Конспект урока технологии 5 класс декоративно прикладное искусство

Обновлено: 05.07.2024

Ознакомить с понятием декоративно-прикладное искусство.

Дать краткий обзор видов ДПИ народов нашей страны и Ярославского края

Представить для ознакомления образцы изделий ДПИ

Развить творческое мышление, эмоциональное восприятие, эстетический вкус, любовь и бережное отношение к произведениям ДПИ

Оборудование:

Демонстрационный материал – изделия ДПИ.

Рабочие листы для организации учебной деятельности.

Краски (акварель, гуашь), кисти, бумага

Пластилин, картон, пластиковая бутылка, стеки

1. Самоопределение к деятельности

- У вас на столах лежат различные предметы быта (полотенца вышитые и обычные, чашка, деревянная ложка, поднос жостовский и пластиковый и т.п.), посмотрите на них внимательно и выполните первое задание: разделите эти вещи на две группы.

- Почему вы разделили эти вещи именно так?

-По каким признакам, критериям вы их объединили?

-Что в них необычного?

-Чем они отличаются друг от друга? - Украшением, росписью, материалами.

- Как можно назвать другим словом эти украшения вещей? – Декор

-Каким образом изготовлены все эти предметы быта, вещи? – Руками человека

- То есть люди прикладывали к производству изделия свои руки, вещи получались не похожими одна на другую, настоящие произведения искусства, также как живопись, скульптура …

На доске фиксируются слова Декор, Прикладывали руки, Искусство.

-Перед вами ключевые слова, сформулируйте тему урока, объединив эти слова в одно понятие, – Декоративно-прикладное искусство

-Какую цель, вы поставили бы перед собой, изучая данную тему? -

Выяснить, что такое ДПИ

Познакомиться с видами ДПИ

2. Учебно-познавательная деятельность

-Девочки, запишите в рабочий лист урока (Приложение 1) определение (вставить пропущенные слова в определение)

-Подробнее об особенностях ДПИ вы узнаете из учебника, страница 150.

Ознакомившись с текстом, ответьте на вопросы – задание 2 в рабочем листе:

1 группа – От чего зависел выбор вида художественных ремесел?

2 группа – В чем особенность языка ДПИ?

3 группа – Как были связаны между собой народные традиции и изделия ДПИ?

При ответе групп учащиеся фиксируют ответ в рабочем листе урока.

- Молодцы, хорошо поработали с текстом. Давайте немного отдохнем.

Физкульминутка.

Ну-ка дружно по порядку

Выходите на зарядку!

Руки мы в локтях согнули

Вверх подняли, замахали,

Спрятали за спину их

Ах, давайте оглянемся

Через правое плечо

Через левое еще!

Тихо все сейчас присели,

А теперь друзья встаем

И за парты все идем.

-Продолжим нашу работу. Внимательно рассмотрите изделия, лежащие перед вами. Чем они похожи? Чем отличаются?

Обратите внимание на материал, из которого они изготовлены, на украшение изделия.

Таблица (см Приложение)

(Среди картинок - промыслы Ярославского края береста, ростовская финифть, изразцы, которых нет в учебнике.).

Самостоятельная работа в группах. Отчет групп. Анализ:

- Оцените свою работу в группах по алгоритму самооценки.

-Эти виды ДПИ распространены в Ярославском крае. Подробнее о них мы узнаем, посмотрев презентацию.

-Теперь вы можете заполнить таблицу полностью.

- Декоративно – прикладное искусство - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий, его еще называют народными промыслами.

- Какой мы можем сделать вывод

На доске: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации

3. Повторение и закрепление теоретических сведений

-Вы многое узнали о видах ДПИ, проверим ваши знания.

Каждому выдается листок с заданием, выполняют индивидуально, проверка попарно. Самооценка.

- Мы познакомились с различными видами ДПИ. В какой среде (городской или крестьянской они могли появиться? Почему?)

-Давайте посмотрим, что говорил историк Забелин по вопросу возникновения художественных промыслов

Народные промыслы возникли давно, а востребованы ли сейчас вещи, созданные народными умельцами? Для чего они используются? – да, для украшения интерьера.

3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Существует удивительная профессия – дизайнер, это художник-конструктор. Он конструирует, создает орнаменты из различных фигур. Работают дизайнеры с разными материалами, в различных видах техники.

Сейчас вы будете дизайнерами, т.е. художниками-конструкторами - оформителями, и выполните мини – проекты - изготовите изделие в технике одного из промыслов.

Сейчас каждая группа превратиться в народных мастеров одного из промыслов.

Группы выбирают себе задание.

1 группа - береста (на листках картона, или на пластиковой бутылке нанести небольшой слой пластилина, украсить мотивами тиснения и резьбы по бересте с помощью стеки) - образец солярные знаки

2 – роспись по дереву – договоритесь между собой, какой промысел выберете Городец или Хохлому (нарисовать и вырезать из бумаги форму предмета, продумать эскиз его оформления, украсить форму элементами росписи)

3 – роспись по металлу – Жостово – работа на ПК

Первым делом вам необходимо будет всем вместе составить технологическую карту изготовления изделия в традициях одного из промыслов. У вас на столах лежат технологические карты, найдите их (Приложение). Выполните задание. Посоветуйтесь, придите к общему решению.

Проверка выполнения задания.

- Каждая группа составила свою технологическую карту правильно, а теперь выберите материалы с которыми вы будете работать, выбор материалов, подготовленных на столе.

Для качественного выполнения работы пользуемся образцами ДПИ, печатными информационными листами. Фантазируйте, творите, пробуйте самостоятельно! Желаю вам успехов!

Не забывайте о ТБ при работе с ножницами, стеками.

4. Рефлексивная деятельность

Презентация и защита выполненных мини – проектов.

Защищают свою работу по плану:

Какое изделие создали?

К какому виду ДПИ оно относится?

Все ли задуманное получилось? Какие возникли трудности?

Самоконтроль и самооценка учащихся

А сейчас подведем итог. Оцените свою деятельность на уроке по алгоритму:

Какова была цель задания? (что нужно было получить в результате?)

Выполнено ли задание ? (получен ли результат?)

Выполнено верно или с ошибкой?

Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?

Определи свою оценку.

Если вас заинтересовала художественная роспись и вы захотите овладеть этим видом искусства - в нашем городе это можно сделать в промышленно - экономическом колледже.

Вот и закончилось, а может только и началось знакомство с удивительным миром ДПИ.

10. Домашнее задание: Найти информацию о современных видах ДПИ.

Задание 1: Вставить пропущенные слова в определение:

Декоративно – прикладное искусство – (от латинского dekoro –________________) создание ___________________ изделий, имеющих утилитарное (__________________, _________________) назначение.

Задание 2: Ответьте на вопросы, используя текст учебника с. 150:

От чего зависел выбор вида художественных ремесел? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем особенность языка ДПИ?

Как были связаны между собой народные традиции и изделия ДПИ?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Номинация: « Разработка урока в логике системно-деятельностного подхода (ФГОС НОО или ФГОС ООО) по учебному предмету

Шабарова Мария Геннадьевна, учитель технологии

Пояснительная записка

Учебник: Н. В. Синица, В. Д. Симоненко Технология. 5 класс

Раздел: Художественные ремёсла

Цель: расширить знания учащихся о видах декоративно-прикладного искусства народов России, нашей Архангельской области и нашего Плесецкого района; характерных чертах изделий и практическом их применении; о назначении материалов, инструментов, применяемых в технологических процессах создания изделий декоративно-прикладного искусства; о старинных традициях, обрядах, семейных праздниках.

Формы организации работы: Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы обучения: рассказ, демонстрация презентации, показ работ народного творчества.

Планируемые результаты изучения темы:

- Знают о видах и особенностях декоративно-прикладного искусства народов России, нашей области и района.

- Приобретают опыт нахождения и сохранения информации.

- Приводят примеры промыслов, старинных традиций, обрядов, семейных праздников народов нашей области.

- Называют виды и назначение материалов, инструментов, применяемых в технологических процессах создания изделий декоративно-прикладного искусства;

- умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Метапредметные:

- самостоятельно планируют пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- определяют понятия, делают обобщения;

- оценивают правильность выполнения учебной задачи, самостоятельно контролируют и оценивают результаты своей учебной деятельности.

- Компьютер, мультимидийный проектор;

1 этап. Организационный (самоопределение к деятельности). (Урок 1)

Включить учащихся в учебно-познавательную деятельность.

Организационный момент, проверка готовности к уроку.

Создание позитивного настроя.

Демонстрирует изделия декоративно-прикладного искусства.

Ребята, рассмотрите предметы которые здесь находятся. Что вы увидели? Назовите.

Организует коллективное обсуждение. Фронтальный опрос

1. Как выдумаете, чем в старину люди украшали свои дома и одежду? 2. Кто создавал эти удивительные и красивые предметы?

2 этап. Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: Актуализация субъективного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.

- А кто эти изделия изготавливает? Фабрики, заводы?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей).

-Вместе с вами мы сформулировали тему нашего урока: Декоративно-прикладное искусство. (записывают в тетрадь)

- Давайте теперь попробуем определить цель нашего урока.

(ответы учащихся - познакомиться с видами декоративно-прикладного искусства; получить представление о народном творчестве, научиться изготовлять какое-нибудь изделие.)

Цель намечена. Теперь необходимо поставить ряд задач, которые приведут к конечному результату. Кто попробует сформулировать их?

-Изучить виды ДПИ

-Воспитывать интерес к русским традициям

Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи. Народ всегда был богат на таланты. Простому человеку не были доступны дорогие материалы – он творил из подручных материалов (дерево, глина, металл, ткани, солома, кожа). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства. Из обрезков дерева вырезали и расписывали ложки, из глины лепили посуду, из овечьей шерсти вязали платки, из льна ткали полотна и изготавливали кружева. Все делалось умелыми руками мастеров.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Беседа с учащимися (с опорой на их жизненный опыт, знания).

Учитель: Какими видами ремесел издавна славился наша область? (Каргопольская глиняная игрушка, ткачество, гончарное дело, плетение из бересты и т.д.)

3 Этап. Реализация построения проекта

Учитель: нам предстоит ещё познакомиться с различными видами ремёсел, о которых вы возможно слышали. Я надеюсь, что, приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может, захотите сами, своими руками творить эту красоту.

Задание на каждой парте - найти слово, которое обозначает название Декоративно-прикладного творчества

(на столах карточки - составить слово )

Выкавши, плетекружевоние, ниевяза, письрос по девуре, письрос по иткан, ткачествоковро

(ответы учащихся)

Вышивка, Кружевоплетение, Вязание, Роспись по дереву, Роспись по ткани, Ковроткачество.

4 Этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверяют правильность выполнения задания.

Физкультминутка

Цель: Снять усталость в процессе умственных занятий.

Ну-ка дружно по порядку

Выходите на зарядку!

Руки мы в локтях согнули

Вверх подняли, замахали,

Спрятали за спину их

Ах, давайте оглянемся

Через правое плечо

Через левое еще!

Тихо все сейчас присели,

А теперь друзья встаем

И за парты все идем.

5 Этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Учитель . Задание. Закончите предложение или вставьте пропущенные слова.

1. Домотканное полотно изготовляли на______________________.

2. Счетными швами: набор, роспись, счетная гладь, крест– украшали__________________.

4. Пуховязальный промысел зародился в ______________________крае.

5. Материалом для батика служат________.

6. Создание ковра или даже небольшого коврового изделия - ____________________.

7. Традиционные узоры хохломы _____

Молодцы вы справились!

6 этап. Подготовки к практическому заданию. (Урок 2)

После ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, я думаю, что у каждого из вас появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у вас есть.

Как вы думаете, легко ли ее выполнить?

Для того, чтобы выполнить данную работу, обратимся к технологической карте. Выберите необходимые инструменты. (Ножницы, нитки, картон)

Повторение Правил техники безопасности.

Ребята, с какими инструментами будете работать?

А с какими опасностями мы можем столкнуться, работая, режущими предметами?

В ходе практической работы учитель помогает, следит за выполнением задания и трудовой дисциплины

7 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Учащиеся оценивают собственную деятельность на уроке

Выставка работ. Презентация птиц.

Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока.

Как вы думаете, наша цель достигнута?

-Чему научились на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

-Что больше всего вам понравилось?

-А все ли виды ДПИ мы рассмотрели? Какие вы знаете еще?

-Какие виды вы уже умеете выполнять?

-Какому виду вы хотели бы научиться делать?

Сегодняшний урок был значим для вас?

8 этап. Заключительный этап.

Домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целеполагание:

Ознакомить учащихся с элементами национальной культуры;

2.1Познавательные – развивать эстетический вкус, развивать память, внимание, воображение, мышление, развивать умения и навыки зарисовки эскиза;

2.2 Регулятивные – формировать умения постановки цели, моделирования ситуации, планировать свою деятельность, проводить рефлексию, оценивать свою работу и работу других;

2.3 Коммуникативные – развивать навыки построения диалога/монолога, организовать ученическое сотрудничество.

Личностные УУД: формулировать мотивацию и самомотивацию изучения темы, развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, сформулировать основы гражданской идентичности.

Профориентационные УУД: сформулировать представления о профессии рукодельницы, художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, дизайнер одежды.

Методическое оснащение урока:

Компьютер, мультимидийный проектор;

Сборник пословиц и поговорок про Родину и труд (приложение №2);

Мобильная выставка кукол в народных костюмах (приложение №3);

Учебник: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.:ил.;

Методы обучения: рассказ, демонстрация презентации (приложение №1), показ выставки работ народного творчества (приложение №3).

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Тип урока: комбинированный урок - урок приобретения новых знаний и урок применения новых знаний на практике.

Организационный момент (2 мин.)

Актуализация новых знаний (3 мин.)

Вид проверки: Устная.

Форма проверки: Фронтальная.

- Какие виды художественных ремесел вы изучали в начальных классах?

(работа с природными материалами)

- Назовите направления народного творчества умельцев России.

(вышивка, ковроткачество, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани и др.)

- Как вы думаете, что такое национальная культура и в чем она может проявляться?

(народное творчество народов, в танцах, песнях, сказках, одежде, архитектуре и др.)

Изложение нового материала (20мин.)

Художественные ремесла.

Декоративно-прикладное искусство.

Среди предметов, окружающих нас в быту, есть удивительно красивые, созданные руками художников. В далеком прошлом все изделия декоративно-прикладного искусства несли национальный характер. Давайте выясним, что такое национальная культура? Народное творчество, зародившееся глубоко в древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, способ выражения народного самосознания. Но это не только устное народное творчество как песни, пословицы, поговорки, сказки, анекдоты и предания, но так же фольклор — это и когда мать показывает дочери, как шить, вязать, прясть, плести, печь старинного рецепта пирог, а фермер на наследственном поле учит сына работать на земле или как предсказать по луне или ветру погоду при посеве или уборке урожая.

Наша страна является многонациональной, на территории Российской Федерации проживает более 190 народов. В нашем Поволжском Федеральном округе наиболее распространенные 4 национальности, это – русские, татары, чуваши, мордва. И конечно же, у каждого народа свои особенные черты фольклора. Свои песни, свои сказки, свои народные костюмы и т.д. Через эти элементы национального фольклора мы можем наблюдать всю красоту нашей многонациональной страны.

Темой нашего сегодняшнего занятия будет декоративно-прикладное искусство. Но для начала, вам нужно будет разгадать ключевые слова нашей темы, а сделать это с помощью ребусов.

Декоративно-прикладное искусство многообразно. У каждого народа сложились свои виды художественных ремесел. Это зависело от того, какие материалы были доступны людям: древесина, глина, природные материалы, металл. Постепенно форма изделий совершенствовалась, появлялись особые рисунки, орнаменты, цветовая гамма. Создание всех изделий народного творчества сопровождалось устным фольклором.

Национальная культура содержит в себе все знания, умения, навыки предков, которые в процессе деятельности передаются из поколения в поколение с помощью песен, преданий, сказок, пословиц, анекдотов, танцев, архитектуры, театра, декоративно-прикладного искусства и т.д. Давайте посмотрим приложение №2 с известными пословицами и поговорками и проговорим их.

Народное искусство хранит вековые традиции и передает их из поколения в поколение. С давних пор и до наших дней существует народная традиция отмечать все самые значимые события в жизни. В семье – это рождение, свадьба, похороны. В хозяйстве и труде – праздники, связанные с выращиванием хлеба, сбора урожая. Они сопровождались обрядами и народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

Например, на свадьбу невеста надевала самый нарядный костюм, а потом хранила и берегла его всю свою жизнь, передавая дочери, внучке. В русской избе красный угол украшали длинными полотенцами с вышитыми или узорными концами. В таких изделиях мы можем увидеть фольклор в интерьере дома того времени.

Современные произведения декоративно-прикладного искусства служат для оформления быта и интерьера. Это одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

Ознакомимся с некоторыми видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны и применением устного фольклора при изготовлении изделий народного творчества.

Узорное ткачество.

В старину ткань изготовляли дома на ткацких станках простым полотняным переплетением. Отсюда произошло название ткани – домотканое полотно. Более сложным мелкоузорчатым переплетением с использованием цветных ниток ткали края полотенец, пояса, ленты, тесьму, дорожки, элементы одежды. Такое ткачество называлось узорным).

Вышивка – самый яркий, многообразный и увлекательный вид художественного творчества. В старину вышивали по домотканому полотну счётными (по счёту нитей ткани) и сквозными (по разреженному полотну) швами.

Для выполнения сквозных вышивок часть нитей полотна выдергивалась, а на остальных выполнялась легкая, изящная, ажурная вышивка. Самая знаменитая из них – крестецкая строчка. На ней вокруг крупных форм расположены замысловатые розетки, звезды цветы, образующие декоративный узор.

Кружевоплетение.

Считается, что в России начали плести кружева в XVI-XVII вв., подражая западноевропейским мастерам. Самый знаменитый кружевной промысел находится в Волгоградской области. Мастерицы выплетают изделия для оформления интерьера дома – кружевные скатерти, салфетки, дрожки а также для модниц – неповторимые кружевные пелерины, жилеты, жакеты, блузы, косынки и шарфы.

Вязать можно на спицах и крючком из пряжи различной толщины и волокнистого состава. Вяжут такие изделия, как платки, шапки, шарфы, свитеры, варежки, носки.

Знаменитый не только в России оренбургский ажурный пуховый платок – это вязаный платок из козьего пуха. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургской крае еще в XVIII в.

Оренбургские платки бывают нескольких видов: простой пуховый платок (шаль), толстый и теплый, серого цвета; паутина – ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка; палантин – тонкий шарф-накидка, который по способу вязания аналогичен паутинке.

Роспись по дереву.

Старинный русский народный промысел хохлома появился в XVII в. близ Нижнего Новгорода. Хохломская роспись – это декоративная роспись деревянной посуды и мебели. Роспись выполняют черной и красной краской (с добавлением желтой и зеленой) по золотистому фону. На древесину при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После росписи изделие три-четыре раза прогревается в печи, в результате серебристый цвет меняется на медово-золотистый. Традиционные элементы хохломы - травяные узоры, красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Другой вид росписи по дереву – городецкая роспись. Существует с середины XIX в. в районе города Городец. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной обводкой по чистому деревянному фону. Когда-то ею украшали прялки (гребень и донце), мебель, ставни, двери. Городецкая роспись изображает цветочные узоры, фигурки диковинных птиц, петухов, коней, жанровые сцены.

Роспись по ткани.

Техника основана на использовании резервирующего состава на основе воска. Этот состав, нанесены на ткань, не пропускает краску, благодаря чему отдельные участки ткани не окрашиваются.

Материалом для батика служат шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные и синтетические ткани, натянутые на подрамник. На ткань специальными инструментами (стеклянными трубочками, кистями) наносится резерв, в затем соответствующая ткани краска.

Ковроткачество.

В России ручное ковроткачество является одним из ведущих художественных ремесел Дагестана. Искусство ковроткачества пришло к нам из стран арабского мира. Сначала ковры были утилитарным предметом домашнего обихода. Прежде всего, их использовали для покрытия глиняного пола, утепления каменных стен жилища в холодное время года. Ковры заменяли мебель.

Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся как семейные реликвии.

Создание ковра или даже небольшого коврового изделия – очень трудоемкий процесс.[10]

Традиционные славянские куклы - это неотъемлемая часть культуры наших предков. На первый взгляд может показаться, что в них нет ничего особенного и все они почти одинаковые - кучка тряпочек, палочек и ниточек. На самом деле это совсем не так. Каждая такая куколка имеет свое значение, предназначение и свои особенности. Одни куклы являлись оберегами и предназначались для сохранения благополучия дома, семьи, детей, (Берегиня, Крупеничка), другие использовались в различных ритуалах, по завершению которых не всегда оставались в целости и сохранности (Масленица, Купавка), третьи были не столько обережными, сколько игровыми (Зайчик-на-пальчик, Кукла-на-ложке).

Когда в семье рождался ребенок, над его кроваткой появлялись куколки которые не только забавляли малыша, но и отвлекали внимание злых духов и недобрых людей. Ребенок подрастал и в его жизни появлялись новые куколки, а примерно в пять лет он делал самостоятельно свою первую куклу Отдарок-на-подарок и при подносил ее родителям с ритуальной благодарственной речью. Этот обряд был очень важен, так как означал переход малыша в другую возрастную категорию.

Другие возрастные категории тоже отмечались куклами - кукла Капустка, выставленная в окно, говорила о том, что в доме есть девушка-невеста, а на свадьбу молодым дарили парных кукол Неразлучников.

Были куколки для охраны здоровья, для хорошего урожая, для легкой дороги и еще много-много разных других кукол на все случаи жизни.

Настоящая обережная кукла делается без иглы, а иногда даже без ножниц, - то есть ткань не сшивается, а скручивается определенным образом и скрепляется красной обережной нитью. Из этой же нити на груди куклы делается обережный крест. Изготовление такой куколки очень часто сопровождалось различными наговорами, чтобы усилить защитные свойства оберега и обязательно - с чистыми помыслами и благостными пожеланиями тому, кому предназначался подарок.

Оберегли для собственного дома должны быть сделаны собственноручно хозяйкой - только тогда они имеют по настоящему защитные магические свойства. А еще у куклы не должно быть лица, потому что считается, что кукла, получающая лицо тем самым получает и самостоятельность и свободу, а значит теряет обережные функции. Так что, покупая сегодня в магазине куклу-оберег, на самом деле вы покупаете просто элемент декора или сувенир, а не настоящую бережную куклу.

Вводный инструктаж (15 мин.)

Организация рабочего места

Аккуратность выполнения работы

Практическая работа (15 мин.)

Текущий инструктаж (13 мин.)

В ходе практической работы учитель следит за выполнением задания и трудовой дисциплины. Особых проблем при выполнении работы возникнуть не должно. Возможен индивидуальный инструктаж.

Заключительный инструктаж (5 мин.)

Анализ допущенных ошибок при устных ответах на заданные вопросы и при выполнении практического задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить с основными правилами, приёмами и сред­ствами композиции на примере предметов декоративного ис­кусства.

Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.

Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.

Дидактические средства обучения:

примеры гармо­ничных цветовых композиций.

Формируемые УУД:

Личностные

воспитывать эстетические чувства, любовь к своей Родине, традициям и обычаям родного края.

Регулятивные

сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, декор, цветовое решение);

под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Познавательные

умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, презентациях, использовать свой жизненный опыт.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход занятия

1. Организация урока

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Изложение нового материала(слайд №1)


Вопрос к обучающимся:

Знаете ли вы, что означает понятие композиция ?

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция. (слайд №2)


В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.

композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.

В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.

Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя, устойчивости, и динамичной, которая передает движение, ощущение простора. (слайд №3)


Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.

“Орнамент” в переводе с латинского означает украшение.( слайд № 4, 5)

Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

ленточным

сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;

центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия

Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд №6)


геометрический, состоящий из различных элементов;

меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меадр;

растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

птичий;

с изображением человеческих фигур и полуфигур;

шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.

В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску.(слайд № 7)


- Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли,

- горизонтальной волнистой – воду,

- вертикальной волнистой – дождь,

- треугольником – горы,

- скрещивающимися линиями – огонь и молнию.

- Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга,

квадрата и ромба.

- Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги.

- Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.

- Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.

В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу- это обережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им шили свою одежду. Для девочки на понёве- женской шерстяной юбке- вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.

Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию.

Выполнить п. 1 задания 25, с. 63 в рабочей тетради

Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8,9)

Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.

Средства композиции(слайды №10-12)


Фактура- внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.

Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.

Колорит- одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

Для создания предметов де­коративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть сти­лизовать их.(слайд №13)


Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета) ,её объемных и цветовых отношений. ( пример рис. 106, с. 160 учебника)

4. Самостоятельная работа

Выполнение п. 1 задания 24из рабочей тетради.

5. Продолжение изложения нового материала

Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО.

1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим?(слайд № 14)


2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий)

3. Как получаются дополнительные цвета?

4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета?

Цвета, распо­ложенные напротив друг друга в цветовом круге, являются кон­трастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармо­ния, если квадрат, — четырёхцветная.

Виды цветовых композиций

1. ахроматическая (бесцветная)

2. монохромная (одноцветная)

3. из двух контрастных цветов

4. из трёх цветов

Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых

6. Самостоятельная работа

Выполнение п. 1-3 задания 26из рабочей тетради

7. Практическая работа(слайд № 17)


Создание композиции в графическом редак­торе (или на бумаге в клетку)

1.Возможности создания композиции с помощью графического редактора Point(демонстрация учителем работы в графическом редакторе)

2. Выполнить задание фломастерами в рабочей тетради. (Р. Т. п. 4 с. 65)

Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи практической работы.

Критерии оценки практической работы.

в ахроматической (бесцветной) композиции элементы

белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого

для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;

для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящие­ся возле углов вписанного треугольника.

Текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения работы, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж.

8. Контроль формирования знаний

9. Домашнее задание

1. Прочитать § 25-27. Ответить на вопросы параграфов.

Читайте также: