Ссср накануне великой отечественной войны конспект

Обновлено: 03.07.2024

- способствовать ориентации личности школьника на гуманистические ценности в международных отношениях.

Основные понятия: 1 сентября 1939 г. – начало II мировой войны.

30 ноября 1939 г. – 12 марта 1940 г. – советско-финляндская война.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме.

1. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г.

2. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

3. Катынская трагедия.

5. Начало Великой Отечественной войны. Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г.

6. Героическая оборона Брестской крепости. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны.

6. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий.

Агрессор - страна, незаконно применяющая вооруженную силу в отношении других стран и народов.

БГТО (Будь готов к труду и обороне) - первая ступень комплекса ГТО для школьников СССР в возрасте 14-15 лет.

ГКО – Государственный комитет обороны - был образован 30 июня 1941 года. Необходимость создания ГКО как высшего органа управления мотивировалась тяжёлым положением на фронте, требовавшим максимальной централизации руководства страной.

Контрнаступление – встречное, ответное наступление армии.

Лига Наций - международная организация, созданная в результате подписания Версальского мирного договора 1919 года. По состоянию на начало 1935 года в Лигу Наций входило 58 государств-участников, в том числе и СССР (с 1934 года). Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила своё существование в 1946 году в связи с созданием Организации Объединенных Наций (ООН).

Линия Маннергейма - комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой 132-135 км длиной, созданный в 1920-1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР.

Осада - окружение войсками укреплённого места с целью его захвата.

Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) — советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927—1948 годы, предшественник ДОСААФа.

Фашизм (лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации.

Ключевые слова:

Основная и дополнительная литература

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

В середине 30-х гг. в Европе окреп фашизм. Возникли очаги агрессии в Европе и Азии.

В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций и выдвинул идею создания системы коллективной безопасности в Европе. В 1939 г. в условиях возрастающей военной угрозы СССР начал переговоры с Великобританией и Францией о взаимных обязательствах по оказанию помощи в случае агрессии в Европе против любой из договаривающихся сторон. Однако глубокое недоверие западных лидеров к СССР привели переговоры в тупик. Премьер – министр Великобритании Н. Чемберлен и премьер-министр Франции Э. Даладье в это время вели тайные переговоры с Германией.

В августе 1939 г. после провала планов создания системы коллективной безопасности с Великобританией и Францией сталинская дипломатия пошла на сближение с Германией.

Согласно секретному дополнительному протоколу к этому договору, Эстония, Латвия, Восточная Польша, Бессарабия и Финляндия признавались сферой интересов Советского Союза.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Это событие принято считать началом Второй мировой войны. Уже 17.09.1939 в Восточную Польшу вошли войска СССР с официальной целью защитить местное украинское и белорусское население. В ноябре 1939 г. Западная Украина и Западная Белоруссия были официально включены в состав УССР и БССР.

Осенью 1939 года обострились противоречия между СССР и Финляндией. СССР, в частности, предложил Финляндии перенести границу от Ленинграда на 90 км, сдать ему в аренду полуостров Ханко, а взамен получить в два раза большую по размеру, но менее ценную территорию в советской Карелии. Отказ правительства Финляндии привёл 30 ноября 1939 г. к началу советско-финляндской войны.

В соответствии с подписанными осенью 1939 года договорами с Эстонией, Латвией и Литвой СССР разместил свои войска на территории этих государств. В июне 1940 г. под давлением СССР прошли парламентские выборы в республиках Прибалтики привели к победе прокоммунистических сил и формированию народных правительств, которые обратились с просьбой принять их в состав СССР. В августе 1940 г. Латвия, Литва и Эстония стали советскими социалистическими республиками.

В июне 1940 г. под давлением СССР Румыния передала ему контроль над Бессарабией и Северной Буковиной. В августе 1940 г. была образована Молдавская ССР, а Северная Буковина вошла в состав УССР.

Летом 1938 г. обострилась ситуация на советской территории в районе озера Хасан на стыке границ СССР, Китая и Кореи, куда с целью захвата вторглись японские войска. Бои продолжались с 29 июня по 11 августа 1938 г. и закончились разгромом японской группировки.

В мае 1939 г., японские войска вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол. В соответствии с заключенным в 1936 г. между СССР и МНР Соглашением о взаимопомощи, в отражении японской агрессии вместе с монгольскими принимали участие и советские войска. Большую роль в разгроме японской армии сыграл полководческий талант Г. К. Жукова, будущего Маршала Победы. В апреле 1941 г. был подписан договор о нейтралитете с Японией.

Перед лицом военной опасности широкое развитие в предвоенные годы получила деятельность оборонно-массовых организаций Осоавиахима, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др. В конце 1930-х гг. Основной задачей Осоавиахима стала допризывная подготовка и подготовка резерва армии и флота. В рядах организации к осени 1939 г. находилось более 10 млн. человек. В обществе Красного Креста и Красного Полумесяца девушки изучали основы медицинской подготовки.

В 1931 г. была разработана специальная программа физкультурной подготовки и воспитания молодёжи - ГТО (Готов к труду и обороне СССР), охватывавшая население в возрасте от 10 до 60 лет.

В 1934 г. был введён детский комплекс БГТО (Будь готов к труду и обороне) - первая для школьников 14-15 лет.

В начавшейся войне военная подготовка населения сыграла свою большую положительную роль.

Ситуацию в промышленности осложнили массовые репрессии конца 30-х годов, в ходе которых предприятия потеряли значительную часть управленческих и инженерных кадров. Погибли либо оказались в лагерях многие ведущие конструкторы военной техники. Только перед самой войной некоторые из находившихся в заключении (А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко, П. О. Сухой) получили возможность работать в закрытых конструкторских бюро. Выпуск новой военной техники был затруднен, к тому же она слишком медленно внедрялась в производство. Например, с задержкой поступали в армию пистолеты-пулеметы В. А. Дегтярева и Г. С. Шпагина, танки Т-34 и КВ. Благополучнее обстояло дело с авиацией: накануне войны развернулось производство бомбардировщиков Ил-4, истребителей Як-1 и МиГ-3, другой техники.

В мае 1940 г. наркомом обороны вместо К. Е. Ворошилова был назначен К. С. Тимошенко.

22 июня 1941 г. Германия вероломно вторглась в пределы Советского союза, нарушив подписанный договор о ненападении. Началась Великая Отечественная война.

В смертельной схватке столкнулись две крупнейшие к тому времени военные силы. Германия и выступившие на её стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равной и составляла в общей сложности около 6 млн. человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и минометов (48 тыс. у Германии и союзников, 47 тыс. - у СССР). По численности танков (9,2 тысячи) и самолетов (8,5 тыс.) СССР превосходил Германию и ее союзников (4,3 тыс. и 5 тыс. соответственно).

Немецким командованием был разработан план "Барбаросса", предусматривавший ведение "молниеносной" войны против СССР на трех основных направлениях - на Ленинград (группа армий "Север"), Москву ("Центр") и Киев ("Юг"). В короткий срок при помощи главным образом танковых ударов, предполагалось разгромить основные силы Красной Армии и выйти на линию Архангельск - Волга - Астрахань.

Оборона Брестской крепости (длилась с 22 июня – 30 июня 1941 года) – одно из самых первых сражений советских войск с немецкими агрессорами в период Великой Отечественной войны. 29 и 30 июня был совершён решающий штурм, который сочетался с артобстрелами и бомбардировками. Основные группы оборонявшихся были захвачены или уничтожены, в результате чего оборона потеряла централизованность и распалась на несколько отдельных очагов, что в итоге и сыграло свою роль в падении крепости.

30 июня 1941 г. был создан Государственный комитет обороны (ГКО), который возглавил И. В. Сталин.19 июля 1941 года Сталин стал во главе Наркомата обороны СССР, а через три недели (8 августа) - Верховным Главнокомандующим, фактически взяв на себя руководство страны.

Повсеместно формировалось народное ополчение. Предприятия эвакуировались на восток, в Сибирь и Среднюю Азию.

Причины поражения лета 1941 г. были заложены в довоенном развитии советского общества, в установленном режиме, в грубых просчётах во внешней и внутренней политике, в устройстве вооружённых сил, что позволило агрессору застать страну и армию врасплох.

Недостатки в качественном состоянии Красной Армии были в первую очередь причиной её неудач в начальный период войны. Одна из причин трагического исхода начального периода войну - это грубейший просчёт политического и военного руководства Советского Союза в отношении сроков агрессии, которая оказалась для Красной Армии внезапной.

10 июля начались бои под Киевом и Смоленском. В сентябре фашисты взяли Киев и окружили там 5 измотанных в боях и неукомплектованных советских армий. 8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда.

Кульминацией двухмесячного Смоленского сражения считается Ельнинская наступательная операция, где советские войска добились первого значительного успеха. Здесь 24-я армия Резервного фронта с 30 августа по 8 сентября провела наступательную операцию по уничтожению группировки противника.

Победа под Ельней имела огромное значение - впервые с начала войны немцев изгнали с значительной части советской земли. Это известие оказало высокое влияние на бойцов Красной Армии и мирных жителей.

Одной из крупномасштабных оборонительных операций в первый период Великой Отечественной войны советских войск стала оборона Севастополя, которая началась 30 октября 1941 г. и длилась почти год.

Оборона Одессы началась 5 августа 1941 г., когда частям Южного фронта пришлось отойти за Днепровский лиман. В связи с резким ухудшением военно-оперативной обстановки в Крыму в первой половине октября все находившиеся в городе красноармейцы были вывезены на полуостров. Это предрешило участь Одессы — 16 октября 1941 г. её сопротивление прекратилось.

Оборона Одессы и Севастополя сыграла значительную роль в сдерживании немецко-фашистских войск на южных рубежах СССР. Она позволила сковать значительные сухопутные силы противника, создавала угрозу его флангам и препятствовала расширению его коммуникаций на Чёрном море.

1. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г.

2. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.

3. Катынская трагедия.

5. Начало Великой Отечественной войны. Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г.

6. Героическая оборона Брестской крепости. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны.

6. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий.

Агрессор - страна, незаконно применяющая вооруженную силу в отношении других стран и народов.

БГТО (Будь готов к труду и обороне) - первая ступень комплекса ГТО для школьников СССР в возрасте 14-15 лет.

ГКО – Государственный комитет обороны - был образован 30 июня 1941 года. Необходимость создания ГКО как высшего органа управления мотивировалась тяжёлым положением на фронте, требовавшим максимальной централизации руководства страной.

Контрнаступление – встречное, ответное наступление армии.

Лига Наций - международная организация, созданная в результате подписания Версальского мирного договора 1919 года. По состоянию на начало 1935 года в Лигу Наций входило 58 государств-участников, в том числе и СССР (с 1934 года). Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила своё существование в 1946 году в связи с созданием Организации Объединенных Наций (ООН).

Линия Маннергейма - комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой 132-135 км длиной, созданный в 1920-1930 годы на финской части Карельского перешейка для сдерживания возможного наступательного удара со стороны СССР.

Осада - окружение войсками укреплённого места с целью его захвата.

Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) — советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927—1948 годы, предшественник ДОСААФа.

Фашизм (лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство, вождизм и превосходство одной нации.

Ключевые слова:

Основная и дополнительная литература

Обязательная литература:

Дополнительная литература:

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

В середине 30-х гг. в Европе окреп фашизм. Возникли очаги агрессии в Европе и Азии.

В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций и выдвинул идею создания системы коллективной безопасности в Европе. В 1939 г. в условиях возрастающей военной угрозы СССР начал переговоры с Великобританией и Францией о взаимных обязательствах по оказанию помощи в случае агрессии в Европе против любой из договаривающихся сторон. Однако глубокое недоверие западных лидеров к СССР привели переговоры в тупик. Премьер – министр Великобритании Н. Чемберлен и премьер-министр Франции Э. Даладье в это время вели тайные переговоры с Германией.

В августе 1939 г. после провала планов создания системы коллективной безопасности с Великобританией и Францией сталинская дипломатия пошла на сближение с Германией.

Согласно секретному дополнительному протоколу к этому договору, Эстония, Латвия, Восточная Польша, Бессарабия и Финляндия признавались сферой интересов Советского Союза.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Это событие принято считать началом Второй мировой войны. Уже 17.09.1939 в Восточную Польшу вошли войска СССР с официальной целью защитить местное украинское и белорусское население. В ноябре 1939 г. Западная Украина и Западная Белоруссия были официально включены в состав УССР и БССР.

Осенью 1939 года обострились противоречия между СССР и Финляндией. СССР, в частности, предложил Финляндии перенести границу от Ленинграда на 90 км, сдать ему в аренду полуостров Ханко, а взамен получить в два раза большую по размеру, но менее ценную территорию в советской Карелии. Отказ правительства Финляндии привёл 30 ноября 1939 г. к началу советско-финляндской войны.

В соответствии с подписанными осенью 1939 года договорами с Эстонией, Латвией и Литвой СССР разместил свои войска на территории этих государств. В июне 1940 г. под давлением СССР прошли парламентские выборы в республиках Прибалтики привели к победе прокоммунистических сил и формированию народных правительств, которые обратились с просьбой принять их в состав СССР. В августе 1940 г. Латвия, Литва и Эстония стали советскими социалистическими республиками.

В июне 1940 г. под давлением СССР Румыния передала ему контроль над Бессарабией и Северной Буковиной. В августе 1940 г. была образована Молдавская ССР, а Северная Буковина вошла в состав УССР.

Летом 1938 г. обострилась ситуация на советской территории в районе озера Хасан на стыке границ СССР, Китая и Кореи, куда с целью захвата вторглись японские войска. Бои продолжались с 29 июня по 11 августа 1938 г. и закончились разгромом японской группировки.

В мае 1939 г., японские войска вторглись на монгольскую территорию в районе реки Халхин-Гол. В соответствии с заключенным в 1936 г. между СССР и МНР Соглашением о взаимопомощи, в отражении японской агрессии вместе с монгольскими принимали участие и советские войска. Большую роль в разгроме японской армии сыграл полководческий талант Г. К. Жукова, будущего Маршала Победы. В апреле 1941 г. был подписан договор о нейтралитете с Японией.

Перед лицом военной опасности широкое развитие в предвоенные годы получила деятельность оборонно-массовых организаций Осоавиахима, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др. В конце 1930-х гг. Основной задачей Осоавиахима стала допризывная подготовка и подготовка резерва армии и флота. В рядах организации к осени 1939 г. находилось более 10 млн. человек. В обществе Красного Креста и Красного Полумесяца девушки изучали основы медицинской подготовки.

В 1931 г. была разработана специальная программа физкультурной подготовки и воспитания молодёжи - ГТО (Готов к труду и обороне СССР), охватывавшая население в возрасте от 10 до 60 лет.

В 1934 г. был введён детский комплекс БГТО (Будь готов к труду и обороне) - первая для школьников 14-15 лет.

В начавшейся войне военная подготовка населения сыграла свою большую положительную роль.

Ситуацию в промышленности осложнили массовые репрессии конца 30-х годов, в ходе которых предприятия потеряли значительную часть управленческих и инженерных кадров. Погибли либо оказались в лагерях многие ведущие конструкторы военной техники. Только перед самой войной некоторые из находившихся в заключении (А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко, П. О. Сухой) получили возможность работать в закрытых конструкторских бюро. Выпуск новой военной техники был затруднен, к тому же она слишком медленно внедрялась в производство. Например, с задержкой поступали в армию пистолеты-пулеметы В. А. Дегтярева и Г. С. Шпагина, танки Т-34 и КВ. Благополучнее обстояло дело с авиацией: накануне войны развернулось производство бомбардировщиков Ил-4, истребителей Як-1 и МиГ-3, другой техники.

В мае 1940 г. наркомом обороны вместо К. Е. Ворошилова был назначен К. С. Тимошенко.

22 июня 1941 г. Германия вероломно вторглась в пределы Советского союза, нарушив подписанный договор о ненападении. Началась Великая Отечественная война.

В смертельной схватке столкнулись две крупнейшие к тому времени военные силы. Германия и выступившие на её стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели 190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равной и составляла в общей сложности около 6 млн. человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и минометов (48 тыс. у Германии и союзников, 47 тыс. - у СССР). По численности танков (9,2 тысячи) и самолетов (8,5 тыс.) СССР превосходил Германию и ее союзников (4,3 тыс. и 5 тыс. соответственно).

Немецким командованием был разработан план "Барбаросса", предусматривавший ведение "молниеносной" войны против СССР на трех основных направлениях - на Ленинград (группа армий "Север"), Москву ("Центр") и Киев ("Юг"). В короткий срок при помощи главным образом танковых ударов, предполагалось разгромить основные силы Красной Армии и выйти на линию Архангельск - Волга - Астрахань.

Оборона Брестской крепости (длилась с 22 июня – 30 июня 1941 года) – одно из самых первых сражений советских войск с немецкими агрессорами в период Великой Отечественной войны. 29 и 30 июня был совершён решающий штурм, который сочетался с артобстрелами и бомбардировками. Основные группы оборонявшихся были захвачены или уничтожены, в результате чего оборона потеряла централизованность и распалась на несколько отдельных очагов, что в итоге и сыграло свою роль в падении крепости.

30 июня 1941 г. был создан Государственный комитет обороны (ГКО), который возглавил И. В. Сталин.19 июля 1941 года Сталин стал во главе Наркомата обороны СССР, а через три недели (8 августа) - Верховным Главнокомандующим, фактически взяв на себя руководство страны.

Повсеместно формировалось народное ополчение. Предприятия эвакуировались на восток, в Сибирь и Среднюю Азию.

Причины поражения лета 1941 г. были заложены в довоенном развитии советского общества, в установленном режиме, в грубых просчётах во внешней и внутренней политике, в устройстве вооружённых сил, что позволило агрессору застать страну и армию врасплох.

Недостатки в качественном состоянии Красной Армии были в первую очередь причиной её неудач в начальный период войны. Одна из причин трагического исхода начального периода войну - это грубейший просчёт политического и военного руководства Советского Союза в отношении сроков агрессии, которая оказалась для Красной Армии внезапной.

10 июля начались бои под Киевом и Смоленском. В сентябре фашисты взяли Киев и окружили там 5 измотанных в боях и неукомплектованных советских армий. 8 сентября 1941 г. началась блокада Ленинграда.

Кульминацией двухмесячного Смоленского сражения считается Ельнинская наступательная операция, где советские войска добились первого значительного успеха. Здесь 24-я армия Резервного фронта с 30 августа по 8 сентября провела наступательную операцию по уничтожению группировки противника.

Победа под Ельней имела огромное значение - впервые с начала войны немцев изгнали с значительной части советской земли. Это известие оказало высокое влияние на бойцов Красной Армии и мирных жителей.

Одной из крупномасштабных оборонительных операций в первый период Великой Отечественной войны советских войск стала оборона Севастополя, которая началась 30 октября 1941 г. и длилась почти год.

Оборона Одессы началась 5 августа 1941 г., когда частям Южного фронта пришлось отойти за Днепровский лиман. В связи с резким ухудшением военно-оперативной обстановки в Крыму в первой половине октября все находившиеся в городе красноармейцы были вывезены на полуостров. Это предрешило участь Одессы — 16 октября 1941 г. её сопротивление прекратилось.

Оборона Одессы и Севастополя сыграла значительную роль в сдерживании немецко-фашистских войск на южных рубежах СССР. Она позволила сковать значительные сухопутные силы противника, создавала угрозу его флангам и препятствовала расширению его коммуникаций на Чёрном море.

Материал представляет собой конспект урока для 11 класса. На уроке обучающиеся получают возможность познакомиться с внешней и внутренней политикой СССР накануне Великой Отечественной войны, дать оценку подготовленности СССР к войне.

ВложениеРазмер
sssr_nakaune_vov_konspekt.doc 76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока:

- раскрыть причины нарастания международной напряженности;

- выделить основные задачи и направления внешней политики СССР в предвоенные годы;

- развивать познавательные умения: самостоятельно производить поиск необходимой информации в учебнике и за его пределами для формирования новых знаний;

- способствовать ориентации личности школьника на гуманистические ценности в международных отношениях.

Основные понятия: 1 сентября 1939 г. – начало II мировой войны.

30 ноября 1939 г. – 12 марта 1940 г. – советско-финляндская война.

Домашнее задание: § 2 и вопросы к нему. Записи в тетради.

План изучения нового материала.

1. Начало II мировой войны и Советский Союз.

2. Расширение территории СССР.

3. Война с Финляндией.

4. Советско-германские отношения накануне войны.

1. Начало II мировой войны и Советский Союз

Работа с классом: Вспомните, какое событие произошло 23 августа 1939 года?

- Объясните, почему подписание советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 года называют поворотным пунктом в международных отношениях?

- Возможно ли было иное развитие событий? Почему оно не состоялось?

- В соответствии с секретными протоколами 1 сентября 1939 года Германия начала войну против Польши. (Карта).

- Какой предлог использовала Германия для нападения на Польшу?

(Вечером 31 августа 1939 года группа эсесовцев ворвалась в здание радиостанции пограничного с Польшей немецкого города Глейвиц. Сделав перед микрофоном несколько выстрелов, они зачитали текст на польском языке, призывающий поляков к войне против Германии. Для большей убедительности здесь же было расстреляно несколько немецких уголовников, переодетых в польскую форму.

Использовав глейвицкую провокацию как предлог для нападения, части вермахта вторглись на территорию Польши).

Учитель: 1 сентября 1939 года спустя всего неделю после подписания пакта произошло нападение фашистской Германии на Польшу. НАЧАЛАСЬ ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.

– В ТЕТРАДЯХ : 1 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА – НАЧАЛО II МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

В это же время немецкие танковые колонны стремительно продвигались вглубь Польши, осуществляя план молниеносной войны. Уже 16 сентября немцы, прорвав польский фронт, вышли к Варшаве. (Карта)

22 сентября 1939 года в захваченном у Польши городе Бресте состоялся Советско-германский парад. Парад советских и германских войск – один из самых малоизученных фактов II мировой войны. Споры о нем идут до сих пор.

Есть две точки зрения на этот парад:

1) Это был парад, который продемонстрировал всему миру дружбу, скрепленную кровью при взятии Польши.

2) Просто передача города Советским войскам.

Какого мнения придерживаетесь вы?

Учитель: 28 сентября 1939 года сразу после завершения военных операций в Польше Риббентроп и Молотов подписали в Москве новый договор о дружбе и границах и новые секретные протоколы, в которых Германия признавала права СССР на Литву.

- В чем суть этого договора? Был ли он необходим?

Ответы уч-ся: 1. Я думаю, что СССР и Германия становились союзниками. 2. Это соглашение должно было еще более укрепить безопасность государства на ближайшее время, так как окончательно был решен вопрос с границами.

Учитель: Война – это всегда трагедия.

Закрепление . Перечислите основные события начала II мировой войны .

2. Расширение территории СССР.

Учитель: Помимо части уже оккупированной Польши по договору Риббентропа - Молотова в сферу интересов СССР попали и другие территории.

(Работа по учебнику: заполните таблицу из п.1, 3 параграфа 28).

- какие территории вошли в состав СССР в 1939 /40 гг .

Сентябрь 1939 г.

От Польши – Западная Украина – Украинская ССР

- Западная Белоруссия – Белорусская ССР

Эстония, Латвия, Литва

От Румынии – Бессарабия и Северная Буковина – Молдавская ССР

Какую политику проводило правительство СССР на этих территориях ?

  1. Оккупация стран (нарушен суверенитет).
  2. Местные правительства свергнуты.
  3. Образованы новые правительства, во главе – коммунисты.
  4. Страны включены в состав СССР на правах союзных республик.
  5. На территории этих республик стал строиться социализм (крестьян заставляли вступать в колхозы, арестовывались и высылались в лагеря тысячи представителей буржуазии).

Вывод: мы видим, что Сталин, в соответствии с секретным протоколом начал осуществлять захват территории. Граница СССР была отодвинута на запад.

3. Война с Финляндией.

Учитель: Расширение советских территорий на Западе проходило без каких-либо вооруженных конфликтов. Иначе развивались события на Карельском перешейке.

В ХОДЕ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА ВАМ НЕОБХОДИМО СОСТАВИТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО СЛЕДУЮЩЕМУ ПЛАНУ:

1. Причины войны с Финляндией.

2. Характер войны.

3. Основные события.

В 1943 году А.Т. Твардовский так написал о Финской войне:

«Среди большой войны жестокой,

С чего – ума не приложу, -

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый,

На той войне незнаменитой.

Советское правительство потребовало от Финляндии отодвинуть советско-финскую границу в районе Ленинграда на 30-35 км вглубь Карельского перешейка, пообещав территориальные уступки в других районах.

Для решительного броска вперед необходим был повод, который и был весьма оперативно организован . 26 ноября 1939 года у деревни Майнила одно из подразделений НКВД обстреляло из минометов позиции своих же войск. Далее последовало обвинение финской стороны в провокации и начало военных действий.

Советско-Финляндская война продолжалась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года. (Показ)

30 ноября 1939 года советские войска перешли границу Финляндии. Не было сомнений, что вся операция займет не более 3-х недель, и к новому 1940 году Советская армия будет праздновать победу.

Соотношение военной техники было таким

Численность советских войск – 760 тыс. человек, финских войск – 325 тыс. человек.

Финские солдаты, грамотно обученные отличались не только железной дисциплиной, но и высоким боевым духом. Советскому солдату боевого духа тоже было не занимать, но этого явно было не достаточно.

Еще одним козырем финнов была лыжная подготовка, финны умели ползать по-пластунски, не снимая лыж и даже взбираться в них на деревья.

Наиболее тяжелые и кровопролитные бои развернулись на Карельском перешейке, где 7-я армия безуспешно завязла на линии финских укреплений.

12 марта 1940 года в Москве был заключен мирный договор между СССР и Финляндией, в соответствии с которым граница севернее Ленинграда отодвигалась на линию Выборг – Сортавала. К СССР отошли: Карельский перешеек, ряд островов в Финском заливе, небольшая территория с городом Куолаярви и часть полуострова Рыбачий. Советскому Союзу передавался в аренду на 30 лет полуостров Ханко с правом создания на нем военно-морской базы.

Карельский перешеек достался Советскому Союзу невероятно дорогой ценой. За 105 дней войны РККА потеряла убитыми, раненными и обмороженными около 400 тысяч человек, 597 самолетов, 650 танков. Согласно статистике среднесуточные потери РККА составили более 3500 человек. Для сравнения при обороне Сталинграда эта же цифра составила 3280 человек. Финская армия потеряла 66,5 тысяч человек убитыми и раненными

Мирный договор предусматривал обмен военнопленными. Общее количество находившихся в Финляндии советских военнопленных составило 5395 человек, в СССР 806 военнослужащих финский армии.

Пленные финны возвращались на Родину как герои, они получали ордена и награды. Но самой большой наградой было признание соотечественников их заслуг перед страной, за свободу которой они сражались и, сражаясь, попали в плен.

Увы, совсем иная участь ожидала советских военнопленных. Решением Полит бюро за подписью Сталина, предписывалось всех военнопленных в количестве 4354 человека направлять в лагеря НКВД сроком от 5 до 8 лет, а 232 расстрелять.

Учитель: - Какие недостатки боевой подготовки Красной Армии выявила Советско-финляндская война? (в докладе наркома обороны К. Ворошилова говорится, что война с Финляндией выявила много серьезных недостатков, а именно:

1. Слабую боевую подготовку войск.

2. Недостаточное обеспечение армии автоматическим оружием, минометами, артиллерией.

3. Отсутствие дорог.

4. Плохо поставленное дело военной разведки.

5. Надежды на молниеносную войну не оправдались.

6. Репрессии 1937-1938 гг. командиров Красной Армии продемонстрировали низкие навыки управления войсками.)

- Какой вывод из этой войны о состоянии боеготовности сделали бы вы? ( страна к войне не готова, нужно укреплять ее обороноспособность).

Война нанесла серьезный ущерб международному престижу Советского Союза. По решению Лиги Наций СССР был Исключен из этой организации.

- А как это событие было освещено в советских средствах массовой информации?

  1. Назовите даты советско-финляндской войны.
  2. Причины войны.
  3. Характер войны (захватнический).
  4. Итоги войны.

4. Советско-германские отношения накануне войны.

Голландию – 5 дней,

Бельгию – 19 дней,

Нидерланды, Люксембург, Польшу – 35 дней,

Францию – 44 дня,

Норвегию – 63 дня. (Документ)

Проанализируйте эти данные и дайте им объяснения.

Единственной страной, которая в 1940 году сопротивлялась Гитлеру, была Англия. И Сталин, и Гитлер не сомневались, что военное столкновение Германии и СССР неизбежно. (Работа уч-ся с учебником п.4)

  1. Назовите причины II мировой войны.
  2. Когда и как началась II мировая война.
  3. Можно ли охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику сталинского руководства как имперскую?

Выберите несколько верных утверждений:

  1. Цели войны гитлеровского рейха с СССР:
  1. установление мирового господства;
  2. уничтожение Советского государства;
  3. избавление советского народа от сталинского режима;
  4. превращение страны в сырьевой придаток;
  5. германизация всей территории СССР.

По какому принципу образованы ряды:

  1. Карельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладожского озера, западная часть полуострова Рыбачий и Средний, район Куолоярви.
  2. Расположите в хронологической последовательности:
  1. мирный договор с Финляндией;
  2. начало II мировой войны;
  3. договор Германии и СССР о дружбе и границе;
  4. начало советско-финляндской войны.
  1. – 3.
  2. – 2.
  3. – 3.
  4. – 4.
  5. – 3.
  6. – 2, 4, 5
  7. Финляндская война.
  8. – 2, 3, 4, 1.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


СССР накануне Великой отечественной войны

Начало Второй мировой войны и внешняя политика СССР; подготовка Германии к войне против СССР; подготовка СССР к войне.

Конспект урока в 11 классе "СССР накануне Великой Отечественной войны"

Урок с применением ЭОР.

Приложение к уроку "СССР накануне Великой Отечественной войны"

Документы к уроку для работы в группах.

СССР накануне Великой Отечественной войны

Фрагмент урока в 9 классе с использованием технологии критического мышления.


СССР накануне Великой Отечественной Войны

Технологическая карта урока — 9 класс — История.


Презентация для 9 класса на тему 6 "СССР накануне Великой Отечественной войны"

В презентации дан обзор событий в нашей стране накануне великих испытаний - начала Великой Отечественной войны: положение советского народа, ужесточение политического пресса, соотношение военных сил Г.


В уроке рассматривается внешняя политика СССР в условиях начала Второй мировой войны. Говорится о наращивании в СССР военного потенциала и переходе к военному производству. Описываются изменения в структуре Красной Армии, а также действия по укреплению трудовой дисциплины.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "СССР накануне Великой Отечественной войны"

В результате освобождения советскими войсками западных областей Украины и Беларуси государственная граница СССР была перенесена на 300 километров к западу от столицы, что однозначно улучшило военно-стратегическое положение Советского Союза накануне войны.

Далее вы подробнее узнаете о положении Советского Союза накануне Великой Отечественной войны.

Вопросы занятия. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.

1 сентября 1939 армия Вооружённых сил Германии перешла границы Польши. 3 сентября Англия и Франция, выполняя принятые перед Польшей обязательства, объявили войну Германии. Их поддержали Канада, Новая Зеландия, Австралия, Индия и страны Южной Африки. Так началась война, которая стала крупнейшим вооружённым конфликтом за всю историю человечества.

В соответствии с секретным протоколом советско-германского пакта Молотова-Риббентропа о разграничении сфер влияния, утром 17 сентября на польскую территорию вступили силы РККА.

В ноябре Внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла в состав БССР Западную Беларусь, а Внеочередная сессия Верховного Совета УССР приняла в состав УССР Западную Украину.

Ещё одним важным регионом для обеспечения стратегической безопасности северо-западных об­лас­тей СССР была Прибалтика. Если бы Германия подчинила себе прибалтийские государства, они были бы превращены ею в плацдарм для нападения на Советский Союз.

Поэтому осенью 1939 года СССР подписал с Эстонией, Латвией и Литвой Пакты о взаимопомощи. Они га­ран­ти­ро­вали суверени­тет прибалтийских государств, чем обеспечивали безо­пас­ность советской границы с северо-востока.

В результате Советский Союз по­лу­чил воз­мож­ность раз­мес­тить на тер­ри­то­рии трёх прибалтийских го­су­дарств ог­ра­ниченные кон­тин­ген­ты советских войск. Однако несмотря на подписание Пактов о взаимопомощи с СССР политика прибалтийских государств в отношении советского государства оставалась недружественной.


Аналогичный договор СССР предложил заключить и Финляндии. Однако финляндское руководство не приняло условия Советского Союза. Поэтому советское правительство предприняло наступательную операцию против Финляндии, что привело к Советско-финляндской войне 1939–1940 года.

Война завершилась подписанием Московского мирного договора. Согласно ему, 11 % территории Финляндии вместе с городом Выборгом переходило в состав СССР. В то же время агрессивные действия Советского Союза привели к его исключению из состава Лиги Наций.

В июне 1940 года в Латвии, Литве и Эстонии прошли парламентские выборы. По их итогам были сформированы просоветски настроенные народные правительства, которые обратились с просьбой принять их в состав СССР.

В результате в августе 1940 года все три прибалтийских государства стали советскими социалистическими республиками.

В июне 1940 года король Румынии Кароль 2-й принял ультимативную ноту советской стороны и передал в состав Советского Союза Бессарабию и Северную Буковину СССР.

В августе 1940 года из Бессарабии была образована Молдавская ССР, а Северная Буковина вошла в УССР.

При такой сложной международной обстановке, которая сложилась к началу 1940-х годов, СССР продолжал вести переговоры с Англией, Францией и США. Например, Англия и США заявили о своей готовности оказать помощь СССР в случае нападения на него Германии при условии сохранения Советским Союзом дружественного нейтралитета по отношению к ним. Советское руководство продолжало вести диалог и с лидерами Германии, Японии, Италии, чтобы сдержать их агрессию против СССР.

В 1938 началось выполнение планов третьей пятилетки. Однако из-за потенциальной угрозы войны приоритетными в это время стали именно оборонные отрасли промышленности. В 1939 году был реорганизован Наркомат оборонной промышленности. Он был разделён на наркоматы авиационной промышленности, вооружений, боеприпасов и судостроительной промышленности. Строилось большое количество оборонных заводов, в том числе и заводов-дублёров на востоке страны.

Заводы-дублёры – предприятия в тыловых восточных районах СССР, выпускавшие ту же продукцию, что и предприятия, расположенные в наиболее уязвимой в военном отношении западной части страны.

Например, к лету 1941 года в СССР насчитывалось уже 24 авиастроительных завода.


Для выполнения оборонных заказов были перепрофилированы даже фабрики музыкальных инструментов и заводы детских игрушек.

В конце 1930-х годов открываются конструкторские бюро, в которых разрабатывались новые образцы военной техники. Например, в ОКБ Министерства авиационной промышленности СССР имени Анастаса Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича были разработаны и внедрены в производство истребители МиГ-1 и МиГ-3.


А конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина был разработан знаменитый советский средний танк Т-34. Началось серийное производство одномоторных самолётов-истребителей Як-1, штурмовика Ил-2, скоростного бомбардировщика СВ.

Однако серийное производство новых образцов вооружений задерживалось. Перевооружение Красной Армии и флота на новую технику планировалось завершить только в середине 1942 года.

После принятия новой Конституции и в условиях прямой военной угрозы в СССР была развёрнута масштабная кампания по реорганизации армии флота.

1 сентября 1939 года был принят закон о всеобщей воинской обязанности. Он устанавливал, что защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

Для привлечения в армию дополнительного контингента призывной возраст был снижен с 21 года до 19 лет. Накануне войны численный состав армии превышал 5 млн человек.

В рамках реорганизации вооружённых сил маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов был снят с занимаемой им должности наркома обороны. В мае 1940 года на этот пост был назначен Семён Константинович Тимошенко. Также на руководящие должности выдвигались военачальники, которые проявили себя в недавних боевых действиях у реки Халхин-Гол и в Финляндии.

Однако в Красной Армии ощущалась острая нехватка квалифицированных руководящих кадров. Этому есть несколько причин: резкое увеличение числа воинских частей и численности вооружённых сил, произошедшее в ходе реорганизации; репрессии 1937–1938 годов, вследствие которых было арестовано более девяти с половиной тысяч командиров.

И хотя к 1941 году около 4 тысяч из них были освобождены и восстановлены в должности, недостаток опытных военачальников восполнен не был. Для решения этой проблемы советское руководство открывало новые военные учебные заведения, а также подняло образовательный ценз для старшего командного состава.

Однако, следует отметить, что руководство советскими вооружёнными силами было недостаточно централизованным, а при организации танковых войск им допускались ошибки.

Проведение индустриализации, а в частности, ускоренного производства военной техники, требовало укрепления трудовой и производственной дисциплины. Потому что повышенные нормы выработки и низкая заработная плата приводили к текучести рабочей силы.

В соответствии с ним, рабочий день был увеличен на 1 час, а рабочая неделя на 1 день; произошло закрепление работников к предприятиям (то есть для смены места работы необходимо было получить разрешение руководства предприятия); сверхурочные работы стали обязательными; предусматривалась уголовная ответственность за самовольный уход с предприятия и прогул без уважительных причин; вводились трудовые книжки, в которых регистрировались сведения о поступлении на работу, увольнениях.

Руководители промышленных наркоматов могли перемещать работников всех уровней с одного предприятия на другое в разные районы страны, не учитывая мнения самих работников.

Для учащихся также вводились жёсткие нормы поведения. Так, вводилась уголовная ответственность за самовольный уход из училища и за нарушение дисциплины.

В условиях непосредственной военной угрозы необходимо было научить гражданское население основам поведения в чрезвычайной обстановке. Так, действующая с 1927 года общественно-политическая оборонная организация Осоавиахим к концу 1930 годов становится мощной военизированной базой для допризывной подготовки, деятельность которой строго контролировалась партией, правительством и армией.


В кружках Осоавиахима велась подготовка противовоздушной и противохимической обороны. Также там готовили стрелков, телефонистов-морзистов, лётчиков, кавалеристов, парашютистов.

Основы медицинской подготовки можно было получить в обществе Красного Креста и Красного Полумесяца.

Военная и физическая подготовка советских граждан помогла им выстоять в тяжелейших условиях войны.


Большую роль в психологической подготовке граждан играла государственная пропаганда. Она должна сформировать у населения мнение, что война будет носить исключительно наступательный характер. Большое внимание уделялось прославлению мужества и героизма Красной Армии.

Подведём итоги. Руководству СССР удалось почти на два года отсрочить вступление СССР в войну. Советскими дипломатами были созданы предпосылки для формирования антигитлеровской коалиции. Были созданы предпосылки для быстрой переориентации экономики СССР на военные нужды. Незавершённая реорганизация снижала боеспособность Красной Армии. Для осуществления форсированного военного производства была ужесточена трудовая дисциплина. Большое внимание накануне войны уделялось военной, физической и психологической подготовке гражданского населения.


К 1941 г. Гитлер захватил большую часть Европы и был готов начать вторжение на СССР. Советское руководство знало об этих планах и готовилось к отпору. Однако предпринятых мер оказалось недостаточно: они были не всегда последовательны и не могли охватить в полном объеме все сферы государственной и общественной жизни.


Экономика СССР накануне Великой Отечественной войны

Уже в 1925 г. промышленное производство Советского союза приблизилось к довоенному. Однако по прежнему уступали Западу и это отставание требовало модернизации всей советской экономики.
Преобразования свелись к следующим основным элементам:

  • индустриализации (создании мощной тяжелой промышленности);
  • разработке и утверждении пятилетних планов;
  • активной пропаганде трудового энтузиазма;
  • коллективизации.

А. Стаханов среди шахтеров Донбасса. Фотография 1935 г.

Рис. 1. А. Стаханов среди шахтеров Донбасса. Фотография 1935 г..

Однако, перенапряжение материальных и людских ресурсов имело негативные последствия:

  • разорение сельского хозяйства;
  • отставание легкой промышленности;
  • фиктивное завышение показателей ради выполнения плана.

И все-таки к началу 1941 г. экономика СССР начала выпуск обновленной военной техники, в том числе танк Т-34, самолеты Як-1 и МиГ -3, начали выпускаться автоматы и самозарядные винтовки

Социально-политическая жизнь в стране

Индустриализация и коллективизация проводились с помощью жестких мер. Для подавления возможного недовольства была усилена идеологическая обработка населения и ужесточен политический режим.

С конца 20-х гг. в СССР проводятся показательные политические судебные процессы. После убийства С. М. Кирова (1934 г.) начинается политика “большого террора”. Ее главная цель состояла в том, чтобы избавиться от старых революционеров, которые могли хоть как-то противостоять Сталину.

Читайте также: