Конспект занятия городской транспорт начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Цель занятия: Познакомить учащихся с видами транспорта, профессии людей, работающие в сфере транспорта; познакомить с видами специального транспорта.

  • Раскрыть значение транспорта для людей.
  • Обобщить и систематизировать представление детей о передвижении человека по стране.
  • Правила поведения в общественном транспорте, на остановках.

Развивающая: Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память.

Воспитывающая: Воспитывать уважение к труду людей.

Оборудование: Телевизор, видеомагнитофон, классная доска, видеокассета с мультфильмом “Зима в Простоквашино”.

Для педагога: Карточки с изображением транспорта: воздушный, наземный, водный; специальный транспорт.

Зрительный ряд: Фотографии, иллюстрации, картинки, рисунки различных видов транспорта; фотографии и иллюстрации: Кайеркана, Норильска, аэропорта “Алыкель”, Москва.

Для учащихся: Фишки различных цветов, альбомы, цветные карандаши.

План занятия:

  1. Организация начала занятия.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Усвоение нового материала.
  6. Закрепление знаний.
  7. Практическая работа.
  8. Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1. Организация начала занятия.

Приветствие. Проверка наличия детей по журналу и готовность их к занятию.

2. Проверка домашнего задания.

Педагог: О чем мы с вами говорили на прошлом занятии? Чем занимались? (ответы детей). А кто принес машинки-игрушки?

Рассматривая с детьми машинки, спрашиваю:

3. Подготовка к активной учебно-практической деятельности.

Для чего люди придумали машины? (чтобы облегчить труд людей, перевозить людей на дальние расстояния, путешествовать и т.д.)

Какие вы знаете профессии людей, связанные с транспортом? (водитель, кондуктор, автомеханик и т.д.)

Что это за чудо - синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином? (Автобус).

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (Самолет)

Под водой железный кит –
Днем и ночью он не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор)

Какие города находятся рядом с Кайерканом? (Норильск, Талнах).

А как добраться до этих городов? (Автобусом, маршрутным такси).

А можно ли полететь на самолете из Кайеркана до Норильска? (Нет, так как расстояние невелико).

А можно ли доехать поездом? (Нет, у нас нет пассажирских поездов).

Кто знает, как это назвать одним словом? (Педагог показывает на фотографии и иллюстрации машин - Транспорт).

Транспорт. Сегодня тема занятия “Транспорт”.

4. Объяснение нового материала.

Летом все едут в отпуск на каникулы, отдыхать. Мы выбираем себе маршрут, покупаем билеты, собираем чемоданы, сумки.

А сейчас и мы с вами попробуем, отправимся в путешествие. Наш маршрут Кайеркан - Сочи. Сочи – это курортный городок, там много солнца, море, то, что нам на Севере не хватает. А что мы берем в дорогу? Самое необходимое: сумку или чемодан с вещами, ведь мы едим путешествовать и отдыхать не на один месяц и путешествие неблизкое.

Но как же нам попасть в Москву? Мы летим из аэропорта на самолете. А как нам попасть в аэропорт, чтобы полететь на самолете? Вызываем такси до аэропорта. На самолете летим до Москвы. А дальше едим в поезде в город Сочи на море. До места отдыха мы добираемся на автобусе.

По порядку перечислите, пожалуйста, как и на чем мы добирались от Кайеркана до Сочи и сколько видов транспорта мы поменяли? (4: такси, самолет, поезд, автобус).

Молодцы! А где мы ждем автобус? (На остановке, где дорожный знак “Место остановки автобуса”).

Где мы выходим из автобуса? (На своей остановке, при движении автобуса кондуктор объявляет следующую остановку).

У кого мы покупаем билет за проезд? (У кондуктора).

Как садиться в автобус и как нужно вести себя в общественном транспорте – в автобусе? (Купить билет за проезд, пройти и сесть на свободное место).

Нужно ли уступать место в автобусе старшим?

Кто водит автобус? (Водитель).

Можно ли громко разговаривать в общественном транспорте? (Нет, это мешает пассажирам, ведь некоторые едут на работу, а кто-то возвращается с работы домой).

Обращали ли внимание, как ведут себя люди во время поездки? Все ли ведут себя правильно? Правила поведения?

(За каждый правильный ответ ученики получают жетоны).

Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на машине, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами и о которых мы только что говорили? (Водитель – водит машину, кондуктор - распространяет билеты за проезд, автомеханик - ремонтирует машины и т.д.).

Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский – перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т.д. Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д. (объяснение сопровождаются показом иллюстраций, фотографий транспорта).

Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?

0-1 Пожарная команда.

0-3 Скорая помощь.

Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием: пожарная машина – красный, чтобы видно было из далека, имеет сигнальную лампу и сирену; машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; милицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.

Мы столько узнали о транспорте. На какие группы можно разделить транспорт?

Транспорт: водный, воздушный, наземный, подземный.

Водный транспорт (морской и речной): теплоход, катер, баржа и т.д.

Воздушный транспорт: самолет, вертолет.

Наземный транспорт: автобус, легковые автомобили, трамвай, троллейбус, грузовые машины, поезда и т.д.

Есть и подземный транспорт: метро, подводный транспорт - подводная лодка.

Можно условно обозначить виды транспорта: водный - волнистая линия, воздушный - облако, наземный - прямая линия (педагог рисует на доске условные обозначения).

Транспорт есть современный и старинный. Рассмотрим рисунки, где изображены различные виды транспорта.

Задание: накрыть фишками красного цвета современный транспорт, а фишками зеленого цвета – старинный транспорт (каждый ученик имеет задание на листе, которое он должен выполнить).

Кто скажет, почему мы называем транспорт старинным? (Потому что раньше теплоходы и пароходы, поезда работали на дровах, на угле, были конные экипажи и т.д.)

Молодцы! Кто правильно выполнил задание – получает по 2 жетона как лучшим знатокам транспорта.

5. Усвоение нового материала.

Упражнение: найди лишнее слово:
автобус, сапоги-скороходы, самолет, ковер-самолет.

Молодцы! А сейчас назовите слова, которые не начинаются с буквы А:
автомашина, самолет, автобус, аэросани, велосипед.

Задание: Автомобиль какой марки с Дядей Федором и его папой застрял в снегу в преддверии Нового года на подъезде к деревне Простоквашино?

  1. “Жигули”
  2. “Запорожец”
  3. “Москвич”
  4. “Ока”.

Просмотр отрывка мультфильма “Зима в Простоквашино”.

6. Закрепление знаний.

О чем мы сегодня говорили? (О транспорте).

Какие виды транспорта вы знаете? Перечислите. (Водный, воздушный, наземный).

Что нужно сделать, если вы увидели пожар? По какому номеру надо позвонить, чтобы вызвать пожарных? (Вызвать пожарную команду, позвонить 0-1).

Когда и по какому случаю вызывают милицию? (Если на улице дерутся, если грабят и т.д.).

Когда и по какому случаю вызывают скорую помощь? (Когда заболел человек, высокая температура, при аварии, переломы и т.д.)

Какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами? (Водитель, кондуктор и т.д.).

Умные машины продают билеты,
Добрые машины делают конфеты.
Строгие машины площадь подметают,
Сильные машины уголь добывают.
Славные машины сеют кукурузу,
Быстрые машины перевозят грузы.

7. Практическая работа

Мы столько говорили о транспорте и, наверняка, каждый из вас любит рисовать. Задание: по точкам нарисуйте кораблик и раскрасьте, карандаши в коробочках.

8. Подведение итогов занятия

Сегодня все замечательно поработали, нарисовали красивые кораблики. За правильные ответы вы получили жетоны. Подсчитайте жетоны. Сколько их у вас? (Дети отвечают).

Цель: познакомить учащихся с различными видами транспорта и научить правильно их классифицировать.

-развитие внимания, памяти, любознательности, умения сравнивать, обосновывать свои суждения;

-развить умения узнавать виды транспорта;

- закрепить навыки поведения в общественном транспорте.

Ход занятия

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть на моем занятии.

-Ответьте на мои вопросы.

-Сколько солнышек на небе? (1)

-Сколько глаз у рыбы? (2)

-Сколько цветов в светофоре? (3)

-Сколько колес у машины? (4)

-Сколько пальчиков на руке? (5)

-А как вы думаете, что такое транспорт? (ответы детей)

Он бывает грузовой и общественный,

Тот, что движется по суше и по рельсам,

Грузы возит и людей.

Что это? Скажи скорей! (транспорт)

-Верно ребята, это транспорт. (на доске надпись)

-Транспортных средств очень много. Есть легковой, грузовой, специальный, общественный.

-Грузовые машины перевозят грузы, общественный транспорт -пассажиров, специальные машины -для выполнения специальных работ.

-Ребята, а какие машины относятся к специальным? (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).

-Правильно ребята. Есть такие специальные машины, которые мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках.

-Сейчас мы проверим, как вы запомнили номера телефонов этих служб.

-На доске изображены картинки (пожарная машина, скорая помощь и полиция). У каждого на парте лежат таблички с номерами телефонов этих служб, ваша задача по очереди подойти к доске и приклеить нужный номер на нужную машину.

-Молодцы, справились с этим заданием!

-Специальные машины мы вызываем в экстренных случаях. Но чаще мы в жизни сталкиваемся с общественным транспортом.

-Скажите ребята, какие машины мы относим к общественному транспорту. (ответы детей).

-Верно. Это автобус, трамвай, метро, троллейбус.

-Трамвай- ходит по путям, по рельсам. Двигается он за счет тока. Трамвай может иметь 1,2 и 3 вагона.

-Троллейбус -безрельсовое транспортное средство, питается от тока, который идет по проводам.

- Самым быстрым общественным транспортом в больших городах является метро.

-Автобусы двигаются по дороге на колесах, без рельс и тока. Их мы можем наблюдать на улицах нашего города каждый день, т. к трамваи, троллейбусы и метро в нашем городе нет.

-Отгадайте загадки про общественный вид транспорта.

На колесах едет дом,

Кресел в нем полно, окон,

На проходе -турникет,

Рельсы вьются вдоль дорог

В проводах над ними ток.

Ток отключится- беда,

Не доедем никуда. (трамвай)

Под землей просторно, чисто,

Электричка едет быстро-

В ней без пробок и забот

Люди едут на работу. (метро)

Есть такой же быстрый дом,

Но с усами только он.

Прицепившись к проводам,

Ездит он по проводам. (троллейбус)

-Молодцы, ребята. Запомнили виды общественного транспорта.

-Ребята, а вы знаете правила поведения в общественном транспорте? (ответы детей)

-Сейчас вы увидите на экране картинки с изображениями действий, которые могут происходить в общественном транспорте. Если вы считаете, что действие правильное, то хлопаете в ладоши, если действие не правильное, то топаете. (картинки на слайдах)

-Молодцы, знаете правила поведения в общественном транспорте.

-Ребята, ответьте мне на вопрос? Зачем нам нужны грузовые машины? (ответы детей)

-Верно! Они помогают нам в тяжелой работе. Перевозят грузы. (картинка)

-Ребята, представьте, что вы идете по улице и где-то далеко слышите громкий сигнал машины. И вам нужно узнать, что же это за машины, мчатся с таким сигналом.

-Сейчас мы проверим, как вы сможете распознать эти сигналы. Я буду включать звуки, а вы должны определить от какой он машины. (включается звук, дети определяют)

-Молодцы! Теперь в любой ситуации вы будете понимать, какая машина мчится по улицам города.

-Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии? (ответы детей)

Итог занятия

-А понравилось ли вам занятие, мы узнаем из светофора. Каким же цветом он загорится? (учащиеся по очереди подходят к макету светофора, и приклеивают цвета: зеленый- занятие понравилось; желтый -было скучно; красный- не понравилось).

-Посмотрите, наш светофор загорелся ___светом! И пусть на вашем пути, горит только зеленый свет!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существуют правила пользования общественным транспортом. В чём они заключаются?

Конспект занятия по внеурочной деятельности

Тема: Поездка на автобусе и троллейбусе.
Класс: 2
Дата:

Занятие: №11
Цель: углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать знания о правилах поездки в общественном транспорте.

обучающая:

-способствовать приобретению школьниками знаний о правилах дорожного движения, о правилах безопасности при поездке на автобусе и троллейбусе.

развивающая:

- способствовать овладению умениями выполнять ПДД,

- формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;

воспитательная:

- способствовать формированию общего уровня транспортной культуры у юных участников дорожного движения;

- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.

Планируемые результаты:

Предметные действия:

Учащиеся будут знать:

- правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе,

- правила перехода дороги при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса,

- опасные ситуации после выхода из автобуса и троллейбуса.

Учащиеся будут уметь:

- дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.

Личностные действия:

- формирование рефлексивности самооценки в учебной деятельности.

Метапредметные действия:

Регулятивные УУД:

- ставить учебную цель и задачи на освоение способов действий, которые обеспечат правильное выполнение.

Познавательные:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по рисункам, схемам.

Коммуникативные:

- точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;

- чётко формулировать цели группы и проявлять собственную инициативу для достижения этой цели.

Оборудование: наглядный материал.

Ход занятия
I. Организационный момент.
Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот,

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимателен

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

II. Повторение изученного материала.

Заходи смелей в трамвай –
и билетик получай,
и в метро, и в самолете
ты – в особенном почете,
можешь весь объехать мир,
ведь теперь ты – …!
(пассажир)

Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с правилами поездки в автобусе и троллейбусе.

IV. Изучение новой темы.

Современный транспорт является действительно транспортом общего пользования, и без него мы уже не можем обойтись.

Существуют правила пользования общественным транспортом. В чём они заключаются?

-Где нужно ожидать транспорт?

-Как надо входить в автобус, троллейбус?

-Как надо подготовиться к выходу?

-Где и как нужно переходить улицу, выйдя из транспорта?

-Можно ли отвлекать водителя?

Жди транспорт только на посадочной площадке или на тротуаре у указателя остановки. При посадке в автобус, троллейбус соблюдай порядок. Не мешай другим пассажирам.

В автобус, троллейбус входи только в задние двери, выходи только через передние двери. Заранее приготовься к выходу, пройди вперёд.

Выйдя из транспорта, дойди до пешеходного перехода и только там переходи улицу.



Описание: конспект беседы будет интересен учителям начальной школы, воспитателям, педагогам дополнительного образования, заботливым родителям. Знакомить с правилами пешехода, расширять кругозор, давать представление об опасностях на дороге- научить ребёнка жить и действовать в реальной жизни.
Цель: ознакомление с правилами поведения в общественном транспорте и вне его.
Задачи:
.дать представление об отличительных признаках общественного транспорта,
.расширять знания о правилах поведения на дороге,
.учить быть воспитанными пассажирами в общественном транспорте,
.воспитывать ответственность за свою жизнь.

Мотивация познавательной деятельности.
Беседа. Школа Дорожных наук начинает свой урок.
-Что такое ПДД? (Правила дорожного движения.)
-Зачем необходимо знать правила?
-Как понимаете слова "опасная ситуация на дороге"?
-Что может быть причиной таких ситуаций?



Работа в группах. ( В группе по 4 ученика.
- Определим, на каком общественном транспорте вы приехали в школу?
Для этого каждая группа собирает картинку- пазл.
(Готовые работы прикрепить к доске.)

Отгадайте загадки.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)
(М. Дорошин.)
Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)
(М. Дорошин.)


-Найдите общее с автомобилем. Установите различия с автомобилем. (Большой, маленькая, много пассажиров.)
(Обходится без проводов, может проехать там, где не проедут троллейбус и трамвай.
Автобус и машина загрязняют воздух выхлопными газами. Это очень плохо.)
-Где люди пользуются таким общественным транспортом?
Физкультминутка. "Поиграем".
На лошадке ехали,
До угла доехали,
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Трр! Стоп!
Разворот.
Надо сесть в самолёт.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
-У-У-У!

Спозаранку за окошком-
Стук и звон и кутерьма:
По прямим стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай.)


Трамвай- это электрический рельсовый общественный транспорт. На крыше у него имеется дуга, которая движется по электрическому проводу, находящемуся вверху. Ток поступает через дугу к двигателю трамвая, а через двигатель- в колёса.
-Какие различия с автобусом?
-Где люди пользуются таким транспортом?

Что такое, отгадай:
Не автобус, не трамвай,
Не нуждается в бензине,
Хоть колёса на резине. (Троллейбус.)


Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками! (Троллейбус.)
-Чем троллейбус отличается от трамвая? Что общего?
-Где люди пользуются таким транспортом?
-Каким должен быть водитель любого общественного транспорта? (Внимательным, опытным, знающим, умным, здровым, вежливым.)
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте.
-Расскажите правила поведения на остановке, в транспорте?
(Ответы детей.)
.Не задерживайся в проходе.
.Оплати проезд.
.Не сори, не шуми, не отвлекай волителя.
.Не высовывайся из окон транспорта.
.Уступай место старшим, пассажирам с детьми.
(Чтение, повторение)
-Как надо заходить в общественный транспорт? (Через заднюю дверь.)
-А выходить из транспорта? (Через переднюю дверь.)

Как правильно обходить ТРАМВАЙ? Помни! Стоящий трамвай обходят СПЕРЕДИ.


При выходе из трамвая, нужно посмотреть направо и, убедившись в безопасности, идти к тротуару.

Помни! Стоящий автобус и троллейбус обходят СЗАДИ!


Ролевая игра "Мы- пассажиры."
Цель: отработка правил поведения пассажиров на остановке, в транспорте, при выходе из транспорта.
Распределим роли: водитель,пешеходы, пассажиры, инспектор.
(Заранее сделать из стульев транспорт.)
-Посадка в автобус.
-Высадка пассажиров и обход автобуса. (Троллейбуса, трамвая.)
Итог беседы.
- Что случится, если мы нарушим правило обхода транспорта?

Читайте также: