Конспект лабораторной работы по биологии 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

в чём сходство с те ми кру глыми чер вя ми, которых вы т олько что ра ссматривали.

3.Поместите неск ольких животны х из культу ры нематод в каплю воды и рассмот рите

при малом у величении мик роскопа. Отм етьте сходство и различие в о внешнем

4.Пронаблюда йте за передв ижением нематод и сделайте в ывод о роли реснич ек при

5.Зарису йте нематод в тетради (нес колько вид ов) и подпиш ите увиденные

Тема: Изучени е представителей типа кольчаты х червей

Цель: изучить строени е и жизнедеятел ьность кольчат ых червей; н айти черты с ходства и

различия между малощетинков ыми и мног ощетинко выми кольчатыми червями.

Оборудовани е: чашки Петри, влаж ная фильтроваль ная бумага, лупа, дождевы е черви,

1.Рассмотрит е тело дождевог о червя. О пределите ф орму тела, окраску , размеры,

сегментированно сть туловища. Най дите передни й и задний к онцы тела, пояс ок.

2.Найдите выпу клую (спинну ю) и плоску ю (брюшную) части тел а. Осторожно

проведите паль цем по брюшной или боковой сто роне тела червя от заднего

к переднему конц у (вы ощутите прик основение щети нок). Рассмот рите с помощью

3.Обратите вни мание на кожу червя. Опре делите, какая она – сухая или влаж ная?

Сделайте вывод о значении такой кожи и щет инок для жи зни червя в почв е.

1. При помощи лу пы рассмотрите вн ешний ви д пиявки. Об ратите внимание

на форму и окраск у тела, число и расположение п рисосок.

2. Рассмот рите и опишит е устройств о рта у присосавшейся к стекл у пиявки.

4. Выявите другие (пом имо плавани я) способы передвижения п иявки.

Отметьте окраску тела, размеры, фо рму тела. Найдите передн ий и задний

2.Обратите вни мание на особе нности повед ения тру бочника (держатся вместе

или одиночно).Д отроньтесь до тру бочника кисто чкой. Отметь те его реакцию.

Сравнит ельная характеристика класс ов кольчатых червей

Цель: выявить ха рактерные че рты строения дву створчатых и б рюхоногих

моллюсков и их приспособлен ность к среде об итания.

Оборудовани е: чашки Петри с раковинами моллю ск ов .

1.Рассмотрит е предложенные в ам раков ины моллюсков. Раз делите их на группы:

- наличие и отсу тствие симмет рии__________ ______________ ____________ ___________

- вправо или вл ево закручена раковина_ ______________ ______________ ______________

- имеется ли разн ица в числе завитков __________ ______________ ______________ ______

- окраска ____ ______________ ______________ ______________ ____________ __________

- размеры _ _____________ ______________ ____________ ______________ ______________

- наличие выр остов (бугорки, ши пы т.д)_ ___________ ______________ ______________ __

Инструкции к лабораторным работам по биологии 7 класс, даны подробные рекомендации.

ВложениеРазмер
instruktsii._laboratornye_raboty_po_biologii_7_klass.docx 398.74 КБ

Предварительный просмотр:

Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №1

Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов.

Оборудование: Микроскоп, предметные и покровные стекла, вата, культура инфузория-туфелька.

  1. Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки поместите каплю культуры инфузории-туфельки; положите в каплю несколько волокон ваты, накройте ее покровным стеклом.
  2. Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и проведите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, определите ее форму тела, передний (тупой) и задний (заостренный) концы тела.
  3. Проведите наблюдение за характером передвижения инфузории-туфельки, которое сопровождается вращением тела вокруг его продольной оси.
  4. Рассмотрите инфузорию-туфельку под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички и установите, какую роль они играют в передвижении инфузории-туфельки.
  5. Найдите сократительные вакуоли - они расположены в передней и задней частях тела; рассмотрите цитоплазму.
  6. Зарисуйте инфузорию-туфельку и подпишите увиденные части тела.

Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №2

Цель: Изучить особенности строения круглых червей.

Оборудование: микроскоп, пипетка, предметное стекло, препаровальная игла, культура свободноживущих нематод, влажные препараты аскарид, микропрепараты круглых червей – паразитов растений и животных.

  1. Рассмотрите без увеличительных приборов культуру свободноживущих нематод, выращенную на белом хлебе. Зарисуйте их.
  1. Опишите этих червей: их число, размеры, окраску, характер движений___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. На влажном препарате аскарид найдите самца и самку, отметьте, в чем их различие, в чем сходство со свободноживущими нематодами ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №3

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Оборудование: Ванночка, лист бумаги.

  1. Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).
  2. Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящее из колец-члеников, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.
  3. Найдите передний (более заостренный) конец тела с ротовым отверстием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются не переваренные части пищи.
  4. Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.
  5. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу. При этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.
  6. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бумаге. Выясните роль щетинок.

8. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

9. Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.

Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №4

Цель: Изучить внешнее строение моллюсков.

Оборудование: коллекция моллюсков.

1.Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску. Найдите ее передний (широкий) и задний (узкий) концы.

2. Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую ее часть - вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными кольцами.

3. Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепления мышц.

4. Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.

5. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или виноградной улитки, обратите внимание на то, что она спирально закручена, определите ее окраску.

6. Найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость раковины, - устье.

7. Зарисуйте раковину прудовика или виноградной улитки и надпишите ее части.

8.Установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика____________________________________________________________________

Класс _____ Ф.И.учащегося ______________________ Дата __________

Лабораторная работа №5

Цель: Изучить особенности внешнего строения рака, как типичного представителя членистоногих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучить строение и органы размножения плесневого гриба мукор.

Оборудование: плесневый гриб мукор, микроскоп, покровные и предметные стекла, лупа

Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.

Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами. Это спорангии. Рассмотрите их. Найдите на микропрепарате лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите споры.

Ответьте на вопросы: какой цвет имеет мицелий мукора? Почему этот гриб поселяется на продуктах питания? Как происходит размножение мукора?

Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Лабораторная работа№ 2

Цель: Изучить строение многоклеточной водоросли.

Оборудование: Микроскоп, гербарий, живые водоросли.

Рассмотрите многоклеточную водо­росль (живой или гербарный материал). Опишите ее внешний вид.

Рассмотрите одну клетку спирогиры. Найдите в клетке оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор, вакуоли. Зарисуйте одну клет­ку и надпишите детали клетки.

Лабораторная работа№ 3

Цель: Изучить строение мха.

Оборудование: Гербарий, лупа.

1.Рассмотрите и опишите строение мха (форма, окраска, размеры листьев и стебля).

2.Найдите основные части кукушкина льна. Зарисуйте рас­тение и его части.

3.Рассмотрите верхушки нескольких стебельков. Найдите мужские и женские экземпляры.

4.Найдите коробочку. Рассмотрите ее строение. Сделайте рисунок.

Лабораторная работа№4

Цель: Изучить строение папоротника

Оборудование: Гербарий, лупа.

1) Изучите строение папоротника, найдите вегетативные органы, сравните с зеленым мхом.

2) Сравните листья папорот­ника с листьями зеленого мха. Найдите жилки и сорусы на листьях папоротника.

3) Рассмотрите под лупой влажные препараты кусоч­ков листа папоротника с нижней стороны. Найдите бурые бугорки — сорусы. Соскоблите споры, приготовьте препарат и рассмотрите под микроскопом. Зарисуйте папоротник со всеми органами, сорус в раз­резе, спорангий и споры. Сделайте выводы о строении папоротников.

Лабораторная работа № 5

Цель: Изучить внешнее строение голосеменных и строение хвои

Рассмотрите внешнее строение по­бега сосны. Как располагаются хвоинки на побеге? Каков внешний вид хвоинки?

Рассмотрите внешнее строение по­ бега ели. Как располагаются хвоинки на побеге? Чем отличается внешний вид хвои ели от хвои сосны?

Почему хвоя сосны испаряет мало влаги?

Лабораторная работа № 6

Цель: Изучить строение шиповника, как представителя класса двудольных.

Оборудование: Гербарий, лупа, препаровальный нож.

Рассмотрите стебель шиповника. Какой особенностью он обладает?

Рассмотрите листья шиповника. Какие у него листья (простые или сложные)? Как листья расположены на стебле? Какое жилкование листьев? Найдите прилистники и рассмотрите их.

Рассмотрите цветок шиповника. Ка­кой у него околоцветник (двойной или простой)? Найдите чашечку, рассмотрите ее. Подсчитайте и запишите число чашелистиков? Как называется такая чашечка? Рассмотрите венчик цветка. Подсчитайте и запишите число лепестков. Как называется такой венчик?

Рассмотрите тычинки, обратите внимание на то, что их много. Рассмотрите

пестики, их тоже много.

Препаровальным ножом разрежьте цветок вдоль. Обратите внимание на цветоложе и расположенные по его краям чашелистики, лепестки, тычинки и пестики на дне цветоложа.

Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Препаровальным ножом разрежьте плод и рассмотрите его внутреннее строение. Убедитесь, что из завязи пестиков развились плоды-орешки. Как называется плод шиповника?

Запишите характеристику шиповника по плану:

а) корневая система

в) жилкование и расположение листьев на стебле

г) строение цветка

Лабораторная работа № 7

Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов

Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и прове­дите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, эвглену и амебу, определите их форму тела.

Рассмотрите микропрепараты под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички, жгутики, ложноножки и установите, какую роль они играют в передвижении.

Найдите сократительные вакуоли, рассмотрите цитоплазму.

Зарисуйте в тетради и подпишите увиденные ча­сти тела.

1.Докажите, что план строения тела одноклеточных соответствует общим чертам организации ядерных ( эукариотических клеток).

2.Какие органы специального назначения встречаются у одноклеточных?

3.Какая группа одноклеточных животных наиболее древняя?

Лабораторная работа № 8

Цель: Рассмотреть процесс регенерации гидры, выяснить особенности восстановления тела.

Оборудование: рисунки, иллюстрации

1. Рассмотрите процесс регенерации гидры по рисункам.

2. Зарисуйте этапы восстановления гидры.

3. Сделайте вывод. Какие организмы способны к регенерации?

Какие клетки гидры участвуют в процессе востановления?

Лабораторная работа № 9

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя

Оборудование: Ванночка, лист бумаги.

Рассмотрите дождевого червя, находящегося в ванночке, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры (с помощью линейки).

Рассмотрите с помощью лупы тело червя, состоящее из колец-члени­ков, выясните, одинаковые ли они на всем протяжении тела червя.

Найдите передний (более заостренный) коней тела с ротовым отвер­стием и задний (более тупой) конец с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи.

Определите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела.

Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу; при этом вы ощутите прикосновение щетинок. Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.

Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она - сухая или влажная, и ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа в жизни этого червя в почве?

7. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бу­маге. Выясните роль щетинок.

8. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя и определите, как реагирует червь на эти раздражения.

9. Зарисуйте дождевого червя в тетради, обозначьте части его тела и под­черкните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве.

Лабораторная работа № 10

Цель: Изучить внешнее строение моллюсков.

Оборудование: коллекция моллюсков.

Рассмотрите раковину беззубки, определите ее форму, окраску. Найдите ее передний (широкий) и задний (узкий) концы.

Вблизи переднего конца раковины найдите наиболее выпуклую ее часть - вершину, а также изогнутые линии; они ограничивают годичные слои ее прироста, поэтому их называют годичными кольцами.

Найдите на внутренней поверхности раковины следы прикрепления мышц.

4. Зарисуйте раковину беззубки и обозначьте на рисунке рассмотренные части.

5. Рассмотрите раковину обыкновенного прудовика или виноградной улитки, обратите внимание на то, что она спирально закручена, опреде­лите ее окраску.

6. Найдите на раковине ее вершину и отверстие, ведущее в полость рако­вины, - устье.

7.Зарисуйте раковину прудовика или виноградной улитки и надпишите ее части.

8. Установите черты отличия и сходства в строении раковины беззубки и обыкновенного прудовика.

Лабораторная работа №11

Цель: Изучить особенности внешнего строения рака, как типичного представителя членистоногих.

Рассмотрите внешнее строение речного рака.

Осмотрите покровы тела. Что предает прочность панцирю рака?

Найдите отделы тела: головогрудь, брюшко.

Рассмотрите голову: найдите органы осязания, обоняния, органы зрения.

Рассмотрите конечности рака. Установите особенности строения. Сколько их, к какому отделу прикрепляются. Какую роль выполняют. Зарисуйте их.

Перечислите и запишите признаки Речного рака как типичного представителя членистоногих. Зарисуйте речного рака.

Лабораторная работа №12

Цель: изучить особенности внешнего строения рыб, связанные с обитанием в водной среде.

Оборудование: Рыбки из аквариума или окунь.

Рассмотрите рыбу, плавающую в банке с водой, определите форму ее тела и объясните, какое значение имеет такая форма тела в ее жизни.

Определите, чем покрыто тело рыбы, как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. С по­мощью лупы рассмотрите отдельную чешую.

Определите окраску тела рыбы на брюшной и спинной стороне; если она различна, то объясните эти различия.

4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище и хвост, установите, как они соединены между собой, какое значение имеет такое соединение в жизни рыбы.

5.На голове рыбы найдите ноздри и глаза, определите, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни рыбы.

6.Найдите у рассматриваемой вами рыбы парные (грудные и брюшные) плавники и непарные (спинной, хвостовой) плавники. Понаблюдайте за ра­ботой плавников при передвижении рыбы.

7. Зарисуйте внешний вид рыбы, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Вывод запи­шите в тетрадь.

Лабораторная работа № 13

Цель: Изучить особенности внешнего строения лягушки, как примитивных наземных позвоночных.

Оборудование: влажный препарат, таблица, рисунки

1.Рассмотрите тело лягушки, найдите на нем отделы тела.

2.Рассмотрите покровы тела.

3.Рассмотрите голову лягушки, обратите внимание на ее форму, размеры; рас­смотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения, имеют ли глаза веки, какое значение имеют эти органы в жизни лягушки.

4.Рассмотрите туловище лягушки, определите его форму. На туловище найдите передние и задние конечности, определите их местоположение.

5.Зарисуйте внешний вид лягушки, обозначьте на рисунке ее части тела и сделайте вывод о приспособленности лягушки к жизни в воде и на земле. Вывод запи­шите в тетрадь

Лабораторная работа № 14

Цель: Изучить особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: Чучело птицы, лупа.

Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.

Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с ко­гтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ра­нее, вы встречали такой покров.

Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.

Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание -очин, опахала, рас­положенные по обе стороны ствола. С помощью лупы рассмотрите опа­хала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отхо­дящие от ствола.

Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.

Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенно­сти, связанные с полетом. Сделайте запись в тетради.

Лабораторная работа № 15

Цель: Изучить особенности скелета млекопитающих.

Оборудование: Макет скелета млекопитающих

Рассмотрите скелет млекопитающего. Найдите на нем череп, определите его форму, из каких костей состоит?

Найдите на скелете позвоночник и рассмотрите его отделы: шейный,
грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

Рассмотрите шейный отдел позвоночника, состоящий из позвонков, подвижно соединенных между собой; отметьте значение этой особенности в жизни млекопитающих.

Найдите грудной отдел позвоночника, из чего он состоит?

Найдите на скелете млекопитающего кости, со­ставляющие пояс передних конечностей.

Рассмотрите кости передних конечностей.

Найдите пояс задних конечностей - таз; рассмотрите пояс задних конечностей на скелете птицы.

Рассмотрите кости задних конечностей.

9.Зарисуйте скелет млекопитающего

Практическая работа № 1

Цель: зарисовать бактериальную клетку и подписать основные ее части

1.Зарисуйте бактериальную клетку

2.Подпишите названия ее структур

3.Сделайте вывод об особенностях строения бактериальной клетки.

Практическая работа № 2

Цель: научится распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Оборудование: муляжи грибов, рисунки.

1. Определите какие грибы Изображены на рисунке в тетради стр.12 зад. 15.

2. Подчеркните ядовитые грибы.

3. Ответьте на вопрос : по каким признакам вы их выделили?

Составьте краткий ответ.

Практическая работа № 3

Цель: научится распознавать растения своей местности ; систематизировать их по видам, родам, классам .

Оборудование: гербарии растений, рисунки.

1 . рассмотрите гербарный материал, выберите те растения которые встречаются в нашей местности.


Цель: изучить строение и жизнедеятельность кольчатых червей; найти основные черты сходства и различия между малощетинковыми и многощетинковыми кольчатыми червями.

Оборудование: чашки Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, дождевые черви, пиявки, трубочник.

Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища. Найдите передний и задний концы тела, поясок.

Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы щетинки на теле червя.

Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Сделайте вывод о значении такой кожи и щетинок для жизни червя в почве.

1. Поместите пиявку в стеклянную банку, заполненную водой.

2. При помощи лупы рассмотрите внешний вид пиявки. Обратите внимание на форму и окраску тела, число и расположение присосок. Постарайтесь измерить длину пиявки в её спокойном состоянии.

3. Рассмотрите и опишите устройство рта у присосавшейся к стеклу пиявки.

4. Попытайтесь мягкой кисточкой сбросить пиявку в воду со стенки банки.

5. Понаблюдайте за перемещением пиявки в банке с водой. Опишите движение пиявки.

6. Выявите другие (помимо плавания) способы передвижения пиявки.

Рассмотрите с помощью лупы трубочника. Отметьте окраску тела, размеры, форму тела. Найдите передний и задний конец тела. Отметьте наличие щетинок.

Обратите внимание на особенности поведения трубочника (держатся вместе или одиночно). Дотроньтесь до трубочника кисточкой. Отметьте его реакцию.

Сравнительная характеристика классов кольчатых червей

Вывод: Указать черты сходства и различия между разными классами кольчатых червей.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 Знакомство с разнообразием ракообразных.

Цель работы: познакомить с широко распространенными в природе пресноводными и наземными ракообразными. Изучить особенности строения и некоторые процессы жизнедеятельности.

Оборудование: таблицы с изображением ракообразных, рисунки с изображением дафнии, циклопа, щитня, водяного ослика, мокрицы.

Рассмотрите строение рачка дафнии на рисунке 1. Найдите органы, расположенные на голове: крупный фасеточный глаз и двуветвистые усики, главные гребные конечности. Обрати­те внимание на грудные ножки под панцирем. Они обеспечи­вают приток свежей воды к жабрам и отцеживают пищу. Найдите просвечивающие через прозрачные покровы изогнутую трубку кишечника, располо­женное за ней на спинной стороне пульсирующее округлое сердце, а под сердцем — выводковую ка­меру с яйцами или молодью. Обрати­те внимание на отсутствие конечностей на брюшке.

Рассмотрите на рисунке 2 циклопа. Найдите слитную головогрудь, четыре свободных сегмента груди и членистое брюшко с раздвоенной вилочкой на конце. На го­лове рассмотрите один простой глаз и первую пару очень длинных усиков. У самки циклопа рассмотрите прикреп­ленные к брюшку с двух сторон большие яйцевые мешки.

Рассмотрите на рисунке 4 водяного ос­лика. Найдите голову с двумя парами усиков, семь свободных члеников груди с ножками и короткое слитое брюшко. Брюшные конечности сильно видоизменены, только последнюю шестую пару можно видеть со спины — это вилообразные придатки, остальные сильно сплющены и плотно прижаты к брюшку (выполняют функцию жабр).

Рассмотрите на рисунке 5 мок­рицу. Отметьте черты сходства с водяным осли­ком — они относятся к одному отряду равноногих раков.

Рассмотрите на рисунке 3 строение щитня. Найдите головогрудь, покрытую панцирем (щитом), корот­кое членистое брюшко с длинной вилочкой на кон­це. Найдите глаза на головной части щита. Длинные нитевидные придатки на первых па­рах грудных ножек заменяют щитням плохо раз­витые усики.

2. Рассмотрите инфузорию-туфельку при малом увеличении микроскопа, обратите внимание на ее форму.

3. Рассмотрите части клетки простейшего при большом увеличении.

Оформление результатов:

зарисуйте инфузорию-туфельку в тетрадь, подпишите части ее клетки.

Сделайте вывод , перечислив признаки, характерные для инфузории, как представителя простейших и указав особенности её передвижения.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: "Знакомство со строением дождевого червя"

Цель: изучить внешнее строение дождевого червя, научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания

Оборудование: 1) рисунки дождевого червя

3) микропрепарат "Поперечный срез дождевого червя"

Рассмотрите рисунок дождевого червя, сосредоточьте внимание на форме его тела, попробуйте сосчитать количество сегментов его тела, найдите спинную и брюшную, заднюю и переднюю часть, поясок.

Оформление результатов. Зарисуйте червя, подпишите его части.

Сделайте вывод, указав характерные внешние признаки Класса Малощетинковых

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Цель: изучить внутреннее (на поперечном срезе) строение дождевого червя, найти признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией

Оборудование: микроскоп, готовый препарат дождевого червя

Рассмотрите под микроскопом поперечный срез дождевого червя и, пользуясь учебником, определите: какие органы его видны на срезе.

Оформление результатов : зарисуйте увиденное .

Сделайте вывод , указав признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией и аскаридой.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: "Внешнее строение раковин моллюсков"

Цель: познакомиться со строением раковин наиболее распространенных моллюсков научиться их сравнивать.

Оборудование: 1) раковины моллюсков: катушки, большого прудовика, беззубки или рисунки

Ход работы: рассмотрите раковины моллюсков:

подсчитайте число оборотов в раковинах катушки и прудовика

2) рассмотрите перламутровый слой в раковины беззубки;

Оформление результатов: зарисуйте раковинки моллюсков в тетрадь.

Сделайте вывод , сравнив раковины этих моллюсков.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: "Внешнее строение таракана"

Цель: познакомиться с особенностями внешнего строения насекомых на примере таракана, научиться выявлять функции органов

Оборудование: рисунок в учебнике

Ход работы: рассмотрите насекомое:

- определите его длину и окраску;

- найдите 3 отдела тела;

- на голове найдите глаза, усики, ротовой аппарат, найдите в учебнике описание их функций;

- установите, к какому отделу тела прикреплены ноги и крылья, определите их число;

Читайте также: