Федеральное собрание конспект 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Предметные (обучающие): изучение учащимися основных функций органов государственной власти РФ; формирование представлений учащихся об основных функциях органов государственной власти РФ; закрепление знаний о системе разделения властей и ее роли в государстве на примере органов власти РФ;

Метапредеметные (развивающие): развитие умений учащихся осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей; объяснять взаимосвязи государства и гражданина; продолжить формирование умения работать в паре.

- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

В ходе урока обучающиеся получат возможность научиться:

- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Какой орган власти является самым главным в Российской Федерации

М етоды и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций)

Формы: фронтальная, групповая

ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ

Работа с источником (Конституция РФ), анализ текста, работа с видеоисточниоком

Разделение властей, органы власти, парламент, Федеральное Собрание, Государственная дума, Президент, правительство

I. Организационный этап

2. Определение формы работы

II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

Притча Конфуция о правительстве

2. Определение темы урока

3. Постановка цели урока.

III. Первичное усвоение новых знаний

IV. Первичная проверка понимания.

  1. Повторение органов власти в РФ
  2. Расположение органов власти по ветвям власти.
  3. Запись схемы в тетрадь

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зарядка для глаз)

V. Практическая работа

Самостоятельное выяснение функций органов власти, их состав и полномочия

VI. Закрепление и рефлексия.

  1. 1. Выступления учащихся по каждому органу власти
  2. 2. Выполнение заданий по материалам ГИА

VII. Домашнее задание

Параграф 6 учить,

Ответить на вопрос – почему Президент не входит в ветку власти с аргументами

  1. Организационный этап . Приветствие
  2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

Однажды к Конфуцию пришёл ученик и спросил:
— Каковы основные характеристики хорошего правительства?
— Еда, оружие и доверие народа, — ответил Конфуций.
— А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы было?

—Оружие.
— А если пришлось бы отказаться и от второго?

—Еда.
— Но без пищи народ бы умер!
— С незапамятных времён смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему правительству, действительно пропадёт

- Как притча связана с темой нашего урока. Сформулируйте тему урока.

В современной России существует принцип разделения власти

- Назовите ветви власти

Определи вид государственной власти по признакам.

  1. Создаёт правовые законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека.
  2. Избирается всем народом, выражать его волю и представляет его интересы.
  3. Её еще называют представительной.

Ответ: Законодательная власть

  1. Исполняет, принятые представительной властью решения, законы.
  2. Действует на основе принятых представительной властью законов.
  3. Не избирается, а чаще всего назначается.

Ответ: Исполнительная власть

  1. Самостоятельная и независимая ветвь власти.
  2. Защищать право путем осуществления правосудия

Ответ: Судебная власть

В современной России существует принцип разделения власти. Каждую ветвь власти представляет определенный орган. Давайте вспомним, какой орган власти представляет –законодательную власть, исполнительную ,судебную.

IV. Первичная проверка понимания.

Составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации. Укажите, какую ветвь власти представляет каждый орган.

ПРЕЗИДЕНТ – ГЛАВА ГОСУДАРСТВА




Парламент:
Федеральное С обрание,
состоит из двух палат:
Совета Федерации
и Государственной Думы

Суды общей юрисдикции;

( Запись Схемы в тетрадь ).

V. Практическая работа с источником (работа в группах)

На столах учебники и Конституция РФ.

Федеральное Собрание
Используя статьи V главы Конституции РФ.

Г осударственная дума

Требования к кандидату

Способ формирования, состав

Способы прекращения деятельности

Правительство РФ
Используя статьи VI главы Конституции РФ .

Способ формирования Правительства, состав (111,112)

Правомочия Правительства (114,115)

Правомочия Председателя Правительства, способ формирования (111,113)

Способы прекращения деятельности (116,117)

Требования к судам, способ формирования

Особенности положения органа власти

Правомочия Конституционного суда

Президент РФ
Используя статьи IV главы Конституции РФ.

Требования к кандидату в Президенты (81)

Способ формирования власти (81)

Функции Президентской власти (84,86,89,90)

Правомочия Президента (87,80,83)

VI. Закрепление и рефлексия.

1. Выступления учащихся по каждому органу власти

2. Выполнение заданий по материалам ГИА

1. КАК ФОРМИРУЕТСЯ?

В СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от предст. и исполн. органов власти

  • Государственная Дума (450 чел.) ГД избирается сроком на 4 года, причём 225 депутатов избирается по мажоритарному принципу, 225 – по пропорциональному.

(гл.5, ст.94-95 Конституции РФ)

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия ГД. После 3-хкратного отклонения представленной кандидатуры Президент назначает Председателя Правительства, распускает ГД и назначает новые выборы. В течение 7 дней Председатель Правительства представляет Президенту на утверждение структуру исполнительной власти и состав Правительства. (гл.6, ст. 110-112 Конст. РФ)

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. По представлению Президента и с согласия ГД судей назначает Президент РФ и СФ. Судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и Генерального прокурора РФ по той же схеме назначает Президент и СФ. (ст.83, п.е, ст.125, п.1 Конст.)

Прямое голосование народа 1 раз в 4 года (референдум), Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее10 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более 2-х сроков подряд. (ст.81,п.1,2,3 Конст. РФ)

СФ: утверждение указов Президента об изменении границ, введении военного положения, ЧП, возможном использовании ВС РФ за пределами России, назначение выборов Президента и отрешение его от должности (ст.№ 102) .

ГД: решение вопроса о доверии Правительству, назначение на должность и освобождение, объявление амнистии (ст. №103 Конституции)

Разработка бюджета и его исполнение, единая финансовая политика, ед. политика в области культуры, образования и здравоохранения, социальное обеспечение, экология и наука, управление федеральной собственностью, меры по обеспечению обороны страны, законности и правопорядка, борьба с преступностью (ст.№104)

КС: разрешает дела о соответствии законов, др. нормативных актов Конституции РФ;

ВС: высшая судебная инстанция по гражданским, уголовным, административным и др. делам, осуществляет судебный надзор за их деятельностью (ст.№125-127).

Президент РФ – гарант Конституции РФ, высшая кадровая политика, является Главнокомандующим ВС РФ, возглавляет внешнюю политику страны, возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы в ГД, распускает её, вносит законопроекты, подписывает и обнародует федеральные законы.(ст.83-90 )

Выполняем задания в тетради (с экран)

1. Установите соответствие между органами власти РФ и их компетенцией: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

А) осуществляет управление федеральной собственностью

Б) решение вопроса о доверии Правительству

В) отрешение Президента от должности

Г) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Д) утверждение указа Президента о введении военного положения

Е) разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения

Ж) роспуск Государственной думы

З) решение вопросов гражданства

  1. Президент РФ
  2. Совет Федерации
  3. Государственная дума
  4. Правительство

2. Отметьте источники российского права:

А) Конституция РФ

Б) Решение сельского схода жителей

Г) Указ Президента РФ

Е) Приказ директора школы

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из приведенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Конституция (1) РФ предусматривает разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти (2). Главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, т.е. захват, сосредоточение ее в одних руках – какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности (3) каждой из ветвей власти. Они внимательно, даже ревностно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль (4) , в результате чего власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы (5) . Так практически обеспечивается господство права (6).

Правовое государство (7) считают наиболее демократически развитым государством – лучшего пока человечество не придумало.

- Самопроверка. Сколько ошибок? Поставьте себе оценку

Как я усвоил материал? Как я работал? Удовлетворен ли своей работой? Как работала группа,?

VII. Домашнее задание Параграф 6 учить,

Ответить на вопрос: почему Президент не входит в ветку власти с аргументами

Нажмите, чтобы узнать подробности


ФЕДАРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации является представительным и законодательным органом, парламентом Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая палата образуется по-разному и имеет собственную компетенцию, которая закреплена в Конституции Российской Федерации.



Верхняя палата — Совет Федерации — представляет интересы субъектов Федерации. В ее состав входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органов государственной власти. Представитель от законодательной власти субъекта Российской Федерации избирается его представительным (законодательным) органом, а от исполнительной власти назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации — президентом республики, губернатором области, мэром города (Москвы, например) и т.п.

Совет Федерации:
1) утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации;
2) утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
3) решает вопросы об использовании контингента Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны;
4) назначает выборы Президента Российской Федерации;
5) отрешает Президента Российской Федерации от должности;
6) назначает на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
7) назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Российский Федерации.

Нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации - Государственная Дума — состоит из 450 депутатов и набирается сроком на 5 лет.


Согласно ст. 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума:
1) дает согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
2) решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;
3) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
4) участвует в формировании Счетной палаты Российской Федерации;
5) избирает Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
6) объявляет амнистию;
7) выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Важнейшей формой парламентской деятельности является законотворчество. Процедура принятия законов в Федеральном Собрании Российской Федерации называется законодательным процессом.

На первой стадии этого процесса в Совет Государственной Думы вносится законопроект. Правом законодательной инициативы обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации в целом и каждый его член: депутаты Государственной Думы; Правительство России; представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации.

На второй стадии законодательного процесса происходит обсуждение и текстуальная доработка проекта закона. Каждый законопроект проходит несколько стадий обсуждения.

Закон принимается большинством голосов от общего состава депутатов Государственной Думы, а по федеральным конституционным законам и законам о поправках к Конституции Российской Федерации требуется квалифицированное большинство — 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если в течение 14 дней этот закон не будет рассмотрен Советом Федерации, он автоматически считается одобренным. Однако законы о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, по вопросам финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты Государственной границы, войны и мира, а также конституционные законы и законы о поправках к Конституции Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. Это должен сделать Президент Российской Федерации в течение 14 дней.

Палаты заседают раздельно. Проводятся открытые и закрытые, очередные и внеочередные заседания. По всем вопросам своей компетенции палаты принимают постановления. Каждая из палат для организационного руководства заседаниями избирает председателя и его заместителей.

Основная фигура в Федеральном Собрании Российской Федерации — парламентарий. Это — члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.

Член Совета Федерации — это представитель субъекта Федерации в Федеральном Собрании, уполномоченный осуществлять законодательную власть от имени этого субъекта.


В каждой палате из числа ее членов создаются комитеты и комиссии. Так, в Совете Федерации создано 11 комитетов, в том числе Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и др.

В Государственной Думе действует 27 комитетов, в том числе Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе; Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам; Комиссия по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, Комиссия по регламенту. В Государственной Думе создаются также депутатские фракции и группы.

1. Назовите палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

2. К компетенции какой из палат Федерального Собрания Российской Федерации относится:
-назначение выборов Президента Российской Федерации;
-объявление амнистии;
-законодательный процесс?


В ходе данного урока мы рассмотрим структуру и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, основываясь на 5 главе Конституции России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Федеральное Собрание. Совет Федерации"

Федеральное Собрание – это парламент Российской Федерации, который является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Давайте с вами рассмотрим структуру и полномочия Совета Федерации, основываясь на 5 главе Конституции России.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации, которая состоит из сенаторов. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образован в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства.

В деятельности Совета Федерации во многом проявляется историческая преемственность наиболее демократических традиций осуществления законодательной власти в России.

Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.


В Совет Федерации входят:

· по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти – на срок полномочий соответствующего органа;

· Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, – пожизненно.

Кстати, такое лицо может отказаться от полномочий пожизненного сенатора в добровольном порядке.

· Также в состав Совета Федерации входят не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации (сроком на 6 лет), из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (ими могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности).

Сенаторы Российской Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности сенатора решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации Совету Федерации.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но палаты могут и собираться совместно, например для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.

Совет Федерации проводит свои заседания в главном здании на ул. Большая Дмитровка в Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря.

Заседания Совета Федерации являются открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов.


Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесённые к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Именно они ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации вправе образовывать комитеты и комиссии, которые проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Совета Федерации относятся:

· утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

· утверждение указа Президента о введении военного положения;

· утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения;

· решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил за пределами территории Российской Федерации;

· назначение выборов Президента;

· отрешение Президента Российской Федерации от должности;

· лишение неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий;

· назначение на должность по представлению Президента Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Российской Федерации;

· проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора, заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов Счётной палаты по представлению Президента;

· проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

· прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьёй своих полномочий;

· заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

По всем вопросам, отнесённым к его ведению Совета Федерации Конституцией, принимаются постановления.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Совет Федерации вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Совету Федерации принадлежит и право законодательной инициативы.

Законодательная инициатива – это стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную думу и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

А законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

· федеральных налогов и сборов;

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

· ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

· статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Какую роль играет Совет Федерации в структуре Федерального собрания Российской Федерации?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мы продолжаем с вами работу с конституцией, когда она была принята (декабрь 1993), количество глав (9) , количество(137)

Напомните мне статью 1

Слайд 2 Цели и задачи урока :

на основе документов, статей Конституции Российской Федерации 1993 года изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации;

совершить экскурсию по залам здания Советам Федерации.

Парламент и парламентаризм. Российская Федерация — государство с республиканской формой правления. Это значит, что высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в ней должен быть такой орган ,как парламент.

Вопрос к классу : Когда и где впервые в мировой истории зародился Парламент ? (1265 год в Англии . Палата лордов и палата общин)

Парламент (англ. parliament, фр. parlement от parler — говорить) — общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции. (запись в тетрадь)

Вопрос к классу : Как называется Российский парламент? (Федеральное собрание) на основе конституции ст 94. читаем п 1

Состав Федерального собрания

открываем статью 95 и читаем состав Федерального собрания. Рисую схему

Сколько представителей входит в Состав Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации? (открываем конституцию. Глава 5. статья 95).по 2 представителя от каждого субъекта Р.Ф. …

Членом СФ может быть избран или назначен гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающим согласно Конституции РФ правом избирать и быть избранным. Каков статус члена СФ? Открываем конституцию и читаем (ст 98 Конституции РФ., )То есть у члена СФ по статусу согласно федеральному закону "О статусе:" много привилегий, но и очень много обязанностей и ответственности.

Совет Федерации 1 созыва был сформирован ( в декабре 1993 года прошли выборы в Государственную Думу и Совет Федерации).( запись в тетрадь)

В начале 90-х годов было ясно, что необходимо реформирование органов власти. 5 сентября 1991 года прошел 5, последний Съезд народных депутатов СССР, который обладал верховной властью.

21 сентября 1993 года- указ Б.Н. Ельцина " о поэтапной конституционной реформе и роспуске Верховного Совета".( запись в тетрадь)

Состав государственной думы

Сколько членов входит в Гос думу- 450 депутатов (см. Статью 95).

Депутатом м.б. По статье 97 лицо ,достигшее 21 года.

Заседают 2 палаты отдельно. Их заседания являются открытыми. С. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федера ции, посланий Конституционного Суда Российской Федера ции, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения

Функции Совета Федерации и Государственной думы

Конституция четко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. Так, к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и др.

. (читаем статью 102)

Какие законы Совет Федерации рассматривает в обязательном порядке? Открываем Конституцию Ст.102. Читаем.

К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее ауди торов ,назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии, выдвиижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (читаем 103 статью)

Конституция регламентирует порядок принятия и вступления закона в силу. Далее читаем статью 105.

Процедура принятия зако на в основном сводится к следующему: внесение законопро екта, его одобрение; передача одобренного законопроекта в верхнюю палату; передача законопроекта главе государст ва для получения его санкции, а в случае отклонения (ве то) — преодоление его возражения. После подписания зако на президентом или монархом он публикуется в официаль ном органе (промульгация), что свидетельствует о его вступлении в силу.

В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя.

Они заключаются в ограниченности периода полномочий Прези­дента Российской Федерации шестилетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения от должности, в признании не соответствующими Консти­туции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Консти­туции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы меха­низмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независи­мости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федераль­ными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратеги­ческие направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в слу­чае необходимости корректировать политику Президента с ис­пользованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосно­венности депутатов.

Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от наро­да на основе свободных выборов.

Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Читайте также: