В гостях у предков откуда я родом почему меня так назвали конспект занятия

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1122 0

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр

План-конспект

занятия по теме

(с применением информационно-коммуникационных технологий)

Модуль III .

Раздел 1. Мир, в котором я живу.

Цель: пробудить интерес к своей родословной, преданиям, семейным традициям; углубить представление о значении имён, происхождении фамилий; воспитывать уважение и любовь к своим предкам, прошлому нашей Родины.

Оборудование: белые листы для письма, ручки.

Форма проведения: беседа.

Ход занятия.

Никто не свалился с луны.

Все мы – ветви и листья

огромного и переплетенного

общечеловеческого дерева.

Вводная часть.

Соц. педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы поговорим о самых близких людях, без которых трудно жить человеку, о ваших семьях, бабушках и дедушках, мамах и папах. Откуда мы родом?

Основная часть.

Но мы не должны быть людьми без памяти. Мы хотим знать своё прошлое, биографии своих близких и родных, историю своего Отечества.

В средние века всякий рыцарь, желающий вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё происхождение. А доказательством служило рыцарское родословное древо.Но не обязательно быть рыцарем, чтобы нарисовать своё родословное древо. Каждый из вас может его составить. Что нужно для этого? Конечно, расспросить своих родителей, бабушек и дедушек, узнать, откуда они родом, как жили ваши предки, чем занимались, чем отличились, какие заслуги перед Отечеством имеют?

В хороших дружных семьях младшие слушаются и уважают старших, а старшие заботятся о младших.

Что имя – звук оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значения?

Конечно, нет. И в имени есть тайна,

И таинство есть имя нареченье.

Дед, стараясь для внучонка.

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

Имя вам дали родители. Отчество от имени отца. А фамилия? К вашему отцу она перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кто же первый в роду так назвался и почему?

У каждого из вас, я уверена, были или есть выдающиеся, известные чем-то хорошим, члены семьи. Надо о них помнить. Может быть и вы в своё время прославите свою фамилию славными делами, геройским поступком, честным трудом на благо своей Родины.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Каждая отдельно взятая семья – уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая называется генеалогической таблицей, или генеалогическим древом Расспросите своих родных, как зовут ваших предков, откуда они родом, из каких мест и т. д. И составьте родословное древо.

Обратная связь.

Ребята, перед тем, как нам расстаться я хотел бы узнать, что вы извлекли полезного из проведенного занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучающая: формировать элементарные представления и навыки составления родословной своей семьи.

развивающая: совершенствовать речевую активность воспитанников.

воспитательная: воспитывать у детей уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим

Оборудование:

Цели: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе

обучающая: формировать элементарные представления и навыки составления родословной своей семьи.

развивающая: совершенствовать речевую активность воспитанников.

воспитательная: воспитывать у детей уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим

Оборудование:

Ход занятия.

1.Вводная часть. Приветствие.

Педагог предлагает детям встать в круг.

Педагог: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете?

(Дети садятся на места).

-Кто ты? - спросил он,- как тебя зовут? Кто твои предки?

- Не знаю,- ответил человек.

-О, несчастный! Ты живешь, как дерево в пустыне, но даже оно имеет свои

корни, а ты…несчастный человек.

- Но зачем знать своих предков?

- Это необходимо! Я знаю, что мой отец был искусным кузнецом. Он назвал

меня в честь деда. Я знаю, что не случайно появился на свет, у меня есть

корни, есть Родина. А тебе это неведомо.

И человек почувствовал себя несчастным, заплакал. Путник сказал:

- Не плачь! Я помогу тебе. Вот семечко, брось его в землю.

Человек так и сделал. А на утро перед домом раскинулось дерево, но не

Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить?

2.Основная часть.

Педагог: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всѐ простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сѐстрах и братьях, бабушках и дедушках.

Человек растѐт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы

предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот

и мы попытаемся составить свои родословные.

1.Папа, мама, старший брат,

Маша, дедушка Игнат –

Много разной тут родни.

А все вместе кто они? (семья)

2. Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя. (мама)

3. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый. (папа.)

4. Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

- Это наша. (бабушка.)

5. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. (дед)

6. Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Это младший мой. (братишка)

7. Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

8. Как называют сестру мамы или папы?

9. А кем тебе приходится брат мамы, папы или тѐти?

10. Мать и отец мужа

(Ответ: свекор и свекровь).

11. Мать и отец жены

(Ответ: тесть и теща).

12. Как зовут сестру мужа?

13. Как называют брата мужа?

14. Как называют сына и дочь твоих детей?

Педагог: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. И время, проведенное вместе с родней, поистине бесценно. Ведь с этими людьми не может (или, по крайней мере, не должно быть) скучно. Особенно, если не просто чинно восседать за столом, поглощая многочисленные кушанья во время праздничных обедов, но и добавить в общение немного азарта и соревновательного духа. Именно для этого и существуют семейные игры.

Семейные игры с детьми и конкурсы.

Правила игры: Все члены семьи садятся за общий праздничный стол в хаотичном порядке. Каждый участник должен пожелать что-то необходимое сидящему справа от него близкому человеку. Такая игра воспитывает доброжелательность друг к другу.

Для этого конкурса нужно несколько шариков, фломастеры и платок. Участники на скорость рисуют на шарике лицо и повязывают платок.

3.Заключительная часть.

Педагог: Так если я спрошу вас сейчас: откуда вы родом? Что вы мне ответите?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе

обучающая: формировать элементарные представления и навыки составления родословной своей семьи.

развивающая : совершенствовать речевую активность воспитанников.

воспитательная : воспитывать у детей уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим

Оборудование:

Ход занятия.

1.Вводная часть. Приветствие.

Педагог предлагает детям встать в круг.

Педагог: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете?

(Дети садятся на места).

-Кто ты? - спросил он,- как тебя зовут? Кто твои предки?

- Не знаю,- ответил человек.

-О, несчастный! Ты живешь, как дерево в пустыне, но даже оно имеет свои

корни, а ты…несчастный человек.

- Но зачем знать своих предков?

- Это необходимо! Я знаю, что мой отец был искусным кузнецом. Он назвал

меня в честь деда. Я знаю, что не случайно появился на свет, у меня есть

корни, есть Родина. А тебе это неведомо.

И человек почувствовал себя несчастным, заплакал. Путник сказал:

- Не плачь! Я помогу тебе. Вот семечко, брось его в землю.

Человек так и сделал. А на утро перед домом раскинулось дерево, но не

Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить?

2.Основная часть.

Педагог: У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всѐ простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сѐстрах и братьях, бабушках и дедушках.

Человек растѐт и задумывается над вопросами: «Кто я? Откуда я? Каковы

предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот

и мы попытаемся составить свои родословные.

1.Папа, мама, старший брат,

Маша, дедушка Игнат –

Много разной тут родни.

А все вместе кто они? (семья)

2. Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя. (мама)

3. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,-

Это наш любимый. (папа.)

4. Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки?

- Это наша. (бабушка.)

5. Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый. (дед)

6. Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Это младший мой. (братишка)

7. Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая. (сестренка)

8. Как называют сестру мамы или папы?

9. А кем тебе приходится брат мамы, папы или тѐти?

10. Мать и отец мужа

(Ответ: свекор и свекровь).

11. Мать и отец жены

(Ответ: тесть и теща).

12. Как зовут сестру мужа?

13. Как называют брата мужа?

14. Как называют сына и дочь твоих детей?

Педагог: Семья – это самое дорогое, что есть у человека. И время, проведенное вместе с родней, поистине бесценно. Ведь с этими людьми не может (или, по крайней мере, не должно быть) скучно. Особенно, если не просто чинно восседать за столом, поглощая многочисленные кушанья во время праздничных обедов, но и добавить в общение немного азарта и соревновательного духа. Именно для этого и существуют семейные игры.

Семейные игры с детьми и конкурсы.

Правила игры: Все члены семьи садятся за общий праздничный стол в хаотичном порядке. Каждый участник должен пожелать что-то необходимое сидящему справа от него близкому человеку. Такая игра воспитывает доброжелательность друг к другу.

Для этого конкурса нужно несколько шариков, фломастеры и платок. Участники на скорость рисуют на шарике лицо и повязывают платок.

3.Заключительная часть.

Педагог : Так если я спрошу вас сейчас: откуда вы родом? Что вы мне ответите?

Цель: познакомить ребят с историей их семьи; воспитание патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны и труда; развитие монологической и диалогической речи.

Оборудование: плакат с изображением генеалогического древа, словарь слов, стенд-музей родителей.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа.

Учитель. Мы сегодня поговорим о самых близких людях, без которых трудно жить человеку, о ваших семьях и их членах: дедушках и бабушках, мамах и папах.

III. Основная часть.

Детство было у всех: и у ваших родителей, и у дедушек, и у бабушек - через века тянется цепочка событий, в которых участвовали ваши предки - знаменитые и не совсем, герои и самые обыкновенные люди. Знаете ли вы их поименно? Вряд ли. Храните ли вы их вещи: ордена, портреты, письма, дневники, документы? В буднях великих строек, в дыму военных пожарищ невольно многие семьи растеряли самое дорогое - память о прошлом.

Но мы не должны быть людьми без памяти. Мы хотим знать свое прошлое, биографии своих родных и близких, историю Отечества. Конечно, в музеях, в архивах, по книгам и картинам можно узнать, когда основан тот или другой населенный пункт и почему он так называется. И это хорошо, полезно, интересно, но. Но разве не интересна история каждой семьи? Мы сделали большой семейный стенд, представляющий фотолетопись ваших семей, ребята, и хотим рассказать о воспоминаниях дедушек и бабушек, как рождалась, пополнялась та или иная семья наших учеников, какие у нее обычаи.

Выходят ученики по одному и рассказывают или читают о своих родных.

Ведущая. Прошлое есть и у вашей семьи. Значит, история вашей семьи является частью истории страны. У каждого есть большая родня - это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой - Россия!

Ученица читает стихотворение В. Крючкова.

Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя,

Когда метель - твоя снежинка

В ручье - я капелька ручья.

Из этих капелек - росинок –

Большие реки потекли,

И если б не было песчинок,

Тогда бы не было земли.

Ведущая. Каждый гражданин переживает историю своей страны. Кто-то прославил свою фамилию во время войны, кто-то славно трудился, знаете ли вы, кто из ваших предков воевал (спросить), кем сейчас работают ваши родители (пусть дети скажут). Мне и всем окружающим приятно слышать, что ваши дедушки и бабушки передали вам фамилию, достойную уважения.

- А знаете ли вы, что означают ваши фамилии? Откуда они произошли?

Ведущий берет интервью о происхождении фамилий.

Фамилия - такое привычное для нас слово попало в наш язык из латыни и в переводе означает семья. Каждая отдельно взятая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая называется генеалогической таблицей, или генеалогическим древом.

Задание.

1. Составьте генеалогическую таблицу своей семьи.

2. Нарисуйте это древо.

- А теперь мы послушаем стихи о разных фамилиях, о том, влияют ли они на наш характер.

IV. Заключительная часть.

Ведущая. Да, все мы родом из детства - с этих слов начинали мы праздник, а на всем его протяжении старались доказать их справедливость. Теперь мы с вами всегда будем помнить, откуда мы родом.

- Откуда же мы все родом - и вы, и ваши родители, и предки, и знакомые, и друзья?

Читайте также: