Формы глаголов в повелительном наклонении 7 класс конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

Цель: углубить знания учащихся о повелительном наклонении глаголов, его значении, образовании; совершенствовать правописные и речевые умения и навыки.

Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы.

Тип урока: комбинированный.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием:

в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что называется наклонением глагола?

• Что вы знаете об условном наклонении глагола?

• Как образуются и изменяются глаголы условного наклонения?

2. Развитие навыков употребления в речи глаголов условного наклонения: работа с ситуативным материалом

Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы (один или с друзьями) оказались на необитаемом острове в Тихом океане. Чтобы вы стали делать?

Ключевые слова: очутиться, находиться, осмотреть местность, изучить, искать, находить (найти), приспособить, проявить находчивость, использовать, обнаружить, открывать (открыть), спасаться (спастись).

III. Мотивация учебной деятельности

— Глаголы выражают различные действия: одни из них являются реальными, другие же только возможны при каких-то условиях или желательны, могут выражать просьбу, совет, призыв.

Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. Побуждение может быть в виде приказа, пожелания, просьбы, совета.

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя: комментарий к таблице

Настоящее и будущее простое время

Повелительное наклонение глагола

пишут, читают (ю-йу)

несут, решают (ю-йу)

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника (С. 79)

3. Объяснение учителя: комментарий к таблице

1. Изъявительное наклонение в значении повелительного:

а) употребляется для выражения приглашения собеседника совершить совместные действия (форма 1-го лица множественного числа);

б) форма 3-го лица единственного и множественного числа настоящего или будущего времени употребляется для выражения просьбы, пожелания в сочетании со словами пусть, да.

2. Условное наклонение в значении повелительного.

3. Повелительное наклонение в значении условного.

4. Неопределённая форма в значении повелительного наклонения для выражения резкого приказания

Идём на прогулку!

Идёмте на прогулку!

Пусть он пишет, пускай (пусть) они придут; Да здравствует наша Родина!

Ты бы отдохнул немного. Знай я о приезде брата, пришёл бы домой пораньше

Встать! Всем идти за мной!

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений

1. Переведите на русский язык. Сопоставьте произношение конечного согласного основы глаголов повелительного наклонения в русском и украинском языках. Чем различается употребление ь в этих глаголах?

Приберіть у кімнаті; сховайте зайві речі; застеліть стіл чистою скатертиною; поставте святковий посуд; наріжте тоненькі скибочки хліба; намажте зверху вершковим маслом; посипте тертим сиром, трішечки засмажте на сковороді; киньте на сковороду щіпку солі; не забудьте покласти на стіл серветки.

Сначала прочитайте текст внимательно, не торопясь. Объясните орфограммы (выделенные, пропущенные буквы). Прочитайте текст ещё раз и объясните знаки препинания в известных вам случаях. Выполните грамматическое задание (если оно есть).

3. Исправьте ошибки нерадивых учеников.

Ляж в постель. Бежи скорее к врачу. Вылазь из воды скорее. Ставайте за мной, я последний. Не ложи локти на стол. Едь летом на юг. Не одевай сегодня тёплую шапку. Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе.

4. Образуйте форму повелительного наклонения от глагола положить.

И ей, и мне сразу стало легче. (Р. Зелёная)

5. Работа с упражнениями учебника.

Упражнение 199 — устно, упражнение 203 — письменно.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Что обозначают глаголы повелительного наклонения?

• Как они образуются?

• Когда пишется ь на конце глаголов в форме повелительного наклонения?

2. Заключительное слово учителя

Не привыкайте к чудесам —

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так — и всё не так

Через одно мгновенье.

VII. Домашнее задание

1. Выучить теорию по теме урока.

2. Выполнить упражнение 205 (письменно).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель. Жумагалиева Р.Н. класс : 7 Дата: 13.12. 2016

Тема урока: Повелительное наклонение глагола

Цель урока: обобщение и систематизация учебной информациии по теме глагол

Задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания о глаголе на практике при выполнении различных заданий, развивать навыки грамотного письма, проверить степень овладения умением правописанияи опреления наклонений глагола, совершенствовать творческие способности, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное,

воспитывать культуру общения в паре, уважение к чужому мнению; любовь к языку

Ожидаемые результаты: Научатся работать в группе,высказывать свои мысли,самооцениванию и взаимооцениванию

Ресурсы: Учебник Русская речь 7 класс.Жанпеисова У.А.,интернет-ресурсы

Организационный момент

Приветствие.Психологический настрой."Подарок".

1.Какой сегодня день недели?

2.Первый зимний месяц месяц.

Ознакомление с листом оценивания

Раздает оценочные листы.

Вступительное слово учителя.Сегодня мы проведем урок-игру,пойдем в горы штурмовать высоту.

-Кто такие альпинисты?

Образуются группы по 5,6 учеников.Выбирают лидера группы

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с листом оценивания.Втечении урока идет самооценивание

2. Начальная форма глагола … инфинитив

3 Глаголы условного наклонения отвечают на вопрос что делай .

4) Суффикс –л- - показатель … прошедшего времени.

5) Глаголы изменяются по …падежам

6) Изменение глаголов по лицам и числам называется … спряжением.

7. у глагола 2 наклонения

Обменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом правильность выполнения задания.

Таблица для проверки (слайд 6)

Отвечают на вопросы.взаимооценивание

выделяют ключевые моменты.

III.Восхождение на гору

Штурм первой высоты "Знание".

Микроцель :Воспроизвести термины,правила.

Объяснение новой темы.

какой праздник приближается?

Какова лексическая тема?

Презентация "Моя родина -Казахстан"

Родина-мать,умей за нее постоять

Найдите глаголы.На какие вопросы отвечают.

Глаголы которые отвечают на вопрос что делай ,что делайте-повелит.наклонение

Запишите тему повелит.наклонение

- Попробуем определить, что выражают глаголы в данных предложениях.

Вы, отроки - други, возьмите коня. просьба

Родные мои, не болейте никогда, будьте здоровы!

Эй, вратарь, готовься к бою! команда

Читайте книги, они учат нас жизни. совет

Молчи! Устал я слушать! приказ

- Сделайте вывод, что могут выражать глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении могут выражать пожелание, просьбу, приказ, совет) Обратная связь .Прием"Лови мяч"

Постановка задач урока (совместное целеполагание)

Запись числа, темы в тетрадях

Ответы на вопросы

Штурм второй высоты " Понимание".

Микроцель:выявить,насколько поняли теоретический материал

1группа . .образуйте формы глаголов повелительного наклонения ед.ч и мн.ч

2группа . синтаксический разбор предложения

Наша страна готовится к международной выставке "ЭКСПО-2017"

образуют формы глаголов повелительного наклонения ед.ч и мн.ч

синтаксический разбор предложения

Штурм третьей высоты " Применение"

Микроцель:Умение применять теоретические знания на практике.

Выполнение упражнений по учебнику

1группа упр.9 стр.88

Ученики выполняют упражнения в тетрадях

Штурм четвертой высоты " Анализ".

Микроцель:Умение правильно излагать мысли,развитие навыка пересказа

1.Стратегия "Карусель". Работа с текстами .

1группа.Легендао горе Бура

2группа.Легенда о спящем Батыре.

м етод"Гармошка" .Запишите вопросы к текстам обменяйтесь

Тексы обсуждаются в группе,лидеры пересказывают текст другой группе,а те должны пересказать услышанное.

Производят обратную связь

- Ребята, когда я буду называть глаголы в повелительном наклонении, вы должны хлопнуть в ладоши.

Без сомненья, вы устали.
Встаньте! Сядьте! Снова встаньте!
Разогнулись, потянулись,
Вправо-влево повернулись!
Головою повертите!

Друг на друга посмотрите!
Тихо сели! Продолжаем работать

Выполняют физминутку услышав глаголы в повелительном наклонении, хлопают в ладоши.

Штурм пятой высоты "Синтез".

Микроцель:Развитие творческих способностей учащихся

1группа."Фишбоун"-повелительное наклонение глагола

2группа..Диалог двух телефонов

Учащиеся заполняют схемуфишбоун,составляют диалог

Микроцель:Умение оценивать свои знания

тест по структуре СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (одновременное выполнение заданий на

4 листах и обмен для проверки). Не забудьте, дается 6 минут, когда время выйдет, нужно

передать свой листок для проверки партнеру: первый – второму, второй – третьему, третий

– четвертому, четвертый – первому, одновременно, независимо от того, успели вы

выполнить весь тест или нет.

Задания напечатаны, предлагаю каждому взять по одному листочку. Ответы будут

представлены на слайде на экране. Время – 6 минут . Выполните тест (один вариант у всех

учеников ) , ответы запишите на листочках учета знаний.

1. Укажите глаголы в изъявительном наклонении:

а ) отдохните; б) помогаешь; в) думал; г) сделал бы.

2. Укажите глагол в условном наклонении:

а) улыбается; б) собрался бы; в) напишите; г) сделал .

3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) тишь; б) дрожь; в) режь; г) брошь .

4. Глагол ОТКРОЙ - КА находится в форме :

а) условного наклонения; б) изъявительного наклонения; в) повелительного наклонения.

5. В каком слове вставите букву –И - , так как оно является глаголом повелительного

а) кле. . т; б) вылет. . те; в) отправ. . тся; г)стро…те.

6. В каких поговорках имеется глагол в повелительном наклонении:

а) Не вели голодному обед варить, иззябшему – печь топить .

б) Старое новое бережет.

в) Если нечем угостить, хоть ласковое слово молви.

г)За добро платить могут все, а за зло платить добром могут лишь достойные.

2. Взаимопроверка тестов. Выставление оценок партнеру

4- 5 правильных ответа - “3”; 0- 3 правильных ответа - “2”.

Собрать листки учета.

Отвечают на вопросы. передают свой листок для проверки партнеру: первый – второму, второй – третьему, третий

– четвертому, четвертый – первому, одновременно, независимо от того, успели выполнить весь тест или нет.

Подведение итогов урока.На вертолете спустимся на старт-площадку и подведем итоги.

Стратегия "Сотовые телефоны

Производят обратную связь и помогают учителю при планировании следующего урока

Формативное: словесное поощрение:похвала,сушки,стикеры.

Суммативное оценивание: с помощью листа оценивания:самооценивание и взаимооценивание

стикеры, словесное поощрение:похвала помогают пробудить интерес к уроку. Учатся самооцениванию и взаимооцениванию

Составьте текст на тему"Случай в горах".

Легенда о верблюде Буре защитнике Бурабая

Бура был молчаливым, замкнутым . Любил он вольно гулять, пастись у подножья Кокше .

Но как только беда, джут или война надвигались на родной край, или народу грозило какое-либо несчастье, Бура тут же преображался. Птицей взлетал он на вершину Кокше и трубил громко и протяжно. От его рёва содрогались горы и леса, замирали степи, травы и цветы, стада в тревоге сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест птицы, разбегались звери. Услышав тревожный клич, люди, собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили мечи и копья, готовились с честью встретить беду.

Народ почитал, боготворил Буру, берёг его от дурного глаза. Но однажды на пути к водопою повстречался Буре, Касым-хан. Хвастаясь силой и меткостью, точностью глаза он пустил в Буру стрелу. Бура взвыл от боли и упал на передние ноги. Кровь и слёзы лились рекой.

Смеясь, вонзал он одну ядовитую стрелу за другой в голову священного животного. На месте гибели красавца Буры образовалась гора, своими очертаниями напоминающая два горба верблюда. Гора эта и поныне называется Бурабай.

В одном из аулов родился и рос сильный, смелый джигит. ему было больно видеть нищету, горе народа.
Опечалился молодой Батыри решил добыть счастье и богатство, а затем одарить им всех сородичей.Выковал он себе меч, шлем, кольчугу, обрядился в доспехи, сел на верного коня и отправился на край света за счастьем для своего народа. Однажды злые силы преградили путь Батыру. Долго он бился, но не смог преодолеть несметные полчища врагов. От бесконечной борьбы он ослеп, оглох и только тогда наконец-то понял, что каким бы храбрым и сильным не был, ходить за счастьем в одиночку нельзя. Вконец обессилел от этих мыслей воин, упал на спину. Так и окаменел Жекебатыр со шлемом на голове, с насупленными бровями, густыми усами, прямым с горбинкой носом, толстыми губами и бородой по пояс.Высота горы, если считать до острия шлема – 836 метров.

лист оценивания

"5"-35-40 баллов "4"-27-34 баллов "3"- 16-26 баллов

лист оценивания

"5"-35-40 баллов "4"-27-34 баллов "3"- 16-26 баллов

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 255 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с такой категорией глагола, как повелительное условное наклонение.


Задачи урока:

обучающие: углубить и расширить представления учащихся об изъявительном наклонении; познакомить с условиями образования форм повелительного и условного наклонения; учить находить глаголы повелительного и изъявительного наклонения в тексте;
развивающие: создать условия для развития и обогащения речи учащихся путем введения нового материала; способствовать развитию умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
воспитательные: содействовать воспитанию чувства ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе.


Тип урока: усвоение новых знаний


Оборудование:

ноутбук, мультимедиаэкран, раздаточный материал, цветные карточки с разноуровневыми заданиями, цветик-семицветик.


Ход урока:

I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте все дружно улыбнемся гостям, мне и друг другу. Вот с такими улыбками мы начнем наш урок и с такими же улыбками и закончим.

Перед вами шкала вашего настроения, обозначьте цветной ручкой на ней то настроение и чувства, которые вы испытываете в начале нашей работы. В конце урока мы еще раз вернемся к нашей шкале.

О какой части речи мы сегодня продолжим разговор, догадайтесь сами.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает- расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё вам назовёт…….глагол.

Это важная часть речи, ведь без глаголов далеко не уедешь, не умчишься, не укатишь, не улетишь, не унесёшься, и вообще не попрыгаешь, не побегаешь, не поскачешь, не покрутишься, не повертишься, не потанцуешь, не попоешь и даже ничего не натворишь! Потому что для всего этого нужно совершить действие. А действие – это и есть глагол.

Сейчас я раздам карточки разного уровня сложности, кому-то по сложнее, а кому-то меньшего уровня сложности. Что вам нужно сделать? Внимательно прочитать задания и выполнить то, что там написано. Через 5 минут я их у вас соберу.

А с остальными мы поиграем в игру. Сегодня мы волшебники! И играть будем с цветиком-семицветиком. Это необычный цветок, а волшебный. На его лепестках вопросы по предыдущим темам. Если вы ответите на вопросы правильно, и мы оторвем все лепестки, то сможем загадать желание в конце урока. А также попадем в волшебную страну Глаголию, по которой мы с вами путешествуем, в два волшебных города. Но для начала нужно сказать волшебные слова. Кто помнит, какие слова?

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Облети вокруг земли,

Быть по-моему вели!

  1. Что такое глагол? Глаголы обозначают …(действия и состояние предметов)
  2. Глаголы совершенного вида…. Найти, пожелать, взять……это глаголы (совершенного вида)
  3. Глаголы несовершенного вида….Класть, искать, ловить – это глаголы………(несовершенного вида)
  4. Возвратные глаголы ….
  5. По каким признакам мы определяем переходность глагола?
  6. Глагол имеет особую форму, которая называется….(начальная форма)
  7. Две формы времени глагола имеют глаголы……(совершенного вида). Три формы времени глагола имеют глаголы….(несовершенного вида)
  8. Определить неопределенную форму глагола: светил, опустился ….(светить, опускать)

Ну что же время истекло. Сдаем карточки. Кристина, собери у всех. Я проверю и скажу вам оценки на следующем уроке.

III. Объяснение нового материала

Так как мы ответили на все вопросы правильно, то пора отправляться в город Условностей и город Повелителей. Готовы?

Город Условностей Город Повелителей

А во втором живут одни командиры. Они уверены в себе и в своих силах, любят приказывать и подчинять, поучать и давать советы.

А сейчас давайте попробуем определить, из какого города к нам пришел житель. Если это житель города Условностей – мы топаем, если города Повелителей – хлопаем.

  1. Играйте, оркестры! Звучите песни и смех!
  2. Поднимите руки выше!
  3. Я хотел бы стать спортсменом.
  4. Сядь на свое место!

По какому признаку вы определяли, что это житель города условностей. Повелителей?

- Правильно! Жители города Условностей всегда ходят парами. Рядом с глаголом всегда частица БЫ. Она либо бежит следом (он пришел бы), либо обгоняет и оказывается впереди (), а может так далеко забежать, что между ней и глаголом окажется несколько слов ()

А как вы узнали жителей города Повелителей?

Мы сегодня будем знакомиться с условным и повелительным наклонением. Вы сами назвали правило. Давайте в этом убедимся. У вас у каждого лежат таблички. Прочитайте их самостоятельно.

Глаголы условного наклонения обозначают действия, которые могут произойти только при определенных условиях. Как же образуются глаголы условного наклонения?

Формула образования условного наклонения

Глагол в форме пр. вр. + частица бы

Написал (а, о, и) + бы = написал (а, о, и) бы

Спросил (а, о, и) + бы = спросил (а, о, и) бы

Глаголы повелительного наклонения обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить (просьба, приказ, совет, запрет)

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа.

Формы 2-го лица ед. ч. образуются от основы настоящего/будущего времени с помощью окончания –и или нулевого окончания

Играй(ут) + и = играй

Формы 2-го лица мн. ч. образуются от форм 2 лица ед.ч. с помощью постфикса -те

Сиди + те = сидите

Рассмотрите таблицу и попробуйте рассказать, как образуется условное наклонение

Основа неопределенной формы

  1. Что обозначают глаголы условного наклонения? Повелительного?
  2. Как образуются?

IV. Формирование умений и навыков по применению полученных знаний

Упр. 115. Найдите и выпишите предложения, в которых представлены действия возможные или желательные.

  1. Мы проговорили бы до самого утра, но оба очень устали. 2) Я открыла бы окно навстречу росам, да боюсь утренней свежести. 3) Дремлет на стене моей ивы кружевная тень. (глаголы условного наклонения – проговорили бы, открыла бы)

Упр. 121. Найдите формы глаголов, обозначающих побуждение к действию.

На другой день, поутру,

К златошвейному шатру

Шлюпку на берег бросает,

И садится за прибор.

Тут в шатер Иван вбегает,

Косу длинную хватает.

«Ой, беги, конек, беги!

(глаголы повелительного наклонения – беги, помоги)

V. Физкульминутка

Ребята, а не хотелось бы вам немного размяться? Конечно, хотелось.

К нам пришел из города Повелителей человечек. Он просит нас размяться вместе с ним.

Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо,

Посмотрите влево,
А теперь их поднимите,
и тихонько опустите.

Глазками моргните.
Тихо топните ногой
Да притопните другой.

До 5 все посчитайте

И опять за парты сядьте.

Давайте назовем глаголы. (ПОСМОТРИТЕ, ПОДНИМИТЕ, ОПУСТИТЕ, НАКЛОНИТЕ….) В каком наклонении они употреблены?

А кто был очень внимательным и запомнил, как я задала вопрос перед физкульминуткой? (Ребята, а не хотелось бы вам немного размяться?)

Открываем тетради и записываем число, классная работа. Работа письменно

Работа по презентации.

Выпишите глаголы в форме повелительного наклонения, определите их лицо и число.

Баранкин мечтает: «Хорошо бы пожить хоть один денёчек так, как живут счастливые мураши, или воробьи, или бабочки, только чтоб не слышать этих глаголов, которые с утра до вечера так и сыплются на твою несчастную голову: просыпайся, одевайся, пойди, принеси, отнеси, купи, подмети, помоги, выучи!

VI. Закрепление полученных знаний и навыков

Итак, отправляемся путешествовать дальше по нашим городам. Нам нужно выполнить еще несколько заданий, чтобы вернуться обратно.

Задание 1. Образуйте форму повелительного и условного наклонения

Звонить (повелительное наклонение)

Звонить – звони – звоните

Рисовать (условное наклонение)

Рисовать – рисовал бы

(Повелительное наклонение)

(Условное наклонение)

Задание 2. Укажите ряд, в котором все глаголы повелительного наклонения

Беги, не спеши, принесите

Не уходи, сходил бы, войди

Готовлю, буду решать, запирать

Задание 3. Укажите ряд, в котором все глаголы условного наклонения

Уходи, спрячься, подумал бы

Принес бы, буду решать, войдите

Покрасил бы, отнес бы, поцеловал бы

Задание 4. Давайте помечтаем

  1. Если бы я выиграл миллион, то….
  2. Если бы я был рыцарем, то….
  3. Если бы у меня были сапоги скороходы, то….
  1. Подведение итогов

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.

А теперь мы возвращаемся в наш класс.

И вот, мы в нашем классе.

Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. Что мы узнали в городе Условностей? В городе Повелителей?

- Сколько наклонений глагола в русском языке?

- В форме какого лица и числа употребляются глаголы повелительного наклонения?

- При помощи чего образуются глаголы в условном наклонении?

- О каком наклонении идёт речь?
1) Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времён – в настоящем, прошедшем и будущем.

2) Я могло бы произойти, но только при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ.

3) Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности, и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем.

- Я называю глаголы, а вы говорите в каком наклонении он стоит по цепочке.

(позовете, хотел бы, пиши, говорите, подумала б, сказала бы, буду решать)

Сейчас я называю вам предложение, которое нужно закончить.

-привлек меня тем, что….

-навел меня на размышления…

А теперь вернемся к шкале настроений, отметьте сейчас ручкой другого цвета то настроение, которое испытываете в конце нашей работы.

У кого изменилось? Почему? (ответы детей)

Все были молодцы! Поэтому смело можете загадать желание!

Конспект урока в 7 классе

познакомить учащихся с такой категорией глагола, как повелительное условное наклонение.

Задачи урока:

обучающие: углубить и расширить представления учащихся об изъявительном наклонении; познакомить с условиями образования форм повелительного и условного наклонения; учить находить глаголы повелительного и изъявительного наклонения в тексте;
развивающие: создать условия для развития и обогащения речи учащихся путем введения нового материала; способствовать развитию умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся; продолжить развитие навыков самостоятельной работы;
воспитательные: содействовать воспитанию чувства ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование:

ноутбук, мультимедиаэкран, раздаточный материал, цветные карточки с разноуровневыми заданиями, цветик-семицветик.

I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте все дружно улыбнемся гостям, мне и друг другу. Вот с такими улыбками мы начнем наш урок и с такими же улыбками и закончим.

Перед вами шкала вашего настроения, обозначьте цветной ручкой на ней то настроение и чувства, которые вы испытываете в начале нашей работы. В конце урока мы еще раз вернемся к нашей шкале.


О какой части речи мы сегодня продолжим разговор, догадайтесь сами.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает- расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё вам назовёт…….глагол.

Это важная часть речи, ведь без глаголов далеко не уедешь, не умчишься, не укатишь, не улетишь, не унесёшься, и вообще не попрыгаешь, не побегаешь, не поскачешь, не покрутишься, не повертишься, не потанцуешь, не попоешь и даже ничего не натворишь! Потому что для всего этого нужно совершить действие. А действие – это и есть глагол.

Работа по карточкам

Сейчас я раздам карточки разного уровня сложности, кому-то по сложнее, а кому-то меньшего уровня сложности. Что вам нужно сделать? Внимательно прочитать задания и выполнить то, что там написано. Через 5 минут я их у вас соберу.

Фронтальный опрос

А с остальными мы поиграем в игру. Сегодня мы волшебники! И играть будем с цветиком-семицветиком. Это необычный цветок, а волшебный. На его лепестках вопросы по предыдущим темам. Если вы ответите на вопросы правильно, и мы оторвем все лепестки, то сможем загадать желание в конце урока. А также попадем в волшебную страну Глаголию, по которой мы с вами путешествуем, в два волшебных города. Но для начала нужно сказать волшебные слова. Кто помнит, какие слова?

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Облети вокруг земли,

Быть по-моему вели!

(видео)

Что такое глагол? Глаголы обозначают …(действия и состояние предметов)

Глаголы совершенного вида….. Найти, пожелать, взять……это глаголы (совершенного вида)

Глаголы несовершенного вида….Класть, искать, ловить – это глаголы………(несовершенного вида)

По каким признакам мы определяем переходность глагола?

Глагол имеет особую форму, которая называется…..(начальная форма)

Две формы времени глагола имеют глаголы……(совершенного вида). Три формы времени глагола имеют глаголы….(несовершенного вида)

Определить неопределенную форму глагола: светил, опустился …..(светить, опускать)

Ну что же время истекло. Сдаем карточки. Кристина, собери у всех. Я проверю и скажу вам оценки на следующем уроке.

III. Объяснение нового материала

Так как мы ответили на все вопросы правильно, то пора отправляться в город Условностей и город Повелителей. Готовы?

Город Условностей Город Повелителей

А во втором живут одни командиры. Они уверены в себе и в своих силах, любят приказывать и подчинять, поучать и давать советы.

А сейчас давайте попробуем определить, из какого города к нам пришел житель. Если это житель города Условностей – мы топаем, если города Повелителей – хлопаем.

Играйте, оркестры! Звучите песни и смех!

Поднимите руки выше!

Я хотел бы стать спортсменом.

Сядь на свое место!

По какому признаку вы определяли, что это житель города условностей. Повелителей?

- Правильно! Жители города Условностей всегда ходят парами. Рядом с глаголом всегда частица БЫ. Она либо бежит следом (он пришел бы), либо обгоняет и оказывается впереди (), а может так далеко забежать, что между ней и глаголом окажется несколько слов ()

А как вы узнали жителей города Повелителей?

Мы сегодня будем знакомиться с условным и повелительным наклонением. Вы сами назвали правило. Давайте в этом убедимся. У вас у каждого лежат таблички. Прочитайте их самостоятельно.

Глаголы условного наклонения обозначают действия, которые могут произойти только при определенных условиях. Как же образуются глаголы условного наклонения?

Формула образования условного наклонения

Глагол в форме пр. вр. + частица бы

Написал (а, о, и) + бы = написал (а, о, и) бы

Спросил (а, о, и) + бы = спросил (а, о, и) бы

Глаголы повелительного наклонения обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить (просьба, приказ, совет, запрет)

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа.

Формы 2-го лица ед. ч. образуются от основы настоящего/будущего времени с помощью окончания –и или нулевого окончания

Сид(ят) + и = сиди

Играй(ут) + и = играй

Формы 2-го лица мн. ч. образуются от форм 2 лица ед.ч. с помощью постфикса -те

Сиди + те = сидите

Рассмотрите таблицу и попробуйте рассказать, как образуется условное наклонение


Цель урока - углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями употребления мягкого знака на конце глаголов в повелительном наклонении.

Описание разработки

Цели:

обучающие: углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями употребления мягкого знака на конце глаголов в повелительном наклонении;

развивающие: способствовать развитию умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе, воспитывать чувство ответственности за состояние своего здоровья.

Ход урока

I. Организационный момент

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Долгожданный дан звонок,

И тихонечко садитесь.

II. Актуализация знаний по теме. Проверка д/з

III. Изучение нового материала

1. Постановка целей

2. Материал для наблюдения и выводов:

- Прочитайте пословицы. Что их объединяет? Какая пословица вам особенно понравилась? Почему?

Быстрого и ловкого болезнь не догонит. Было бы здоровье, а счастье найдется. Здоровье сгубишь - новое не купишь. Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болезнь человека не красит. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой. Кто не курит, не пьет, тот здоровье бережет. Когда б не баня, все б мы пропали.

- Найдите в пословицах глаголы, определите наклонение. Как вы определили глаголы повелительного наклонения? Спишите эти пословицы, укажите лицо, число этих глаголов. Какие местоимения вы употребите к ним?

3. Чтение теоретического материала по учебнику (Стр.176)

Конспект урока по русскому языку Повелительное наклонение глагола

VI. Закрепление изученного

1. Выполнение упражнения.

Запишите пословицы, поставив глаголы из скобок в повелительном наклонении. Обратите внимание на их правописание. Сделайте вывод

Болен – (лечиться), а здоров – (беречься). Семь раз (отмерить), один раз (отрезать).

Душой (измерить), умом (проверить), тогда и (верить).

2. Чтение правила по учебнику (Стр.176)

3. Разграничение глаголов повелительного и изъявительного наклонения. Упражнение 472 по учебнику.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Все ли было понятно?

- Что показалось вам сложным, что легким для понимания?

- Над чем хотели бы поработать дополнительно дома?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VIII. Объяснение домашнего задания

Задание 1-ого уровня сложности. Упр.471 (устно), 473 (письменно)

Задание 2-ого уровня сложности: Упр.471(устно), Составить диалог по данной ситуации: «Ваш младший брат долго засиживается за компьютером.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Тема урока: Повелительное наклонение

Цели: обучающие: углубить знания учащихся о наклонениях глагола, дать понятие о повелительном наклонении, познакомить с условиями употребления мягкого знака на конце глаголов в повелительном наклонении;

развивающие: способствовать развитию умений правильно писать глаголы в повелительном наклонении и правильно употреблять их в речи; развитию мотивации учебной деятельности; рефлексивных способностей, активности и любознательности, речи учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе, воспитывать чувство ответственности за состояние своего здоровья.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, распечатки текста и тестовых заданий к нему.

Тип урока: комбинированный

I.Организационный момент.

Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Долгожданный дан звонок,

И тихонечко садитесь.

II..Актуализация знаний по теме. Проверка д/з.

III. Изучение нового материала.

1. Постановка целей.

2. Материал для наблюдения и выводов:

-Прочитайте пословицы. Что их объединяет? Какая пословица вам особенно понравилась? Почему?

Быстрого и ловкого болезнь не догонит. Было бы здоровье, а счастье найдется. Здоровье сгубишь - новое не купишь. Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болезнь человека не красит. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой. Кто не курит, не пьет, тот здоровье бережет. Когда б не баня, все б мы пропали.

-Найдите в пословицах глаголы, определите наклонение. Как вы определили глаголы повелительного наклонения? Спишите эти пословицы, укажите лицо, число этих глаголов. Какие местоимения вы употребите к ним?

3. Чтение теоретического материала по учебнику. (Стр.176)

4. Работа с текстом. (Распечатки текста)

Прочитайте текст. К какому стилю и типу речи он относится? Какова его тема и основная мысль? Назовите непонятные слова. (Учитель объясняет их)

1.Сидячий образ жизни приводит к тому, что большинство из нас проводят большую часть жизни в неудобном для спины положении. 2.Позвоночник деформируется, спина сутулится, грудь становится впалой. 3.При нарушении осанки ухудшается функция дыхания. 4.Могут возникнуть близорукость, остеохондроз позвоночника и другие заболевания. 5.Для коррекции осанки можно использовать продающиеся в магазинах корректоры спины и пояса - жилеты, но проблему сутулости они полностью не решают. 6.Для того, чтобы осанка сохранилась, нужно выполнять комплекс необходимых упражнений и не сутулиться в повседневной жизни.

7.Для обретения хорошей осанки есть простые упражнения, выполняемые возле стены. 8.Для начала прижмитесь к стенке спиной, так чтобы с ней соприкасались плечи, ладони, ягодицы, пятки. 9.В таком положении постойте пару минут, чтобы "привыкнуть" к такому положению, сделайте 7 - 10 глубоких вдохов-выдохов. 10.Отойдите от стенки и не меняя положения тела (как будто стена "прилипла" к вашей спине), пройдитесь несколько раз по комнате.

11.Второе упражнение заключается в том, что нужно неплотно прислониться к стене и, согнув ногу в колене, сделать по 5-10 махов каждой ногой. 12.Так же, согнув руку в локте, проделайте несколько махов каждой рукой.

13.Следующее упражнение - нужно сделать одновременно мах левой ногой и правой рукой 5-10 раз. 14.Потом наоборот - махи правой ногой и левой рукой. 15.В завершение сделайте 10 глубоких вдохов-выдохов с наклонами тела вперед и болтая руками внизу.

16.Упражнения возле стены помогают следить за осанкой и сохранить здоровье. 17.Выполняйте их регулярно и не ленитесь.

IV. Релаксация. Физкультминутка

(Выполняется упражнение №1 из прочитанного текста)

V.Тестовое задание по тексту

1) совокупность, сочетаемость чего-нибудь

2) совокупность отраслей народного хозяйства

3) группа зданий

4) болезненное осознание своих недостатков

В.2. Укажите номера предложений, в которых есть глаголы в повелительном наклонении.

VI. Закрепление изученного

1.Выполнение упражнения. Запишите пословицы, поставив глаголы из скобок в повелительном наклонении. Обратите внимание на их правописание. Сделайте вывод

Болен – (лечиться), а здоров – (беречься). Семь раз (отмерить), один раз (отрезать).

Душой (измерить), умом (проверить), тогда и (верить).

2. Чтение правила по учебнику (Стр.176)

3. Разграничение глаголов повелительного и изъявительного наклонения. Упражнение 472 по учебнику.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

-Все ли было понятно?

-Что показалось вам сложным, что легким для понимания?

-Над чем хотели бы поработать дополнительно дома?

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VIII. Объяснение домашнего задания.

Задание 1-ого уровня сложности. Упр.471 (устно), 473(письменно)


-75%

Читайте также: