Созвучный с миром природы конспект

Обновлено: 02.07.2024

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, гру пповой, в работе в парах.

- умение оценивать жизненные сит у ации поступки людей с точки зрения общепринятых

норм и ценностей; выполнять самооценку на ос нове критерия успешности учебной

- умение оформлять свою мысль в у стной форме; слушать и понимать речь других;

совместно договариват ься о правилах поведения и общения в школе и следовать и м

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё

предположение (в ерсию) на основе работы с иллю страцией; вн осить необ ходи мые

коррективы в действие после его завершени я н а основе его оценки и уч ёта характер а

сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную и нформацию: нах одить ответы на вопросы,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: содействовать расширению ценностного миро­восприятия учащихся, осознанию ими взаимосвязи человека с окружающим миром.

- раскрытие значения ценностного отношения чело­века к окружающему миру;

- развитие ценностной мировоззренческой позиции;

- воспитание ценностного, толерантного отношения к окружающему миру.

Урок 23 Дата_________________________________

Тема : СОЗВУЧИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Цель: содействовать расширению ценностного миро­восприятия учащихся, осознанию ими взаимосвязи человека с окружающим миром.

- раскрытие значения ценностного отношения чело­века к окружающему миру;

- развитие ценностной мировоззренческой позиции;

- воспитание ценностного, толерантного отношения к окружающему миру.

Круг радости

Ночь прошла, будто прошла боль,

Спит земля, пусть отдохнет, пусть.

У Земли, как и у нас с тобой,

Все впереди, долгий, как жизнь, путь.

Я возьму этот большой мир,

Каждый день, каждый его час,

Если что-то я забуду,

Вряд ли звезды примут нас.

Если что-то я забуду,

Вряд ли звезды примут нас.

Я возьму щебет земных птиц,

Я возьму добрых ручьев плеск,

Я возьму свет грозовых зарниц,

Шепот ветров, зимний пустой лес.

Я возьму этот большой мир,

Каждый день, каждый его час,

Если что-то я забуду,

Вряд ли звезды примут нас.

Если что-то я забуду,

Вряд ли звезды примут нас.

Урок по данной теме посвящен стимулированию поиска учащимися знаний об окружающем мире и расширению их представлений о ценностном отношении к миру.

Цель беседы - развитие интереса к поиску и осознанию ценностной значимости взаимосвязи человека и мира.

1. Как в жизни человека проявляется его связь с окружающим миром?

2. Какие переживания и чувства испытывает человек от восприятия окружающего мира?

3. Как вы думаете, человек будущего, для которого межзвездные полеты станут реальностью, будет так же, как и вы, любить свою планету? Почему?

4. Что значит любить свою планету, Родину, окружающий нас мир?

Цитата урока

Обобщая размышления учеников, учитель предлагает их вниманию стихотворное изречение Омара Хайама с целью поделиться своими размышлениями о смысле дан­ного изречения.

Быть целью Бытия и мирозданья - нам, Всевидящим умом, лучом познанья - нам. Пойми же, человек, что круг Вселенной - перстень, Где суждено сверкнуть алмазной гранью — нам!

Выучить стихотворение наизусть учащимся пред­оставляется дома.

Помните ли вы, что вы живете На одной из крошечных планет, Что из дальних далей к вам приходит Звезд уже погасших бледный свет. Льют дожди, и падают снежинки, Распускается весной листва, Только человек не понимает -Может все разрушить навсегда! В городах за дымом и угаром О природе можно позабыть. Ненадолго, так как невозможно Без воды и воздуха прожить! Верите ли вы, что вы живете На одной из крошечных планет, Что она сквозь дали излучает Нежный и живой волшебный свет? Льют дожди, и падают снежинки, И сверкают цветы на лугу. Я не знаю, что писать мне о природе, Потому что ею я живу.

Учебная информация

Значение данного учебного текста заключается в том, что ученики получают правильное представление о непре­рывном развитии человека в процессе его практической и мыслительной деятельности, направленной на познание окружающего мира в масштабах Вселенной. Это изменение человека, развитие его внутреннего духовного мира зависит от усвоения знаний и получения представлений об окру­жающем мире, а также от осознания своей ответственности за восприятие мира как общечеловеческой ценности.

ЧЕЛОВЕК И ВСЕЛЕННАЯ

Луций Анней Сенека сказал однажды, что, если бы на Земле было только одно место, откуда можно наблюдать звезды, к нему непрерывно со всех концов стекались бы люди. Столько веков пролетело, а человек не изменился. Я не могу представить себе человека, где бы он ни жил, каков бы ни был его уровень образования, который бы хоть раз в жизни, подняв лицо к небу, не задавал себе вечные вопросы: что это? где начало и где конец этому черному простору? что сам я значу? какое место занимаю в этом мире и есть ли миру дело до меня, моих радостей и бед, до всей моей жизни.

Небо - магнит, который притягивает человека постоян­но. Не помню, кто написал фантастический рассказ, в котором объяснялось, почему мы иногда летаем во сне. Это потому, доказывал автор, что наши далекие предки летали и в нашей наследственной памяти до сих пор прячутся воспоминания об этом.

Подсознательно мы все стремимся в небо, все выше, все дальше, и неуемные фантасты, которым мало скорости света, уже научились сжимать пространство, отправляя нас вдогонку за сонмом разбегающихся галактик. Навер­ное, мало кто знает, что первый фантастический рассказ о полете в космос был написан в 160 году нашей эры. Греческий софист и сатирик Лукиан Самосатский назвал свою книгу иронически: "Правдивые истории", но пре­дупреждал: "Я пишу о том, чего я никогда не видел, не испытал и не узнал от другого". Он писал о путешествии Одиссея на Луну. Он понимал, что не может быть бури такой сильной, которая могла бы забросить на Луну целый корабль. Он мечтал, очень хотел увидеть, каков он, космос.

В своих мечтах в космос устремлялись великий астроном Иоганн Кеплер и английский епископ Фрэнсис

Годвин. Профессор математики в Ферраре Франческо да Лана-Терци изобретал летающую колесницу. Я ничего не пишу о великих спорах вокруг идеи множественности обитаемых миров, я не хочу рассказывать о борьбе, подчас трагической, которая шла века вокруг вопроса о взаимном положении Земли и Солнца. Я говорю только о мечте, о неутоляемой ничем жажде человека проникнуть в голубой свод небес. Мы говорим: "Он не хватал звезд с неба", когда хотим обозначить человека ординарного, серого, бесталан­ного. Поговорка удивительно точна: звезды хватали с неба только очень талантливые люди! Только у этих людей сны о полетах обернулись былью, потому что . они, говоря мудрыми и гордыми словами К.Э.Циолковского, знают, что «ничего не закончено. Все только начато, конца же никогда не будет".

1. Почему человек стремится познать космос?

2. Какая существует связь между познанием Вселенной и познанием самого себя?

3. Как, познавая Вселенную, можно обогатить мир чувств человека?

Творческая деятельность

Прочитайте отрывок из статьи, опубликованной в одной из газет. Продумайте и предложите свой вариант послания разумным существам во Вселенной, в котором расскажите о себе, своем отношении к людям, к миру.

В завершение учитель приглашает учащихся встать в круг, благодарит всех за участие в уроке. Затем предлагает прослушать стихотворение Н. Добронравова, которое в порядке следования строф можно предложить прочитать нескольким ученикам.

Цель: сформировать у детей основы экологической культуры.

Задачи: Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; расширять представление о вторсырье и вреде

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, развивать коммуникативные навыки; вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

- создание проблемной ситуации.

- погружение в игровую ситуацию;

- групповая, коллективная работа; - релаксация, динамическая пауза,

- чтение стихов и рассказов о природе,

- рассматривание иллюстраций леса, природы.

- раскрашивание экологических знаков;

- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе;

Дети входят в группу. Группа разделена ширмой на две территории (садик\лес).

Воспитатель встречает детей в первой половине.

Воспитатель: здравствуйте, ребята-эколята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лесу. Давайте вспомним, что такое лес? (ответы детей)

Правильно (лес - это дом для растений и диких животных, место, где растут грибы и ягоды).

Для начала я хотела бы узнать, в каком вы сейчас настроении, готовы ли вы к походу в лес. Послушайте, пожалуйста, звуки природы, и скажите, какой звук соответствует вашему настроению.

Воспитатель: Здорово! Эколята, у вас замечательное настроение, значит нам пора в путь!

Ребята, в лес будем заходить по тропинке, осторожно, чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветы.

( Декорации леса. Поляна вся засыпана мусором.)

Воспитатель: ребята, посмотрите, столько мусора на поляне. Откуда он здесь появился, кто виновник? (ответы детей) Почему вы так думаете? (ответы детей)

Все верно, это люди нарушили правила поведения в лесу!

В этом лесу так грязно, что даже не видно ни цветов, ни ягод, не слышно пение птиц. Это очень грустно.

Вам нравится находиться в этом лесу?

Скажите, как мы можем помочь лесу? (ответы детей)

Конечно, давайте уберем мусор, который люди оставили в лесу.

Я, предлагаю, собирая сортировать мусор по контейнерам для дальнейшей переработки.

Воспитатель: для раздельного сбора бытовых отходов созданы специальные контейнеры. Они устанавливаются в местах сбора мусора.

Мусорные контейнеры имеют цветовое различие. Цвет контейнера указывает на разный тип отходов.

Кто из вас знает, как разделить наш мусор по этим контейнерам?

- синий контейнер — для стеклянных отходов

- зеленый контейнер — для сбора жести

- желтый контейнер — для бумаги

- красный контейнер — для пластика

(в группе стоят коробки с условными знаками). Задача эколят собирая мусор, рассортировать его по контейнерам.

Воспитатель: Какие вы молодцы, вы правильно справились с заданием. Посмотрите, какая вокруг чистота. Сразу стало видно цветочки и грибочки. Думаю, все жители леса, скажут вам спасибо.

Ребята, давайте проведём на этой чистой лесной полянке разминку.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Крылья сложили назад.

Воспитатель: Но есть еще одна проблема! Сейчас мы с вами уйдем из леса, но придут другие люди. Как мы можем им напомнить, что надо соблюдать правила поведения в лесу (ответы детей).

Для этого существуют определенные знаки, давайте их вместе повторим! (плакат с правилами поведения в лесу)

Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.

-Не ломать деревья и кустарники - деревья очищают воздух

-Не разводить костры - может возникнуть пожар и погибнет всё живое

-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу

-Не рвать цветы - цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам

-Не ловить бабочек - они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы

-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями

-Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них

-Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.

Молодцы, вы правильно назвали значение знаков.

Воспитатель: Давайте вместе изготовим и установим информационный плакат на этой полянке, который подскажет гостям леса о том, что в лесу необходимо соблюдать правила.

Ребята совместно с воспитателем размещают знаки на плакате и устанавливают на полянке.

Воспитатель: Как вы думаете, мы помогли лесу? (ответы)

Что мы для этого сделали? (ответы)

Воспитатель: Очень важно ребята, запомнить, что мусор убирать – не стыдно, стыдно жить в мусоре!

А для такого, чтобы люди и животные жили и не болели, нужно чтобы наша Земля была в чистоте!

Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться.

(воспитатель находит под деревом коробочку).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая то коробочка, наверно ее нам оставили благодарные жители леса.


На этом уроке мы с вами поговорим о взаимодействии человека и природы. Вспомним, что в современном мире, полном комфорта и удобств, насыщенном современными технологиями, мы часто забываем о том, что нас окружает мир природы.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Природа – волшебные двери к добру и доверию"

На опушке леса, у журчащего ручейка стоял большой раскидистый Дуб. Он был очень большой, высокий и могучий.

Солнце согревало его и всегда здоровалось, и прощалось с ним. Оно делилось с Дубом своим теплом, в том числе и благодаря Солнцу Дуб вырос и стал могучим и красивым деревом.


Проходящий время от времени Дождик поливал его водой, давая вдоволь напиться, и Дуб никогда не забывал поблагодарить его за это. Ведь даже в самую жаркую погоду Дождик находил для Дуба влагу, потому что ему рядом с деревом было веселее и приятнее.

Ветер делился с Дубом своей прохладой и постоянно рассказывал ему, что он видел в тех местах, где побывал. Ветер приберегал для своего друга самые интересные истории и рассказы, потому что Дуб умел слушать.

Дуб всегда был признателен своим друзьям за тепло, воду, рассказы и истории, в ответ он благодарно кивал ветвями и шумел листьями.

Широкие и раскидистые ветви Дуба, его дружелюбный нрав привлекали множество птиц, которые с удовольствием вили гнёзда на его ветвях, и Дуб бережно охранял их птенцов.

В корнях Дуба резвились маленькие животные, в которых они прятались от хищников.

В тени Дуба отдыхали и путешественники, которые, устав от длинной дороги, с удовольствием наслаждались прохладой под могучими вековыми ветвями дерева.

Всё было хорошо у Дуба, и он радовался жизни и окружающему миру, потому что его день был заполнен заботой о других, он видел в этом свой вклад в красоту природы. Так Дуб благодарил природу за внимание к нему.

В один прекрасный солнечный день к Дубу приблизился усталый путник и удивился той тишине и спокойствию, которым веяло от этого могучего дерева. И ещё он удивился тому, что, сидя под раскидистыми ветвями, путник почувствовал в нём своего собеседника. Путнику казалось, что это не он думает о своих проблемах, а сам Дуб разговаривает с ним о них и отвечает ему на возникающие вопросы. И самое главное, что эти ответы были просты и понятны. Они помогли путнику понять всё, что раньше ему казалось сложным.


Во время своего путешествия путник рассказывал о необычном Дубе всем, кого встречал на своём пути. И постепенно к Дубу стали приходить люди, чтобы посидеть, отдохнуть и подумать о жизни и о себе. И каждый из них уходил умиротворённым.

Давайте представим, что мы сейчас все вместе сидим под этим замечательным Дубом, и поразмышляем о том, почему же он так привлекателен.

Может быть потому, что Дуб всегда благодарен за то, что дарит ему природа, – за солнечную теплоту, воду, приятный ветерок, за всё добро в жизни. Может быть, это и есть самое главное?

И Дуб учится у природы этому главному: вниманию и заботе о нём, доброму отношению к окружающему миру. Дуб становится желанным собеседником, которому можно высказать свои мысли, доверить свои чувства.

В современном мире, полном комфорта и удобств, насыщенном современными технологиями, мы часто забываем о том, что нас окружает мир природы. Мы привыкли считать, что живём в мире, который создали сами: в огромных домах с самой современной бытовой техникой, у каждого из нас есть возможность ездить в разные страны. Мы можем увидеть, что же происходит в данный момент времени в любом уголке нашей планеты с помощью Интернета и телевизора.

Но согласитесь, что несмотря на все достижения человечества, вам наверняка знакомо ощущение единения с природой, которое возникает, когда вы прогуливаетесь по парку или лесу, находитесь на берегу реки или озера, встречаете рассветы или закаты, стоя на берегу моря. Красивые пейзажи природы наполняют душу человека восторгом, только эта красота поистине завораживает.

Именно в такие минуты душа человека словно откликается чувствами на все проявления природы и как бы разговаривает с ней. Для каждого из нас очень важно впитывать эту жизнь природы и относиться к ней с заботой и вниманием.


Природа даёт человеку всё необходимое для его существования. Но часто мы не ценим эти дары, не задумываясь, срываем цветы и ветки на деревьях, не давая ничего взамен. Нам кажется, что это мелочь, ведь вырастут новые. Посмотрев по сторонам, сложно не заметить, как же всё-таки прекрасна природа. Нам нужно лишь научиться ценить её!

Природа радует нас своими необыкновенными и такими разными сезонами. Весной, словно делая первые шаги, природа обновляется, появляются росточки на земле, за ними – первые листья на деревьях. Летом в лесах и садах – настоящее буйство красок, пышно расцветают цветы и кустарники. Осенней порой кроны деревьев багряным и золотым фейерверком украшают аллеи и парки. Золотая осень укрывает всё вокруг жёлтым ковром из опадающей листвы. Приход зимы сменяет дожди на снегопады. Озёра сковывает льдом, деревья укутываются в белые шубки. В свои владения вступает королева Зима, и до весны природа словно засыпает.

В любую пору года природа неповторима и необыкновенно красива. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, который знает и понимает её, глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы.

1. Что в природе вам особенно дорого и созвучно вашей душе?

2. Чему можно научиться у природы?

3. Почему можно сказать, что природа – это волшебные двери к добру и доверию?

Читайте также: