Логический опорный конспект по географии

Обновлено: 07.07.2024

ЛОГИЧЕСКИЙ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
Самохина К.Н.

Одной из проблем современного географического образования является потеря интереса учащихся к школьной географии. Это обусловлено развитием информационных технологий, доступностьюучебного материала благодаря интернету. Одним из способов развития познавательного интереса к предмету является использование учителем логических опорных конспектов в процессе изучения географии.

В настоящее время существует несколько определений логического опорного конспекта:

- опорный конспект - это схематично-развёрнутый, лаконично и чётко изложенный базовый план урока. Он включает основные схемы, рисунки, определения, названия, фамилии, даты, причинно-следственные связи, заключения и выводы по изучаемой теме;

- опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, наглядной схемы, в которой отражаются подлежащие усвоению единицы информации;

- опорный конспект - компактное графическое отображение основного учебного материала урока с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем[3].

Из определений становится понятным, что каждый конспект состоит знаков, схем, определений, рисунков, то есть из особых единиц информации, из опорных сигналов. Основу логического опорного конспекта составляет схема, а о важности различного рода схем в своё время указывал известный советский историк Л. Н. Гумилев. Он отмечал, что схема - целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования, отбросить затемняющие мелочи. Схему усвоить легко, - значит, остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, то есть поставить гипотезы и организовать их проверку.

М ожно выделить основные принципы составления ЛОК:

  • лаконичность (не более 80-100знаков)
  • структурность (должен состоять из блоков)
  • акцентирование основного смысла (цвет, шрифт)
  • унификация условных знаков
  • оригинальность
  • разнообразие

На рисунке 1 представлен логический опорный конспекта по теме « Хозяйство Западной Сибири. Ниже предлагается таблица с разъяснением значения каждого символа (табл.1).

Представленная тема не новая, но актуальная. Актуальность обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.

В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК.

Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предлагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

  • Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
  • Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
  • Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
  • Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.

Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал.

Рассмотрев определение опорного конспекта, выделим основные Принципы составления ОК:

  • лаконичность (не более 80-100знаков)
  • структурность (должен состоять из блоков)
  • акцентирование основного смысла (цвет, шрифт)
  • унификация условных знаков
  • оригинальность
  • разнообразность - монотонность "выключает" внимание;
  • Связь с текстом учебника (можно указывать и страницы)

В хорошей символической схеме учебный материал так подан, что повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и стройность.

  • Сжимает информацию
  • Облегчает понимание новой информации
  • Активизирует учащихся
  • Экономит время
  • Упрощает процесс запоминания новых терминов
  • Наглядно демонстрирует связи между природными компонентами
  • Помогает выделять главное
  • Благотворно действует на психологический климат урока

Виды опорных сигналов

  • Смысловые
  • Ассоциативные
  • Аббревиатурные
  • Графические

Формы опорных сигналов

  • Схемы
  • Таблицы
  • Диаграммы
  • Ассоциативное поле
  • Опорный конспект
  • Алгоритмы

При построении опорных конспектов целесообразно соблюдать ряд условий:

  • Определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися.
  • Разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации.
  • Общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.
  • Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко изобразить на доске и в тетради в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.
  • Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.
  • При построении опорных конспектов по различным темам необходимо соблюдать принцип преемственности в использовании опорных сигналов (ОС) и условных обозначений (УО). Необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.
  • Цвета при раскраске ОС несут особую смысловую нагрузку, они должны соответствовать общепринятым в географии цветам.
  • Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения.

Опорные материалы помогают преподавателю:

Использование опорного конспекта помогает учащимся:

  • освоить основные знания по географии.
  • процесс составления конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания,
  • вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учащихся следить за объяснением материала,
  • многократно повторять его.
  • регулярно используя символы, знаки, сокращения, учащиеся приобретают навыки, полезные для дальнейшего обучения.

Важно научить школьников работать с опорным конспектом.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

Виды работы с ОК

- поэтапное объяснение нового материала учителем;

- самостоятельная расшифровка ОК при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.

- создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами;

- фронтальное закрепление по блокам.

- фронтальный контроль усвоения конспекта;

  • Второе повторение (обобщение и систематизация):

- индивидуальный устный, письменный контроль;

- взаимоопрос и взаимопомощь;

При работе с ОК возможно применение разнообразных методических приемов, которые могут быть выстроены в цепочку:

1. Подробный рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником или другими источниками географической информации. Рассказ ведется по ОК, который является дидактической карточкой.

2. Поэтапное закрепление изученной части при повторном рассказе учителя или методом хорового проговаривания каждого положения, или парным контролем. При этом особое внимание уделяется причинно-следственным связям.

4. Самостоятельная расшифровка ОС при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.

Методика опорных конспектов - перспективный метод ,т.к. развивает логическое мышление, память ,монологическую речь, вырабатывает навыки анализ, раскрывает творческий потенциал и индивидуальные способности учеников.

Применение опорного конспекта позволяет сгладить отрицательные стороны традиционного обучения, т.к. обеспечивает достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

Учебный процесс, построенный с использованием опорных конспектов, предполагает возможность ответа ученика (на первом этапе обучения) по опоре (читает ответ), когда школьник испытывает меньше страха, скованности, дает лучшие результаты. Опора становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминания или воспроизведение заданного, а на суть размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Данная система опроса и оценивания знаний исключает двойку как оценку.

По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.

Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей, использующих данную методику.

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.

  1. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом – будущее. А ведь по большому счету ОК – это реклама учебного материала.
  2. Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект - идеальная Главная страница раздела или темы. Вызывает удивление, что составители электронных наглядных пособий не обратили внимания на эту уникальную возможность ОК.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.

Работать по данной технологии в классах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение по ним - это творческая работа. Но для того чтобы ученики могли использовать листы опорных сигналов и составлять их впоследствии самостоятельно, нужна система. Составление ЛОС (ЛОК) целесообразно как при изучении физической географии, так и экономической.

Хочу поделиться своим опытом работы по данной технологии.

В курсе 6 класса, мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.

В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект.

Уже на протяжении многих лет я использую в преподавании географии ЛОС и ЛОК. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний, как по географии, так и по другим предметам.

Представленная мною тема не новая, но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для нас просто необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.

Цели:

  • Изучить технологию и систематизировать методы составления логических схем.
  • Определить роль логических схем в обучении географии.
  • Совершенствовать учебно-воспитательный процесс через внедрение различных методов составления опорных схем и конспектов.
  • Обобщить опыт работы по внедрению данной технологии.

Введение

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Наглядность на уроке играет большое значение. География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать какой-либо объект, не увидев его своими глазами. Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться и абстрактное мышление.

Наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова), опорные конспекты, моделирование, графические конспекты. Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения. Учитель – это подлинный творец и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические пособия, т.е. изучая и заимствуя опыт коллег.

Первобытный человек, выбивая на скале незамысловатые фигуры, кодировал доступную ему информацию. Человек современный, захлестываемый информационным валом, вынужден пойти по тому же пути. Все обширнее становится пласт знаний, который обозначается символами. Только сейчас это уже не петроглифы на серых камнях, а знаки, высвечивающиеся на экранах мониторов. Изменился характер начертания, иные в них вкладываются смыслы, но суть остается прежней. Мы идем "назад, в будущее"

Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. Использование специальных значков в точных науках считалось делом обычным, но математик В.Ф.Шаталов, предложив свои опорные сигналы, которые нашли место применения и в других школьных дисциплинах. С тех пор уже утекло много воды. Опорный конспект стал настолько хорошо забытым старым, что пришла пора о нем не просто вспомнить, но и дать ему второе дыхание.

Не стоит только повторять ошибок прошлого. Надо исключить саму возможность заявлений о самодостаточности опоры в учебном процессе (всегда целостного и многоаспектного), а любые предлагаемые схемы работы с ним рассматривать как один из многих возможных вариантов.

Чем отличаются эти методы и что в них общего?

2. Основная часть.

В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК. Схемы связей, учителя используют постоянно. Многими учителями предметниками эта технология хорошо разработана и успешно применяются на различных школьных предметах.

Заглянем в историю. Опорные сигналы в системе В.Ф.Шаталова - весьма оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.

Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у школьников. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф.Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах.

Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее прослушанную информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым школьником данного фрагмента.

Что такое ЛОК? Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.

Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал. В ЛОК указываются следующие элементы содержания лекции: главные понятия и их основные признаки; причинно-следственные связи; общие черты характеризуемых объектов; направления развития, каких либо процессов; самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы. Подготовка логических опорных конспектов учителем включает конструирование схемы, показывающей логико-понятийную структуру содержания лекции, т.е. систему основных теоретических знаний, и самые значимые и интересные факты.

Основные требования к ЛОК – лаконичность, структурность, компактность, расположения учебного материала, простота изображения и доступность для понимания; выделение основного материала цветом, величиной знаков; словесная форма отображения учебного материала с использованием сокращений, графиков, диаграмм, стрелок, символов.

Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе. Опорный конспект составляется учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию) или детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст) или совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).

Учитель строит ЛОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками или с помощью комплекта заранее подготовленных транспарантов. Учащиеся же приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части лекции на основе такого конспекта идет краткое повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение ЛОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника. С этой целью на схеме ставятся вопросы: где? Почему?

Объяснение учебного материала по конспекту не превышает в среднем 15-20 минут. В оставшееся время можно разнообразить деятельность учащихся на уроке: поставить конкретную задачу и решить ее, провести анализ карт атласа, поработать с текстом учебника, статистическим материалом и т. д.

Графический конспект – это визуальная интерпретация учебного материала, изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе восприятия рассказа или объяснения преподавателя. Он применяется на занятиях с целью повышения эффективности обучения, а результатом является модель физического процесса или природного объекта.

В отличие от педагогических схем и готовых иллюстраций графический конспект позволяет учащимся составить индивидуальный рисунок, который с легкостью остается в визуальной памяти и воспроизводится на контрольных работах и срезах. Графический конспект составляется поэтапно. Сначала учитель сопровождает изложенный материал рисунком на доске. Затем предлагает школьникам самостоятельно достроить рисунок, основываясь на полученной информации.

Использование в учебном процессе графического конспекта имеет следующие преимущества:

  • Обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса.
  • Построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания.
  • В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены.
  • Графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
  • Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся.
  • Построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.

Моделирование – это особый исследовательский процесс. Благодаря знаково-графической системе оно становится наиболее эффективным учебным приемом, который обеспечивает наиболее быстрое и осознанное усвоение материала, развивает все психические процессы и опирается на психолого-педагогические закономерности обучения.

Моделирование это письменная работа, которую учащиеся выполняют в процессе рассказа учителя или самостоятельной работы. Модель не выполняют заранее, ее выстраивают по ходу работы. В этом ее главное отличие от учебного рисунка и опорной схемы, которые дополняют объяснение учителя и даются в готовом виде. В составлении опорной схемы главное внимание уделяется символическому и словесному способам, а при моделировании подключается рисуночный и графический способы подачи учебной информации, не исключая вышесказанных, тем самым обогащается арсенал средств и способов подачи учебной информации.

Моделирование формирует у учащихся более высокий теоретический уровень мышления, обеспечивает качественный анализ учебного материала, осознанный поиск решения учебных проблем. Моделирование применяется для:

  • Мотивации учебной деятельности;
  • Изучения нового материала;
  • Проверки знаний, умений и их обобщения.

На уроках могут быть использованы различные виды моделей: описательные, конструктивные, эвристические.

Описательные модели дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее. Конструктивные модели больше ориентированы на применение знаний, эвристические – на овладение новыми знаниями, обобщение и систематизацию.

Модель обеспечивает динамичность подачи информации, что позволяет снимать перегрузку психики учащихся. Использование приема моделирования способствует изучению темы более быстрыми темпами, а также обеспечивает полноценное приобретение и применение знаний. Опора на модели облегчает самостоятельное выполнение заданий, выполнение заданий творческого характера.

Работать по данной технологии в классах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение по ним - это творческая работа. Но для того чтобы ученики могли использовать листы опорных сигналов и составлять их впоследствии самостоятельно, нужна система. Составление ЛОС (ЛОК) целесообразно как при изучении физической географии, так и экономической.

Хочу поделиться своим опытом работы по данной технологии.

В курсе 6 класса, мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. (Приложение 1) Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.

В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект. (Приложение 2)

Составление опорных конспектов помогает учителям и учащимся правильно ориентироваться в большом потоке информации при наличии нескольких учебников разнопланового уровня, т.к. нет единого учебного пособия по данному курсу, и приходится пользоваться несколькими учебниками.

В курсе 10-11 класса учащиеся могут работать как по схемам, так и самостоятельно или под руководством учителя составлять опорные конспекты на основе лекционного материала. (Приложение 5 у автора)

Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.

3. Заключение

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.

Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей, использующих данную методику.

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Четырехлетний опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.

  1. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом – будущее. А ведь по большому счету ОК – это реклама учебного материала.
  2. Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект - идеальная Главная страница раздела или темы. Вызывает удивление, что составители электронных наглядных пособий не обратили внимания на эту уникальную возможность ОК.

Внедрение различных технологий обучения не означает, что они заменят традиционную методику предмета. Технологии применяются не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.

1 Применение опорных конспектов на уроках географии

2 Наглядность в преподавании географии имеет первостепенное значение. Когда учитель иллюстрирует свое объяснение на классной доске графически, а ученики вслед за учителем зарисовывают эти несложные рисунки в тетради, происходит запоминание явления, связанного с конкретной деятельностью школьника. Независимо от способностей дети любят рисовать. Задача учителя : не только помочь ученикам создать с помощью штрихи определенные географические понятия, но и научить их мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Уроки, на которых учащиеся рисуют, проходят при высокой их активности, организованности, учащиеся внимательны и дисциплинированны. Все заняты работой.

3 технология опорных сигналов Применение логически опорных конспектов (ЛОК) ЛОК- компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем Требования: * лаконичность, структурность, компактность расположения учебного материала, простота.*выделение основного материала цветом, величиной знаков.*словесная форма отображения учебного материала, с использованием графиков, диаграмм, стрелок,символов применение графических конспектов Визуальная интерпретация учебного материала изложенного учителем и выполняемого учащимися в процессе рассказа или объяснения преподавателя Требования:* предыдущие (для ЛОКов), *составление поэтапного конспекта, но с большей долей самостоятельной работы, выполняемой обучающими

4 Преимущества использования опорных конспектов: 1. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса 2. Требует полной мобилизации и усиленного внимания 3. Конспекты служат средством познания изучаемых объектов,формируют творческое мышление 4. Позволяют не только организовывать коллективную деятельность на уроке всех учащихся, но и оценить работу каждого ученика 5. Это один из приемов самостоятельного приобретения знаний

5 Преимущества графических конспектов: обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Это проблема усугубляется когда монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. А выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса. построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания

6 В опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно- следственные связи, которые в природе не выражены Графический конспект - один из приемов самостоятельного приобретения знаний Опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления у обучающих

8 Новые веские аргументы в защиту опорного конспекта. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему но выразительным, умело составленным текстом - будущее. А по большому счету опорный конспект ( ОК)- это реклама учебного материала Информация ОК не захлестнет ученика! Широкое применение компьютеров в жизни! Компактная опора весьма органична на экране монитора. ЕЁ легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. ЛОК и рисунки остаются современными в обучении!

9 Ветер. Муссоны. 6 класс

11 Тема урока: План местности Вставить объект с атласа Синий цвет Зеленыйкоричневый План –(плоскость) – изображение небольшой части земной поверхности сверху, в уменьшенном виде, при помощи условных знаков. Условные знаки - азбука ка р ты (плана) Масштаб- число, которое показывает, во сколько раз расстояние на плане меньше, чем на местности численный именованный линейный ВИДЫ МАСШТАБА 1: 1000В 1 см. – 10 м._10___0___10__20

12 Население и хозяйство. 9 класс ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ Отрасли производственной сферы ( примеры отраслей) Отрасли непроизводственной сферы (примеры отраслей) Средства производства: Отрасли, производящие Предметы потребления: Отрасли, производящие

14 Научный комплекс России Главная задача- Общее число занятых- Виды организаций: Особенность отрасли: Проблемы: СОСТАВ Н/К: География научных центров (работа с картой) Технополисы ( понятие, работа с картой)

15 Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России ТЭК (40%) топливная Нефтянаяугольнаягазовая электроэнергетика ТЭС, ТЭЦ, ГЭС, АЭС, нетрадиционные типы электростанций ТЭК – это___________________________________________________ Проб лемы ТЭК Топливно- энергетический баланс

16 Геологическое развитие территории России. 8 кл. Байкальская горы Прибайкалья, Забайкалья) Каледонская (Саяны).. Герцинская (Урал Бырранга) Ларамийская скл.(Д.Восток) Киммерийская скл.(Верхоянский хребет) Щиты, платформы/плиты/ (Балтийский щит, Восточно-Европейская плат.) Курило-Камчатская ветвь (Тих.Океанское кольцо) Альпийско-Гималайская скл. (Кавказ) Кайнозойская (64,8 млн.лет) Архейская эра (2000 млн.лет) Палеозойская эра (345 млн.лет) Мезозойская эра (170 млн.лет)

17 Зависимость между компонентами природы в зоне тундры Географическое положение: Климат: Рельеф : Внутренние воды : Природная зона Почвы : Растительность:Животный мир : Хозяйственное использование человеком:

18 Этапы геологической истории развития Земли. 7 кл. Появление человека 1.8 млн. лет назад Геологический Начало жизни 3.5 млрд.лет назад Геологический Формирование горных пород и литосферы 4.6 млрд.лет. назад Геологический Образование атмосферы и гидросферы млрд.лет назад Планетарный период Зарождение Земли 7 млрд.лет назад Планетарный период

19 Виды транспорта наземный водный воздушный Транспорт и окружающая среда : отрицательное воздействие __________________________________________________________изменения и перспективы развития транспорта:____________________________________

20 Рельеф Северной Америки 123 Возраст, геология Высота, м Формы рельефа, названия Полезные ископаемые Вывод:_________ _______________ _______________ _______________ _______________ Почему Кордильеры расположены на западе материка?_________ Какое влияние оказало древнее оледенение?___________________ Д/З контурная карта. Нанести рельеф и полезные ископаемые учительский портал

Читайте также: