А плещеев осень наступила а фет ласточки пропали конспект урока 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.

Научный стиль текста – это язык науки, научной сферы деятельности.

Выразительность речи – это качество, способное поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, влиять не только на разум, но и на чувства, воображение.

Настроение – это то ощущение себя, которое вы чувствуете в определенный конкретный момент времени.

Музыкальность – это эффект частичного сходства литературного произведения с музыкой.

Поэзия - стихотворные художественные произведения.

Стихотворная речь – ритмически организована, упорядочена, эмоциональна.

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение.

Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала.

Автор – писатель, поэт – создатель литературного произведения, повествователь в произведении.

Герой лирический – образ поэта (его лирическое "Я"), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Тема – предмет изображения в произведении, его главная мысль.

Заглавие - художественный образ, раскрытию которого служит все произведение.

Композиция – состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами.

Интонация поэтическая – средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, паузации.

Пауза – перерыв в течении речи.

Ритм – периодическое повторение каких-либо однородных элементов текста через равные промежутки.

Рифма – созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Стих – отдельная строка стихотворения.

Строфа – группа из нескольких стихов, объединенных общей мыслью, общей интонацией и общей системой рифмовки.

Художественный образ – универсальная форма отражения действительности в искусстве (образы людей, образы природы, образы вещей, образы чувств, переживаний, словесно-речевые образы (сравнения, метафоры, олицетворения).

Пейзаж – композиционное средство: изображение в произведении картин природы.

Антонимы – слова с противоположными значениями; служат для создания ярких контрастных образов

Метафора – слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное средство языка, основанное на неявном сравнении.

Омонимы – слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения: коса, печь

Повторения – стилистические фигуры, синтаксические конструкции, основанные на повторе слов, несущих особую смысловую нагружу.

Тавтология – выразительное средство языка; повторение однокоренных слов.

Эпитет – изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого.

Звукопись – фонетическая инструментовка стиха.

Ключевые слова

Стихотворный и прозаический текст, стихотворение, музыкальность стихотворного текста, интонация, рифма, ритм, выразительность, интонация, настроение, средства художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1 /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 9-е изд. – М.: Просвещение,2018. - 223с.:ил. – (Школа России). – С. 65-82

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь.2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – С. 30-34

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы вспомним произведения русских поэтов об осени, поговорим о музыкальности стихотворного текста;

Закрепим умение читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст;

Будем учиться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создаёт автор; наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста; читать стихотворение выразительно, соблюдая нужную интонацию.

Основное содержание урока

Это загадка о временах года.

О каком времени года говорится в этом стихотворении:

Кончается лето, кончается лето,
И солнце не светит, а прячется где-то.
И дождь-первоклассник, робея немножко,
В косую линейку линует окошко.

Данное стихотворение читается медленно, с грустью, потому что наступает пора, когда все живое готовится к зиме. Ведь за летом наступает Осень.

Сегодня на уроке мы вспомним произведения русских поэтов об осени, поговорим о музыкальности стихотворного текста;

Закрепим умение читать стихотворения, передавать с помощью голоса настроение; различать стихотворный и прозаический текст;

Будем учиться наблюдать за жизнью слов в художественном тексте.

Очень любил осень Александр Сергеевич Пушкин… А вот Федор Иванович Тютчев не любил её, считая, что эта пора года символизирует увядание и смерть живой природы. Однако он не мог не восхищаться красотой этого времени года.

Вспомните четверостишья, относящиеся к ранней осени:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле… (Ф. Тютчев)

Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду. (С. Есенин)

и к поздней осени:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. (А. Плещеев)

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее. (К. Бальмонт)

Представим, что мы в осеннем лесу. В воздухе пахнет грибами, сырыми листьями, костром…. Сядьте ровно, руки положите на колени:

- вдохнём запах осеннего леса (вдох носом, выдох через рот);

- в воздухе запахло грибами (вдох, задержка дыхания, выдох);

- повсюду пахнет листьями. Возьмите осенний листочек, вдохните носом, задержите дыхание, выдохните сильной струёй воздуха снизу под листочек. Посмотрите, как красиво ваши листочки играют на ветру.

Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят? (В. Брюсов)

Как красив литературный язык русских поэтов! От выбора слов и выражений зависит яркость, образность и красота стиха! Продолжите самые запоминающиеся фразы: весь стоит как бы … (хрустальный), паутины … (тонкий волос), чистая и тёплая … (лазурь), в сердце стало … (грустнее), скоро осень проснётся и … (заплачет спросонья), туча небо … (кроет), всё грачи летали да … (как сеть мелькали), ночью ветер … (злится), словно бабочек … (лёгкая стая), сухие листья, кружась … (что шепчут, что говорят), листьям на деревьях … (тоже не сидится).

«С вечера всё спится, на дворе темно,
Лист . (сухой) валится,

Ночью ветер . (злится)

Да стучит в окно. (А. Фет).

По нескольким словам догадайтесь, чьи это стихи. Назовите автора.

Холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснется. (К.Бальмонт)

Цветы, кусты, на лугах, на полях. (А.Плещеев)

Спится, темно, злится, окно. (А.Фет)

Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной. (Ф.Тютчев)

Корзиной, березовые, хитрые, под елью, перепутал. (В.Берестов)

Молчанье, вышине, тишине, шуршанье. (И.Бунин)

Соедините название стихотворения с автором.

В. Брюсов
А. Плещеев
М. Пришвин
С. Есенин
В. Берестов

Найдите пары слов, которые рифмуются: холоднее, крика, грустнее, брусника. В каком стихотворении ты встречал эти слова? Попробуй восстановить текст стихотворения, используя слова: стали дни, поспевает, и от птичьего, в сердце.

А ещё для стихов характерны средства художественной выразительности. Постарайтесь вспомнить, что обозначают эти слова: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Эпитет – красочное определение (описание) предмета.

Посмотрите, какие выписаны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Попробуйте их восстановить и определить, что это за приём:

Весь день стоит как бы . (хрустальный - эпитет). Ф. И. Тютчев

Скоро осень проснётся и . (заплачет - олицетворение). К. Бальмонт

Кисти . (ярко-красные - эпитет) вянущих рябин. А. К. Толстой

Словно как . (с испугу – сравнение) раскричавшись, к югу журавли летят. А. А. Фет

Мы вспомнили характеристики стихотворных произведений. Теперь вы сами можете сочинить четверостишье об осени, используя рифмы – подсказки или самостоятельно: осень – спросим, летели – сели, шуршат – листопад, капала – заплакала. Как по-вашему, легко ли писать стихи? А удалось ли вам создать образ, подобрать меткие слова и выражения? Если – да, то наша совместная работа заслуживает похвалы, если нет – не беда, всё ещё получится, надо только очень захотеть и постараться!

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Что соответствует описанию осени?
  2. поспела в лесу земляника
  3. птицы собираются в стаи и улетают на юг
  4. на снегу волчьи и лисьи следы
  5. трава выросла высокая-высокая

ОТВЕТ: птицы собираются в стаи и улетают на юг

2. Текст вопроса: Кто автор этих строк?

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

  1. А. Плещеев
  2. Ф. Тютчев
  3. С. Есенин
  4. А. Фет

3. Текст вопроса: Определи жанр текста "Грибы" (с. 77 учебника).

  1. рассказ
  2. стихотворение
  3. научная статья
  4. сказка

ОТВЕТ: научная статья

  1. Текст вопроса: Прочитайте предложения и подчеркните те из них, которые описывают раннюю, золотую осень.

На кустах и деревьях пожелтела листва.

По дорожкам ветер кружит сухие листья.

По небу плывут серые тучи.

Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья.

От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины.

Мелкий холодный дождь моросит весь день.

Пролетают первые снежинки.

Еще цветут поздние цветы.

ОТВЕТ: На кустах и деревьях пожелтела листва.

Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья.

От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины.

Ещё цветут поздние цветы.

Разбор типового контрольного задания

Зачеркни слова, не относящихся к понятиям средства художественной выразительности:

эпитет, сказка, сравнение, стихотворение, строка, олицетворение

эпитет, сказка, сравнение, стихотворение, строка, олицетворение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Актуализация знаний.

а) Работа над скороговоркой

Под ногами в листопад листья желтые шуршат.

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

4. Самоопределение к деятельности.

Послушайте произведение Чайковского.

- Какое настроение вызвало эта мелодия?

5. Работа по теме.

Дети прослушивают аудиозапись стихотворения.

- Какое настроение навеяло на вас это стихотворение?

- Назовите приметы осени в стихотворении.

Словарная работа

Озимь - осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.

- Прочитайте стихотворение. Назовите слова в переносном значении.

Чтение стихотворения вслух.

Физминутка "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

Чтение стихотворения учителем.

- Какую картину вы бы нарисовали к этому стихотворению?

- Какая осень описывается?

Чтение стихотворения самостоятельно.

Выразительное чтение стихотворения.

6. Д/з с. 70 наизусть, с. 71 читать выразительно.

- Если урок понравился, раскрасьте листочек оранжевым, если нет - коричневым цветом.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 400 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.11.2020 785
  • DOCX 15.9 кбайт
  • 64 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Макахова Татьяна Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Раздел: Люблю природу русскую. Осень.

2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой “Литературоное чтение” .

образовательная – познакомить детей со стихотворением А.Фета “Ласточки пропали. ”;

  • развивать образное мышление;
  • совершенствовать лексической стороны речи;
  • вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;
  • эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово,
  • прививать интерес к наблюдениям за природой, внимание к художественному слову;
  • воспитывать стремление к самостоятельному познанию.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Посмотрите на представленные портреты на доске.

- Прочитайте их имена.

- Вам знакомы они? Кто это? (Поэты, чьи стихи мы читали и учили наизусть).

- А кого называют поэтами? (Тех, кто пишет стихи).

  • Есть в осени первоначальной.
  • Поспевает брусника.
  • Осень наступила.

- О каком времени года эти стихи? /об осени/

- Прочитайте имя еще одного поэта.

- Как вы думаете, почему добавился еще один портрет?

- Прочитайте его имя.

- Кто догадался какова будет тема сегодняшнего урока?

Стихотворение А.А.Фета “Ласточки пропали”.

3. Проверка домашнего задания.

- А пока давайте послушаем эти замечательные стихи, подготовленные вами дома. (Дети читают стихи А.Плещеева “Осень наступила” и К.Бальмонта “Поспевает брусника”)

Дети читают стихи наизусть.

Анализ чтения.

- Прозвучавшие стихи похожи по настроению? Каким?

- Вам понравилось чтение всех ребят?

- Почему? Чего не хватало? (выразительности)

- Значит, уметь читать выразительно стихи не так просто.

- И у нас возникает проблема.

Проблема: Как научиться читать выразительно стихи?

- Какова тогда будет цель?

Цель: Научиться выразительно читать стихи.

- Необходимо наметить задачи:

Провести анализ стихотворения:

1) Лексическая работа (объяснить непонятные слова;

2) Определить темп (медленный, средний, быстрый);

3) Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная)

5) Логическое ударение (выделение главного слова;

Оценивать чтение стихотворения мы будем по этим критериям:

1. Темп (медленный, средний, быстрый).

2. Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная).

3. Сила голоса.

4. Логическое ударение (выделение главного слова).

5. Настроение.

4. Подготовительная работа (продолжение)

Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.

- Почему я сказала нарисовать, ведь мы говорим о поэте?

- Действительно, поэтов называют художниками слова.

- Прочитаем вместе имя ,отчество и фамилию поэта.

- Прочитайте имя, прочитайте отчество, прочитайте фамилию. Что заметили? (Имя и отчество похожи) –

Предлагаю вам узнать ещё больше об этом замечательном поэте.

- Но сначала – отдохнём.

А.А. Фет родился в 1820 в деревне Новоселки. Отец у него был отставной военный, богатый помещик, а мать была немкой по происхождению Шарлотта Фет.Мальчик с детства много читал и получил прекрасное образование.Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки.

“Это не просто поэт,а, скорее, музыкант”, - писал об Афанасии Фете великий русский композитор П. И. Чайковский.

С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подёрнуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые приходят облака.

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение “Ласточки пропали”.

5. Первичное восприятие.

(учитель читает стихотворение наизусть)

6. Краткая последующая беседа.

О какой осени рассказывает автор?

- Что представили, слушая стихотворение?

- Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

7. Перечитывание и анализ.

1). Чтение детьми стихотворения.

Чем дополните картину?

- Как об этом сказал автор? Найдите в тексте.

- На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала рассматриваем передний план, крупные предметы, потом – задний план, мелкие детали и создаётся полный образ картины. Для того, чтобы не только увидеть, но и понять картину, которую создал А. Фет в своём стихотворении нужно проанализировать каждое слово в стихотворении поэта.

Анализ по частям

- Прочитаем стихотворение по частям.

Чтение 1-й части

Дети читают 1 часть вслух.

- Что сказано о ласточках?

- Что значит “пропали”? /исчезли, неожиданно потерялись/

- О каких ещё птицах говорится в этой части?

Когда грачи летали?

- Что такое заря?

- В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. (Слайд)

- Почему следующая строчка начинается со слова “всё” (Значит, только грачи летали.)

- С чем сравнивает автор стаю грачей? (С сетью)

- Почему используется такое сравнение? (показ слайда)

- Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

- Как летала стая, похожая на сеть?

- Что значит “мелькала”? (Работа со словарём) (Показ действия на слайде)

- Где мелькала стая?

- Для чего автор использует слово “вон”?

- Как прочитаете это слово?

- Мы закончили разбор первой части стихотворения.

Теперь нужно подготовить выразительное чтение этой части.

Работаем по плану.

1. Темп (медленный, средний, быстрый).

2. Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная).

3. Сила голоса.

4. Логическое ударение (выделение главного слова).

5. Настроение.

Кто попробует прочитать? (+ анализ)

- Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.

Чтение 2-й части

Прочитаем 2 часть вслух.

- Какую картину увидели?

- Прочитайте 1 и 2 строчки.

- О каком явлении природы говорит автор? (замирание природы)

- Как автор сказал об этом?

- Что значит спится?

- Прочитайте 3 строчку.

- Почему лист, а не листья?

- Почему лист сухой?

- Что значит валится?

- Обратите внимание на ударение в этом слове.

- Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

Что услышали? (Повторяется звук [с])

- Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

- Прочитайте последние строчки этой части.

- Какой образ появился? (Образ ветра)

- Что сказано о ветре?

- О ком можно так сказать?

- Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.

-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

- Как ветер может стучать в окно?

- Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.

- Кто попробует прочитать?

- Почему прозвучало по-разному?

Чтение 3-й части

Прочитаем 3 часть вслух.

- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

- Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

- О чём просит автор?

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Для чего автор использует этот знак?

- Автор просит зиму поскорее наступить.

- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)

- Как они летят? (Слайд)

Почему они кричат?

- Они, действительно, испугались?

- Автор сравнивает.

Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)

- Почему журавли кричат?

- Куда летят птицы?

- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова “раскричавшись”, необходимо сделать паузу, почему?

- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

- Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется (Многоточие)

- Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

- Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

3). Работа над настроением.

Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета, Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п). (Слайд)

- Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.

Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.

Какой была осень в стихотворении “Ласточки пропали. ”

- Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.

- Предлагаю провести литературные чтения стихотворения А.Фета “Ласточки пропали”

(Выразительное чтение стихотворения учениками)

- Вы читали одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному.

- Вспомните, какова была цель нашего урока?

- Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?

Художники – иллюстраторы подбирают картины, которыми можно проиллюстрировать стихи поэтов об осени.

- Я предлагаю вам тоже поучаствовать в этой работе (дома).

8. Итог урока.

- Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?

- Схожа ли картина осени в стихотворении А.Фета с картинами осени в стихах А.Плещеева и К.Бальмонта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект к уроку по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого.Цели:познакомить со стихотворением,совершенствовать лексические стороны речи,прививать интерес к наблюдениям за природой,внимание к художественному слову.

Урок литературного чтения.

развивающая – развивать образное мышление;

- совершенствовать лексической стороны речи;

- вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;

воспитательная - эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово,

- прививать интерес к наблюдениям за природой, внимание

к художественному слову;

- воспитывать стремление к самостоятельному познанию.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

чтение по слогам

чтение целыми словами

чтение обычным темпом/быстрым

чтение с вопросительной интонацией

3. Проверка домашнего задания.

- Вспомните имена поэтов, чьи стихи мы читали.

- Докажите, что прозвучавшие стихи похожи по настроению.

4. Подготовительная работа

Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.

-Почему я сказала нарисовать, ведь мы говорим о поэте?

-Действительно, поэтов называют художниками слова.

- Прочитайте имя, прочитайте отчество, прочитайте фамилию. Что заметили? (Имя и отчество похожи).

- Предлагаю вам узнать об этом замечательном поэте.

- Но сначала – отдохнём.

Физкультпауза.

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака…

5. Первичное восприятие.

(учитель читает стихотворение наизусть или прослушивают аудиозапись)

6. Краткая последующая беседа.

- О какой осени рассказывает автор?

- Что представили, слушая стихотворение?

-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

7. Перечитывание и анализ.

1). Чтение детьми стихотворения.

Чем дополните картину?

Как об этом сказал автор? Найдите в тексте.

- На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала рассматриваем передний план, крупные предметы, потом – задний план, мелкие детали и создаётся полный образ картины. Для того, чтобы не только увидеть, но и понять картину, которую создал А. Фет в своём стихотворении нужно проанализировать каждое слово в стихотворении поэта.

2) Анализ по частям

- Прочитаем стихотворение по частям

Чтение 1 части.

Дети читают 1 часть вслух.

- Что сказано о ласточках?

- О каких ещё птицах говорится в этой части?

- Когда грачи летали?

- В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. ( Слайд)

-С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью)

- Почему используется такое сравнение? (показ слайда)

- Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

- Как летала стая, похожая на сеть?

- Где мелькала стая?

- Как прочитаете это слово?

- Мы закончили разбор первой части стихотворения. Теперь нужно подготовить

выразительное чтение этой части.

Партитура стихотворения

Темп (медленный, средний, быстрый).

Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная).

Сила голоса.

Логическое ударение (выделение главного слова).

Кто попробует прочитать? (+ анализ)

- Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.

Чтение 2 части.

- Прочитаем 2 часть вслух.

- Какую картину увидели?

- Прочитайте 1 и 2 строчки.

- О каком явлении природы говорит автор?

- Как автор сказал об этом?

- Что значит спится?

- Прочитайте 3 строчку.

- Почему лист, а не листья?

- Почему лист сухой?

- Что значит валится?

- Обратите внимание на ударение в этом слове.

- Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

- Что услышали? ( Повторяется звук [с])

- Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

- Прочитайте последние строчки этой части.

- Какой образ появился? ( Образ ветра)

- Что сказано о ветре?

- О ком можно так сказать?

- Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.

-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

- Как ветер может стучать в окно?

- Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.

- Кто попробует прочитать?

- Почему прозвучало по-разному?

Чтение 3 части.

- Прочитаем 3 часть вслух.

- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

- Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

- О чём просит автор?

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Для чего автор использует этот знак?

- Автор просит зиму поскорее наступить.

- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)

- Почему они кричат?

- Они, действительно, испугались?

- Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)

- Почему журавли кричат?

- Куда летят птицы?

- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

- Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется

- Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

- Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

3). Работа над настроением.

- Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета. Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п).

- Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.

Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.

- Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.

(Выразительное чтение стихотворения учениками)

- В литературных чтениях приняли участие ____ .Они читала одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному. Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?

Читайте также: