Сша в конце 18 первой половине 19 века гражданская война в сша конспект
Обновлено: 03.07.2024
После получения независимости и принятия федеральной Конституции развитию Соединенных Штатов практически ничто уже не мешало. При первом президенте США Джордже Вашингтоне (1789-1797) укрепились финансы страны, был создан национальный банк, введена единая денежная система и начата оплата государственного долга. В конце XVIII- первых десятилетиях XIX в. страна еще отставала от Западной Европы, особенно от Англии, по уровню экономического развития. Ее промышленность только начинала становиться на ноги, но накопление капиталов, складывание внутреннего рынка и заимствование английских технических достижений дали толчок индустриальной революции. Отдельные предприятия фабричного типа появились в США в 90-е годы XVIII в., а во втором десятилетии XIX в. начала внедряться фабричная система - вначале в текстильной, затем в других отраслях.
Соединенные Штаты росли в западном направлении. На свободных землях одна за другой заселялись территории, принимавшиеся затем в союз в качестве равноправных штатов. В 1861 г. на карте США насчитывалось уже 40 штатов, включая и на Востоке, и на Западе (первоначально имелось лишь тринадцать - бывших колоний Англии). К середине столетия граница поселений дошла до Тихого океана, и страна приобрела в основном свои теперешние очертания, когда в 1867 г. купила у России Аляску. Колонизуя материк, США различными способами присоединяла владения других государств - Франции, Испании, Мексики.
Непрерывное освоение новых земель обусловливало преимущественно аграрный характер экономики США. На Запад ехали как американцы, так и иммигранты в надежде получить землю. Более полувека потребовалось, чтобы сделать условия ее приобретения приемлемыми для широких масс. Вначале землю продавали слишком крупными участками и по довольно высокой цене, но аграрное законодательство постепенно смягчалось за счет уменьшения минимальных размеров продаваемых в одни руки участков и некоторого снижения цен. Свободные земли являлись также объектом спекуляции - наживы от перепродажи их фактическим поселенцам более мелкими долями, чем это предусматривал закон. Для государства продажа земель являлась важным источником доходов.
Развитию сельского хозяйства способствовал начавшийся в 40-е годы массовый выпуск превосходных плугов, механических косилок, сноповязалок и другой техники, вытеснявшей ручной труд. Знаменитая жатка завода С. Маккормика была лучшей в мире и продавалась десятками и сотнями тысяч. Преобладание семейного труда и его механизация стали характерной особенностью американского сельского хозяйства, развивавшегося в свободных штатах.
В США формировался промышленный рабочий класс. Не только искавшие оплачиваемую работу иммигранты, но и многие американцы начинали отдавать предпочтение денежной форме заработка. Характерным для американского общества явлением стал уход молодежи, включая девушек и женщин, на фабрики - причем не только из бедных, но и из зажиточных семей. В Новой Англии работницами текстильных фабрик были дочери окрестных фермеров, которым требовались деньги на приданое. Ферму наследовали, как правило, старшие сыновья, а младшие, если не довольствовались положением семейных работников, отделялись и также начинали зарабатывать. Это отвечало старинной пуританской традиции, когда молодым людям следовало быть у кого-нибудь в услужении и лишь потом, в зрелом возрасте, стать собственниками.
Превращение хлопкосеющего хозяйства в коммерческую систему, наличие огромного фонда свободных земель и рабов сделало южные штаты крупнейшим мировым экспортером хлопка, а гигантский спрос на него придал плантационному рабству соответствующий размах и постоянно расширявшийся характер. Лишь в конце XIX в. успехи агрохимии, применение удобрений, а затем механизация уборки хлопка радикально изменили социальные условия его производства. Плантационное рабство, связанное с началом промышленного применения хлопка, имело исторически преходящий характер.
Территориальная экспансия.
Внешняя политика США заметно активизировалась в начале XIX в. и велась по двум направлениям - в интересах торговой буржуазии Севера и плантаторов Юга. Первые добивались международного признания права свободной морской торговли под флагом нейтральной страны, вторые - территориальной экспансии, преимущественно в юго-западном направлении.
Мир, заключенный в конце декабря 1814 г. в Ренте (Бельгия), не принес США ни потерь, ни приобретений, хотя в январе 1815 г. американская армия до получения известий о подписании мирного договора разбила крупные силы англичан на юге, под Новым Орлеаном. Война хотя и окончилась с нулевым результатом, упрочила независимость США, сплотила американскую нацию, а перерыв в торговле с Англией дал возможность стать на ноги американской промышленности.
Несколько раньше, в 1803 г., правительство США ловким дипломатическим ходом добилось почти двойного приращения своей территории. За весьма умеренную плату -15 млн. долл.- Франция уступила Соединенным Штатам свои владения в Северной Америке, собирательно называвшиеся Луизианой (в 1800 г. Наполеон Бонапарт отобрал ее у Испании). Это была громадная территория площадью около 1 млн. кв. миль, охватывающая весь бассейн р. Миссисипи с портом Новый Орлеан. Не имея возможности защищать свои колонии в Америке и нуждаясь в деньгах, Наполеон продал ее Соединенным Штатам, которые пригрозили в противном случае отвоевать Новый Орлеан с помощью Англии.
Со слабой Испанией, владевшей полуостровом Флорида, США не церемонились и на протяжении 1810-1818 гг. оккупировали его по частям. В 1819 г. Испания отдала Флориду Соединенным Штатам без всякого выкупа, а кроме того - всю западную часть материка выше 42-й параллели. Тем самым была открыта дорога для широкой экспансии американцев в сторону Тихого океана.
Когда Испания лишилась почти всех своих колоний в Южной Америке, которые восстали за независимость, США взяли на себя миссию вершителя судеб всего Западного полушария, провозгласив в 1823 г. знаменитую доктрину Монро. Суть этой доктрины (заявления главы государства) заключалась в том, что США выступили против возможного вмешательства европейских держав в латиноамериканские события и в дела Американского континента в целом. Правительство США призвало страны Европы воздержаться и от новых попыток его колонизации. Выступив с такой инициативой, оно претендовало на политическое лидерство в этой части планеты, хотя никакой реальной угрозы военного вторжения Испании или стран Священного союза в Латинскую Америку не существовало.
Приветствуя в целом борьбу Латинской Америки за независимость, США через двадцать лет с небольшим развязали войну против своего ближайшего соседа - Мексики. Выходцы из южных штатов, получившие от мексиканского правительства разрешение покупать в ее провинции Техас земли по самой низкой цене, фактически оккупировали ее и в. 1836 г. объявили там независимую республику. Это и привело к войне (1846-1848).
Она закончилась полной победой армии США. Мексика лишилась не только Техаса, но и Калифорнии, Аризоны и Новой Мексики, т. е. половины своей территории, получив в виде компенсации 15 млн. долл. Европейские державы, в первую очередь Англия, возмущались действиями Соединенных Штатов, но, занятые колониальной политикой на Востоке, уделяли событиям в Америке мало внимания. Последним крупным приобретением США стала Русская Америка (Алеутские острова и Аляска), купленная в 1867 г. всего за 7,2 млн. долл.
Становление двухпартийной системы.
Политическая жизнь в американской республике ознаменовалась складыванием двухпартийной системы, позволявшей проводить тех или иных кандидатов в выборные органы власти от определенных политических группировок, по платформам. Вначале партии были верхушечными - в виде фракций в конгрессе и в легислатурах штатов, но постепенно между ними и избирателями налаживались вертикальные связи, и складывался институт профессиональных политиков. Президенты США выдвигались от тех или иных партий.
Усиление социально-экономической неоднородности общества, расширение избирательных прав в штатах, дальнейшее освоение Запада потребовали новых политических подходов, способных обеспечить твердую поддержку правительственного курса. Президент США Эндрю Джексон (1829-1837) сумел сплотить большинство избирателей, выступив в качестве борца за демократию и выразителя воли народа. В числе принятых им мер были некоторое снижение тарифных ставок и упразднение непопулярного центрального банка США (1836). Децентрализация финансовой системы отвечала интересам владельцев частных банков, число которых стало быстро расти, множества мелких и средних предпринимателей и фермеров, нуждавшихся в кредите.
Отклонение от этого курса означало неуспех в политике. Даже полезные с государственной точки зрения мероприятия, на которых настаивали в 20-е годы XIX в. национальные республиканцы - ассигнование федеральных средств на строительство дорог и каналов, протекционистский тариф, существование центрального банка, создание национального университета, финансирование научных исследований и т. п.,- не пользовались широкой поддержкой по разным причинам. Одна из них - заинтересованность в их проведении (в те годы) довольно узких группировок, а также утрата того демократического духа, который умел придавать своей политике Джефферсон, а впоследствии Джексон. Кроме того, оба лидера по пришествии к власти проводили чистку государственного аппарата, назначая на освободившиеся места своих сторонников (с тех пор это прочно вошло в политическую практику).
Безраздельное правление демократов продолжалось до 1841 г., когда к власти пришел президент Уильям Гаррисон от новой партии вигов, ставшей преемницей национальных республиканцев. Сформировалась так называемая вторая двухпартийная система, и президенты от обеих партий сменяли друг друга вплоть до 1860 г. В Демократической партии, имевшей сторонников во всех основных регионах США, постепенно усиливалось влияние рабовладельческого Юга. Партия вигов, в которой задавали тон бывшие национальные республиканцы Дэниел Вебстер и Генри Клей, также имела опору среди южан и склонялась к компромиссу с рабовладельцами. В обстановке нарастания непримиримых противоречий между Севером и Югом виги не выражали интересы демократических кругов и противников рабства на Севере, число которых множилось.
Новой политической силой, решительно противостоявшей Югу, стала Республиканская партия, образованная в 1854 г. в Чикаго и существующая по сей день. Ее лидеру Аврааму Линкольну предстояло существенно расширить основу американской демократии путем освобождения негров-рабов и радикального решения аграрного вопроса. Республиканское правление продолжалось с 1861 г. по 1885 г., когда в Белом доме вновь появился президент-демократ и полностью восстановилась двухпартийная система (третья по счету).
Назревание конфликта между Севером и Югом.
В первой половине XIX в., когда движение на западные земли приобрело массовый характер, оформились два потока колонизации - северный и южный, из свободных и рабовладельческих штатов. Несмотря на то что обе системы - рабства и свободного капитализма - сосуществовали в одном государстве, конституции северных штатов запрещали рабство.
Их интересы разграничивались и в конгрессе. Каждая сторона следила за тем, чтобы в союз принималось по равному числу тех и других штатов. В 1820 г. был принят так называемый Миссурийский компромисс, показавший, что вопрос о рабстве на новых землях стал общенациональной проблемой. Территория к западу от р. Миссисипи делилась параллелью 36°30' с.ш. на две части - рабовладельческая к югу и свободная к северу. По сути, это была победа южан, которым удалось расширить границы рабства, а Север пошел им на уступки.
Тем временем в Канзасе шла борьба между сторонниками и противниками рабства. Поток переселенцев из Миссури и других южных штатов столкнулся с еще более мощным потоком фермеров из свободных штатов, и дело дошло до вооруженных столкновений. К 1860 г. последним удалось одержать победу не только в схватках, но и у избирательных урн.
К тому времени на политической авансцене появилась Республиканская партия. Она сплотила всех недовольных политикой Юга, которая препятствовала радикальному решению вопроса о земле в пользу широких масс фермеров. Республиканцев возглавил Авраам Линкольн, избранный в 1861 г. президентом США.
Гражданская война 1861-1865 гг.
Зимой - весной 1861 г. сформировалась Конфедерация 11 южных штатов. 13 апреля южане развязали военные действия, начав обстрел федерального форта Самтер в бухте Чарлстона (Южная Каролина), малочисленный гарнизон которого капитулировал и спустил американский флаг. Так началась четырехлетняя Гражданская война - самая кровопролитная и разрушительная из всех, которые велись на территории Соединенных Штатов.
Федеральные войска начали наступление одновременно на западе (в бассейне р. Миссисипи) и на востоке, в Виргинии. На первом направлении удалось развить успех - талантливый генерал Улисс Грант взял ряд городов и продвигался вдоль Миссисипи к югу, а устье реки с портом Новый Орлеан было захвачено северянами с помощью флота, который блокировал Юг с моря. Конфедерация оказалась разрезанной надвое, но эта удача на слабом участке обороны противника была сведена на нет разгромом армии Севера на основном фронте. Она трижды вторгалась в Виргинию, чтобы взять столицу Конфедерации Ричмонд, но каждый раз ее отбрасывали с большими потерями, а контрнаступление южан под умелым командованием Р. Ли с трудом удалось остановить, перебросив для этого часть войск с Запада.
Второй закон объявлял рабов свободными с 1 января 1863 г. Хотя на территории Конфедерации действовали свои законы, война янки с плантаторами приобретала для рабов ясный и конкретный смысл, им стало понятно, на чьей стороне быть. Несмотря на развязанный рабовладельцами террор, Конфедерация лишилась прочного тыла, а негры стали массами переходить на сторону северян и служить в федеральной армии.
Юг напоминал огромный осажденный лагерь, в котором уже давала себя знать нехватка самого необходимого. Его небольшая промышленность работала для нужд фронта, а блокада на море препятствовала вывозу хлопка в Европу и получению оттуда продуктов и медикаментов. Хотя людские и материальные ресурсы Юга находились на пределе, его военная сила еще не была сломлена.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
- выяснить причины быстрого экономического развития США, выявить препятствие для дальнейшего развития капитализма . Рассмотреть причины, ход и итоги гражданской войны 1861-1865 гг.;
- продолжить развитие умения самостоятельно работать с текстом учебника как с источником новых знаний, выделять главное, анализировать документы, использовать ранее приобретенные знания, сравнивать, оценивать исторические явления, решать познавательные задачи.
Задачи урока: 1) рассмотреть и проанализировать различия между северными и южными штатами, проследить за ходом гражданской войны 2) формировать умение рассуждать логически, сравнивать, обобщать, анализировать; развивать умение на основе анализа делать выводы, осуществлять связь с современностью, развивать историческое мышление; 3)воспитывать отрицательное отношение к эксплуатации, неравенству.
Тип урока: изучение нового материала Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Технология проблемного обучения.
Ход урока. 1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. (Работа с заполнением пропусков в тексте)
Изучение новой темы.
Актуализация знаний: - Вспомните, о каких ведущих странах Запада мы говорили на прошлых уроках?
- По каким признакам были выделены эти страны? (Англия, Франция, Германия, Италия. - По уровню модернизации).
- Сегодня нам предстоит изучить страну, которая в ХIХ веке смогла выделиться как мировая держава и оставаться таковой до сегодняшнего дня. Что это за страна? (США).
Создаем проблему: - Прочитайте документ стр. 133. Что нам сегодня предстоит выяснить? Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы?
Экономическое развитие США в пер. пол. XIX в.
Территориальные изменения США в XIX в.
Гражданская война 1861-1865 гг.
1. Работа над новой темой. - Уже к 1861 г. США вышли на 4 место в мире по объему промышленного производства. Работа с учебником и тетрадью. С.134, абз. 3, с. 135.
- Что позволило США выйти на уровень технического развития ведущих государств Европы?
- Определите причины быстрого экономического развития США и запишите их в тетрадь.
2. Почему южные штаты отставали в экономическом развитии от северных? (Развитие капитализма тормозило рабство)
2. Внешняя политика США Территориальная экспансия США органически вытекала из экономического уклада страны и стремления крупных собственников увеличить земельные владения для получения прибыли.
Работа с учебником. С. 136-137. - Какие территории и каким образом были присоединены к США? (у Франции куплена Луизиана , у Испании - Флорида. В 40-х гг.. США после войны с Мексикой отняли у нее Техас и Калифорнию, в 1867 г. купила у России Аляску. )
3. Гражданская война
1) Рассказ учителя
Тем временем, уже в нач. XIX в. между югом, где господствовали рабовладельческие отношения, севером и западом с фермерскими хозяйствами, наметилось жесткое противостояние.
Плантационное хозяйство Юга поставляло хлопок в основном на европейские предприятия. Особенно английские рынки, откуда на Юг поступала большая часть машин и оборудования. Это подрывало целостность внутреннего рынка США, ущемляло интересы предпринимателей Севера.
Противоречия стали обостряться с присоединением новых штатов к США. Южане стремились расширить территорию распространения рабовладения и плантационного хозяйства. Это вызывало сопротивление, как на Севере, так и в фермерских штатах Запада.
Тем временем в 1828 г. создается Демократическая партия, а в 1854 г. в США была создана Республиканская партия , объединившая сторонников ограничения рабства. Республиканская партия быстро приобрела большое влияние в северных штатах и уже в 1860 г. В качестве своего кандидата в президенты выдвинула Авраама Линкольна , который, одержав победу, стал 16-м президентом США. Возможность реализации этих мер пугал южан-плантаторов, они не хотели мириться с избранием на пост президента противника рабства.
В ответ юные рабовладельческие штаты объявили о том, что выходят из состава США и образуют свое государство - Конфедерацию со столицей в г. Ричмонде. Своим президентом был избран Джефферсон Дэвис.
2) Работа с историческим источником. (Приложение)
Угроза целостности США стала реальностью. Так началась гражданская война, которая длилась с 1861 по 1865 год.
- Сформулируйте причины Гражданской войны. 3) Запись в тетради
Причины Гражданской войны:
1. Рабство мешало развитию капитализма
2. Борьба за западные земли между фермерами и плантаторами
3.Борьба за власть между буржуазией Севера и плантаторами Юга
4. Выход из состава США южных штатов
- Какие вопросы были главными в Гражданской войне?
( Уничтожение рабства, дальнейшая судьба западных земель, сохранение единства США)
Каждая сторона рассчитывала на молниеносный ход войны. Но жизнь распорядилась иначе, и война приняла затяжной характер. В этих условиях правительство Линкольна перешло к решительным мерам.
4) Работа с картой с. 143
5) Работа с учебником
- Какие меры были предприняты правительством Линкольна? В чем их значении?
С.141, абз.5, с. 142, абз.1.
Принятые меры позволили добиться северянам перелома в ходе военных действий. В апреле 1865 г. Пал последний оплот южан – г. Ричмонд.
Так четырехлетняя кровопролитная война закончилась победой северян. Но американцы очень дорого заплатили за сохранение единства страны и отмену рабства. Эта война унесла жизни более 600 тысяч человек, около 1 млн. человек были ранены. Война разделила семьи. Американцы воевали с американцами.
6) Запись в тетради Значение Гражданской войны: 1. Сохранение целостности страны 2. Отмена рабства 3. Решение аграрного вопроса законом о гомстедах 4. Создание условий для дальнейшей модернизации страны
Итог урока. - Какой был проблемный вопрос? ( Что позволило США пройти путь от второстепенной страны до великой державы? В результате войны в США ускорилась модернизация во всех сферах жизни общества. Быстрое развитие экономики привело к тому, что США становятся мировым лидером).
Работа с тестом.
Домашнее задание.
Параграф 15, выписать даты и определения, составить кроссворд.
Приложение 1.
Образование Германской империи ___________________________ . К середине 19 в. уровень развития германских государств не был одинаковым. Наиболее развитые из них _________________ и _________________ . На ____________________ конгрессе была предпринята попытка объединить Германию. В 1834 г. по инициативе Пруссии был создан ______________ _________, который объединил ___ государств. Вскоре Пруссия взяла решительный курс на объединение ________________ . Этот курс был разработан выдающимся немецким политиком ________________________________ . В __________ году провозглашена Германская империя.
Приложение 2.
Дайте оценку этому высказыванию. Как и почему могли родиться такие взгляды, несовместимые с представлениями о демократических правах и свободах, закрепленных в Конституции США и в Декларации независимости?
Причины войны
Победа первой буржуазной Революции, какой была война американцев за независимость против Англии в конце XVIII в., создала условия для капиталистического развития США. Быстрому экономическому росту способствовали и природные условия: мягкий климат, богатство полезных ископаемых.
Однако в США капиталистические отношения развивались неравномерно. Если в северных штатах быстро утверждались буржуазные порядки, фермерское сельское хозяйство, росла капиталистическая промышленность, то в южных штатах господствовала рабовладельческая система.
Главным тормозом на пути капиталистического развития на всей территории страны было рабство. Плантаторы Юга вели хозяйство экстенсивными методами, постоянно нуждались в новых землях и стремились к захвату плодородных земель на Западе. Но на эти земли также претендовали североамериканские буржуазия, фермеры и переселенцы. Эти факторы приводили к противоречиям между капиталистическим Севером и рабовладельческим Югом.
Необходимость уничтожения рабства становилась неизбежной. В ходе вооруженной борьбы, направленной против рабовладения, в штате Канзас была образована Республиканская партия, объединившая в своих рядах буржуазию, фермеров – противников рабства.
Ход войны
Поводом к войне между Севером и Югом послужило избрание в 1860 г. на пост президента США Авраама Линкольна — сторонника отмены рабства. Плантаторы на своем съезде приняли решение об отделении рабовладельческих штатов от Союза и начали подготовку к войне. В 1861 г. эти штаты создали Конфедерацию, войска которой в апреле подняли мятеж и захватили форты и арсеналы на юге страны.
Начавшаяся Гражданская война была результатом обострения экономических и социально-политических противоречий между двумя общественными системами: системой наемного труда и системой рабства. По характеру война являлась буржуазно-демократической революцией , второй революцией на территории США.
После ряда военных неудач правительство А. Линкольна по требованию рабочих, фермеров, буржуазии обратилось к революционным методам ведения войны. Армия пополнилась тысячами добровольцев и негров, бежавших на Север, затем была введена воинская повинность. Теперь северяне вели войну не только за восстановление единства страны и предотвращение распространения рабства, но и ликвидацию системы рабства, бесплатное наделение землей , т.е. задачи войны стали революционными.
Большое значение для успеха северян имел Закон о гомстедах, принятый в 1862 г. В 1862 г. было подписано правительственное заявление об освобождении рабов. Десятки тысяч бывших рабов записывались добровольцами в армию. Военная инициатива перешла к северянам.
Победа северян в Гражданской войне обеспечила:
- ликвидацию экономической и политической разобщенности страны,
- отмену рабства,
- демократическое разрешение аграрного вопроса на Западе страны,
- победу фермерского (американского) пути развития сельского хозяйства на большей территории США,
- создание единого национального рынка,
- расширение демократических прав граждан.
Гражданская война в США 1861-1865 годов была первым этапом второй буржуазно-демократической революции.
Реконструкция Юга.
Годы Реконструкции Юга (1865-1877) стали вторым этапом второй буржуазно-демократической революции . Цель Реконструкции состояла в проведении в южных штатах буржуазно-демократических преобразований и ограничении власти бывших рабовладельцев. Вся полнота власти временно передавалась федеральным войскам.
В декабре 1865 г. Конгресс утвердил освобождение негров, а в 1866 г. 14-я поправка к Конституции страны признала право голоса за неграми. Однако негры не получили землю. С выводом федеральных войск из южных штатов власть вновь перешла к плантаторам. Это было предательством буржуазии северных штатов своих союзников-негров, оно означало конец Реконструкции.
Не смотря на восстановление власти плантаторов Реконструкция имела важное значение в историческом процессе США. Главный ее результат создание условий для развития капиталистических отношений на Юге страны, завершение процесса создания единого национального рынка. Годы Реконструкции были нисходящим этапом второй буржуазно-демократической революции в США.
Промышленный переворот начался в первую половину 19 и ..
охватил, прежде всего текстильную промышленность.
Активно развивается транспортная система
Эмигрантов из Европы, осваивающих западные земли
называют первопроходцами – пионерами.
торговали, как скотом, устраивали аукционы.
облегчил покупку земли у государства.
рост капиталистических отношений на Севере.
На южных землях
процветало, ширилось плантационное рабство.
Договора с индейцами
нарушались, их высылали в резервации.
Промышленный переворот начался в первую половину 19 и ..
охватил, прежде всего текстильную промышленность.
Активно развивается транспортная система
Эмигрантов из Европы, осваивающих западные земли
называют первопроходцами – пионерами.
торговали, как скотом, устраивали аукционы.
облегчил покупку земли у государства.
Хронология основных сражений Гражданской войны в США1861—1865
1861
- 12 апреля — Блокада форта Самтер — начало гражданской войны.
- 21 июля — Сражение у станции Манассас -полный разгромом армии США.
1862
- февраль — апрель — Освобождение войсками Гранта Кентукки, Теннесси
- 25 апреля — Захват Нового Орлеана десантом Союза.
- 25 июня — 1 июля — Семидневная битва, закончившаяся большими потерями и срывом планов обеих сторон.
-17сентября — Сражение при Энтитеме — самое кровопролитное сражение в ходе Гражданской войны , в котором армия северян, была остановлена войсками южан, однако наступательные операции вести не могла.
- 11 — 15 декабря — Битва при Фредериксберге, в ходе которой Армия США претерпела потери, но не принесло результатов.
- 30 апреля — 5 мая — Сражение при Чанселорсвилле, войска Конфедерации одержали крупную победу .
- 1 — 3 июля — Битва при Геттисберге — крупнейшее сражение и переломный момент в Гражданской войне.Обе стороны понесли большие потери, но армия южан не была уничтожена, а смогла отступить для перегруппировкки.
- К 8 июля — в результате взятия генералом У. Грантом крепости Виксберг, Конфедерация была рассечена надвое.
1864
- июнь 1864 — апрель 1865 — Осада Ричмонда и Питерсберга армией генерала У. Гранта.
- май — 2 сентября — Наступление армии Союза под командованием генерала Уильяма Текумсе Шермана на Атланту, закончившееся взятием этого города.
- 15 ноября — 22 декабря — Марш к морю генерала У. Т. Шермана, завершившийся занятием города Саванна, что практически означало полную победу северной армии в войне.
1865
- 2 апреля — эвакуация Ричмонда, перенос столицы Конфедерации в Данвиль.
- 23 июня - сдача остатков армии южан под командованием генерала Стенда Уэйти окончание войны
_____________________________________________________________________________________________________
Хронология основных сражений Гражданской войны в США1861—1865
1861
- 12 апреля — Блокада форта Самтер — начало гражданской войны.
- 21 июля — Сражение у станции Манассас -полный разгромом армии США.
1862
- февраль — апрель — Освобождение войсками Гранта Кентукки, Теннесси
- 25 апреля — Захват Нового Орлеана десантом Союза.
- 25 июня — 1 июля — Семидневная битва, закончившаяся большими потерями и срывом планов обеих сторон.
-17сентября — Сражение при Энтитеме — самое кровопролитное сражение в ходе Гражданской войны , в котором армия северян, была остановлена войсками южан, однако наступательные операции вести не могла.
- 11 — 15 декабря — Битва при Фредериксберге, в ходе которой Армия США претерпела потери, но не принесло результатов.
- 30 апреля — 5 мая — Сражение при Чанселорсвилле, войска Конфедерации одержали крупную победу .
- 1 — 3 июля — Битва при Геттисберге — крупнейшее сражение и переломный момент в Гражданской войне.Обе стороны понесли большие потери, но армия южан не была уничтожена, а смогла отступить для перегруппировкки.
- К 8 июля — в результате взятия генералом У. Грантом крепости Виксберг, Конфедерация была рассечена надвое.
1864
- июнь 1864 — апрель 1865 — Осада Ричмонда и Питерсберга армией генерала У. Гранта.
- май — 2 сентября — Наступление армии Союза под командованием генерала Уильяма Текумсе Шермана на Атланту, закончившееся взятием этого города.
- 15 ноября — 22 декабря — Марш к морю генерала У. Т. Шермана, завершившийся занятием города Саванна, что практически означало полную победу северной армии в войне.
1865
- 2 апреля — эвакуация Ричмонда, перенос столицы Конфедерации в Данвиль.
- 23 июня - сдача остатков армии южан под командованием генерала Стенда Уэйти окончание войны
Практикум по всеобщей истории ________________________________________ 9- А кл.
2. Личность Линкольна. 3. Отмена рабства .
4. Законодательная сторона 5. Свой вариант.
победы Севера.
2.Причины войны. Ход военных действий. Авраам Линкольн. Задание: прочитать в параграфе:
1 ряд 1 причина – с.125 1-2 абзац
2 ряд 2 причина – с.125 3-4 абзац
3 ряд 3 причина – с.126 1-2 абзац
Выделить причину о которой прочитали :
Противостояние двух систем - наемного труда на Севере, системы рабства на Юге.
Продолжался сгон крестьянства с земли, огораживание, парламент раздал имения роялистов армейской верхушке.
Борьба за власть между демократами (плантаторами Юга) и республиканцами ( буржуазией Севера). Стремление к победе на президентских выборах.
Нерешенность проблемы рабства и распространение его на западные земли. Аболиционизм.
Многие слои населения были недовольны протекторатом. С одной стороны — это сторонники восстановления монархии, с другой — английская беднота;
Новое дворянство и буржуазия были не прочь восстановить монархию в ограниченном виде.
- Одним из поводов к войне стала победа на президентских выборах в США 1860 года представителя республиканской армии Авраама Линкольна. (12 февраля1809 —15апреля1865)
Интеренсное________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими чертами личности, необходимыми для политического деятеля, обладал А. Линкольн?
______________________________________________________________________________________________
Задание: По карте с.128. найдите основные сражения первого и второго этапов войны.
- Главная цель Юга в войне представляла собой удержание основных сил противника в Виргинии. При помощи генерала Ли такой план был практически исполнен на первом этапе.
- Тактика Севера заключалась в том, чтобы взять Конфедерацию в плотное кольцо. В итоге, территория была взята в блокаду. Все южные порты были со временем захвачены, а форты на Миссисипи разбиты. В скором времени армия Юга была разделена надвое и исход Гражданской войны в США был в обозримом будущем.
- Решающую роль в ходе войны сыграли принятые правительством США законы об отмене рабства 1863, и гомстедах 1862
Задание: запишите итоги войны:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Историческое значение Гражданской войны в США
1. Американцы сохранили целостность своего государства.
2. Гражданская война решила важнейшие социально-экономические вопросы:
а) уничтожение рабства;
б) решение аграрного вопроса актом о гомстеде.
3. Начался быстрый экономический рост в стране.
Задание: соотнесите событие и дату:
Начало Гражданской войны в США
Принятие закона о гомстедах
1 января 1863 г.
Принятие закона об отмене рабства
Избрание Авраама Линкольна президентом США
Окончание Гражданской войны
Составить исторический портрет
А. Линкольна.
Оценка _______________ учитель истории Дацунова С.А.
Дацунова Светлана Анатольевна,
учитель истории,
Тема: Гражданская война в США 1861-1865 г
Тип урока: изучения нового материала
Форма урока: урок – практикум
Цели урока:
Образовательные:
показать особенности социально-экономического и политического развития США в XIX веке;
определить причины, ход и исход Гражданской войны в США в1861 - 1865 .
Развивающие:
развивать навыки сравнения, умения анализировать фактический материал, документы, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
вести коммуникативный диалог; участвовать в дискуссии; воссоздавать исторические образы.
Воспитательные:
способствовать формированию представлений о том, что люди с разными взглядами могут объединиться, если перед ними стоит общая цель;
воспитывать уважительное отношение к истории других народов.
Ожидаемые результаты:
После этого урока ученики смогут:
Разбираться в особенностях социально-экономического и политического развития США в XIX веке.
Определять причины, ход и исход Гражданской войны в США в1861 - 1865 .
Давать оценку роли политических лидеров в указанный период.
Устанавливать причинно-следственные связи. Делать логические выводы.
Основные понятия: модернизация, рабство, гражданская война, реконструкция.
Исторические деятели: Джон Браун, Авраам Линкольн, Джефферсон Дэвис, Улисс Грант , Роберт Ли.
Основные события:
• 1854 г.- образование Республиканской партии;
• 1860 г. – выдвижение Авраама Линкольна на пост президента США;
• 12 апреля 1861 г. – обстрел южанами форта Самтер;
• май 1862г. - принятие закона о гомстедах;
• январь 1863г. – закон об отмене рабства
Структура урока
I . Организационная часть урока. (1 мин.)
II . Актуализация знаний - фронтальная беседа с классом по вопросам (2 мин.).
III . Мотивация учебной деятельности – определение темы и этапов урока (2 мин.)
IV . Объявление (представление) темы и ожидание учебных результатов (3мин.)
V . Изучение нового материала. Осмысление новых знаний и умений
VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия (2мин)
Какие изменения произошли в жизни страны, в жизни Юга и Севере, в жизни каждого гражданина США?
IX . Инструкция по выполнению домашнего задания (2 мин.)
-Учитель комментирует домашнее задание.
I . Организационная часть урока (1 мин.)
II . Актуализация знаний (2 мин)
Вторая половина XIX века – перекресток мировой истории. Какие изменения произошли в европейской истории к этому времени?
С какими результатами подошли США к этому историческому периоду?
III . Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
IV . Объявление (представление) темы и ожидание учебных результатов
- Определите, пожалуйста, тему, которую мы сегодня будем разбирать (слайд 1).
Цель урока: определить причины, итоги и значение Гражданской войны в Америке.
- Отметьте на листочках сферу своих звездочках область ваших интересов на уроке: 1.Ход военных действий. 2. Личность президента Линкольна. 3. Отмена рабства . 4. Поправки к Конституции. Законодательная сторона победы Севера. 5. Свой вариант.
План урока
1. США накануне войны. Противоречия Севера и Юга.
2. Причины войны. Ход военных действий. Авраам Линкольн.
3. Итоги войны. Реконструкция Юга.
VI . Изучение нового материала. Осмысление новых знаний и умений
1. США накануне войны
рост капиталистических отношений на Севере.
На южных землях
процветало, ширилось плантационное рабство.
Договора с индейцами
нарушались, их высылали в резервации.
Промышленный переворот начался в первую половину 19 и
охватил, прежде всего текстильную промышленность.
Активно развивается транспортная система
Эмигрантов из Европы, осваивающих западные земли
называют первопроходцами – пионерами.
торговали, как скотом, устраивали аукционы.
облегчил покупку земли у государства.
Итак, наличие двух социально-экономических систем - свободного рыночного капиталистического хозяйства на Севере и рабовладельческого на Юге - подрывало единство страны. В 50-е годы XIX ст. отношения между ними резко обострились (слайд 3, 4).
2.Причины войны. Ход военных действий. Авраам Линкольн.
Учитель: Наша задача выяснить причины гражданской войны.
Работа с учебником. Определите причины гражданской войны. Учащиеся самостоятельно знакомятся с причинами гражданкой войны в США.
1 ряд 1 причина – с.125 1-2 абзац
2 ряд 2 причина – с.125 3-4 абзац
3 ряд 3 причина – с.126 1-2 абзац
Учитель: Обобщим причины (слайд 5)
Причины гражданской войны
Противостояние двух систем - наемного труда на Севере, системы рабства на Юге.
Борьба за власть между демократами (плантаторами Юга) и республиканцами ( буржуазией Севера). Стремление к победе на президентских выборах.
Нерешенность проблемы рабства и распространение его на западные земли. Аболиционизм.
Ход военных действий
Учитель: Одним из поводов к войне стала победа на президентских выборах в США 1860 года представителя республиканской армии Авраама Линкольна.(12 февраля1809 -15апреля1865) американский государственный деятель, 16-йпрезидент США (1861—1865) и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа.
Из высказываний Линкольна
Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия.
Характер подобен дереву, а репутация - его тени. Мы заботимся о тени, но на самом деле надо думать о дереве.
Какими чертами личности, необходимыми для политического деятеля, обладал А. Линкольн? (слайд 6).
Учитель: Этапы гражданской войны
- В 1860 году события стали развиваться с нарастающей быстротой. 6 ноября состоялись президентские выборы, на которых победила республиканская партия, и Авраам Линкольн был избран президентом. Эта победа на выборах послужила для рабовладельцев сигналом к действию.
- Еще до выборов общественность Юга, предвидя подобный исход, широко обсуждала возможность отделения южных штатов. Южная Каролина первой осуществила отделение – 20 декабря 1860 г. она заявила о своем выходе из США, затем – еще 10 штатов.
- 4 февраля 1861г. отделившиеся штаты образовали рабовладельческое государство – Конфедерацию Американских Штатов со столицей в Ричмонде (штат Виргиния). Ее президентом стал Джефферсон Дэвис. Раскол страны стал фактом, это и был повод к войне.
- Авраам Линкольн, вступая на пост президента 4 марта, заявил, что его правительство не собирается отбирать рабов у южан и не будет нападать на Конфедерацию, если только она не атакует первой. Но именно так и произошло. 12 – 14 апреля 1861 г. войска Южной Каролины обстреляли и захватили находившийся на территории штата форт Самтер, оставшийся верным Союзу. Линкольн тут же объявил о призыве в армию Севера 75 тыс. добровольцев. А в Конфедерации еще 6 марта был начат набор 100 тыс. добровольцев. Так началась Гражданская Война.(слайд8).
По карте с.128. найдите основные сражения первого и второго этапов войны, делая отметки в таблице .
- Главная цель Юга в войне представляла собой удержание основных сил противника в Виргинии. При помощи генерала Ли такой план был практически исполнен на первом этапе.
- Тактика Севера заключалась в том, чтобы взять Конфедерацию в плотное кольцо. В итоге, территория была взята в блокаду. Все южные порты были со временем захвачены, а форты на Миссисипи разбиты. В скором времени армия Юга была разделена надвое и исход Гражданской войны в США был в обозримом будущем.
- Так Гражданская война в США 1861-1865 закончилась победой Федерации. Капитуляция южных войск продолжалась еще несколько месяцев спустя. (слайд 9)
По итогам войны выступает учащийся, заранее подготовивший этот вопрос.
Учащийся (моделированный ответ)
Итоги войны
Гражданская война осталась самой кровопролитной в истории США
Только военные расходы - 3 млрд долларов.
Завершилась победой Союза.
Запрещение рабства было закреплено 13-й поправкой к Конституции США, вступившей в силу 18 декабря 1865.
Власть в стране перешла к буржуазии северо-восточных штатов.
Война не разрешила все стоявшие перед страной проблемы. Некоторые из них нашли решение в ходе Реконструкции Юга, продолжавшейся до 1877.
Другие, в том числе предоставление черному населению равных прав с белыми, оставались неразрешенными многие десятилетия
Историческое значение Гражданской войны в США
1. Американцы сохранили целостность своего государства.
2. Гражданская война решила важнейшие социально-экономические вопросы:
а) уничтожение рабства;
б) решение аграрного вопроса актом о гомстеде.
VII . Систематизация и обобщение новых знаний и умений
Соотнесите событие и дату:
Читайте также: