На пути к единству 4 класс окружающий мир конспект урока перспектива

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Планируемые результаты

Личностные: поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.

Понятия: народное единство, смутное время, ополчение, гарнизон

Тип урока: комбинированный

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Цель: формировать представление о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества; познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем; поддерживать интерес к предмету; воспитывать самостоятельность; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; анализировать и синтезировать материал, группировать и выделять существенное; отличать верно, выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить высказывания; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные: осуществлять смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; строить рассуждения.

Тип урока: открытие нового знания.

для учителя: конспект урока, наглядность, учебник, рабочая тетрадь;

для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс.2 часть. – М.:Просвещение, 2013.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по истории

Учитель: Ануфриева Е.В.

Методист: Николаева А.Н.

Студентка: 741 группы, Горбунова Елена Владиславовна

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки для самостоятельной работы с заданиями

Цель и задачи урока:

- Формировать представления о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества;

-Познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков;

-Рассказать о поволжских городах, объединившихся для создания народного ополчения.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

- Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям;

Коммуникативные:

- Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;

- Уважать другую точку зрения;

- Понимать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны;

-Осознавать важность лучших человеческих качеств, проявляющихся в конкретных делах и поступках людей, живущих в переломные моменты истории страны

Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Владиславовна, сегодня урок истории проведу у вас я. Садитесь, пожалуйста!

А урок мы начнем с повторения ранее изученной тему. Кто скажет, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-4 человек по данной теме выполнят самостоятельно тест. Получив листочки, подпишите их, в заданиях вам нужно выбрать правильный ответ. Время работы (5 мин) Преступаем к работе

1)Какой царь приказал основать в Москве типографию?

2)Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?

3)Какую книгу для обучения грамоте создал Иван Федоров?

Г)первый русский букварь

4)Где поставлен памятник Ивану Федорову?

5)В каком году вышла первая печатная книга на Руси?

Ответы:1-г, 2-в, 3-г, 4-б, 5-б

-Пока ребята выполняют задания мы с вами побеседуем.

-Кто может сказать что обозначают эти даты: 22 января, 16 июля, 18 октября?

(дни памяти святого митрополита Филиппа)

- Расскажите кто был такой Митрополит Филипп и почему до сих пор он остался в памяти народа? (родом из знатной боярской семьи Колычевых, в молодости он в простой одежде ушел на север, год служил у пастуха. Потом стал монахом Соловецкого монастыря, был избран его игуменом, проявил себя как умный хозяин. Возвел каменные строения вместо деревянных. Соединил каналами озера. Вода поила людей, поступала в прачечную, крутила жернова в мельнице, доставляла бревна к пилам, которые тоже приводились в движение водой. В первую очередь был духовным наставником для всей России. Когда стал митрополитом в Москве он не побоялся выступать против жестокости царя Ивана Грозного. Его мужество и правдолюбие святого до сих пор осталось в памяти народа)

-Каких людей можно было назвать землепроходцами? (это люди которые открывают мир, она прокладывали пути там, где раньше не ступала нога человека)

-Навеки оставил свое имя на карте России уроженец земли Великого Устюга Семен Иванович Дежнев, как же он назвал это крайнюю точку Чукотского полуострова?

(Большой Каменный Нос) Что это за место было? (место встречи двух океанов)

-Кем был С.И. Дежнев? (выдающийся русский мореход, землепроходец-путешественник, исследователь Сибири, торговец пушниной, в 1648 г первый прошел Берингов пролив, отделяющий Америку от Азии)

-Какую реку он открыл, когда прошел весь пролив? (Анадырь)

Подвижник- это человек , из религиозных побуждений подвергающий себя лишениям.

-Сейчас мы с вами вспомнили землепроходцев, праведников и подвижников.

-Ребята, которые выполняли тест, сдают листочки не забудьте подписать их.

-Подвижники Руси и землепроходцы

4 учащихся выполняют тест на листочке

- дни памяти святого митрополита Филиппа

Рассказ о Митрополите Филиппе

- это люди которые открывают мир, она прокладывали пути там, где раньше не ступала нога человека

-Большой Каменный нос

-место встречи двух океанов

Определение темы урока

Работа с опорными словами

-Как вы думаете, почему киевские, владимирские и московские великие князья всегда старались укреплять границу Руси на запад? (Была угроза с запада, это происходило от того, что Европа во все века была довольно плотно заселена, а потому периодически начинала строить планы расширения своих территорий за счёт российских земель)

-Посмотрите на экран, здесь вы видите опорные слова к теме сегодняшнего урока, прочитайте их. (смута, ополчение, гражданин, осада)

-События, о которых мы будем говорить сегодня на уроке, называют Смутным временем. Как вы думаете, что это значит?

И то и другое характеризует период в истории нашей страны.

-Посмотрите на экран, прочитаем значение из толкового словаря. (Войско, собираемое в помощь регулярной армии путем добровольного привлечения широких народных масс)

-Как это может относиться к событиям Смутного времени? (на защиту страны встали не только царские войска, но и простой народ)

-Какого человека можно назвать гражданином своей страны? (человека, который соблюдает законы страны, трудится на ее благо)

-Что такое осада?

Осаду в те времена выдержали многие приволжские города Руси.

-Ребята, кто может уже назвать тему нашего урока, о чем мы будем говорить с вами сегодня на уроке?

-Была угроза с запада, это происходило от того, что Европа во все века была довольно плотно заселена, а потому периодически начинала строить планы расширения своих территорий за счёт российских земель

-смутный, мутный, мутить, омут

-на защиту страны встали не только царские войска, но и простой народ

-человека, который соблюдает законы страны, трудится на ее благо

Определение темы урока

Постановка целей и задач урока

-Кто сможет сформулировать цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы будем говорить о смутном времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечество и познакомимся с историческими личностями Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым, которые сыграли большую роль в освобождении Руси от захватчиков.

Формулируют цель урока

Изучение новой темы урока

Работа с картой

Работа с иллюстрациями

Демонстрация + рассказ учителя

Работа с учебником + беседа

Смутным назвали время на Руси в конце 16 и начале 17 в. В стране царил беспорядок, раздор. И опять благодаря мудрости, любви к Родине наших соотечественников страна справилась с несчастьями, обрушившимися на нее.

(Рассказ учителя, на экране иллюстрации городов, памятников, икон)

-В начале 17 в голов и междоусобные войны разоряли страну. Она стала в этих условиях легкой добычей для врагов. Главные пограничные крепости Смоленск и Великий Новгород были захвачены. Даже в столице был польский гарнизон. России угрожала потеря независимости.

В 1598 г царь умер, и с его кончиной пересеклась династия Рюриковичей. При загадочных обстоятельствах в Угличе ( показ на карте города ) погиб его сводный младший брат царевич Дмитрий. В этом городе в память об этом трагическом событии поставлен храм. ( вы видите его на экране ) Прямых наследников престола не оказалось. И поэтому в России началась жестокая борьба за власть. Она расколола Боярскую думу, а страну ввергла в бесконечную чехарду смены царей, междоусобных войн.

В западной Европе считали, что Россия не сможет подняться и не обретет былого могущества. Однако смертельная опасность объединила все патриотические силы страны. Преодоление смуты показало, что русский дух, гордость не сломить. В борьбе за освобождение проявились лучшие черты русского народа: стойкость, мужество, верность родине, самопожертвование.

Летопись Смутного времени навсегда оставила в народной памяти имена участников народно-освободительной борьбе: ( на экране портреты ) воевода Скопина-Шуйского и Шеина, патриарха Гермогена, дворянина Ляпунова, крестьянина Ивана Сусанина, героев освободительного движения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Русские люди стали сходится миром и толковать, как бы всей землей встать против поляков и Литвы и выгнать их вон.

Обобщение: - Почему же в России началась жестокая борьба за власть? (Царь умер, брат погиб при загадочных обстоятельствах, прямых наследников на престол больше не оказалось)

-Какие лучшие черты показал русский народ за освобождение России? (стойкость, мужество, верность родине, самопожертвование)

-Назовите участников народно-освободительной борьбы? (воевода Скопина-Шуйского и Шеина, патриарха Гермогена, дворянина Ляпунова, крестьянина Ивана Сусанина, героев освободительного движения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского)

-Как проходило это восстание нам расскажет (Имя)

Обобщение: -Кто же такой Козьма Минин? (земский староста, человек честный, разумный, с чистой душой)

-Что сказал Козьма Минин, после слов Протопопа? (Коли вправду хотим спасти Московское государство, то не будем жалеть ничего; продадим дворы, заложим жен и детей наших и будем бить челом, кто бы вступился за веру и был нашим начальником)

-Кого он предложил на место воевода? (Дмитрия Пожарского)

-А кто же был такой Дмитрий Пожарский нам расскажет (имя)

Князь Пожарский проживал в то время в своем поместье и лечился от ран, которые получил в Москве. Это был воевод искусный, человек надежный и честный. В нем не было не гордыни, ни спеси; он умел ладить с людьми и ни перед кем не кичился своими заслугами. Князь с радостью взялся набирать рать и вести ее под Москву.

Обобщение: -Какой был воевод Дмитрий Пожарский?

-Весть о этих событиях быстро разнеслась по Русской земле, ратные люди стали толпами приходить в город, многие присылали денег. Почти целый год готовились, собирали силы и в июле 1612 г ополчение Минина и Пожарского выступило в поход.

Большую поддержку оказали ополчения партизанское движение. Образ крестьянина Ивана Сусанина,( на экране портрет ) который завел врагов в непроходимую топь, пожертвовав своей жизнью воплотив в себе черты многих героев, имена которых остались неизвестны.

-Где же было это место сбора ополчения и чем все закончилось нам расскажет (имя)

Местом сбора ополчения стал город Ярославль. Войска ополчения из Владимира и Костромы.

Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Вскоре вся Русская земля была очищена от захватчиков. Так русский народ спас страну от врага.

-Какой город стал местом ополчении? (Ярославль)

-Где засел польский гарнизон и сколько времени он его удерживал? (В Кремле, 2 месяца)

-Что заставило их оттуда выйти? (голод)

-Ребята, а что за праздник отмечается 4 ноября? (День народного единства) Как вы считаете, он связан ли он с именами Козьма Минин и Дмитрий Пожарский? (да)

-Расскажет нам об этом праздники (ИМЯ)

Обобщение : - Что за праздник отмечается 4 ноября? (День народного единства)

-В память, о какой победе учрежден праздник День народного единства?

(день освобождение Москвы от поляков)

-Откройте пожалуйста стр 40 учебника. Рядом с названием темы урока изображен барельеф-фрагмент обелиска, установленного в кремле Нижнего Новгорода в память о подвиге Минина и Пожарского.

-Что вы видите на этом обелиске?

Два ангела торжественно возлагают лавровые венки победы на главы воеводы и его помощника.

-Как вы думаете, что хотел народ показать этим обелиском?

Так народ оценил великую роль этих патриотов в освобождении Руси от захватчиков.

Я сижу за столом, хоть уж стало темно,
Лишь снежинки тихонько стучатся в окно,
Спит семья мирным сном уж давно за стеной,
Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной.

В них ошибки любимых моих сорванцов -
Непосед, шалунов, хитрецов, мудрецов.
Этот слишком уверен, а этот раним,
Этот любит, чтоб я говорила лишь с ним.

Все они непохожи, но в каждом свой мир,
Этот будущий летчик, а этот Шекспир,
Ну, а этот… Ну, право, зачем мне гадать,
Важно чтоб человеком хорошим мог стать.

Я учу их не только писать и читать,
Я хочу, чтоб могли они в жизни мечтать,
И добро чтоб дарили с открытой душой,
И чтоб Родиной нашей гордились большой.

Я учитель, и видно, так дано мне судьбой
Малышей в мир открытий вести за собой,
Понимать, что в руках твоих зреет, растет
Жизни будущей нашей прекрасный народ.

И пусть трудно порой, и карман вечно пуст,
Но зато каждый день столько радостных чувств!
Я читаю в глазах своих милых детей
Удивление, восторг, сотню разных идей!

Завтра снова, привычной тропинкой с утра,
В класс придет дорогая моя детвора,
Снова буду я самой счастливой на свете,
Улыбнувшись скажу я им:"Здравствуйте, дети!"

Читайте также: