Спасение людей с верхних этажей зданий при пожаре конспект

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Средства эвакуации при пожарах в зданиях.

Макарова Анастасия Анатольевна ,

преподаватель – организатор ОБЖ

Средства эвакуации при пожарах в зданиях.

Проблема эвакуации людей при пожарах в высотных зданиях, не оборудованных современными средствами безопасности, является общей для всех стран.

На решение данной проблемы брошены большие силы и средства, потому что средства спасения при пожаре подчас являются единственной возможностью покинуть зону возгорания. Назначение таких приспособлений – спасение жизней людей. Некоторые конструкции также возможно применять при эвакуации материальных ценностей, документов, оборудования.

Существуют два направления в эвакуации людей из пожара:

1. Применение мобильных технических средств. В эту группу относят подъемные установки разного типа, летательные аппараты, внешние лифты, автолестницы и прочее.

2. Использование технических средств спасения, работающих по принципу гашения скорости падающего с высоты груза. В эту группу входят специальные рукава, канатные спускные устройства и амортизирующие прыжковые приспособления.

1. Мобильные технические средства спасения

Эвакуационные установки этого типа используются в любых ситуациях в независимости от архитектурных и технических особенностей горящих зданий. Чаще всего для этого применяют автолестницы и вышки. И отечественные и зарубежные производители предлагают достаточно широкий ассортимент мобильных установок этого типа, в которых высота подъема спасательного средства варьируется в диапазоне от 10 до 70 м.

Такой подход к широте модельного ряда специальных автомобилей оправдан. Оснащение пожарных расчетов производят с учетом наличия многоэтажных домов в регионе. К примеру, если в городе многоэтажки не превышают высоты 16-17 этажей, то оптимальный вариант использования мобильной установки с вылетом стрелы не более 50 м. К примеру, автолестница АЛ-50 или автовышка АКП-50. Эти устройства удобны тем, что они устойчивы, прочны и мобильны, поэтому набирают большой рейтинг надежности у пожарных.

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/44972/pub_5d8726533f548700ad0b4be8_5d872e223d873600adff8ddf/scale_1200

Рис. 1 автолестница АЛ-50

Если в городе есть здания большей высоты, то эти мобильные установки не смогут работать. Они громоздки, для подъема стрелы требуется пространства, которого между такими домами просто нет. В этих случаях стараются выбрать альтернативный способ эвакуации.

Спасательные комплексы. Это так называемые подъемно-спусковые устройства (ПСУ). В основе конструкции и комплектации лежат два приспособления: лифт и канатная дорога. Сложность использования этого средства заключается в том, что у него ограничена высота подъема лифта – не более 150 м (ограничение в прочности канатов). Особенность - на стене здания проектом должен быть предусмотрен монтаж специальных консолей, по которым будет перемещаться лифт.

Работает ПСУ следующим образом:

1. подъезжает автомобиль;

2. к нему крепятся конец канатов;

3. он начинает движение;

4. лифт начинает подниматься посредством роликов.

Скорость перемещения лифта оптимальная – за 5 минут он преодолевает в высоту 100 м.

https://s.alicdn.com/@sc01/kf/HLB17IftTMTqK1RjSZPhq6xfOFXaO/High-Quality-2ton-Passenger-Material-Elevator-of.jpg

Рис. 2 подъемно-спусковое устройство

Пожарные вертолеты

В зданиях повышенной этажности для экстренной эвакуации людей достаточно успешно могут применяться вертолеты. Спасение людей с крыш высотных зданий в основном происходит со специально приспособленных посадочных площадок. Специально оборудованные вертолеты укомплектованны спасательными кабинами, подъемно-спускными механизмами, средствами связи, мощными источниками освещения и другим специальным оборудованием. Спасательные кабины крепятся на внешней подвеске вертолетов. Наиболее часто все манипуляции кабинами осуществляются за счет перемещения самого вертолета, однако имеются конструкции, вертикальное движение которых осуществляется при помощи лебедки.

https://gunsfriend.ru/wp-content/uploads/7/f/6/7f63c1f8dbcb997929999c73fce95e49.jpg

Пожарный вертолет Ка -32А

Летательные аппараты используются лишь в том случае, если высота горящих зданий превышает 50 м. При этом эти здания должны быть укомплектованы посадочными площадками, расположенными на крышах. В России таких зданий очень мало, поэтому используют вертолеты для спасения по другим схемам, что не скажешь о западных государствах и США, где практика спасения людей вертолетами широко распространена.

Основными факторами, ограничивающими возможность использования вертолетов при проведении спасательных работ, являются такие:

· аэродромы и вертолетные площадки обычно располагаются за городом, поэтому скорость прилета на место пожара у вертолетов невысокая, автомобили приезжают гораздо быстрее;

· влияние погодных условий на эффективность проведения спасательных работ;

· наличие на трассе прилета различных препятствий в виде столбов и линий электропередач, высотных зданий и прочего;

· непосредственное воздействие на вертолет, а соответственно и на экипаж, негативных факторов пожара;

· необходимость спецподготовки экипажа;

· большие денежные вложения на содержание посадочных площадок и самих летательных аппаратов.

2. Технические средства спасения, работающие по принципу гашения скорости падающего с высоты груза - простейшие механизмы и устройства, которые помогают провести эвакуацию в кратчайшие сроки.

Спусковые устройства.

Трап. С его помощью можно производить спасение с высоты не более 20 м. При этом спасать можно людей в независимости от их физического состояния: инвалиды, старики и дети, прочие группы граждан - спускаться по трапу безопасно. Для приведения его в рабочее состояния потребуется 5 минут. Продержится он в рабочем состоянии 60 минут. Скорость эвакуации – 5 человек в минуту. Эксплуатировать трап можно на 300 пожарах. Температурный режим эвакуации от -40С до +40С.

http://www.xn--c1anuw.xn--p1ai/foto/news/2013/15.08.2013/2.JPG

Рис. 4 спасательный трап

Канатные устройства

Принцип работы этого средства спасения – торможение каната за счет силы трения внутри спускового механизма.

В зависимости от модели устройства этого типа могут спускать людей с высоты от 5 до 150 м. Важно знать: пожарные расчеты такими средствами не комплектуются, приобретением таких средств спасения занимаются собственники объекта.

https://krym-torg.ru/oc-content/uploads/62/11696.jpg

Рис. 5 Устройство канатно-спусковое Слип-Эвакуатор

Спасательные рукава

Устройство спасательное рукавное является наиболее эффективным и безопасным средством коллективного спасения с высоты, применяемым во многих странах мира.

Это рукава из эластичного материала, по внутреннему объему которого и производится эвакуация с высоты. При этом спасаемые не обязательно должны иметь какую-то подготовку спуска. Это безопасно, быстро и эффективно. Скорость эвакуации 5-10 человек в минуту.

Спасательный рукав пригоден для спуска людей независимо от их антропометрических данных, возраста, физического и психического состояния. Безопасная скорость спуска обеспечивается за счёт сил трения между одеждой спасаемого и внутренней поверхностью обжимающего тело эластичного рукава. Скорость спуска в рукаве может регулироваться непосредственно спасаемым за счёт изменения положения частей тела или спасателями, находящимися на земле (рукав можно отклонить от вертикали, закрутить или пережать руками). Важно, что при входе в спасательный рукав и при спуске в нём люди не испытывают страха высоты. Теплоотражательная оболочка из огнестойкой ткани защищает рукав и спускающихся в нем людей от воздействия высокой температуры, искр и выбросов пламени.

В России разработаны и используются мобильные рукава, стационарные и переносные. Современные автолестницы и вышки обязательно комплектуются мобильными моделями. Многие объекты сегодня также комплектуются, только стационарными конструкциями.

https://i.pinimg.com/originals/cc/19/75/cc19750dc9ae733b61e66b2307ea1fc1.jpg

Рис. 6 Пожарный спасательный рукав

Прыжковые спасательные устройства - предназначеы для спасания людей с высоты не более 20 м при пожарах и основанные на поглощении энергии удара прыгающих сверху людей.

Разрабатываются в двух направлениях:

1. натяжные полотна;

2. прыжковые спасательные устройства.

Спасательное натяжное полотно – устройство в виде полотна, удерживаемое операторами или с помощью конструктивных элементов и предназначенное для спасания прыгающих с высоты людей при пожарах.

Максимальная высота спасения – 10 м. Полотна используют лишь в тех случаях, когда другие средства применять невозможно. Причина – высокая степень получения травм при падении.

Полотно спасательное натяжное предназначено для экстренной эвакуации людей при пожарах и других аварийных ситуациях в зданиях и сооружениях ограниченной этажности, когда другие способы эвакуации невозможны. Полотно спасательное натяжное состоит из полотнища, усиленного ленточным каркасом. По периметру проходит опоясывающая силовая лента, образующая ручки для натяжения полотнища операторами. В центре спасательного полотна находится мишень приземления белого цвета. Аварийно эвакуационное полотно спасательное введено в Табель положенности пожарно-технического вооружения.

https://st20.stpulscen.ru/images/product/310/593/226_big.jpg

Рис. 7 Спасательное натяжное полотно

Спасательное прыжковое пневматическое устройство – устройство объемного типа, весь объем или каркас которого наполнен воздухом или газом с избыточным давлением, предназначенное для спасания прыгающих с высоты людей при пожарах, их используют, если необходимо провести спасение людей с высоты до 20 м.

Пневматический мат с надувным каркасом представляет собой прочную оболочку из синтетического материала, имеющую надувной каркас. Наполнение каркаса воздухом осуществляется из баллона высокого давления непосредственно перед работой. В процессе проведения спасательной операции подкачка воздуха не требуется. В момент падения на мат человека воздух из оболочки сбрасывается через систему отверстий. Восстановление формы оболочки и заполнение ее воздухом осуществляется автоматически. Основным предназначением данной конструкции является эвакуация людей с верхних этажей горящих зданий.

http://ural.rrkgroup.ru/865-large_default/ppsu-kub-zhizni-kaskad-5-s-motoventilyatorom.jpg

Рис. 8 Прыжковое устройство Каскад-5 (Куб Жизни)

Заключение по теме

Средства спасения с высоты являются не только последней, а часто и единственной возможностью провести безопасную эвакуацию людей из зоны ЧС.

Современная система спасения при пожаре с высоты – это большое разнообразие различных средств, механизмов и устройств. Именно это разнообразие дает возможность точно подобрать устройство под определенные условия эвакуации с учетом безопасности и эффективности спасения людей.

Спасение людей при пожаре – это действия по эвакуации людей из зоны, где имеется вероятность воздействия на них опасных факторов пожара (ОФП), в безопасную зону. Является главной задачей для пожарных подразделений на пожаре.

Пути и способы спасения людей при пожаре определяются руководителем тушения пожара (РТП) и лицами, проводящими спасательные работы, в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей, нуждающихся в помощи.

Спасение должно проводиться с использованием технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники. При этом должно учитываться состояние основных и запасных путей эвакуации, а также техническую оснащенность объекта системами оповещения, аварийного освещения, дымоудаления.

Спасение с высоты при пожаре

Спасение с высоты при пожаре с помощью автолестницы

Правила

Спасение людей организуется в первоочередном порядке и проводится, если:

  • людям угрожают ОФП;
  • имеется угроза взрыва и обрушения конструкций;
  • люди не могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на них ОФП;
  • имеется угроза распространения ОФП по путям эвакуации;
  • предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ.

При проведении спасательных работ:

  • принимаются меры по предотвращению паники, в том числе с использованием системы внутреннего оповещения;
  • привлекаются администрация и обслуживающий персонал организаций, члены добровольной пожарной охраны к организации проведения спасательных работ;
  • осуществляется вызов скорой медицинской помощи, до ее прибытия первая помощь пострадавшим оказывается силами участников боевых действий по тушению пожаров;
  • предусматриваются места для размещения спасаемых.

Если по имеющимся сведениям о местах нахождения людей спасаемые не обнаружены, необходимо тщательно осмотреть и проверить все задымленные и соседние с горящим помещения, в которых могут оказаться люди.

Для спасения людей используются кратчайшие и безопасные пути:

  • основные и запасные входы и выходы;
  • оконные проемы, балконы, лоджии и галереи, при этом применяются ручные и стационарные пожарные лестницы, пожарные автолестницы, автоподъемники и другие спасательные устройства;
  • люки в перекрытиях, если через них можно выйти из здания или перейти в его безопасную часть;
  • проемы в перегородках, перекрытиях и стенах, проделываемые пожарными.

Способы

Основными способами спасения людей при пожаре являются:


  • вывод спасаемых в сопровождении пожарных, когда пути спасения задымлены либо состояние и возраст спасаемых вызывает сомнение в возможности их самостоятельного выхода из угрожаемой зоны (дети, больные, престарелые);
  • вынос людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться;
  • спуск спасаемых по стационарным и ручным пожарным лестницам, автолестницам и автоподъемникам, при помощи технических спасательных устройств (индивидуальные спасательные устройства, спасательные рукава), когда пути спасения отрезаны огнем или дымом и другие способы спасения невозможны.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших на пожаре посредством: организации самостоятельного их выхода из опасной зоны; вывода или выноса их из опасной зоны пожарными. Защита спасаемых людей от воздействия ОФП осуществляется при перемещении их в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения. При этом должны использоваться наиболее эффективные средства и приемы, в том числе подача огнетушащих веществ (ОТВ) для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма , предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов с применением СИЗОД.

Средства

При спасении людей с верхних этажей зданий (сооружений) с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:


  • автолестницы, автоподъемники и другие приспособленные для этих целей автомобили;
  • стационарные и ручные пожарные лестницы;
  • спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы, индивидуальные спасательные устройства и иные средства спасения);
  • СИЗОД;
  • аварийно-спасательное оборудование и устройства;
  • вертолеты.

Спасение людей и имущества при пожаре при достаточном количестве сил и средств подразделений пожарной охраны проводится одновременно с тушением пожаров. Если сил и средств подразделений пожарной охраны недостаточно, то они используются в первую очередь для спасения людей, при этом другие боевые действия по тушению пожаров не проводятся или приостанавливаются.

При спасении людей допускаются все способы проведения боевых действий по тушению пожаров, в том числе с риском для жизни и здоровья личного состава пожарной охраны и спасаемых.

Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей, при отсутствии нуждающихся в спасении.


Спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий, в зависимости от обстановки и имеющихся технических средств спасения, осуществляется:
- с применением автолестниц, автовышек и автоподъемников;
- с использованием вертолета;
- по сохранившимся или временно восстановленным лестничным маршам;
- с использованием канатной дороги;
- с применением спасательного рукава;
- с использованием альпинистских средств.

Способ спасения определяет командир подразделения спасателей на основе оценки обстановки, возможностей имеющихся средств спасения и состояния пострадавших.
При этом оцениваются:
- условия, в которых находятся пострадавшие, состояние подходов к разрушенному зданию, - устойчивость конструкций, наиболее безопасное и удобное направление ведения спасательных работ;
- количество пострадавших, их местонахождение, физическое и психическое состояние;
- возможности имеющихся спасательных средств применительно к сложившейся обстановке;
- время года, суток, состояние погоды, их возможное влияние на ведение работ.

На основе оценки обстановки определяются:
- наиболее рациональный и безопасный способ спасения пострадавших в данной обстановке;
- необходимые силы и средства;
- порядок спасения в данных условиях;
- основные меры безопасности.

При постановке задачи подразделению, назначенному для спасения пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий, указывается:
- обстановка на объекте спасательных работ;
- задача подразделения, способ спасения;
- время на выполнение задачи;
- меры безопасности;
- порядок эвакуации;
- место развертывания медицинского пункта;
- место пункта управления, порядок связи.




Для обеспечения устойчивости под колеса подкладываются инвентарные упоры, боковые упоры устанавливаются на инвентарные деревянные подкладки. Телескопическая часть выверяется по откосу.
Осуществляется проверка работы автовышки на холостом ходу подъемом на полную высоту до момента автоматического выключения и спуском люльки (площадки) в исходное положение. При подъеме и спуске проверяются устойчивость машины, плавность подъема и спуска рабочей платформы, надежность работы предохранительных устройств.
Для подготовки к спуску и организованного спуска пострадавших к месту их нахождения на высоте поднимаются 1–2 спасателя. Они определяют порядок, очередность и меры безопасности при спуске с учетом физического и морального состояния пострадавших.
Посадка и высадка пострадавших страхуется спасателями. Люлька (платформа) загружается пострадавшими с учетом их состояния, в соответствии с которым они могут опускаться сидя, стоя и лежа. Прием пострадавших на грунте страхуется 1–2 спасателями.
Спасение пострадавших с использованием вертолета применяется для спасения пострадавших с крыш высотных и многоэтажных разрушенных зданий, а также из других зданий и сооружений при затруднении использования других способов спасения.
Для выполнения спасательных работ этим способом назначается экипаж вертолета и 2–3 спасателя, имеющих специальную подготовку.

Спасение пострадавших по сохранившимся и восстановленным лестничным маршам применяется в основном для спасения людей, блокированных во внутренних помещениях разрушенного дома, а также пострадавших, получивших травмы и неспособных или ограниченно способных самостоятельно двигаться, при невозможности использования других способов спасения.


Технология спасения пострадавших по сохранившимся и восстановленным лестничным маршам, в зависимости от характера разрушений здания, может включать следующие операции:
- проведение рекогносцировки разрушенного здания, выбор пути эвакуации пострадавших и определение характера и объема работ по укреплению и восстановлению лестниц;
- подготовка конструкций и материалов для укрепления и восстановления лестниц;
- пробивка проемов, в случае необходимости деблокирования пострадавших, для вывода их к сохранившимся и восстановленным лестницам;
- подготовка пострадавших к эвакуации; оказание нуждающимся первой медицинской помощи;
- эвакуация пострадавших из здания, вынос их на пункт сбора пострадавших или в медицинский пункт.

Пробивка проемов в стенах для вывода (выноса) пострадавших из блокированных помещений к сохранившимся и восстанавливаемым лестничным маршам осуществляется в соответствии с требованиями, представленными выше. Временное восстановление поврежденных элементов конструкций лестничных клеток осуществляется:
- установкой временных опор под поврежденные лестничные марши и площадки;
- усилением соединений поврежденных лестничных маршей с лестничными площадками и установкой дополнительных крепежных деталей.

При обрушении части лестничных маршей вместо них оборудуются временные переходы (мостики, настилы, трапы) с креплением их к сохранившимся конструкциям.
При любом способе укрепления (временного восстановления) лестничных маршей, прежде, чем использовать их для спасения пострадавших, необходимо проверить их устойчивость и несущую способность.
Для укрепления лестничного марша или лестничной площадки используются деревянные стойки диаметром не менее 10–12 см. Работа выполняется расчетом в составе трех человек. Если стойка устанавливается в конце марша, то установка прокладки и вбивание клина под нее осуществляются под низ стойки, при установке стойки в середине марша прокладка устанавливается и вбивается клин между маршем и стойкой.
При необходимости усиления соединения лестничного марша с лестничной площадкой устанавливаются дополнительные крепежные детали (армированные шпонки или болты). Связь лестничных маршей с лестничными площадками может быть усилена также дополнительной сваркой проектных деталей.
При обрушении отдельных участков лестничных маршей и лестничных площадок вместо них устанавливаются временные переходы из досок и брусьев, скрепленных болтами, хомутами, гвоздями, оборудуются временные перила.

Способ спасения людей с верхних этажей зданий с использованием канатной дороги применяется при блокировании людей на верхних этажах (уровнях) разрушенных зданий, до 10 этажа включительно, при невозможности использовать другие способы спасения.


Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в составе 5–6 человек.

Способ спасения людей с верхних этажей (уровней) здания с использованием спасательного рукава применяется в условиях, аналогичных изложенным выше. Для выполнения задачи назначается подразделение спасателей в составе 5–6 человек.


2. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.2002 г. «Об утверждении и введении в действие правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТ РО-2002)"

Теребнев В.В., Подгрушный А.В.Пожарная тактика – М.:- 2007 г.

4. Я.С. Повзик. Справочник РТП. Москва. 2000 г.

5. Я.С. Повзик. Пожарная тактика. Москва. Стройиздат. 1999 г.

Учебные вопросы:

1. Вопрос. Спасание людей. Средства и способы спасания людей на пожаре.

2. Вопрос. Тактика спасания людей на пожарах.

3. Вопрос. Особенности ведения АСР на различных объектах.

Спасание людей. Средства и способы спасания людей на пожаре

Исходя из определения принципов решающего направления на пожаре, если имеет место реальная угроза жизни людей, при этом их самостоятельная эвакуация невозможна - силы и средства подразделений направляются на спасание людей.

Спасание людей – действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется вероятность воздействия на них опасных факторов пожара (ОФП), или защита путей спасания от проникновения на них ОФП.

Время, отпущенное на проведение спасательных работ, как правило, ограничено. И оно должно быть использовано до наступления ОФП.

Кроме общих факторов, существенное влияние на длительность спасания оказывают: приемы и способы спасания, наличие технических и иных средств спасания, конструктивно-планировочное решение здания или сооружения, подготовленность личного состава пожарных подразделений, состояние спасаемых, время суток и др.

Спасание людей на пожаре проводится с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность людей, и мероприятий по предотвращению паники.

Спасание имущества на пожаре осуществляется по указанию руководителя тушения пожара в порядке важности и неотложности выполнения основной задачи.

Спасание людей организуется в первоочередном порядке и проводится если:

· людям угрожают ОФП;

· люди не могут самостоятельно покинуть места возможного воздействия на них ОФП;

· имеется угроза распространения ОФП по путям эвакуации;

· предусматривается применение опасных для жизни людей огнетушащих веществ и составов.

Последовательность и способы спасания людей определяются руководителем тушения пожара в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей.

Основными способами спасания людей и имущества являются (Рис. 1):

1.перемещение их в безопасное место, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств;

2.защита их от воздействия ОФП и их вторичных проявлений, которая осуществляется в процессе перемещения людей в безопасное место, либо при невозможности осуществления такого перемещения с применением средств защиты органов дыхания, посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов. Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров (далее – АСР), и состояния пострадавших на пожаре посредством:

· организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;

· вывода или выноса их из опасной зоны личным составом подразделений.

Подъем на высоту (спуск с высоты) организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ.

Подъем на высоту (спуск с высоты) осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания.


Рисунок 1. Классификация спасательных работ

При спасании людей с верхних этажей зданий (сооружений) с разрушенными, поврежденными, задымленными лестничными клетками применяются следующие основные средства:

· автолестницы, автоподъемники и другие приспособленные для этих целей машины;

· стационарные и ручные пожарные лестницы;

· спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы, индивидуальные спасательные устройства и иные средства спасания);

· средства защиты органов дыхания;

· аварийно-спасательное оборудование и устройства;

Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасности действий по тушению пожаров и проведению АСР.

Пожарные автомобильные лестницы и коленчатые подъемники можно классифицировать по многим параметрам, однако, наиболее характерны для пожарной тактики их максимальная длина выдвигания, подъема и они разделяются: малой длины – до 20м, средней – до 30 м, большой длины - более 30 м.

В настоящее время подразделения гарнизонов оснащены, в основном, автолестницами с высотой выдвигания до 30 м, при полном выдвигании колен которых можно достигнуть соответственно 5 и 8 этажей зданий.

В крупных городах имеются автолестницы с высотой выдвижения 45, 52, и 62 м. Эти автолестницы оборудованы лифтами грузоподъемностью до 200 кг.

Коленчатые подъемники также оборудуются люлькой с грузоподъемностью до 400 кг. Коленчатые подъемники по сравнению с автолестницами позволяют более оперативно выполнять работы на высотах, так как обладают большой маневренностью. Из люльки без особого риска можно выполнять работы на пожаре в таких местах, которые невозможно достичь на автолестницах.

Однако, обеспечить по автолестницам массовую эвакуацию из ЗПЭ невозможно, т.к. высота автолестниц ограничена и перестановка их в условиях пожара занимает много времени, а порой это сделать невозможно.

На многих пожарах для эвакуации людей из ЗПЭ успешно используется комбинированный способ применения автомобильных и ручных лестниц. Автомобильная лестница устанавливается к горящему зданию и выдвигается на максимальную высоту, затем пожарные поднимаются по ней со штурмовой лестницей и с ее помощью проникают в вышележащие этажи. При этом необходимо обеспечить надежную страховку спасаемых, для чего используют спасательные веревки и выставляют на каждом этаже, балконе пожарных.

Время спасания с помощью спасательной веревки зависит от этажа спасания: чем выше этаж, тем время спасания будет больше.

Как известно, в нормальных условиях эвакуация людей из многоэтажного здания осуществляется из лифтов, при аварийных же ситуациях, согласно нормам пожарной безопасности, лифты и другие механические средства транспортирования людей при определении расчетного времени не учитываются.

В то же время, как показала практика, а также расчеты и пожарно-тактические учения, эвакуацию людей по лестницам можно считать безопасной только для зданий, не превышающих 10-12 этажей. При массовой эвакуации из более высоких зданий на лестницах образуются людские потоки высокой плотности, что увеличивает время пребывания людей в горящем здании и делает эвакуацию небезопасной. Поэтому в аварийных условиях лестницы многоэтажных общественных зданий могут быть использованы только для частичной эвакуации. Так, в зданиях высотой 20 этажей, время движения при вынужденной эвакуации по лестнице составляет 15 – 18 мин, в 30-ти этажных – 25-30 мин. Задержка эвакуации на 2 мин. приводит к тому, что успешно могут покинуть здание только 13% людей.

Низкая надежность систем противодымной защиты может сделать пешеходную эвакуацию из высотных зданий вообще невозможной из-за воздействия опасных факторов пожара на пути эвакуации.

Таким образом, можно сделать вывод: здания повышенной этажности с массовым пребыванием людей должны иметь в качестве дополнительных средств эвакуации специальные средства спасения, характеризующиеся высокой пропускной способностью, безопасностью, малым временем эвакуации и не требующие от людей специальных знаний и навыков для их использования.

Основным элементом, обеспечивающим безопасный спуск людей с высоты в спасательных устройствах, является эластичный рукав, принцип действия которого основан на создании достаточной силы трения между стенками рукава и одеждой спускающегося внутри него человека. Скорость спуска в рукаве может регулироваться непосредственно спасаемым за счет изменения положения частей тела или спасателями, находящимися на земле (рукав можно отклонить от вертикали, закрутить или пережать руками). Спасательный рукав пригоден для спуска людей любого возраста, комплекции, физического и психического состояния. Важно отметить, что при пользовании спасательным рукавом люди не испытывают страха высоты.

В настоящее время серийно выпускается двухслойный спасательный рукав. Разрывная прочность рукава составляет 31,8 кН; установленный ресурс – не менее 500 циклов; температурный интервал применения – от -40 до +80С.

Наиболее быстро и эффективно спасательный рукав может быть использован при его стационарном размещении в здании в зоне возможного потока или скопления людей.

Использование спасательного рукава на коленчатом подъемнике позволяет существенно увеличить производительность спасательных операций.

Неоспоримым преимуществом эластичного спасательного рукава перед другими видами спасательных устройств является высокая пропускная способность – 15-36 чел/мин. Причем скорость постоянна, а спуск происходит под действием собственного веса. Спуски испытателей различного веса и телосложения показали скорость 1-3 м/с с высоты 22 м. В процессе спуска возможна остановка спускающегося в рукаве путем пережатия рукава руками, а также регулирование скорости спуска путем закручивания.

Для проведения спасательных работ используют амортизирующую воздушную подушку и спасательное полотно.

Амортизирующая воздушная подушка (Рис. 2) имеет преимущество перед спасательным полотном в том, что она требует для обслуживания только 6 человек, в то время как полотно до 40 человек. Верхняя часть его изготовлена из двух слоев полиэфирной ткани; нижняя – из полиамидной ткани, покрытой ПВХ. Между ними находится надувная часть круглой формы, состоящая из внутреннего кольца диаметром 84 см.и наружного общим диаметром 344 см. Кольца разделены внутри перемычками, идущими в радиальном направлении, на 15 камер.

Подушка выкладывается вблизи стен здания и надувается воздухом от дымососа или воздушного баллона.

В течение 50-60 сек. подушка наполняется воздухом, приобретает форму параллелепипеда и находится под избыточным давлением, площадь подушки 42-45 м2, высота 2-3м.

При падении человека на подушку под действием возникающего избыточного давления в ней автоматически открываются клапаны, через которые происходит стравливание воздуха в атмосферу, и за счет обжатия подушки плавно гасится кинетическая энергия, приобретенная телом человека в процессе его свободного падения с высоты.

После схода человека с подушки она в течение 30 – 40 сек. приводится в первоначальную готовность.

Тактико-технические данные амортизирующей подушки:

- высота спасения 25-50 м;

- время приведения в боевую готовность 60-90 сек;

- масса подушки 20-70 кг;

- скорость спасания – 1 человек/мин;

- срок службы – 20 лет.

Схема использования приведена на рис. 2 и Рис. 3.


Рисунок 2. Принципиальная схема спасания человека с помощью воздушного амортизирующего устройства:

1- амортизирующая подушка; 2- рукав дымососа; 3 – дымосос.


Рисунок 3. Спасание человека с помощью воздушного амортизирующего устройства

Испытание этих средств в пожарной охране Германии и Чехии показали, что с увеличением высоты эффективность уменьшается из-за психологического фактора (боязнь высоты). Однако, когда остается единственный шанс спасения, человек преодолевает чувство страха.

Очевидно, что чем больше на вооружении пожарной охраны набор разнообразных спасательных средств, решающих частные задачи спасания, тем эффективнее будет выполняться первостепенная задача – спасание людей на пожаре.

Основные препятствия по спасанию людей из зданий повышенной этажности:

- отсутствие подъездных площадок, наличие стилобата по периметру здания, что затрудняет, а порой делает невозможным, установку передвижных средств, предназначенных для спасания во время пожара, недостаток (или отсутствие) передвижных средств необходимых для спасания людей с 14 этажа и выше;

- длительность (20 – 30 мин) установки автолестниц коленчатых подъемников;

- отсутствие индивидуальных спасательных устройств;

- отсутствие возможности использовать лифты;

- недостаточная подготовленность личного состава пожарной охраны и организации и проведения массовых спасательных работ во время пожара;

- отсутствие нормативной базы и рекомендаций по организации спасательных работ.

Основной задачей при тушении пожара является спасение людей, жизни и здоровью которых угрожают опасные факторы, сопровождающие возгорание. Эвакуация пострадавших производится разными способами с применением технических средств. Спасательные работы осуществляются бойцами подразделений МЧС, участвующих в борьбе с возгораниями.

Содержание:
Методы и средства спасения пострадавших
Методика проведения эвакуационных действий

Методы и средства спасения пострадавших

Основные способы спасения людей на пожаре позволяют проводить эвакуационные мероприятия любой сложности. Существует несколько вариантов решения задач, в том числе:

Знаки эвакуации

1. Эвакуация людей с помощью применения технических средств. В этом случае для вывода пострадавших из горящего здания, в том числе и верхних этажей, применяются пожарные лестницы различной конструкции, автоматические подъемники, спасательные рукава, индивидуальные средства эвакуации. Этот способ используется, когда иных вариантов спасения нет, пути отхода полностью изолированы воздействием огня, дыма и иных факторов.

2. Выведение пострадавших из помещений горящего здания. Люди, находящиеся в расположении горящего объекта, выводятся в сопровождении сотрудников подразделения МЧС, участвующего в ликвидации пожара. Как правило, эти действия производятся в условиях затрудненного выхода, при задымлении, воздействии высоких температур, частичных обрушений конструкций. Чаще всего в оказании помощи нуждаются люди, имеющие недостаточно сил по причине преклонного или малого возраста, испытывающие проблемы со здоровьем, получившие травмы и повреждения на пожаре.

3. Эвакуация пострадавших путем выноса из охваченного огнем сооружения. Обычно подобные действия производятся в том случае, когда человек не в состоянии передвигаться по причине получения травмы или тяжелого заболевания. Это мероприятие осуществляется сотрудниками МЧС.

Средства спасения людей при пожаре используются в различных ситуациях, требующих эвакуации пострадавших из горящего здания или сооружения. В перечень эвакуационных технических средств входят:

✎ Все типы лестниц. В эту категорию входят ручные и стационарные приспособления, состоящие на вооружении в подразделениях МЧС.

✎ Автоматические эвакуационные устройства. В это число входят автоподъемные механизмы, автолестницы, различные конструкции на базе автомобильной спецтехники.

✎ Аварийно-спасательные технические средства и приспособления.

✎ Конструкции эвакуационно-спасательного назначения. Это все виды индивидуальных устройств, спасательные рукава, трапы, тросы.

Методика проведения эвакуационных действий

Пожарный-спасатель

Мероприятия по спасению людей с места пожара определяются руководителем тушения пожара и иными лицами командного состава, принимающими участие в управлении процессом борьбы с возгоранием. Решение принимается исходя из особенностей обстановки на месте ЧС, количества пострадавших на объекте, их физического состояния. Исходя из этих расчетов, определяется и перечень технических средств, необходимых для спасения людей. Кроме того, РТП должен учитывать сведения о состоянии эвакуационных путей, основных и запасных выходов, наличие на объекте систем дымоудаления, аварийного оповещения, конструктивных изменений сооружения под воздействием высоких температур.

Бытовое возгорание

  • вследствие воздействия высоких температур возможно обрушение несущих конструкций или возникла взрывоопасная ситуация;
  • людям, находящимся на объекте, угрожают опасные факторы пожара;
  • ситуация требует применения опасных для здоровья и жизни пострадавших ОТВ;
  • воздействие опасных факторов пожара не позволяет людям покинуть помещения здания;
  • существует прямая угроза пострадавшим от огня и сопутствующих факторов.
  • выделяются места для сосредоточения пострадавших от воздействия ОПФ и эвакуируемых;
  • для пресечения паники среди персонала объекта и пострадавших проводится работа с применением громкоговорящих устройств и системы оповещения;
  • устанавливается контакт для плотного взаимодействия с руководством организации, которой принадлежит горящее сооружение;
  • подготовленные специалисты предприятия и члены ДПО поступают в распоряжение подразделения МЧС;
  • осуществляется вызов скорой помощи на место пожара;
  • до прибытия медицинского экипажа оказывается первая помощь пострадавшим от опасных факторов пожара.

Читайте также: