Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Учитель - У нас сегодня заключительный урок. На предыдущих уроках мы знакомились и осваивали некоторые элементы дизайна в современных стилях декоративного искусства. Итак, подведем итоги и дадим определение дизайну. Что означает слово дизайн?

Ученики - это рисунок, узор, искусство, красивые вещи, творческая деятельность.

Учитель – Дизайн направлен только на красоту или чтобы вещь долго прослужила нам.

Ученики - Вещи должны не только красивыми, но и удобными, долго прослужили людям.

Дизайн – это искусство творить прекрасное из того, что нас окружает.

Дизайнер – это художник, который знает, как сделать дальнейшее пользование этими предметами приятным и комфортным для вас.

Учитель - Давайте вспомним, когда в истории появилось слово дизайн?

Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так с точки зрения изготовителя.

И действительно, в любой области созидательной деятельности человека, будь то искусство, строительство или политика мы сталкиваемся с понятием дизайна.

«Дизайн как творческий можно разделить на:

Учитель - Для дизайна актуально множество направлений.

Учитель - Перечислите примеры в каких сферах социальной деятельности человека наиболее широко применяется дизайн?

Ученики – Интерьер в квартире, в одежде, в ландшафте среды,в промышленных изделиях и. т. д.

Учитель - Итак из всего сказано ясно что дизайн можно подразделить на отрасли:

Дизайн одежды, обуви, аксессуаров.

Давайте посмотрим примеры в каких отраслях применяется дизайн.

Идут слайды с объяснением учителя.

Учитель: Какие характерные качества нужны для дизайнера?

- Талатливые, трудолюбивые, хорошо рисовать.

-Инструмент, которым дизайн преобразует мир? (У взрослых - это не так заметно чем у ребенка.

Давайте посмотрим, как у одного школьника развито воображение.

Идет Ералаш 2мин. 53сек.

Учитель - Как вы считаете можно назвать народных мастеров дизайнерами?

Ученики: Да они рисовали фантастические цветы.

Учитель -Например в Полхов-Майданском промысле что придумали?

Ученики – Они придумали цветы как тюльпаны, шиповник

Учитель - В мезенской росписи что нового придумали?

Ученики – Мастера рисовали в два цвета: красным и черным. Орнаменты были графическими.

Учитель - А чем отличается Хохломская роспись от других?

Ученики – В Хохломской росписи золотая краска появилась в орнаменте.

Учитель - Используя старые традиции из разной среды обитания, представители всех направлений современных изобразительных и декоративных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир,- старались найти цвета и формы, которые были бы проще, отчетливее и сильнее тех, что применялись ранее. В конечном итоге появились 2 стиля современного искусства- это Ар Деко и Ар нуво.

Давайте рассмотрим эти 2 стиля и дадим им характерные черты? Начнем с Ар Деко, когда он возник?

Ученик - Ар деко возник в 1906г., но достиг расцвета между 1925 и 1935г.То есть этот стиль развивался между 1 и 2 Мировыми войнами.

- форма, цвет дизайна важнее, нежели укрощающий орнамента.

- предпочтение отдается абстрактным, стилизованным мотивам вместо натуральных.

- используются яркие цвета.

Идет показ работ.

Учитель - Представителями этого стиля являются Тамара де Лемпицка, Рене Лалик, Вильям ванн Алекс, Раймонд Гуд и Паул Маншит. Экзотический и яркий стиль Ар деко – самый загадочный стиль 20-ого столетия. Он мгновенно покорил весь мир и до сих пор остается источником вдохновения для дизайнеров. Не случайно Армани свою последнюю Casa – коллекцию 2005/2006 годов сделал в лучших традициях ар деко.

Учитель - Когда возник стиль ар нуво и чем он отличался от стиля ар деко?

Учитель - Из всего этого сделаем вывод, что ар нуво – Идет слайд 8:

- отказ от прямых линий и углов.

- стилизованные растительные узоры, фантастические цветы.

- смешение разных стилей.

Показ слайда работ Ар нуво и объяснение учителя:

Этот стиль природы, стиль цветов и женщин. Его орнаменты основаны на волнистых, изгибающихся линиях, напоминающих лилии, волны, ирисы, орхидеи. Прародителем классического орнамента ар нуво был Уильямс Моррис – английский ремесленник и художник. Именно он впервые применил принцип художественного единства всех элементов предметно – пространственной среды. Новый стиль возник одновременно во многих европейских странах. Источником идей для художников ар нуво была природа, а наиболее распространенной темой стали бутоны – как символ зарождающейся жизни.

Учитель - Теперь давайте рассмотрим другой слайд 9 на котором есть предметы быта, выполненные в два стиля дизайна в декоративно-прикладном искусстве и назовем их.

Учитель: прежде чем приступить к работе давайте встанем и сделаем зарядку. Идет физкультурная минутка.

Учитель – На прошлом уроке вы каждый спроектировали на небольших изделиях в стиле Ар Деко и Ар нуво. Прежде чем приступить к работе каждый из вас расскажите какой стиль декоративного дизайна вы нарисовали и чем он вам понравился?

Ученики рассказывают о своих работах.

Учитель – Приступаем к работе. Катя раздай краски и кисти.

Идет самостоятельная работа учеников. (при самостоятельных работах идет музыкальное оформление) Итоговая аттестация.

Учитель – Все вы справились с работами и в конце подведем итог.

- познакомить учащихся с дизайном как видом искусства, его функциями и средствами выразительности.

-дать понятие дизайна, частично познакомить учащихся с его видами;

- рассмотреть функции дизайна;

- познакомить со средствами выразительности дизайна;

- через связь с литературой показать, что дизайн-это искусство;

способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, развивать навыки проекта,

способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, умению работать самостоятельно и в группе,

обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету и истории страны (год литературы), патриотизма.

Время: занятие рассчитано на 45 минут

Форма: интегрированный урок (МХК и литература)

Тип занятия: объяснение нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор;

интерактивная доска; ноутбуки,

материал для интерактивной доски по теме урока;

слайды с этапами урока и заданиями;

На ноутбуках: информация по этапам уроков (на случай отсутствия электроэнергии), проверочная работа.

У учащихся: тетрадь, раздаточный материал (рабочий лист), набор для мини-проекта

рабочий лист, домашнее задание на листочках, подарки (стихотворение).

Опережающее домашнее задание:

Домашнее задание: стихи поэтов о красоте и пользе

Эпиграфы к уроку:

Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство — всякий человек.

Красота присуща всему здоровому. Она есть гармония, в ней залог успокоения; она воплощает человеку и человечеству идеалы. Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит, есть и потребность здоровья, нормы. тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа.

Дизайн –не последняя штука,

Это , друг мой любезный, великая нынче наука……..

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

А) Постановка цели урока учащимися СЛАЙД 1

- Ребята, обратите внимание на оформление класса, эпиграфы.

И может кто-то попытается сформулировать, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке и как это всё можно совместить?

(учащиеся делают попытку сформулировать цель урока со своей стороны).

В) Корректировка сформулированной учащимися цели урока

Вы правы сегодня мы с вами будем говорить о дизайне как самом молодом виде искусства.

Понимаешь, моншер, как нам важен декор и оправа,

Чтобы черное дерево –слева, а зеркало справа,

Чтоб резьба по слоновой кости, гобелен и багеты,

В общем, можешь додумать ты магию эту….

Понимаешь , о чем я? Дизайн –не последняя штука,

Это , друг мой любезный, великая нынче наука,

И чем больше фантазий ты вложишь в гармонию вкуса,

Тем приятней твоя чаровница и умница Муза!

Сегодня на уроке мы познакомимся с таким видом искусства, как дизайн. СЛАЙД 2

- перед вами находятся рабочие листы , на которых вы буде сегодня работать. В конце урока вы мне их сдадите. Каким образом работаете? в рабочем листе каждая нужная строка определения должна быть заполнена.

2. Объяснение нового материала

- Вспоминаем виды искусства, которые мы с вами уже изучили: архитектура, живопись, декоративно-прикладное, фотоискусство, …

Дизайн среди этих видов искусств является самым молодым. СЛАЙД 3

Д Дизайн - ( англ. сл. design ) это слово означает:

Придумывать, разрабатывать новую, удобную, красивую, предметную среду для человека.

Дизайн – это вид искусства; это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас предметного мира.

- Об истории дизайна расскажет нам Алина СЛАЙД 4, 5

Б) Как можно в нескольких словах сказать, что такое дизайн?

(красота и польза)

Что такое красота?

Какая она красота? Вот такая? Стихотворение читает Воронов Д.

Красоту мы замечаем,

Мы ее всегда желаем,

Потому что красоту

Видно даже за версту!

Красота всегда приятна,

И всегда она нарядна,

Хоть она бывает разной,

Но она всегда прекрасна!

Или вот такая? Кристина.

По всей земле, во все столетья,
великодушна и проста,
всем языкам на белом свете
всегда понятна красота.
Хранят изустные творенья
и рукотворные холсты
неугасимое горенье
желанной людям красоты.
Людьми творимая навеки,
она понятным языком
ведет рассказ о человеке,
с тревогой думает о нем
и неуклонно в жизни ищет
его прекрасные черты.
Чем человек сильней и чище,
тем больше в мире красоты.


Красота бывает разная.

- Чтобы перейти к следующему этапу урока, предлагаю вам построить словосочетание со словом дизайн..

(дизайн интерьера, дизайн ногтей, дизайн одежды…..)

-вы все правы. И теперь рассмотрим некоторые виды дизайна. Более подробно виды дизайна рассмотрим на следующем уроке.

В) Сейчас мы познакомимся с некоторыми видами дизайна.

СЛАЙД 5- промышленный дизайн

СЛАЙД 6- графический дизайн

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ (Анна)
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

СЛАЙД 9 – дизайн одежды

СЛАЙД 11-ландшафтный дизайн

Г) Как вы думаете, в чем заключаются функции дизайна? Для чего он нужен? (СЛАЙД 12- красота, польза, практичность)

Д) В чем заключаются выразительные средства дизайна (СЛАЙД 13- форма, цвет, материал, фактура)

Е) как называют человека, который занимается тем или иным видом дизайна?

СЛАЙД 14 (дизайнеры) люди, умеющие придумывать новые формы вещей , предметов и помещений

Международный комитет эстетики и косметологии СИДЕСКО проявил инициативу создания Международного дня красоты (InternationalBeautyDay), который отмечается ежегодно 9 сентября. Изначально это праздник здравохранения, но в данный момент в это день отмечается день дизайнеров.

9 сентября, во Всемирный День Красоты , приветствуется все, что способно доставить эстетическое удовольствие. Хотя, конечно, речь обычно идет о красоте человеческой. Именно 9 сентября проводятся различные конкурсы красоты, причем не только среди девушек модельной внешности. Ведь красота бывает разной, и о вкусах, как известно, не спорят.

А сейчас я вам дам возможность побывать в роли дизайнеров (учащиеся разбиваются на две группы и из предложенных материалов пытаются разработать открытку к 9 мая)

4.Вывод: делают учащиеся.

(Сегодня на уроке мы рассмотрели, что такое дизайн, виды дизайна, кто такие дизайнеры)

Создавайте сами красоту

В интерьере, саде или жизни,

Замечайте в мире Вы красу,

Будьте, как алмаз, прелестны,

Будьте Вы неотразимы,

И изящны, и милы,

Краше будьте, благовидны,

Живописны и добры!

5. Подведение итогов занятия

Оценку получает сегодня каждый с учетом результатов групповой работы, по итогам заполнения рабочего листа

на ноутбуках проверочная работа, ответы записываем в робочие листы.

6. Домашнее задание

2) заполнить словарь по изученным сегодня терминам;

3) принести к следующему уроку материал: шарф, цветные карандаши, лак для ногтей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.docx

Урок:14. Красота и целесообразность.

Единство художественного и функционального в вещи.

Предметные результаты:

уметь выявлять во внешнем облике вещи сочетание простых геометрических объёмов;

осознавать дизайн вещи как искусство и социальное проектирование.

Личностные результаты:

уметь оценивать вещь и её эстетические качества как объект социокультурного пространства жизни человека.

Метапредметные результаты:

понимать общность и различие во внешнем облике вещи и здания;

осознавать вещь как объект, несущий отпечаток настоящего и прошедшего времени;

овладевать основами самооценки и самоконтроля.

Материалы и оборудование:

I .Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II. Слово учителя

Дизайн возник как гуманизация, эстетизация машинного тиражирования вещей, однако сейчас этот термин применяют и к штучно изготовляемым вещам и объектам.

Вещь, как и дом, состоит из ряда объёмов, соединяющихся, врезающихся друг в друга или перетекающих один в другой. Если у дома есть остов из опор и перекрытий, то у вещи чаще всего несущей конструкцией является сама её оболочка, сам корпус, на котором крепятся всякие детали и который является основным объектом приложения творческого труда дизайнера.

Дом такой большой, а вещь в сравнении с ним такая маленькая, однако проще сделать обобщённый, эскизный макет дома, чем убедительный макет вещи.

Вещь, как и здание, строится и обладает конструктивной природой, имеет структуру и сочетание объемов. Многообразие ее объемов бесконечно. Форма вещи никогда не бывает случайной. Можно сказать, что форма представляет собой результат полноценного выражения ее сути и функции.

Самолет имеет определенную форму для того, чтобы не только произвести внешнее впечатление на пассажира, но и для того, чтобы развивать наибольшую скорость движения. В то же время нельзя сказать, что красота не может существовать отдельно от каких-либо функций и представлять собой самостоятельную ценность. Каждая вещь несет на себе отпечаток какого-либо времени, эпохи, а значит, и обладает определенным настроением.

Красота вещи наиболее полно определяется ее функцией. Для того чтобы вещь была наиболее функциональной, подбирается определенный материал, цвет, конструкция. Каждая вещь создана для определенной цели, т. е. можно сказать, что каждое изделие рассчитано на практическое применение и носит как утилитарный характер, так и художественный.

Инсталляция представляет собой некую символическую декорацию, которая создается в определенное время и под определенным названием. Основная задача инсталляции состоит в том, чтобы зритель наблюдал какую-либо картину не со стороны, а будто оказался внутри нее.

III . Творческое задание

На сегодняшнем занятии вам предлагается выполнить следующие задания:

Из цветной бумаги вырежьте несколько предметов различной геометрической формы. Подумайте, какую композицию можно создать из данных фигур? Для фона используйте белую или цветную бумагу.

2. Второе задание — создание образно-тематической инсталляции. Используя вырезки из журналов, а также цветную бумагу (или картон), создайте образно-вещную инсталляцию. Постарайтесь своей работой передать настроение .

По сути своей задание предполагает композицию из готовых вещей. Это коллаж, но не из фотографий и цветной бумаги (хотя они тоже могут участвовать в композиции), а из настоящих предметов и вещей (ткани, полимеры, дерево и т. п.).

Удобнее делать композицию в рамке или на планшете. Преподаватель должен обратить внимание учащихся на образцы инсталляций (в учебнике, в художественных журналах и на выставках), на композиционные приёмы, на символику сочетания объектов, а также обсудить тематику работ. Ребятам предлагается дома собрать материальные объекты, обдумать композиции, сделать предварительные наброски. Окончательный монтаж инсталляций делается в классе.

IV. Подведение итогов уроков

(Учащиеся демонстрируют свои работы.)

Контрольные вопросы для учащихся

Как вы думаете, почему красота и польза неотделимы друг от друга?

Каковы связи функции и формы вещи?

Какова зависимость облика вещи от новых материалов и технологий?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Дизайн проектируемого изделия". Цель: ознакомить и обучить учащихся выполнять различные виды технического и художественного конструирования салфетницы из фанеры.

Колисниченко Виктория Николаевна,

учитель трудового обучения

Харцызской общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 24

Класс: 8, 2016-2017 учебный год

Урок № 12

Тема урока: Дизайн проектируемого изделия.

Цели урока: познакомить обучающихся с видами художественного конструирования изделий, ознакомить и обучить выполнять различные виды технического и художественного конструирования; развивать мелкую моторику, глазомер и творческие способности, формировать кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, самостоятельность и бережное отношение к инструментам.

Тип урока: комбинированный.

1.Организационный момент (2 мин)

Методы обучения: рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должна быть рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности; на каждом рабочая форма. Учитель сообщает цели данного урока.

2.Актуализация опорных знаний (3 мин)

Цели: выяснить степень усвоения обучающимися изученного ранее материала по темам техническое и художественное конструирование.

Задачи: добиться усвоения материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Что называется техническим конструированием? (Ответ: Техническое конструирование – это изменение конструкции, формы, материала изделия согласно эскизу, чертежу или техническому описанию).

2.Приведите примеры технического конструирования.

3. Что называется художественным конструированием? (Ответ: Художественное конструирование – это конструирование с применением элементов искусства).

4. Приведите примеры художественного конструирования. (Ответ: резьба, роспись, выжигание, аппликация, мозаика, инкрустация и т.д.).

3.Изучение нового учебного материала (10 мин)

Дизайн – в переводе с английского (проектировать, чертить, задумывать) – деятельность по проектированию эстетических и технических свойств изделия, и результат этой деятельности.

3 Ход урока Этапы урока, учебные задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Прим ечани я 1.Организационны й момент Подготовка презентации. Проверяют рабочее место 2.Актуализация знаний Вступительная беседа. Включаются в работу История дизайна 3.Работа над новым материалом Показывает подготовленную презентацию Смотрят, слушают, обобщают знания Проявляют активность в обсуждении проблемного вопроса Выслушивают разные точки зрения 4.Закрепление.конспектирование Виды дизайна. Основные требования к дизайнерской работе. Типы проектно графических изображений Высказывают свое мнению и комментарии к презентации Выражают эмоции. 5.Итог урока. Рефлексия Вопросы к учащимся Активно подводят итог урока Отвечают, рассказывают, обобщают. высказывают свои чувства и отношение к уроку

8 Что является отличительной особенностью знакового изображения (логотипа)? Какие типы проектно графических изображений вы знаете? Основные виды дизайна?

Читайте также: