Станционный смотритель краткий план конспект

Обновлено: 02.07.2024

Цель: обучение анализу художественного произведения.

Развивающие: анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;

Воспитательные: воспитание нравственных понятий, поднятие проблемы отцов и детей;

воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Тип урока: изучение новой темы.

Форма урока: урок – размышление.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: экран, компьютер, презентация.

2. Изучение нового материала.

- Ребята, я предлагаю вам совершить заочное путешествие на тройке коней, как во времена А. С. Пушкина, по просторам нашей родины.

- После долгого путешествия мы остановились на почтовой станции.

Перед учащимися появляется портрет А. С. Пушкина и иллюстрации, отражающие почтовые станции.

Почтовая станция (ранее в России также называлась почтовым станом) — в прошлом почтовое учреждение в России и ряде других стран, где отдыхали проезжающие (пассажиры), меняли почтовых лошадей и другие средства передвижения и где производился обмен почтой между почтарями. В более ранние времена, соответствующие скорой ямской гоньбе, такое место называлось ямом.

Определение учащимися (самостоятельно) темы и целей урока.

- О каком произведении мы сегодня будем говорить? Как вы догадались?

Учащиеся записывают в тетради тему урока.

- Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?

Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

- Данная повесть актуальна, привлекательна и очень интересна. В 1972 году режиссер Сергей Соловьев снял фильм по этому произведению. Роль Самсона Вырина сыграл Николай Пастухов.

Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.

Историческая справка: во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кот отвечал за эту работу называли станционными смотрителями.

3. Закрепление изученного. Работа над текстом.

А. Словарная работа .

Подорожная — в 18—19 вв. письм. свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. П. выдавалась губ. или уезд. властями и удостоверяла право получить на почтовой станции опред. кол-во лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего. Смотритель: (офиц. дореволюц.). Должностное лицо, которому поручено заведывание чем-н., надзор, присмотр, наблюдение за чем-н.

Повествователь — тот, кто повествует о событиях в эпическом литературном произведении (эпическое произведение), он является посредником между миром героев и читателем (читатель).

- Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя?

- Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности.

Б. Анализ произведения.

- Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.

Авторская позиция—это отношение автора к своим героям.

- Как автор относится к главному герою?

(сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)

- А в чём трагедия Самсона Вырина?

- Назовите главных героев повести?

Выразительное чтение текста.

- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

- Каким мы увидели его впервые?

- Найдите в повести другой портрет этот героя.

-Что изменилось в этом портрете?

-Чем вызваны были эти перемены?

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

- Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю).

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

- Переходим к образу другого героя – его дочери.

-Какую роль играла Дуня в жизни Вырина?

(Содержит вступление – обращение, устанавливаются правила жизни, используются глаголы повелительного наклонения, присутствует убедительный тон повествования).

- Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

- Что вы унесете сегодня с урока?

- Над чем задумались?

- Каким высказыванием вы бы закончили урок:

- Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры".

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе.

Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"

конспект урока по литературе .Работа в группах.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей .


Конспект урока литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой.


Место и время действия

События повести происходят в 1816 году на станции в одной из российских губерний.

Главные герои

Другие персонажи

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

для самых крутых -

Краткое содержание

В мае 1816 года рассказчик проезжал через ***скую губернию. Мужчина попал под проливной дождь и остановился на станции, чтобы переодеться и выпить чаю. Накрывала на стол дочь смотрителя Дуня, поразившая рассказчика своей красотой.

Через несколько лет рассказчик снова посетил эту станцию. Войдя в дом, он был поражен небрежностью и обветшалостью обстановки. Сам же смотритель Самсон Вырин сильно постарел и поседел. На вопросы о дочери старик сначала не хотел отвечать, но после двух стаканов пунша разговорился.

Вырин рассказал, что три года назад к ним заехал молодой гусар. Сначала посетитель сильно сердился, что ему не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился. После ужина молодому человеку якобы стало плохо. Подкупив вызванного на следующий день врача, гусар пробыл ещё пару дней на станции. В воскресенье молодой человек выздоровел и, уезжая, предложил подвезти девушку до церкви. Вырин отпустил дочь с гусаром.

И что в итоге?

Самсон Вырин — умирает, спившись от горя: он три года не общался с дочерью и не знал, какова её жизнь.

Дуня — живёт с мужем Минским, с тремя детьми, становится богатой знатной дамой; в финале повести посещает могилу отца.

Ротмистр Минский — женится на Дуне, у них трое детей.

Заключение

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока литературы в 7 классе по ФГОС

развивающие : анализ поведенческих ситуаций героев повести, развитие навыков критического мышления;

воспитательные: воспитание нравственных понятий; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Оборудование: учебник, интерактивная доска, карточки с заданиями, жетоны.

1.Организационный момент.
а) Приветствие.
б) Проверка готовности учащихся к уроку.
в) Организация внимания.

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним сюжет произведения. Перед вами иллюстрации. Расположите их в хронологической последовательности (работа с презентацией)

- Произведения А.С. Пушкина отличаются необыкновенной глубиной, в них затрагивается много проблем. Выделите их, опираясь на иллюстрации. (ответы детей)

3. Объявление темы и целей урока (формулируют учащиеся)

- Сегодня мы с вами рассмотрим сюжетную линию, связанную с судьбой дочери главного героя произведения, Самсона Вырина. Итак, повесть прочитана. Поделитесь своими мыслями: о чем она?

Ответы учащихся : о совести, о памяти, о семейных отношениях, о проблемах отцов и детей, о взрослении, о чувстве вины, о долге, о том, что если проблемы материальные имеют шанс быть решенными, то проблемы и потери моральные практически невосполнимы, как бы ни повернулась человеческая судьба, об ответственности человека за свою судьбу и судьбу своих близких.

- Как выяснить, кто прав? (обратиться к тексту произведения).

- Мы будем работать в группе. Каждая исследует свою проблему. Объединитесь в группы в зависимости от вашего выбора. Выберите капитана. Помните: успех группы зависит от каждого ее члена. Задача капитана – организовать совместную работу. Ознакомьтесь с материалами и распределите задания. Не забывайте обсуждать вопросы. Мнение каждого очень ценно!

2. Расскажи историю похищения Дуни от лица Минского.

3. Какими словами мог бы Минский уговорить Дуню? Можно ли считать, что он обманул девушку?

4. Выдели основные черты характера Минского. Кратко поясни свой выбор. (Хитрый – притворился больным, вспыльчивый – вытолкал Самсона Вырина, заботливый – думал о Дуне).

5. Расскажи историю похищения Дуни от ее лица.

6. Против ли воли уехала Дуня с Минским? Почему она так поступила? (Нет, не против. Она влюбилась в Минского и хотела лучшей доли)

7. Почему Минский и Дуня не жили в Петербурге вместе? Любил ли он ее? (Возможно, Минский и любил Дуню, но они не были женаты, поэтому не могли жить вместе. Так как девушка была из другой социальной среды, он не спешил на ней жениться)

8. Почему Минский увез девушку, не спросив ее руки у отца? (Девушка нравилась ему, но он не готов был жениться на ней. Минский знал, что отец не отпустит дочь без брака)

9. В чем были опасения отца Дуни? Подтвердились ли они? А могло ли все сложиться иначе? (Отец боится, что Дуню обманут, выгонят, и она будет мести улицу, потому что такие случаи были не редкостью. Опасения отца, к счастью, не подтвердились. Минский оказался благородным человеком)

Выводы: Какие сложности возникли в отношениях молодых людей из-за их неравного положения? Можно ли было их избежать? (Минскому пришлось идти на обман, поступать непорядочно. Отец лишился дочери, а дочь отца. Минский долго не мог решиться на брак из-за осуждения со стороны общества. Честь девушки была запятнана. С одной стороны, Минский должен был подумать о последствиях своего шага заранее и сохранить честь девушки. Но, с другой стороны, это был шанс для Дуни – выбиться из низкой социальной среды. Этот поступок был совершен в порыве эмоций.)

1. Что мы узнаем о семейной жизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня?

2. Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? (Он не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом.)

3. Сопоставь эпизоды и чувства, которые испытал Самсон Вырин.

Через полчаса после отъезда дочери

Отец узнает, что дочери не было в церкви

Сердце его начало ныть

Самсон дожидается возвращения курьерской тройки

Вырин узнал, что Дуня уехала с гусаром

Смотритель пошел домой ни жив ни мертв

Объясни состояние героя. Как оно его характеризует?

4. Почему уезжает Дуня? Был ли у нее выбор? В чем его сложность? (Выбор есть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу письмо и сказать, что все у нее хорошо. Трудность ее выбора, что она любит и Минского, и отца.)

5. Готов ли смотритель простить дочь? Докажи. Для чего он хочет ее найти? От чего спасти? Что поддерживает Вырина в его убеждении?

Перед вами картина Рембрандта "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча о блудном сыне. Подумаем, почему эта притча получила такое название.

6. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

- Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” - скитаться, сбившись с пути, - и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать.

Евангельская притча

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней: и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги: и приведите откормленного теленка и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование: и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Так почему притча получила такое название? (В ней рассказывается о блудном сыне – молодом человеке, сбившемся с пути истинного, блуждающем в нравственных потемках)

В чем заключается ее смысл?

Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и повести Пушкина? Понимала ли Дуня суть этой притчи?

Каковы же были ожидания Самсона Вырина? Оправдались ли они?

8. Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее? Почему? (Сын, потому что он успел вернуться к отцу и, главное, был им прощен, а Дуня – нет. Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся , за это он простил его и устроил пир в его честь.)

9. В чем виновата Дуня? Когда она это осознала? Раскаялась ли в совершенном?

Сравните репродукцию и иллюстрацию. Что их объединяет? А чем они отличаются?

Вывод: Какие советы вы бы хотели дать Дуне?

2. Что такое трагедия? Какие события в жизни Самсона Вырина можно назвать трагичными? Почему?

3. Пробовал ли Вырин бороться с Минским, вернуть Дуню? Почему его попытки не увенчались успехом? (Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь. Но бороться с Минским он не может, они не ровня друг другу. Минский богач и аристократ, а Вырин – мелкий чиновник. У него нет прав и связей. Он беззащитен.)

4. Что вызвало слезы негодования у Самсона Вырина во время первого посещения дома Минского? (Деньги, которые ему дал Минский за дочь).

Почему так поступил Минский?

6. Почему Минский так поступает с Самсоном?

7. Что важнее: чин или человек?

Выступление групп с результатами исследований.

5. Подведение итогов урока

- Кто же виноват в трагедии Вырина?

- Какая проблема является центральной?

- Дуня вышла замуж или нет? Счастлива она или нет?

- Как жила Дуня все эти годы, вспоминала ли отца? Почему не приехала раньше? Стыдилась? Чего боялась? Или Минский не пускал?

- Возможно, материнство помогло Дуне испытать неведомые раньше чувства. Однако эти чувства не обогатили её жизнь, но наоборот усугубили её чувство вины перед отцом.

Слова смотрителя о том, что Дуня, возможно, где-то метёт кабак, не сбылись, но и слова Минского о счастье Дуни не сбылись тоже, ибо какое может быть счастье у человека, живущего с такой тяжестью, как у неё.

- Да, в повести поднимается еще одна важная проблема – проблема взаимоотношения родителей и детей. Вы сейчас находитесь в таком возрасте, когда, может быть, не всегда прислушиваетесь к мнению родителей, не всегда дарите им теплые слова. Пройдет время, и вы по-другому будете относиться к самым родным людям на земле. Ловите каждое мгновение, говорите близким о своей любви.

6. Рефлексия

- О чем заставила задуматься повесть?

- Какие моменты урока запомнились больше всего.

- Оцените свою работу на уроке.

7. Домашнее задание (на выбор)

1. Но все могло быть и по-другому, напиши Дуня отцу хотя бы одно письмо. Попробуйте сделать это от ее лица.

2. Представьте, что у вас есть возможность написать Дуне письмо и предотвратить беду. Попробуйте это сделать.

1) Первая встреча с Самсоном Выриным и его дочерью.

2) Изменения в жизни смотрителя. Сбежавшая с заезжим офицером Дуня разбила старику сердце. Он буквально потонул в своем горе.

3) Поездка в Петербург в поисках дочери. Герой находит ее: она живет в доме ро. Но ему самому было грубо отказано от дома.

4) Прошло три года. За это время старик, не получивший от Дуни ни весточки, медленно угасал.

5) Еще через несколько лет рассказчик опять заехал на станцию. Смотритель уже умер, а Дуня один раз приезжала к нему на могилку.

  1. Автор впервые приезжает на станционную станцию и узнает все о станционном смотрителе — чем он занимается и род его деятельности.
  2. Первая встреча с Дуней — с дочерью станционного смотрителя.
  3. Минский второй раз приезжает на станцию, вторая встреча со смотрителем.
  4. Судьба Самсона Вырина.
  5. Жизнь Дуни, история ее жизни.
  6. Отец страдает из-за потери своей любимой дочери
  7. Третий приезд автора на станцию и смерть Самсона Вырина.
  8. Автор произведения отправляется на кладбище к Самсону Вырину, чтобы почтить его память.
  9. Конец произведения
  1. Вступление. Станционные смотрители.
  2. Первая встреча с Выриным и его дочерью Дуней.
  3. Повторный визит. Плачевное положение старого смотрителя.
  4. Рассказ Вырина о дочери.
  5. Гусар Минский. Мнимая болезнь.
  6. Побег девушки из дома отца.
  7. Поиски дочери. Встреча с Минским.
  8. Новая жизнь Дуни.
  9. Три года одиночества.
  10. Поездка в знакомые места.
  11. Знакомство с новыми жителями.
  12. Весть о смерти станционного смотрителя.
  13. Прекрасная барыня на могиле старика и ее горе.
  14. Могила станционного смотрителя.


Непростая жизнь Самсона Вырина. Нервные проезжие, успокоение Дочкой Дуняшей. Вырин очень привязался к Дуняше. Ротмистр Минский и его появление на станции. Забота Дуняши о Минском. Отправление Дуняши с Ротмистром в Петербург на поиски дочери. Минский выпроваживает Вырина и дает деньги. Вырин нашел дом Дуняши. Дуняша испугалась, увидев отца. Минский прогоняет старика. Станционный смотритель умирает. Приезд Дуняши на могилу отца.

-Вступление и рассказ о станционных смотрителях.

-Знакомство с Самсоном Выриным и Дуней его дочерью.

-Кокетливое поведении Дуни, поцелуй.

Станционный смотритель

Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор.

Князь Вяземский1

Когда губернский регистратор. Почтовой станции диктатор.

Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей. В самом деле, память одного из них мне драгоценна. Обстоятельства некогда сблизили нас, и об нем-то намерен я теперь побеседовать с любезными читателями.

В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному. Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади7. Вследствие сего смотрители со мною не церемонились, и часто бирал я с бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина. Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чипа почитай

— ввелось в употребление другое, например:
ум ума почитай?
Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанье подавать? Но обращаюсь к моей повести.

    8Истории блу́дного сына — евангельская притча о юноше, который вел разгульную (блудную) жизнь, впал а нищету и, раскаявшись, вернулся домой (так представляет себе смотритель судьбу Дуни).

Не успел я расплатиться со старым моим ямщиком, как Дуня возвратилась с самоваром. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня: она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу ее стакан пуншу; Дуне подал я чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

Лошади были давно готовы, а мне все не хотелось расстаться с смотрителем и его дочкой. Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги. В сенях я остановился и просил у ней позволения ее поцеловать; Дуня согласилась… Много могу я насчитать поцелуев.

С тех пор, как этим занимаюсь.

но ни один не оставил во мне столь долгого, столь приятного воспоминания.

Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу се снова. Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменен; вероятно, Дуня уже замужем. Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моем, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием.

Соствавьте план рассказа из повестей Белкина А.С. Пушкина — станционный смотритель.

Образ рассказчика

Роль символических деталей в описании. Связь истории Дуни с притчей о блудном сыне

В этих четырех картинках показаны эпизоды из библейской притчи о блудном сыне. Сначала сын прощается с отцом, забирая деньги. После пирует в развратной компании. Далее промотавшийся юноша вынужден есть из корыта для свиней. На последней картинке сын возвращается к отцу с покаянием.Все изображения подписаны стихами на немецком языке. Рассказчик иронично описывает эти лубочные картинки, отодвигая на задний план религиозный смысл притчи о раскаявшемся грешнике, подменяя его упрощенным бытовым прочтением.

Но жизнь опять не вписалась в границы традиционных представлений. Финал оказался иным. Смотритель спивается от горя и угасает, переживая о том, что не случилось в жизни, что существовало только в его представлениях. Авдотья Самсоновна стала богатой барыней и узнала счастье материнства, обрела любовь и благополучие. Но счастье ее все же не может быть полноценным, ей не обрести душевный покой и не избавиться от чувства вины перед своим отцом, которого она заставила страдать, забыв близкого человека ради возлюбленного. Библейский блудный сын, раскаявшись, вернулся домой, был прощен отцом и обрел мир в душе. Раскаявшаяся Дуня тоже приехала к отцу, но простить ее было уже некому. Смотритель умер, так и не узнав, что дочь избежала печальной участи.



Дуня в финале

Читайте также: