Из истории имен конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

изучение текстов и иллюстраций, изложение наблюдений в свободной форме.

1.2. Обозначение темы урока и создан ие условий для осознанного восприяти я нового

«Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных;

В первый же миг по рождению каждый у богий и знатный,

- Так ещё три тысячи лет назад сказал легендарный поэт Древней Греции Гомер.

Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким - либо именем.

- Как вы думаете, ребята, о чё м мы будем говорить на уроке? (предположения детей)

- Догадайтесь, как будет называться тема нашего урока. (Из истории имён).

Акт уальность темы у рок а зак лючается в следу ющем:

челове че ск ое имя с древнейших времен обладает м агич еск ой силой, является объек то м

различных теорий и иссле дований. Имя оку т ано завесой тайн ы. Это таинственный мир,

разнообразный и красо чный, н епо стижимым образо м влияет на наши су дьбы…

1.3 Введение в тему урока. Актуализация и рас ш и рение знаний. Первичное

В с овременном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой

Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от др у гих.

Имена, как и всё на свете, имеют свою истори ю. Она тесно связана с и сторией народа и

его языка. Имена возникают, и зменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать

значение и понять происхождение имени, не обх одимо верну ться к далёкому прошлом у, к

истокам развития ру с ского языка. Древние русские имена были своеобра зными

характеристиками людей. Имя давалось человеку как п римета, по которой его можно было

В одних сл у чаях человек характеризовался п о внешним признакам или характеру, в

других - по положению в семье, по отношению к н ему родителей, иногда у к азывало на время

и место рождения, или вообще по сходству с каким - либо животным.

2. Организация и к ураторство самостоятельной деятельности учащихся в ходе

дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

2.1. Сейчас, вы попробуете раздели ть старинные имена на группы и оп ределить, как

( Дети сначала работают в парах, после группируют на доске имена )

Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава. ( В нешность человека)

Действительно, древние имена совсем н е п охожи н а современные и больше

2.2 - А как вы д умае те, что же произошло и почему современные р у сские и мена совершенно

Чтобы разобраться в этом, нам надо вернуться в Древнюю Р усь, в 10 век, когда правил князь

- Кто может сказать, какое знаменательное событие произошло на Р ус и в то время?

До этого события Русь была языческая, т.е. люди верили во многих богов: бога ветра,

бога солнца, бога земли и т.д. Словом, люди видели божественное начало во всех явлениях

природы и поклонялись им. Теперь же на смену многим прежним бога м приш ла вера в

- А кто из вас знает, в чём заключается обряд крещения, обращения в христи анску ю

Обряд креще ния состоял в том, что, жителей ру сских селений толпами загоняли в

реку, там они три жды омывали тело, чтобы смыть "скверну" языческой веры и старое

"языческое" имя. Стояв шие на берегу, христианские священники осеняли каждого крестом и

давали новое и мя. Так, Жданы и Храбры, Несмеяны и Лебеди становились Василиями и

Кириллами, Аннами и Евдокиями. Новые имен а, происходили из других языков европейски х

После крещения на Руси исконно славянские имена отходят на второй план, а на

В дореволюционное время выбор имени ребенка зависел не столько от жела ния родителей,

сколько от крестившего младенца священника, который предлагал одно или несколько имен

святых, память которых отмечается в этот день.. А день именин н азыва лся еще и днем

ангела. В прошлом православные не праздновали дни рождения. Отмеч ались лишь дни

именин. Выбор имени по святцам соблюдался в русской народной традиции неукос нительно

до установления советской власти. Нельзя было бездумно дава ть имя ребенку и лишать его

тем самым своего ангела - хранителя, небесного покровителя.

Посмотрите примеры возникших имен в 20 веке. Дава йте посмотрим, как они могли

образоваться? Мы можем сделать вывод, что большинство имен связано с именем В .И.

Ленина. Так сильно любил, уважал и верил в то время народ советскому вождю.

новый этап , нача вшийся пос ле Великой Окт ябрьской социа л истиче ской революции

Представление исс ледовательских работ . Ребята, вы провели исследование и у зн али о

происхождении своего имени. Кто может нам р ассказать, из к акого языка произошло его имя

1 ряд получил домашнее задание провести исследование о происхождении и значении

имён девочек и м альчиков нашего класса. И сследование проводилось в таблице, которую

После революции в 1917 году история имен накапливает новые и интересные факты.

Мо да на имена су щ ествовала всег да. За частую она св язана с изменением ценно стей в

пок олениях, поэто му практически каждое де сятилетие не сет свои имена.

2 ряд пол уч ил задание исследовать среди сверстников (учащихся всех третьих

3 ряд изучил данные пресс - службы управления ЗАГС г. Чистополя ( наиболее

популярными именам и, которые родители дали своим детям в г. Чистоп оле в 2015 году

стали: Артём , Александр , Дмитрий, Кирилл, Михаил ; Вероника, Мария, Анастас ия ).

конечных результатов, анализ полученных д анных, подведение итогов в виде круговой

Итак, н аши имена в основном греческого и латин ского происхождения, но для нас

они стали "русскими" и очень близкими. Посл у шайте замечательное стихотворение

Надежды Веселовской и обратите внимание, как автор ч у вств ует значение имен

- А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "В осемь Тань"

- Как же можно различить этих девочек - тёзок? (По фамилии)

- Да, каждый человек при рождении п олу ча ет не тол ько и мя, но фамилию, котор у ю н осят

члены его сем ьи. Сл ово "фамилия" на латинском язы ке означает "семья". Фамилия

дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились н е сразу. Простой

народ: крестьяне и рабочие получили свои фамилии лишь в середине 1 9 века.

Конспект урока по окружающему миру (3 класс) с презентацией.

ВложениеРазмер
11.doc 69 КБ
imena.ppt 1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.о. Тольятти

Конспект открытого урока по окружающему миру.

( ознакомление с новым материалом).

Составитель. Учитель начальных классов-

Лопатина Екатерина Николаевна

2013/2014 учебный год

  • познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека.
  • развивать познавательные и творческие способности детей,
  • формировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах;
  • воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям и обычаям народа.

Методические приёмы : словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, игра.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

4. Карточки с заданиями.

Обучающиеся получат более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения, словарный запас, повысят самооценку.

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение устанавливать аналогии;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

формируем умение определять цель деятельности на уроке;

формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем.

1. Организационный момент (учитель) .

Вот опять звенит звонок,

. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.

2. Новый материал.

2.1 Коллективная работа.

- Отгадайте загадку и скажите тему урока:

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого есть.

Ну, конечно, это – имя.

Мы живём в мире имён.

Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных;

В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный,

Имя как сладостный дар, от родных своих получает.

Так ещё три тысячи лет назад сказал легендарный поэт Древней Греции Гомер. Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким-либо именем.

- Как вы думаете, что такое имя?

В с овременном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой
Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других.

Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.

В одних случаях человек характеризовался по внешним признакам или характеру, в других - по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место рождения, или вообще по сходству с каким-либо животным.

Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как получились эти имена.

Дети группируют на доске карточки с именами.

Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава. ( Внешность человека)

Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера)

Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)

Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)

- Ребята, на что похожи эти имена?

Действительно, древние имена совсем не похожи на современные и больше напоминают клички и прозвища. А как вы думаете, что же произошло и почему современные русские имена совершенно другие?

(Дети высказывают предположения.)

-Чтобы разобраться в этом, нам надо вернуться в Древнюю Русь, в 10 век, когда правил князь Владимир.

-Кто может сказать, какое знаменательное событие произошло на Руси в то время?

(Дети говорят о крещении Руси.)

До этого события Русь была языческая, т.е. люди верили во многих богов: бога ветра, солнца, земли и т.д. Словом, люди видели богов во всех явлениях природы и поклонялись им. Теперь же на смену многим прежним богам пришла вера в единого Бога.

- А кто из вас знает, в чём заключается обряд крещения, обращения в христианскую веру? Обряд крещения состоял в том, что, жителей русских селений толпами загоняли в реку, там они трижды омывали тело, чтобы смыть "скверну" языческой веры и старое "языческое" имя. Стоявшие на берегу, христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так, Жданы и Храбры, Несмеяны и Лебеди становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Новые имена, происхоили из других языков европейских и восточных народов.

2.2 Представление исследовательских работ.

- Ребята, вы провели исследование и узнали о происхождении своего имени. Кто может нам, из какого языка произошло имя и как переводится. (5-6 учеников)

Кроме того, ребята провели общее исследование и могут сообщить о его результатах.

Ученики представляют результат, из каких языков к нам пришли имена, какие из них самые популярные (Максим и Настя). Значит, эти имена входили в число популярных имен в 2004 году.

Наиболее популярными именами, которые родители дали своим детям в Самарской области в 2013 году стали: Артём (1 234 акта), Александр (930), Дмитрий (817); Виктория (957), Мария (893), Анастасия (877).

Редкие имена: Доброслав, Владамир, Святозар, Амелия, Евдокия, Любава, Прасковья, Аксиния, Индира, Чеслава.

Также встречаются и двойные имена: Юрий-Александр, Варвара-Милана, Ева-Мария, Элизабет-Раиса. Некоторые родители пожелали назвать новорожденных необычными именами, такими как: Капитан, Берёза, Золушка, Домна, сообщает пресс-служба управления ЗАГС Самарской области.

Итак, наши имена в основном греческого и римского происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими. Послушайте замечательное стихотворение Надежды Веселовской и обратите внимание, как автор "видит" русские имена.

Когда услышу имя Василиса -

В глаза зелёным светом полыхнёт.

Листва и травы - сверху и донизу,

Луга, леса, цветение болот.

А Марью вижу только белым цветом,

Пустым, ещё не затканным, холстом,

А Катерину - красным, словно летом

Глядит полянка ягодным пластом.

Как имя Настя звонко и упруго,

Как будто тесто шлёпнулось об стол.

Давно-давно была полна округа

Таких имён - да, видно, срок прошёл.

Но вот теперь, как к прошлому причастье,

Как связь времён, что заново сплелись,

Вновь подрастает много Катей, Настей

И Марьюшек, и даже Василис.

А это значит - гуще станет зелень,

И уродится ягода в свой срок,

И будет холст для вышивки набелен,

И, что ни праздник, выпечен пирог.

- Ребята, я обратила внимание, что вы написали своё имя по-разному. А почему?

(Дети поясняют, что есть полное имя, а есть неполное, есть ласковые имена, которыми называют родные и друзья.)

2.3 Выполнение задания на карточках.

1) - Перед вами карточки, на которых написаны полные и сокращенные имена, напишите их парами. (Саша, Ваня, Таня, Нина, Алёша, Александр, Татьяна, Алексей, Иван)

- Какое имя осталось без пары? (Нина)

- Это имя имеет только одну форму, которая считается полной.

2) Следующее задание - распределите имена на два столбика: имена мальчиков и имена девочек. (Света, Коля, Женя, Лена, Валя, Саша) Какие имен вы записали в оба столбика? (Женя, Валя, Саша)

- А есть ли у мужского имени Фёдор женская пара? (Да. В произведении Чуковского "Федорино горе")

-Ребята сейчас мы проверим, кто был внимателен на уроке, а для этого выполним следующее задание.

Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя - присядите, а если женское - руки поднимите вверх.

(Маша, Петя, Света, Саша, Вася, Вера, Валя, Лена, Женя)

2.5 Коллективная работа

- А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь Тань"

В первом классе восемь Тань -

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: "Таня, встань!"

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках.

-Как же можно различить этих девочек-тёзок? (По фамилии)

-Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но фамилию, которую носят члены его семьи. Слово "фамилия" на латинском языке означает "семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Простой народ: крестьяне и рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века.

- Вот как об этом писал поэт Граудин.

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва-деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаку Воинов ходил

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Вглядись, и ты увидишь в них

- Попробуйте угадать, кем были ваши предки. (Несколько предположений.)

Вспомните, как в Древней Руси образовывались имена. Точно также образовались фамилии. Одни - от названия профессий, а другие . Вот сейчас вы сами попробуете определить, как произошли некоторые фамилии.

2.5 Работа в группах

Класс делится на группы, и каждая группа получает список фамилий.

1 группа: Заволгин, Нагорный, Нижегородцев, Ростовский, Рязанцев .

(От места проживания)

2 группа: Худобин, Косых, Зубатов, Шустров, Лобанов, Веселов .

(От прозвищ, которые характеризовали внешние черты или характер).

3 группа: Лебедев, Ромашов, Волков, Соболев, Рябинин.

(По названиям животных и растений)

4 группа: Иванов, Михайлов, Петров, Семёнов, Антонов. (От отчества)

5 группа: Лаптев, Смолин, Шилов, Мельников, Сапожников, Купцов, Солдатов. (От рода деятельности)

6 группа: Вознесенский, Рождественский, Успенский, Воздвиженский.

( Служители церкви получали свои фамилии от названий церковных праздников или тех храмов, где они служили.)

- А как вы думаете, нужны ли прозвища современным людям? Почему?

- Зачем некоторые дети придумывают друг для друга прозвища?

- Но бывает, что люди сами себе придумывают вымышленные имена и фамилии- псевдонимы? Для чего? (Журналисты, писатели, певцы, политики Например, Корней Чуковский — Никола́й Васи́льевич Корнейчуко́в, Даниил Хармс — Даниил Иванович Ювачёв, Ленин — Владимир Ильич Ульянов)

2.6 Работа с учебником. (с.41-42)

- Ребята, давайте снова вернёмся во времена Древней Руси и поговорим о былинных героях.

Рассматривают картину Васнецова "Богатыри". - Как зовут богатырей?

- Как вы думаете, почему у богатырей такие прозвища? Какие фамилии могли произойти от этих прозвищ? (Никитин, Муромцев, Попов)

- А кто знает, какое отчество было у Ильи Муромца?

Послушайте слова былины и ответ прояснится.

В чистом поле пыль поднимается,

Илья Муромец, сын Иванович,

Ко гнезду Соловьёву приближается.

- Что обозначает слово "отчество"? ("имя по отцу")

- Как вы думаете, зачем современному человеку отчество?

3. Подведение итогов.

Красит, не имя, а, человека, имя, человек

Не имя красит человека, а человек имя.

Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить?

- Что больше всего вам понравилось?

- Нужны ли современным людям клички и прозвища?

4. Оценка учителя

Спасибо за урок!

VII. Домашнее задание

Подготовить пересказ текста учебника на с. 40-45, в печатной тетради выполнить задание 20 на с. 10;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени в жизни человека.

- Обучающие: обсудить и обобщить информацию о происхождении и значении имён и фамилий на Руси.

- Развивающие: сформировать способность рассуждать, описывать, решать проблемные задачи, развивать навык работы с информацией из разных источников: презентации, иллюстративного материала и текста учебника; развивать познавательные и творческие способности детей.

- Воспитательные: сформировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах; воспитать гордость за свой род, уважение к традициям и обычаям народа; развить способность целостно, гармонично воспринимать мир;

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: Ознакомление с презентацией, работа с интерактивной доской, развивающий диалог с учителем, решение практических и творческих задач в парах, в группах, работа с таблицами, изложение наблюдений в свободной форме.

Планируемые образовательные результаты

- Сформировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; -Сформировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

-Сформировать умение устанавливать аналогии, выделять и сопоставлять категории.

- Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей

-Сформировать у учащихся уважительное отношение к имени.

-Расширить кругозор учащихся;

- Задания, выполняемые на доске.

Прозвенел звонок весёлый.

Все начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

1.2.Обозначение темы урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Постановка цели урока.

Давайте попробуем обозначить тему нашего урока:

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого есть.

Ну, конечно, это – имя.

Мы живём в мире имён.

«Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных;

В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный,

- Так ещё три тысячи лет назад сказал легендарный поэт Древней Греции Гомер.

Во все времена, как только человек приходит в этот мир, его нарекают каким-либо именем.

Напишите на листочке своё имя.

- Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на уроке? (предположения детей)

- Догадайтесь, какова будет тема нашего урока. (Из истории имён).

1.3 Введение в тему урока. Актуализация и расширение знаний. Первичное закрепление.

- Подумайте и скажите, что такое имя?

В с овременном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой
Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других.

Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.

В одних случаях человек характеризовался по внешним признакам или характеру, в других - по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место рождения, или вообще по сходству с каким-либо животным.

(Волк,Кот, Воробей, Горох, Береза)

2.​ Организация и кураторство самостоятельной деятельности учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Прочитайте старинные имена и определите, как они появились.

Работа в группах

Косой, Мал, Кудряш, Чернавка,Толстой, Лобан, Милава. ( Внешность человека)

Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера)

Первой, Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй, Осьмой (Место в семье)

Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)

- Ребята, на что похожи эти имена?

Действительно, древние имена совсем не похожи на современные и больше напоминают клички и прозвища.

2.2 - А как вы думаете, что же произошло и почему современные русские имена совершенно другие? (Дети высказывают предположения.)

Чтобы разобраться в этом, нам надо вернуться в Древнюю Русь, в 10 век, когда правил князь Владимир.

- Кто может сказать, какое знаменательное событие произошло на Руси в то время? (Дети говорят о крещении Руси.)

До этого события Русь была языческая, т.е. люди верили во многих богов: бога ветра, бога солнца, бога земли и т.д. Словом, люди видели божественное начало во всех явлениях природы и поклонялись им. Теперь же на смену многим прежним богам пришла вера в единого Бога.

- А кто из вас знает, в чём заключается обряд крещения, обращения в христианскую веру?

Обряд крещения состоял в том, что, жителей русских селений толпами загоняли в реку, там они трижды омывали тело, чтобы смыть "скверну" языческой веры и старое "языческое" имя. Стоявшие на берегу, христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так, Жданы и Храбры, Несмеяны и Лебеди становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями.

Новые имена, происходили из других языков европейских и восточных народов. После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких – либо святых. Все эти имена имелись в специальных церковных книгах – святцах. Имена могли туда попасть от самых разных народов. Христианская религия пришла на Русь в X веке из Византии. Византия заимствовала её у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство наших имён заимствованно из древнееврейского, латинского и греческих языков. Со временем чужие по звучанию и непонятные народу по смыслу имена “ обкатывались” живой русской речью, пока не начали звучать вполне по–русски

2.3.​ Практикум

Представление исследовательских работ . Ребята, вы провели исследование и узнали о происхождении своего имени. Кто может нам рассказать, из какого языка произошло его имя и как переводится. ( 5-6 учеников )

1гр. Подсчитайте количество мальчиков в нашем классе, которые носят данные имена. Назовите самые популярные мужские имена

2гр. Подсчитайте количество девочек, которые носят данные имена. Назовите самые популярные женские имена в нашем классе .

Карина,Ксения.Таня,Ира,Милана,Вика,Дарья- по1, Мария-2,Катя-2, Полина-2, София-3 Всего-16 дев.

Тимофей, Артем, Матвей, Максим, Даниил, Павел, Иван –по1, Илья-2, Ярослав-2, Богдан-2. Всего13м.

3 гр. Определите, каких по происхождению женских имен в нашем классе больше.

4гр. Определите, каких по происхождению мужских имен в нашем классе больше .

Проверка. Запись на интерактивной доске

-Какие имена в нашем классе самые популярные? (Среди мальчиков? Илья, Ярослав. Богдан. Среди девочек? София

-Каких имен больше всего? Греческих

В брянском областном управлении ЗАГС составили рейтинг самых популярных имен 2018 года. Вот уже около десяти лет среди мальчиков лидирует имя Артем. Также не теряют своей популярности имена Иван и Александр.

Девочек чаще всего называли София, Мария и Полина. Кроме того, встречались и редкие коренные славянские имена. В этом году на свет появились мальчики Велимир, Енисей и Яромир. Среди девочек особо популярными стали имена Параскевы, Русалины и Любавы.

Совсем недавно в нашем регионе мальчика назвали Графом, а девочку - Андромедой Джи.

2.4. Расширение и закрепление знаний.

- Итак, среди наших имен преобладают имена греческого и древнееврейского происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими . Послушайте замечательное стихотворение Надежды Веселовской и обратите внимание, как автор чувствует значение имен

Когда услышу имя Василиса -

В глаза зелёным светом полыхнёт.

Листва и травы - сверху и донизу,

Луга, леса, цветение болот.

А Марью вижу только белым цветом,

Пустым, ещё не затканным, холстом,

А Катерину - красным, словно летом

Глядит полянка ягодным пластом.

Как имя Настя звонко и упруго,

Как будто тесто шлёпнулось об стол.

Давно-давно была полна округа

Таких имён - да, видно, срок прошёл.

Но вот теперь, как к прошлому причастье,

Как связь времён, что заново сплелись,

Вновь подрастает много Катей, Настей

И Марьюшек, и даже Василис.

А это значит - гуще станет зелень,

И уродится ягода в свой срок,

И будет холст для вышивки набелен,

И, что ни праздник, выпечен пирог.

2.5.​ Практикум .

- Ребята, я обратила внимание, что вы написали своё имя по-разному. А почему?

(Дети поясняют, что есть полное имя, а есть неполное, есть ласковые имена, которыми называют родные и друзья.)

- Напишите полное своё имя на листочке

Выполнение заданий на доске (В парах)

1) - Перед вами на доске, написаны полные и сокращенные имена, поставьте их парами и. (Саша, Ваня, Таня, Нина, Алёша, Александр, Татьяна, Алексей, Иван, Александра)

- Какое имя осталось без пары? (Нина)

- Это имя имеет только одну форму, которая считается полной.

- Почему у имени Саша два полных имени? (Александр и Александра)

-Этим именем можно называть и мальчиков, и девочек.

2) Следующее задание - распределите имена в две группы: имена мальчиков и имена девочек, соединив стрелками с картинками. (Света, Коля, Женя, Лена, Валя, Дима, Дина, Лёня).

- Какие имена вы записали в оба столбика? (Женя, Валя).

- А есть ли у мужского имени Фёдор женская пара? (Да. В произведении Чуковского "Федорино горе").

-Ребята сейчас мы проверим, кто был внимателен на уроке, а для этого выполним следующее задание.

Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя - присядьте, а если женское - руки поднимите вверх.

(Маша, Петя, Женя, Света, Коля, Саша, Вася, Вера, Валя, Лена, Миша)

2.7. Расширение и закрепление знаний.

- А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь Тань"

В первом классе восемь Тань -

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: "Таня, встань!"

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках.

- Как же можно различить этих девочек-тёзок? (По фамилии)

Запишите на листочке свою фамилию.

-Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но фамилию, которую носят члены его семьи. Слово "фамилия" на латинском языке означает "семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Фамилии появились не сразу. Слово фамилия внедрилось в повседневную жизнь после указов Петра1(1672-1725) Но еще в 14-15 веке получили фамилии князья и бояре по названию владений: Тверской, КоломенскиЙ, Вяземский. Простой народ: крестьяне и рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века, после отмены крепостного права 1861.

- Как же образовывались фамилии? Вот как об этом писал поэт Георгий Граубин:

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в классе Кузнецов,

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва-деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаку Воинов ходил

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Вглядись, и ты увидишь в них

- Сейчас вы сами попробуете определить, как произошли некоторые фамилии.

2.8 Работа в группах.( Задание 5)

1. Подчеркните фамилии, которые произошли от названия профессий:

2. Подчеркните фамилии, которые произошли от особенностей наружности человека:

3. Подчеркните фамилии, которые произошли от названий животных или растений:

4. Подчеркните фамилии, которые произошли от имён, давались в честь главы семейства:

Курносов, Григорьев, Мельников, Александров, Перепёлкин, Михайлов, Жуков, Белоголовый, Фёдоров, Зайцев, Тараканов, Токарев, Кириллов, Усатов, Сергеев, Пекарев, Калинин, Стрельцов, Цветков, Рыжов, Носов, Соколов, Широкий.

- А как вы думаете, нужны ли прозвища современным людям? Почему?

- Зачем некоторые дети придумывают друг для друга прозвища?

- Но бывает, что люди сами себе придумывают вымышленные имена и фамилии- псевдонимы — Корней Иванович Чуковский- Никола́й Васи́льевич Корнейчуко́в, Даниил Хармс — Даниил Иванович Ювачёв, Ленин — Владимир Ильич Ульянов)

2.9 Фронтальная работа

- Ребята, давайте снова вернёмся к временам Древней Руси и поговорим о былинных героях.

Рассматривают картину Васнецова "Богатыри".

- Как зовут богатырей?

- Как вы думаете, почему у богатырей такие прозвища? Какие фамилии могли произойти от этих прозвищ? (Никитин, Муромцев, Попов)

- А кто знает, какое отчество было у Ильи Муромца?

Послушайте слова былины и ответ прояснится.

В чистом поле пыль поднимается,

Илья Муромец, сын Иванов,

Ко гнезду Соловьёву приближается.

- Что обозначает слово "отчество"? ("имя по отцу") Чей мальчик? Сын Петра, Петров сын- Петрович. Отчества образовались в глубокой древности , еще в 10 в.

- Запишите свое отчество на листе.

Решите головоломку

Установите родство между этими людьми

Петр Семенович Рыбаков отец

Андрей Петрович Рыбаков сын

Семен Иванович Рыбаков дед

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит, какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны.

Задание на интерактивной доске. Соберите пословицу.

Красит, не имя, а, человека, имя, человек

Не имя красит человека, а человек имя.

- Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог и скажем, что же нового мы узнали на уроке?

- Интересно ли вам было на уроке?

- Для чего нам нужны эти знания?

- Где вы можете их применить?

- Что больше всего вам понравилось?

- Нужны ли современным людям клички и прозвища?

- Каждый из вас перед уроком получил листок самооценки. Оцените результат своей работы на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели. Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств; воспитывать любовь к родным, семье; продолжать работу над формированием дружного коллектива.

2. Актуализ. опорн. знаний.

Как называлась наша страна?

Что значит: Федерация?

Что входит в состав России? (республики, округа, края, области)

Россия начинается с пристрастия

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

3.Формул. темы урока и целей.

Уч. с.39 Ответы на вопросы.

- Сегодня мы поговорим с вами об именах, отчествах, фамилиях.

4. Работа по теме.

В группах. 1. Как рождалось имя?

Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.

Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын-первенец – назвали его Первушей, третий – Третьяк. Если родилась девочка весной – давали ей имя Веснянка; мальчик зимой родился в морозы – называли Морозом или Шубой.

Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, Кузнец, Ткач, Пасечник. Затем стали появляться имена, указывающие на приметы или особенности характера человека: Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый.

Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Новожил, Татарин, Казанец.

2. Как рождалось имя? Ответ из учебника с 40.

Сейчас мы воспринимаем любое имя только как имя и не задумываемся над его первоначальным значением. Для предков же наших каждое имя было наполнено своим особым смыслом, и это влияло на выбор родителями имени ребенка.

- Ребята, а вы знаете, что означает ваше имя?

- В старинных народных песнях и былинах часто можно встретить такие строки:

– А как звать тебя, добрый молодец,

Как величать-то тебя

Да по имени, по отечеству?

Отечество, или отчество, – это наименование человека по отцу. Отчество появилось позже имен и долгое время служило людям в качестве семейного прозвища. Близкие, знающие друг друга люди, особенно пожилые, и сейчас в разговоре имя опускают и обращаются друг к другу по отчеству: "Добрый вечер, Ильинична!"

Подготовленный ученик читает стихотворение Г.Граудина "Прадеды".

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Вглядись – и ты увидишь в них

Группа №3. Когда появились фамилии? Откуда пришло слово?

Фамилии возникают у разных народов в разное время. В России они появились в 19 веках. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Живет человек, имеющий кузницу. Естественно, что среди своих односельчан он получает прозвище Кузнец. Проходят годы, и потомки этого кузнеца получают фамилию Кузнецовы, которая передается по наследству. Затем Кузнецовы становятся людьми разных профессий – врачами, сапожниками, учителями, – но фамилия остается.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Как образовались фамилии?

Ответ из учебника с.43-44

Составь схему: Фамилии произошли:

Группа №5. Обсудите картинки на с.44 и расскажите: Почему сына назвали Сновид.(с.45)

– Ребята, однажды я услышала, как одна девочка жаловалась маме:

– Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня "Галька".

– Доченька, а как ты его зовешь? – спросила мама.

– Я его вообще никак не зову, – ответила Галя, – я ему просто кричу: "Эй, ты!"

– Ребята, прочитайте имена.

На доске написано: Света, Коля, Женя, Петя, Лена.

– Назовите имена мальчиков, девочек.

Дети. Мальчики – Коля, Женя, Петя.

– Девочки – Света, Женя, Лена.

У. Каким именем можно назвать и девочку, и мальчика? Как оно будет звучать?

Д. Женя. Мужское имя – Евгений, женское – Евгения.

У. Чем интересны эти имена?

Д. Так можно назвать и мальчика, и девочку.

У. Образуйте полные женские и мужские имена.

Д. Валентин – Валентина.

На плакате написано имя Федор.

У. Образуйте от мужского имени женское.

У. Где вам встречалось такое имя?

Д. У Чуковского – "Федорино горе".

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: "Таня, встань!" –

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках.

У. Как можно различить этих девочек?

У. А в нашем классе есть тезки, которых тоже можно различить по фамилии?

– Бывают одинаковыми не только имена, но и фамилии, таких людей называют однофамильцами. Каких писателей-однофамильцев вы знаете?

Д. Лев Николаевич Толстой, Алексей Николаевич Толстой.

У. Знаете ли вы, что есть чемпионы среди имен? Имя вождя индейского племени состояло из 122 букв. Когда он умер, не нашлось ни одного мастера, который смог бы уместить на надгробном камне его имя. А самое короткое имя было обнаружено в Бирме. Житель этой страны имел имя, которое на письме выражалось одним лишь значком "".

Ученик 13. В русском языке нет имен-чемпионов, но встречаются фамилии из 20–25 букв: Овсянников-Куликовский, Каронин-Петропавловский. Самые длинные русские имена колеблются обычно в пределах 9–12 букв: Пантелеймон, Аполлинарий, Олимпиада, Александрина.

У. А сейчас мы проведем викторину.

1. Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими, чем вами? (Имя.)

2. Назови самые короткие имена. (Ия, Ян, Яна, Ада, Зоя, Аза, Тит, Нил.)

3. Когда мальчика называют ласковым женским именем? (Соня.)

4. Какие имена читаются слева направо и справа налево? (Тит, Аза, Ада, Анна, Алла.)

5. Какой город состоит из одного мужского и ста женских имен? (Сева-сто-поль.)

6. Назови имя девочки, которое состоит из двух имен – мальчика и девочки. (Антон-ина.)

7. Как зовут президента нашей страны? (Владимир.)

9. Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин.)

10. Назови первую женщину-космонавта. (Валентина Терешкова.)

11. Как зовут директора (завуча) нашей школы? (. )

12. Что получится, если написать тридцать я? (Зоя.)

1. "Угадай по голосу". Ребенок-ведущий стоит спиной к классу, учитель просит кого-то (рукой или кивком головы) назвать имя стоящего. Если ребенок-ведущий угадал, кто говорил, – садится, а выходит тот, который назвал имя.

2. На каждый шаг назови имя девочки (мальчика). Вызываются девочка и мальчик, которые по очереди называют имя.

3. "Скажи скороговорку"

Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыло.

Очень часто блюдца у Ильюшки бьются.

Лара у Вали играла на рояле.

Исполняется песня "Я, ты, он, она – вместе целая страна".

Д.З. Написать и нарисовать на альб. листе: Что обозначает твое имя. Читать с.40-45.

Урок окружающего мира в 3 кл.

Цели. Расширить знания учащихся о происхождении имен, фамилий, отчеств; воспитывать любовь к родным, семье; продолжать работу над формированием дружного коллектива.

2. Актуализ. опорн. знаний.

Как называлась наша страна?

Что значит: Федерация?

Что входит в состав России? (республики, округа, края, области)

Россия начинается с пристрастия

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

3.Формул. темы урока и целей.

Уч. с.39 Ответы на вопросы.

- Сегодня мы поговорим с вами об именах, отчествах, фамилиях.

4. Работа по теме.

В группах. 1. Как рождалось имя?

Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей. Сплошь и рядом тогда встречались люди с именами Волк, Лось, Щука, Калина, Горшок.

Имена связывались с событиями из жизни людей. Родился в семье сын-первенец – назвали его Первушей, третий – Третьяк. Если родилась девочка весной – давали ей имя Веснянка; мальчик зимой родился в морозы – называли Морозом или Шубой.

Некоторые имена указывали на занятия людей: Бондарь, Кузнец, Ткач, Пасечник. Затем стали появляться имена, указывающие на приметы или особенности характера человека: Кривой, Добрыня, Скоморох, Дьяк, Прыгунок, Прокислый.

Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность: Муромец, Новожил, Татарин, Казанец.

2. Как рождалось имя? Ответ из учебника с 40.

Сейчас мы воспринимаем любое имя только как имя и не задумываемся над его первоначальным значением. Для предков же наших каждое имя было наполнено своим особым смыслом, и это влияло на выбор родителями имени ребенка.

- Ребята, а вы знаете, что означает ваше имя?

- В старинных народных песнях и былинах часто можно встретить такие строки:

– А как звать тебя, добрый молодец,

Как величать-то тебя

Да по имени, по отечеству?

Отечество, или отчество, – это наименование человека по отцу. Отчество появилось позже имен и долгое время служило людям в качестве семейного прозвища. Близкие, знающие друг друга люди, особенно пожилые, и сейчас в разговоре имя опускают и обращаются друг к другу по отчеству: "Добрый вечер, Ильинична!"

Подготовленный ученик читает стихотворение Г.Граудина "Прадеды".

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Вглядись – и ты увидишь в них

Группа №3. Когда появились фамилии? Откуда пришло слово?

Фамилии возникают у разных народов в разное время. В России они появились в 19 веках. Распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Живет человек, имеющий кузницу. Естественно, что среди своих односельчан он получает прозвище Кузнец. Проходят годы, и потомки этого кузнеца получают фамилию Кузнецовы, которая передается по наследству. Затем Кузнецовы становятся людьми разных профессий – врачами, сапожниками, учителями, – но фамилия остается.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

Как образовались фамилии?

Ответ из учебника с.43-44

Составь схему: Фамилии произошли:










Группа №5. Обсудите картинки на с.44 и расскажите: Почему сына назвали Сновид.(с.45)

– Ребята, однажды я услышала, как одна девочка жаловалась маме:

– Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня "Галька".

– Доченька, а как ты его зовешь? – спросила мама.

– Я его вообще никак не зову, – ответила Галя, – я ему просто кричу: "Эй, ты!"

– Ребята, прочитайте имена.

На доске написано: Света, Коля, Женя, Петя, Лена.

– Назовите имена мальчиков, девочек.

Дети. Мальчики – Коля, Женя, Петя.

– Девочки – Света, Женя, Лена.

У. Каким именем можно назвать и девочку, и мальчика? Как оно будет звучать?

Д. Женя. Мужское имя – Евгений, женское – Евгения.

У. Чем интересны эти имена?

Д. Так можно назвать и мальчика, и девочку.

У. Образуйте полные женские и мужские имена.

Д. Валентин – Валентина.

На плакате написано имя Федор.

У. Образуйте от мужского имени женское.

У. Где вам встречалось такое имя?

Д. У Чуковского – "Федорино горе".

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: "Таня, встань!" –

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках.

У. Как можно различить этих девочек?

У. А в нашем классе есть тезки, которых тоже можно различить по фамилии?

– Бывают одинаковыми не только имена, но и фамилии, таких людей называют однофамильцами. Каких писателей-однофамильцев вы знаете?

Д. Лев Николаевич Толстой, Алексей Николаевич Толстой.

У. Знаете ли вы, что есть чемпионы среди имен? Имя вождя индейского племени состояло из 122 букв. Когда он умер, не нашлось ни одного мастера, который смог бы уместить на надгробном камне его имя. А самое короткое имя было обнаружено в Бирме. Житель этой страны имел имя, которое на письме выражалось одним лишь значком "".

Ученик 13. В русском языке нет имен-чемпионов, но встречаются фамилии из 20–25 букв: Овсянников-Куликовский, Каронин-Петропавловский. Самые длинные русские имена колеблются обычно в пределах 9–12 букв: Пантелеймон, Аполлинарий, Олимпиада, Александрина.

У. А сейчас мы проведем викторину.

1. Что принадлежит только вам, а употребляется чаще другими, чем вами? (Имя.)

2. Назови самые короткие имена. (Ия, Ян, Яна, Ада, Зоя, Аза, Тит, Нил.)

3. Когда мальчика называют ласковым женским именем? (Соня.)

4. Какие имена читаются слева направо и справа налево? (Тит, Аза, Ада, Анна, Алла.)

5. Какой город состоит из одного мужского и ста женских имен? (Сева-сто-поль.)

6. Назови имя девочки, которое состоит из двух имен – мальчика и девочки. (Антон-ина.)

7. Как зовут президента нашей страны? (Владимир.)

9. Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин.)

10. Назови первую женщину-космонавта. (Валентина Терешкова.)

11. Как зовут директора (завуча) нашей школы? (. )

12. Что получится, если написать тридцать я? (Зоя.)

1. "Угадай по голосу". Ребенок-ведущий стоит спиной к классу, учитель просит кого-то (рукой или кивком головы) назвать имя стоящего. Если ребенок-ведущий угадал, кто говорил, – садится, а выходит тот, который назвал имя.

2. На каждый шаг назови имя девочки (мальчика). Вызываются девочка и мальчик, которые по очереди называют имя.

3. "Скажи скороговорку"

Мама мылом мыла Милу, не любила Мила мыло.

Очень часто блюдца у Ильюшки бьются.

Лара у Вали играла на рояле.

Исполняется песня "Я, ты, он, она – вместе целая страна".

Д.З. Написать и нарисовать на альб. листе: Что обозначает твое имя. Читать с.40-45.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий, со значением имени для человека.

развивать познавательные и творческие способности детей,

формировать чувство сопричастности и позитивного психологического микроклимата в группах;

воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям и обычаям народа.

Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание ситуации успеха, игра.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, ответы на вопросы, самостоятельная работа, ИКТ.

Оборудование:

Конспект урока, презентация.

Бейджи со значение имен

4. Карточки с заданиями.

Прогнозируемый результат:

Обучающиеся получат более широкое представление об истории образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения, словарный запас, повысят самооценку.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение устанавливать аналогии;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить;

освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные УУД:

формируем умение определять цель деятельности на уроке;

формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

в соответствии с учебной задачей учиться работать по предложенному учителем плану; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

1. Организационный момент

- Как я Вас рада видеть!

Вы такие нарядные, как будто у Вас праздник. Кстати, у меня совсем недавно был праздник – мои именины.

Вы знаете, что такое именины?

Новый материал.

2.1 Определение темы, целей.

2.2 Работа с этимологией слова

2.3 Работа в парах

2.4 Коллективная работа

2.5 Работа с картиной

2.6 Работа в группах

- Отгадайте загадку и скажите тему урока:

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого есть.

Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных;

В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный,

Имя как сладостный дар, от родных своих получает.

( Гомер, Др.греческий философ)

-Какая тема урока? ФАЙЛ 4

- Что вы можете узнать на уроке?

- Как вы думаете, что такое имя? ФАЙЛ 6

1) В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой
Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других.

2) См. словарь Даля (том4 ст.258) ФАЙЛ 7

Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому прошлому, к истокам развития русского языка.

Учебник с.40, чтение по цепочке

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.

В одних случаях человек характеризовался по внешним признакам или характеру, в других - по положению в семье, по отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место рождения, или вообще по сходству с каким-либо животным. ФАЙЛ 8

Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как получились эти имена.



Мы говорим о древнерусских именах. Посмотрите на свои бейджи. На них написаны значения Ваших имен и происхожение. У Всех ли имена относятся к древнерусским? С чем это связано?

Читайте также: