Конспект занятия звуковая культура речи ч щ
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Конспект занятия
по развитию речи
Воспитатель:
Паршина И.Ю. 1КК
ВОРОНЕЖ 2017г
Программное содержание:
-закрепить правильное произнесение звуков щ-ч;
- упражнять в употреблении увеличительного и уменьшительного суффиксов –ЧК и –ИЩ;
- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове.
Демонстрационный и раздаточный материал:
Конверты с разрезными картинками, картинка гнома и великана, картинки со звуками щ - ч, цветные карандаши (синего и красного цвета), раздаточный материал.
1. Вводная часть.
Сюрпризный момент. ( Работа группами у столов)
Ребята, я сегодня получила два письма. Там должны быть подсказки, о ччем мы будем сегодня разговаривать? Но вот беда, их кто то порезал. Нам нужно их собрать. Давайте соберем эти картинки? Но для этого мы разделимся на две команды и соберем изображения.
Что у нас получилось? (ответы). Правильно, щетка и чашка.
На какие звуки начинаются слова? (ответы).
Правильно! Мы сегодня с вами будем играть со звуками Щ-Ч.
2.Основная часть (работа за столами).
Ребята, мне кажется, я слышу звуки паровоза! Давайте представим, что мы на паровозе и отправимся на свои места(словесное объяснение сопровождает показом соответствующих движений). - Сели на свои места.
Давайте еще раз произнесем эти звуки! (произношение все вместе, а затем мальчики, девочки, Кацуба, Даша).
На прошлом занятии мы с вами учили чистоговорку. Давайте ее повторим:
«Звук щ похож на знакомый нам звук ч . Эти звуки любят, когда дети их путают. Но нас не проведешь, не так ли? Проверим? Тогда негромко, но четко повторяйте за мной:
Чи – щи –чи ащ – ущ - ча
Ач – ач – щу чу – ча – щи.
Молодцы справились с заданием!
2.Найди звук в слове.
Ребята, звуки наши опять хитрят, все запутать нас хотят. Взяли и перепутали все свои вещи. Теперь не могут понять, что к кому относиться. Давайте ум поможем! Мы назовем сначала слова со звуком Ч, а затем со звуком Щ.
Предлагаемые слова: щенок, щука, чайник, бочка, ящик, ключ, щётка, часы.
3.Физминутка
Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.
Молодцы, ребята. Отдохнули. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.
Теперь очень трудное задание. - Представьте, что эти звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, а у великана – ручища, нога - ножища, кулачок- кулачище (дети образуют слова с суффиксом – ИК - ИЩ).
Предлагаемые слова: рука, нога, пятка, палец, язык.
5. Закрепление.
Давайте разомнем наши пальчики и поработаем на листочках.
Мальчик- пальчик, где ты был?
(большой пальчик поворачивается)
-С этим братцем в лес ходил, (большим пальцем пригибаем к ладони указательной)
- С эти пальцем щи варил, (средний пригибаем к ладони)
- С этим братцем кашу ел, (безымянный пригибаем к ладони)
-С этим братцем песни пел (мизинец пригибаем к ладони)
Песни пел, да плясал,
Родных братьев потешал! (поворачиваем кулачки «фонариками)
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. - синим
Разукрась каждую картинку соответствующим цветом.
Со звуком Ч-красным, со звуком Щ. - синим
-С какими звуками и с какими буквами мы работали на занятии? (со звуками [ч], [Ш.,], с буквами Ч, Щ)
3. Упражнять в произношении :ча, ща, чу, щу.
4. Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.
4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.
Ход занятия
1. Организационный момент
Ребята посмотрите сколько к нам гостей пришли. Давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте. Гости пришли к нам посмотреть как мы умеем играть и мы чему научились.
Ребята, сегодня я расскажу вам историю о непослушном язычке.
Жил -да был в своём домике язычок (в каком домике).
Покажите свои язычки! А у ваших язычков домик есть? (есть)
И У моего язычка домик есть (показываю).
Язычок умел песенки петь.
И даже специальную зарядку для язычка делал (для чего языку зарядка)
Зубки ровно мы смыкаем и заборчик получаем. (ГУБЫ В УЛЫБКЕ, ЗУБЫ СЖАТЫ И ВИДНЫ)
Язык лопаткой положи и спокойно подержи. (РОТ ОТКРЫТ, ЯЗЫК ЛЕЖИТ НА НИЖНЕЙ ГУБЕ)
Подражаю я слону губы хоботом тяну. (ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ)
Ох и вкусное варенье жаль осталось на губе, язычком я подниму и остатки оближу. (ГУБЫ ОБЛИЗАТЬ) Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.
Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять
–гулял ЯЗЫЧОК и вдруг очутился в чаще лесаи понял, что он заблудился. Чаща –это густой, труднопроходимый лес.
В таком густом лесу даже солнышка не видно.
Ребята, а давайте поможем язычку найти дорогу в свой домик.
Ребята скажите а какое сейчас время года (весна).
Но снег ещё весь не растаял в городе, и в лесу снег лежит долго и тает очень долго.
Воспитатель:- Не забудьте, вдох через нос, выдох через рот.
: Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Раз, два, три покружитесь
И в снежинки превратитесь!
Подул ветерок, и снежинки прилетели на лесную полянку (звучит фонограмма пение птиц).
Воспитатель:- Вот мы с вами и оказались в лесу.
- Посмотрите, как здесь тихо и спокойно. В лесу свежий воздух и только слышно пение птиц.
1. Ой, ребята, смотрите чьи-то следы. (видим следы зайца).
Давайте мы по ним пойдём и посмотрим, куда они нас приведут. Вставайте друг за другом и шагайте, колени выше поднимайте.
Координация речи с движением (ходьба с высоким подниманием коленей)
По заснеженной дорожке
Зашагали наши ножки.
Раз шажок, два шажок
Веселей иди, дружок
Ты в сугроб не упади
Ждёт нас что-то впереди!
Кто нас ждёт?Как вы думаете, кто их оставил (Зайчик) (игрушка зайца).
Послушайте внимательно и повторите :
(Все вместе повторяют). Молодцы. Зайчику понравилось, что вы были внимательные.
Воспитатель: Ребята, а что зайка любит кушать? (ответы детей)
Воспитатель:- Правильно. У меня для зайки припасена морковка. А я знаю стихотворение про морковь и поиграем с ней и угостим зайчика
Дети берут в руки морковь, проговаривают слова и выполняют движения руками.
Я – полезный, вкусный овощ (перекладывают из руки в руку)
Сочная и гладкая (перекатывают между ладонями)
Любят зайчики меня (гладят сверху вниз ладонями)
Я морковка сладкая! (протягивают ладони вперёд)
Кладём морковь в корзинку и угощаем зайчика.
Прощаемся с зайчиком.
2. - Давайте отправимся дальше, может быть, ещё кого – нибудь встретим.
Идут дальше. (на дорожке скорлупа от орехов)
Воспитатель: - Дети, посмотрите, что это такое?
Дети: - Скорлупа от орехов
Воспитатель:- Как вы думаете, кто это всё оставил?
Уточнить у детей кто какую картинку взял с каким звуком и в какую корзинку положил – по одному кладём в корзинку.
Воспитатель: - Молодцы! Ой, ребята, что – то я замёрзла (изображаю дрожь). Давайте с вами поиграем, чтобы согреться.
Воспитатель говорит слова, выкладывая грибы и шишки из корзинок.
Зверька узнаём мы с тобой,
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
Белка сушит сыроежки,
Лапкой с ветки рвёт орешки,
Все припасы в кладовой
Пригодятся ей зимой.
По окончанию стихотворения дети разбегаются и собирают грибы и шишки в разные корзинки.
Воспитатель: - Давайте эти грибы и шишки мы оставим белочке, и отправимся дальше.
4. Пальчиковая гимнастика.
На полянке дом стоит,
На дверях замок висит.
За дверями стоит стол-
Возле дома частокол.
Тук- тук-тук-дверь открой:
На полянке появляется волшебный домик.
-: Ребята, посмотрите -домик. Как вы думаете -это домик, в котором живёт язычок?
-Это домик одной доброй козочки.
Козочка: здравствуй козочка.
- Здравствуйте ребята проходите в гости. Я очень люблю когда ко мне приходят гости. И очень люблю играть. Поиграете со мной?
Дети, проговаривая потешку, на слух хлопают в ладоши.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Какой звук встречается в этой потешке? (щ). спрашиваю и уточняю у 4 – 5 детей.
На полянке где живет козочка стоит еще домик. Давайте зайдем и проверим, не в этом ли домике живет наш язычок?
5. Работа за столами.
- Ребята посмотрите, перед вами карточки, в них нарисованы разные домики- обведите домик язычка карандашом.
Какой домик вы выбрали? (ответы детей).
Для чего нам нужен язык? (чтобы разговаривать, петь песни, стихи рассказывать).
Какие ещё помощники языка живут в этом домике? (зубы, губы, щеки).
Язычок вам говорит спасибо, что - вы помогли язычку найти свой домик.
Сегодня наше путешествие в лес закончилось. Сейчас я превращу вас в снежинки, и мы полетим в детский сад.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Раз, два, три покружитесь
И в снежинки превратитесь!
Подул ветерок и снежинки прилетели в детский сад (звучит волшебная музыка)
Воспитатель:- Вот мы с вами вернулись в детский сад.
Вам понравилось наше путешествие в лес? (ответы детей)
Итог: Ребята давайте вспомним, как мы искали домик язычка?
Кого мы с вами встретили в лесу? (ответы детей)
Что вам больше всего понравилось?
В будущем мы будем встречаться и узнаем о новых приключениях язычка и познакомимся с другим звуком.
- Ребята, сегодня у нас необычный день, потому что к нам пришли гости! Посмотрите на них и поздоровайтесь!
- А теперь подойдите ко мне и посмотрите, кого я вам принесла. Это игрушки Чебурашка и Щенок. Они живут в младшей группе и совсем не умеют различать звуки! Они даже не знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята с какого звука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звука начинается слово Щенок? Правильно, со звука Щ! И сегодня мы с вами будем играть с этими звуками и учиться различать их. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать!
Нужно закончить слово, подходящим слогом ЧА или ЩА, чтобы получились слова
Закончи слово слогом ЧУ или ЩУ
- Молодцы, ребята. А сейчас садитесь на свои места.
- Внимание на экран. Ребята, нужно отгадать какие слова здесь зашифрованы. Для этого выделяем первый звук в названии каждой картинке и соединяем в одно слово.
Щука, Роща, Почки, Грач.
- Послушайте новую скороговорку:
Щеткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
- Ребята, в каких словах встречался звук Ч?
- В каких словах вы услышали звук Щ?
- А в каком слове встретились оба звука?
- Кто запомнил скороговорку и сможет ее повторить?
- А теперь эту скороговорку повторят только девочки.
- Сейчас м ы послушаем, как эту скороговорку проговорят мальчики.
- А теперь мы все вместе проговорим ее в медленном темпе.
- Сейчас проговорим скороговорку в быстром темпе.
- Теперь громким голосом, (и шепотом).
4-е задание. Подойдите все ко мне и встаньте на любое свободное место на ковре. Сейчас мы будем определять, где стоят звуки Ч и Щ, в начале слова, в середине или в конце.
- Если вы услышите звук ч или щ в начале слова, нужно поднять руки вверх и потянуться на носочках.
- Если эти звуки будут звучать в середине слова, то нужно поставить ноги вместе, а руки развести в стороны.
- Если вы услышите эти звуки в конце слова, то нужно присесть и положить руки на коленки.
Итак, слушаем слова: щетка, бабочка, бочка, щит, чайник, овощи, лещ, ящик, удочка, плащ.
Возвращаемся на свои места.
И сейчас мы с вами будем определять, человек, какой профессии изображен на картинке, звук Ч или Щ встречается в названии профессии, и будем составлять предложения с этими словами.
Внимание на экран.
(Учитель, врач, часовщик, пчеловод, стекольщик, каменщик, экскаваторщик, крановщик, дрессировщик.)
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире,
Шесть- на место сесть опять.
- Ребята, посмотрите, у вас на столах лежат картинки, в названиях которых встречаются звуки Ч и Щ, и рядом лежит большой лист, на котором мы видим портреты Чебурашки и Щенка. Сейчас вы будете дарить эти картинки зверятам. Кто догадается, картинки с каким звуком мы подарим Чебурашке? А какие Щенку?
- Ребята, Чебурашке и Щенку очень понравилось в нашей старшей группе, они многому научились и самое главное, они никогда не будут путать звуки Ч и Щ!
- Дети, какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что было самым трудным?
Комментарии
Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический материал, ТСО, наглядные пособия. Все этапы занятия чётко распределены по времени и дозированы не только посильным возрастным речевым материалом, но и богатым по содержанию. Чувствуется работа профессионально грамотного специалиста!Так держать.
Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие. Как я понимаю, Вы используете в своей работе интерактивную доску?! Молодец! Вы -- современный педагог и можете так увлечь детей. Вы грамотно дозируете по времени речевую и зрительную нагрузку! Обязательно возьму Ваш опыт на вооружение. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! С уважением воспитатель Анна.
Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ - ч; развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.
Тема: Звуковая культура речи: звуки щ – ч
Образовательные задачи:
Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч.
Развивать фонематический слух у детей, укреплять артикуляционный аппарат.
Закрепить знания детей о профессиях.
Предпосылки УД:
коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ОД: картинки: солнышко, птицы.
Виды деятельности: игровая, двигательная
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ОД
Условия и средства реализации
Включается музыка песенка Чебурашки.
Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости! (Чебурашка)
Воспитатель: - Посмотрите ребята, а Чебурашка - то пришел не один! Кто это? (Щенок)
Ребята, эти игрушки пришли к нам в гости, а живут они в младшей группе и совсем не умеют различать звуки, и поэтому я пригласила их на наше занятие. Они даже не знают, с какого звука начинаются слова Чебурашка и Щенок. Ребята, с какого звука начинается слово Чебурашка? Правильно со звука Ч. А с какого звука, начинается слово Щенок мы с вами сегодня на занятии узнаем, и поупражняемся в правильном произношении звука щ, чередовании звуков щ – ч. и поиграем с этими звуками. А Чебурашка и Щенок будут смотреть, слушать и запоминать!
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
-Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
Водички: с-с-с-с… Спросить индивидуально
Комарика: з-з-з-з… Послушайте, как поёт песенку Дашин язычок!
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
Паровозика: ч-ч-ч-ч- Послушайте, как поёт песенку Тимошин язычок!
Ребята, а сегодня я расскажу вам еще одну историю о непослушном язычке.
Присаживайтесь на стульчики.
Жил - да был в своём домике язычок.
Язычок умел песенки петь, стихи и сказки рассказывать и даже специальную зарядку для язычка делал.
Давайте и мы потренируем свои язычки:
Приглашаю покривляться, с язычком поупражняться
Артикуляционные упражнения на подвижность языка.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Решил наш язычок, что он самостоятельный и всё на свете умеет.
Выбежал язычок из своего домика и пошёл гулять – гулял он, гулял и вдруг очутился в чаще леса и понял, что он заблудился. Сел на пенёк и заплакал.
Физкультминутка
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире,
Шесть - на место встать опять.
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Кто сможет повторить (Спрашиваю 2-х детей)
Ребята, а Щенок и Чебурашка хотят с вами поиграть!
Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (щ) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук щ в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: Щука, щетка, лещ, щенок, плащ.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
И так, ребята скажите, с какого звука начинается слово Щенок?
Какую песенку сегодня научился петь язычок? Пропойте ( щ –щ-щ)
Ребята, вам понравилось играть с Чебурашкой и Щенком? (ответы детей)
И им тоже очень понравилось! Но, к сожалению, им уж пора уходить! До новых встреч!
Читайте также: