Конспект урока обобщение по теме главные члены предложения 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока - развить понятие о членах предложения, о способах вы­ражения подлежащего.

Задачи урока:

Образовательные:

развить умение находить грамматическую основу;

вспомнить виды словосочетания;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

Развивающие:

развитие навыков монологической речи, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), овладение нормами литературного языка.

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения работы в парах.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений и морфологического анализа слов разных частей речи.

метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, строить логическую цепочку (схему), конструировать текст, создавать письменный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,

личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в группе, раскрытию творческих возможностей.

Технологии урока:

Информационно – коммуникационная технология (использование медиаресурсов);

Технология здоровьесбережения (физкультминутка);

Игровые технологии (творческие задания);

Традиционная технология (сохранена структура урока).

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приёмы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со схемой-кластером, прием целеполагания, алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Методы обучения: словесный (беседа), практический (работа с книгой, упражнения), творческий.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация.

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Желаю вам плодотворной работы не только сегодня на уроках, но и в течение всей рабочей недели. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, поэтому самое время приступить к работе.

Для начала проверьте свою готовность к уроку. На столе у вас должны быть ручка, тетрадь, учебник.

Кто выполнит задание, поднимите на меня глазки, чтобы я видела вашу готовность продолжать работу.

Обобщение ранее изученного. Слайд 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.


- Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста.

Проверка работ (работа в парах). Выставление оценок в тетрадях.

- Из следующего предложенного текста выпишите словосочетание (по одному примеру): 1 вариант - именное, 2 вариант – глагольное.



- Выпишите словосочетание (по одному примеру): 1 вариант - согласование, 2 вариант – управление.

Проверка работ (работа в парах). Выставление оценок в тетрадях.

- Чем предложение отличается от словосочетания?

Предложение – единица общения.

Предложение выражает законченную мысль.

Предложение характеризуется интонационной законченностью.

Предложение имеет грамматическую основу.

В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме – знаками препинания.

Словосочетание – это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Одно из них является главным, а другое зависимым

- Скажите, а без чего предложение не может существовать? (Без грамматической основы)

Актуализация знаний.

- Правильно, это подлежащее. Сформулируйте тему урока.

(Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее).

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия?

(Будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения подлежащего)

Физкультминутка. Ручки у на ещё не сильно устали, давайте глазкам дадим отдохнуть.

Усвоение новых знаний. Слайд 3.

Проблемный вопрос.

- Как разграничить подлежащее, выраженное именем существительным в форме именительного падежа, и дополнение, выраженное формой винительного падежа?

Клён намочил дождь.

Хороший снежок урожай сбережет.

Проспект засыпал снег.

Кленовый лист срывает ветер сильный.

- Найти грамматическую основу предложения и дополнение в каждом предложении. Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

- Ваша задача - совместно заполнить первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”. Все остальные мы будем заполнять на последующих уроках, когда речь пойдет о других членах предложения. Слайд 4.


- Проанализируйте предложенные предложения. Слайд 5.



- Заполните первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”. (Можно плюсики поставить).

- Обобщите полученный результат.

- Составьте связный ответ “Способы выражения подлежащего”.

Закрепление изученного материала. Выполнение упр. № 90. Стр. 47.

Рефлексия деятельности. Слайд 6.

Подведение итогов работы.

Грамматическая основа – это….

Подлежащее может быть выражено……



- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок за урок.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф 17, стр. 46. Стр. 47, упражнение № 93.

Творческое домашнее задание: составьте предложения с подлежащими, выраженными разными частями речи. (См. образец работы в классе).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”.

Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.

Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях.

Развивать умения, применяя полученные знания на практике.

Развивать навыки работы по тестам

Развивать речь учащихся.

Проверяем глазами готовность к уроку, на столе лежит учебник, тетрадь, ручка, дневник.

Итак, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать то, что изучали на предыдущих уроках .

Сначала выполняем орфографическую разминку. Перед вами слова, в которых на месте пропуска нужно вставить букву и определить, какому правилу подчиняются эти слова.

Раз_езд, об_ём, в_ётся, б_ются, ш_ют, п_ют, раз_единить, пред_юбилейный.

- Давайте, вспомним, что такое орфограмма? (Это трудное место в слове, где можно ошибиться. Чтобы не ошибиться, нужно применить правило)

- Скажите, какое правило можно применить ко всем этим правилам? (Правописание разделительного ъ и ь знаков)

- Когда пишется в словах мягкий разделительный знак, когда в словах пишется твёрдый разделительный знак?

Молодцы, вы хорошо, без ошибок справились с орфографической разминкой, а теперь займёмся синтаксической пятиминуткой.

В н_ч_ном небе загорелись бл_стящие звёздоч_ки.

- Объясните орфограммы в словах.

- Подчеркните главные члены предложения.

- Скажите, чем выражены главные члены предложения.

Ⅳ. Объявление темы урока

-Итак, тема нашего урока “Главные члены предложения. Повторение и обобщение”.

Эти лингвистические термины “подлежащее” и “сказуемое”, с которыми вы знакомы с начальное школы, ввёл М.В. Ломоносов.

Подлежащее - значит “лежащее в основе предложения”, сказуемое - называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что “сказано о подлежащем”.

- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из словосочетаний)

- Как узнать сколько словосочетаний в предложении? (Для этого нужно мысленно выбросить подлежащее и сказуемое, предлоги, союзы и посчитать оставшиеся слова, сколько слов, столько и словосочетаний).

- Итак, сколько словосочетаний в данном предложении? (3)

- Назовите их. (Блестящие звёздочки, загорелись на небе, в ночном небе)

Ⅴ. Работа по теме урока.

- А сейчас мы займёмся с вами исследовательской работой.

Давайте вспомним, какие слова в предложении называются подлежащим?

Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.

5.Списывание текста.
Текст дан на доске. Подчеркнуть основу предложения.
ЛЕС.
Как хорош старый хвойный лес! Какой величественный вид представляет опушка такого леса при вечернем освещении. Стеной стоят лохматые темно – зеленые ели.
Прекрасен лес в зимний морозный день. Деревья покрыты клочьями белого пушистого снега.

7.Синтаксическая пятиминутка.
Произвести синтаксический разбор предложения при помощи опорных схем. Предложения даны на карточках. Работают у доски.

8.Работа по ТЗ на соответствие.
Даны слова на казахском языке необходимо найти соответствия на русском языке.
1.А) тышқан 1.змея
Б) Ұлу 2.мышь (крыса)
В)Жылан 3.курица (петух)
Г)Тауық 4.улитка (дракон)
А. Б. В. Г.

2.А)Доңыз 1.собака
Б)Ит 2.овца (коза)
В)Қой 3.лошадь
Г)Жылқы 4.кабан (свинья)
А. Б. В. Г.

3.А) Сиыр 1.заяц (кролик)
Б)Барыс 2.корова (бык)
В)қоян 3.обезьяна
Г)Мешін, маймыл 4.барс (тигр)
А. Б. В. Г.

4.А) Наурыз 1. 30 августа
Б)День конституции 2. 16 декабря
В)День Независимости 3. 22 марта

9.Ситуативное тестовое задание (устно).
А)Вы опоздали на урок и хотите войти. Выберите наиболее вежливое выражение просьбы:
1. Можно войти?
2. Я войду?
3. Извините, можно войти?
Б)На уроке твой друг одолжил тебе линейку. Ты скажешь:
1. Спасибо
2. Большое спасибо.
3. Благодарю.

10.Тестовый диктант.
1.В русском языке главных членов предложения…..
2.На вопрос кто? что? отвечает……подлежащее
3.На вопрос что делает предмет? каков он. сказуемое
4.Тип сказуемого в котором лексическое значение выражено именем ……..именное
5.Сказуемое, у которого лексическое и грамматическое значения выражены словами………..составное
6.Как называется глагол в составном глагольном сказуемом? Связка.
7.Главные члены предложения………….основа.
8.Глагол, выражающий грамматическое значение в составе глагольного сказуемого………..вспомогательный
9.Тип составного сказуемого, в котором лексическое выражение выражено неопределенной формой глагола…….глагольное.
10.Падеж, который является показателем подлежащего…..И.П.

13.Обобщение.
-О чем мы сегодня говорили с вами на уроке?

14.Итоги.
Комментарий оценок. Оценки по всем видам работы выставлялись на листе учета.

15.Домашнее задание.
&8 повторить. Выписать из художественного текста 6 предложений с различными типами сказуемого.

Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.

Образовательные: совершенствовать умение видеть главные и второстепенные члены предложения; закрепить навык самостоятельно составлять предложения, включая указанные второстепенные члены предложения; учить видеть ошибки при выполнении синтаксического разбора; повторить некоторые виды орфограмм и пунктограмм;

Развивающие: привести в систему знания учащихся по теме; учить удерживать внимание во время слушания; развивать следующие операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ; учить самостоятельно работать

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.

Сегодня мы с вами продолжаем работу над совершенствованием знаний о языке. Начнем урок с орфографической и пунктуационной разминки.

- Какова основная мысль стихотворения Василия Федорова? / Речь человека – это зеркало его души, отображение его внутреннего мира, доброе слово может согреть, утешить человека.

- А как можно охарактеризовать данное предложение с точки зрения синтаксиса? Выполним синтаксический разбор предложения.

- Ребята, на следующем уроке вам предстоит выполнить контрольную работу. Как вы думаете, по какой теме?

«Задание 1. Работа по карточке (5 мин). Подчеркнуть главные члены предложения, обозначить вид сказуемого.

- С грамматической основой разобрались. А теперь вспомним, какой знак препинания может ставиться между подлежащим и сказуемым. (тире) Возьмите 1 лист бумаги (лежат на столе) и в зависимости от предложения сделайте свой пунктуационный выбор.

- Давайте повторим теорию. Что мы знаем об определении? (должны дать определение понятию, виды: согласованное, несогласованное, приложение)

Задание1. (устно) Замените согласованные определения несогласованными, а несогласованные - согласованными.

- Бывают трудные случаи согласования определения с главным словом. Как быть в следующем случае? Что это за явление? Перепишите в тетрадь. (согласование определений с существительными общего рода) (слайд)

Материнская забота, безграничная любовь, готовность пожертвовать всем, желание добра, святой человек, долг беречь и заботиться.)

- Впишите в соответствующие клетки: вид обстоятельства (1 строка), обстоятельственный вопрос ( 2 строка), пример (3 строка - слова даны внизу).

Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне, несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень

Итог урока. Рефлексия. (3 мин)
- Урок подходит к концу. Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока? Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

Слова для справок: Бесшумно, вверху, накануне, несмотря на усталость, при хорошей погоде, из-за дождей, за грибами, очень

-формировать умения выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания, выполнять синтаксический разбор;

Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку учебной деятельности.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять самостоятельную, совместную деятельность в парах, коллективно.

В связи с этим верно были определены учащимся тема и цели урока. Кроме осознания необходимости повторения материала ( в начале уроке) для создания мотивации, пробуждения интереса форма урока организована как урок-путешествие. При подготовке материалов использовались в основном интернет-ресурсы.

На уроке акцент делался как на повторение теории, особенно трудных моментов в обозначении членов предложении, особо не останавливаясь на элементарных явлениях, так и на применение этих знаний на практике, для чего были организованы разные виды деятельности (устная, письменная, работа по схемам, самостоятельная работа, тесты).

На уроке была организована работа по развитию таких видов мышления, как образное путем погружения в языковую среду ( при анализе четверостишия на этапе открытия темы), так и научное (при решении учебных ситуаций, аргументировании соственного мнения).

б) для познавательных навыков – создание частично проблемных ситуаций, решение учебных задач, где учащийся должен проявитьи применить ЗУН (устные, письменные задания)

в) для коммуникативных навыков – постановка вопросов, требующих аргументированного ответа учащегося, работа в паре (обсуждение пунктограмм)

4. Положительному психо-физическому настрою способствовала сама форма урока (путешествие), словесное поощрение учащихся, воспитательный момент на уроке о роли речи, слова в жизни человека, как необходимом условии нравственного развития личности. При этом была создана почва для формирования таких общечеловеческих ценностей, как добро, человечность, взаимопомощь.

Читайте также: