Исконно русские и заимствованные слова 6 класс конспект урока презентация

Обновлено: 16.05.2024

Название раздела, темы: Лексика. Культура речи.

1. Образовательные: познакомить учащихся с о путях заимствования тех или иных слов в русский язык.

2. Практические : совершенствовать умения отличать исконно русские слова от заимствованных; формировать орфографическую зоркость.

3. Воспитательные: воспитывать внимание к окружающему миру;

развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи; воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету; приобщить к культурному наследию русского народа.

4. Развивающие: совершенствовать разные виды речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи, письмо, развитие коммуникативно-речевых умений.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

Словари русского языка (этимологический, толковый, словарь иностранных слов)

Методы и приемы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, наблюдение над языковым явлением.

Создание положительного психологического настроя учеников

I. Проверка домашнего задания (упр.119)

1. Лексический терминологический диктант (нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь с последующей взаимопроверкой).

1) Все слова языка (лексика);

2) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);

3) слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

4) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы);

5)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы);

II. Изучение нового материала

Вступительное слово учителя об исконно русских и заимствованных словах.

- Сколько иностранных слов вы знаете, хотя бы чуть-чуть?

- А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.

- Кто такие полиглоты?

Это люди, владеющими многими языками. Поэтому каждого из нас можно с уверенностью назвать полиглотами.

Фронтальный опрос

- Из каких слов по происхождению состоит наш язык? (Исконно русские и заимствованные слова. )

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры .

1. Работа с учебником

- Сейчас мы познакомимся с теоретическими сведениями об исконно русских и заимствованных словах на странице 67 учебника . Я попрошу одного прочитать вслух классу данный материал.

Один учащийся читает классу теоретические сведения из учебника.

2. Фронтальный опрос

- Из каких слов по происхождению состоит наш язык? (Исконно русские и заимствованные слова. )

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры .

Закрепление изученного материала

1.Комментированное списывание

- Обратимся к упражнению 124. Вам нужно прочитать текст , выписать из него слова с пропущенными буквами ,объяснить орфограммы и отметить среди этих слов заимствованные.

- Как вы считаете ,для чего мы выполняем это упражнение ?( Для того ,чтобы научиться находить заимствованные слова в тексте.)

- Значит ,наша цель при выполнении данного упражнения - научиться находить заимствованные слова в тексте .

Учащиеся работают устно , поочерёдно читают несколько предложений классу , попутно объясняя пропущенные орфограммы ,записывая в тетрадь слова и обозначая орфограммы. Так же находят заимствованные слова и записывают их.

- Ребята, мы достигли поставленной нами цели при выполнении данного упражнения? (Да.)

- Итак, теперь вы умеете находить заимствованные слова в тексте .

2.Групповая работа

- Сейчас вы поработаете в группах . Каждая группа получает карточку с заданием, первая группа – это учащиеся ,сидящие на первом ряду ,вторая группа – учащиеся второго ряда ,третья группа – третий ряд. Ваша задача – из перечня слов выбрать исконно русские слова и попытаться определить признаки заимствованных слов.

- Для чего нам нужно выполнить это задание ?( Для того ,чтобы научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки ,по которым мы можем распознавать заимствованные слова .)

- Цель данного задания - научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки, по которым мы можем распознавать заимствованные слова.

- Теперь приступайте к выполнению вашего задания в группах, после того, как вы выполните это задание представитель каждой группы зачитает классу, какое было задание у его группы, назовёт, какие исконно русские слова встретились группе и представит признаки заимствованных слов.

Учащиеся в группах выполняют задания, потом коллективно проверяют задания каждой из групп.

К а р т о ч к а 1.

– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не

начинаются с букв а, ф, ц, э :

арбуз, авеню, озеро , свеча , фонарь, помещение , цех, эстамп, борщ .

К а р т о ч к а 2.

– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт , хт , кс , мп , как правило,

встречаются в заимствованных словах:

самовар , кекс, сарафан , вымпел, квас , штаб, указ

К а р т о ч к а 3.

– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют

общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

– Как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Давайте обобщим признаки заимствованных слов вам удалось найти.

- Запишите в тетрадь признаки заимствованных слов:

Признаки заимствованных слов записываются на доске:

3) общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.

- Подумайте и попытайтесь привести свои примеры по каждому из признаков заимствованных слов.

- Мы достигли поставленной цели ? (Да.)

- Итак , теперь вы научились отличать заимствованные слова от исконно русских и знаете признаки заимствованных слов.

3.Цифровой диктант

Учащиеся пишут цифровой диктант.(В парах, с самопроверкой)

а) 1)белка, 2)береза, 3) фауна, 4)осень;

б) 1) теле визор, 2) теле граф, 3) теле фон, 4) приемник ;

в) 1)авто мобиль , 2)локо мобиль , 3)локо мотив , 4) паровоз .

г) 1) самовар, 2) сарафан, 3) кекс , 4) дом .

д) 1) фонетика, 2) фосфор, 3) облик, 4) имидж.

Ответы: а-3; б-4; в-4; г-4; д-3.

4. Устная работа.

– Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и

синонимичные им исконно русские слова? ( Исконно русские слова).

- Сейчас я буду называть вам заимствованные слова , а вы попробуете подобрать синонимичные им исконно русские слова.

- Какова наша цель при выполнении этого задания ( Научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая синонимы).

- Итак ,цель при выполнении данного задания : научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая синонимы .

Учитель называет заимствованное слово ,а учащиеся устно подбирают синонимичное ему исконно русское слово.

Шоу – …( зрелище) , шоумен-…( организатор представления ) , фиаско – …( неудача), сувенир -…(подарок ) , обелиск -…(памятник ) ,консенсус –…( согласие) , презентация – ..( представление) , менталитет – …( обычаи-привычки) ,интегрировать –…( объединять) , имидж – ..( облик), санкция …( разрешение-указание) .

- Мы достигли поставленной цели при выполнении данного задания?(Да).

- Итак ,теперь вы умеете подобрать к заимствованному слову синонимичное ему исконно русское слово

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было особенно интересным? Было ли что- то трудным для вас?

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры.

- Какие признаки заимствованных слов вы знаете?

6.Домашнее задание

- Дома вы выполните упражнение 127 ,в котором вам нужно будет заменить исконно русскими словами заимствования. Составьте с тремя любыми заимствованными словами по три словосочетания, обозначьте главное слово.

Презентация, консенсус, коммуникабельный, позитивный, деструктивный, интегрировать имидж, санкционировать

Слова для справок: представление, положительный, объединять, облик, общительный, согласие, признавать законным, разрушительный.

-Добрый день ,ребята ! Запишите в ваших тетрадях сегодняшнее число .

- Дома вы выполняли упражнение 117 . Вам нужно было выписать из текста диалектные слова и слова с выделенными буквами и письменно объяснить выбор орфограмм .Так же вам нужно выполнить фонетический разбор слова жизни. Итак ,один учащийся у доски выполняет фонетический разбор, а остальные работают на местах, устно называя диалектизмы ,встретившиеся в тексте и объясняют написание орфограмм. После проверки упражнения мы проверим , как вы выполнили фонетический разбор.

Один учащийся работает у доски ,а остальные устно с учителем проверяют упражнение.

1.Что изучает лексика?

2.Слова, имеющие одно лексическое значение, называются:

3.В каком варианте ответа есть синонимы?

а) чёрный – белый

б) бегемот – гиппопотам

в) поседеть к старости – посидеть рядом

г) высокий – низкий

4.Слова, противоположные по лексическому значению, это…

5.Укажите необщеупотребительное слово

6.В каком словосочетании есть профессионализмы?

7. Укажите диалектизм

( Ответы: 1)а; 2)в; 3)б; 4)б; 5)в; 6)в ) ;7)б.

– Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава

– Много ли вы знаете иностранных языков ? А вот и нет, на самом деле

каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.

– Кто такой полиглот? (Человек, знающий много языков)

– Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу

Лев Васильевич Успенский:

Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря

– Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. (Потому что многие слова

пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.)

- Значит на какие две группы по происхождению можно разделить слова нашего языка? (Исконно русские и заимствованные слова).

– Итак , какой способ пополнения русского языка вы можете назвать?( Способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствование из других языков.)

3.Работа с учебником

- Сейчас мы познакомимся с теоретическими сведениями об исконно русских и заимствованных словах на странице 67 учебника . Я попрошу одного прочитать вслух классу данный материал.

Один учащийся читает классу теоретические сведения из учебника.

- Из каких слов по происхождению состоит наш язык? (Исконно русские и заимствованные слова. )

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными ? Приведите примеры .

- Обратимся к упражнению 124. Вам нужно прочитать текст ,выписать из него слова с пропущенными буквами ,объяснить орфограммы и отметить среди этих слов заимствованные.

- Как вы считаете ,для чего мы выполняем это упражнение ?( Для того ,чтобы научиться находить заимствованные слова в тексте.)

- Значит ,наша цель при выполнении данного упражнения - научиться находить заимствованные слова в тексте .

Учащиеся работают устно , поочерёдно читают несколько предложений классу , попутно объясняя пропущенные орфограммы ,записывая в тетрадь слова и обозначая орфограммы. Так же находят заимствованные слова и записывают их.

- Ребята, мы достигли поставленной нами цели при выполнении данного упражнения ?(Да.)

- Итак ,теперь вы умеете находить заимствованные слова в тексте .

- Сейчас вы поработаете в группах . Каждая группа получает карточку с заданием, первая группа – это учащиеся ,сидящие на первом ряду ,вторая группа – учащиеся второго ряда ,третья группа – третий ряд. Ваша задача – из перечня слов выбрать исконно русские слова и попытаться определить признаки заимствованных слов.

- Для чего нам нужно выполнить это задание ?( Для того ,чтобы научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки ,по которым мы можем распознавать заимствованные слова .)

- Цель данного задания - научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки ,по которым мы можем распознавать заимствованные слова.

- Теперь приступайте к выполнению вашего задания в группах, после того , как вы выполните это задание представитель каждой группы зачитает классу ,какое было задание у его группы , назовёт ,какие исконно русские слова встретились группе и представит признаки заимствованных слов .

Учащиеся в группах выполняют задания ,потом коллективно проверяют задания каждой из групп.

К а р т о ч к а 1.

– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не

начинаются с букв а, ф, ц, э :

арбуз, авеню, озеро , свеча , фонарь, помещение , цех, эстамп, борщ .

К а р т о ч к а 2.

– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт , хт , кс , мп , как правило,

встречаются в заимствованных словах:

самовар , кекс, сарафан , вымпел, квас , штаб, указ

К а р т о ч к а 3.

– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют

общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

– Как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Давайте обобщим признаки заимствованных слов вам удалось найти .

- Запишите в тетрадь признаки заимствованных слов :

Признаки заимствованных слов записываются на доске:

3) общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.

- Подумайте и попытайтесь привести свои примеры по каждому из признаков заимствованных слов.

- Мы достигли поставленной цели ? (Да.)

- Итак , теперь вы научились отличать заимствованные слова от исконно русских и знаете признаки заимствованных слов.

Учащиеся пишут цифровой диктант.

а) 1)белка, 2)береза, 3) фауна, 4)осень;

б) 1) теле визор, 2) теле граф, 3) теле фон, 4) приемник ;

в) 1)авто мобиль , 2)локо мобиль , 3)локо мотив , 4) паровоз .

г) 1) самовар ,2) сарафан ,3) кекс , 4) дом.

4. Устная работа.

– Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и

синонимичные им исконно русские слова? ( Исконно русские слова).

- Сейчас я буду называть вам заимствованные слова ,а вы попробуете подобрать синонимичные им исконно русские слова.

- Какова наша цель при выполнении этого задания ( Научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая синонимы).

- Итак ,цель при выполнении данного задания : научиться заменять заимствованные слова исконно русскими ,подбирая синонимы .

Учитель называет заимствованное слово ,а учащиеся устно подбирают синонимичное ему исконно русское слово.

Шоу – …( зрелище) , шоумен-…( организатор представления ) , фиаско – …( неудача), сувенир -…(подарок ) , обелиск -…(памятник ) ,консенсус –…( согласие) , презентация – ..( представление) , менталитет – …( обычаи-привычки) ,интегрировать –…( объединять) , имидж – ..( облик), санкция …( разрешение-указание) .

- Мы достигли поставленной цели при выполнении данного задания?(Да).

- Итак ,теперь вы умеете подобрать к заимствованному слову синонимичное ему исконно русское слово

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке ? Что было особенно интересным? Было ли что- то трудным для вас?

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры.

- Какие признаки заимствованных слов вы знаете?

- Дома вы выполните упражнение 127 ,в котором вам нужно будет заменить исконно русскими словами заимствования. Составьте с тремя любыми заимствованными словами по три словосочетания , обозначьте главное слово.

Презентация ,консенсус ,коммуникабельный , позитивный ,деструктивный ,интегрировать имидж , санкционировать

Слова для справок : представление , положительный , объединять ,облик ,общительный ,согласие, признавать законным ,разрушительный.

Цели и задачи.
Образовательные:
показать учащимся богатство русского языка, раскрыть особенности заимствования как одного из способов развития языка;
вызвать интерес к языковым явлениям;
формировать умение пользоваться словарями (толковым, этимологическим, словарем иностранных слов)
Развивающие:
развивать умение целесообразного использования заимствований в собственной речи.
Воспитательные:
воспитывать чувство любви к родному языку;
формировать бережное отношение к русской культуре.




Целевая аудитория: для 6 класса

Конспект, раскрывающий методику проведения урока, в ресурсе отсутствует. Презентация тяжела для восприятия. Нет единого стиля оформления, выбраны неудачные фоны для слайдов. яркий цвет мешает восприятию материала. На некоторых слайдах размер шрифта текстовой информации не соответствует санитарным нормам. Присутствуют изображения низкого качества. Нет ни единой ссылки на использованные ресурсы, что является прямым нарушением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993 N 5351-1.

Ресурс заменен, добавлен конспект, исправлены недочеты в оформлении презентации. Есть ссылки на источники.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены


1.Образовательные:познакомить учащихся с путями заимствования тех или иных слов в русский язык.

2.Развивающие:совершенствовать разные виды речевой деятельность:чтение учебных текстов,выразительное чтение,слушание учителя и друг друга,развитие устной монологической и диалогической речи,письмо,развитие коммуникативно-речевых умений.

3.Воспитательные:воспитывать внимание к окружающему миру;развивать интерес к русскому языку;приобщить к культурному наследию русского народа.

1.Организационный момент.Приветствие.Создание положительного психологического настроя учеников.

Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

В)Целеполагание.Предлагается прослушать стихотворение.

Каждое слово живое,

С особой,своей судьбою.

Бежали столетья и годы,

По-разному жили народы.

Торговлю вели,воевали,бранились,а после-мирились,

Жить в добром соседстве учились.

И вот результат их общенья-

Волшебное слов превращенье.

Так,в языке зародившись одном,

Слово потом оказалось в другом.

Немало прошло испытаний,

То смысл поменяв,то звучанье,

Слово по вкусу пришлось языку:

Вопросы:-О каких словах говорится в стихотворении?-Сформулируйте тему нашего урока.-Как вы думаете,при заимствовании какие могут возникнуть проблемы?

-Как связано высказывание В.Г.Белинского ,записанное на доске,с темой урока?

-Как вы понимаете смысл слова заимствованные?

-Приведите примеры заимствованных слов.

4.ОбЪяснение нового материала.

Б)Работа с учебником .Чтение правила.

6.Закрепление нового материала.

А)Работа с текстами(Раздаточный материал)

Текст№1(осложненное списывание с комментированием,1 учащийся работает у доски)

Дождь пр шуршал по широк му лугу,

Даже цв ты уд вились друг другу:
В чашечках листьев,на каждой тр винке
По огонечку,по серебринке.( А.Яшин).

Беседа с учащимися:
-О чем этот текст?
-Какие средства выразительности используется автором?Приведите примеры.

-Какие слова использует автор:исконно русские или заимствованные?

Обратимся ко 2 тексту.Текст на доске .Задание:выпишите заимствованные слова.Опираясь на таблицу в учебнике,подчеркните буквы,которые говорят о заимствовании слов.

Дождь прощел по авеню.Он играл свои гаммы,а люди забегали в вестибюли,в дома,закрывали жалюзи.Вот раздался последний аккорд,и колорит земли стал постепенно меняться.

-Словарная работа с незнакомыми словами.

Б)Творческая работа. Составьте свой текст с заимствованными словами(используя материал учебника и словарь заимствованных слов).

-Что нового вы узнали на уроке?

-Какой вид работы понравился больше и почему?

-Что на уроке вызвало у вас затруднение?

8)Консультация по домашней работе.


-75%

Читайте также: