Стиль как интонируемое миросозерцание 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 6 (33). Стилевые взаимодействия

Учебник для 9 класса, § 20, с. 107—110

Планируемые результаты учебной деятельности

Метапредметные :

— осознание плодотворности взаимодействия традиций и новаторства в современном искусстве.

Личностные:

— личностное ценностное осознание безграничных возможностей музыки.

Предметные:

Форма проведения занятия: Урок-дискуссия о взаимодействии и взаимовлиянии академических стилей и направлений современной массовой культуры.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Песенный материал: Повторение избранных любимых песен прошлых уроков.

Формы педагогического контроля: Контроль участия в дискуссии о взаимовлиянии традиций и новаторства в современном искусстве. Контроль смыслового прослушивания, обсуждения, слухового анализа музыкальных произведений. Контроль знания черт творческого облика А. Шнитке.

1. Организация урока. Актуализация знаний. Мотивация

- Назовите стиль прозвучавшей музыки.

- Каковы функции рок-музыки?

Ответы учащихся.

- Какие стили современной музыки вам ещё известны?

Предполагаемые ответы учащихся: Современная популярная музыка - эстрадная музыка, мюзикл, поп-музыка, шансон, традиционная эстрада, рэп, хип-хоп.

- Ваш список стилей современной популярной музыки можно продолжить: кабаре, менестрель-шоу, мюзик-холл, регтайм, лаунж, госпел-поп и многие другие. А вот рэп-музыка является жанром хип-хоп-музыки, хоть приверженцы этого музыкального направления и называют его стилем жизни и способом самовыражения молодого поколения.

Но часто современные музыканты не придерживаются определённых рамок какого-либо жанра музыки или стиля. Тем более, благодаря стремительному развитию стилей современной массовой музыки, эти рамки не имеют ярко выраженных границ.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова известного советского и российского композитора?

Когда говорит радио, в то время когда кто-нибудь наверху громко включает телевизор, а по соседству играют бит-музыку. я думаю о том, что, может быть, моя задача - закрепить весь этот стилистический калейдоскоп, чтобы суметь что-то отразить из нашей действительности.

А. Шнитке, композитор, музыкальный педагог и музыковед

Сегодня мы с вами поговорим о разнообразии современной музыкальной жизни, об объединении и пересечении старых и новых стилей и жанров, о взаимодействии и взаимовлиянии академических стилей и направлений современной массовой культуры, прослушаем современные аранжировки произведений классического репертуара.

3. Введение в тему урока . Стили современной музыки

Жанр (от франц. genre – род) в музыке имеет широкое понятие, которое определяет какой-либо вид произведения. Стиль же связан с самим языком, с тем, как музыкант себя выражает.

Рассмотрим самые основные и широко используемые стили современной музыки:

1) Народная музыка

Термин для данного типа музыки (folk music - англ.) получил широкую известность в конце прошлого века для определения народной музыки в различных культурах мира. Естественно, сам вид зародился гораздо раньше и является одним из первых в музыке. В свою очередь, в нём прослеживаются три основных жанра: инструментальный, песенный и танцевальный.

2) Блюз

Инструментальные пьесы в этом стиле порой успешно исполнялись и оркестрами.

Сама эта музыка появилась ещё до того, как ей было дано такое необычное название. Полнозвучный стиль буги-вуги появился из-за необходимости нанимать пианистов взамен оркестров в недорогих придорожных кафе, сельских закусочных, барах и прочих местах, где развлекали публику на вечеринках и приёмах. В моду начала входить синкопированная, энергичная музыка, соответственно менялась и манера игры салонных музыкантов, исполнявших до этого спокойную и тихую музыку. Чтобы заменить целый оркестр, пианисты изобретали разные способы ритмичной игры. В конечном итоге это было расширено от фортепиано до фортепианного дуэта и трио, гитары, биг-бэнда, кантри и западной музыки и госпела.

В то время как стандартный блюз традиционно выражает различные эмоции, буги-вуги в основном ассоциируется с танцами.

Р. Гуттузо. Буги-вуги в Риме

https://tunnel.ru/media/images/2017-10/post/110740/4.jpg

Джазу, основанному на блюзе, характерны огромная зажигательность и импровизация. Основной чертой этого стиля является полиритмия, основанная на синкопированном ритме. Джаз является элитарной музыкой, которая развивалась благодаря освоению музыкантами новых моделей ритмики и гармонии. Некоторые жанры джаза можно отнести к профессионально-академическому направлению. Например, кул-джаз и бибоп.

В середине XX века в США появился рок’н’ролл. Данный стиль сочетает в себе невероятное смешение огромного, и как кажется на первый взгляд, несовместимого количества жанров. Отличительная черта рок’н’ролла – чёткий ритм и откровенно раскованное исполнение. Границы рок’н’ролла значительно расширялись, в силу чего появилась рок-музыка – абсолютно самостоятельный, новый стиль.

6) Рок-музыка

7) Электронная музыка

Данный вид музыки объединяет произведения, созданные с помощью электронных технологий и инструментов, в основном специализированных компьютерных программ и синтезаторов. Утвердился во второй половине XX века и объединяет в себе обширный спектр различных жанров и поджанров. Музыка композиторов, использующих современные компьютерные технологии, относится к академической электронике.

В 1979 году в США в афроамериканской среде зародился новый стиль в музыке – хип-хоп. Два элемента: рэп (чётко рифмованный ритмический речитатив) и ритм, который задаёт ди-джей (в основном партии баса и синтезатора) – являются основой стиля. Хип-хоп, как и многие из перечисленных выше стилей, также имеет огромное количество жанров и поджанров.

Все эти стили современной массовой музыки очень популярны. Мы, возможно, не назвали каких-то отдельных подвидов, но в основном раскрыли вопрос, какие стили есть в современной музыке. Всё выше перечисленное – это основа, стержень и именно то, от чего отталкиваются современные композиторы и музыканты при создании своих произведений. Благодаря этой основе и перемешиванию уже имеющихся музыкальных стилей появляются абсолютно новые направления, но всё же проследить в них истоки вполне реально.

4. Работа по теме урока

2) Творческий облик А. Шнитке


А. Шнитке

Альфред Шнитке (1934–1998) — российский композитор второй половины XX в. Окончил Московскую консерваторию, позже преподавал в ней инструментовку. Освоил разнообразные новаторские техники композиторского письма.

Его собственное творчество явилось подтверждением открытости современной музыки различным временам, идеям и стилям.

«Его музыка, написанная преимущественно в кантатно-ораториальном и инструментальном (включая балеты и оперы) жанрах, привлекает внимание современного слушателя парадоксальным сочетанием непосредственности и изобретательности, экспрессивности и доступности.

Среди главных тем творчества Шнитке — судьба культуры, искусства, художника в современном мире, влияние современной цивилизации на душу человека.

Шнитке написал много популярной музыки к кинофильмам и спектаклям.

3) Современная обработка классической музыки


Ванесса Мэй

Ванесса Мэй (фото с концерта Лучано Паваротти; Лондон, Гайд-Парк, 2001 г.)

Ванесса Мэй. Фото с концерта Лучано Паваротти; Лондон, Гайд-Парк, 2001 г.

3) Взаимодействие различных стилей в рамках концертной жизни

Сближение происходит и в рамках концертной жизни: речь идёт о творческих дуэтах исполнителей, принадлежащих к разным видам музыкальной культуры.

Монсеррат Кабалье — испанская певица (сопрано). Кабалье родилась в 1933 г. в Барселоне. Одна из самых выдающихся певиц 60—90-х гг. XX в. Кабалье исполняла главные партии в операх Моцарта, Доницетти, Беллини, Россини, Верди, Пуччини, Р. Штрауса. Регулярно выступала в театре Метрополитен-опера.

Эта песня стала гимном, лейтмотивом летних Олимпийских игр в Барселоне (Испания) в 1992 г. На открытии Игр песню должны были исполнить Фредди Меркьюри и Монсеррат Кабалье, однако за год до этого события знаменитого певца не стало. На церемонии открытия Олимпиады в Барселоне Монсеррат Кабалье на сцену не вышла.

Дуэт, получивший всемирную известность и признание, одновременно стал символом того, что различные, притом весьма далёкие современные музыкальные стили вполне способны к творческому взаимодействию. 5. Вокально-хоровая работа: Повторение избранных любимых песен прошлых уроков

Таким образом, в последние десятилетия 20-го века процесс стилевых сближений стал особенно заметным: музыка всё чаще выходит из своих традиционных пределов, вступая во взаимодействия не только с другими видами искусства, но и с другими типами культуры.

Слушая необычные творческие дуэты и ансамбли, современные аранжировки классической музыки, мы можем наблюдать, как рождаются новые музыкальные жанры, соединяя в себе то, что подчас кажется несоединимым.

Музыка снова нам доказывает, что её возможности безграничны.

7. Рефлексия. Вопросы и задания

1) Считаешь ли ты плодотворным взаимодействие различных стилей в современной музыке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты.

Личностные:

— понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке.

Предметные:

III ЧЕТВЕРТЬ

Урок 8. Вечные сюжеты

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— понимание вечности и современности тем и сюжетов в искусстве, воплощающих категории добра, истины, красоты.

Личностные:

— понимание этического значения и эстетического совершенства воплощения вечных сюжетов в искусстве XX в. на примере мифа об античном герое Спартаке.

Предметные:

Учебно-дидактическое обеспечение:

Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Чем отличается наша современность от предшествующих эпох? В чём её объективные преимущества и недостатки?

При ответе на вопрос привлекайте знания из области истории, литературы, искусства.


К. Юон. Утро индустриальной Москвы. 1949 г.


Ю. Пименов. Даёшь тяжёлую индустрию. 1927 г.

При бесспорной устойчивости технического культа в искусстве – а он просуществовал достаточно долго – всё же каждый значительный художник рано или поздно снова возвращался в чистое лоно живой природы и живых чувств. Ведь в искусстве, как и в жизни, есть своего рода моды, господствующие направления, знание которых составляет неотъемлемую часть профессионализма художника.

Спустя годы, когда притягательность модных течений уступает место спокойному и зрелому поиску собственного пути, художники возвращаются к вечным категориям добра, истины, красоты. Эти категории могут выражаться по-разному: в обращении к вечным сюжетам, образам, к историческим преданиям, заключающим глубокую мудрость.

Работа по теме урока

Личность и творчество А. Хачатуряна


А. Хачатурян. 1903-1978 гг.

Арам Хачатурян — армянский композитор XX в. Родился в Тифлисе, с детства импровизировал на фортепиано, но профессионально начал заниматься музыкой только с 19 лет, после переезда в Москву. Окончил музыкальное училище Гнесиных и Московскую консерваторию. В своём творчестве объединял мелодику армянских народных песен и танцев с европейскими композиторскими приёмами.

А. Содержание

Древний Рим предстаёт в балете как пышный многоликий город, отмеченный и величественной архитектурой (действие разворачивается на площади у Триумфальной арки), и богатством человеческих персонажей. Гладиаторы, патриции, рабы, легионеры, пираты, торговцы и простые горожане – такова пёстрая картина жизни рабовладельческого Рима, этого города контрастов, сочетающего и подлинное величие, и глубокую нищету.

Гладиатор – в древнем Риме – боец из рабов или военнопленных, сражавшийся на арене цирка или с другим бойцом или с диким зверем.

Патриций – аристократ в Древнем Риме.

Легионер – солдат легиона. Легион в Древнем Риме – крупная войсковая единица.

Колизей - амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени.


Б . Беллотто. Вид на Колизей


Ж.-Л. Жером. Смерть гладиатора

Сюжет, положенный в основу либретто, повествует о восстании рабов против римских поработителей и его жестоком подавлении. Олицетворение представителей роскошного и могущественного Рима мы видим в образах жестокого и коварного полководца Красса и его наложницы-куртизанки Эгины. Другая сюжетная линия воплощается в образах пленённых рабов в лице их вождя – исполина Спартака и его преданной возлюбленной Фригии.

Подробнее содержание балета см. в Приложении.

Б. Слушание и музыкальный анализ

В основе наиболее значительных номеров балета – подлинные исторические факты. Именно с ними связана та неповторимая атмосфера исторической эпохи, которая пронизывает всю музыку балета, несмотря на современность её языка. Причём дух времени, красочно и выразительно показанный в балете, отмечен яркой эмоциональностью, живыми и многообразными чувствами.

Примечательно, что композитора волнует совсем не зрелищность, столь ценимая древними римлянами во время боёв гладиаторов. Он обращает внимание на другое – ценою потехи патрициев в развращённом городе становится жизнь человека.


В. Работа над нотными примерами

Нотный пример 29 выражает чувства противоположные — восторг любви, гимн горячему человеческому чувству. Адажио Спартака и Фригии основано на светлой певучей мелодии в верхнем регистре, изложенной полнозвучными аккордами. Пышная объёмная фактура основана на совместном звучании низкого и высокого регистров с заполненным широкими аккордами средним регистром. Мажорный лад, громкая динамика придают музыке черты ликующего гимна.

1) История создания песни

Максим Исаакович Дунаевский (род. 1945 г.) – советский и российский композитор, Народный артист России. Сын композитора Исаака Дунаевского и балерины Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова и Московского театра оперетты Зои Ивановны Пашковой.

Текст песни:

На волоске судьба твоя,

Враги полны отваги,

Но, слава богу, есть друзья,
Но, слава богу, есть друзья

И, слава богу, у друзей есть шпаги.

Когда твой друг в крови,
А ля гер ком, а ля гер(о),
Когда твой друг в крови,
Будь рядом до конца!
Но другом не зови, -
На войне, как на войне, -
Но другом не зови
Ни труса, ни лжеца.

И мы горды, и враг наш горд,
Рука, забудь о лени!
Посмотрим, кто у чьих ботфорт,
Посмотрим, кто у чьих ботфорт,
В конце концов, согнёт свои колени.

Противник пал, беднягу жаль,
Но наглецы несносны.
Недолго спрятать в ножны сталь,
Недолго спрятать в ножны сталь,
Но гордый нрав не спрячешь в ножны!

Мы увидели, что в XX и XXI веках композиторы по-прежнему обращаются к вечным темам, которые продолжают звучать в современной музыке, освещая лучшие её страницы.

6. Рефлексия. Вопросы и задания

Что, по-твоему, даёт основание считать сюжет о восстании Спартака вечным сюжетом?

Из книги: Балетные либретто: краткое изложение содержания балетов. М., 2002. 208 с.

Цель урока: первоначальное знакомство с музыкальными стилями.

Задачи: попытаться выявить характерные черты разных музыкальных стилей, связь музыкального языка, формы и содержания произведений.

Предлагаю послушать музыкальные фрагменты и обменяться впечатлениями.

Звучат фрагменты: Увертюра “Эгмонт” и “Порыв” Шумана.

– Что вы можете сказать об услышанной музыке?

Ответы: – первое произведение строгое, героическое…..

А второе мечтательное, нежное, взволнованное …

Вы правы. Эти произведения различны и по исполнению, строению, музыкальному языку. Потому что они разные по СТИЛЮ.

Произведения эти написаны знакомым нам композитором Л. Бетховеном и другим немецким композитором Робертом Шуманом.

Сегодня на уроке мы поговорим о стилях музыки.

А где вы встречались с этим понятием СТИЛЬ?

Ответы: в одежде, например.

– А какие стили одежды вы знаете?

Ответы:– Классический, романтический, спортивный…

– Так вот, эти стили существуют не только в одежде, но и в искусстве, архитектуре.

Попытаемся разобраться в музыкальных стилях.

  1. Совокупность приёмов и признаков, характеризующих искусство определённого времени и направления или индивидуальная манера художника, композитора в отношении идейного содержания и художественной формы.
  2. Совокупность приёмов использования средств языка, характерная для какого – либо писателя или литературного произведения, направления, жанра.
  3. Манера вести себя, говорить, одеваться.

Произведение Бетховена “Эгмонт” – рассказывает о борьбе нидерландского народа против захватчиков. Борьбу возглавляет граф Эгмонт. Он погибает, но послушаете и ответьте, как заканчивается увертюра?

Слушание увертюры полностью.

(Слайд №2), (слайд №3)

– настроение героическое, характер целеустремлённый, веришь, что цель достигнута. Яркий финал – подтверждение этому.

Учитель: Форма произведения крупная, в произведении строгие пропорции, всё подчинено одной цели, динамика яркая. Всё это характерно для классического стиля в музыке. (Слайд№4)

Классицизм (образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX в. Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции – все эти качества отличают творения видных представителей классицизма.

Классики переосмыслили и заставили зазвучать по – новому все музыкальные жанры и формы. Произведениям присуща целеустремлённость: в них отчётливо различаются конечная цель музыкального движения, его итог. Все части произведения находятся в строгом равновесии.

Все эти черты мы слышали в музыке Бетховена.

Обратимся к другому музыкальному произведению.

Слушание “Порыв” Шумана.

– можно ли говорить об одном настроении?

– что происходило с героем?

– как композитор выразил это?

Ответы: в произведении не было единого настроения, оно менялось, динамика тоже разная.

У: Вы почувствовали, что это совсем другое произведение по характеру. В произведении происходит смена образов. На смену первоначальному, страстному и порывистому музыкальному высказыванию приходит эпизод поэтического, трепетного характера. Его звучание не столь бурно и энергично, как в первоначальном фрагменте.

Это можно сравнить с затаённой мечтой, далёкой и прекрасной, к какой устремлён порыв в первоначальной теме. Образ близкого, настоящего, живого, реального – и далёкого, овеянного дымкой романтической мечты.

Это произведение – яркий пример романтического музыкального стиля. Для этого стиля характерно было – показать тонкий внутренний мир человека, его душевные переживания, часто противоречивые (быстрая смена настроения, динамики, характера музыки.)

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -1-й половины XIX в. Чуткое, тонкое и глубокое выражение внутреннего мира человека, его душевные переживания – главное завоевания романтической музыки.

Каждый музыкальный стиль имеет характерные черты.

Итак, мы познакомились с разными музыкальными стилями, выявили характерные черты каждого из них,

В будущем мы продолжим разговор об этом.

К уроку: фото для презентации взяты из интернет ресурсов, использован материал учебника “Музыка” авт.Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Музыкальный материал урока:

И.С. Бах Прелюдия c-moll; Хоральная прелюдия для органа e-moll;

Ход урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы проведем музыкальное расследование- от незнакомой нам музыки к имени ее автора.

Прослушивание Прелюдии c-moll И.С. Баха

-Что увиделось вам в звучании музыки? (Струящаяся вода.)

-Каково настроение? (Печаль, сосредоточенность, сдержанность.)

-Чье это настроение-природы или человека? Вообще, есть здесь человек? (Да, есть, он там, где появляется мелодия. Настроение печали-это настроение и человека, и природы.)

-Дала ли музыка какую-то информацию о человеке? (Это мужчина, пожилой, мудрый, он размышляет.)

-Каков строй его мыслей: бытовой, романтический, батальный, философский или иной? (Философский. Герой где-то у воды- у озера, у реки, может быть, у фонтана. И мысли его, скорее всего, обычные для пожилого человека- о быстротечности не только воды, но и жизни.)

-Хотелось бы вам, чтобы к портрету героя, данного инструментальной музыкой, прибавились слова? (Здесь нет голоса, так гармоничнее.)

-И все-таки попробуем подобрать слова. Возьмите ручки и попытайтесь в тетрадях облечь в слова размышления этого человека.
Повторное слушание музыки, учащиеся делают записи в тетрадях.

Кто хотел бы озвучить мысли нашего героя?

Дети под руководством учителя отмечают работы, наиболее яркие по содержанию и эмоциям.

-А какой характер у этой музыки- импровизационный или она выстроена по строгим законам теории? (Есть и то, и другое.)

-Теперь я предлагаю послушать следующее стихотворение:

Если ты рядом, я с радостью

Встречу смерть и вечный покой.

Как счастлив был бы я, если при кончине

Твои прекрасные руки

Закрыли бы мои верные глаза.

Всегда, когда я раскуриваю мою трубку,

Набитую хорошим табаком,

Для удовольствия и препровождения времени,

Она вызывает во мне грустные представления

И указывает мне,

Что я, в сущности, схож со своей трубкой!

Она сделана из той глины и земли,

Из которой происхожу я сам

И в которую когда-либо опять превращусь.

Трубка упадёт и разобьется,

В руке моей останется только разбитый черепок:

Такова и моя судьба.

Разминая пальцем горящий табак в моей трубке

И обжигаясь, я думаю:

«О,если уголь причиняет такую боль,

-Как вы думаете, мог бы герой этого стихотворения оказаться тем философом у воды, с которым мы познакомились ранее?(Похоже, это действительно он)

-Было в стихах что-то, что могло бы дополнить наше представление об этом человеке?(Да. С ним рядом есть любимый человек, с которым он счастлив. Он осмысливает каждое мгновение своей жизни, он фантазёр, логик, человек наблюдательный, очень религиозный)

-Предполагая, что автор стихов- искомый нами композитор, попробуем найти жанры музыки, близкие ему по духу.(Может быть, духовная музыка)

-Тогда с какими исполнителями будет связана эта сфера?(С хором, с органом)

Слушание части Хоральной прелюдии e-moll для органа И.С.Баха.

-Могло ли данное произведение быть сочиненным нашим композитором? (Да, вполне.)

-Кто выступал в роли исполнителя? (Орган.)

-Вы знаете, как сложно устроен такой инструмент, как орган. Чтобы сочинить музыку для него, надо очень хорошо знать выразительные возможности этого инструмента. О чем это говорит? (О том, что автор сам владел игрой на этом инструменте.)

-Вы знаете, что музыка всегда несет в себе некую информацию. Можно предположить, что в данном произведении есть отражение мировоззрения автора? Чтобы это понять, надо дослушать произведение до конца и обратить внимание на форму, в которой написано это произведение.

Хоральная прелюдия звучит целиком.

(Форма произведения подсказывает: она двухчастна, первая часть звучит мощно и сильно благодаря аккордам и очень громкой звучности; вторая часть- жалобная, тихая, ее исполняют отдельные инструменты.)

-Эти отдельные инструменты- регистры органа. Что вы могли увидеть благодаря этой музыке? (Большой красивый готический храм, орган в резной деревянной оправе, много людей, идет служба.)

-Судя по всему, вы нарисовали католический храм. А во время службы в нем поет хор. Является ли это произведение частью службы? (Нет, здесь нет хора.)

-Но вы же сами сказали: сопоставляется что-то сильное, мощное, от себя добавлю –грозное, всемогущее, а рядом с ним- жалкое, слабое, просящее. Что же отражает музыка? (Да это же Бог и человек перед ним! Отсюда звучание всего органа как всесилие Божества, а отдельные регистры инструмента- люди, пришедшие просить Господа о милости к ним. Может быть, они стоят на коленях.)

-Попробуйте увидеть нашего героя в храме, найдите ему место, обрисуйте его фигуру, то, как он выглядит.

Звучит начало и фрагмент середины Хоральной прелюдии.

(В первой части музыки он поднял голову, с надеждой глядя наверх; во второй голова его опущена, он погружен в молитву. Нет, он же за органом, его лицо торжественно. Он как бы видит Бога.)

-Так или иначе, они рядом- Бог и человек. А теперь- кто он: религиозный человек, органист, великий талантливый композитор? (Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.)

Ну как бы вам сказать,

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Еще нам е являлась благодать.

Какое равновесие страстей,

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века душе моей!

-Величественная картина! Она нарисована крупными мазками: ночь окутавшая город звездное небо, плывущее в волнах органной музыки, огонек и свечи и- Бах, творящий музыку, средство для понимания мира и самого себя. Люди всегда воспринимали независимость личности Баха как непознаваемость Вселенной, именно поэтому астрономы однажды назвали именем композитора вновь открытую малую планету.

Иоганн Себастьян Бах был человеком, опередившим свое время, именно поэтому его музыку не поняли современники. Зато живущие в следующих эпохах снимают перед ним шляпу. Бах написал много духовной музыки, месс и других произведений. Это был глубоко верующий человек. У него была большая семья, много долгов и много трудностей, которые преследовали его всю жизнь. А кто или что может поддержать человека в трудные времена? (Друзья, родные.)

-А вот еще одно произведение.

Сталь подчиняется покорно,

Ее расплющивает молот,

Ее из пламенного горна

Бросают в леденящий холод.

И в этой пытке многократной

Рождается клинок булатный.

Так и мое пытают сердце:

Воспламеняют нежным взглядом,

Но стоит сердцу разгореться-

Надменным остужают хладом.

Паду ли я в пучине страсти

Иль закалят меня напасти?

- О чем идет речь в этой песне, здесь идет речь о становлении стального клинка? (Нет, это только метафора. Речь идет о становлении человеческой личности.)

-Можно ли это произведение считать баховским творением? (Смысл песни близок Баху, но музыка совсем другая, другого времени и стиля.)

Читайте также: