Конспект занятия звуковая культура речи ч щ

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Конспект занятия

по развитию речи

Воспитатель:

Паршина И.Ю. 1КК

ВОРОНЕЖ 2017г

Программное содержание:

-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;

- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшительного суффиксов –ЧК и –ИЩ;

- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.

Демонстрационный и раздаточный материал:

Конверты с разрезными картинками, картинка гнома и великана, картинки со звуками щ - ч, цветные карандаши (синего и красного цвета), раздаточный материал.

1. Вводная часть.

Сюрпризный момент. ( Работа группами у столов)

Ребята, я сегодня получила два письма. Там должны быть подсказки, о ччем мы будем сегодня разговаривать? Но вот беда, их кто то порезал. Нам нужно их собрать. Давайте соберем эти картинки? Но для этого мы разделимся на две команды и соберем изображения.

Что у нас получилось? (ответы). Правильно, щетка и чашка.

На какие звуки начинаются слова? (ответы).

Правильно! Мы сегодня с вами будем играть со звуками Щ-Ч.

2.Основная часть (работа за столами).

Ребята, мне кажется, я слышу звуки паровоза! Давайте представим, что мы на паровозе и отправимся на свои места(словесное объяснение сопровождает показом соответствующих движений). - Сели на свои места.

Давайте еще раз произнесем эти звуки! (произношение все вместе, а затем мальчики, девочки, Кацуба, Даша).

На прошлом занятии мы с вами учили чистоговорку. Давайте ее повторим:

«Звук щ похож на знакомый нам звук ч . Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:

Чи – щи –чи ащ – ущ - ча

Ач – ач – щу чу – ча – щи.

Молодцы справились с заданием!

2.Найди звук в слове.

Ребята, звуки наши опять хитрят, все запутать нас хотят. Взяли и перепутали все свои вещи. Теперь не могут понять, что к кому относиться. Давайте ум поможем! Мы назовем сначала слова со звуком Ч, а затем со звуком Щ.

Предлагаемые слова: щенок, щука, чайник, бочка, ящик, ключ, щётка, часы.

3.Физминутка

Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.

Молодцы, ребята. Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

Теперь очень трудное задание. - Представьте, что эти звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а у великана – ручища, нога - ножища, кулачок- кулачище (дети образуют слова с суффиксом – ИК - ИЩ).

Предлагаемые слова: рука, нога, пятка, палец, язык.

5. Закрепление.

Давайте разомнем наши пальчики и поработаем на листочках.

Мальчик- пальчик, где ты был?

(большой пальчик поворачивается)

-С этим братцем в лес ходил, (большим пальцем пригибаем к ладони указательной)

- С эти пальцем щи варил, (средний пригибаем к ладони)

- С этим братцем кашу ел, (безымянный пригибаем к ладони)

-С этим братцем песни пел (мизинец пригибаем к ладони)

Песни пел, да плясал,

Родных братьев потешал! (поворачиваем кулачки «фонариками)

Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.

Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. - синим

Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.

Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. - синим

-С какими звуками и с какими буквами мы работали на занятии? (со звуками [ч], [Ш.,], с буквами Ч, Щ)

3. Упражнять в произношении :ча, ща, чу, щу.

4. Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.

4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята посмотрите сколько к нам гостей пришли. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте. Гости пришли к нам посмотреть как мы умеем играть и мы чему научились.

Ребята, сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.

Жил -да был в своём домике язычок (в каком домике).

Покажите свои язычки! А у ваших язычков домик есть? (есть)

И У моего язычка домик есть (показываю).

Язычок умел песенки петь.

И даже специальную зарядку для язычка делал (для чего языку зарядка)

Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем. (ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ЗУБЫ СЖАТЫ И ВИДНЫ)

Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (РОТ ОТКРЫТ, ЯЗЫК ЛЕЖИТ НА НИЖНЕЙ ГУБЕ)

Подражаю я слону губы хоботом тяну. (ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ)

Ох и вкусное варенье жаль осталось на губе, язычком я подниму и остатки оближу. (ГУБЫ ОБЛИЗАТЬ) Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.

Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять

–гулял ЯЗЫЧОК и вдруг очутился в чаще лесаи понял, что он заблудился. Чаща –это густой, труднопроходимый лес.

В таком густом лесу даже солнышка не видно.

Ребята, а давайте поможем язычку найти дорогу в свой домик.

Ребята скажите а какое сейчас время года (весна).

Но снег ещё весь не растаял в городе, и в лесу снег лежит долго и тает очень долго.

Воспитатель:- Не забудьте, вдох через нос, выдох через рот.

: Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Раз, два, три покружитесь

И в снежинки превратитесь!

Подул ветерок, и снежинки прилетели на лесную полянку (звучит фонограмма пение птиц).

Воспитатель:- Вот мы с вами и оказались в лесу.

- Посмотрите, как здесь тихо и спокойно. В лесу свежий воздух и только слышно пение птиц.

1. Ой, ребята, смотрите чьи-то следы. (видим следы зайца).

Давайте мы по ним пойдём и посмотрим, куда они нас приведут. Вставайте друг за другом и шагайте, колени выше поднимайте.

Координация речи с движением (ходьба с высоким подниманием коленей)

По заснеженной дорожке

Зашагали наши ножки.

Раз шажок, два шажок

Веселей иди, дружок

Ты в сугроб не упади

Ждёт нас что-то впереди!

Кто нас ждёт?Как вы думаете, кто их оставил (Зайчик) (игрушка зайца).

Послушайте внимательно и повторите :

(Все вместе повторяют). Молодцы. Зайчику понравилось, что вы были внимательные.

Воспитатель: Ребята, а что зайка любит кушать? (ответы детей)

Воспитатель:- Правильно. У меня для зайки припасена морковка. А я знаю стихотворение про морковь и поиграем с ней и угостим зайчика

Дети берут в руки морковь, проговаривают слова и выполняют движения руками.

Я – полезный, вкусный овощ (перекладывают из руки в руку)

Сочная и гладкая (перекатывают между ладонями)

Любят зайчики меня (гладят сверху вниз ладонями)

Я морковка сладкая! (протягивают ладони вперёд)

Кладём морковь в корзинку и угощаем зайчика.

Прощаемся с зайчиком.

2. - Давайте отправимся дальше, может быть, ещё кого – нибудь встретим.

Идут дальше. (на дорожке скорлупа от орехов)

Воспитатель: - Дети, посмотрите, что это такое?

Дети: - Скорлупа от орехов

Воспитатель:- Как вы думаете, кто это всё оставил?

Уточнить у детей кто какую картинку взял с каким звуком и в какую корзинку положил – по одному кладём в корзинку.

Воспитатель: - Молодцы! Ой, ребята, что – то я замёрзла (изображаю дрожь). Давайте с вами поиграем, чтобы согреться.

Воспитатель говорит слова, выкладывая грибы и шишки из корзинок.

Зверька узнаём мы с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

Белка сушит сыроежки,

Лапкой с ветки рвёт орешки,

Все припасы в кладовой

Пригодятся ей зимой.

По окончанию стихотворения дети разбегаются и собирают грибы и шишки в разные корзинки.

Воспитатель: - Давайте эти грибы и шишки мы оставим белочке, и отправимся дальше.

4. Пальчиковая гимнастика.

На полянке дом стоит,

На дверях замок висит.

За дверями стоит стол-

Возле дома частокол.

Тук- тук-тук-дверь открой:

На полянке появляется волшебный домик.

-: Ребята, посмотрите -домик. Как вы думаете -это домик, в котором живёт язычок?

-Это домик одной доброй козочки.

Козочка: здравствуй козочка.

- Здравствуйте ребята проходите в гости. Я очень люблю когда ко мне приходят гости. И очень люблю играть. Поиграете со мной?

Дети, проговаривая потешку, на слух хлопают в ладоши.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Какой звук встречается в этой потешке? (щ). спрашиваю и уточняю у 4 – 5 детей.

На полянке где живет козочка стоит еще домик. Давайте зайдем и проверим, не в этом ли домике живет наш язычок?

5. Работа за столами.

- Ребята посмотрите, перед вами карточки, в них нарисованы разные домики- обведите домик язычка карандашом.

Какой домик вы выбрали? (ответы детей).

Для чего нам нужен язык? (чтобы разговаривать, петь песни, стихи рассказывать).

Какие ещё помощники языка живут в этом домике? (зубы, губы, щеки).

Язычок вам говорит спасибо, что - вы помогли язычку найти свой домик.

Сегодня наше путешествие в лес закончилось. Сейчас я превращу вас в снежинки, и мы полетим в детский сад.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Раз, два, три покружитесь

И в снежинки превратитесь!

Подул ветерок и снежинки прилетели в детский сад (звучит волшебная музыка)

Воспитатель:- Вот мы с вами вернулись в детский сад.

Вам понравилось наше путешествие в лес? (ответы детей)

Итог: Ребята давайте вспомним, как мы искали домик язычка?

Кого мы с вами встретили в лесу? (ответы детей)

Что вам больше всего понравилось?

В будущем мы будем встречаться и узнаем о новых приключениях язычка и познакомимся с другим звуком.

- Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!

- А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебурашка и Щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звука начинается слово Щенок? Правильно, со звука Щ! И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учиться различать их. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать!

Нужно закончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, чтобы получились слова

Закончи слово слогом ЧУ или ЩУ

- Молодцы, ребята. А сейчас садитесь на свои места.

- Внимание на экран. Ребята, нужно отгадать какие слова здесь зашифрованы. Для этого выделяем первый звук в названии каждой картинке и соединяем в одно слово.

Щука, Роща, Почки, Грач.

Зашифрованные слова

- Послушайте новую скороговорку:

Щеткой чищу я щенка

Щекочу ему бока.

- Ребята, в каких словах встречался звук Ч?

- В каких словах вы услышали звук Щ?

- А в каком слове встретились оба звука?

- Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?

- А теперь эту скороговорку повторят только девочки.

- Сейчас м ы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.

- А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.

- Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.

- Теперь громким голосом, (и шепотом).

4-е задание. Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное место на ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова, в середине или в конце.

- Если вы услышите звук ч или щ в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться на носочках.

- Если эти звуки будут звучать в середине слова, то нужно поставить ноги вместе, а руки развести в стороны.

- Если вы услышите эти звуки в конце слова, то нужно присесть и положить руки на коленки.

Итак, слушаем слова: щетка, бабочка, бочка, щит, чайник, овощи, лещ, ящик, удочка, плащ.

Возвращаемся на свои места.

И сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.

Внимание на экран.

(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, каменщик, экскаваторщик, крановщик, дрессировщик.)

2

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире,

Шесть- на место сесть опять.

- Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки Ч и Щ, и рядом лежит большой лист, на котором мы видим портреты Чебурашки и Щенка. Сейчас вы будете дарить эти картинки зверятам. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?

картинки

- Ребята, Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!

- Дети, какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?

Комментарии

Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический материал, ТСО, наглядные пособия. Все этапы занятия чётко распределены по времени и дозированы не только посильным возрастным речевым материалом, но и богатым по содержанию. Чувствуется работа профессионально грамотного специалиста!Так держать.

Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие. Как я понимаю, Вы используете в своей работе интерактивную доску?! Молодец! Вы -- современный педагог и можете так увлечь детей. Вы грамотно дозируете по времени речевую и зрительную нагрузку! Обязательно возьму Ваш опыт на вооружение. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! С уважением воспитатель Анна.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ - ч; развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.

Тема: Звуковая культура речи: звуки щ – ч

Образовательные задачи:

Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.

Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.

Закрепить знания детей о профессиях.

Предпосылки УД:

коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда темы ОД: картинки: солнышко, птицы.

Виды деятельности: игровая, двигательная

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ОД

Условия и средства реализации

Включается музыка песенка Чебурашки.

Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости! (Чебурашка)

Воспитатель: - Посмотрите ребята, а Чебурашка - то пришел не один! Кто это? (Щенок)

Ребята, эти игрушки пришли к нам в гости, а живут они в младшей группе и совсем не умеют различать звуки, и поэтому я пригласила их на наше занятие. Они даже не знают, с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята, с какого звука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звука, начинается слово Щенок мы с вами сегодня на занятии узнаем, и поупражняемся в правильном произношении звука щ, чередовании звуков щ – ч. и поиграем с этими звуками. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать!

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

-Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:

Водички: с-с-с-с… Спросить индивидуально

Комарика: з-з-з-з… Послушайте, как поёт песенку Дашин язычок!

Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…

Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…

Паровозика: ч-ч-ч-ч- Послушайте, как поёт песенку Тимошин язычок!

Ребята, а сегодня я расскажу вам еще одну историю о непослушном язычке.

Присаживайтесь на стульчики.

Жил - да был в своём домике язычок.
Язычок умел песенки петь, стихи и сказки рассказывать и даже специальную зарядку для язычка делал.
Давайте и мы потренируем свои язычки:

Приглашаю покривляться, с язычком поупражняться
Артикуляционные упражнения на подвижность языка.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.
Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять – гулял он, гулял и вдруг очутился в чаще леса и понял, что он заблудился. Сел на пенёк и заплакал.

Физкультминутка

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире,

Шесть - на место встать опять.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Кто сможет повторить (Спрашиваю 2-х детей)

Ребята, а Щенок и Чебурашка хотят с вами поиграть!

Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (щ) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук щ в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: Щука, щетка, лещ, щенок, плащ.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

И так, ребята скажите, с какого звука начинается слово Щенок?

Какую песенку сегодня научился петь язычок? Пропойте ( щ –щ-щ)

Ребята, вам понравилось играть с Чебурашкой и Щенком? (ответы детей)

И им тоже очень понравилось! Но, к сожалению, им уж пора уходить! До новых встреч!

Читайте также: