Природное и общественное в человеке конспект

Обновлено: 05.07.2024

Антропогенез – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей (в первую очередь речи), общественной жизни коллективов (системы социальных институтов).

Периодизация антропогенеза: а) археологическая (технологическая) периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б) социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род (родовая община); соседская община.

Теории происхождения человека:

1) Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая) – подразумевает божественное происхождение человека.

2) Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина) – естественно-научная теория, согласно которой человек является биологическим видом, происхождение его – природное, естественное.

3) Трудовая теория (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса) – утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд.

4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

5) Катастрофизм – система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.

6) Телеологизм – философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Человеквысшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной (двойной), а сам человек – биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.

Человек – существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способен создавать орудия и пользоваться ими, воспринимает и соблюдает общественные нормы поведения, выполняет определенные общественные функции и играет социальные роли. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие.

Человек – существо духовное. Духовный мир человека (микрокосм человека) – сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности.

Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания – культуру.

На формирование человека влияют три группы факторов: биологические данные (особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и др.); социокультурные условия (социальное окружение, среда обитания и др.); индивидуальная история.

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:

а) натуралистический – преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;

б) социологический – признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Человек – явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.

Таким образом: человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начала).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.2.2. Низшие формы биологической опасности

2.2.2. Низшие формы биологической опасности Насекомые могут создавать для вас больше неудобств и опасности, чем нехватка пищи и воды. Наибольшая опасность исходит от их способности переносить заразную и зачастую с фатальным исходом болезнь через укус.1) Передаваемые таким

БИОМАГНЕТИЗМ — РЕЗУЛЬТАТ ОТРАВЛЕНИЯ?

Результат

Результат От 75 до 100 баллов. Вы сохранили много стимулов к жизни. Вы открыты, оптимистичны, доброжелательны, может быть, немного эксцентричны, общительны. Ваш энтузиазм заразителен, и людям нравится быть в вашем обществе. Эти качества не только поддерживают иммунную

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественног

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции Идеи изменяемости органического мира находили своих сторонников уже с античных времен.

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Приспособленность организмов к среде обитания. В результате длительного эволюционного процесса у всех организмов постоянно развиваются и

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Человек есть общественное животное


Природное и общественное в человеке

Раздел ЕГЭ: 1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Человек — биосоциальное существо, представляющее высший результат эволюции на Земле. Человек занимает особую нишу среди остальных живых организмов. Его биосоциальная природа обусловлена неразрывной связью с природой (биологическое) и обществом (социальное).

ЧЕЛОВЕК: ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Природное

Общественное

ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО

Человек

Животное

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропосоциогенез — параллельное становление человека и общества, в результате которого произошло выделение человека над остальными живыми организмами. Антропосоциогенез — исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное и представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества).

Одна из основных проблем в философии — проблема человека. Ключевым в этой проблематике является вопрос о происхождении человека. Антропогенез — теория происхождения человека, в которой рассматривается процесс его возникновения и развития. Существует несколько теорий происхождения человека:

  • РЕЛИГИОЗНАЯ ТЕОРИЯ подразумевает божественное происхождение человека. Душа — источник человеческого в человеке.
  • ТЕОРИЯ ПАЛЕОВИЗИТА. Человек является существом внеземным; пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
  • ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ Ч.ДАРВИНА. Человек является биологическим видом, происхождение его природное естественное; генетически человек связан с высшими млекопитающими.
  • ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ Ф.ЭНГЕЛЬСА. Главная причина появления человека и его эволюции — труд; под влиянием труда у человека формировалось сознание, а также язык и творческие способности.

ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

На протяжении своей жизни человек проходит следующие стадии:

Природное и общественное в человеке

2) Личность — человек, являющийся субъектом отношений и сознательной деятельности. Содержит в себе устойчивый комплекс социальных свойств индивида, характеризующих его в обществе. Социально и духовно развитый человек.

3) Индивидуальность — уникальность отдельно взятого человека. Включает в себя своеобразие внешнего облика и всех присущих социально значимых черт человека. Психически и личностно неповторимый человек.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА

Формирование личности происходит на протяжении всего существования человека и обуславливается многими факторами, влияющими на скорость и качество этого процесса. Индивид не может стать личностью до тех пор, пока не усвоит традиции, ценности и другие нормы общества. Факторы:

  • наследственность;
  • воспитание;
  • социальное окружение;
  • способности, талант;
  • историческая эпоха;
  • стремление к самосовершенствованию.

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Поскольку для человека характерна постоянная потребность в расширении своих знаний об окружающем мире, он может одновременно выступать и субъектом, и объектом познания.

Человек — объект познания исследует самого себя. Для этого он использует методы:

Человек — субъект познания для исследования окружающей действительности использует чувственное и рациональное восприятие:

  • в процессе научного познания;
  • в процессе воспитания и социализации;
  • в процессе трудовой деятельности;
  • в процессе творческой деятельности.

Также встречаются случаи пребывания человека одновременно в двух ролях в процессе самонаблюдения. Это возможно в медицине, психологии и методике обучения.

Примеры реальных заданий ЕГЭ

1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) использование предметов, данных природой
3) стремление понять окружающий мир
4) генетически обусловленные модели поведения
5) общение с помощью членораздельной речи
6) способность к целеполаганию

Ответ: 124.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды — да, это биологическая природа.
2) использование предметов, данных природой — да, это биологическая природа.
3) стремление понять окружающий мир — нет, это социальная природа человека.
4) генетически обусловленные модели поведения — да, это биологическая природа.
5) общение с помощью членораздельной речи — нет, это социальная природа человека.
6) способность к целеполаганию — нет, это социальная природа человека.
Источник:
ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2 (задание 4)

1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) осознанная постановка цели
3) использование природных материалов
4) наличие словесной речи
5) забота о потомстве
6) стремление понять закономерности развития природы и общества

Ответ: 135.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды — да, этот признак отражает его биологическую природу и свойственен не только человеку, но и животному.
2) осознанная постановка цели — нет, это свойственно только человеку.
3) использование природных материалов — да, этот признак отражает его биологическую природу и свойственен не только человеку, но и животному.
4) наличие словесной речи — нет, это свойственно только человеку.
5) забота о потомстве — да, этот признак отражает его биологическую природу и свойственен не только человеку, но и животному.
6) стремление понять закономерности развития природы и общества — нет, это свойственно только человеку.
Источник:
Досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию. 14.04.2020 Вариант 1 (задание 4).

Пример 3. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Ответ: 125.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. — Да, это обусловлено особенностями развития человеческого организма.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. — Да, личность — это индивид как активный участник общественных отношений.
3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности. — Нет, он их усваивает в процессе социализации.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. — Нет, скорее биологической.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах. — Да, задатки раскрываются в способности только если у человека есть мотивация и возможность их развивать в обществе.
Источник:
Демонстрационные версии ЕГЭ—2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 (задание 2).

Пример 4. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность — зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Ответ: 125.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность — зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. — Да, так как это особенность организма человека.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. — Да, они обретаются в процессе социализации.
3) Человек наследует моральные нормы. — Нет, он усваивает их в процессе социализации.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. — Нет, это биологическая сущность человека.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах. Да, задатки развиваются в способности в определенных социальных условиях.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 (задание 2)

Ответ: 25.
Комментарий: Пункты 2 и 5 являются лишними, так как они они имеют биологическую природу.
Источник:
Досрочный вариант ЕГЭ-2021 (задание 1)

Природное и общественное в человеке

blank

ЕГЭ по обществознанию. Природное и общественное в человеке. Мировоззрение. Истина. Знания.

Начался новый учебный год, а это значит, что ЕГЭ по обществознанию уже не за горами! Чтобы получить хорошие результаты, важно начать вовремя готовиться, а также использовать правильные источники. Так что давайте не будем терять драгоценное время и начнем подготовку уже сегодня!

Тема 1.1. Природное и общественное в человеке

(Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Сущность человека объединяет в себе две важные составляющие: биологическое и социальное начала. Как биологический вид, человек принадлежит к млекопитающим вида Homo sapiens, который образовался путем антропогенеза, т.е. процесса эволюционного формирования и развития человека. Природное в человеке проявляется в характерных для животных признаках: анатомия и физиологические процессы, потребность в пище, сне и движении, а также наличие врожденных инстинктов.

Человек неразрывно связан с обществом из-за постоянного вступления в общественные отношения и взаимодействия с другими. Социальное в человеке проявляется через мышление и речь, сознание и разум, готовность к труду и способность к творчеству.

Таким образом, человек представляет собой биосоциальное существо, образованное путем слияния воедино природного и общественного, иначе он существовать не может.

Основные отличия человека от животного

  1. Наличие сознания и возможности мыслить. В отличие от животных человек умеет думать, анализировать, планировать и принимать решения.
  2. Умение говорить и слышать. Наличие коммуникативных способностей позволяет обмениваться информацией с окружающими, выражать собственное мнение и делиться накопленными знаниями с другими поколениями.
  3. Творческая деятельность. Только человек может вдохновляться, творить, фантазировать и создавать новые шедевры.
  4. Изготовление орудий труда и их использование. Некоторые живые существа хоть и вполне могут воспользоваться палками или камнями, никто из них не в состоянии сравниться с человечеством, способным мастерить новые орудия из уже существующих средств.
  5. Удовлетворение духовных потребностей. В отличие от человека животные не слушают музыку и тем более не посещают выставки и театры.

Итак, человек — это биосоциальное существо, стремящееся удовлетворять свои духовные потребности, умеющее думать и творить, принимать решения, а также выражать собственное мнение.

Для характеристики человека как биологического существа применяется термин “индивид”. Индивид — это отдельный представитель человеческого рода. К индивидным признакам человека относятся пол, биохимические и физиологические особенности, возраст, психика, естественные потребности, т.е. все то что, человек обязательно наследует.

Среди признаков человека есть и те, которые принадлежат исключительно ему и отличают его от других: рост, голос, телосложение, взгляды на мир, черты характера и т.д. Так, индивидуальность — уникальность человека, его непохожесть на других.

Важным социальным признаком человека является его личность. Личность — это конкретный человек, обладающий набором важных социальных качеств, которые он реализует в процессе жизнедеятельности. К таким качествам относятся: ответственность, нравственность, инициатива и другие.

Человек становится личностью лишь в процессе социализации, т.е. процесса взаимодействия с обществом и усвоения необходимых знаний, ценностей и опыта предыдущих поколений.

Тема 1.2. Мировоззрение, его виды и формы

Мировоззрение — это совокупность устойчивых взглядов, знаний и убеждений об окружающем мире, а также отношение человека к самому себе.

Элементы мировоззрения

В мировоззрении различают следующие элементы:

  1. Мироощущение — это образ мира, который человек получает путем чувственного восприятия, например, чувства или настроение. В данном случае мировоззрение отражается на уровне ощущений.
  2. Мировосприятие — образ мира в наглядных представлениях, когда мировоззрение ограничено больше чувственным опытом.
  3. Миропонимание — представление о мире на основе рационального объяснения.

Компоненты мировоззрения

Выделяют четыре вида компонентов:

  1. Познавательный компонент, который базируется на знаниях (знания о мире и человеке, обыденные, научные или религиозные знания);
  2. Ценностно-нормативный компонент содержит общественные и индивидуальные ценности, установки или убеждения;
  3. Эмоционально-волевой компонент характеризует эмоциональную сторону мировоззрения. Он включается в себя эмоции и чувства, настроение и переживания.
  4. Практический компонент состоит из умений и навыков.

Пути формирования мировоззрения

  1. Стихийный путь формирования мировоззрения происходит на обыденно-практическом уровне, под влиянием жизненных условий. Сюда можно отнести опыт, традиции или обычаи.
  2. Осознанное формирование происходит на теоретическом уровне. Этот уровень связан с рациональным осмыслением мира и включает в себя идеи, идеалы, ценности и принципы.

Формы мировоззрения

  1. Обыденное или житейское мировоззрение является наиболее распространенной и доступной формой для каждого человека. Это мировоззрение, которое опирается на собственный повседневный опыт и опыт своих родителей.
  2. Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и в Бога. Верующий человек стремится следовать религии, соблюдает необходимые правила и совершает культовые действия, например, молитву или жертвоприношение.
  3. Мифологическое мировоззрение основано на мифах. Данной форме мировоззрения свойственно отсутствие границ между реальным и вымышленным миром, а сами действия происходят в мире богов и духов. Мифологическое мировоззрение существует и сегодня в виде сказок, легенд и сказаний.
  4. Художественное мировоззрение глубоко связано с искусством и созданием художественных образов.
  5. Научное мировоззрение опирается на аргументированность, доказательность и объективность.
  6. Философское мировоззрение является по большей степени субъективным мировоззрением. Оно основано на разуме и рассуждениях философов. Философское мировоззрение показывает отношение человека к самому себе и ко всему окружающему миру.

Роль мировоззрения в жизни человека

Тема 1.3. Виды знаний

blank

Познание — это вид деятельности, направленный на приобретение новых знаний об окружающем мире.Таким образом, продуктом познания являются полученные знания.

Знание — результат познавательной деятельности.

Процесс познания всегда осуществляется при наличии двух сторон: субъекта (тот, кто получает информацию, например, человек или общество) и объекта (то, на что направлен процесс познания: предмет или весь окружающий мир),

Уровни познания

Процесс познания происходит в два уровня: чувственное и рациональное.

Чувственное познание осуществляется непосредственно при взаимодействии с окружающим миром при помощи органов чувств. Например, мы можем получить определенную информацию о предмете, увидев его, потрогав или попробовав на вкус.

На рациональном уровне познается внутренняя сущность предмета, и происходит это уже при помощи мышления.

Формы чувственного и рационального познания

Чувственное познание начинается с ощущения — это отражение отдельных свойств предмета, возникающих в результате воздействия на органы чувств. Например: яблоко красное, лимон кислый, вода холодная. Таким образом, ощущение показывает нам отдельную сторону предмета: запах, цвет, вкус, форма.

Получая информацию о предмете с помощью органов чувств, мы формируем у себя в сознании чувственный образ предмета, что соответствует следующей форме познания — восприятию. Например, при поедании яблока, мы ощущаем его вкус, но одновременно с этим воспринимаем запах, цвет и форму яблока. После восприятия образ предмета сохраняется у нас в памяти, что способствует представлению, третьей форме познания. В данном случае образ воссоздается путем обращения к предыдущему опыта.

Теперь обратимся к формам рационального познания:

Понятие — мысль, утверждающая свойства предмета, явления или процесса.

При помощи понятия формируется суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о познаваемом объекте.

Умозаключение — вывод об объекте познания, сформированный из нескольких суждений.

Виды знаний

Научное познание

Отдельное внимание нужно обратить на особый вид познания — научное познание — деятельность, направленную на получение объективных и обоснованных знаний, основанных на рациональности.

От других видов познания научное отличают такие свойства, как обоснованность, доказательность, аргументированность, достоверность и системность. Кроме того, в научном познании используются теоретические и экспериментальные методы.

Уровни научного познания

К эмпирическим методам исследования относятся: наблюдение, измерение, описание и эксперимент. К теоретическим — индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, моделирование и идеализация.

Тема 1.4. Понятие истины, её критерии

blank

Истина — это знание, соответствующее действительности.

Противоположность истины — заблуждение ложное знание, принимаемое за истину.

Виды истины

  1. Абсолютная истина — полное, точное и достоверное знание о чем-либо (например, дважды два — четыре).
  2. Относительная истинанеполное и неточное знание, способное со временем измениться или дополниться.
  3. Объективная истиназнание, не зависящее от человечества (например, Земля вращается вокруг солнца).
  4. Субъективная истина — знание, которое зависит от особенностей субъекта познания.

Критерии истины

Основной критерий истины — практика. Практика — это материальная деятельность, направленная на преобразование мира.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии . Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.

Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

- моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

- обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

- выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Читайте также: