План конспект по бетховену

Обновлено: 07.07.2024

Клавесин – старинный струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепиано.

Флейта – это деревянный духовой музыкальный инструмент, считающийся одним из самых древних на земле.

Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент с высоким звучанием.

Орган – клавишно-духовой музыкальный инструмент. Большие концертные органы превосходят по габаритам все прочие музыкальные инструменты.

Симфония – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров.

Токката – наравне с фантазией, импровизационный органный жанр, не имеющий четких рамок и представляющий большую свободу для композитора.

Импровизация – произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания.

Сюита – цикл разнохарактерных старинных танцев, написанных в одной тональности.

Партита – разновидность сюиты или концертная сюита.

Соната – жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано.

Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями в музыке. Самые распространенные лады это мажор и минор.

Ключевые слова:

Музыка; Людвиг ван Бетховен; композитор; концерт; симфония; фортепиано; рояль; скрипка; орган; флейта; музыкальное произведение; классическая музыка; симфоническая музыка; симфонический оркестр; Лунная соната, симфония № 5.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Сергеева Г.П. Музыка. 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2018. С. 90-93.
  2. Калинина Г.Ф. Музыкальная литература: выпуск 1. Вопросы, задания, тесты. – М.: Калинин, 2012.
  3. Антонин Згорж. Один против судьбы. Повесть о жизни Людвига ван Бетховена. Письма Бетховена - М.: Правда, 1987 - 494 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения (Основное содержание урока)

Мы продолжаем изучать музыкальную культуру Западной Европы на примере творчества немецкого композитора-классика Людвига ван Бетховена. Мы познакомимся с различными музыкальными образами его музыки и погрузимся в мир героических образов.


Людвиг ван Бетховен
(1770–1827)

Бетховен является ключевой фигурой классической музыки в период между классицизмом и романтизмом и одним из наиболее исполняемых композиторов в мире. Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям и хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры и симфонии.

Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Он создал множество произведений, которые и сегодня волнуют слушателей глубиной мысли, искренностью и неподдельностью чувств.

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн, в семье певца Иоганна Бетховена и Марии-Магдалины.


Дом, где родился Бетховен

Отец хотел сделать из сына второго Моцарта и рано начал обучать Людвига играть на клавесине и скрипке. Уже в семь лет Бетховен первый раз участвует в выступлении.

Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, и отец передал обучение сына друзьям. Один учил его игре на органе, другой – на скрипке.

С 1780 года обучением Людвига занялся Кристиан Нефе. Нефе познакомил Бетховена с произведениями Баха, Моцарта, Генделя и Гайдна. Благодаря Нефе, в 12-летнем возрасте Людвиг ван Бетховен издает свое первое сочинение – вариации на тему марша Дресслера.

Но из-за болезни матери Людвиг вынужден был вернуться домой. В следующий раз в Вену Бетховен возвращается только в 1792 году, где начинает заниматься у известного австрийского композитора Гайдна. Но этот союз не продержался долго и распался. Нового учителя – Антонио Сальери Бетховен находит себе сам и быстро становится известным пианистом в Вене. За первые десять лет в Вене Бетховен написал более тридцати своих произведений.

Бетховен в обществе

Талантливый композитор умер на 57 году жизни – 26 марта 1827 года. В этот день за окнами бушевала гроза, а миг смерти ознаменован страшным громовым раскатом. В последний путь Бетховена провожает 20 000 горожан

Могучий талант, вопреки жизненным невзгодам и трудностям, равнодушию окружающих и тяжелой болезни, проявился в каждом его сочинении: симфониях, фортепианной музыке, романсах и песнях.

Читая эти строки, становится очевидным тот факт, что героическая музыка Бетховена нужна была самому композитору, чтобы преодолеть отчаяние от глухоты, невозможность общения с окружающими людьми.


Примеры и разбор решения типовых заданий тренировочного модуля

Тип вопроса: Выберите элемент (Единичный выбор).

Какое из представленных музыкальных произведений сочинил Л.Бетховен?

Б) Лунная соната

Правильный вариант ответа:

Б) Лунная соната

Неправильный вариант ответа:

Тип вопроса: Установление соответствий между элементами двух множеств.

Установите соответствие между значимыми фактами из жизни композитора и годами жизни, когда они произошли.

Правильный вариант ответа:

Неправильный вариант ответа:

Обратитесь к биографии композитора.

Тип вопроса: Филворд – английский кроссворд.

Найдите пять слов, обозначающих названия музыкальных инструментов и выделите их разными цветами.

Составитель:

преподаватель Высшей категории

г. Благовещенск

Дата проведения: 14.01.2021г.

Класс: 5 класс.

Цель урока: познакомиться учащихся с основными вехами жизни и творчества Л.В. Бетховена.

- сделать обзор биографии композитора;

- познакомиться с образцами произведений композитора;

- выявить стилевые особенности музыки композитора.

Тип урока: ознакомление с новым материалом, биографического плана.

Необходимое оборудование: мультимедийная аппаратура, портрет композитора, ноты.

Музыкальный материал:

В 2020 году исполнилось 250 лет со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Его музыка - смелая и решительная, нежная и пронзительная, патетическая и философская - знакома каждому, кто любит слушать музыку. Каждый, кто учился или учится музыке, играл Бетховена, поэтому Бетховен у каждого свой.

Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена. Его произведения часто исполняются во многих концертных залах.

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…

Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение? Как вы думаете?

(Дети высказывают свои предположения).

Сама жизнь и творчество великого немецкого композитора были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба это глухота.

В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять.

Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист, дирижер. Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте.

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен думал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей (послушайте отрывок из 3 части Сонаты №17 – Аллегретто).

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит — воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству.

Любовь Бетховена - Джульетта Гвиччарди. Гений был сразу же покорен ее ангельской красотой, он мечтал о женитьбе, хотя отлично понимал: он глухой, небогатый, она – прекрасная, богатая, молодая.

Для того, чтобы понять каким был композитор на самом деле, нам нужно обратиться к его записям из “разговорных тетрадей”, они раскрывают перед нами личность великого музыканта. О каких качествах характера Бетховена говорят его слова:

“ Ни один из моих друзей не будет нуждаться, пока я что-нибудь имею” (сочувствие, забота о ближнем, щедрость).

“ С детства я научился любить добродетель, растите детей в добродетели, только она может дать счастье, а не деньги” (девиз жизни Бетховена порядочность, честность, доброта).

“ Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один” (гордость, независимость, чувство собственного достоинства)

“ Нет такого сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно. Не претендуя, хотя бы в малейшей степени, на учёность я стремился с детства познать смысл всего лучшего и мудрейшего каждой эпохи. Позор тому, который не считает своей обязанностью, хотя бы постараться продвинуться в этом” (стремление к знаниям, самообразование).

Бетховен был бунтарем. Он был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатность и богатства. Его внешний облик, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он к тому же слишком просто и небрежно одет, по понятиям того времени.

Давайте посмотрим на Бетховена и попытаемся по портрету определить какие черты характера были присущи композитору (смотрят, подбирают слова).

А вот как видела Бетховена в своём стихотворении известная русская поэтесса Марина Цветаева (читает стих ученица).

Все музыканты называют Й. Гайдна “отцом симфонического оркестра”. В XVII-XVIII веках состав инструментов мог быть самым разнообразным. Гайдн установил чёткие соотношения оркестровых групп. Назовите 4 основные группы оркестра.

А какие инструменты впервые появились в оркестре Бетховена?

(Назовите инструменты, изображённые на экране).

Ответ: Пикколо, альтовый и теноровый тромбон, контрфагот.

Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения.

Звучание музыки светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.

Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.

(Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)

В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров - французский)

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Грильпарцером: “Он был художник- музыкант, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного”.

Наследие Бетховена (произведения на слайде)

Памятники Бетховену (Прага, Вена, Бонн).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок музыки в 7 классе знакомит учащихся с творчеством композитора Людвига ван Бетховена на пересечении его характера, судьбы и творчества через анализ художественного образа Сонаты №14 ("Лунной"). Способствует воспитанию положительного отношения к классической музыке, показывает преемственность музыки прошлых веков и современности.

Конспект открытого урока музыки в 7 классе

Тема: Людвиг ван Бетховен. Мир человеческих чувств. Образ борьбы и победы.

Художественно-педагогическая идея урока:

осознание, что сила воздействия музыки определяется двумя качествами – правдой и красотой;

развитие музыкального мышления учащихся в опоре на знания о музыкальном языке, умения анализировать и обобщать музыкальные произведения, вокально-хоровых навыков;

воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся, нравственных и духовных качеств личности ребенка.

Задачи урока:

Учебный аспект:

обучающие:

Через сопоставление с произведениями классической музыки учить анализировать современные музыкальные явления, интерпретировать современную музыку с позиций музыкальных традиций, преемственности музыки прошлых веков и современности.

развивающие:

Развитие навыков понимания смыслов образного языка музыки;

Развитие навыков слухового восприятия информации;

Развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

Развивать критическое мышление школьников в процессе анализа современной музыки.

Познавательный аспект:

Создать мотивацию слушания и глубокого восприятия других произведений Бетховена;

Воспитательный аспект:

Воспитывать положительное отношение к классической музыке;

Осознать значение музыки в жизни человека, как способ выразить невыразимое словами, но имеющее вполне логический смысл;

Побуждать к более глубокому осознанию своего внутреннего пространства;

Тип урока: комбинированный.

Методы урока:

словесный, наглядно-слуховой, самостоятельность мышления учащихся, стимулирование интереса к восприятию, познавательных дискуссий, эмоционально-нравственных переживаний, поощрения и контроля, и самоконтроля деятельности учащихся.

Музыкальный материал:

Оборудование:

2. Музыкальное приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Учащиеся: Добрый день!

Учитель: Сегодня мы обратимся к искусству, которое сопровождает нас с самого раннего детства всю жизнь, которое не оставляет многих людей равнодушными. Это музыка. Музыка вокруг нас, она способна выразить любое состояние души человека. Веселье и грусть, радость и печаль, наслаждение и страсть, борьба и победа, борьба и горечь поражения, любовь и ненависть – всё подвластно музыке, этой волшебнице.

Звучит музыка, и мы чувствуем, что живём, радуемся, переживаем. Замолкает – и кругом тишина.

Учитель: Ребята, когда вы вошли, звучала музыка. Если вы его узнали, то скажите, как называется произведение и кто написал его?

Учитель: Скажите, пожалуйста, к какому стилю можно отнести музыку Бетховена?

Учащиеся: Классическому.

Учитель: Правильно. Точнее к венскому классицизму. А каких классиков вы еще знаете?

Учащиеся: Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен.

Учитель: Правильно, это произведение создавалось в период, когда Бетховен сделал первые наброски Пятой симфонии, из-за привычки композитора работать одновременно сразу над несколькими произведениями. Произведение посвящено, возможно, Терезе Мальфатти, дочери одного из своих врачей.

Учитель: К какому жанру относится это произведение?

Учитель: Правильно. Что из себя представляет этот жанр?

Учитель: Бетховен был первым композитором, придавшим значимость пьесе подобного жанра, и, скорее всего, учитывая ограниченные возможности ученицы – Терезы Мальфатти он и написал эту пьесу для неё.

Учитель: Инструментальное и, прежде всего, симфоническое творчество Бетховена имеет ярко выраженный программный характер. Что означает термин “программная музыка”?

Учащиеся: В основе такой музыки лежит тематическая программа, некий сюжет. Программность задаётся или его названием, или излагается в специальном литературном комментарии.

Учитель: Назовите программные произведения разных композиторов.

Учитель: Ребята, мы начали с вами разучивать песню. Послушайте и скажите, как называется.

Перед исполнением – распевание.

Учитель: Почему Бетховена называют героическим композитором? Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать историю его жизни.

Рассказ о Бетховене.

Жизненный путь

Музыка — это самое совершенное

проявление любой философии…

В музыке живет вечное,

неоконченное, неуловимое.

Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Вы хорошо помните черты его лица?

Волосы тучей нависающие над лицом. Они придают облику что-то демоническое. Лицо? Да, пожалуй, некрасивое. Широкое, обветренное, со следами оспы. Но в лице подкупает выражение душевной стойкости, воли, прямоты. Наверное, лоб, характерный высокий мощный лоб. И уж конечно, глаза. Они на редкость притягательные, умные, добрые, а в самой глубине их затаилось страдание.

Неистовый темперамент проявляется во всем: в жестах, в походке, в манере говорить. Ни тени аристократической утонченности, артистизма. Он – плебей. И этого не скрывает. Недаром одному из своих великосветских покровителей он однажды скажет:

“Князь, тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения, тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей было и будет много, Бетховен – один”.

Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). Его семья была очень музыкальной, отец и дед композитора пели в хоре.

Отец композитора, Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм, дочь повара. У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий композитор, был старшим из них.

Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. Играл на клавесине, скрипке, органе.

Людвиг впервые выступил перед публикой на концерте в Кельне когда ему было восемь лет.

До 10 лет учителями музыки у Людвига были знакомые его отца. В 1780 году он начинает заниматься у талантливого педагога Готлиба Нефе.

В 13 лет Бетховен зачислен помощником органиста.

Несмотря на домашние неурядицы, музыкальный дар Бетховена расцветал, и мальчик в 1787 году был отправлен в Вену – в то время музыкальную столицу Европы. Ему было тогда 17 лет.

Австрийская столица - европейский центр музыки и культуры – открыл Бетховену новый мир. В течение нескольких месяцев, проведенных там, он, вращаясь в высших кругах общества и следуя последней моде, стал любимцем молодых светских дам.

Знакомство с Моцартом позволило Людвигу взять несколько уроков музыки, но это плодотворное общение продлилось всего две недели. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой – его мать лежала при смерти.

Вена. 1792–1802.

1792 года Бетховен живет в Вене, одном из крупнейших культурных центров того времени. Он выступает в аристократических салонах как блестящий импровизатор, учится у прославленных мастеров – Гайдна, Антонио Сальери. Охватывая все основные жанры эпохи, композитор создает за 1795-1803 годы более ста сочинений: первую и вторую симфонии, сонаты, квартеты, трио, оперу “Фиделио”.

К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии.

Приближение глухоты.

Уже в 1795 году Бетховен почувствовал первые признаки глухоты. Недуг, подступавший медленно, но неумолимо, в корне изменил жизнь композитора. Он был на грани нервного срыва, из-за болезни ухудшились его и без того непростые отношения с окружающими.

Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим.

Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор.

Колоритный портрет тридцатилетнего Бетховена рисует выдающийся французский писатель Ромен Роллан, глубоко изучивший этот период жизни композитора:

Сочинения второго периода.

В эти годы гениальные творения выходили из-под его пера одно за другим. Основные сочинения композитора, перечисленные в порядке их возникновения, образуют невероятный поток гениальной музыки, этот воображаемый звуковой мир заменяет его творцу уходящий от него мир реальных звучаний. Это было победоносное самоутверждение, отражение напряженной работы мысли, свидетельство богатой внутренней жизни музыканта.

Но беда не приходит одна. В конце 1800 года Бетховен знакомится с юной Джульеттой Гвиччарди.

Ей было шестнадцать лет. Она любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с легкостью воспринимая его указания. В ее характере Бетховена привлекали жизнерадостность, общительность, добродушие. В 1801 году угрюмый и нелюдимый композитор полюбил. Полюбил страстно, безрассудно, полюбил так сильно, всем сердцем, что готов был без малейшего промедления отдать жизнь свою за любимую. Кто же она, покорившая сердце гениального творца? Милая, по-весеннему прекрасная, с ангельским личиком и божественной улыбкой, глазами, в которых хотелось утонуть. Бетховен серьёзно влюбился.

Постепенно между Бетховеном и Джульеттой возник роман, и Бетховен покровительствовал Джульетте в обществе. Композитор всерьёз мечтал о женитьбе на этой очаровательной девушке, но вовремя понял, что глухой музыкант – неподходящая пара для кокетливой светской красавицы. Джульетта же была больше польщена, чем тронута вниманием композитора, который проводил многие часы под балконом ее спальни в немом обожании. Она не ответила на его любовь и в 1803 году вышла замуж за человека своего класса композитора-любителя графа Галленберга.

Этот успех вдохновляет композитора. Но силы его слабеют. В декабре 1826 года Бетховен простудился и слег. Три месяца он тщетно боролся с недугом.

Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой. Слава композитора была так велика, что на его похороны пришли более 20 тысяч человек.

Причины смерти

29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы устранить вздутия), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача.

Учитель: Название сонате дал Бетховен?

Учащиеся: Нет, так назвал сонату его друг Людвиг Рельштаб.

Учащиеся: Наверное, услышал тишину лунной ночи.

Учитель: Во второй половине 60-х годов 20 века в рок-музыке появилось новое направление – искусство и рок. Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли творчески. Рок-музыканты обращались и к музыке Баха, Моцарта, Бетховена.

(Слайд№3 - Звучит I часть “Лунной сонаты” Бетховена в обработке рок-гитариста В.Зинчука, с использованием ИКТ)

Зимний вечер окна разукрасил.

На снежинки небо расколол.

Лунный свет, как музыка, прекрасен

На дома замерзшие сошел.

Будто светлый ангел прилетел…

Людвиг ванн Бетховен сам когда-то

У окна холодного сидел:

Был такой же темный зимний вечер,

Может, кот пушистый рядом спал.

И, накинув теплый плед на плечи,

Композитор музыку писал.

Было небо в звездах, как в алмазах,

Лунный свет – богемское стекло,

А дома в снежинках, будто в стразах,

И искрилось в хрустале вино.

Учитель: Прозвучала I часть “Лунной сонаты”, которая посвящена Джульетте Гвиччарди.

Учитель: Ребята, а что такое соната?

Учащиеся: Соната – (итал. Sonata) – инструментальное музыкальное произведение, состоящее из четырёх или трёх различных по темпу и характеру частей. В переводе с латинского – Sonare – звучать.

Учитель: Но соната написана для фортепиано, а сейчас она прозвучала в переложении для электрических музыкальных инструментов, в современной обработке.

Учитель: Влияет ли изменение тембровой окраски на изменение смысла произведения?

Учащиеся: Я считаю, что влияет, но не на столько, чтобы исказился общий замысел произведения. Композиция звучит очень ярко, насыщенно.

Учитель: Как именно звучат эти инструменты?

Учащиеся: Инструменты не акустические, а электрические, характерные для рока, но сохранился медленный темп, регистр низкий и средний, гармония произведения. Электрические инструменты подобраны таким образом, что лишь подчёркивают глубину чувств композитора, трагизм ситуации и боль человека, отвергнутого любимой.

Вершиной творчества Людвига ван Бетховена считается Девятая симфония, законченная в 1824 году. Первое ее исполнение состоялось в Вене в том же году. Правда, он не слышал ни своей музыки, ни бурных аплодисментов.

Симфонии Бетховена уж точно требовали исполнения в больших залах, и играть должен был симфонический оркестр.

Учитель: Ребята, как вы понимаете, что такое симфония?

Учащиеся: Это большое и серьезное произведение, в нем несколько частей.

Учитель: Классическая симфония состоит из 4-х частей: 1 часть – быстрая, 2 часть - медленная, 3 часть – менуэт или трио, 4 часть – быстрая, финал.

Учитель: Ребята, что вы помните о новаторстве Бетховена в музыке?

Учащиеся: Бетховену, чтобы выразить полноту своих переживаний, ощущений, пришлось изменить состав оркестра – усилить группу медных духовых, ударных. Его симфония зазвучала призывно, темы героизма, борьбы – творческие принципы композитора. Он развивает программную симфонию

Учитель: Какое еще новаторство ввел Бетховен в симфонии?

Учащиеся: Героическим шагом было введение хора.

Учитель: Сила музыки Л. Бетховена не только в ее музыкальной красоте, но и глубокой жизненной правде. “Лунная соната” - соответствует настроению ночного праздника, “Симфония №9” - глубоко передает настроение человеческой скорби. Так музыка одного композитора может заставить нас улыбнуться и испытать печаль.

Учитель: На протяжении всей жизни музыка Бетховена считалась новаторской. Он разрушил старые формы классических произведений, наполняя их новым содержанием и эмоциями. Глубина чувств, выраженная в его произведениях, положила начало романтическому периоду в истории музыки.

Учитель: Подведем итог нашего урока. Ребята, в чем проявляется оптимизм Бетховена?

Учащиеся: Достижение цели в борьбе, не легковесный оптимизм, а внутренняя сила, выстраданная радость.

Учитель: Что явилось трагедией композитора?

Учащиеся: Глухота.

Учащиеся: Композитор всю жизнь боролся с нуждой, болезнями, несправедливостью.

Учитель: Какую роль музыка сыграла в его жизни?

Учащиеся: Музыка поддерживала в трудную минуту, предотвратила самоубийство, помогла найти выход из кризиса.

Учитель: Какой вывод можно сделать, изучая жизнь Бетховена?

Учащиеся: Никогда не сдаваться, опускать руки, нужно бороться за свою жизнь, своё счастье.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Людвиг ван Бетховен"

Здравствуйте, мы продолжаем знакомство с великими композиторами и их произведениями. Музыка не только улучшает настроение, но также помогает добиться поставленных целей и поверить в себя.

Сегодня вы познакомитесь с великим композитором Людвигом ван Бетховеном.


Бетховен родился в 1770 году в красивом немецком городе Бонн. Семья была музыкальной. Дедушка Людвига был придворным музыкантом в капелле – небольшом ансамбле певцов.

Отец Людвига – Иоганн – тоже стал музыкантом. Он служил в капелле, а также учил игре на скрипке и клавире. Клавиром в Германии называли все инструменты с клавишами – клавесин, фортепиано и даже орган.

Мама Людвига – Мария Магдалина – была дочерью придворного шеф-повара.

Интерес к музыке у Людвига появился рано. Первым его учителем стал отец, который возлагал на сына большие надежды. К занятиям Людвига он относился не только строго, но даже жестоко, заставляя его работать целый день без отдыха. Мальчик был слишком мал и не доставал до педалей, поэтому играл на фортепиано стоя.

Когда Людвигу было 8 лет, он впервые выступил перед публикой. Произошло это в городе Кёльн.

Людвиг рос спокойным и немного замкнутым. Он не шалил, не шутил над сверстниками, не участвовал в опасных забавах. Всё своё время мальчик посвящал музыке.

В 12 лет у Людвига Бетховена появился настоящий учитель музыки – известный немецкий композитор и дирижёр Кристиан Готлоб Нефе. Он стал другом маленькому Людвигу. Молодой учитель помогал мальчику и всячески его поддерживал.


Людвиг ван Бетховен прилежно учился и вскоре стал органистом в церкви. А спустя год он занял должность придворного органиста. Только его невероятное трудолюбие помогло так ярко проявиться таланту.

Спустя пять лет Бетховен переехал в Вену. Здесь он встречался с интересными и богатыми людьми, которые могли помочь молодому композитору. Прошло совсем немного времени, и Бетховен стал лучшим в Вене композитором и пианистом.


Бетховен славился своей невероятной гордостью. Ему было всё равно, кто перед ним – обычный человек или король. Он мог отказаться играть на музыкальном вечере, если его недостаточно вежливо пригласили. А если во время концерта в зале начинали шептаться, Бетховен просто останавливал выступление и уходил.

Людвиг ван Бетховен был человеком с постоянными привычками, и это касалось всего. Например, композитор очень любил кофе и когда собирался его варить, тщательно отсчитывал ровно 64 зёрнышка. Другой кофе он бы не стал пить.

Когда Бетховену было 26 лет он тяжело заболел и стал глохнуть. Только представьте, как тяжело композитору перестать слышать! Но Бетховен не стал бы великим, если бы сдался из-за болезни. Он продолжал писать музыку. А во время концертов Бетховену приходилось смотреть на зрителей, чтобы не услышать, а увидеть бурные аплодисменты.



А сейчас обратите внимание на музыкальный отрывок, наверняка вы не раз его слышали….

Это начало Пятой симфонии Бетховена. Сам композитор говорил, что именно так судьба стучится в вашу дверь. Зловещий мотив неминуемого рока пронизывает всё произведение. Он то угасает, то вновь нарастает, пока в финале не вытесняется ясной победной песней.


Виолончель – это струнный смычковый музыкальный инструмент. Она похожа на очень большую скрипку.

Именно виолончели создают ощущение журчания ручья, голосов птиц, притопывания танцующих под весёлую музыку людей. Но вдруг раскат грома нарушает спокойствие, и гроза вмешивается в спокойную сельскую жизнь.

В 1827 году Бетховен умер от долгой болезни. Но его произведения популярны до сих пор. В память о великом композиторе в доме, где он родился, был открыт дом-музей. Здесь хранятся музыкальные инструменты, картины, которые покупал Бетховен. В музее можно послушать произведения Людвига ван Бетховена.

В родном городе композитора – Бонне – был установлен первый в мире памятник Бетховену. Мы уже говорили, что для композитора все люди были равны – от простого горожанина до короля. А теперь представьте, когда жители Бонна увидели памятник, оказалось, что великий композитор стоит спиной к княжескому дворцу, где собрались знатные гости. В народе стали говорить, что даже после смерти, Бетховен проявляет свою неучтивость.

Читайте также: