Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии конспект

Обновлено: 04.07.2024

В конце 50-х—начале 60-х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования — необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология— начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос — судьбы психологии как науки о психических внутренних процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге — нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования. Приметами современной зарубежной психологии являются развитие марксистски ориентированных направлений и большой интерес к советской психологии.

Зарубежная когнитивная психология.

Наиболее широким, выражающим дух современной зарубежной психологии, течением является когнитивная психология. Она возникла в середине 60-х гг. в США и была направлена против бихевиористического исключения психического компонента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и познавательного развития, против упрощенного подхода бихевиористов к обучению человека, который не мог служить основой для совершенствования учебного процесса.

Когнитивная психология выросла из исследований необихевнористов, прежде всего, из субъективного бихевиоризма Д. Миллера, Ю. Галантера к К. Прибрама, указавших на необходимость включения когнитивных (а также мотивационных) компонентов в структуру поведения. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т. е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную иформацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы. У истоков когнитивной психологии стоят Дж. Брунер, Г. Саймон,. П. Линдсей, Д. Норман, Дж. Р. Андерсон, Л. Фестингер,. Ф. Хайдер, ведущими представителями являются У. Найссер, Д. Бродбент, А. Пайвио и многие другие. В настоящее время это направление представлено рядом вариантов. Наибольшее распространение получил вычислительный вариант (Дж. Фодор, Д. Деннит и др.), в котором познавательные процессы трактуются крайне механистически, психика выступает в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов.

У. Найссер отстаивает другой, более умеренный вариант, подчеркивает роль внутренних когнитивных схем-и активности познающего организма в процессе познания.

Большинство из них основываются на точной регистрации времени ответа на сигналы для определения уровневой организации психических процессов в задачах различного рода. Хронометрические методики восходят к методике измерения времени реакций обнаружения, различения и выбора, впервые разработанной голландским физиологом Ф. К. Дондерсом(2). Наряду с лабораторными исследованиями, обладающими вследствие игнорирования в них аспектов обычных ситуаций, недостаточной экологической валидностью, прилагаются усилия для исследования познавательной активности в реальных жизненных ситуациях, в частности изучается обыденное мышление и его развитие, восприятие в повседневной жизни и др.

На формирование когнитивной психологии непосредственно оказали влияние также гештальтпсихология, работы Ф. Бартлетта по памяти и мышлению, теория порождающих грамматик Н. Хомского, генетическая психология Ж- Пиаже, работы по восприятию Дж. Гибсона .и Э. Гибсон.

Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательнее процессы — память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психологию.

Игнорируя проблему субъекта, когнитивная психология вынуждена наряду с когнитивными процессами допустить особое начало, гипотетического участника, носителя психической деятельности. Стратегии, допускающие такие подсистемы, известны под названием гомун-хулюса.

Таковы некоторые методологические трудности и противоречия когнитивной психологии, переживаемые ею на современном этапе. Дальнейшее развитие этого большого направления покажет, сумеет ли когнитивная психология преодолеть их и приобрести большую практическую значимость в естественных ситуациях обыденного опыта, подобно тому как это отличало психоанализ и бихевиоризм и явилось одной из причин их положительного доминирования в зарубежной, прежде всего американской лсихологии.

2 ) . Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная

социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы:

Учебное пособие для вызов – М.: Аспект Пресс, 2002..

Интерес к функциональной ассиметрии мозга.

Данные свидетельствуют о том, что оба полушария вносят важный вклад в организацию поведения, однако каждое полушарие выполняет определенные специализированные функции. Левому полушарию приписываются логический анализ, словесные способы познания, причем входные сигналы обрабатываются последовательным образом, правому — образная синтетическая манера. Правое полушарие отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за музыкальные способности и обрабатывает информацию одномоментно и целостным способом. Некоторые исследователи пришли к выводу о том, что, по-видимому, бессознательное Фрейда является функцией правого полушария. Исследуются профессиональные различия в использовании полушарий и особенности психических процессов у представителей различных культур. Эти исследования, однако, пока не дали каких-либо однозначных результатов. Изучается проблема развития асимметрии в процессе онтогенеза. Некоторые авторы утверждают, что в условиях западной цивилизации с упором в образованна главным образом на приобретение вербальных навыков* и развитие аналитической мысли обеспечивается развитие способностей главным образом левого полушария, в-результате другая половина мозга практически игнорируется, что приводит к обеднению картины мира в сознании современных людей западной цивилизации. На основании полученных данных строятся гипотезы, направленные на объяснение причин, обусловивших асимметрию, и понимание значения для поведения объединения результатов действий асимметричных компонентов двух полушарий. Необходимо отметить, что зарубежные авторы используют и результаты исследований советских психологов, прежде всего А. Р. Лурии.

4 ) История психологии ХХ век. / П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. – М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002.

Зарубежная гуманистическая психология.

В конце 50х начале 60х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос — судьбы психологии как науки о психических внутренних процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге — нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования. Приметами современной зарубежной психологии являются развитие марксистски ориентированных направлений и большой интерес к советской психологии.

I Современное состояние зарубежной психологии. Межкультурные исследования в психологии

М. Мид разработала концепцию межпоколенных взаимоотношений, в основу которой положила представление о трех типах культур: постфигуративной, в которой дети учатся главным образом у своих предков; конфигуративной, в которой и дети и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников; префигуративной, в которой взрослые учатся также у своих детей. Согласно М.Мид, постфигуративная культура преобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое ориентируется главным образом на опыт прежних поколений, т.е. на традицию и ее живых носителей — стариков. Взаимоотношения возрастных слоев здесь жестко регламентированы, каждый знает свое место, и никаких споров на этот счет не возникает.

Источником психического развития является возможность лишь частичного перевода содержания какого-либо одного способа познания на язык других. Несоответствие же содержания разных способов приводит к тому, что ребенок вынужден переходить, например, от выражения своих знаний посредством образов к их выражению в символах. Д.Брунер и его сотрудники исследовали психологические закономерности переходов от одного способа познания ребенком действительности к другому.

Суть позиции Д.Брунера состоит в том, что психическое развитие отдельного человека происходит в процессе усвоения средств культуры. Усвоение набора этих средств усиливает некоторые естественные двигательные, сенсорные и умственные способы познания. В частности, усиление интеллекта связано с усвоением и использованием сложных способов символизации, уровень развития которой различен в разные эпохи и у разных народов. С точки зрения Д.Брунера, исследование закономерностей развития познавательной деятельности ребенка нужно проводить на основе раскрытия характера усваиваемых им конкретных средств культуры, особенно средств символизации опыта.

II Гуманистическая психология. Теоритические и психотерапевтические концепции А. Маслоу и К. Роджерса

Возникшая в 60-х гг. XX в. в США как психотерапевтическая практика, гуманистическая психология получила широкое признание в различных сферах социальной жизни — медицине, образовании, политике и др. Существует мнение, что гуманистическая психология — это не отдельное направление или течение в психологии, а новая парадигма психологии, новый этап ее развития. На идеях гуманистической психологии оформилась особая педагогическая практика.

Основные принципы гуманистической психологии:

подчеркивается роль сознательного опыта;

утверждается целостный характер природы человека;

акцент на свободе воли, творческой силе личности;

принимаются во внимание все факторы и обстоятельства жизни индивида.

Гуманистическая психология отвергала представление о человеке как о существе, поведение которого полностью детерминировано стимулами внешней среды (бихевиоризм), и критиковала элементы жесткого детерминизма в психоанализе Фрейда (преувеличение роли бессознательного, игнорирование сознательного, преимущественный интерес к невротикам). Гуманистическая психология была направлена на исследование душевного здоровья, позитивных качеств личности.

Абрахам Маслоу интересовался проблемами высших достижений человека. Он считал, что каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации – наиболее полному раскрытию способностей, реализации потенциала человека.

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. К. Роджерс полагал, что в каждом человеке есть стремление становиться компетентным, целостным, полным — тенденция к самоактуализации. Фундамент его психологических представлений составляет утверждение, что развитие возможно и что тенденция к самоактуализации является основополагающей для человека.

III Логотерапия В. Франкла

Виктор Франкл - австрийский психиатр и психолог. Автор концепции логотерапии, согласно которой движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Человек не задает этот вопрос, а отвечает на него своими реальными поступками. Роль смысла выполняют ценности - смысловые универсалии, обобщающие опыт человечества. Франкл описывает три класса ценностей, позволяющих сделать жизнь человека осмысленной:

ценности творчества (в первую очередь труд),

ценности переживания (в частности, любовь),

ценности отношения (сознательно вырабатываемая полиция в критических жизненных обстоятельствах, которые невозможно изменить).

Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым себя: самоактуализация - это лишь побочный продукт осуществления смысла. Совесть — орган, который помогает человеку определить, какой из потенциальных смыслов, заложенных в ситуации, является для него истинным. Франкл выделял три онтологических измерения (уровня существования) человека:

поэтическое, или духовное.

Именно в последнем локализованы смыслы и ценности, играющие определяющую по отношению к нижележащим уровням роль в детерминации поведения. Воплощением самодетерминации человека выступают способности: к самотрансценденции. направленности вовне себя; к самоотстранению; к принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Свобода воли в понимании Франкл неразрывно связана с ответственностью за совершаемые выборы, без которой она вырождается в произвол. Логотерапия строится на осознании пациентом ответственности за нахождение и реализацию смысла своей жизни в любых, даже критических жизненных обстоятельствах.

Нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций. Однако мы не должны забывать, что среди них есть и такие, которые имеют нечто общее, и, следовательно, есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и даже более того - смыслы, которые разделяются множеством людей на протяжении истории. Эти смыслы относятся скорее к человеческому положению вообще, чем к уникальным ситуациям. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкивается общество или даже все человечество.

Обладание ценностями облегчает для человека поиск смысла, так как, по крайней мере, в типичных ситуациях, он избавлен от принятия решений. Но, к сожалению, ему приходится расплачиваться за это облегчение, потому что в отличие от уникальных смыслов, пронизывающих уникальные ситуации, может оказаться, что две ценности входят в противоречие друг с другом. А противоречия ценностей отражаются в душе человека в форме ценностных конфликтов, играя важную роль в формировании ноогенных неврозов.

IV Когнитивная психология. Концепция личностных конструктов Д. Келли

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, так как сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Таким образом, после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли — один из основателей этого направления, считал, что любой человек — это своеобразный исследователь, стремящийся вонять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осознают ее по-разному, поскольку любое событие можно рассматривать с разных сторон, и людям предоставляется большой набор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий.

Келли видел задачу психотерапии в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшить ее прогностическую эффективность, помочь пациенту развивать и апробировать новые гипотезы, новые конструкты, сделать доступными факты, по которым пациент может проверить свои гипотезы, сформировать или реорганизовать конструктную систему, более прогностически эффективную. В результате он осознает и интерпретирует и ситуации и себя иначе, становится новым, более эффективным человеком.

V Трансперсональная психология

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека, как космическое существо, связанное на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировой космической информации, к информации человечества (коллективное бессознательное).

Еще одна интересная и важная трансперсональная система — психосинтез — разработана итальянским психиатром Р. Ассаджиоли. Его концептуальная система основана на предположении, что человек пребывает в постоянном процессе роста, актуализируя свой непроявленный потенциал.

Истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, в которой признается значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания.

Почти во всех трансперсональных мировоззрениях выделяют следующие главные уровни:

физический уровень неживой материи, энергии;

биологический уровень живой, чувствующей материи/энергии;

психологический уровень ума, ЭГО, логики;

тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений;

причинный уровень, характеризующийся совершенной трансценденцией;

Вселенная представляет собой интегральную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, поэтому не исключено, что при определенных обстоятельствах человек может восстановить свою тождественность с космической сетью и сознательно пережить любой аспект ее существования (телепатия, психодиагностика, видение на расстоянии, предвидение будущего и т. д.).

Оно не претендовало на ревизию предшествующих школ, а пыталось передать необходимость нового взгляда на природу психики человека. Это и отражено в ее втором названии. Ее основные принципы заключаются в следующем:

  1. подчеркивание роли сознательного опыта;
  2. убеждение в целостном характере природы человека;
  3. акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;
  4. изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Поэтому первостепенной задачей ставилась исследование душевного здоровья, а не душевных расстройств. На изучении таких чувств, как радость и удовлетворение. Наиболее ярко это представлено в работах Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.




Его первые университетские попытки гуманизировать психологию обернулись против него: бихевиористское сообщество подвергло его сильнейшей критике. Коллеги его сторонились как отступника, ведущие психологические издания отказывались печатать его работы, однако в лице студентов он имел поддержку и успех. Но ему удалось все это преодолеть, он при жизни имел расцвет популярности, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации.

Карл Роджерс.Родился в 1902 году. Стал известен прежде всего благодаря своему новому методу в психотерапии – клиенто-центрированной концепции. Исследования выросли на почве каждодневной работы в психологическом консультационном кабинете в университетском городке. Суть метода отражена в самом его названии. Роджерс был убежден, что человек в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. Личность не обречена вечно находиться под властью бессознательных или собственных детских переживаний, она определяется настоящим и формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Родился он в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов. Он был вынужден жить строго по правилам, предписанным родителями, подавляя самое малое проявление эмоций. Постоянные ограничения уже в более зрелом возрасте породили чувство протеста. Постоянное одиночество сделало его замкнутым ребенком, научило полагаться только на самого себя. В 12 лет его семья переехала на ферму, и у него появилась возможность заняться сельскохозяйственными экспериментами, читать и получить представление о научном подходе к действительности. Полный беспорядок в эмоциональной жизни он преодолевал очень долго. Он вспоминал, что если бы в то время его отвезли к психиатру, то он бы его фантазии определил как шизоидные.

И лишь в возрасте 22 лет ему удалось усвоить в Китае более либеральную жизненную философию. Он пришел к мнению, что человек должен полагаться больше на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Считал, что каждый человек должен сам активно и сознательно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.

Оно не претендовало на ревизию предшествующих школ, а пыталось передать необходимость нового взгляда на природу психики человека. Это и отражено в ее втором названии. Ее основные принципы заключаются в следующем:

  1. подчеркивание роли сознательного опыта;
  2. убеждение в целостном характере природы человека;
  3. акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе индивида;
  4. изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека.

Поэтому первостепенной задачей ставилась исследование душевного здоровья, а не душевных расстройств. На изучении таких чувств, как радость и удовлетворение. Наиболее ярко это представлено в работах Абрахама Маслоу и Карла Роджерса.

Его первые университетские попытки гуманизировать психологию обернулись против него: бихевиористское сообщество подвергло его сильнейшей критике. Коллеги его сторонились как отступника, ведущие психологические издания отказывались печатать его работы, однако в лице студентов он имел поддержку и успех. Но ему удалось все это преодолеть, он при жизни имел расцвет популярности, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации.

Карл Роджерс.Родился в 1902 году. Стал известен прежде всего благодаря своему новому методу в психотерапии – клиенто-центрированной концепции. Исследования выросли на почве каждодневной работы в психологическом консультационном кабинете в университетском городке. Суть метода отражена в самом его названии. Роджерс был убежден, что человек в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки на более желательные. Личность не обречена вечно находиться под властью бессознательных или собственных детских переживаний, она определяется настоящим и формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего.

Родился он в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов. Он был вынужден жить строго по правилам, предписанным родителями, подавляя самое малое проявление эмоций. Постоянные ограничения уже в более зрелом возрасте породили чувство протеста. Постоянное одиночество сделало его замкнутым ребенком, научило полагаться только на самого себя. В 12 лет его семья переехала на ферму, и у него появилась возможность заняться сельскохозяйственными экспериментами, читать и получить представление о научном подходе к действительности. Полный беспорядок в эмоциональной жизни он преодолевал очень долго. Он вспоминал, что если бы в то время его отвезли к психиатру, то он бы его фантазии определил как шизоидные.

И лишь в возрасте 22 лет ему удалось усвоить в Китае более либеральную жизненную философию. Он пришел к мнению, что человек должен полагаться больше на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Считал, что каждый человек должен сам активно и сознательно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.

В конце 50-х—начале 60-х годов значительные направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования (необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология), начинают терять свою популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций. Но наиболее важным обстоятельством было появление новых продук-тивных направлений в области экспериментальных исследова-ний и теории. В области исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования — когнитивная психология, гуманистическая психология, в области исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге — нейрофизиология, ней- роморфология и нейропсихология. Широкое распространение получила психогенетика человека.

Охарактеризуем кратко некоторые из названных направлении.

Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы — память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился и на исследование эмоциональной и мотивационной сферы личности, а также на социальную психологию. Все формы человеческого познания рассматривались по аналогии с ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки информации. Был сделан вывод об уров- невой организации познавательной активности по переработке, хранению и использованию информации, включающей ряд блоков. Память, перцептивные процессы, внимание, мышление, его вербальный и невербальный компоненты были представлены множеством структурных моделей.

Однако в целом в когнитивной психологии не была создана единая теория, объяснявшая познавательные процессы. Игнорируя проблему субъекТа, когнитивная психология вынуждена допускать особое начало гипотетического участника, носителя психической деятельности (гомункулюс). Дальнейшее развитие покажет, сможет ли когнитивная психология преодолеть методологические трудности.

Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был Абрахаам Маслоу. Он подчеркивал, что не следует изучать психологию личности человека на основе изу-чения невротиков. Маслоу основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения, поступков считал непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Потребность к самоакгуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это гуманистическая потреб- ность, т.е. стремление приносить людям добро (по своей сущности человек добр). Маслоу по-своему интерпретировав теорию Ч .Дарвина: он не согласен с тем, что, по Дарвину, вы-1 живают агрессивные и сильные животные, считая, что это не основной инстинкт животных — сытый лев не набрасывается на жертву. Агрессия животного — лишь вынужденное средство приспособления. Маслоу подчеркивал, что у животных не менее выражен инстинкт сохранения своей популяции, т.е. инстинкт, который заставляет их помогать друг другу.

Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, то, что он может. Если в нем заложены актерские способности, он стремится стать актером, если способности мыслителя, ученого, — он обязан их реализовать. И если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, начинается конфликт, суть которого в том, что человек не может быть тем, кем он должен стать. (Именно такая неудовлетворенность порождает неврозы.) В чем же смысл самоактуализации?

По мнению Маслоу, самоактуализация — явление врожденное, оно входит в природу человека. Человек рождается с гуманоид ными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека, он только должен суметь реализовать эти гуманистические потребности. В этом отношении Маслоу нанес удар фрейдистам. (Для Фрейда соци-ализация означала укрощение основных инстинктов.) Этот вывод является положительным в теории Маслоу.

Маслоу перечислял различные потребности человека, выстраивая их в иерархический ряд: а) физиологические потребности; б) потребность в безопасности; в) потребность в защите; и лишь над ними выстраивается четвертая группа гуманоидных потребностей — г) потребность в истине, в добре, в справедливости. Все вместе они и составляют содержание обобщающей потребности в самоактуализации. Здесь есть один очень интересный

нюанс: самоактуализация, хотя она и врожденная, получает свое истинное широкое выражение лишь тогда, когда удовлетворя-ются первые три группы потребностей. Но как раз здесь и заложен основной дефект учения Маслоу — непонятно, как же гуманистические потребности в справедливости, самоуважении, уважении других и т.д. формируются у людей, у которых первые три группы потребностей не удовлетворены. То есть Маслоу, оставаясь на антропологической позиции, не смог раскрыть социальную сторону потребности.

В чем же главный недостаток теории Маслоу? По существу, она представляла собой разновидность той же биологизатор- ской тенденции. Конечно, звучит заманчиво, и приятно осознавать, что мы рождаемся добрыми, благородными и становимся плохими не по своей воле. Но нравственные качества не являются врожденными: нет людей, которые рождаются добрыми, и нет людей, которые рождаются злыми. Они формируются таковыми. Само признание, что этическая черта может быть врожденной, ведет к биологизации.

Читайте также: