Способы связи предложений в тексте 6 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Колесникова О.В.

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникативных технологий

Предмет: русский язык, развитие речи (урок комбинированный)

Продолжительность: 1 урок – 45 минут

Технологии: мини-технология (подготовленная педагогом разработка мультимедийного урока с заданными учебными целями, ориентированная на вполне определённые результаты обучения)

Конспект урока

формировать умение определять способы связи предложений в тексте с заданиями исследовательского характера и анализировать текст с позиций речеведения;

формировать умение слушать текст, находить в нём главное;

развивать словарный запас учащихся.

Организационный момент (слайд1 )

запись числа, вида работы, темы урока.

Просмотрите материал учебника стр.119-121 - каковы будут цели нашего урока?

Психологический настрой.(Слайд 2)

Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями русского языка, выполним обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте. Какое отношение этот эпиграф имеет к уроку?

- А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания-тексты)

Повторение изученного

Язык – знаковая система.

Речь – язык в действии.

Текст – предложения, связанные по смыслу и грамматически.

Лингвистика – наука о языке.

Актуализация знаний (слайд 4)

Вспомним развёрнутое определение текста.

Приём: незаконченное предложение.

Изучение новой темы (слайд 5)Буратино – гость задаёт вопрос

- А можете вы сказать, как связаны предложения в тексте?

- Ребята, предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Они связаны грамматически. Сегодня на уроке мы познакомимся со связями предложений в тексте. Прочитайте правило на стр. 120 о двух способах связи предложений в тексте.

Последовательная или цепная связь.(объяснение нового материала)

- Давайте обратимся тексту про Буратино и попробуем разобраться, каким же образом связаны предложения. (Слайд 6)

- Предложения и по смыслу, и структурно как бы “цепляются” одно за другое; то, что в первом предложении сообщается как нечто новое, в последующем предложении становится элементом известным, ранее упомянутым; каждое следующее предложение начинается с того, чем закончилось предыдущее. Такая связь предложений в тексте называется ЦЕПНОЙ или ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ.

1) Объяснение на примере текста: Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик…”. 2) На иллюстрации изображен Буратино . 3) Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик.

Первичное закрепление

Учитель: Следует также отметить, что в качестве средств связи предложений в тексте слов могут выступать местоимения, наречия, синонимы, повторяющиеся слова. Откройте учебник на стр.121 и прочитайте правило о средствах связи предложений в тексте. (Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, & 26)

Задание 1: прочитайте тексты и подчеркните средства связи предложений в тексте Какой частью речи является слово там?: (Слайд 7) (самопроверка)

За окошком зимний сад.

Там листочки в почках спят.

И листочки те во сне

Размечтались о весне.

И. Токмакова

Висит за окошком

Он полон капели

И пахнет весной.

Т. Белозёров

В первом тексте сцепляющие слова или средства связи предложений в тексте сад – там, листочки – листочки те. Во втором тексте: кулёк – он.

Местоимения-наречия (Слайд 8) - слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.

3) Тренировочное (тестовое) упражнение (слайд 9) (самопроверка)

Задание2: расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите средства связи (сцепляющие слова) в тексте.

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверёк.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые брёвна на доски.

Ответ: ГБАВ. Средства связи: брёвна – бревно (повторяющиеся слова), рыжий зверёк – белка (синонимы), белка – она (местоимения).

Параллельная связь (слайд 10) .(объяснение нового материала)

Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте

Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Предположительные ответы учащихся. Ключевые слова, образующие текст: весна – птицы – ручейки – почки

Анализ текста (взаимопроверка)

Первичное закрепление (слайд 11)

Задание3: найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте, подчеркните; вставьте пропущенные буквы. Докажите, что это текст. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.

Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев.

Белые обл…чка бр…дили в голубом небе.

Утро было свежее, чистое.

А ласковое со…нце д…рило т…плоту и вселяло надежду на будущее.

Предположительные ответы учащихся

Это текст, потому что предложения объединены одной темой: свежее чистое утро. Основная мысль текста: теплота и надежда на будущее, как свежесть утра. Предложения связаны между собой грамматически, тип связи – параллельная. Ключевые слова, образующие текст: УТРО - ВЕТЕРОК – ОБЛАЧКА –– СОЛНЦЕ. Автор употребляет глаголы прошедшего времени: было, шевелил, бродили, дарило, вселяло

Предположительные ответы учащихся. Ключевые слова, образующие текст: УТРО - ВЕТЕРОК – ОБЛАЧКА –– СОЛНЦЕ.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили…

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали…

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали…

Беседа с учащимися. Работа с текстами по учебнику (Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, & 25, 6 класс)

Предположительные ответы учащихся

Графический анализ текста упр. 266 (удоски и в тетрадях)+ (самопроверка)

Параллельная связь предложений:

Самостоятельная работа (Слады 13-15)

Ф.И. ____________________________

1. Определите текст, в котором предложения соединены последовательной связью. Обведите номер правильного ответа.

1. Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. 2. Солнце сияло. 3. Снег лежал ослепительной пеленою на обозримой степи. 4. Лошади были запряжены. (А.С. Пушкин)

1. Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. 2. На ней была надпись черной краской. (По К. Паустовскому)

2. Определите текст, в котором предложения соединены параллельной связью. Обведите номер правильного ответа.

1. Вечером резко похолодало. 2. Солнце скрылось в облаках и перестало согревать землю.

3. Дождь постепенно превращался в мокрый снег. 4. Усиливающийся северный ветер навевал тоску.

1. Музей, к сожалению, был закрыт. 2. Около его дверей с корзиной рыбы сидела худая женщина. 3. Она спозаранку шла на базар, присела на стёртые ступени. (По К. Паустовскому)

3. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Обведи номер правильного ответа.

А. Слов нет, красива летняя берёза, но почти вся её привлекательная белизна скрыта листьями.

Б. Осенняя тоже отвлекает нас листьями – оранжевыми, жёлтыми, малиновыми.

В. Зимняя берёза смотрится холодно: ведь мы поднимаем на неё глаза от снега.

Г. Белый цвет сливается с белым.

Д. Самая притягательная берёза – весенняя.

Е. Судите сами.

Ж. Зато весенняя берёза вся доступна взгляду и раскрывается передо мною: белый ствол, белые ветви, обласканные солнцем, и веснушки – на стволе, на ветках…

З. Весёлая берёза.

Варианты ответа:

А Б В Г Д Е Ж З.

А Б В Г Ж Е Д З.

Д Е В Г А Б Ж З.

Д Е А В Г Б Ж З.

Подведение итогов урока (Слайд 16)

Задание: по опорным схемам определить, какой тип связи предложений в тексте представлен.

Оценки за урок

Домашнее задание: (Слайд 17)

Рефлексия учащихся. (Слайд 18)

- Я вспомнил(а), что…

Каким выражением можно оценить работу на уроке:

корень учения горек, да плод его сладок

глаза боятся, а руки делают

До свидания, спасибо за урок! (Слайд 19)

Резерв, остаток времени:

чтение черновиков-зарисовок о весне;

определение способа связи в тексте, закрепление графического анализа способа связи (Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, & 6, 7 класс)

определение средства связи в тексте (Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, & 26, 6 класс);

Краткое описание документа:

"Конспект урока

"(с использованием информационно-коммуникативных технологий)

"Предмет: русский язык, развитие речи (урок комбинированный).

"Продолжительность: 1 урок – 45 минут.

"Класс: 6.

"Технологии: мини-технология (подготовленная педагогом разработка мультимедийного урока с заданными учебными целями, ориентированная на вполне определённые результаты обучения).

"Аннотация

"Конспект урока

"Цели урока:

"Ход урока

" "Организационный момент (слайд1 ) запись числа, вида работы, темы урока. Целеполагание.

"Просмотрите материал учебника стр.119-121 - каковы будут цели нашего урока?

" "Актуализация знаний (слайд 4) Вспомним развёрнутое определение текста.
Приём: незаконченное предложение.

" "Изучение новой темы (слайд 5)Буратино – гость задаёт вопрос. - А можете вы сказать, как связаны предложения в тексте? (Нет).

"- Ребята, предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Они связаны грамматически. Сегодня на уроке мы познакомимся со связями предложений в тексте. Прочитайте правило на стр. 120 о двух способах связи предложений в тексте.

"Последовательная или цепная связь.(объяснение нового материала)

"- Давайте обратимся тексту про Буратино и попробуем разобраться, каким же образом связаны предложения. (Слайд 6)

"Местоимения-наречия (Слайд 8) - слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.

"Тренировочное (тестовое) упражнение (слайд 9) (самопроверка)

" "Задание : расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите средства связи (сцепляющие слова) в тексте.

"А. Да это белка!
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверёк.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые брёвна на доски.

"Ответ: ГБАВ. Средства связи: брёвна – бревно (повторяющиеся слова), рыжий зверёк – белка (синонимы), белка – она (местоимения).

"Предположительные ответы учащихся. Ключевые слова, образующие текст: весна – птицы – ручейки – почки.

" "Анализ текста (взаимопроверка)

"Первичное закрепление (слайд 11)

"Это текст, потому что предложения объединены одной темой: свежее чистое утро. Основная мысль текста: теплота и надежда на будущее, как свежесть утра. Предложения связаны между собой грамматически, тип связи – параллельная. Ключевые слова, образующие текст: УТРО - ВЕТЕРОК – ОБЛАЧКА –– СОЛНЦЕ. Автор употребляет глаголы прошедшего времени: было, шевелил, бродили, дарило, вселяло.

"Предположительные ответы учащихся. Ключевые слова, образующие текст: УТРО - ВЕТЕРОК – ОБЛАЧКА –– СОЛНЦЕ.

" "Беседа с учащимися. Работа с текстами по учебнику (Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, & 25, 6 класс)

"Предположительные ответы учащихся

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие речи в 6 классе (автор учебника - М.М.Разумовская) п.25 с.108

Тема 1: Способы связи предложений в тексте

Цели урока: повторить признаки текста; познакомить со способами связи.

Развивать умение анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы и смысловой цельности.

Тип урока: урок РР.

Оборудование: компьютер .

Организационный момент: Ответил – садись:

- назвать самостоятельные части речи, служебные части речи;

-Что значит синонимы, антонимы, лексический повтор;

-что изучает морфология, фонетика, словообразование;

-что значит речь?

Проверка домашнего задания

Из слов. диктовки выписать слова по заданиям: (не) был, серебряный, ледяной, старинный, песня звонка, утре…яя, журавли…ые, оловя…ые, ветреный, каме…ое;

Прил., образованные от сущ. с основой на Н : старинный, каменное;

Прил. С суффиксом ин, но двумя н в слове: старинный;

Краткое прилагательное: звонка;

Слово-исключение с суффиксом ЕН: ветреный;

Слово-исключение с ЯНН: оловянные;

Проверка : на доске с объяснением

Работа по теме урока:

Работа в парах: в карточке дан перечень признаков текста. Установите, опираясь на задний форзац учебника, все ли признаки текста указаны. Если какого-то признака не хватает, впишите в карточку. Время на работу 1 мин.

1 карточка: заглавие; [тема] ; основная мысль, микротема, делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

2 карточка: заглавие; тема; ( основная мысль); микротема, ( абзац), план;

3 карточка: Тема; основная мысль, ( микротема) , делимость: 1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; связность; композиционная завершенность; стилевое единство.

Проверка: по мере проверки выполнения домашнего задания на доске записываем признаки текста : тема; идея;заглавие; стилевое единство;делимость:1 – начало, 2 – основная часть, 3 – конец; микротема; план, абзац.

Работа со схемой (схема начерчена на доске).

- Начертите данную схему в тетрадях для правил.

упр. 265, 266, 267 – устно;

упр. 273 –будет ли это текстом- понятие о тексте, его основных признаках (тематическое единство, связность, последовательность, завершенность)

Самостоятельное выполнение упр. 265. Данное упражнение позволяет учащимся проверить себя и повторить основные сведения о цепном способе связи предложений в тексте. После самостоятельной работы осуществляется проверка выполнения задания.

5. Знакомство с параллельным способом связи предложений в тексте.

1. Прочитайте тексты, представленные в упр. 268. Сравните способы связи предложений в 1 и 2 текстах. Объясните, чем различаются способы связи предложений в них.

2. Изучите теоретический материал на стр. 109-110. Проанализируйте данную информацию и соотнесите её с текстами упр. 268. Назовите признаки каждого способа связи в тексте 1 и в тексте 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;

формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;

совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.

Форма урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.

1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.

3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.

русского языка в 6 классе по теме

«Текст. Способы и средства


Тема урока: Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.

Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;

формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;

совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.

Форма урока: комбинированный

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.

Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.

1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).

2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.

3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.

5. Умение работать в паре.

6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.

7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.

Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.

Структура урока:

Организация начала урока.

Объяснение нового материала

Работа с учебником

Работа по карточкам

Синтаксический разбор предложения.

Организация начала урока. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

- Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.

- Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.( слайд №2)

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

- Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.

- А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)

Объяснение нового материала

- Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.

- Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

- Как вы думаете, что общего между этими предметами?

( кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)

- Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.

- Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.

- Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

ТЕКСТ - всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ - тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ - отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

- Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира (слайд №4 ):

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

- Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

- Составьте предложение с любым из этих слов.

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

- Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

- Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

Наличие главной мысли (идеи)

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

Логическая связь частей

- Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст - это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

4. Работа с учебником, упр. 193.

- Пока мы будем выполнять упражнение, 2 ученика будут работать по карточкам (Приложение №1)

-Давайте докажем, что перед нами текст

Проверяем работу по карточкам

5. Работа по карточкам: (слайд № 6)

Слушаем ответы учащихся:

( - в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью;
- во втором варианте нарушена композиция и связь предложений;
- в третьем варианте текст.)

Вопросы для беседы:

- Что из предложенных примеров является текстом? Почему?

Из предложенных примеров текстом является : “Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. (М. Пришвин)”

Запись текста в тетради.

- Докажите, что перед вами текст.

- Давайте запишем второе предложение и сделаем его синтаксический разбор.

6. Синтаксический разбор предложения.

Над соседним лесом показался краешек солнца.(Повест., невоскл., простое, распростр.)

7. Физминутка

8. Работа в парах.

-Ребята, если мы посмотрим на черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает на нас хорошее настроение.

- Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов

Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.

- Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их.

9.Составление схемы.

Выполнение задания №1. (раздаточный материал) Приложение№2

Восстановить строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .

Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,

Весна, со двора, гонит, И.

Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.

Строки, которые получились (слайд № 9):

Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.

- Определить тему стихотворения и его основную мысль.

И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Зимы, которой не хочется уступать. Основная мысль - показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.

- Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?

(Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.)

- Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?

-Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Назовите их.

Определите способ связи предложений в тексте.

Это параллельная связь.

Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.

- Для того чтобы отработать умение различать виды связи, выполним практическую работу.

Практическая работа

1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.

2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Повторить изученное по теме "Текст. Тема текста. "Данное" и "новое" в тексте". Познакомиться со способами и средствами предложений в тексте.

Двадцать пятое ноября. Классная работа.

Учитель русского языка и литературы

 Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизни является, конечно, умение ясно, понятно говорить на своем языке. Л.Н. Толстой

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.


 Что такое текст? Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Что такое текст?

Текст – это группа предложений,

связанных по смыслу и грамматически.


Текст. Способы связи предложений в тексте.

Текст. Способы связи предложений в тексте.

Цели: Повторить - ? Узнать - ? Научиться - ?

Давайте успевать везде: в учебе, спорте и труде!

Ученье да уменье всегда найдёт примененье.

I . Повторение Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. 2) Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего щенка Бобки. С тех пор от Иваныча житья не стало. 3) Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло два часа. Мама пошла посмотреть – хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов остались. А Иваныча вымыть пришлось. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом другие высказывания?

  • Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый.

2) Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего щенка Бобки. С тех пор от Иваныча житья не стало.

3) Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч – ленивый, неповоротливый. Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло два часа. Мама пошла посмотреть – хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов остались. А Иваныча вымыть пришлось.

Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом другие высказывания?

I . Повторение Что такое текст? Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Назовите признаки текста . Наличие группы предложений; Смысловая связность; Единство темы, предмета речи; Наличие основной мысли; Структурная связность.

Что такое текст?

Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью.

Назовите признаки текста .

  • Наличие группы предложений;
  • Смысловая связность;
  • Единство темы, предмета речи;
  • Наличие основной мысли;
  • Структурная связность.

 Тема текста – это то, о чём говорится в тексте. Основная мысль текста обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку героя или события.

Тема текста – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку героя или события.

Бегает по лугу тонконогая изящная птица с ярко-жёлтой грудкой. Она непуглива, но беспокойна и только перепархивает с травинки на травинку, качая длинным хвостиком.

Бегает по лугу тонконогая изящная птица с ярко-жёлтой грудкой. Она непуглива, но беспокойна и только перепархивает с травинки на травинку, качая длинным хвостиком.

Упражнение 267 В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части - … и … . Предложение начинается с … . В нем в сжатом, свернутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К … добавляется … , в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. … скрепляет предложения, … развивает мысль, продвигает высказывание вперед. Так происходит развёртывание текста.

В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части - … и … . Предложение начинается с … . В нем в сжатом, свернутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К … добавляется … , в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. … скрепляет предложения, … развивает мысль, продвигает высказывание вперед. Так происходит развёртывание текста.

 В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части - данное и новое . Предложение начинается с данного . В нем в сжатом, свернутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К данному добавляется новое , в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. Данное скрепляет предложения, новое развивает мысль, продвигает высказывание вперед. Так происходит развёртывание текста.

В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части - данное и новое . Предложение начинается с данного . В нем в сжатом, свернутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К данному добавляется новое , в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. Данное скрепляет предложения, новое развивает мысль, продвигает высказывание вперед. Так происходит развёртывание текста.

Вывод :

II . Исследование текста. Найдите данное и новое в тексте и подпишите. Понаблюдайте, как сцепляются предложения в тексте . 1 группа: стр.109, упр.268 – текст №1. 2 группа: стр.109, упр.268 – текст №2.

II . Исследование текста.

Найдите данное и новое в тексте и подпишите. Понаблюдайте, как сцепляются предложения в тексте .

1 группа: стр.109, упр.268 – текст №1.

2 группа: стр.109, упр.268 – текст №2.

1. Вытянуть вопрос из шкатулки.

2. Прочитать его вслух.

3. Ответить на вопрос.



СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. 2 урок

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

ЕГЭ

Лексические средства связи предложений в тексте. 1. Лексический повтор 2. Однокоренные слова 3.Синонимы лексические 4.Синонимы текстовые 5.Описательный оборот 6. Антонимы

Лексические средства связи предложений в тексте.

1. Лексический повтор

2. Однокоренные слова

3.Синонимы лексические

4.Синонимы текстовые

5.Описательный оборот

Морфологические средства связи предложений в тексте. 1. Местоимения а) Личные: он, ему, о ней б)указательные: такой, тот, этот 2. Сочинительные союзы: и, а, но

Морфологические средства связи предложений в тексте.

а) Личные: он, ему, о ней

б)указательные: такой, тот, этот

2. Сочинительные союзы: и, а, но

Исследование текста Стр.110,упр.271

Задание: Определите способ и средства связи предложений. Связаны ли эти предложения по смыслу? Можно ли эту группу предложений назвать текстом. Почему?

Я пошёл в кино. Кинотеатр на нашей улице. Она самая старая в Москве. Москва – центр всех железнодорожных путей страны. Железные дороги – артерия народного хозяйства.

Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером п(а,о)ловичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клу(п,б)ки шерсти.

Во дв(а,о)ре выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и,е)дро. Возле колодца поселилась л(е,я)гушка.

В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти.Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик.

Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.

Если за день ничему не научился, зря прожил день.

ничему не научился,

зря прожил день.

Повторили - ? Узнали - ? Научились - ?

Правила: учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его. Ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику.

Читайте также: