Современная поэзия конспект урока

Обновлено: 29.04.2024

Автор: Соколовская Инна Владиславовна – педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: "Поэзия, может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека – но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание. Кроме того, Всемирный день поэзии должен дать возможность шире заявить о себе малым издательствам, чьими усилиями, в основном, доходит до читателей творчество современных поэтов, литературным клубам, возрождающим извечную традицию живого звучащего поэтического слова" – говорится в решении ЮНЕСКО. Трудно себе представить нашу жизнь без искусства, музыки и поэзии. Сегодня на уроке мы поговорим о поэзии…
Библиотечный урок для учащихся 7 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы
Задачи:
- расширить представление детей о поэзии.
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
- прививать интерес к поэзии и литературе.
Оборудование: Выставка книг


Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает… Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело.
Лев Николаевич Толстой

Поэзия есть высший род искусства.
Белинский В. Г.

Любовь, поэзия были теми путями, в которых мы искали убежища от одиночества и увядания жизни.
Жорж Батай



Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями – не быть я создана.

Прочли первые буквы стихотворения по вертикали? Что получилось? Ах, дружба. Ну, тогда этот акростих, несмотря на свою совсем не современную форму, очень актуален по содержанию, потому что дружба и в 18 веке, и в веке 21 – очень важная штука.

Ангел лёг у края небосклона.
Наклонившись, удивлялся безднам.
Новый мир был синим и беззвездным.
Ад молчал, не слышалось ни стона.

Алой крови робкое биение,
Хрупких рук испуг и содроганье.
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.

Тесно в мире! Пусть живет, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.
Николай Гумилёв


Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз…

Это – Николай Некрасов. А стихотворение написано амфибрахием. Хотите – проверьте это сами, проставив ударение над каждым слогом.




Колыбельная
Вы все знаете, что колыбельная – это песня, которую мама или няня поют младенцу, засыпающему в своей колыбели. Но, между прочим, колыбельная – это и жанр народной поэзии.


Вот мы с вами, ребята, и поговорили о поэзии…. Поэзия – это музыка, волнующая каждую душу, наполняющая ее безграничной любовью. А сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и осмысление, поэзия проникает в самые тайные уголки души. О поэзии, как о всяком искусстве, можно говорить вечно. Она и сама – вечна: за многие века людям не надоело говорить в рифму и восхищаться стихами великих поэтов. Хочется верить, что наш урок поможет вам не только понять стихи, но и научиться их слушать и слышать. Потому что без поэзии жизнь была бы не так прекрасна.

Цель урока: расширить представление учащихся о современном литературном процессе.

1 . Развивать навыки анализа художественного (поэтического) текста, сравнительного анализа текстов.

2. Формировать личностное отношение к проблемам и вопросам литературы.

3. Познакомить с творчеством В.Полозковой и И.Самариной.

Оборудование: мультимедийный проектор ( презентация к уроку), тексты стихотворений Веры Полозковой, Ирины Самариной

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Я желаю всем хорошего настроения и доброжелательного отношения друг к другу. (Слайд 1)

2. Просмотр видеороликов.

Сегодня мы проведем урок, можно сказать, экспериментальный. Я предлагаю начать его с просмотра двух небольших видео. (Слайды 2,3)

1 слайд. Видео " В.Маяковский читает стихотворение "Необычайное приключение. ". (40 секунд)

2 слайд. Видео "Вера Полозкова у Ивана Урганта" (30 секунд)

- Как могут быть связаны эти два видео? (ответы)

(Первое видео - В.Маяковский читает свое стихотворение "Необычайное приключение. " 1918 г., второе - И.Ургант представляет Веру Полозкову. Можно предположить, что на видео мы увидели поэтов разных эпох и говорить мы будем о поэзии)

3. Переход к теме урока.

- А сейчас посмотрим на следующий слайд.

Слайд 4. Портреты поэтов.

Перед нами поэты разных эпох. Вы видите поэтов Золотого века, Серебряного, поэтов Советского периода, или века Бронзового. Как вы думаете, почему я поставила вопрос на пустующем месте? (Ответы: современная новейшая поэзия). (Вместо вопроса на слайде появляется тема урока "Поэтический баттл" Сквозь века. к современности")

- Сегодня я предлагаю вам провести своеобразный поэтический баттл между поэтами разных эпох. Сейчас у кого-то может возникнуть вопрос, а имеем ли мы на это право. Можем ли мы поставить на одну ступень признанных поэтов и еще не известных нам современных авторов? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

4. Беседа об особенностях литературных эпох. (Повторение пройденного материала)

- Давайте кратко вспомним особенности каждой поэтической эпохи. Что вы можете сказать о Золотом веке ?

(Золотой век (19 век) - установление норм русского литературного языка, чистота и ясность, богатство лексики и гениальная простота. Самое значительное направление - романтизм, утверждающий самоценность человека, буйство страстей, власть природы.)

- Что вы скажете о Серебряном веке? О Бронзовом?

(Серебряный век (начало 20-го века) - период творческой свободы и экспериментов. Главные направления - символизм, акмеизм, футуризм. Поэты стали отказываться от классических форм и структуры классической поэзии.)

- Я думаю, вы без труда узнаете авторов стихотворений: "Я вас любил, любовь еще быть может. ", "Белеет парус одинокий\\ В тумане моря голубом. ", "Если друг оказался вдруг\\ И не друг, и не враг, а так. "

5. Знакомство с новым материалом. (Усвоение нового материала)

- Что же мы можем сказать о новейшей современной поэзии? Знакомы ли вы со стихами современных авторов? (ответы)

Современные поэты творят в разных жанрах, ищут новые литературные приемы. Осваиваются смешанные интерактивные жанры, возникшие с появлением интернета. Выделить доминирующие направления в этой поэзии трудно.

Условно современную поэзию называют сетевой или виртуальной.

-Вы наверняка слышали о поэтических сайтах. Один из самых популярных сайтов "Стихи.ру". Обратите внимание, как быстро он пополняется так называемыми поэтами (в 2006 году - 100 тыс. авторов, в 2012 - 500 тыс., сейчас - около миллиона!). Что нам пытаются донести эти авторы? Послушайте:

И мы, поэты, будем нести свою ношу,

И обещаю вам всем: я никогда ее не брошу!

Мы можем писать про любовь,

В ваших жилах будет кипеть кровь.

Мы - поэты другого века,

Бронзу сдали на металлолом.

На углу, блин, все та же аптека,

С фонарем, только жаль, облом!

- Что вы можете сказать об этих стихах? (Ответы)

- У современной поэзии, конечно, есть свои плюсы. Это быстрота реагирования, возможность донести произведения до огромной аудитории и сразу получить отклик.

Но больше такая поэзия пока получает отрицательной критики (как без этого?). В свое время стихи Пушкина тоже подвергались жесточайшей критике.

- Приведу несколько цитат из критических статей известных литературных обозревателей:

- Сейчас в поэзии мы можем увидеть многочисленные огрехи и неприглядные лохмотья синтаксиса, лексики.

- Язык 19 века - сияющий истинный русский язык, а современный - ужаснейший серый и убогий, нищенский современный новояз.

- Современные поэты - это авторы, которых никто не вспомнит уже через несколько лет.

6. Знакомство с творчеством В.Полозковой, И.Самариной

Я предлагаю вам сегодня познакомиться с творчеством двух современных поэтесс (уже достаточно знаменитых в сетевой поэзии) и подумать, а так ли все плачевно в нашем 21 веке.

Слайд 6. Портрет Веры Полозковой.

Ее считают феноменом нового поколения. Вера закончила школу экстерном в 15 лет и поступила на факультет журналистики в престижный вуз. В 15 лет был опубликован ее первый сборник стихов. Всего у нее 4 опубликованных сборника. Сейчас Вера выступает с сольными творческими вечерами. Читает свои стихи в основном под музыку. Любимые поэты - М.Цветаева, В.Маяковский, И.Бродский.

Слайд 7. Портрет Ирины Самариной-Лабиринт.

В отличие от Веры Полозковой Ирина не любит публичности. Ей комфортно дома, она любит тишину. Первая книга опубликована в 16лет. Всего у нее 5 сборников стихов. "В моих стихах простые слова для простых людей" - говорит Ирина.

7. Прослушивание стихотворений.

Слайды 8,9. Стихотворение В.Полозковой "Смех", стихотворений И.Самариной "Живи, мой друг"

-Прослушайте внимательно стихотворения этих поэтесс в их собственном исполнении.

- Можно ли уже что-то сказать о творчестве этих авторов? Ваши первые впечатления. (Ответы)

8. Работа с текстами.

- А сейчас я предлагаю вам поработать экспертами-критиками и проанализировать стихотворения этих поэтесс о любви и о смысле жизни. Наша задача - познакомиться с текстами и попробовать определить особенности стиля каждого автора. Но размышлять мы будем не только по литературоведческим критериям, но и по вкусовым (субъективным).

Слайд 10. Критерии оценивания стихотворения.

(Класс делится на две группы. Им выдаются стихотворения В.Полозковой "Смех", "Горький запах полыни", И.Самариной "Сегодня Бог проснулся утром рано", "Я верю. " (Приложение) . ( Группы начинают работать) -около 10 мин.

( Группы высказывают свои мнения о прочитанных стихотворениях)

- Вернемся к главному вопросу нашего урока: можем ли мы поставить на одну ступень поэзию классиков и новейшую современную поэзию? Получится ли у нас провести состязание между поэтами разных веков? (Ответы)

10. Итог урока

-Каждая эпоха символизирует что-то свое, характерное только для своего времени. А кто из современных поэтов станет классиком - покажет время. Как знать, может быть, стихотворения, с которыми мы сегодня познакомились, будут изучать и анализировать на уроках литературы наши дети, внуки.

- Все в этом мире когда-нибудь заканчивается, и наш урок подходит к завершению. Но мне хочется, чтобы вы послушали еще одно стихотворение.

11. Слайд 11. Прослушивание стихотворения И.Самариной "Цените тех, с кем маска - ни к чему" в исполнении М.Калужских (Мастерская души)

- Можно ли догадаться, чье это стихотворение: В.Полозковой или И.Самариной?

12. Домашнее задание.

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА.
Обзорный урок

Уроки литературы в 11 классе[1]

Русская литература последних десятилетий.
Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Под редакцией В. Г. Маранцмана

Лирик ничего не дает людям.
Но люди приходят и берут.
А. Блок

Обозначим пространство нашего диалога о современной лирике и предложим возможную композицию урока-обзора. Напомним о том, что ученики в силу разных причин (программа, уровень литературного образования) могут быть в разной степени подготовлены к работе над темой. Если у учеников имеется соответствующая база для восприятия этой темы, необходимо не только обобщить и систематизировать имеющиеся знания, но и придать предлагаемому материалу проблемный характер. При отсутствии такой подготовки наибольшее внимание следует уделить организации самостоятельной работы в классе: помочь ученикам в поиске материала и оформлении выступления, предложить интересные темы для рефератов. И в том и в другом случае важно стимулировать у учащихся творческий подход к выполнению задания: объявить конкурсы на лучшую поэтическую презентацию, конкурсы выразительного чтения, знатоков поэзии и др.

ЗАЧИН УРОКА

Материал для размышления

«Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.

Проведем кратчайший экскурс в историю русской поэзии.

Четырнадцать тысяч пиитов
страдают во мгле Лужников.
Я выйду в эстрадных софитах —
последний читатель стихов.

Есть ли сегодня поэзия, жива ли сегодня лирика?

На пути к сегодняшнему поэтическому слову очертим пространство поэзии второй половины XX века — живой истории.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

К уроку предложим учащимся следующие задания.

Индивидуальные задания:

Например, подбор цитат, ярко иллюстрирующих характер поэзии Е. Евтушенко, может быть таким:

Групповые задания:

1. Составление терминологического словаря: постмодернизм, концептуализм, минимализм, неоакмеизм, необарокко. Краткое истолкование терминов; подбор отрывков из поэтических текстов для иллюстрации каждого термина. Понятие о хронотопе.

4. Организация выставки книг (сборники стихов, книги о современной поэзии).

И голосом ломавшимся моим
Ломавшееся время закричало.
Е. Евтушенко

Рамки свободы. Поэзия шестидесятников как попытка восстановления равновесия между народом и властью, попытка очистить запятнанную идею социализма и коммунизма.

Риторичность и монологичность стихов Р. Рождественского. Самовыражение и исповедальность в лирике Е. Евтушенко. Приметы НТР и образы старины в метафорах А. Вознесенского. Своеобразие лирической интонации Б. Ахмадулиной.

Заряд любви в песнях Булата Окуджавы.

Важно показать ученикам, что в 60—80-е годы наряду с официальной поэзией и гонимой, но все-таки находящей дорогу к своему читателю-слушателю авторской песни существовало целое поэтическое пространство — неофициальная поэзия (поэты андеграунда).

Именно в эти годы развивались новые направления и поэтические школы.

Поскольку творчество Н. Рубцова неоднократно уже было представлено в основной школе, можно кратко обобщить уже известное ребятам или просто ограничиться выразительным чтением стихотворений поэта по выбору учащихся (см. уроки о творчестве Н. Рубцова).

Александр Галич, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава. Имена этих поэтов-бардов уже знакомы учащимся (7 класс, программа под ред. В. Г. Маранцмана).

Владимир Высоцкий — истинно народный поэт, голос и совесть эпохи. Многообразие тем (социальных, философских, политических и др.) и их обостренное звучание в творчестве поэта. Трагический мотив губительности свободы. Жанровое своеобразие, богатство интонаций лирики В. Высоцкого.

Спросим ребят, близко ли им творчество Высоцкого? Какие качества современного человека препятствуют сегодня общению с поэтом?

5. Неоакмеизм в поэзии
Традиции акмеизма (И. Анненского, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама) в литературе 60—80-х годов.

6. Поэзия конца ХХ века

Звучание шестидесятников: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной.

Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова.

В начале обзора поэзии этого периода учитель кратко знакомит учащихся с основными тенденциями развития поэзии. Затем идет представление сайта, на котором можно прочитать современную поэзию.

7. Творчество И. Бродского

Жизненный и творческий путь поэта как вызов советскому времени. Традиции и новаторство в лирике Бродского. Понимание поэзии как процесса и явления, живущего по собственным внутренним законам.

В конце урока предложим учащимся вновь вернуться к высказыванию Блока о поэте и сущности поэтического творчества и после дальнейшего самостоятельного чтения стихов попытаться дома поразмышлять над тем, насколько удавалось поэтам второй половины двадцатого века слышать музыку Времени (время как конкретный исторический промежуток и Время как вечность).

А какой вы слышите музыку сегодняшнего дня?

Прочитанные тексты и предложенный материал — мысли ученых и поэтов — помогут будущим выпускникам выбрать собственную читательскую и человеческую позицию.

Материал для размышления

1. Обдумайте предложенный ниже материал и выразите свое понимание мироощущения современного человека.

2. Сопоставьте приведенные ниже высказывания с размышлениями А. А. Ухтомского (1875—1942), крупнейшего мыслителя XX века, предвосхитившего ряд идей современной науки о человеке.

Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. — М.: Просвещение, 2007.

Е. Р. Ядровская
Об обзорных уроках
по современной драматургии
и лирике

Практика показывает, что произведениям современной литературы в школе уделяется мало внимания, что объясняется как недостаточным количеством часов на изучение литературы в целом, так и тем, что концепция современного литературного процесса сложилась в науке относительно недавно.

Ни для кого не секрет, что изучение литературы в 11 классе нередко заканчивается на произведениях о коллективизации и войне. Огромный пласт русской культуры второй половины XX века практически остается не освоенным учащимися, что не позволяет им приобщиться к недавней истории литературы, а тем более осознать ее связь с искусством сегодняшнего времени. При таком положении дел мы упускаем возможность помочь выпускникам разобраться в том, что сегодня предлагает книжный рынок.

Первой программой, активно включившей произведения современной литературы в урок, стала программа авторского коллектива под редакцией В. Г. Маранцмана (1996) и выпущенные в дальнейшем на ее основе методические комплексы.

Таким образом, освоение курса современной литературы в 11 классе отчасти оказывалось подготовленным изучением предшествующего курса литературы: во-первых, уже состоявшимся знакомством с рядом современных авторов, во-вторых, имеющимся читательским опытом сопоставления произведений разных культур и эпох, в-третьих — самим принципом организации материала в 11 классе, позволяющим концентрировать произведения вокруг вечных, философских проблем. Менее подготовленными к освоению современной литературы оказывались учащиеся, работающие по другим программам.

Сегодня мы живем в условиях единых требований содержания литературного образования. В программах для основной и профильной школ современной литературе уделяется значительно большее внимание. Каковы же методические пути ее освоения?

Помимо включения современных авторов в программы для основной школы, в выпускном классе планируется проведение уроков-обзоров и семинаров по современной литературе и современной литературной ситуации.

Особое внимание при изучении современной литературы, с нашей точки зрения, необходимо уделить драматургии и лирике, поскольку драматические произведения наиболее остро раскрывают противоречия эпохи, а лирика отражает ее дух, музыкальную тональность. Учитываем и то, что произведения драматического и лирического рода наиболее сложны для восприятия и анализа.

Хорошо подготовленный обзорный урок — одно из главнейших условий освоения данного литературного периода, ведь, несмотря на неоднозначность оценок, сложность, противоречивость литературоведческих толкований произведений современной литературы, без привычных опор (общественно-историческая ситуация в стране, тема, идея, авторская позиция в произведении, направление, литературная традиция и др.) невозможно ориентироваться в современном искусстве. Опыт показывает, что именно отсутствие контекста (исторического, литературного), который окружает изучаемое на уроке произведение современной литературы, мешает учащимся увидеть движение литературы, осмыслить литературный процесс, попытаться охватить его панорамным зрением. (вернуться к уроку)

Поэзия - это искусство, которому нельзя научиться, никто не может рассказать, что нужно сделать, чтобы овладеть поэтическим мастерством и стать хорошим поэтом. Стихи, как и люди, состоят из оболочки и души - это сочетание и даёт им жизнь. В поэзии существует множество стилей и структур написания стихов, но если в авторе нет творческого начала, если нет вдохновения, искры, то его стихи будут "мёртворождёнными". Чтобы стать поэтом, недостаточно просто уметь рифмовать слова или придерживаться определённого алгоритма. Для этого нужно нечто большее - талант, благодаря которому стихи будут рождаться сами по себе!

Читайте онлайн или скачивайте бесплатно и делитесь ссылками на данный конспект для уроков в социальных сетях!

Читайте также: