В гостях у предков откуда я родом почему меня так назвали конспект занятия
Обновлено: 05.07.2024
Оценить 1122 0
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Государственное казённое учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр
План-конспект
занятия по теме
(с применением информационно-коммуникационных технологий)
Модуль III .
Раздел 1. Мир, в котором я живу.
Цель: пробудить интерес к своей родословной, преданиям, семейным традициям; углубить представление о значении имён, происхождении фамилий; воспитывать уважение и любовь к своим предкам, прошлому нашей Родины.
Оборудование: белые листы для письма, ручки.
Форма проведения: беседа.
Ход занятия.
Никто не свалился с луны.
Все мы – ветви и листья
огромного и переплетенного
общечеловеческого дерева.
Вводная часть.
Соц. педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы поговорим о самых близких людях, без которых трудно жить человеку, о ваших семьях, бабушках и дедушках, мамах и папах. Откуда мы родом?
Основная часть.
Но мы не должны быть людьми без памяти. Мы хотим знать своё прошлое, биографии своих близких и родных, историю своего Отечества.
В средние века всякий рыцарь, желающий вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё происхождение. А доказательством служило рыцарское родословное древо.Но не обязательно быть рыцарем, чтобы нарисовать своё родословное древо. Каждый из вас может его составить. Что нужно для этого? Конечно, расспросить своих родителей, бабушек и дедушек, узнать, откуда они родом, как жили ваши предки, чем занимались, чем отличились, какие заслуги перед Отечеством имеют?
В хороших дружных семьях младшие слушаются и уважают старших, а старшие заботятся о младших.
Что имя – звук оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значения?
Конечно, нет. И в имени есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.
Дед, стараясь для внучонка.
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Бабка с нехристями знаться
Не желает и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Имя вам дали родители. Отчество от имени отца. А фамилия? К вашему отцу она перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кто же первый в роду так назвался и почему?
У каждого из вас, я уверена, были или есть выдающиеся, известные чем-то хорошим, члены семьи. Надо о них помнить. Может быть и вы в своё время прославите свою фамилию славными делами, геройским поступком, честным трудом на благо своей Родины.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Каждая отдельно взятая семья – уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая называется генеалогической таблицей, или генеалогическим древом Расспросите своих родных, как зовут ваших предков, откуда они родом, из каких мест и т. д. И составьте родословное древо.
Обратная связь.
Ребята, перед тем, как нам расстаться я хотел бы узнать, что вы извлекли полезного из проведенного занятия.
обучающая: формировать элементарные представления и навыки составления родословной своей семьи.
развивающая: совершенствовать речевую активность воспитанников.
воспитательная: воспитывать у детей уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим
Оборудование:
Цели: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе
обучающая: формировать элементарные представления и навыки составления родословной своей семьи.
развивающая: совершенствовать речевую активность воспитанников.
воспитательная: воспитывать у детей уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим
Оборудование:
Ход занятия.
1.Вводная часть. Приветствие.
Педагог предлагает детям встать в круг.
Педагог: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете?
(Дети садятся на места).
-Кто ты? - спросил он,- как тебя зовут? Кто твои предки?
- Не знаю,- ответил человек.
-О, несчастный! Ты живешь, как дерево в пустыне, но даже оно имеет свои
корни, а ты…несчастный человек.
- Но зачем знать своих предков?
- Это необходимо! Я знаю, что мой отец был искусным кузнецом. Он назвал
меня в честь деда. Я знаю, что не случайно появился на свет, у меня есть
корни, есть Родина. А тебе это неведомо.
И человек почувствовал себя несчастным, заплакал. Путник сказал:
- Не плачь! Я помогу тебе. Вот семечко, брось его в землю.
Человек так и сделал. А на утро перед домом раскинулось дерево, но не
Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить?
2.Основная часть.
Педагог: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всѐ простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сѐстрах и братьях, бабушках и дедушках.
Человек растѐт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы
предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот
и мы попытаемся составить свои родословные.
1.Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат –
Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (семья)
2. Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя. (мама)
3. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый. (папа.)
4. Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
- Это наша. (бабушка.)
5. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
6. Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Это младший мой. (братишка)
7. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
8. Как называют сестру мамы или папы?
9. А кем тебе приходится брат мамы, папы или тѐти?
10. Мать и отец мужа
(Ответ: свекор и свекровь).
11. Мать и отец жены
(Ответ: тесть и теща).
12. Как зовут сестру мужа?
13. Как называют брата мужа?
14. Как называют сына и дочь твоих детей?
Педагог: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. И время, проведенное вместе с родней, поистине бесценно. Ведь с этими людьми не может (или, по крайней мере, не должно быть) скучно. Особенно, если не просто чинно восседать за столом, поглощая многочисленные кушанья во время праздничных обедов, но и добавить в общение немного азарта и соревновательного духа. Именно для этого и существуют семейные игры.
Семейные игры с детьми и конкурсы.
Правила игры: Все члены семьи садятся за общий праздничный стол в хаотичном порядке. Каждый участник должен пожелать что-то необходимое сидящему справа от него близкому человеку. Такая игра воспитывает доброжелательность друг к другу.
Для этого конкурса нужно несколько шариков, фломастеры и платок. Участники на скорость рисуют на шарике лицо и повязывают платок.
3.Заключительная часть.
Педагог: Так если я спрошу вас сейчас: откуда вы родом? Что вы мне ответите?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе
обучающая: формировать элементарные представления и навыки составления родословной своей семьи.
развивающая : совершенствовать речевую активность воспитанников.
воспитательная : воспитывать у детей уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим
Оборудование:
Ход занятия.
1.Вводная часть. Приветствие.
Педагог предлагает детям встать в круг.
Педагог: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете?
(Дети садятся на места).
-Кто ты? - спросил он,- как тебя зовут? Кто твои предки?
- Не знаю,- ответил человек.
-О, несчастный! Ты живешь, как дерево в пустыне, но даже оно имеет свои
корни, а ты…несчастный человек.
- Но зачем знать своих предков?
- Это необходимо! Я знаю, что мой отец был искусным кузнецом. Он назвал
меня в честь деда. Я знаю, что не случайно появился на свет, у меня есть
корни, есть Родина. А тебе это неведомо.
И человек почувствовал себя несчастным, заплакал. Путник сказал:
- Не плачь! Я помогу тебе. Вот семечко, брось его в землю.
Человек так и сделал. А на утро перед домом раскинулось дерево, но не
Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить?
2.Основная часть.
Педагог: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всѐ простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сѐстрах и братьях, бабушках и дедушках.
Человек растѐт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы
предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот
и мы попытаемся составить свои родословные.
1.Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат –
Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (семья)
2. Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя. (мама)
3. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый. (папа.)
4. Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки?
- Это наша. (бабушка.)
5. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый. (дед)
6. Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Это младший мой. (братишка)
7. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
8. Как называют сестру мамы или папы?
9. А кем тебе приходится брат мамы, папы или тѐти?
10. Мать и отец мужа
(Ответ: свекор и свекровь).
11. Мать и отец жены
(Ответ: тесть и теща).
12. Как зовут сестру мужа?
13. Как называют брата мужа?
14. Как называют сына и дочь твоих детей?
Педагог: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. И время, проведенное вместе с родней, поистине бесценно. Ведь с этими людьми не может (или, по крайней мере, не должно быть) скучно. Особенно, если не просто чинно восседать за столом, поглощая многочисленные кушанья во время праздничных обедов, но и добавить в общение немного азарта и соревновательного духа. Именно для этого и существуют семейные игры.
Семейные игры с детьми и конкурсы.
Правила игры: Все члены семьи садятся за общий праздничный стол в хаотичном порядке. Каждый участник должен пожелать что-то необходимое сидящему справа от него близкому человеку. Такая игра воспитывает доброжелательность друг к другу.
Для этого конкурса нужно несколько шариков, фломастеры и платок. Участники на скорость рисуют на шарике лицо и повязывают платок.
3.Заключительная часть.
Педагог : Так если я спрошу вас сейчас: откуда вы родом? Что вы мне ответите?
Цель: познакомить ребят с историей их семьи; воспитание патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны и труда; развитие монологической и диалогической речи.
Оборудование: плакат с изображением генеалогического древа, словарь слов, стенд-музей родителей.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Вводная беседа.
Учитель. Мы сегодня поговорим о самых близких людях, без которых трудно жить человеку, о ваших семьях и их членах: дедушках и бабушках, мамах и папах.
III. Основная часть.
Детство было у всех: и у ваших родителей, и у дедушек, и у бабушек - через века тянется цепочка событий, в которых участвовали ваши предки - знаменитые и не совсем, герои и самые обыкновенные люди. Знаете ли вы их поименно? Вряд ли. Храните ли вы их вещи: ордена, портреты, письма, дневники, документы? В буднях великих строек, в дыму военных пожарищ невольно многие семьи растеряли самое дорогое - память о прошлом.
Но мы не должны быть людьми без памяти. Мы хотим знать свое прошлое, биографии своих родных и близких, историю Отечества. Конечно, в музеях, в архивах, по книгам и картинам можно узнать, когда основан тот или другой населенный пункт и почему он так называется. И это хорошо, полезно, интересно, но. Но разве не интересна история каждой семьи? Мы сделали большой семейный стенд, представляющий фотолетопись ваших семей, ребята, и хотим рассказать о воспоминаниях дедушек и бабушек, как рождалась, пополнялась та или иная семья наших учеников, какие у нее обычаи.
Выходят ученики по одному и рассказывают или читают о своих родных.
Ведущая. Прошлое есть и у вашей семьи. Значит, история вашей семьи является частью истории страны. У каждого есть большая родня - это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой - Россия!
Ученица читает стихотворение В. Крючкова.
Россия, я твоя росинка,
Песчинка малая твоя,
Когда метель - твоя снежинка
В ручье - я капелька ручья.
Из этих капелек - росинок –
Большие реки потекли,
И если б не было песчинок,
Тогда бы не было земли.
Ведущая. Каждый гражданин переживает историю своей страны. Кто-то прославил свою фамилию во время войны, кто-то славно трудился, знаете ли вы, кто из ваших предков воевал (спросить), кем сейчас работают ваши родители (пусть дети скажут). Мне и всем окружающим приятно слышать, что ваши дедушки и бабушки передали вам фамилию, достойную уважения.
- А знаете ли вы, что означают ваши фамилии? Откуда они произошли?
Ведущий берет интервью о происхождении фамилий.
Фамилия - такое привычное для нас слово попало в наш язык из латыни и в переводе означает семья. Каждая отдельно взятая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая называется генеалогической таблицей, или генеалогическим древом.
Задание.
1. Составьте генеалогическую таблицу своей семьи.
2. Нарисуйте это древо.
- А теперь мы послушаем стихи о разных фамилиях, о том, влияют ли они на наш характер.
IV. Заключительная часть.
Ведущая. Да, все мы родом из детства - с этих слов начинали мы праздник, а на всем его протяжении старались доказать их справедливость. Теперь мы с вами всегда будем помнить, откуда мы родом.
- Откуда же мы все родом - и вы, и ваши родители, и предки, и знакомые, и друзья?
Читайте также: