Конспект логопедического занятия по развитию связной речи дикие животные

Обновлено: 05.07.2024

Поэтому слушаем меня внимательно и работаем старательно.

- Давайте с вами повторим правила, которыми мы пользуемся на занятии по развитию речи.

- Говорить медленно, не торопясь. Четко произносить все звуки.

Дыхательная гимнастика

- Ребята, сейчас мы с вами пропаем гласные звуки:А,О,У,И

Помним, что вдыхаем через нос, выдыхаем через рот

Речевая гимнастика

Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь

- Ребята, а теперь посмотрите на доску и скажите какое животное здесь лишнее? (Корова лишняя.)

- Почему? (Потому что все животные дикие, а корова домашнее животное.)

- Вы наверно уже догадались о ком мы сегодня с вами поговорим на занятии? (Да. О диких животных.)

- Правильно, о диких животных.

- Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу).

- Как по другому можно назвать животных? (Звери)

Работа по лексической теме

- Ребята, давайте назовем детенышей этих животных. Я бросаю мяч и называю животного. Вы называете детеныша этого животного и бросаете мне мяч обратно. У белки кто детеныш? У зайца? У лисы? У волка? У медведя? У лося? У ежа?

Открываю картинки на доске и проверяем с ответами детей.

- Ребята, давайте теперь изобразим диких животных и опишем их.

- Медведь (какой?) Бурый,огромный, лохматый, косолапый неуклюжий,сильный.

- Заяц (какой?) Маленький, юркий, белый, длинноухий ушастый, пушистый.

- Лиса (какая?) Хитрая,рыжая,

- Еж (какой?) Колючий, маленький

- Белка (какая?) Ловкая, пушистая, мелькая

В следующем задании нужно закончить предложения, сказать слова с противоположным значением

Лось большой, а заяц… (какой?) маленький
Белка слабая, а волк… (какой?) сильный
У волка хвост длинный, а у медведя …(какой?) короткий
Лиса хищное животное, а заяц… (какое?) травоядное

Теперь, ребята, посмотрите на картинку и назовите, где чей хвост.

- У зайца чей хвост? (заячий)

- У лисы чей хвост? (лисий)

- У волка чей хвост? (волчий)

Работа над сложными словами

- А теперь давайте с вами назовем сложные слова.

У зайца уши длинные – длинноухий
У ежа острый нос – остроносый,
У зайца косые глаза – косоглазый,
У медведя короткий хвост- короткохвостый.

Ориентировка в пространстве

- Ребята, повторяйте за мной.

Левавая и и правая строят города,
Левая и правая водят поезда,
Левая и правая умеют шить и штопать,
Левая и правая умеют громко хлопать.

Подняли левую руку, подняли правую руку. Глазки подняли вверх, опустили вниз.

Дотронулись правой рукой до левого уха, закрыли левой рукой правый глаз. Дотронулись левой рукой правого уха, закрыли правой рукой левый глаз.

Расположите животных по отношению к елке: белка справа, заяц слева, медведь вверху, волк внизу.

Составление рассказа-описания

- Ребята, а теперь давайте скажем где живут дикие животные?

Белка где живет? (Белка живет в дупле)
Лиса где живет? (Лиса живет в норе)
Заяц где живет? ( Заяц живет под кустом)
Волк где живет? (Волк живет в логове)
Медведь где живет? (Медведь живет в берлоге)
Еж где живет? ( Еж живет под листьями)
Лось где живет? (Лось живет в лесу)

- Ребята, сейчас мы попробуем с вами составить краткий рассказ-описание о животных. Например составим рассказ о белке.

Белка где живет? Белка живет в бупле.

Чем питается белка? Белка питается орехами и грибами.

Значит белка хищное или травоядное животное? Травоядное

Назовите детенышей белки? Детеныши белки-бельчата.

Как выглядит белка? У белки рыжий мех, маленькие лапки, длинный пушистый хвост, на ушках кисточки.

- Сейчас я раздам вам карточки с животными, а вы составите свой рассказ-описание.

Логопед раздает карточки с животными (медведь, лиса, заяц,волк, еж)

А теперь по очереди каждый описывает своего животного.

- Ребята, теперь отгадайте загадки о диких животных

Загадки

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Ну, конечно, это…(Белка).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Оборудование: письмо в конверте, игрушки (белка, лиса, заяц, медведь, еж), счетные палочки, мяч.

Ход занятия

1. Оргмомент

- Сегодня мы с вами поговорим о лесных жителях.

- Еж или нож? Лиза или лиса? Булка или белка? Мишка или миска? Майка или зайка? (на стол ставятся игрушки диких животных по ходу отгадывания)

3. Загадки о диких животных

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)

Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

4. Артикуляционная гимнастика

- Давайте изобразим как:

Лиса живет в норе
Волк живет в логове
Медведь живет в берлоге
Еж спит в норе
Заяц сидит под кустом
Белка живет в дупле

Дети называют диких животных, изображенных на картинках.

Далее логопед задает следующие вопросы:

- Где живут эти животные?

- Кто им ищет еду?

- Кто этим животным строит жилища?

Логопед подводит детей к выводу: дикие животные.

- Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные? (дикие) Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу).

Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них.

- Что любит еж? (яблоки, грибы).

- Что любит заяц? (морковь, капусту)

- Что медведь? (малину, мед)

- Что белка? (орехи, грибы)

- Я угощу малиной медведя.

- Я угощу рыбой лису.

- Я угощу яблоком ежа.

- Я угощу орехом белку.

- Я угощу морковкой зайца.

  • Зайка скачет по кусточкам, по болоту и по кочкам.
  • Белка прыгает по веткам, гриб несет бельчатам-деткам.
  • Ходит мишка косолапый, у него кривые лапы.
  • Без тропинок, без дорожек катится колючий ежик.

- Каких животных вы видите на столе? (перечисляют)

- Посмотрите внимательно, запомните их. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.

- Кого не стало? (не стало зайца) и т.д.

- Старичок Лесовичок пришел к нам с чудесной коробочкой, а что в ней давайте, мы с вами посмотрим.

- Каждый из вас достает из коробочки животное, называет его и называет части тела этого животного. (Дети достают фигурки диких животных и называют части тела)

- Многие путают названия частей тела у диких животных и людей. Я буду называть какую-либо часть тела, а вы отвечайте, у людей или у животных есть эта часть тела.

  • Пасть - …(у животных)
  • Живот – (у людей)
  • Руки – (у людей)
  • Шерсть – (у животных)
  • Хвост – (у животных)
  • Когти – (у животных)
  • Ногти – (у людей)
  • Уши – (у людей и животных)

- Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m78f1acb7.jpg

Открытое фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи

с элементами обучения грамоте

в старшей группе по теме:

hello_html_m75b1df97.jpg
hello_html_55331913.jpg

Подготовила:

учитель – логопед Розум И.Л.

Донецк, 2018

Образовательные:

закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных;

учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;

закреплять умение детей обобщать по двум признакам;

закреплять образование уменьшительно-ласкательные формы;

упражнять в подборе слов – признаков к названиям диких животных;

упражнять в правильном употреблении предлогов;

закреплять умение согласовывать падежные окончания;

Развивающие:

развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление;

развивать координацию движений;

развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей;

воспитывать у детей гуманное, бережное отношение к животным;

развивать любознательность, взаимопомощь.

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самооценки;

воспитывать доброжелательность, самостоятельность.

Коррекционные:

расширение и активизировать словарь по теме, закрепление в речи детей названий диких животных;

развивать связную речь;

развивать мыслительную деятельность, внимание, память;

продолжать развивать фонематический слух.

развивать согласованность движений с текстом стихотворения, ритмичность;

развивать мелкую моторику.

Оборудование: презентация, проектор, колонки, телевизор, картинки диких животных, разрезные картинки с дикими животными, Су-ждок мячи.

Ход занятия

hello_html_4fd9a8df.jpg

Логопед: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте!

Дети: Чтобы разговаривать ,

Надо выговаривать ,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всё понятно !

Логопед : Чтобы на занятии слышать все внимательно, делаем массаж ушей старательно.( Ауриколотерапия )

Взяли наши ушки, (Тянуть указательным и большим

Тянем до макушки,

Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)

Логопед: Помните выкрикивать нельзя и отвечать только полными предложениями. Следим за контрольными звуками. Соня напоминаю - язык за зубками, Егор губы работают, Тема не стесняется – говорит громко…

- Отгадайте куда мы свами сегодня отправимся

hello_html_m5c8a0d2f.jpg

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в волшебный дом –

Чудеса увидишь в нем!

Логопед: Правильно, это лес. Закрыли глазки. (звучит волшебная музыка).

Ой, Ребята, посмотрите куда мы попали?

Дети: На лесную опушку!

hello_html_6bfc365d.jpg

Логопед: На лесной опушке нас уж заждались зверюшки. Кто знает какие животные живут в лесу?

Логопед: Верно. Сегодня мы с вами поговорим о диких животных, вспомним все, что учили и знали. Скажите, почему животных, которые живут в лесу называют дикими?

Дети: Они живут в лесу, сами себе строят жилища, добывают пищу, боятся человека и даже могут напасть на него. И т.д

Логопед: Молодцы! Внимание на экран! Давайте поиграем!

hello_html_m543adcfe.jpg

Волк- рычит, воет;

Медведь – ревет;
Лиса - скулит, тявкает;
Белка - цокает зубками;

(необходимо подобрать слова – признаки к названиям диких животных).

Волк (какой) - серый, злой, голодный.

Лиса (какая) - хитрая, рыжая, пушистая.

Заяц (какой) - серый, пугливый, длинноухий.

Белка (какая) – маленькая, быстрая, пушистая.

Медведь (какой) – большой, страшный, косолапый.

Ёж (какой) - маленький, колючий, быстрый.

Логопед: Ребята, а д авайте с вами перевоплотимся в диких животных и попробуем поприветствовать лесных обитателей подражая им и их звукам.

Перед зеркалами дети выполняют артикуляционную гимнастику .

hello_html_6e32bf45.jpg

Медведь засыпает – широко зевает, открывая рот.

hello_html_20c75edd.jpg

Логопед: Прекрасно, звери понимают, что мы не хотим причинить им вред и разрешают нам погулять по лесу.

Логопед: Ребята, Маша запуталась, не может понять где чьи следы? Поможем?

hello_html_m507446d9.jpg

Логопед: У медведя есть лапы. Чьи лапы?

Логопед: У лисы есть хвост. Чей хвост?

Логопед: У волка есть пасть. Чья пасть?

hello_html_71d97793.jpg

Логопед: У зайца есть уши. Чьи уши?

Логопед: У ежа есть иголки. Чьи иголки?

Логопед: У белки есть на ушах кисточки. Чьи кисточки? И т.д.

hello_html_32dc41bd.jpg

Логопед: Послушайте ребятки для пальчиков зарядку

По дорожке бежит ежик

Нет ни головы. ни ножек

Он бежит, бежит,бежит

И пыхтит пыхтит, пыхтит.

Ппых..пых..пых..пых…

Помоги считать слоги.

hello_html_m602bb78c.jpg

Логопед: Ребята, а давайте посчитаем сколько слогов в названиях животных.

У лисы рыжая голова – у лисенка рыженькая головка.

hello_html_639c3c98.jpg

У волка острые зубы –

У зайца короткий хвост –

У белки черные глаза –

У ежа колючая спинка –

У медведя косолапые лапы -

Логопед: В лесу случился переполох и все детеныши потерялись. Давайте найдем для каждого из них маму и папу. Появляется картинка леса и разных животных. Вам необходимо называть родителей этому детенышу. (Папа-заяц и мама-зайчиха) Кто это? (Это зайчонок)

Далее с остальными животными.

hello_html_65b82610.jpg

Логопед: Животные устали и уже хотят домой. Вот только беда, в этой суматохе они забыли свой дом. Поможем им его отыскать?

- Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге)

- Где живет лиса, белка, заяц, волк и т.д.?

Дети отвечают (Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустом. Волк живет в берлоге.)

hello_html_m5a710acb.jpg

Логопед: Вот животные и дома. Пора и нам заканчивать занятие. Но сначала давайте вспомним, каких животных называют дикими? Почему? Каких животных мы сегодня вспомнили? (дети описывают животных с помощью алгоритмов и мнемотаблиц)

hello_html_30043d39.jpg

Логопед: Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. И я приготовила небольшой сюрприз. Посмотрите интересные видеофакты о животных.

( видеоподборка – лиса ныряет в снег за мышами, медведь спит в берлоге, волк воет и тд.)

Спасибо за занятие!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 251 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.01.2019 1701
  • DOCX 5.9 мбайт
  • 20 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Розум Ирина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Задачи

  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников
  • воспитывать бережное отношение к природе
  • воспитывать интерес к содержанию занятия
  • воспитание трудолюбия
  • коррекция аграмматичного построения фразы
  • преодоление речевого негативизма
  • развитие артикуляции (совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата)
  • развитие речевого дыхания
  • развитие мелкой моторики
  • развитие пространственных представлений
  • развитие навыка связной речи
  • развитие мышления детей на материале описательных загадок

Ход занятия:

Организационный момент.

Поэтому слушаем меня внимательно и работаем старательно.

— Давайте с вами повторим правила, которыми мы пользуемся на занятии по развитию речи.

— Говорить медленно, не торопясь. Четко произносить все звуки.

Дыхательная гимнастика

— Ребята, сейчас мы с вами пропоем гласные звуки: А, О, У, И

Помним, что вдыхаем через нос, выдыхаем через рот

Речевая гимнастика

Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь

— Ребята, а теперь посмотрите на доску и скажите какое животное здесь лишнее? (Корова лишняя.)

— Почему? (Потому что все животные дикие, а корова домашнее животное.)

— Вы наверно уже догадались о ком мы сегодня с вами поговорим на занятии? (Да. О диких животных.)

— Правильно, о диких животных.

— Почему их называют дикими? (Потому что они живут в лесу).

— Как по другому можно назвать животных? (Звери)

Работа по лексической теме

— Ребята, давайте назовем детенышей этих животных. Я бросаю мяч и называю животного. Вы называете детеныша этого животного и бросаете мне мяч обратно. У белки кто детеныш? У зайца? У лисы? У волка? У медведя? У лося? У ежа?
Открываю картинки на доске и проверяем с ответами детей
— Ребята, давайте теперь изобразим диких животных и опишем их. Какие они?
— Медведь (какой?) Бурый,огромный, лохматый, косолапый неуклюжий,сильный.
— Заяц (какой?) Маленький, юркий, белый, длинноухий ушастый, пушистый.
— Лиса (какая?) Хитрая,рыжая,
— Еж (какой?) Колючий, маленький
— Белка (какая?) Ловкая, пушистая, мелькая

В следующем задании нужно закончить предложения, сказать слова с противоположным значением.

Лось большой, а заяц… (какой?) маленький
Белка слабая, а волк… (какой?) сильный
У волка хвост длинный, а у медведя …(какой?) короткий
Лиса хищное животное, а заяц… (какое?) травоядное

Теперь ребята посмотрите на картинку и назовите, где чей хвост.
— У зайца чей хвост? (заячий)
— У лисы чей хвост? (лисий)
— У волка чей хвост? (волчий)

Работа над сложными словами

— А теперь давайте с вами назовем сложные слова.
У зайца уши длинные – длинноухий
У ежа острый нос – остроносый,
У зайца косые глаза – косоглазый,
У медведя короткий хвост- короткохвостый.

Ориентировка в пространстве

— Ребята, повторяйте за мной.
Левая и и правая строят города,
Левая и правая водят поезда,
Левая и правая умеют шить и штопать,
Левая и правая умеют громко хлопать.

Подняли левую руку, подняли правую руку. Глазки подняли вверх, опустили вниз.
Дотронулись правой рукой до левого уха, закрыли левой рукой правый глаз. Дотронулись левой рукой правого уха, закрыли правой рукой левый глаз.

Расположите животных по отношению к елке : белка справа, заяц слева, медведь вверху, волк внизу.

Составление рассказа- описания

— Ребята, а теперь давайте скажем где живут дикие животные?
Белка где живет? (Белка живет в дупле)
Лиса где живет? (Лиса живет в норе)
Заяц где живет? ( Заяц живет под кустом)
Волк где живет? (Волк живет в логове)
Медведь где живет? (Медведь живет в берлоге)
Еж где живет? ( Еж живет под листьями)
Лось где живет? (Лось живет в лесу)

— Ребята, сейчас мы попробуем с вами составить краткий рассказ-описание о животных. Например составим рассказ о белке.
Белка где живет? Белка живет в дупле.
Чем питается белка? Белка питается орехами и грибами.
Значит белка хищное или травоядное животное? Травоядное
Назовите детенышей белки? Детеныши белки-бельчата.
Как выглядит белка? У белки рыжий мех, маленькие лапки, длинный пушистый хвост, на ушках кисточки.

— Сейчас я раздам вам карточки с животными, а вы составите свой рассказ-описание.
Логопед раздает карточки с животными (медведь, лиса, заяц,волк, еж)
А теперь по очереди каждый описывает своего животного.
-Хорошо, молодцы.

-Ребята, теперь отгадайте загадки о диких животных

Загадки

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Ну, конечно, это…(Белка).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)

Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Итог занятия (рефлексия)

Ребята, скажите каких животных мы сегодня изучали с вами на занятии?
Правильно, диких животных. Почему их называют дикими?
Хорошо, молодцы.
Вот и подошло к концу наше с вами занятие. Ребята, вам понравилось?

Горевая Ольга Андреевна
учитель-логопед, МКДОУ №335 комбинированного вида
г. Новосибирск

Читайте также: