Старинный русский быт конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с далёким прошлым наших предков. Тема нашего занятия - внутреннее убранство русской избы.

Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!

У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.

Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.

Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.

- От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Расположить карточку на схеме.

Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. Расположить карточку на схеме.

- Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы дете ) Найдите нужную карточку. В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Положите карточку с изображением на схему.

Какае карточка у вас осталась? (Ответы детей). Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.

Итак, вы все заполнили свои схемы, познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова.

Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.
Летом спит
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.
Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.

За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!

Пословицы о доме и семье
- Без хозяина дом – сирота.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
- Коли в семье лад, так ненадобен и клад.
- Мир в семье любовью держится.

Цель: Ознакомление с внутренним убранством старинной крестьянской семьи.

Образовательные: Познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари.

Развивающие: Развивать интерес к народным обычаям через знакомство с бытом крестьян, убранством избы. Расширять словарный запас по теме. Обогащать словарь детей словами: горница, сундук, самовар, ухват, ларь, ложки, чугун, т. д.

Воспитательные:Воспитывать любовь и уважение к народным традициям,истокам русской культуры. Приобщать к культуре своего народа.

Предварительная работа: разучивание пословиц и поговорок, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: Предметы русского быта: сундук, прялка, скатерть кружевная, старинная посуда, ложки деревянные, чугунок, ноутбук,записи музыкальных произведений.

Содержание организованной деятельности:

1. Организационный момент:

(Звучит музыка, в группу заходят дети, встают в кружок)

Воспитатель: (приветствует детей) Здравствуйте, гости дорогие! Много гостей, много и новостей. Из каких краёв будете, как страна называется в которой выживёте?

Дети:Россия. Основная часть.

Воспитатель: В старые давние времена наша страна не Россией звалась, а Русью.

НастяЛомакина:Русь деревянная- края дорогие

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

(Дети садятся на лавочку)

Приглашаю вас заглянуть в добрую избу, старину русскую, старину древнюю.

Воспитатель: А вы знаете, почему Русь деревянной называли?

Дети: Всё строили из дерева.

Воспитатель: Давным – давно, на Руси люди строили себе жилища из брёвен.

Такие дома называли избами. И всё -то в ней было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и многое другое. Изба состояла из большой комнаты, поделённой на перегородки.

Или как раньше говорили на куты. А как вы думаете, что главное в деревенской избе? Но прежде чем вы ответите, послушайте загадку:

Стоит Матрёна, здорова, ядрёна, пасть открывала, что дают глотала. (Печь.)

Воспитатель:Между печью и стеной находился стряпной или бабий кут. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка – деревенская кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети:В русской печи готовили кашу, щи, пекли хлеб, пироги.

В русской избе были предметы- помощники по хозяйству, а какие это предметы мы сейчас узнаем.

Выпускает жаркий пар

Древний чайник…

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая деревенская семья, пили чай горячий с медком, с пирогами, блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта, и семейного покоя.

Пословица: С самоваром – буяном чай важнее, беседа веселее.

Что хозяйка в печку ставит?

Кто из вас ребята знает? (Чугунок)

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи чугунок?

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людямотдает, А сам на отдых идёт. (Ухват)

Возле русской печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок со щами, вкусной кашей. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте кто?

Много лет терпел,

Много душ кормил

Под плетнём очутился.

Пословица: Хоть горшок один да сам себе господин, без него никуда.

В горшках варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького до большого вмещавшего 2-3 ведра воды.

Воспитатель: Следующий предмет- помощник:

Всех кормлю, а сама безротая.

Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматнее и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжёшься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок,каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, берёзы и клёна. У каждого члена семьи была своя ложка. И в гости всегда ходили со своей ложкой.

А ещё в старину ложки на Руси были музыкальным инструментом.

(Играет музыка «Ах, вы сени мои сени. Двое мальчиков играют на ложках.)

Дети встают на ноги и приплясывают.

Дети хлопают артистам.

Воспитатель: Долгими зимними вечерами хозяйки на ней пряли пряжу- нитки. А затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Чем больше я верчусь,

Тем, тем больше я толстею.

В гребень шерсть она берёт,

Тонкой ниточкой пушистой,

Деткам пряжу отдает

Воспитатель:Дети, а в старину ещё были сундуки. Сундук - это большой ящик, окованный и закрытый на замок использовался для хранения одежды и утвари. Здесь же стояли лавки, а под ними хозяин хранил свой инструмент. Сундуки стояли на виду, чем больше сундуков, тем богаче считались хозяева.

Дети: стол, лавки.

За столом собиралась вся семья. У каждого было свое место. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.

В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.

А ещё в старину был обычай :

переезжать в новые дома в определенный день. 14 сентября, в Семенов день, праздновали новоселья. Созывал гостей на праздник сам хозяин. Сценка (показ обычая)

Выходит Вова Кечин зазывает гостей:

На пороге появляется Настя Ломакина с кошкой:

Воспитатель: Теперь ты матушка переступи порог. (Хозяйка метет веником и читает стих) :

Нашей кашей угощаем,

Чтобы дом наш охранял,

Наше счастье умножал.

Вот тебе дедушка-соседушка

Пристанище из нашего старого дома.

(Ставит веник возле печки.)

Затем заходят Алё на с Полиной:

Алё на: Это вам на добро в новом доме. Проносят хлеб на рушнике ставят на стол.

(затем все присаживаются на лавочку).

Родители присылали молодой семье корову и коня. Гостей было принято встречать с поклоном и ласковыми словами. Все званные гости сходились в новую избу к обеду, пиршество заканчивалось к вечеру с большими проводами гостей.

Ну вот и подошло к концу наше знакомство с бытом на Руси. А хорошо ли вы слушали и запомнили старинные слова. Вот вам клубочек с ниточкой путеводной. Клубок друг другу передавайте, да при этом слово старинное вспоминайте, что запомнилось, вам больше других. Начнём с меня- ухват….

(Ребята называют по очереди старинные слова)

Что нового узнали о быте крестьян на Руси?

Что вам показалось трудным в крестьянской жизни?

Чем наша жизнь отличается от жизни в древней Руси.


Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом. Давно - давно в стране, где мы живём, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сёл. А были одни только поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. В те далёкие времена основным строительным материалом было дерево, а самым распространённым населённым пунктом – деревня. Дерево было самым популярным материалом, потому что его было просто обрабатывать и стоило оно недорого. Из дерева рубили избы и крепости, наводили мосты, ладили сани, и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колёса, резали миски, ложки, детские игрушки.

Содержимое разработки

Знакомство с укладом и бытом людей на Руси.

Воспитатель В.Н. Машнёва.

Цель: Познакомить детей с народным бытом и занятиями людей.

Формировать представление об особенностях жизни русского человека.

Знакомство с лучшими национальными качествами: доброта, трудолюбие, открытость, гостеприимства, хлебосольства.

Учить правильно, называть новые слова.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим.

Воспитывать желание узнавать что-то новое о жизни других людей.

Развивать речь за счёт слов обозначающих предметы быта.

Развивать разговорную речь.

Обогащение словаря: изба, лежанка, лучина, кувшин.

Оборудование: картинки.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Настрой на работу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко заглянуло к нам в окно… Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение?

Дети: Весёлое, радостное…

Воспитатель: Как вы думаете, надо ли поделиться своим прекрасным настроением с окружающими нас людьми?

Дети: Конечно.

Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся и вспомним наше стихотворение – приветствие: (психогимнастика)

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Дети: Выполняют действия согласно тексту. Затем тихонько садятся за столы.


Воспитатель. Давно - давно в стране, где мы живём, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сёл. А были одни только поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. В те далёкие времена основным строительным материалом было дерево, а самым распространённым населённым пунктом – деревня.
Воспитатель. Почему деревня называется так?
Ответ детей. Потому, что все строения в ней были деревянными.
Воспитатель. Дерево было самым популярным материалом, потому что его было просто обрабатывать и стоило оно недорого. Из дерева рубили избы и крепости, наводили мосты, ладили сани, и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колёса, резали миски, ложки, детские игрушки.

Каждая семья - папа, мама, дети - жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других семей. Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека был дом (изба).


– Так вот, ребята, наши предки много трудились и делали всё своими руками. В старину отчий дом переходил к старшему сыну. Начинали строить дом осенью, после завершения полевых работ. Сначала пускали корову на предполагаемое место для дома и дожидались момента, когда она ляжет, на том месте и ставили дом. Это был дом деревянный, срубленный из брёвен.


Брёвна заготавливали зимой, отбирая здоровые (ровные, не покорёженные), звонко отзывающиеся на удары топора стволы. Рубили их, прося прощения у леса и дерева, за то, что губят по необходимости живыми. Именно рубили, а не пилили: пила лохматит срез дерева, и оно быстро загнивает. Рубленная топором поверхность – гладкая, место сруба не гниёт, в нём не заводятся насекомые. Такое дерево не будет гнить. Сам дом называли рубленым, а стены – срубом. Стволы деревьев зачищали топорами, вырубали по краям углубления и собирали из них стены.

–А теперь ответьте мне на вопросы:
– К какому сыну переходил дом в крестьянской семье? (К старшему)
– Какое животное определяло место для строительства дома? (Корова)
– Каким инструментом пользовались для заготовки? (Топором). Почему?


Воспитатель. На дом брали ель, сосну, кедр, лиственницу. К каким породам относятся такие деревья? (К хвойным породам)
– Почему на сруб дома брали именно деревья хвойных пород?
Ответ детей.

Цель :

  • продолжать знакомить детей с традициями русского народа;
  • формировать представление об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, коромысло и т.д.).
  • Обогатить словарь детей народными загадками, частушками, словами, которые использовались только в быту в русской избе, новыми словами (ухват, чугун, рубель, прялка).
  • Развитие связной монологической речи и коммуникативных умений при помощи игровых подходов и народных игр.
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа к народным традициям.

Предварительная работа: знакомство детей с традициями русского народного творчества: потешками, прибаутками, пословицами, с предметами быта, домашней утвари, разучивание песен, частушек.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная установка, слайды с изображением русского быта;
  • "Музей-выставка" (с предметами быта: печь, сундук, самовар, прялка, керосиновая лампа, одежда, колыбель и т.д);
  • русские народные костюмы; клубок с нитками;
  • банкетки и подушки (для проведения подвижной игры);
  • свежеиспеченный хлеб для чаепития.

Ход занятия

Дети заходят в музыкальный зал и встают полукругом перед гостями.

Воспитатель - Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю!

Дети - Здраве будете! (будьте здоровы). Кланяются, прижав руку к сердцу.

Воспитатель - Мы собрались с вами для того, чтобы побеседовать о русском быте, как жили наши предки в деревне. Проходите на свои места.

Все смотрят презентацию: "Предметы русского быта". По каждому слайду ведется небольшая беседа.

Воспитатель - Человека на протяжении всей его жизни окружают предметы быта. Это одежда, посуда, мебель. Многие предметы ушли из нашей жизни, а некоторые поменяли название. В былые времена люди жили в домах, которые назывались избами. Раньше не было многоэтажных домов и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. В нем было тепло и уютно. Люди-соседи помогали друг другу, строили избу вместе -из деревянных бревен, топорами. Избы делали квадратными или прямоугольными, одноэтажными, ничего лишнего. Окна в избе были резными, расписными, служили не только украшением, но и защищали от солнца и ветра. В избе всегда святыми считали три места:

Красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почетное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте;

Печка. Обогревала избу, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней. Печка занимала большую часть дома. Русской печки нет добрее все накормит, обогреет варежки сушить поможет, деток спать она уложит.

Стол. Это божья ладонь."Хлеба ни куска, стол-доска"-так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

Воспитатель - А сейчас, ребята, мы с вами отправимся к хозяйке русской избы и рассмотрим предметы русского быта повнимательнее. Дети бросают клубок и говорят слова:

"Ты кати клубок с овражка на мосток. Только сильно не спеши, путь дорожку укажи".

Клубочек катится, а ребята попадают в русскую избу. Место оформлено под русский быт.

Воспитатель - В "Доме" детей встречает русская женщина в национальном русском костюме (хозяйка русской избы).

Хозяйка русской избы - Здравствуйте, гости дорогие, красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому! Зачем пожаловали?
Воспитатель - Хотим, чтобы вы познакомили нас с предметами русского быта.

Хозяйка русской избы - Хорошо, проходите!

Начинает свой рассказ:

- В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью и за ним собиралась вся семья. Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа. В Красном углу отводилось место для икон.

Дети подходят к печи.

Хозяйка русской избы - Печь это место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. В печи готовили еду.

В чугунах специальная, прочная, жаростойкая посуда.

Кочерга инструмент для печи, которым сдвигали угли после прогорания поленьев.

Ухват использовали, чтобы доставать из печи горячий чугунок. Это приспособление крепилось к длинной палке.

Самовар берегли и передавали по наследству, в нем кипятили воду для чаепития. Воду для самовара приносили ведрами, используя коромысло.

Ложки раньше были деревянными, а вилок вообще не было.

Рубель использовали для глажки белья. Это деревянная доска с поперечными желобками.

Чугунный утюг работал без электричества, его наполняли углями и долгое время держали над пламенем печи и весил 10 кг.

Закут (бабий угол) был рядом с печкой.

Прядение это обязательное занятие крестьянской женщины. Девушка должна была прясть с 6-8 лет, чтобы приготовить себе приданое.
Прялки делали из дерева(береза, липа).

Мужчины на Руси плели корзины да лапти из лыка и бересты. Излюбленной одеждой на Руси были сарафаны и рубахи. А после трудов народ развлекал себя хороводами, песнями и частушками.

Воспитатель - И наши ребята знают частушки.

Дети, одетые в национальные русские костюмы исполняют частушки:

- Кто сказал - частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и долго разве в моде ,
Если любят их в народе?!

Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю-
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают
Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею чашки
От грязнули Машки!

Как у нашего Егора,
Пузо стало как пригорок-
Целый день он на печи,
Уплетает калачи!

Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель - А теперь давайте поиграем также, как играли в старину на Руси.

Проводятся подвижные игры:

  • Бой петухов. (Игроки, держа подушки в руках встают на скамейку напротив друг друга. Удерживая равновесие, пытаются сбить соперника подушкой);
  • Паучок. (Дети, идут по кругу держась за руки, со словами):

- Паучок, паучок, тоненькие ножки.
Паучок, паучок, красные сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили.
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь, выбирай, кого захочешь!

(Водящий танцует и выбирает понравившегося игрока.)

Все проходят на свои места.

Хозяйка русской избы: - В свободное время не только играли и пели но и загадывали загадки:

Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
что дают - глотает.
(печь)

Не бык, а бодает,
не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
а сам в угол идет.
(ухват)

Он, как круглая кастрюля.
Он чумазый, не чистюля.
Где там в печке уголек,
кашу сварит.
(чугунок)

Выпускает жаркий пар,
жаркий чайник.
(самовар)

Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны.
(стол)

Сама не ест, а людей кормит.
(ложка)

Ходит коток по паре порток.
(утюг)

Эту обувь не забыли,
хоть давным давно носили.
Влезут дети на полати,
у печи оставят..
(лапти)

Хозяйка русской избы:

- Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди. А сейчас поиграем в игру: "Что было, что стало?".

  • Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги).
  • Раньше в печи готовили, а теперь (на плите).
  • Раньше на лавках спали, а теперь (на кроватях).
  • Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас (в шкафу).
  • Раньше воду из колодца носили, а сейчас из (крана льется).

Хозяйка русской избы: - Ребята, хорошо справились с заданиями!

А я продолжу рассказ о жизни русского народа. Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли! Самое главное на столе это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: "Хлеб - всему голова!" Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами и пряниками! И я для вас испекла вкусный хлеб на дорожку. Вот и на поднос положила. Придете в группу, покушаете и друзей угостите.

Читайте также: