Конспект русские народные песни 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак по музыке для 5 класса.

Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
  3. формирование вокально-хоровых умений обучающихся.

Предметные компетенции

  • дать представление о жанрах в музыке (народная песня, авторская песня)
  • развивать умение слушать вокальную музыку (сольное, хоровое пение)
  • способствовать развитию понимания смежных видов искусства (музыка, литература, живопись)
  • знакомство с творчеством русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)
  • определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента – колокольные звоны)
  • дать представление о музыкальной культуре русского народа
  • способствовать совершенствованию вокально-хоровой грамотности

Информационная компетенция

Социальная компетенция

  • воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью)
  • развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)

Коммуникативная компетенция

  • развивать диалогическую и монологическую речь

Личностная компетенция

Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения народной культуры

Ход урока

Слайд 3

Ноты

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где-то в шкафу мы нашли,
А может, она начинается
Со стука вагонных колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?

Учитель: Хорошая песня – это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о добрых чувствах.

Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её пейзажи.

Ученик: Мир русской песни – это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский пейзаж.

Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.

(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения стихотворения).

Как кому на свете
Дышится, живётся -
Такова и песня
У него поётся.
Жизнь даёт для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета -
То и отразится
В песне у поэта –

Ученики представляют свои литературные опыты.

Слайд 4

И. Шишкин. Среди долины ровныя

Слайд 5

(Учитель исполняет два куплета песни)

Ноты

Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.

(Учитель исполняет песню.)

Слайд 6

Ноты

Слайд 7

В. Поленов. Монастырь над рекой

Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.

Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.

Ученик: Вдалеке - бескрайние широкие просторы.

Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой – матушкой.

Музыкальное рисование в тетради по музыке.

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.

Слайд 8

(Учитель играет аккомпанемент).

Какие звоны изображает аккомпанемент песни?

Ученик: колокольные звоны

Ноты

Слайд 9

Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном до́рог и близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах.

И. Левитан. Вечерний звон

Музыкальное рисование в тетради по музыке.

Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.

Ученик: Звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.

2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?

Слайд 10

Запись в тетради по музыке: Вывод: Русская народная песня отражала:

Ученик: природу России, её пейзажи

Ученик: быт, чувства и переживания людей

Ученик: будни и праздники народа

Домашнее задание: (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)

Слайд 11

Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Цель: - формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к русской народной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

I. Организационный момент.
Дети входят в класс под колокольный звон. Музыкальное приветствие.

II. Вступительная беседа
Учитель: Ребята, какие звуки встретили вас в классе?

Дети: Колокольный звон.

Учитель:Это не просто колокольный звон, это звуки русской земли. С давних пор на Руси человек рождался, жил и умирал под эти звуки. Если надвигалась беда, люди узнавали об этом по тревожному набату колокола, о праздниках возвещал благовест. И сегодня, если рано утром вы выйдете на улицу и прислушаетесь, то услышите песню колоколов, разносящихся над нашим городом. Это значит, что начался новый день. Колокольный звон в начале урока прозвучал не случайно. Эти звуки обозначили тему нашего урока.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь? Попробуйте определить тему урока.

Учитель:У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни. Сегодня мы поговорим о многообразии русской народной песни. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве. Из далекого прошлого и ближайших времен несут нам народные песни удивительную свежесть и целомудренность, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Русской народной песне не нужны внешние эффекты, а порой и инструментальное сопровождение. Как называется прием исполнения песни без сопровождения инструмента?

Дети: а capel la.

Учитель:Какой еще прием мы использовали в исполнении этой песни?

Дети: Канон.

Исполнение:1 куплет – пение с солистом, 2 и 3 куплеты – каноном. Анализ и оценивание пения.
Учитель: Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. Живыми, реальными предстают перед нами красно солнышко, тонкая рябина, зеленая трава и символ родной природы – стройная березка. Вот она, русская красавица. Посмотрите, на ее ветвях нет листьев!
В процессе изучения с многообразия народной музыки, мы познакомились с жанрами русской песни. Чем больше жанров вы сейчас назовете, тем больше листиков появится на веточках березы.

Дети называют знакомые жанры русской народной песни, на березке появляются листики с их названия ми.

Исторические . Сиротские. Урожайные
Солдатские . Свадебные . Частушки
Шуточные . Трудовые . Лирические

Исполнение песен.

Песня русская в березах, в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Сколько песен у России –
Сколько во поле цветов!
Кто сложил ее, не знаю,
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова ее простые
Душу трогают до слез, столько песен из России,
Сколько в рощицах берез.
Словно музыка степная
Золотая рожь встает
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие, что охота подпевать…
Столько песен у России, -
Никому не сосчитать.

Учитель:Композиторы всех времен черпали свое вдохновение в народной песне. Скажите, в каком известном произведении русского композитора эта песня получила свое второе рождение?

Дети: В четвертой симфонии П.И. Чайковского.
Слушание музыки ( 4 часть симфонииП.И.Чайковского)

За Отчизну побьюсь.
Обо мне не тужи:
Я оттуда вернусь
Со крестом на груди.

Не отдамся живой
На добычу врагам,
И своею рукой
Кровью выкуп отдам.

Так прощай же, жена,
О победе молись,
Будь до гроба верна
И не плачь, не томись.

Если ж в битве паду
Я от вражьей руки,
То со славой умру,
Ты ж меня вспомяни.

Учитель: Сейчас мы с вами исполнили казачью героическую песню. С песней шли воевать, возвращались с победой, праздновали и горевали. Какое счастье быть исполнителем таких песен! В них заключена и щедрость, и широта русского характера. А какое же веселье без песни?! Были среди них и те, которые смеялись и хохотали, даже критиковали своих героев. Доставалось всем: и подругам, и ухажерам, и лентяям. Что это за песни?
Дети: Частушки.

Учитель: Это песни для себя и про себя. Их краткость и острый юмор определили для частушки долгую жизнь. Их поют уже много лет, споем и мы.
Проверка выполнения домашнего задания.
Дома ребята подобрали народные частушки и выучили их

• Исполнение частушек
• Оценивание пения.

IV. Подведение итогов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок музыки в 5 классе по теме:

"Мир русской песни".

Тип урока: изучение нового материала.

Цель : сформировать представление о многообразии мира народной песни.

Научить различать жанры народных песен;

Возбудить интерес к народной песенной культуре.

Учебные задачи:

· Познакомить с историей развития жанров народной песни;

· Научить определять в звучании жанровые особенности народных песен;

· Научить вслушиваться в музыкальную ткань произведения;

· Развивать эмоциональный отклик на слушание и исполнение музыки;

· Сформировать чувство личной ответственности за результат совместной работы;

· Обучить разным способам движения в хороводе;

· Сформировать умение моделировать из знакомых ритмических рисунков музыкальное сопровождение к народной песне;

· Побудить детей к самостоятельному поиску ритмических рисунков при музицировании на шумовых инструментах;

· Формирование вокально-хоровых навыков.

Оснащение урока:

· Информационные листы для учащихся.

Предварительная подготовка: некоторым учащимся класса (по количеству изучаемых жанров народной песни). На столах лежат музыкальные инструменты и текст об одном из видов народных песен..

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация на активное сотрудничество . (Звучит народная музыка)

Учитель : Кто может сказать, какая музыка звучала сейчас? Кто ее автор? (Ответы детей)

Как вы считаете, какая тема нашего урока? Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Ответы детей)

Тема нашего урока: "МИР РУССКОЙ ПЕСНИ". НАРОДНАЯ МУЗЫКА.

Цель урока : Мы сегодня научимся различать жанры народных песен.

А как можно изучать музыку? Что мы с вами на уроке сможем сделать для этого? А еще мы узнаем новое о народной песне. Для этого я приготовила вам небольшие карточки-справки на данную тему.

(Ответы детей: петь, танцевать, слушать, играть на инструментах).

III. Изучение нового материала.

1. Учитель: Все народные песни связаны с какими-то моментами нашей жизни. Ребята, чем был занят каждый день простой человек? Чем заняты ваши родители каждый день? (Ответы детей)

Давайте с вами послушаем отрывок песни и поразмышляем, для чего была нужна во время работы песня? (Ответы детей)ДУБИНУШКА

Конечно, народная песня помогала в работе, облегчала труд людей.

Чтобы людям было проще организовать свои усилия, они кричали возгласы или пели короткие попевки - возгласы. Давайте попробуем все вместе почувствовать ритм этой песни. (исполнение вместе с учителем)

2. Учитель: закончился трудовой день. После тяжелой работы чем занимался человек?

Как отдыхал? (Ответы детей)

Послушаем отрывок песни и поразмышляем о ее роли в жизни человека. (слушание) (Ответы детей)

Хочется вам поучаствовать в исполнении этой песни? (исполнение вместе с учителем: игра на детских музыкальных инструментах, импровизация движений)

Но не все плясовые песни у народа были быстрыми. Были и особенные - хороводные. Что это за песни, послушаем ответы 2 группы.

Каждый вечер после работы парни и девушки собирались водить хороводы. Хоровод можно водить по- разному: по кругу, змейкой, улиткой.

Я буду гл. хороводницей. (выходят 3.4 группы) (водят хоровод и поют песню).

Еще был другой хоровод – стенка на стенку. В нем парни и девушки вставали напротив друг друга и по очереди исполняли песню.

3. Учитель: На вечерних гуляньях молодые люди приходили не только развлекаться, но и других посмотреть и себя показать, а еще и точно подметить достоинства и недостатки друг друга. В каких коротких песенках это исполнялось? (Ответы детей)

Послушаем 3 группу о роли этого жанра в народной песне. А как поются частушки? (Ответы детей)

Приглашаю на нашу сцену самых голосистых. ((исполнение вместе с учителем)

4. Учитель: Ребята, а если не было у человека настроения. Какую музыку мог послушать или исполнить человек? (Ответы детей) Были в народе для этого случая особые песни – лирические. Послушаем 4 группу, что они нам расскажут об этом жанре песни.

5. Учитель: На этот случай были у народа особенные песни – обереги. Относились они к обрядовому жанру. Послушаем 6 группу об особенностях этого жанра. Для того, чтобы защитить себя от разных неприятностей, народ совершал разные обряды.

IV. Итоговый этап.

Итак, что мы сегодня узнали на уроке? Какие жанры народных песен существуют? (Ответы детей)

Мне очень понравилась ваша работа, и я хочу отметить самых голосистых, самых плясунов, самых сообразительных.

Рефлексия. Я хочу узнать, с каким настроением вы уйдете с сегодняшнего урока? У меня есть 2 корзины. Одна для веселого настроения, другая - для грустного.

Спасибо, урок закончен.

Народная песня.

Песня – это самый популярный вид музыки. Песни бывают: народные и композиторские. У Народной песни нет автора. Ее создателем является коллективный творец – народ. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Поэтому народные песни отличаются простотой мелодии и текста.
Хороводные песни
Хоровод - Старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались. Большая роль в хороводе отводится хороводнице – женщине, которая пользуется всеобщим уважением, благодаря чему и заслужила право руководить танцем.

Народная песня.

Песня – это самый популярный вид музыки. Песни бывают: народные и композиторские. У Народной песни нет автора. Ее создателем является коллективный творец – народ. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Поэтому народные песни отличаются простотой мелодии и текста.
Обрядовые песни

Один из наиболее старинных видов русских народных песен. Наши предки,поклоняясь силам природы, старались символически выразить то, что совершалось на небе или на земле. Подражая действиям своих богов, они думали, что творят им угодное и верили, что таким образом задабривают богов. Обряды тесно связаны земледелием, поэтому проводились круглый год.

1. Кто сказал – частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Только дело разве в моде

Если любят их в народе?

2 Если надо – мы станцуем,

Если надо – мы споем,

Не волнуйтесь наши мамы,

Мы нигде не пропадем!

3. Мама пишет сочиненье

И решает уравнение.

Получается, что “5”

Будем вместе получать.

Народная песня.

Песня – это самый популярный вид музыки. Песни бывают: народные и композиторские. У Народной песни нет автора. Ее создателем является коллективный творец – народ. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Поэтому народные песни отличаются простотой мелодии и текста.
Трудовые песни.

Во время трудовых процессов, требовавших постоянных ритмических усилий, уже в глубокой древности зародились трудовые песни. Они известны у всех народов и исполнялись при подымании тяжестей, забивании свай, вспахивании поля, водочерпании, ручном помоле зерна, выделке льна, во время гребли и проч. Такие песни могли исполняться при одиночной работе, но они особенно были важны при работе совместной. Песни содержали команды к одновременному действию. Их основным элементом был ритм, организовывавший процесс труда.

Народная песня.

Песня – это самый популярный вид музыки. Песни бывают: народные и композиторские. У Народной песни нет автора. Ее создателем является коллективный творец – народ. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Поэтому народные песни отличаются простотой мелодии и текста.
Лирические песни.

Лирические песни для русского народа были способом выражения своих мыслей и чувств, радости, горя, тоски. Главными героями лирических песен всегда были простые люди: крестьяне, солдаты, бурлаки, ямщики.

В песнях рассказывалось о простой повседневной жизни: о чувствах к далекому любимому, о воспоминаниях, о родине, о жалобах на свою жизнь.Такие песни исполнялись чаще сольно.


4. Мама спрашивает Васю:

– Чем ты, Вася, занят в классе?

Он задумался слегка

И ответил: – Жду звонка!

5.Папа мне решил задачу,

В математике помог,

Мы потом решали с мамой

То, что он решить не смог.

6. Ох, устали мы устали,

По хозяйству хлопотали.

Если надо вам помочь-

Позовите, мы не прочь!

Народная песня.

Песня – это самый популярный вид музыки. Песни бывают: народные и композиторские. У Народной песни нет автора. Ее создателем является коллективный творец – народ. Люди сочиняли и пели песни, когда им было весело или грустно, когда они работали или отдыхали. Любой человек мог изменить слова или мелодию песни в зависимости от его желания. Народная песня передавалась из поколения в поколение, поэтому за несколько лет она могла изменяться несколько раз. Простые крестьяне не могли записать ни слов, ни музыки, поэтому песни запоминали наизусть. Поэтому народные песни отличаются простотой мелодии и текста.
Частушки – это небольшие песенки обычно юмористического содержания. Термин частушка был введен писателем Г.И. Успенским. До него частушки называли прибасками, побасками, припевками. Частушки в краткой юмористичной форме выражают отношение народа к определенным событиям. Частушки первоначально исполняли исключительно молодые парни на деревенских беседах. Не удивительно, что первые частушки были любовного характера.

Конспект урока музыки в 5 классе

Конспект урока музыки в 5 классе "Русские народные песни. Песни в народном стиле. Цель урока: закрепить разнообразие жанров народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке.

Цель урока: закрепить разнообразие жанров народной песни и ее дальнейшее развитие в композиторской музыке.

Задачи урока:


2. Развивающая: развивать познавательную деятельность, формировать умение анализировать музыкальное произведение, пользоваться музыкальной терминологией. Раскрывать творческий потенциал учащихся.

3. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки , чувства патриотизма и уважения к своей Родине.

Музыкальный материал:

Виды деятельности учащихся:

· выполнение творческого задания;

· отгадывание жанров русских народных песен;

· слушание музыкального материала;

· анализ прослушанного фрагмента музыкального произведения;

Формы работы учащихся: коллективные (пение, слушание, анализ музыкального произведения), групповые (творческое задание, загадки о жанрах народных песен).

раздаточный материал для работы в группах, баян.


I . Организационный момент.

- Очень рада видеть вас,

Дружный 5 класс.

Учитель: Давайте настроимся на рабочий лад и постараемся провести этот урок плодотворно.


Учитель: Ребята, вспомните, когда вы заходили в класс, какая музыка звучала?

Ученик: Звучала русская народная музыка.

Учитель: Правильно. Назовите самый распространённый жанр русской музыки?

Ученик: Самый распространённый жанр русской музыки - это песня.

Учитель: Как вы думаете, почему именно песня стала самым популярным жанром в народной музыке?
Ученик: Я думаю, потому что песня сопровождает человека с самого рождения и до смерти.


Учитель: Скажите, какие песни называют русскими народными и почему?

Ученик: Русские народные песни – это песни, которые сочинил русский народ.

II. Определение темы урока.

Учитель: Как вы думаете, могут ли композиторы и поэты, живущие в наше время, создать песни, которые будут звучать как народные песни?

Ученик: Я думаю, что могут. Если композиторы будут использовать интонации близкие к народным и особенности, которые присущи только народным песням.

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Ученик: О песнях.

Учитель: Правильно, о каких песнях?

Ученик: О современных песнях, которые будут напоминать русские народные песни.

Учитель: Правильно, и не только о них. О каких песнях я спрашивала в начале урока?

Ученик: О русских народных песнях.

Учитель: Правильно.

III . Повторение пройденного материала.

Учитель: Вспомните, каким образом песни, которые были сложены много лет и даже веков назад дошли до нас?

Ученик: Люди передавали песни из уст в уста из поколения в поколение.

Учитель: Правильно. Люди передавали, таким образом, не только песни, но все что знали и умели – это и музыкальное, и устное, и декоративно-прикладное творчество. А о чем же люди слагали песни?

Ученик: Песни слагали о жизни. А жизнь охватывала много разных тем.

Учитель. Правильно. Тематика русских народных песен многообразна.

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Герои русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину.

Учитель: Какие жанры народных песен вы знаете?
Ученики: (перечисляют жанры)

IV . Творческое задание.

В завершении предложить участнику из группы, которая первая справилась с заданием, прочитать получившиеся слова. Остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

V . Загадки о жанрах народной музыки.

Сейчас я буду зачитывать характеристики, а вы должны понять, о каком жанре народной музыки идет речь.


1. (Слайд 3, 4) Хороводные. Древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки.

2. (Слайд 5, 6) Трудовые. Помогали в труде, описывают определённые действия.


3. (Слайд 7,8) Плясовые. Плавные, напевные, их хочется пропеть и пуститься в пляс.


4. (Слайд 9,10) Солдатские. Песни бравого, маршевого характера, ритмические, мужественные, решительные.


5. (Слайд 11,12) Лирические. Песни отражающие мир личных чувств, часто начинаются с обращений: к людям (матери, отцу, милому и т. д.), к родной сторонке или различным явлениям природы: утренней заре, темной ноченьке, буйному ветру и т. д.


6. (Слайд 13, 14) Колыбельные. Их назначение: укачать, убаюкать ребенка.

7. (Слайд 15,16) Плач. Жанр народной песни, в котором передаются горе, скорбь, исполнялся специальными певицами-плакальщицами.
Жизнь русского человека всегда была непростой. В дореволюционные времена народная песня-плач сопровождала человека в разные моменты жизни. Например, когда молодого человека провожали в солдаты. Ведь в царские времена в солдаты человек уходил на 25 лет - почти на всю жизнь, и родные прощались с ним, плача, почти навсегда. С плачем отдавали девушку замуж, ведь она уходила в чужую семью, кто знает, как сложится ее жизнь. С плачем хоронили людей. Когда пелись плачи, то в них вставлялись настоящие рыдания и всхлипывания. Плачи иногда исполнялись специальными певицами-плакальщицами.


Учитель: Следующий жанр русской песни всем вам хорошо знаком.
8. (Слайд 17, 18) Частушка. Жанр песенного фольклора; короткая песенка юмористического содержания, отличающаяся быстрым, учащенным темпом исполнения.


Учитель: Молодцы! Каждый из жанров отражает определенную сторону жизни русского народа. Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, у них есть общие черты, отличающие их от многих других песен. Назовите их.

Ученик: Отличительные черты русских народных песен – это многокуплетность, наличие устаревших слов, вместо припева используются повторы последних строчек, распевания, сопровождение исполнения на русских народных инструментах. (Слайд 19)

Учитель: Правильно. И самая главная черта, которая объединяет русские народные песни – это (Слайд 20)… постарайтесь назвать, правильно расставив буквы в слове.

Ученики: (Слайд 21) Певучесть.

VI . Знакомство с новой песней.

Учитель: Вам понравилась эта песня? О чем эта песня?

Ученик: О России.

Учитель: С кем олицетворяют Россию в этой песне?

Ученик: С человеком.

Учитель: В народных песнях часто олицетворяли неодушевленные образы с одушевленными. В этом выражалась любовь к своей родине, родимой сторонке.

Учитель: Какие чувства вызывает у вас эта песня?
Ученик: Любовь к родине, нежность.
Учитель: Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Поясните свой ответ.
Ученик: Литература и музыка взаимодействуют друг с другом, важно значение каждого вида искусства.

Учитель: Что вы можете сказать о характере этой песни?
Ученик: Плавная, неторопливая, мелодичная, спокойная…
Учитель: Скажите, вы услышали в этой песне слова, которые часто употреблялись в народе? Какие это слова?

Ученик: Красно солнышко, синь-синева.

Учитель: (Слайд 24) Правильно. Такие слова употребляли в народе в обращении к солнцу, небу, природе в закличках, пословицах, поговорках.

Учитель: Ребята, что еще в этой песне указывает на народный стиль?

Ученик: Русские народные музыкальные инструменты.

Учитель: Сейчас мы с вами разучим 1 куплет и припев этой песни, но перед началом я хочу обратить ваше внимание на народную манеру исполнения. Она выражается в пении на растянутых в улыбке губах. От этого в голосе появляется звонкость, яркость и открытость, что характерно для народного исполнения.

Учитель разучивает 1 куплет и припев, по ходу объясняя выразительные особенности исполнения песни.

Учитель: Предлагаю всем встать и закрепить 1 куплет и припев песни стоя. Во время исполнения помните о правилах дыхания и звуковедения.

Учащиеся стоя исполняют 1 куплет и припев песни "Красно солнышко" 2 раза подряд.

Учитель: Ребята, в начале урока вы высказали свои предположения, могут ли композиторы и поэты, живущие в наше время, создать песни, которые будут звучать как народные песни? Какой вывод теперь вы можете сделать на примере этой песни?

Учащиеся делают вывод.

Учитель: Чему учит современного человека русская народная песня?
Ученик: Трудиться, уважать традиции, любить Родину, быть смелыми, мужественными.

- На уроке я узнал…

- У меня получилось…

Провести опрос нескольких человек.

VIII . Домашнее задание (Слайд 26)
Учитель: Ребята, дома я предлагаю вам сочинить частушку о себе, своих друзьях, о своем классе.
Наш урок подошел к концу, спасибо за внимание.

Читайте также: