Сравнение множеств путем наложения конспект

Обновлено: 02.07.2024

1. Теоретические вопросы: Цель обучения. Игровые приёмы обучения сравнению групп предметов с помощью приёмов наложения и приложения. Использование карточек в работе с детьми по данному вопросу. Закрепление знаний в играх, повседневной деятельности.

3. Основные понятия: сравнение групп предметов, прием наложения и приложения.

4. Основные исследователи: Ерофеева Т.И., Метлина Л.С., Столяр А.А., Щербакова Е.И.

Теоретические вопросы.

Цель обучения.

Одной из главных задач в обучении детей второй младшей группы является освоение ими практических приёмов взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого, поэлементного сравнения множеств конкретных предметов путём наложения одного на другое, а также поэлементного приложения одного множества к другому.

Когда дети научатся сравнивать группы предметов путем наложения, можно учить детей соотносить элементы одного множества с элементами другого путем приложения.

Когда дети с помощью игр научатся устанавливать равенство между предметами, можно предложить работу с карточками.

Для приема наложения используются карточки с одной полоской, на которых рисунки предметов расположены в ряд с равными интервалами. Важно накапливать у детей опыт восприятия разных по численности множеств, поэтому на карточках должно быть изображено от 3 до 5 предметов. На изображения ставятся мелкие предметы или накладываются силуэты предметов. Количество игрушек должно быть большим, чем потребуется, а по размеру они должны быть меньше. Наглядный материал подбирается таким образом, чтобы дети видели необходимость сопоставления: угостить зайцев морковкой, посадить бабочек на цветы и т.д.

Дети должны научиться накладывать на карточку столько же предметов, сколько нарисовано. Воспитатель демонстрирует способы действия на наборном полотне, сопровождая чёткими пояснениями. Обращает внимание детей на то, что предметы надо брать правой рукой и накладывать по порядку в направлении слева направо; каждый предмет помещать точно на картинку, а в промежутки между картинками ничего класть не нужно (окошечки свободные). Затем группы предметов сравниваются по количеству. Каждое действие с карточками повторяется 2-3 раза.

Для приема приложения используются карточки с 2-мя полосками, на которых предметы изображены лишь на верхней полосе. Дети должны научиться прикладывать предметы точно под картинками, строго учитывать интервалы под ними (т.е. их пространственное расположение). При этом приёме работа с карточками происходит в 3 этапа:

На 2 этапе работа начинается с приёма приложения. Воспитатель предлагает детям сразу расставить игрушки (мячики) в нижней части карточки. Напоминает, что мячиков нужно взять столько, сколько неваляшек (т.к. мячики меньшего размера, дети могут в нижней части поставить их больше). Воспитатель предлагает проверить, одинаковое ли количество неваляшек и мячиков. Для этого предлагается каждый мячик подарить неваляшке (наложить предметы на картинки). Предупреждает, что, если кто-то ошибся, у него останутся лишние предметы. В заключение, группы предметов сравниваются по количеству.

На 3 этапе используются пустые карточки, разделенные пополам. Сначала воспитатель предлагает детям расставить необходимое количество предметов в верхней части карточки. Обращает внимание детей на то, чтобы предметы располагались по всему пространству. И после этого в нижней части разложить столько же предметов, сколько и в верхней. Затем группы предметов сравниваются по количеству.

Некоторых детей затрудняет ориентировка в пространственном расположении рисунков на карточке (не видят интервалов). Для таких детей целесообразно карточку разбить на клетки. Можно давать также карточки, на которых от каждого рисунка верхней полоски проведена стрелочка к нижней полоске. Стрелочки помогут ребёнку соотнести предметы с рисунками карточки.

В работе с детьми недопустимо использовать карточки, где:

- предметы занимают не все пространство;

- есть двойные изображения;

- предметы изображены с дополнительными деталями;

- предметы разные по своему характеру;

- предметы разного цвета и размера.

обучать сравнивать две группы предметов способом наложения одной группы предметов на другую, используя слова: больше, меньше, столько, сколько, одинаково, поровну.

закреплять умение узнавать и называть цвет (синий, красный, жёлтый), геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), величину (широкий – узкий). Активизация словаря: белка – бельчата, дупло, большая – маленькие.

упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве, на собственном теле, различии правой и левой руки. Пропедевтика ориентировки по схеме.

воспитывать усидчивость, умение слушать воспитателя, чувство бережного отношения к животным и заботы о нём.

числовая карточка с изображением 4х белочек, корзина с шишками, билеты с геометрическими фигурами (2 см., круг, квадрат, треугольник), стулья с геометрическими фигурами (круг, квадрат и треугольник), цветные ленточки на запястья – по 2 на каждого ребёнка (красная и жёлтая), 2 полоски (широкая и узкая), кубики, белая ткань (для сугроба), стрелочки красного цвета.

(Дети стоят в кругу. Появляется Петрушка.)

- Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я, весёлая игрушка, а зовут меня Петрушка. (Здравствуй Петрушка.) Приглашаю вас в гости к белочке.

- Ой, ребята, а в гости без угощения не ходят. Чем питается белочка?

(Грибами, орешками, шишками, ягодами.)

- Совершенно верно, вот и я припас для белочки корзинку с шишками.

- А где живёт белочка? (В лесу.)

- Правильно, в лесу.

- А в зимний лес мы отправимся на поезде. А в поезд нужны билеты.

- Вот билеты у меня. Билеты не простые, они волшебные.

- Подходите, разбирайте. Внимательно рассмотрите свои билеты.

- Какие геометрические фигуры изображены на них? (Круг, квадрат, треугольник.)

- Какого они цвета? (Кранного, синего, жёлтого.)

- А теперь внимательно посмотрите на места в вагоне. Найдите такую же на стульчике.

- Займите свои места в вагоне.

- Можно трогаться. (Воспитатель усаживает Петрушку на свободное место. Одевает сумку контролёра и объявляет).

- Ваш билетик? (Смотрит.)

- Саша, а почему ты занял именно это место? (Потому что на билете синий круг и на стульчике тоже синий круг.)

- Ты очень внимательный. (Тот же разговор со всеми детьми. Контролёр уходит, даётся гудок, и поезд трогается, включается музыка - негромко.)

- ребята посмотрите внимательно на места в вагоне, а теперь посмотрите на всех пассажиров.

- Скажите чего больше, мест или пассажиров? (Мест больше, чем пассажиров.)

- А кого меньше мест или пассажиров? (Пассажиров меньше, чем мест.)

- Ребята это наша остановка, выходите, подходите ко мне. (Дети выходят из вагона и подходят к Петрушке.)

- Ой, ой, ой ребята, а я забыл, где живёт белочка. Кто же нам подскажет. Посмотрите внимательно, кто может знать, где живёт белочка. (Дети глазами находят зайчика на потолке и отвечают.)

- Зайчик подскажи нам, где живёт белочка. Я всё понял. Белочка живёт на другой стороне оврага.

- Спасибо тебе зайчик, угощайся морковкой. Ребята мы поможем зайчику спустится за морковкой. (Да.)

- Приготовились, спускаемся глазами по лестнице. Одна ступенька, ещё одна, ещё одна и ещё одна, а вот и морковка. Давайте ещё раз.

- Вот и отдохнули наши глаза.

- Вы готовы идти в гости? (Да.)

- Тогда в путь, идём к оврагу.

- Ой, какой глубокий овраг, его не перепрыгнешь.

- Как же нам перебраться на другую сторону? (По мосту.)

- Правильно, по мосту. Посмотрите внимательно, у нас 2 моста. Они разные по ширине.

- Это какой мост? (Широкий.)

- Молодец, Маша, правильно, это широкий мост.

- А это какой? (Узкий.)

- Совершенно верно, этот мост узкий.

- Слушайте мою команду. Девочки идут по широкому мосту, а мальчики – по узкому. (Дети перешли через мост.)

- Даша, ты по какому мосту шла? (По широкому.)

- Владик, а ты по какому мосту шёл? (По узкому.)

- Через овраг мы перешли, но что это впереди. (Ответы детей.)

- Это сугроб, через него нужно перепрыгнуть. (Перепрыгнули.)

- Что за домик в дереве? (Дупло.)

- Верно, это дупло.

- Кто же в нём живёт? (Белочка. Стучатся. Петрушка уходит, появляется белочка.)

- Здравствуйте ребята. (Здравствуй белочка.)

- А я вас уже давно жду. Проходите, рассаживайтесь. (Дети занимают места за столом.)

- Лиза скажи, что мы принесли белочке? (Шишки.)

- Спасибо ребята, вы очень добрые.

- Ребята посмотрите, кто это рядом с мамой – белочкой. (Бельчата.)

- Правильно, это детёныши белки – бельчата. Мама – белка большая, а бельчата? (Маленькие.)

- Давайте угостим бельчат шишками.

- Шишки колючие, берите их осторожно.

- Саша, а как ты думаешь, чего больше бельчат или шишек? (Шишек и бельчат поровну.)

- Значит шишек столько, сколько бельчат.

- Спасибо вам за угощение, я для вас приготовила подарок. (Подаёт поднос, накрытый салфеткой.)

- Спасибо тебе белочка. До свиданья. (Дети встают и подходят к воспитателю. Белочка уходит. Появляется Петрушка.)

- Ребята, а вот и я. Что это у вас такое? (Это подарок от белочки. Убирают салфетку.)

- Что здесь? (Цветные ленточки.)

- Какого они цвета? (Красного и жёлтого.)

- Поиграем с ними? (Да.)

- Подходите, красную ленточку наденем на правую руку, а жёлтую ленточку наденем на левую руку.

- Петрушка, мы готовы с тобой поиграть.

- Поднимите вверх правую руку с красной ленточкой, помашите ею. Ура. Опустите.

- Вытяните вперёд левую руку с жёлтой ленточкой, помашите ею. Ура. Опустите.

- Уберите за спину правую руку. Молодцы. А теперь похлопайте в ладоши. Какие мы хорошие и внимательные.

- Ребята, здесь ещё и письмо от белочки. Вы читать умеете? (Нет.)

- А ты, Петрушка, умеешь читать? (Нет.)

- Ребята, я умею читать, слушайте:

Пойдёте по красным стрелочкам

И найдёте волшебную ель.

А под елью волшебный сундучок,

А в сундучке лежит сюрприз.

(Прилагаются 2 картинки: на одной ель, на другой – сундучок. Картинки отдаются ребёнку.)

- Владик, веди нас по стрелочкам к ели. (Дошли.)

- Мы ель нашли? (Нашли.)

- Что теперь должны найти? (Сундучок.)

- Ищите сундучок. Какие мы молодцы, отыскали сундучок, открываем его… (Раздача конфет.)

Вера Корникова

Вера Корникова

Вера Корникова запись закреплена

Материал: картинки с изображением :6 зайчиков, 6 морковок,
игрушка мишка,коробка с игрушками маленького размера на каждого ребенка, полоски из картона короткие-длинные, Набор геометрических фигур.

Ход занятия:
1.Сюрпризный момент
Дети на коврике
Стук в дверь. Ребята посмотрите кто пришел к нам сегодня в гости?
- Мишка
- Мишка почему ты такой грустный? - Я пришел не один, а с друзьями, но потерял их по дороге. Ребята давайте поможем найти друзей у мишки? Может они спрятались?
2. Задание: Посмотрите: направо, налево, вверх, вниз, на стол, под стол.
Вот же они. Воспитатель достает коробку с игрушками под столом. Раздается на каждого ребенка по игрушке маленького размера.

3. Основная часть:
Выходим из поезда и занимаем свои места. Приехали на полянку.
На полянке у вас лежат 2 дорожки — одна длинная, другая короткая.
В: Покажите где короткая, а где длинная?
Мы с нашими друзьями пойдем по короткой, чтоб быстрее добраться до моего друга зайчика. Дети выбирают короткую дорожку и ставят игрушку на нее.

На столе материал на каждого ребенка : зайцы и морковки .
- Вот мы и пришли в гости к зайчику. Давайте наших друзей зайчиков угостим. Что любят зайчики? Дети накладывают морковки по количеству зайцев.
- Сколько зайцев?
- Сколько морковок?
- Всем хватило?
- Как можно назвать одним словом?
- Поровну
Вдруг еще пришел с прогулки один зайчик.
-Сколько зайчиков стало?
-Чего больше зайчиков или морковок?
-Сколько надо добавить морковок, чтоб всем хватило?
Дети выкладывают количество морковок по количеству зайцев.
Зайчики благодарят и приглашают поиграть.

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? …Треугольник.

5. Д/игра: У вас на столе лежат геометрические фигуры.
Покажите мне круг. треугольник….

Пора нам возвращаться домой, а поплывем мы с вами на чем?
Загадка:
По морям и океанам,
По делам плывут они,
Побывали в многих странах,
Это чудо …корабли

6. Конструирование:
Дети по образцу выкладывают корабли и сажают мелкие игрушки в него.
Вот мы и приплыли с вами в детский сад. Мишке пора возвращаться с друзьями домой. Убирают игрушки в коробку

Рефлексия:
- Понравилось ли вам сегодня путешествие?
- К кому в гости мы ходили?
Если вам понравилось путешествие улыбнитесь друг другу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы и оборудование: 3 полоски из бумаги разной длины; Изображение печки Геометрические фигуры Обручи (красный, жёлтый, зелёный), квадраты таких же цветов, по количеству детей. Активизация словаря

Конспект занятия НОД по ФЭМП

Группа 2 младшая

Цель: Совершенствовать умение сравнивать множества предметов способами приложения

1.Совершенствовать умение сравнивать неравные группы предметов путём приложения (больше, меньше, поровну)

2. Закрепление цветов (красный, жёлтый, зелёный) 4.Закрепление геометрических фигур (квадрат)

1. Развивать внимание;

2. Развивать мелкую и общую моторику.

Воспитывать интерес к занятию, развивать доброжелательные отношения

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие

Материалы и оборудование: 3 полоски из бумаги разной длины; Изображение печки Геометрические фигуры Обручи (красный, жёлтый, зелёный), квадраты таких же цветов, по количеству детей. Активизация словаря

Организация непосредственно образовательной деятельности

Этап и его задача организация детей Оборудование

Речь и деятельность воспитателя

Речь и деятельность детей

Планируемый результат

2.Основная часть. дидактические игры по сюжету:

Изображение яблони, картинки(яблоки, ёжики)

Игра с раздаточным материалом

Фигурки рыбок, картинки с изображением дождевых червячков

Жили-были муж с женой, и были у них дочка и маленький сынок. Уехали родители по делам, а девочка Маша заигралась с подружками и забыла за братцем присмотреть. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Бросилась девочка их догонять. Долго бегала она по лесу и вдруг увидела избушку на курьих ножках. В избе спит Баба-яга, а братец на лавочке играет с золотыми яблочками. Подбежала девочка, схватила мальчика да бегом домой, а гуси-лебеди за ней в погоню.

Видят дети - яблоня стоит.(изображение яблони)

- Яблоня-матушка, спрячь нас! - попросила девочка.

- Выполните моё задание, тогда и спрячу, - сказала яблоня.

- Висели мои яблоки на ветках, но подул сильный ветер и несколько яблок упало.

- Вот пришли мои друзья ёжики, хватит ли им всем этих яблок? Как быть? Давайте поможем узнать.

Изображение 4 яблок и 5 ёжиков)

-Что скажете о количестве яблок?

-Что скажете о количестве ёжиков?

- Как сделать поровну?

Гуси – лебеди пролетели мимо. Бегут дети дальше, а гуси-лебеди опять нагоняют их. Видят дети, бежит молочная река - кисельные берега. (Речка на ковре).

- Речка-матушка, спрячь нас, - попросила Маша.

Перед каждым ребёнком на столе лежат фигурки рыбок.

- а что рыбки любят кушать?

- Поможем девочке ребята, выполним задание речки, накормим рыбок, всем ли рыбкам достанется по червячку?

Всем ли рыбкам достался корм?

- что скажите о количестве рыбок?

- что скажете о количестве червячков?

- как сделать поровну?

- Молодцы, моё задание выполнили, - сказала речка и спрятала детей под бережок. Гуси-лебеди покружили, покричали да и улетели ни с чем.

В конце путешествия речка предложила ребятам поиграть в игру.

- Мы приехали в город, где много домов. Каждому из нас предстоит занять какой-то домик. А они все разные. Чтобы вы знали, в какой заселиться, я вам дам документ такого же цвета. (раздать квадраты разных цветов)

- Какого цвета будет домик у Миши?

- Когда светит солнышко, дети выходят и гуляют. А когда дождь, скорее бегут к своему домику.

Читайте также: