Горе от ума конспект урока в 9 классе

Обновлено: 04.07.2024

Итоговые вопросы:

В чём своеобразие конфликта комедии?

Что в сюжетных коллизиях комедии близко читателю XXI века?

Домашнее задание

Письменно ответить на итоговые вопросы урока (по выбору учащихся).

Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве.

Индивидуальные задания.

БИОГРАФИЯ
А. С. ГРИБОЕДОВА
(1795-1829)

В биографии А. С. Грибоедова до сих пор много неясного. Точно неизвестно, когда родился Грибоедов — в 1790 или в 1795 году. Сейчас годом рождения принят 1795-й, другие документы называют иную, более раннюю дату. Для понимания жизни и творчества Грибоедова эти расхождения существенны: мы не можем с точностью сказать, кто Грибоедов — вундеркинд, в 13 лет окончивший Московский университет со степенью кандидата, или нормально развивавшийся человек, который в довольно зрелом по тем временам возрасте завершил свое единственное произведение. Столь же много туманного и в освещении других мест в биографии драматурга.

Происхождение и ранняя одаренность Грибоедова
А. С. Грибоедов родился в старинной дворянской семье отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова, который женился на своей однофамилице Настасье Федоровне Грибоедовой. Первоначальное образование будущий драматург получил дома под руководством преподавателей Московского университета. В 1803 году поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году стал студентом словесного отделения Московского университета, которое окончил со степенью кандидата в 1808 году. К этому времени Грибоедов овладел основными европейскими языками, знал древние языки. Позднее он изучал восточные языки. Помимо способностей к языкам, Грибоедов обладал многочисленными талантами: успешно занимался философией, археологией, политикой (слушал лекции на этико-политическом отделении университета), сочинял музыку (известны два его вальса) и импровизировал на фортепиано.

Во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал. После войны служил адъютантом при генерале А. С. Кологривове, племянники которого — Д. Н. и С. Н. Бегичевы стали его друзьями.

В кругу петербургской молодежи он упивается духом вольнолюбия, появляется на веселых пирушках. Однажды он оказался замешанным в дуэльную историю. На поединке Грибоедов был легко ранен.

Вскоре он принял место секретаря русской дипломатической миссии в Персии и в августе 1818 г. выехал на Восток.

При жизни драматурга комедия так и не была полностью издана, но автор продолжал над ней работать.

Последний год жизни А. С. Грибоедова

В 1828 году к Грибоедову пришла большая любовь. Он женился на Н. А. Чавчавадзе, дочери известного поэта и общественного деятеля Грузии. Вместе с женой драматург отправился в Тавриз, где находились иностранные миссии.

Дипломатическая служба Грибоедова состояла в наблюдении за исполнением Туркманчайского договора, по которому Персии полагалось выплатить России контрибуцию и освободить русских пленных для отправки домой. Деятельность его осложнялась крайней бедностью разоренной войной страны, ростом антирусских и антиправославных настроений, фанатизмом суеверной толпы и интригами англичан, препятствовавших установлению дружеских отношений между Россией и Персией.

Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.

Целостное восприятие сюжета требовало соблюдения драматургических правил, дисциплины мысли, законов композиции, организации комедийного материала. Такие правила выработало искусство классицизма (единство места, времени и действия). Однако Грибоедов придавал им не формальный, а содержательный смысл. Так, единство действия, хотя и ослабленное, обусловлено непримиримым столкновением Чацкого с обществом и с его главными лицами (Фамусовым, Софьей, Молчалиным). Единство места нужно драматургу потому, что конфликт происходит в доме Фамусова, символизирующем всю аристократически-патриархальную Москву. Единство времени также получает свое оправдание: три года странствовал Чацкий, но мало изменился, оставшись прежним, благородным, увлеченным, задорным, несколько восторженным молодым человеком, нисколько не повзрослевшим, волнуемым теми же надеждами и иллюзиями. Один день в доме Фамусова открыл ему такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Он сразу повзрослел, возмужал, стал более трезвым и менее восторженным.

Наряду с содержательным переосмыслением классицистической драматургии Грибоедов смело и решительно нарушил одно из условий комедии классицизма. Он написал пьесу вольными ямбами, разностопными стихами (ямб у него то трехстопный, то четырехстопный, а то и пяти-шестистопный), какими обычно писались басни. (вернуться к уроку)

Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.

Тема безумия от любви, сначала игривая, легкая в словах Лизы, постепенно наполняется широким и глубоким содержанием и получает даже зловещий оттенок.

Чем возвышеннее и трагичнее обрисовывается Чацкий, тем более глупыми, нелепыми и пошлыми изображаются обстоятельства, в которые он попадает.

Грибоедов очень тонко и точно подметил, откуда фамусовское общество черпает пополнение. Кроме главного антагониста Фамусова, пародийного антагониста Репетилова, у Чацкого есть еще один — Молчалин.

Человеческие качества Молчалина прямо согласуются с его жизненными правилами, которые он четко формулирует: умеренность и аккуратность, зависимость от других, бессловесность и отказ от собственных мнений. В общении Молчалина с фамусовским кругом его речь становится вкрадчивой, сдержанной. Молчалин знает дистанцию и соблюдает предписанный слуге и служащему этикет. Однако его молчаливость пропадает, когда он оказывается наедине с Лизой. Тут он красноречив, многословен, развязен, груб, фамильярен и беззастенчиво циничен.

Софьи (по-гречески — мудрость) вовсе не глупа, и ей совсем не чужда новизна. Но новизна новизне рознь. Грибоедов, как и его герой Чацкий,— сторонник далеко не всякой новизны, а только такой, которая облагораживает нравы и сулит пользу обществу. Драматурга занимает вопрос, почему неглупая девушка, которая могла бы составить счастье Чацкому, став его настоящей подругой, изменяет своим ранним духовным и душевным потребностям (когда-то она разделяла взгляды Чацкого) и по собственной воле попадает в глупое, смешное положение. Грибоедов словно иронизирует над именем Софьи: какая тут мудрость, если в конце комедии героиня узнает, что она жестоко обманута и обманулась? Более даже обманулась, чем была обманута, потому что не Молчалин играет активную роль в романе Софьи, а она сама.

В лице Софьи Грибоедов раскритиковал сентиментализм, в лице Чацкого — просветительские и романтические мечтания, слишком безмятежное приятие жизни. Как писатель, он изначально не принял романтизма. Но само течение жизни заставило Грибоедова пересмотреть свои взгляды. Не жаловавший романтиков, драматург финалом своей комедии вынужден признать, что романтический жест Чацкого, его бегство — следствие жизненных обстоятельств, которые, углубляя разочарование к обществе, перерастающее в непримиримый конфликт, выталкивают героя из среды. Стало быть, сама жизнь порождает романтизм и романтических скитальцев, подобных Чацкому. Герой становится романтическим изгнанником вследствие того, что его убеждения, чувства, весь образ существования не могут быть примирены со светским кругом, где его ожидает духовная гибель и где он не сможет сохранить свое лицо. Жизнь делает Чацкого вынужденным романтиком, превращая его в изгоя. Не случайно, что некоторые последующие произведения намечены Грибоедовым в духе романтизма. (вернуться к уроку)

3. Опишите гостей Фамусова. В чем своеобразие каждого из них, что их сближает?

9. Какой конфликт — личный или общественный — выступает основным и где они пересекаются?

11. Прочитайте наизусть выбранный Вами монолог и сделайте его краткий анализ.

13. Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек? Каково Ваше мнение? Попробуйте ответить на этот вопрос, рассматривая Чацкого как живое человеческое лицо и как героя комедии, в качестве художественного образа.

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

У девушек сон утренний так тонок.

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок.

Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Ах! Если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко.

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
Влажен, кто верует, тепло ему на свете.

Объясните крылатые выражения в комедии. Введите их в предложения собственной конструкции. Продолжите список крылатых выражений из текста комедии.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ГРИБОЕДОВ
Д. Б. Кедрин (1907-1945)

Помыкает Паскевич,
Клевещет опальный Ермолов…[2]
Что ж осталось ему?
Честолюбие, холод и злость.
От чиновных старух,
От язвительных светских уколов
Он в кибитке катит,
Опершись подбородком на трость.

На груди его орден.
Но, почестями опечален,
В спину ткнув ямщика,
Подбородок он прячет в фуляр.[3]
Полно в прятки играть.
Чацкий он или только Молчалин —
Сей воитель в очках,
Прожектер,
Литератор,
Фигляр?

Прокляв английский клоб,[4]
Нарядился в халат Чаадаев,[5]
В сумасшедший колпак
И в моленной сидит, в бороде.
Дождик выровнял холмики
На островке Голодае,
Спят в земле декабристы,
И их отпевает… Фаддей![5]

От мечты о равенстве,
От фраз о свободе натуры,
Узник Главного штаба,
Российским послом состоя,
Он катит к азиятам.
Взимать с Тегерана куруры,[6]
Туркменчайским трактатом[7]
Вколачивать ум в персиян.

И покуда всклокоченный,
В сальной на вороте ризе,
Поп армянский кадит
Над разбитой его головой,
Большеглазая девочка
Ждет его в дальнем Тебризе,
Тяжко носит дитя
И не знает,
Что стала вдовой.
1936
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

3. Фуля́р — 1) легкая шелковая ткань для платков, косынок и др. вещей.
2) шелковый носовой платок. (вернуться)

4. Английский клоб — англи́йский клуб – общество столичных аристократов в России, постоянно собирающееся для бесед и развлечений в предназначенном для этого помещении. Славился обедами и карточной игрой, во многом определял общественное мнение. Количество членов было ограничено, новых членов принимали по рекомендациям после тайного голосования.
[Чацкий:] Потом подумайте, член Английского клуба,
Я там дни целые пожертвую молве
Про ум Молчалина, про душу Скалозуба. (Действие III, явл. 2)
(вернуться)

6. Курур — в XIX веке персидская крупная денежная единица = 2 миллиона рублей серебром. (вернуться)

6. Туркменчайским трактатом. — Туркманчайский договор (Туркманчайский трактат) — мирный договор между Российской империей и Персией (Ираном), завершивший русско-персидскую войну 1826—1828 годов. Подписан 10 (22) февраля 1828 года в деревне Туркманчай (близ Тебриза). В разработке условий договора участвовал Александр Грибоедов.
Вскоре после заключения Туркманчайского договора, в связи с начавшейся русско-турецкой войной, подстрекаемое Великобританией иранское правительство попыталось уклониться от выполнения условий договора. Нарушения договора иранским правительством вызвали ряд протестов со стороны А. Грибоедова, который занимал в это время пост русского министра-резидента в Тегеране. 11 февраля 1829 года антироссийски настроенной придворной группой (тесно связанной с британскими агентами и близкой к шаху) был организован и осуществлён погром русской миссии, в результате чего погиб Грибоедов. (вернуться)



Свидание И. Ф. Паскевича с Аббас-Мирзой. 21 июля 1827 г. Грибоедов – пятый.
К. Беггров с оригинала В. Мошкова. Оригинал 1828 г.
Всесоюзный музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)
Источник: Грибоедов А. С. Сочинения в стихах. – Л.: Сов. писатель, 1987.
– Вклейка между стр. 224 и 225.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: раскрыть процесс духовного становления личности А.С.Грибоедова; его нравственные и

общественные идеалы. Показать разностороннюю одарённость писателя, рассказать о дружбе с декабристами, развивать умение составлять план лекции.

1.Рассказ учителя. Становление личности писателя.

Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…

Н.Чавчавадзе.

1795(94)? Быт и нравы старинной дворянской семьи.Домашшнее воспитание и

Благородный пансион при Московском университете (удивительные способности к иностранным языкам, серьёзные занятия музыкой, любовь к лит-ре.

Московский университет (11 лет). За 6 лет закончил три факультета: словесный, юридический и естественно-математический. Студенческая среда, увлечение произведениями Радищева, Фонвизина.

А.С.Грибоедов.

Коллегия иностранных дел (Пушкин, Кюхельбекер), секретарь дипломатической службы в Персии (Иран). Замысел комедии.

Тифлис (Грузия) – при генерале Ермолове.

Арест по делу декабристов- 4 месяца в Петербурге под арестом.

Политическая ссылка в Персию.

с Персией. Награда –министром в Персию.

30 января 1829 Гибель в Персии. Толпа фанатиков- персов совершает нападение на русское посольство и учиняет разгром. Среди убитых и растерзанных толпою – А.С.Грибоедов.

Цель: комментированное чтение 1д., определение экспозиции и завязки драматического конфликта.Развитие у учащихся приёмов устного словесного рисования, мизансценирования.

1.Печальной или смешной показалась вам история, рассказанная в комедии Грибоедовым? Кто из героев вызывает у вас симпатию, а кто антипатию и почему? Какие вопросы возникли у вас после чтения пьесы? Как вы понимаете смысл её названия?

2. Комментированное чтение 1 д.

- Чем живёт дом Фамусова до приезда Чацкого?

- Что вы успели узнать о героях пьесы?

-Как встретили Ч. в доме Ф.?

- Почему Ч. не понял, что он здесь чужой?

(Комедия начинается с обмана. Всё в доме Ф. построено на лжи.)

3. Просмотр эпизода явл.7.

- Как входит Ч. ( мимика, жесты, манеры, стиль речи).

- Как его встречает Софья?

- Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью и враждебностью?

- Что Ч. больше всего поразило в С. И почему он не сразу понял, что она любит не его, а Молчалина?

- Что изменилось для Ч. в доме Ф. и как изменился он сам?

- Что заставило Ч уехать из Москвы? (скука, которую не могла побороть даже влюблённость в Софью)

1.Беседа по вопросам.

- Что нового мы узнаём о Ч.и Ф. из 2.д.?

-В чём причина возникновения конфликта между Ч.и Ф.?

- В какой момент произносится этот монолог?

- О чём философствует Ф.?

- Как события, которые он просит записать, свидетельствуют о содержании жизни людей его круга?(основа жизни- рождение, еда, смерть)

- Каков темп речи Ф.?(неспешный, этот образ жизни устоявшийся)

- Кто свидетель этого монолога и какой герой появляется после его окончания?

3. Развитие драматического конфликта.

- Какие идеалы отстаивает каждый из них?

- Какова сюжетная роль Скалозуба?

5.Приход Скалозуба (комизм ситуации и комизм характера).

Цель: раскрыть сущность нравственного столкновения Ч. с лицемером и угодником Молчалиным. Выяснить причины появления молчалиных, их преуспевания и блаженствования. Развитие представлений о драматическом герое и способах его типизации.

Наблюдение над развитием личной драмы Чацкого.

- Почему обморок Софьи, вызванный известием о падении с лошади Молчалина, не убедил Ч. в том, что не он, а М. –избранник её сердца?

- Почему он так настойчиво ищет встречи с Софьей?

- По каким жизненным принципам живёт М.?

- Почему фамусовской Москве нужен Молчалин?

Д.З. Бал в доме Фамусова.

1. Описание появления гостей в доме Фамусова (устное словесное рисование).

2. Бал в доме Ф., его сюжетно-композиционная роль в комедии.

- Какие стороны морали фамусовского общества раскрываются в образах Загорецкого, Хлёстовой, Горичей, князей Тугоуховских, молодых дам и девиц?

- Чем отличаются сцены описания бала от предыдущих сцен?

- Почему так одинок Ч. на балу?

- Почему конфликт его с отдельными лицами перерастает в конфликт с обществом?

- За что ненавидит Ч. московское барство?

-Почему разговор о нём переходит в рассуждения о просвещении?

- Чем отличается от гостей Софья?

3.Точность реплик и диалогов в пьесе?

4.Чтение монолога Чацкого.

Д.З. Наизусть монолог Фамусова

1. Чтение наизусть монолога Фамусова.

2. Комментированное чтение 4д.

-ЧТО УЗНАЛ, ЧТО ПОНЯЛ И В ЧЁМ РАЗОЧАРОВАЛСЯ ЧАЦКИЙ ЗА ДЕНЬ, ПРОВЕДЁННЫЙ В МОСКВЕ?

- Что нового мы узнали о Молчалине в финале комедии?

- Есть ли в комедии решение судьбы Чацкого?

4. Роль Репетилова в комедии?

-Как воспринимают его разные персонажи пьесы?

-Можно ли считать Р. Антиподом Ч.?

АНТИПОД – чел-к, противоположный кому- нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.

ЛИБЕРАЛ – чел-к, который занимается вредным попустительством( излишняя терпимость, снисходительность).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выполнила : Попова А.А.,

учитель русского языка

и литературы

Истинная любовь к своей

стране немыслима без любви

к своему языку.

К.Паустовский

Цель. Выявить основные особенности языка комедии А.С.Грибоедова, приёмы новаторства Грибоедова в области литературного языка.

Задача. Продолжать развитие навыков лингвистического анализа текста.

Решение проблемного задания.

Подготовка к уроку:

Учащиеся: Готовят домашнее задание: составить список выражений комедии , превратившихся в пословицы по темам ( служба, образование, общественное мнение, воспитание, брак).

Готовит раздаточный материал для работы по группам.

Продумывает оформление доски:

а. А.С.Грибоедов широко использовал в своей комедии живую разговорную речь, подвергнув её глубокой художественной обработке.

б. Мастерски осуществил метод речевой характеристики персонажей.

Обращение к эпиграфу.

Слово учителя об отношении к высказыванию К.Паустовского о личности Грибоедова и его творчеству.

Рассматриваем записанный на доске пункт 1.

Бережное отношение к родному языку, к его истокам было характерно для всего творчества А.С.Грибоедова. Пламенное патриотическое чувство, любовь к народу и активное творческое отношение к жизни лежали в основе мировоззрения Грибоедова.

… Здесь нынче тон таков?

На съездах, на балах, по праздникам приходским

Господствует ещё смешенье языков:

Французского с нижегородским?

В последнем монологе 3-го действия Чацкий с возмущением говорит о слепом, неумном, рабском подражании западному образу жизни. Он говорит о том, что дворянское общество не знает родной культуры, презирает её. И любой жалкий французик из провинциального городка, приехав в Москву, с удивлением и радостью принимает восторженные речи людей Франции, слышит вокруг себя французскую речь, чувствует себя царьком. Чацкого, а значит, и самого Грибоедова это глупое подражание возмущает до глубины души. Ему больно и обидно за русскую культуру, за русский язык, который коверкают или попросту не знают.

Чтение монолога наизусть:

Слово учителя.

Что же сделал Грибоедов, чтобы русский народ не считал лучших представителей России за немцев? Наряду с Пушкиным, Крыловым Грибоедов сыграл решающую роль в создании языка русской художественной литературы элементами разговорной речи, взятыми из сокровищницы общенародного русского языка. Он отбирал необходимые яркие и меткие изречения, способные с наибольшей прямотой выразить не идеи и понятия, которые он хотел донести до сознания читателей. Подвергая их глубокой художественной обработке и вкладывая в уста персонажей комедии. (Обращение к пункту 1, записанному на доске). Это явилось основной особенностью языка комедии.

Мнение современников Грибоедова

В.Ф. Одоевский: « До Грибоедова слог наших комедий был слепком слога французского; натянутые, выложенные фразы заставляли почитать даже оригинальные комедии переводными, непринужденность была согнана с комической сцены, у одного Грибоедова мы находим непринужденный , лёгкий, совершенно такой язык. Каким говорят у нас в обществах, у него одного мы находим колорит русский.

Рассматриваем записанный на доске пункт 2.

Слово учителя.

Неоспоримое доказательство языка комедии – мастерски осуществлённыё Грибоедовым метод речевой характеристики персонажей.

Индивидуализм речи в художественном произведении выражается в том, что каждое действующее лицо говорит языком, соответствующим его характеру, социальному происхождению и культурному уровню.

Грибоедов блестяще осуществил этот принцип. Каждый герой его комедии говорит своим языком.

Чувствуется барин, который не только не стесняется простонародных слов, а как бы подчёркивает их, словно желая показать, что он настоящий русский барин, вековыми корнями поместной жизни связан с народом. Именно влиянием народных оборотов и народной лексики объясняется выразительность речи Фамусова.

Организация частично - поисковой деятельности учащихся с привлечением активных форм познавательной деятельности (групповая форма).

Задание (формулировка, общая для всех групп )

По данным на карточках репликам определить персонаж комедии, кому эти реплики принадлежат, выявить характерные особенности речи этого персонажа.

Карточка для первой группы

Час битый ехала с Покровки, силы нет…

Вели их накормить, дружочек мой, ужо.

Ведь создал же Господь такое племя!

Ух! Я точнёхонько избавилась от петли…

Прощайте, батюшка, пора б перебесится…

Ответ: Это реплики Хлёстовой.

Признаки речевой манеры:

Специфическое просторечие с примесью слов, выражений, взятых из простонародного языка.

Бесцеремонность, грубость, властность.

Карточка для второй группы

Нет-с, свой талант у всех…

По мере я трудов и сил,

С тех пор, как числюсь по архивам,

Три награжденья получил…

Мне так довелось с приятностью почесть…

Ответ: Реплики принадлежат Молчалину.

Признаки речевой манеры:

Почтительное, угодливое-с, отражающее подхалимство.

Отпечаток канцелярски-делового языка, что говорит об ограниченности

Карточка для третьей группы

Искусно так коснулись вы

К любимцам. к гвардии. к гвардейцам, к гвардионцам…

Взглянуть. как треснулся он – грудью или в бок.

Мы с нею вместе не служили…

Ответ: Это реплики Скалозуба.

Признаки речевой манеры:

Насыщенность речи военной терминологией

Карточка для четвёртой группы

Я видела из глаз…

Я полагала вас далёко от Москвы…

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный.

Какой эшарп cousin мне подарил.

Ответ: Реплики Натальи Дмитриевы и 3-й княжны.

Признаки речевой манеры:

Искусственность, книжность, построение фраз по законам французского языка.

Употребление французских слов без знания французского эквивалента.

Слово учителя.

Из нашей с вами работы вы смогли убедиться, что язык каждого действующего лица. оставаясь в рамках общенародной живой разговорной речи, вместе с тем настолько колоритен, что сквозь него отчетливо проступают черты индивидуального человеческого характера. Грибоедов окрашивал речевую манеру действующего лица своеобразными индивидуальными характерными словечками, оборотами. Благодаря этому Грибоедов создал типические и вместе с тем индивидуально-выразительные образы.

Чацкий – человек эмоциональный. Многообразие эмоций и определило частое употребление им разнообразных приёмов выразительности речи:

Рассматриваем записанный на доске пункт 3.

Обращение еще раз к записанным на доске особенностям языка комедии А.С.Грибоедова.

Заключительное слово учителя.

Вопросы языка вообще имели для него исключительно важное значение, и в решении их он далеко опередил большинство писателей – своих современников. Можно сказать, что наряду с Крыловым, Пушкиным Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен конспект урока литературы в 9 классе. Основная цель урока - познакомить с замыслом пьесы и историей её создания.

Разработка урока по литературе в 9 классе

1.Обучающие: формировать и углублять понятия о драматическом произведении; познакомить с историей создания пьесы и ее замыслом.

2.Развивающие: учить учащихся на основе прочитанного драматического произведения понимать систему персонажей, внутреннюю логику их мыслей и поступков, продолжить формировать умение характеристики героев.

3.Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской классике, формировать нравственные качества личности: уважение к семье, честность, стремление к просвещению.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, рассказ учителя, учащегося, комментированное чтение, анализ текста.

Педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ - технологии, технология диалогового взаимодействия.

Словарная работа: лексика, оценивающая стих комедии; семантика фамилий.

II.Беседа.

Комедия – одно из драматических произведений. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования (но… список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

2.Схема композиции драматического произведения проецируется на экран, учащиеся записывают в тетрадь

В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

III.Объяснение нового материала.

2.Запись в тетрадь.

3. Беседа по вопросам.

__ Сколько действий в комедии? А сколько должно быть по законам классицизма?

— Какие элементы сюжета вы знаете?

— Какие из них являются главными, какие второстепенными?

— Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завяз­ка, развитие действия, кульминация, развязка)?

— Возможна ли их перестановка?

— Какой художественный эффект при этом достигается? Этой информацией учитель дополняет ответы учащихся и готовит к пос­ледующему восприятию комедии как новаторского произведения.

4. Анализ списка действующих лиц.

Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:

Фамусов (от лат.Fата молва), Репетилов (от франц. гере1ег повторять), Молчалин – молчит, не скажет лишнего, Тугоуховский – глух, Скалозуб -…Хрюмина-… Хлестова-…

Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?

На экране - портрет П.Я.Чаадаева.

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 г., в заграничном анти­наполеоновском походе. В 1814 г. он вступил в масонскую ложу, а в 1821

(Несколько слов о произведении).

Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу свое­го прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему воп­росу: что есть безумие Чацкого?

6. Чтение I действия комедии.

- Чем являются 1—5 явления в плане развития сюжета? (Экспозиция)

- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?

- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появив­шихся на сцене?

- Какие герои и ситуации комичны?

- Трудно ли читать и слушать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?

- Как и каким появляется Чацкий?

- Как встречает его Софья?

- Что раздражает Софью в Чацком?

- Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?

- Против чего направлена ирония героя?

После знакомства с явлениями 8—10 выясняем, проявился ли конф­ликт, между кем, какой характер он носит.

IV. Закрепление. Запись в тетрадь.

V .Домашнее задание:

Прочитать II действие.

Читайте также: