Сша в конце 18 первой половине 19 века гражданская война в сша конспект

Обновлено: 03.07.2024

После по­лу­че­ния не­за­ви­си­мос­ти и при­ня­тия фе­де­раль­ной Кон­с­ти­ту­ции раз­ви­тию Со­еди­нен­ных Шта­тов прак­ти­чес­ки нич­то уже не ме­ша­ло. При пер­вом пре­зи­ден­те США Джор­д­же Ва­шин­г­то­не (1789-1797) ук­ре­пи­лись фи­нан­сы стра­ны, был соз­дан на­ци­ональ­ный банк, вве­де­на еди­ная де­неж­ная сис­те­ма и на­ча­та оп­ла­та го­су­дар­с­т­вен­но­го дол­га. В кон­це XVI­II- пер­вых де­ся­ти­ле­ти­ях XIX в. стра­на еще от­с­та­ва­ла от За­пад­ной Ев­ро­пы, осо­бен­но от Ан­г­лии, по уров­ню эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия. Ее про­мыш­лен­ность толь­ко на­чи­на­ла ста­но­вить­ся на но­ги, но на­коп­ле­ние ка­пи­та­лов, скла­ды­ва­ние внут­рен­не­го рын­ка и за­им­с­т­во­ва­ние ан­г­лий­ских тех­ни­чес­ких дос­ти­же­ний да­ли тол­чок ин­дус­т­ри­аль­ной ре­во­лю­ции. От­дель­ные пред­п­ри­ятия фаб­рич­но­го ти­па по­яви­лись в США в 90-е го­ды XVI­II в., а во вто­ром де­ся­ти­ле­тии XIX в. на­ча­ла внед­рять­ся фаб­рич­ная сис­те­ма - вна­ча­ле в тек­с­тиль­ной­, за­тем в дру­гих от­рас­лях.

Соединенные Шта­ты рос­ли в за­пад­ном нап­рав­ле­нии. На сво­бод­ных зем­лях од­на за дру­гой за­се­ля­лись тер­ри­то­рии, при­ни­мав­ши­еся за­тем в со­юз в ка­чес­т­ве рав­ноп­рав­ных шта­тов. В 1861 г. на кар­те США нас­чи­ты­ва­лось уже 40 шта­тов, вклю­чая и на Вос­то­ке, и на За­па­де (пер­во­на­чаль­но име­лось лишь три­над­цать - быв­ших ко­ло­ний Ан­г­лии). К се­ре­ди­не сто­ле­тия гра­ни­ца по­се­ле­ний дош­ла до Ти­хо­го оке­ана, и стра­на при­об­ре­ла в ос­нов­ном свои те­пе­реш­ние очер­та­ния, ког­да в 1867 г. ку­пи­ла у Рос­сии Аляс­ку. Ко­ло­ни­зуя ма­те­рик, США раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми при­со­еди­ня­ла вла­де­ния дру­гих го­су­дарств - Фран­ции, Ис­па­нии, Мек­си­ки.

Непрерывное ос­во­ение но­вых зе­мель обус­лов­ли­ва­ло пре­иму­щес­т­вен­но аг­рар­ный ха­рак­тер эко­но­ми­ки США. На За­пад еха­ли как аме­ри­кан­цы, так и им­миг­ран­ты в на­деж­де по­лу­чить зем­лю. Бо­лее по­лу­ве­ка пот­ре­бо­ва­лось, что­бы сде­лать ус­ло­вия ее при­об­ре­те­ния при­ем­ле­мы­ми для ши­ро­ких масс. Вна­ча­ле зем­лю про­да­ва­ли слиш­ком круп­ны­ми учас­т­ка­ми и по до­воль­но вы­со­кой це­не, но аг­рар­ное за­ко­но­да­тель­с­т­во пос­те­пен­но смяг­ча­лось за счет умень­ше­ния ми­ни­маль­ных раз­ме­ров про­да­ва­емых в од­ни ру­ки учас­т­ков и не­ко­то­ро­го сни­же­ния цен. Сво­бод­ные зем­ли яв­ля­лись так­же объ­ек­том спе­ку­ля­ции - на­жи­вы от пе­реп­ро­да­жи их фак­ти­чес­ким по­се­лен­цам бо­лее мел­ки­ми до­ля­ми, чем это пре­дус­мат­ри­вал за­кон. Для го­су­дар­с­т­ва про­да­жа зе­мель яв­ля­лась важ­ным ис­точ­ни­ком до­хо­дов.

Развитию сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва спо­соб­с­т­во­вал на­чав­ший­ся в 40-е го­ды мас­со­вый вы­пуск пре­вос­ход­ных плу­гов, ме­ха­ни­чес­ких ко­си­лок, сно­по­вя­за­лок и дру­гой тех­ни­ки, вы­тес­няв­шей руч­ной труд. Зна­ме­ни­тая жат­ка за­во­да С. Мак­кор­ми­ка бы­ла луч­шей в ми­ре и про­да­ва­лась де­сят­ка­ми и сот­ня­ми ты­сяч. Пре­об­ла­да­ние се­мей­но­го тру­да и его ме­ха­ни­за­ция ста­ли ха­рак­тер­ной осо­бен­нос­тью аме­ри­кан­с­ко­го сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва, раз­ви­вав­ше­го­ся в сво­бод­ных шта­тах.

В США фор­ми­ро­вал­ся про­мыш­лен­ный ра­бо­чий класс. Не толь­ко ис­кав­шие оп­ла­чи­ва­емую ра­бо­ту им­миг­ран­ты, но и мно­гие аме­ри­кан­цы на­чи­на­ли от­да­вать пред­поч­те­ние де­неж­ной фор­ме за­ра­бот­ка. Ха­рак­тер­ным для аме­ри­кан­с­ко­го об­щес­т­ва яв­ле­ни­ем стал уход мо­ло­де­жи, вклю­чая де­ву­шек и жен­щин, на фаб­ри­ки - при­чем не толь­ко из бед­ных, но и из за­жи­точ­ных се­мей. В Но­вой Ан­г­лии ра­бот­ни­ца­ми тек­с­тиль­ных фаб­рик бы­ли до­че­ри ок­рес­т­ных фер­ме­ров, ко­то­рым тре­бо­ва­лись день­ги на при­да­ное. Фер­му нас­ле­до­ва­ли, как пра­ви­ло, стар­шие сы­новья, а млад­шие, ес­ли не до­воль­с­т­во­ва­лись по­ло­же­ни­ем се­мей­ных ра­бот­ни­ков, от­де­ля­лись и так­же на­чи­на­ли за­ра­ба­ты­вать. Это от­ве­ча­ло ста­рин­ной пу­ри­тан­с­кой тра­ди­ции, ког­да мо­ло­дым лю­дям сле­до­ва­ло быть у ко­го-ни­будь в ус­лу­же­нии и лишь по­том, в зре­лом воз­рас­те, стать соб­с­т­вен­ни­ка­ми.

Превращение хлоп­ко­се­юще­го хо­зяй­ст­ва в ком­мер­чес­кую сис­те­му, на­ли­чие ог­ром­но­го фон­да сво­бод­ных зе­мель и ра­бов сде­ла­ло юж­ные шта­ты круп­ней­шим ми­ро­вым эк­с­пор­те­ром хлоп­ка, а ги­ган­т­с­кий спрос на не­го при­дал план­та­ци­он­но­му раб­с­т­ву со­от­вет­с­т­ву­ющий раз­мах и пос­то­ян­но рас­ши­ряв­ший­ся ха­рак­тер. Лишь в кон­це XIX в. ус­пе­хи аг­ро­хи­мии, при­ме­не­ние удоб­ре­ний­, а за­тем ме­ха­ни­за­ция убор­ки хлоп­ка ра­ди­каль­но из­ме­ни­ли со­ци­аль­ные ус­ло­вия его про­из­вод­с­т­ва. План­та­ци­он­ное раб­с­т­во, свя­зан­ное с на­ча­лом про­мыш­лен­но­го при­ме­не­ния хлоп­ка, име­ло ис­то­ри­чес­ки пре­хо­дя­щий ха­рак­тер.

Территориальная экспансия.

Внешняя по­ли­ти­ка США за­мет­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась в на­ча­ле XIX в. и ве­лась по двум нап­рав­ле­ни­ям - в ин­те­ре­сах тор­го­вой бур­жу­азии Се­ве­ра и план­та­то­ров Юга. Пер­вые до­би­ва­лись меж­ду­на­род­но­го приз­на­ния пра­ва сво­бод­ной мор­с­кой тор­гов­ли под фла­гом ней­траль­ной стра­ны, вто­рые - тер­ри­то­ри­аль­ной эк­с­пан­сии, пре­иму­щес­т­вен­но в юго-за­пад­ном нап­рав­ле­нии.

Мир, зак­лю­чен­ный в кон­це де­каб­ря 1814 г. в Рен­те (Бель­гия), не при­нес США ни по­терь, ни при­об­ре­те­ний­, хо­тя в ян­ва­ре 1815 г. аме­ри­кан­с­кая ар­мия до по­лу­че­ния из­вес­тий о под­пи­са­нии мир­но­го до­го­во­ра раз­би­ла круп­ные си­лы ан­г­ли­чан на юге, под Но­вым Ор­ле­аном. Вой­на хо­тя и окон­чи­лась с ну­ле­вым ре­зуль­та­том, уп­ро­чи­ла не­за­ви­си­мость США, спло­ти­ла аме­ри­кан­с­кую на­цию, а пе­ре­рыв в тор­гов­ле с Ан­г­ли­ей дал воз­мож­ность стать на но­ги аме­ри­кан­с­кой про­мыш­лен­нос­ти.

Несколько рань­ше, в 1803 г., пра­ви­тель­с­т­во США лов­ким дип­ло­ма­ти­чес­ким хо­дом до­би­лось поч­ти двой­но­го при­ра­ще­ния сво­ей тер­ри­то­рии. За весь­ма уме­рен­ную пла­ту -15 млн. долл.- Фран­ция ус­ту­пи­ла Со­еди­нен­ным Шта­там свои вла­де­ния в Се­вер­ной Аме­ри­ке, со­би­ра­тель­но на­зы­вав­ши­еся Лу­изи­аной (в 1800 г. На­по­ле­он Бо­на­парт отоб­рал ее у Ис­па­нии). Это бы­ла гро­мад­ная тер­ри­то­рия пло­щадью око­ло 1 млн. кв. миль, ох­ва­ты­ва­ющая весь бас­сей­н р. Мис­си­си­пи с пор­том Но­вый Ор­ле­ан. Не имея воз­мож­нос­ти за­щи­щать свои ко­ло­нии в Аме­ри­ке и нуж­да­ясь в день­гах, На­по­ле­он про­дал ее Со­еди­нен­ным Шта­там, ко­то­рые приг­ро­зи­ли в про­тив­ном слу­чае от­во­евать Но­вый Ор­ле­ан с по­мощью Ан­г­лии.

Со сла­бой Ис­па­ни­ей­, вла­дев­шей по­лу­ос­т­ро­вом Фло­ри­да, США не це­ре­мо­ни­лись и на про­тя­же­нии 1810-1818 гг. ок­ку­пи­ро­ва­ли его по час­тям. В 1819 г. Ис­па­ния от­да­ла Фло­ри­ду Со­еди­нен­ным Шта­там без вся­ко­го вы­ку­па, а кро­ме то­го - всю за­пад­ную часть ма­те­ри­ка вы­ше 42-й па­рал­ле­ли. Тем са­мым бы­ла от­к­ры­та до­ро­га для ши­ро­кой эк­с­пан­сии аме­ри­кан­цев в сто­ро­ну Ти­хо­го оке­ана.

Когда Ис­па­ния ли­ши­лась поч­ти всех сво­их ко­ло­ний в Юж­ной Аме­ри­ке, ко­то­рые вос­ста­ли за не­за­ви­си­мость, США взя­ли на се­бя мис­сию вер­ши­те­ля су­деб все­го За­пад­но­го по­лу­ша­рия, про­воз­г­ла­сив в 1823 г. зна­ме­ни­тую док­т­ри­ну Мон­ро. Суть этой док­т­ри­ны (за­яв­ле­ния гла­вы го­су­дар­с­т­ва) зак­лю­ча­лась в том, что США выс­ту­пи­ли про­тив воз­мож­но­го вме­ша­тель­с­т­ва ев­ро­пей­ских дер­жав в ла­ти­но­аме­ри­кан­с­кие со­бы­тия и в де­ла Аме­ри­кан­с­ко­го кон­ти­нен­та в це­лом. Пра­ви­тель­с­т­во США приз­ва­ло стра­ны Ев­ро­пы воз­дер­жать­ся и от но­вых по­пы­ток его ко­ло­ни­за­ции. Выс­ту­пив с та­кой ини­ци­ати­вой­, оно пре­тен­до­ва­ло на по­ли­ти­чес­кое ли­дер­с­т­во в этой час­ти пла­не­ты, хо­тя ни­ка­кой ре­аль­ной уг­ро­зы во­ен­но­го втор­же­ния Ис­па­нии или стран Свя­щен­но­го со­юза в Ла­тин­с­кую Аме­ри­ку не су­щес­т­во­ва­ло.

Приветствуя в це­лом борь­бу Ла­тин­с­кой Аме­ри­ки за не­за­ви­си­мость, США че­рез двад­цать лет с не­боль­шим раз­вя­за­ли вой­ну про­тив сво­его бли­жай­ше­го со­се­да - Мек­си­ки. Вы­ход­цы из юж­ных шта­тов, по­лу­чив­шие от мек­си­кан­с­ко­го пра­ви­тель­с­т­ва раз­ре­ше­ние по­ку­пать в ее про­вин­ции Те­хас зем­ли по са­мой низ­кой це­не, фак­ти­чес­ки ок­ку­пи­ро­ва­ли ее и в. 1836 г. объ­яви­ли там не­за­ви­си­мую рес­пуб­ли­ку. Это и при­ве­ло к вой­не (1846-1848).

Она за­кон­чи­лась пол­ной по­бе­дой ар­мии США. Мек­си­ка ли­ши­лась не толь­ко Те­ха­са, но и Ка­ли­фор­нии, Ари­зо­ны и Но­вой Мек­си­ки, т. е. по­ло­ви­ны сво­ей тер­ри­то­рии, по­лу­чив в ви­де ком­пен­са­ции 15 млн. долл. Ев­ро­пей­ские дер­жа­вы, в пер­вую оче­редь Ан­г­лия, воз­му­ща­лись дей­ст­ви­ями Со­еди­нен­ных Шта­тов, но, за­ня­тые ко­ло­ни­аль­ной по­ли­ти­кой на Вос­то­ке, уде­ля­ли со­бы­ти­ям в Аме­ри­ке ма­ло вни­ма­ния. Пос­лед­ним круп­ным при­об­ре­те­ни­ем США ста­ла Рус­ская Аме­ри­ка (Але­ут­с­кие ос­т­ро­ва и Аляс­ка), куп­лен­ная в 1867 г. все­го за 7,2 млн. долл.

Становление двухпартийной системы.

Политическая жизнь в аме­ри­кан­с­кой рес­пуб­ли­ке оз­на­ме­но­ва­лась скла­ды­ва­ни­ем двух­пар­тий­ной сис­те­мы, поз­во­ляв­шей про­во­дить тех или иных кан­ди­да­тов в вы­бор­ные ор­га­ны влас­ти от оп­ре­де­лен­ных по­ли­ти­чес­ких груп­пи­ро­вок, по плат­фор­мам. Вна­ча­ле пар­тии бы­ли вер­ху­шеч­ны­ми - в ви­де фрак­ций в кон­г­рес­се и в ле­гис­ла­ту­рах шта­тов, но пос­те­пен­но меж­ду ни­ми и из­би­ра­те­ля­ми на­ла­жи­ва­лись вер­ти­каль­ные свя­зи, и скла­ды­вал­ся ин­с­ти­тут про­фес­си­ональ­ных по­ли­ти­ков. Пре­зи­ден­ты США выд­ви­га­лись от тех или иных пар­тий.

Усиление со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кой не­од­но­род­нос­ти об­щес­т­ва, рас­ши­ре­ние из­би­ра­тель­ных прав в шта­тах, даль­ней­шее ос­во­ение За­па­да пот­ре­бо­ва­ли но­вых по­ли­ти­чес­ких под­хо­дов, спо­соб­ных обес­пе­чить твер­дую под­дер­ж­ку пра­ви­тель­с­т­вен­но­го кур­са. Пре­зи­дент США Эн­д­рю Джек­сон (1829-1837) су­мел спло­тить боль­шин­с­т­во из­би­ра­те­лей­, выс­ту­пив в ка­чес­т­ве бор­ца за де­мок­ра­тию и вы­ра­зи­те­ля во­ли на­ро­да. В чис­ле при­ня­тых им мер бы­ли не­ко­то­рое сни­же­ние та­риф­ных ста­вок и уп­раз­д­не­ние не­по­пу­ляр­но­го цен­т­раль­но­го бан­ка США (1836). Де­цен­т­ра­ли­за­ция фи­нан­со­вой сис­те­мы от­ве­ча­ла ин­те­ре­сам вла­дель­цев час­т­ных бан­ков, чис­ло ко­то­рых ста­ло быс­т­ро рас­ти, мно­жес­т­ва мел­ких и сред­них пред­п­ри­ни­ма­те­лей и фер­ме­ров, нуж­дав­ших­ся в кре­ди­те.

Отклонение от это­го кур­са оз­на­ча­ло не­ус­пех в по­ли­ти­ке. Да­же по­лез­ные с го­су­дар­с­т­вен­ной точ­ки зре­ния ме­роп­ри­ятия, на ко­то­рых нас­та­ива­ли в 20-е го­ды XIX в. на­ци­ональ­ные рес­пуб­ли­кан­цы - ас­сиг­но­ва­ние фе­де­раль­ных средств на стро­итель­с­т­во до­рог и ка­на­лов, про­тек­ци­онис­т­с­кий та­риф, су­щес­т­во­ва­ние цен­т­раль­но­го бан­ка, соз­да­ние на­ци­ональ­но­го уни­вер­си­те­та, фи­нан­си­ро­ва­ние на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и т. п.,- не поль­зо­ва­лись ши­ро­кой под­дер­ж­кой по раз­ным при­чи­нам. Од­на из них - за­ин­те­ре­со­ван­ность в их про­ве­де­нии (в те го­ды) до­воль­но уз­ких груп­пи­ро­вок, а так­же ут­ра­та то­го де­мок­ра­ти­чес­ко­го ду­ха, ко­то­рый умел при­да­вать сво­ей по­ли­ти­ке Джеф­фер­сон, а впос­лед­с­т­вии Джек­сон. Кро­ме то­го, оба ли­де­ра по при­шес­т­вии к влас­ти про­во­ди­ли чис­т­ку го­су­дар­с­т­вен­но­го ап­па­ра­та, наз­на­чая на ос­во­бо­див­ши­еся мес­та сво­их сто­рон­ни­ков (с тех пор это проч­но вош­ло в по­ли­ти­чес­кую прак­ти­ку).

Безраздельное прав­ле­ние де­мок­ра­тов про­дол­жа­лось до 1841 г., ког­да к влас­ти при­шел пре­зи­дент Уиль­ям Гар­ри­сон от но­вой пар­тии ви­гов, став­шей пре­ем­ни­цей на­ци­ональ­ных рес­пуб­ли­кан­цев. Сфор­ми­ро­ва­лась так на­зы­ва­емая вто­рая двух­пар­тий­ная сис­те­ма, и пре­зи­ден­ты от обе­их пар­тий сме­ня­ли друг дру­га вплоть до 1860 г. В Де­мок­ра­ти­чес­кой пар­тии, имев­шей сто­рон­ни­ков во всех ос­нов­ных ре­ги­онах США, пос­те­пен­но уси­ли­ва­лось вли­яние ра­бов­ла­дель­чес­ко­го Юга. Пар­тия ви­гов, в ко­то­рой за­да­ва­ли тон быв­шие на­ци­ональ­ные рес­пуб­ли­кан­цы Дэ­ни­ел Веб­с­тер и Ген­ри Клей, так­же име­ла опо­ру сре­ди южан и скло­ня­лась к ком­п­ро­мис­су с ра­бов­ла­дель­ца­ми. В об­с­та­нов­ке на­рас­та­ния неп­ри­ми­ри­мых про­ти­во­ре­чий меж­ду Се­ве­ром и Югом ви­ги не вы­ра­жа­ли ин­те­ре­сы де­мок­ра­ти­чес­ких кру­гов и про­тив­ни­ков раб­с­т­ва на Се­ве­ре, чис­ло ко­то­рых мно­жи­лось.

Новой по­ли­ти­чес­кой си­лой­, ре­ши­тель­но про­ти­вос­то­яв­шей Югу, ста­ла Рес­пуб­ли­кан­с­кая пар­тия, об­ра­зо­ван­ная в 1854 г. в Чи­ка­го и су­щес­т­ву­ющая по сей день. Ее ли­де­ру Ав­ра­аму Лин­коль­ну пред­с­то­яло су­щес­т­вен­но рас­ши­рить ос­но­ву аме­ри­кан­с­кой де­мок­ра­тии пу­тем ос­во­бож­де­ния нег­ров-ра­бов и ра­ди­каль­но­го ре­ше­ния аг­рар­но­го воп­ро­са. Рес­пуб­ли­кан­с­кое прав­ле­ние про­дол­жа­лось с 1861 г. по 1885 г., ког­да в Бе­лом до­ме вновь по­явил­ся пре­зи­дент-де­мок­рат и пол­нос­тью вос­ста­но­ви­лась двух­пар­тий­ная сис­те­ма (третья по сче­ту).

Назревание конфликта между Севером и Югом.

В пер­вой по­ло­ви­не XIX в., ког­да дви­же­ние на за­пад­ные зем­ли при­об­ре­ло мас­со­вый ха­рак­тер, офор­ми­лись два по­то­ка ко­ло­ни­за­ции - се­вер­ный и юж­ный­, из сво­бод­ных и ра­бов­ла­дель­чес­ких шта­тов. Нес­мот­ря на то что обе сис­те­мы - раб­с­т­ва и сво­бод­но­го ка­пи­та­лиз­ма - со­су­щес­т­во­ва­ли в од­ном го­су­дар­с­т­ве, кон­с­ти­ту­ции се­вер­ных шта­тов зап­ре­ща­ли раб­с­т­во.

Их ин­те­ре­сы раз­г­ра­ни­чи­ва­лись и в кон­г­рес­се. Каж­дая сто­ро­на сле­ди­ла за тем, что­бы в со­юз при­ни­ма­лось по рав­но­му чис­лу тех и дру­гих шта­тов. В 1820 г. был при­нят так на­зы­ва­емый Мис­су­рий­ский ком­п­ро­мисс, по­ка­зав­ший­, что воп­рос о раб­с­т­ве на но­вых зем­лях стал об­ще­на­ци­ональ­ной проб­ле­мой. Тер­ри­то­рия к за­па­ду от р. Мис­си­си­пи де­ли­лась па­рал­лелью 36°30' с.ш. на две час­ти - ра­бов­ла­дель­чес­кая к югу и сво­бод­ная к се­ве­ру. По су­ти, это бы­ла по­бе­да южан, ко­то­рым уда­лось рас­ши­рить гра­ни­цы раб­с­т­ва, а Се­вер по­шел им на ус­туп­ки.

Тем вре­ме­нем в Кан­за­се шла борь­ба меж­ду сто­рон­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми раб­с­т­ва. По­ток пе­ре­се­лен­цев из Мис­су­ри и дру­гих юж­ных шта­тов стол­к­нул­ся с еще бо­лее мощ­ным по­то­ком фер­ме­ров из сво­бод­ных шта­тов, и де­ло дош­ло до во­ору­жен­ных стол­к­но­ве­ний. К 1860 г. пос­лед­ним уда­лось одер­жать по­бе­ду не толь­ко в схват­ках, но и у из­би­ра­тель­ных урн.

К то­му вре­ме­ни на по­ли­ти­чес­кой аван­с­це­не по­яви­лась Рес­пуб­ли­кан­с­кая пар­тия. Она спло­ти­ла всех не­до­воль­ных по­ли­ти­кой Юга, ко­то­рая пре­пят­с­т­во­ва­ла ра­ди­каль­но­му ре­ше­нию воп­ро­са о зем­ле в поль­зу ши­ро­ких масс фер­ме­ров. Рес­пуб­ли­кан­цев воз­г­ла­вил Ав­ра­ам Лин­кольн, из­б­ран­ный в 1861 г. пре­зи­ден­том США.

Гражданская война 1861-1865 гг.

Зимой - вес­ной 1861 г. сфор­ми­ро­ва­лась Кон­фе­де­ра­ция 11 юж­ных шта­тов. 13 ап­ре­ля южа­не раз­вя­за­ли во­ен­ные дей­ст­вия, на­чав об­с­т­рел фе­де­раль­но­го фор­та Сам­тер в бух­те Чар­л­с­то­на (Южная Ка­ро­ли­на), ма­ло­чис­лен­ный гар­ни­зон ко­то­ро­го ка­пи­ту­ли­ро­вал и спус­тил аме­ри­кан­с­кий флаг. Так на­ча­лась че­ты­рех­лет­няя Граж­дан­с­кая вой­на - са­мая кро­воп­ро­лит­ная и раз­ру­ши­тель­ная из всех, ко­то­рые ве­лись на тер­ри­то­рии Со­еди­нен­ных Шта­тов.

Федеральные вой­ска на­ча­ли нас­туп­ле­ние од­нов­ре­мен­но на за­па­де (в бас­сей­не р. Мис­си­си­пи) и на вос­то­ке, в Вир­ги­нии. На пер­вом нап­рав­ле­нии уда­лось раз­вить ус­пех - та­лан­т­ли­вый ге­не­рал Улисс Грант взял ряд го­ро­дов и прод­ви­гал­ся вдоль Мис­си­си­пи к югу, а ус­тье ре­ки с пор­том Но­вый Ор­ле­ан бы­ло зах­ва­че­но се­ве­ря­на­ми с по­мощью фло­та, ко­то­рый бло­ки­ро­вал Юг с мо­ря. Кон­фе­де­ра­ция ока­за­лась раз­ре­зан­ной над­вое, но эта уда­ча на сла­бом учас­т­ке обо­ро­ны про­тив­ни­ка бы­ла све­де­на на нет раз­г­ро­мом ар­мии Се­ве­ра на ос­нов­ном фрон­те. Она триж­ды втор­га­лась в Вир­ги­нию, что­бы взять сто­ли­цу Кон­фе­де­ра­ции Рич­монд, но каж­дый раз ее от­б­ра­сы­ва­ли с боль­ши­ми по­те­ря­ми, а кон­т­р­нас­туп­ле­ние южан под уме­лым ко­ман­до­ва­ни­ем Р. Ли с тру­дом уда­лось ос­та­но­вить, пе­реб­ро­сив для это­го часть войск с За­па­да.

Второй за­кон объ­яв­лял ра­бов сво­бод­ны­ми с 1 ян­ва­ря 1863 г. Хо­тя на тер­ри­то­рии Кон­фе­де­ра­ции дей­ст­во­ва­ли свои за­ко­ны, вой­на ян­ки с план­та­то­ра­ми при­об­ре­та­ла для ра­бов яс­ный и кон­к­рет­ный смысл, им ста­ло по­нят­но, на чьей сто­ро­не быть. Нес­мот­ря на раз­вя­зан­ный ра­бов­ла­дель­ца­ми тер­рор, Кон­фе­де­ра­ция ли­ши­лась проч­но­го ты­ла, а нег­ры ста­ли мас­са­ми пе­ре­хо­дить на сто­ро­ну се­ве­рян и слу­жить в фе­де­раль­ной ар­мии.

Юг на­по­ми­нал ог­ром­ный осаж­ден­ный ла­герь, в ко­то­ром уже да­ва­ла се­бя знать нех­ват­ка са­мо­го не­об­хо­ди­мо­го. Его не­боль­шая про­мыш­лен­ность ра­бо­та­ла для нужд фрон­та, а бло­ка­да на мо­ре пре­пят­с­т­во­ва­ла вы­во­зу хлоп­ка в Ев­ро­пу и по­лу­че­нию от­ту­да про­дук­тов и ме­ди­ка­мен­тов. Хо­тя люд­с­кие и ма­те­ри­аль­ные ре­сур­сы Юга на­хо­ди­лись на пре­де­ле, его во­ен­ная си­ла еще не бы­ла слом­ле­на.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- выяснить причины быстрого экономического развития США, выявить препятствие для дальнейшего развития капитализма . Рассмотреть причины, ход и итоги гражданской войны 1861-1865 гг.;

- продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником новых знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, решать познавательные задачи.

Задачи урока: 1) рассмотреть и проанализировать различия между северными и южными штатами, проследить за ходом гражданской войны 2) формировать умение рассуждать логически, сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение на основе анализа делать выводы, осуществлять связь с современностью, развивать историческое мышление; 3)воспитывать отрицательное отношение к эксплуатации, неравенству.

Тип урока: изучение нового материала Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

Технология проблемного обучения.

Ход урока. 1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. (Работа с заполнением пропусков в тексте)

Изучение новой темы.

Актуализация знаний: - Вспомните, о каких ведущих странах Запада мы говорили на прошлых уроках?

- По каким признакам были выделены эти страны? (Англия, Франция, Германия, Италия. - По уровню модернизации).

- Сегодня нам предстоит изучить страну, которая в ХIХ веке смогла выделиться как мировая держава и оставаться таковой до сегодняшнего дня. Что это за страна? (США).

Создаем проблему: - Прочитайте документ стр. 133. Что нам сегодня предстоит выяснить? Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы?

Экономическое развитие США в пер. пол. XIX в.

Территориальные изменения США в XIX в.

Гражданская война 1861-1865 гг.

1. Работа над новой темой. - Уже к 1861 г. США вышли на 4 место в мире по объему промышленного производства. Работа с учебником и тетрадью. С.134, абз. 3, с. 135.

- Что позволило США выйти на уровень технического развития ведущих государств Европы?

- Определите причины быстрого экономического развития США и запишите их в тетрадь.

2. Почему южные штаты отставали в экономическом развитии от северных? (Развитие капитализма тормозило рабство)

2. Внешняя политика США Территориальная экспансия США органически вытекала из экономического уклада страны и стремления крупных собственников увеличить земельные владения для получения прибыли.

Работа с учебником. С. 136-137. - Какие территории и каким образом были присоединены к США? (у Франции куплена Луизиана , у Испании - Флорида. В 40-х гг.. США после войны с Мексикой отняли у нее Техас и Калифорнию, в 1867 г. купила у России Аляску. )

3. Гражданская война

1) Рассказ учителя

Тем временем, уже в нач. XIX в. между югом, где господствовали рабовладельческие отношения, севером и западом с фермерскими хозяйствами, наметилось жесткое противостояние.

Плантационное хозяйство Юга поставляло хлопок в основном на европейские предприятия. Особенно английские рынки, откуда на Юг поступала большая часть машин и оборудования. Это подрывало целостность внутреннего рынка США, ущемляло интересы предпринимателей Севера.

Противоречия стали обостряться с присоединением новых штатов к США. Южане стремились расширить территорию распространения рабовладения и плантационного хозяйства. Это вызывало сопротивление, как на Севере, так и в фермерских штатах Запада.

Тем временем в 1828 г. создается Демократическая партия, а в 1854 г. в США была создана Республиканская партия , объединившая сторонников ограничения рабства. Республиканская партия быстро приобрела большое влияние в северных штатах и уже в 1860 г. В качестве своего кандидата в президенты выдвинула Авраама Линкольна , который, одержав победу, стал 16-м президентом США. Возможность реализации этих мер пугал южан-плантаторов, они не хотели мириться с избранием на пост президента противника рабства.

В ответ юные рабовладельческие штаты объявили о том, что выходят из состава США и образуют свое государство - Конфедерацию со столицей в г. Ричмонде. Своим президентом был избран Джефферсон Дэвис.

2) Работа с историческим источником. (Приложение)

Угроза целостности США стала реальностью. Так началась гражданская война, которая длилась с 1861 по 1865 год.

- Сформулируйте причины Гражданской войны. 3) Запись в тетради

Причины Гражданской войны:

1. Рабство мешало развитию капитализма

2. Борьба за западные земли между фермерами и плантаторами

3.Борьба за власть между буржуазией Севера и плантаторами Юга

4. Выход из состава США южных штатов

- Какие вопросы были главными в Гражданской войне?

( Уничтожение рабства, дальнейшая судьба западных земель, сохранение единства США)

Каждая сторона рассчитывала на молниеносный ход войны. Но жизнь распорядилась иначе, и война приняла затяжной характер. В этих условиях правительство Линкольна перешло к решительным мерам.

4) Работа с картой с. 143

5) Работа с учебником

- Какие меры были предприняты правительством Линкольна? В чем их значении?

С.141, абз.5, с. 142, абз.1.

Принятые меры позволили добиться северянам перелома в ходе военных действий. В апреле 1865 г. Пал последний оплот южан – г. Ричмонд.

Так четырехлетняя кровопролитная война закончилась победой северян. Но американцы очень дорого заплатили за сохранение единства страны и отмену рабства. Эта война унесла жизни более 600 тысяч человек, около 1 млн. человек были ранены. Война разделила семьи. Американцы воевали с американцами.

6) Запись в тетради Значение Гражданской войны: 1. Сохранение целостности страны 2. Отмена рабства 3. Решение аграрного вопроса законом о гомстедах 4. Создание условий для дальнейшей модернизации страны

Итог урока. - Какой был проблемный вопрос? ( Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы? В результате войны в США ускорилась модернизация во всех сферах жизни общества. Быстрое развитие экономики привело к тому, что США становятся мировым лидером).

Работа с тестом.

Домашнее задание.

Параграф 15, выписать даты и определения, составить кроссворд.

Приложение 1.

Образование Германской империи ___________________________ . К середине 19 в. уровень развития германских государств не был одинаковым. Наиболее развитые из них _________________ и _________________ . На ____________________ конгрессе была предпринята попытка объединить Германию. В 1834 г. по инициативе Пруссии был создан ______________ _________, который объединил ___ государств. Вскоре Пруссия взяла решительный курс на объединение ________________ . Этот курс был разработан выдающимся немецким политиком ________________________________ . В __________ году провозглашена Германская империя.

Приложение 2.

Дайте оценку этому высказыванию. Как и почему могли родиться такие взгляды, несовместимые с представлениями о демократических правах и свободах, закрепленных в Конституции США и в Декларации независимости?

Гражданская война в США 1861-1865

Причины войны

Победа первой буржуазной Революции, какой была война американцев за независимость против Англии в конце XVIII в., создала условия для капиталистического развития США. Быстрому экономическому росту способствовали и природные условия: мягкий климат, богатство полезных ископаемых.

Однако в США капиталистические отношения развивались неравномерно. Если в северных штатах быстро утверждались буржуазные порядки, фермерское сельское хозяйство, росла капиталистическая промышленность, то в южных штатах господствовала рабовладельческая система.


Главным тормозом на пути капиталистического развития на всей территории страны было рабство. Плантаторы Юга вели хозяйство экстенсивными методами, постоянно нуждались в новых землях и стремились к захвату плодородных земель на Западе. Но на эти земли также претендовали североамериканские буржуазия, фермеры и переселенцы. Эти факторы приводили к противоречиям между капиталистическим Севером и рабовладельческим Югом.

Необходимость уничтожения рабства становилась неизбежной. В ходе вооруженной борьбы, направленной против рабовладения, в штате Канзас была образована Республиканская партия, объединившая в своих рядах буржуазию, фермеров – противников рабства.

хронология войны в сша

Ход войны

Поводом к войне между Севером и Югом послужило избрание в 1860 г. на пост президента США Авраама Линкольна — сторонника отмены рабства. Плантаторы на своем съезде приняли решение об отделении рабовладельческих штатов от Союза и начали подготовку к войне. В 1861 г. эти штаты создали Конфедерацию, войска которой в апреле подняли мятеж и захватили форты и арсеналы на юге страны.

Начавшаяся Гражданская война была результатом обострения экономических и социально-политических противоречий между двумя общественными системами: системой наемного труда и системой рабства. По характеру война являлась буржуазно-демократической революцией , второй революцией на территории США.

После ряда военных неудач правительство А. Линкольна по требованию рабочих, фермеров, буржуазии обратилось к революционным методам ведения войны. Армия пополнилась тысячами добровольцев и негров, бежавших на Север, затем была введена воинская повинность. Теперь северяне вели войну не только за восстановление единства страны и предотвращение распространения рабства, но и ликвидацию системы рабства, бесплатное наделение землей , т.е. задачи войны стали революционными.

Большое значение для успеха северян имел Закон о гомстедах, принятый в 1862 г. В 1862 г. было подписано правительственное заявление об освобождении рабов. Десятки тысяч бывших рабов записывались добровольцами в армию. Военная инициатива перешла к северянам.


Победа северян в Гражданской войне обеспечила:

  1. ликвидацию экономической и политической разобщенности страны,
  2. отмену рабства,
  3. демократическое разрешение аграрного вопроса на Западе страны,
  4. победу фермерского (американского) пути развития сельского хозяйства на большей территории США,
  5. создание единого национального рынка,
  6. расширение демократических прав граждан.

Гражданская война в США 1861-1865 годов была первым этапом второй буржуазно-демократической революции.

Реконструкция Юга.

Годы Реконструкции Юга (1865-1877) стали вторым этапом второй буржуазно-демократической революции . Цель Реконструкции состояла в проведении в южных штатах буржуазно-демократических преобразований и ограничении власти бывших рабовладельцев. Вся полнота власти временно передавалась федеральным войскам.

В декабре 1865 г. Конгресс утвердил освобождение негров, а в 1866 г. 14-я поправка к Конституции страны признала право голоса за неграми. Однако негры не получили землю. С выводом федеральных войск из южных штатов власть вновь перешла к плантаторам. Это было предательством буржуазии северных штатов своих союзников-негров, оно означало конец Реконструкции.

Не смотря на восстановление власти плантаторов Реконструкция имела важное значение в историческом процессе США. Главный ее результат создание условий для развития капиталистических отношений на Юге страны, завершение процесса создания единого национального рынка. Годы Реконструкции были нисходящим этапом второй буржуазно-демократической революции в США.

война в США начало

Нажмите, чтобы узнать подробности

Промышленный переворот начался в первую половину 19 и ..

охватил, прежде всего текстильную промышленность.

Активно развивается транспортная система

Эмигрантов из Европы, осваивающих западные земли

называют первопроходцами – пионерами.

торговали, как скотом, устраивали аукционы.

облегчил покупку земли у государства.

рост капиталистических отношений на Севере.

На южных землях

процветало, ширилось плантационное рабство.

Договора с индейцами

нарушались, их высылали в резервации.

Промышленный переворот начался в первую половину 19 и ..

охватил, прежде всего текстильную промышленность.

Активно развивается транспортная система

Эмигрантов из Европы, осваивающих западные земли

называют первопроходцами – пионерами.

торговали, как скотом, устраивали аукционы.

облегчил покупку земли у государства.

Хронология основных сражений Гражданской войны в США1861—1865
1861
- 12 апреля — Блокада форта Самтер — начало гражданской войны.
- 21 июля — Сражение у станции Манассас -полный разгромом армии США.
1862

- февраль — апрель — Освобождение войсками Гранта Кентукки, Теннесси

- 25 апреля — Захват Нового Орлеана десантом Союза.

- 25 июня — 1 июля — Семидневная битва, закончившаяся большими потерями и срывом планов обеих сторон.
-17сентября — Сражение при Энтитеме — самое кровопролитное сражение в ходе Гражданской войны , в котором армия северян, была остановлена войсками южан, однако наступательные операции вести не могла.

- 11 — 15 декабря — Битва при Фредериксберге, в ходе которой Армия США претерпела потери, но не принесло результатов.

- 30 апреля — 5 мая — Сражение при Чанселорсвилле, войска Конфедерации одержали крупную победу .

- 1 — 3 июля — Битва при Геттисберге — крупнейшее сражение и переломный момент в Гражданской войне.Обе стороны понесли большие потери, но армия южан не была уничтожена, а смогла отступить для перегруппировкки.

- К 8 июля — в результате взятия генералом У. Грантом крепости Виксберг, Конфедерация была рассечена надвое.
1864
- июнь 1864 — апрель 1865 — Осада Ричмонда и Питерсберга армией генерала У. Гранта.
- май — 2 сентября — Наступление армии Союза под командованием генерала Уильяма Текумсе Шермана на Атланту, закончившееся взятием этого города.
- 15 ноября — 22 декабря — Марш к морю генерала У. Т. Шермана, завершившийся занятием города Саванна, что практически означало полную победу северной армии в войне.
1865
- 2 апреля — эвакуация Ричмонда, перенос столицы Конфедерации в Данвиль.
- 23 июня - сдача остатков армии южан под командованием генерала Стенда Уэйти окончание войны
_____________________________________________________________________________________________________
Хронология основных сражений Гражданской войны в США1861—1865
1861
- 12 апреля — Блокада форта Самтер — начало гражданской войны.
- 21 июля — Сражение у станции Манассас -полный разгромом армии США.
1862

- февраль — апрель — Освобождение войсками Гранта Кентукки, Теннесси

- 25 апреля — Захват Нового Орлеана десантом Союза.

- 25 июня — 1 июля — Семидневная битва, закончившаяся большими потерями и срывом планов обеих сторон.
-17сентября — Сражение при Энтитеме — самое кровопролитное сражение в ходе Гражданской войны , в котором армия северян, была остановлена войсками южан, однако наступательные операции вести не могла.

- 11 — 15 декабря — Битва при Фредериксберге, в ходе которой Армия США претерпела потери, но не принесло результатов.

- 30 апреля — 5 мая — Сражение при Чанселорсвилле, войска Конфедерации одержали крупную победу .

- 1 — 3 июля — Битва при Геттисберге — крупнейшее сражение и переломный момент в Гражданской войне.Обе стороны понесли большие потери, но армия южан не была уничтожена, а смогла отступить для перегруппировкки.

- К 8 июля — в результате взятия генералом У. Грантом крепости Виксберг, Конфедерация была рассечена надвое.
1864
- июнь 1864 — апрель 1865 — Осада Ричмонда и Питерсберга армией генерала У. Гранта.
- май — 2 сентября — Наступление армии Союза под командованием генерала Уильяма Текумсе Шермана на Атланту, закончившееся взятием этого города.
- 15 ноября — 22 декабря — Марш к морю генерала У. Т. Шермана, завершившийся занятием города Саванна, что практически означало полную победу северной армии в войне.
1865
- 2 апреля — эвакуация Ричмонда, перенос столицы Конфедерации в Данвиль.
- 23 июня - сдача остатков армии южан под командованием генерала Стенда Уэйти окончание войны

Практикум по всеобщей истории ________________________________________ 9- А кл.


2. Личность Линкольна. 3. Отмена рабства .

4. Законодательная сторона 5. Свой вариант.
победы Севера.

2.Причины войны. Ход военных действий. Авраам Линкольн. Задание: прочитать в параграфе:
1 ряд 1 причина – с.125 1-2 абзац
2 ряд 2 причина – с.125 3-4 абзац
3 ряд 3 причина – с.126 1-2 абзац
Выделить причину о которой прочитали :

Противостояние двух систем - наемного труда на Севере, системы рабства на Юге.

Продолжался сгон крестьянства с земли, огораживание, парламент раздал имения роялистов армей­ской верхушке.

Борьба за власть между демократами (плантаторами Юга) и республиканцами ( буржуазией Севера). Стремление к победе на президентских выборах.

Нерешенность проблемы рабства и распространение его на западные земли. Аболиционизм.

Многие слои населения были недовольны протекторатом. С одной стороны — это сторонники восстановления монархии, с другой — английская бед­нота;

Новое дво­рянство и буржуазия были не прочь восстановить монархию в ог­раниченном виде.

- Одним из поводов к войне стала победа на президентских выборах в США 1860 года представителя республиканской армии Авраама Линкольна. (12 февраля1809 —15апреля1865)
Интеренсное________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими чертами личности, необходимыми для политического деятеля, обладал А. Линкольн?
______________________________________________________________________________________________

Задание: По карте с.128. найдите основные сражения первого и второго этапов войны.

- Главная цель Юга в войне представляла собой удержание основных сил противника в Виргинии. При помощи генерала Ли такой план был практически исполнен на первом этапе.

- Тактика Севера заключалась в том, чтобы взять Конфедерацию в плотное кольцо. В итоге, территория была взята в блокаду. Все южные порты были со временем захвачены, а форты на Миссисипи разбиты. В скором времени армия Юга была разделена надвое и исход Гражданской войны в США был в обозримом будущем.

- Решающую роль в ходе войны сыграли принятые правительством США законы об отмене рабства 1863, и гомстедах 1862

Задание: запишите итоги войны:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Историческое значение Гражданской войны в США
1. Американцы сохранили целостность своего государства.
2. Гражданская война решила важнейшие социально-экономические вопросы:
а) уничтожение рабства;
б) решение аграрного вопроса актом о гомстеде.
3. Начался быстрый экономический рост в стране.

Задание: соотнесите событие и дату:

Начало Гражданской войны в США

Принятие закона о гомстедах

1 января 1863 г.

Принятие закона об отмене рабства

Избрание Авраама Линкольна президентом США

Окончание Гражданской войны

Составить исторический портрет
А. Линкольна.

Оценка _______________ учитель истории Дацунова С.А.


Дацунова Светлана Анатольевна,

учитель истории,

Тема: Гражданская война в США 1861-1865 г
Тип урока: изучения нового материала
Форма урока: урок – практикум
Цели урока:
Образовательные:

показать особенности социально-экономического и политического развития США в XIX веке;

определить причины, ход и исход Гражданской войны в США в1861 - 1865 .

Развивающие:

развивать навыки сравнения, умения анализировать фактический материал, документы, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.

вести коммуникативный диалог; участвовать в дискуссии; воссоздавать исторические образы.

Воспитательные:

способствовать формированию представлений о том, что лю­ди с разными взглядами могут объединиться, если перед ними стоит общая цель;

воспитывать уважительное отношение к истории других народов.

Ожидаемые результаты:
После этого урока ученики смогут:

Разбираться в особенностях социально-экономического и политического развития США в XIX веке.

Определять причины, ход и исход Гражданской войны в США в1861 - 1865 .

Давать оценку роли политических лидеров в указанный период.

Устанавливать причинно-следственные связи. Делать логические выводы.

Основные понятия: модернизация, рабство, гражданская война, реконструкция.
Исторические деятели: Джон Браун, Авраам Линкольн, Джефферсон Дэвис, Улисс Грант , Роберт Ли.
Основные события:
• 1854 г.- образование Республиканской партии;
• 1860 г. – выдвижение Авраама Линкольна на пост президента США;

• 12 апреля 1861 г. – обстрел южанами форта Самтер;

• май 1862г. - принятие закона о гомстедах;

• январь 1863г. – закон об отмене рабства

Структура урока

I . Организационная часть урока. (1 мин.)
II . Актуализация знаний - фронтальная беседа с классом по вопросам (2 мин.).
III . Мотивация учебной деятельности – определение темы и этапов урока (2 мин.)
IV . Объявление (представление) темы и ожидание учебных результатов (3мин.)
V . Изучение нового материала. Осмысление новых знаний и умений

VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия (2мин)
Какие изменения произошли в жизни страны, в жизни Юга и Севере, в жизни каждого гражданина США?

IX . Инструкция по выполнению домашнего задания (2 мин.)
-Учитель комментирует домашнее задание.

I . Организационная часть урока (1 мин.)
II . Актуализация знаний (2 мин)

Вторая половина XIX века – перекресток мировой истории. Какие изменения произошли в европейской истории к этому времени?

С какими результатами подошли США к этому историческому периоду?

III . Мотивация учебной деятельности (2 мин.)

IV . Объявление (представление) темы и ожидание учебных результатов

- Определите, пожалуйста, тему, которую мы сегодня будем разбирать (слайд 1).

Цель урока: определить причины, итоги и значение Гражданской войны в Америке.

- Отметьте на листочках сферу своих звездочках область ваших интересов на уроке: 1.Ход военных действий. 2. Личность президента Линкольна. 3. Отмена рабства . 4. Поправки к Конституции. Законодательная сторона победы Севера. 5. Свой вариант.

План урока
1. США накануне войны. Противоречия Севера и Юга.

2. Причины войны. Ход военных действий. Авраам Линкольн.

3. Итоги войны. Реконструкция Юга.

VI . Изучение нового материала. Осмысление новых знаний и умений

1. США накануне войны

рост капиталистических отношений на Севере.

На южных землях

процветало, ширилось плантационное рабство.

Договора с индейцами

нарушались, их высылали в резервации.

Промышленный переворот начался в первую половину 19 и

охватил, прежде всего текстильную промышленность.

Активно развивается транспортная система

Эмигрантов из Европы, осваивающих западные земли

называют первопроходцами – пионерами.

торговали, как скотом, устраивали аукционы.

облегчил покупку земли у государства.

Итак, наличие двух социально-экономических систем - свободного рыночного капиталистического хозяйства на Севере и рабовладельческого на Юге - подрывало единство страны. В 50-е годы XIX ст. отношения между ними резко обострились (слайд 3, 4).

2.Причины войны. Ход военных действий. Авраам Линкольн.

Учитель: Наша задача выяснить причины гражданской войны.

Работа с учебником. Определите причины гражданской войны. Учащиеся самостоятельно знакомятся с причинами гражданкой войны в США.

1 ряд 1 причина – с.125 1-2 абзац

2 ряд 2 причина – с.125 3-4 абзац

3 ряд 3 причина – с.126 1-2 абзац

Учитель: Обобщим причины (слайд 5)

Причины гражданской войны

Противостояние двух систем - наемного труда на Севере, системы рабства на Юге.

Борьба за власть между демократами (плантаторами Юга) и республиканцами ( буржуазией Севера). Стремление к победе на президентских выборах.

Нерешенность проблемы рабства и распространение его на западные земли. Аболиционизм.

Ход военных действий

Учитель: Одним из поводов к войне стала победа на президентских выборах в США 1860 года представителя республиканской армии Авраама Линкольна.(12 февраля1809 -15апреля1865) американский государственный деятель, 16-йпрезидент США (1861—1865) и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа.

Из высказываний Линкольна

Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия.

Характер подобен дереву, а репутация - его тени. Мы заботимся о тени, но на самом деле надо думать о дереве.

Какими чертами личности, необходимыми для политического деятеля, обладал А. Линкольн? (слайд 6).

Учитель: Этапы гражданской войны

- В 1860 году события стали развиваться с нарастающей быстротой. 6 ноября состоялись президентские выборы, на которых победила республиканская партия, и Авраам Линкольн был избран президентом. Эта победа на выборах послужила для рабовладельцев сигналом к действию.

- Еще до выборов общественность Юга, предвидя подобный исход, широко обсуждала возможность отделения южных штатов. Южная Каролина первой осуществила отделение – 20 декабря 1860 г. она заявила о своем выходе из США, затем – еще 10 штатов.

- 4 февраля 1861г. отделившиеся штаты образовали рабовладельческое государство – Конфедерацию Американских Штатов со столицей в Ричмонде (штат Виргиния). Ее президентом стал Джефферсон Дэвис. Раскол страны стал фактом, это и был повод к войне.

- Авраам Линкольн, вступая на пост президента 4 марта, заявил, что его правительство не собирается отбирать рабов у южан и не будет нападать на Конфедерацию, если только она не атакует первой. Но именно так и произошло. 12 – 14 апреля 1861 г. войска Южной Каролины обстреляли и захватили находившийся на территории штата форт Самтер, оставшийся верным Союзу. Линкольн тут же объявил о призыве в армию Севера 75 тыс. добровольцев. А в Конфедерации еще 6 марта был начат набор 100 тыс. добровольцев. Так началась Гражданская Война.(слайд8).

По карте с.128. найдите основные сражения первого и второго этапов войны, делая отметки в таблице .

- Главная цель Юга в войне представляла собой удержание основных сил противника в Виргинии. При помощи генерала Ли такой план был практически исполнен на первом этапе.

- Тактика Севера заключалась в том, чтобы взять Конфедерацию в плотное кольцо. В итоге, территория была взята в блокаду. Все южные порты были со временем захвачены, а форты на Миссисипи разбиты. В скором времени армия Юга была разделена надвое и исход Гражданской войны в США был в обозримом будущем.

- Так Гражданская война в США 1861-1865 закончилась победой Федерации. Капитуляция южных войск продолжалась еще несколько месяцев спустя. (слайд 9)

По итогам войны выступает учащийся, заранее подготовивший этот вопрос.

Учащийся (моделированный ответ)

Итоги войны

Гражданская война осталась самой кровопролитной в истории США

Только военные расходы - 3 млрд долларов.

Завершилась победой Союза.

Запрещение рабства было закреплено 13-й поправкой к Конституции США, вступившей в силу 18 декабря 1865.

Власть в стране перешла к буржуазии северо-восточных штатов.

Война не разрешила все стоявшие перед страной проблемы. Некоторые из них нашли решение в ходе Реконструкции Юга, продолжавшейся до 1877.

Другие, в том числе предоставление черному населению равных прав с белыми, оставались неразрешенными многие десятилетия

Историческое значение Гражданской войны в США

1. Американцы сохранили целостность своего государства.
2. Гражданская война решила важнейшие социально-экономические вопросы:
а) уничтожение рабства;
б) решение аграрного вопроса актом о гомстеде.

VII . Систематизация и обобщение новых знаний и умений
Соотнесите событие и дату:

Читайте также: