на отечественную музыкальную культуру. Это

влияние во многих отношениях было благотворным: оно способствовало

синтезу инструментальной музыки и народного творчества и утверждению

искусства пения на инструментах в качестве характерного творческого пр

инципа композиторской и исполнительской школ в дальнейшем. Наиболее

ранние образцы национально-характерных фортепианных пьес возникли в

на примере музыки Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова показать неразделимую связь музыки с жизнью: жизнь рождает музыку, и музыка воздействует на жизнь; показать, как великий русский композитор в своей музыке сумел воплотить свою любовь к Родине, свою неразрывную связь с темой России.

пробуждать эмоциональный интерес к музыке;

развивать умение анализировать произведение;

развивать вокально-хоровые навыки;

воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине;

воспитывать интерес к отечественной музыке.

Материальное обеспечение:

Запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова

I . Организационная часть

II . Основная часть

-Ребята, а теперь давайте мысленно перенесёмся с вами в прошлое, на 65 лет назад.

1943 год… Беверли-Хилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит умирающий человек.

Сегодня у него день рождения. Раньше в этот день его дом был наполнен друзьями, весельем, музыкой. А сегодня почти все о нём забыли. Только старый друг (директор фирмы по производству роялей) Ф.Стейнвей прислал ему в подарок роскошный белый рояль. Он сейчас на первом этаже дома, в гостиной, и старик понимает, что уже никогда не дотронется до его белоснежных клавиш.

(звучит запись Концерта №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова)

По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят.

Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, ему пришлось покинуть свою страну, но он ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.

-Ребята, о каком композиторе идёт речь?

Конечно, это С.В.Рахманинов (портрет композитора)

-С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки?

-Сегодня мы поговорим о Втором Концерте для фортепиано с оркестром, ставшим музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине!

Это произведение было написано в 1901 году и посвящено врачу Н.В.Далю. В период тяжёлого душевного кризиса, связанного с провалом Первой Симфонии, Даль вернул молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за помощь, доброе слово в критический момент жизни.

-Ребята, что такое концерт, как жанр музыки?

Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром.

Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано – голос человека, голос самого композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине. Партия оркестра – окружающий мир, общество.

Откройте тетради. Запишите тему урока.

Разделите страничку на две части:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, ОБЩЕСТВО

-Слушая фрагмент 1 части Второго Концерта дайте эмоциональную характеристику Человека и Мира.

Запись концерта, которую вы услышите, уникальна! Она сделана самим Рахманиновым, в котором талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя – пианиста.

(слушание фрагмента 1 части)

-Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями.

(ответы учащихся записываю на доске)

Теперь давайте, сравним наши характеристики. Они похожи? Они близки по значению?

Да, они почти одинаковы.

-Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано

-Конечно, есть. Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость, торжественная величавость.

-Есть ли в музыке противоречие, борьба между образами?

-Какие у них взаимоотношения?

( Человек и окружающий мир тесно связаны между собой)

Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события.

Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России.

Современник Рахманинова, Александр Блок (1880-1921), сказал об этом так:

-Ребята, как можно охарактеризовать главную тему 1 части?

(звучит главная тема)

-К какой сфере музыки она относится – она танцевальная, маршевая или песенная?

-Какой характер этой темы?

-Ребята, каким картинам русских художников-пейзажистов будет созвучна интонация вступления? Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным?

(показываю ряд репродукций)

-Посмотрите на мелодический рисунок главной темы.

(на доске мелодический рисунок главной темы)

Есть ли в нём скачки? Как располагаются звуки – далеко друг от друга или рядом?

-Какие длительности преобладают?

-О чём всё это говорит?

(о плавности, певучести, песенности голосоведения)

-Попробуем спеть мелодию главной темы.

(напоминаю о певческой посадке)

Показываю по фразам. Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом.

-Ребята, а кто обратил внимание на вступление?

( вступление)

-Эта интонация изобразительная или выразительная?

-Что она выражает? Какое состояние?

(напряжение, момент разрастания, приближения, накопление внутренней энергии, силы)

-Ребята, а что изображает интонация вступления?

-Правильно, колокольный звон. Колокола всегда были символом России. Колокольный звон – это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол – весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании.

-Какое здесь состояние передает интонация вступления?

Удары набатного колокола во вступлении – ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности…

- Откуда такое состояние напряженности?

Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые царили в ту пору в российском обществе. В музыке концерта люди услышали биение беспокойного сердца своего современника, живущего заботами и помыслами о судьбе России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения страны, того, что услышали в строках Блока:

Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны.

Повторное слушание 1 части (запись)

В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет!

Под окном своего дома в Беверли-Хилз, в Америке, он посадил берёзку – частичку своей земли.

Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.

Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка 8 класс Тема. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. Духовная музыка русских композиторов. Цель: сформировать у учащихся эмоционального отношения к миру духовности. учить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека, развивать чувство прекрасного, воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях. Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение и закрепление нового материала.

1. Беседа

Во 2-7 классах на уроках музыки мы очень много говорили о творчестве великих русских композиторов. Назовите некоторых из них и какие музыкальные произведения они написали.

б) Вера людей

- Церковь играла и продолжает играть важную роль в государственных делах и в жизни народа. Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями).

- Перед вами иллюстрации некоторых храмов, которые находятся на территории ЛНР.

Храм Умиление в Луганске Храм всех святых в Луганске



Храм в с. Голубовка Свято-Николаевский храм в Кировске



г) Обращение деятелей искусства к Божественному слову

б)прекрасные места (в природе, в произведениях искусства); в) удовлетворение). Духовная музыка – ( вокальная или вокально-инструментальная музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения или просто в быту). V. Домашнее задание. В тетради выполнить тестовое задание «Найди соответствие

Музыка 8 класс
Тема. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов. Духовная музыка русских композиторов.
Цель: сформировать у учащихся эмоционального отношения к миру духовности. учить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека, развивать чувство прекрасного, воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение и закрепление нового материала.

1. Беседа

Во 2-7 классах на уроках музыки мы очень много говорили о творчестве великих русских композиторов. Назовите некоторых из них и какие музыкальные произведения они написали.

б)прекрасные места (в природе, в произведениях искусства); в) удовлетворение).
Духовная музыка – ( вокальная или вокально-инструментальная музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения или просто в быту).
V. Домашнее задание. В тетради выполнить тестовое задание «Найди соответствие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:,,Работа над стилистическими особенностями композиторов различных жанров и эпох в классе фортепиано.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством композиторов 17, 20 веков,выявить характерные стилистические особенности музыкального языка композиторов.

Задачи:

Образовательная: становление стилистически верного и содержательного исполнения музыкальных произведений.

Воспитательная: воспитание чувства меры и стиля.

Развивающая: развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, творческой инициативы учащихся.

Форма урока: практическое занятие.

План урока:

1. Вступительное слово: Что такое музыкальная стилистика? Этапы развития музыкального искусства на протяжении его существования.

2. Работа над стилистическими особенностями в произведениях композиторов:

И. С. Бах,,Шутка,, из оркестровой сюиты си минор

В. А. Моцарт,,Легкая соната,,

П. И. Чайковский,,Танец маленьких лебедей,,

Д. Б. Кабалевский,,Токкатина,,

ДОМАШНЕЕЕ ЗАДАНИЕ: проверка тестов по одному заданию. Решение ребусов.

Итог урока: Сегодня мы постарались рассмотреть линию развития музыкального стиля на протяжении всей истории музыкального искусства. Понятие и понимание стиля композитора и есть основа моих уроков. Помимо звучания текста, Я уделяю внимание раскрытию композиторского замысла. Перед своими пианистами я ставлю задачу : добиваться в своей игре интонационной яркости, оттачивать технику. Эти знания и умения помогут ученикам стать настоящими профессиональными музыкантами.

ДОМАШНЕЕЕ ЗАДАНИЕ: проверка тестов по одному заданию. Решение ребусов.

Итог урока: Сегодня мы постарались рассмотреть линию развития музыкального стиля на протяжении всей истории музыкального искусства. Понятие и понимание стиля композитора и есть основа моих уроков. Помимо звучания текста, Я уделяю внимание раскрытию композиторского замысла. Перед своими пианистами я ставлю задачу : добиваться в своей игре интонационной яркости, оттачивать технику. Эти знания и умения помогут ученикам стать настоящими профессиональными музыкантами.

Разработка открытого урока Тема: ,,Работа над стилистическими особенностями композиторов различных жанров,,

Подготовила: преподаватель Герасимова Надежда

Тема урока: ,,Работа над стилистическими особенностями композиторов различных жанров и эпох в классе фортепиано.

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством композиторов 17, 20 веков, выявить характерные стилистические особенности музыкального языка композиторов .

Образовательная: становление стилистически верного и содержательного исполнения музыкальных произведений.

Воспитательная: воспитание чувства меры и стиля.

Развивающая: развитие гармонического слуха, музыкальной памяти, творческой инициативы учащихся.

Форма урока: практическое занятие.

1. Вступительное слово: Что такое музыкальная стилистика? Этапы развития музыкального искусства на протяжении его существования.

2. Работа над стилистическими особенностями в произведениях композиторов:

И. С. Бах ,,Шутка,, из оркестровой сюиты си минор

В. А. Моцарт ,,Легкая соната,,

П. И. Чайковский ,,Танец маленьких лебедей,,

Д. Б. Кабалевский ,,Токкатина,,

Д. Мацуцин ,,Балхадиша,,

Вступительное слово: что такое стиль? О музыкальном стиле рассуждали многие философы: Платон, Аристотель, Гете, Ломоносов и другие, которые изучали стиль как явление. Из всех рассуждений верно одно: музыкальный стиль это индивидуальность композитора,особенность его музыкального языка. Это веяние эпохи, и история того времени. Ведь каждый человек рождается, растет, воспитывается в определенной среде. И в этой среде, в той эпохе свои законы, правила, жизненные устои. У человека который живет по этим правилам, формируется соответствующее его эпохе отношение к жизни. А если этот человек композитор, то он самовыражается в своей музыке так, как диктует ему эпоха. Так, одноголосие сменилось многоголосным пением, (полифонией), а примитивный клавесин усовершенствовали до фортепиано, сейчас уже синтезаторы и цифровые пианино стали необходимостью в каждой музыкальной школе. Итак, мы сегодня попробуем разобрать стилевые особенности композиторов.

К нам пришел путешественник, Давайте узнаем, что его интересует?

Путешественник: В начале 18 века я побывал в церкви Святого Фомы и услышал игру самого Баха ! Продолжая путешествия я увидел, что люди, не смотря на перемены , продолжают слушать его музыку, учатся у него.

Мне бы хотелось понять : как вы, дети 21 века, помните , цените его искусство, несмотря на то, что он создана более 250 лет тому назад:

Учитель: Давайте посмотрим на портрет композитора и ответим на вопрос: в каком стиле преимущественно работал Иоганн Себастьян Бах ? Что такое ,,полифония.

Предлагаю вашему вниманию произведение И. С. Баха ,,Шутка,, а капелла , в исполнении хора Турецкого Что такое : ,,а капелла.

Учитель: А сейчас послушаем интерпретацию этого же произведения : фортепианный ансамбль ,,Шутка,, И. С. Баха. Слушайте и смотрите слайды с изображением страны, подарившей миру Великого композитора.(Исполнение ансамбля).Дайте характеристику по произведения по интонации и темпу.

Учитель: в чем отличие предложенных исполнений?

Ученики делают анализ.

Учитель: как вы думаете, что повлияло на такое преобразование ,,Шутки.

Учитель: Тема Иоганн Себастьян Бах это огромный труд и невозможно объять необъятное. Но мы постарались выделить то, что важно и что должны знать как учителя, так и ученики музыкальных школ.

Ученик: В конце 18 века , в Австрии , неподалеку от Германии один маленький вундеркинд покорил местную публику своей виртуозной игрой, прожил он очень мало, а написал так много и в основном произведения крупной формы. Кто это ?

Учитель: как же нашим ученика не знать Великого Моцарта !Классика, автора множества сонатин, опер, сонат. На смену полифоническому произведению пришел сольный, концертный жанр. Плавность ритмики, прозрачность звучания, мелодичность основной стиль венских музыкантов той эпохи Гайдна, Бетховена, Моцарта.

Расскажите, что такое соната, сколько в ней частей, какая часть самая медленная, в какой форме пишется 1 часть, основные разделы сонатного аллегро?

Учитель: итог по теме 18 века: Эпоха венских классиков, их плоды творчества: концерты, симфонии, сонаты, являются фундаментом концертной программы не только у знаменитых пианистов, но и у учеников ДМШ.

Учитель: мы подошли к 19 веку. Смотрим слайд с изображением Москвы,. В центре Москвы, коммерсант Юргенсон открыл первую в Росси нотопечатную фабрику. В театрах Москвы в это время ставят знаменитые оперы и балеты Чайковского. Это ,,Лебединое озеро,, ,, Сказка о царе Салтане,, опера ,, Евгений Онегин,, и множество других произведений Петра Ильича Чайковского.

Учитель: Да, это великий Русский композитор Петр Ильич Чайковский. Автор более 80 различных произведений, значительная часть которых написана именно для учащихся Детских музыкальных школ.

В его музыке явные черты русской музыкальной культуры: Распевная мелодичность, тонкая лирика, широта души, интеллигентность. Музыка к балету ,,Лебединое озеро,, ярко отображает стиль автора.

На уроке прозвучит ансамблевое исполнение популярного фрагмента из балета ,,Лебединое озеро,, ,,танец маленьких лебедей,, в исполнении учениц

Ученики делают исполнительский анализ произведения.

Учитель(итоги по ансамблевой игре): В ансамбле два ученика самостоятельно ведут мелодию, одновременно слушая гармонию , в целом получают возможность производить многоголосие. Ансамбль дисциплинирует ритмику, развивает технику, приносит радость от совместного творчества.

Ученик: Яркий представитель 20 века музыкант, педагог, просветитель Дмитрий Борисович Кабалевский. В советское время он внес свой вклад в развитие композиторского искусства. Кабалевский разработал и внедрил свою программу по изучению предмета ,3Пение,, в общеобразовательных школах. Написал несколько сборников песен для детей и юношества. Кабалевским написаны пьесы для учащихся музыкальных школ.

Учитель: В исполнении учеика класса фортепиано прозвучит ,,Токкатина,, Д.Б.Кабалевского.

Учитель: Краткий исполнительский анализ данного произведения: определить жанр, Дать характеристику, разбор произведения, изучение нотного текста.

Мы познакомились с композитором 19 века и определили стиль его музыки.

Ученик: Наш урок по разнообразию стилей и жанров хочется завершить произведением казахской народной музыки.

Исполняет пьесу Мацуцина ,,Балхадиша,, Исполнительский анализ.

ДОМАШНЕЕЕ ЗАДАНИЕ: проверка тестов по одному заданию. Решение ребусов.

Итог урока: Сегодня мы постарались рассмотреть линию развития музыкального стиля на протяжении всей истории музыкального искусства. Понятие и понимание стиля композитора и есть основа моих уроков. Помимо звучания текста, Я уделяю внимание раскрытию композиторского замысла. Перед своими пианистами я ставлю задачу : добиваться в своей игре интонационной яркости, оттачивать технику. Эти знания и умения помогут ученикам стать настоящими профессиональными музыкантами.

Читайте также: