Совместная жизнь организмов в природном сообществе конспект 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

- развитие у учащихся интереса к предмету через решение биологических заданий и умения применять полученные знания в практической деятельности.

- формирование и дальнейшее развитие познавательных операций по планированию и прогнозированию учебной деятельности;

- формирование логического, системного мышления;

-развитие креативного мышления обучающихся;

- развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки.

Школа должна прививать своим воспитанникам такие навыки логического мышления, которые гармонировали бы с самой природой человека.

Иоганн Генрих Песталоцци

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о природных сообществах.

Вам раздаётся список животных и растений. Нужно как можно быстрее построить круговорот жизни и поставить стрелочки, в каком направлении движется ваше колесо жизни.

Решите головоломку. Читая каждую вторую букву, нужно восстановить пословицу о взаимоотношениях человека и природы.

ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК, ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЯКЖЕАКЛЕЕКЕЕТК. (Кто землю лелеет, того земля жалеет)

Живые организмы часто сожительствуют друг с другом с взаимной пользой. Вспомните понятие. Соедините карточки грибов с деревьями, под которыми они живут.

Выпишите номера, под которыми даны признаки сообщества.

1 – группа растений, животных, бактерий и грибов

2 – определенная территория

3 – длительность существования

4 – действие факторов неживой природы

5 – существует короткое время

Отправьте по адресу.

А) производители Б) потребители В) разлагатели

1 – травянистые растения 2 – лишайники 3 – мхи 4 – хвойные деревья 5 – заяц 6 – рысь 7 – почвенные бактерии 8 – синица 9 – лось 10 – ястреб

Выберите примеры сообществ (биогеоценозов). Укажите номера.

1- хвойный лес, 2 – лужа, 3 – поле, 4 – голая скала, 5 – болото [2]

Подумайте и ответьте на вопросы

  1. Конкурентная борьба за место под солнцем в растительном мире не меньше, чем среди животных. Любопытно, что молодые деревца тропического леса могут годами пребывать в покое, пока не появится просвет в пологе. В борьбе за свет деревца сразу же пробуждаются, и начинается их бурный рост, чтобы быстрее вырваться к свету и распустить свою крону.

Как вы думаете, это характерно только для тропического леса или такое явление можно наблюдать и в лесах умеренных широт?

  1. Объясните: почему у деревьев, выросших в густом лесу, крона занимает только верхнюю часть ствола, а у деревьев, выросших на открытом месте, – почти весь ствол?
  2. Растущие в открытом поле отдельно стоящие деревья редко валятся ветром, а в густом лесу поваленное ветром дерево можно встретить довольно часто, хотя в лесу ветер бывает слабее, чем в открытом поле. Чем это объясняется?
  3. Кому доводилось быть ранней весной в лесу, тот не мог не обратить внимания на яркие жёлтые, розовые и лиловые цветки многих растений.

Как вы думаете, чем можно объяснить тот факт, что в широколиственном лесу большинство травянистых растений цветёт до полного распускания листьев на деревьях?

  1. Учащиеся изучали уголок леса, где возвышались стройные берёзы и раскидистые осины. А между ними только начинали свой рост молодые ели. Беседуя с лесником, ребята узнали, что пройдут года, и на том месте, где сейчас растут берёзы и осины, широко раскинется еловый лес. На чём основано такое предположение? [3]

Упражнения для снятия общей усталости

  1. Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Шея не будет болеть от напряжения.
  2. Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад. Так отдыхают усталые руки.
  3. Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом. Так отдыхают плечи.

Точечный массаж головы и шеи

1. Массируем область лба 2, 3, 4-м пальцами.

2. Массируем заднюю поверхность шеи.

Физическая зарядка для глаз

  1. Зажмуриваем и широко открываем глаза 5–6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.
  2. Смотрим вверх – вниз, вправо – влево, не поворачивая головы.
  3. Вращаем глазами по кругу, вниз, вправо, вверх, влево.
  4. Быстро моргаем 1–2 минуты.
  5. Массажируем веки круговыми движениями.

Головоломки. Биологический ребус

https://open-lesson.net/uploads/files/2015-06/thumb/333333333.jpg

  1. Другое название растительного сообщества.
  2. Экологическая группа растений, к которой относятся травянистые растения смешанного леса.
  3. Тип взаимоотношений между организмами, при которых один из них живёт за счёт другого, организма – хозяина.
  4. Вид растений, который сильнее всего влияет на другие виды фитоценоза и определяет и определяет для них условия жизни.
  5. Организмы, растущие в пятом ярусе смешанного леса, тело которых состоит из водоросли и гриба.
  6. Взаимовыгодное сожительство двух организмов.

Естественные опылители клевера – шмели. Но зачастую шмелей нет в районе засева клевера. Есть же пчелы. Но домашняя пчела не летит на клевер, потому что ее коротким хоботком сложно достать нектар. К тому же вокруг есть другие цветы, с которыми у пчел нет таких трудностей. Как быть, ведь клевер нужно опылять?

Противоречие: Пчела должна брать нектар (соприкасаться с цветком) с клевера и не должна брать нектар (соприкасаться с цветком), так как ее хоботок для этого не приспособлен.

Пчел кормят сахарным сиропом, настоянным на цветках клевера. Пчела начинает летать на клевер и пытается достать нектар, попутно производя опыление цветков клевера.

Проблема, где достать ёлку к Новому году, актуальна не только у нас. И, к сожалению, некоторые достают ёлку, просто вырубая ее в лесу у шоссе. Убытки огромны. Что делать? Не сторожить же огромные массивы леса?

Человек сам не хочет (не может) вырубить ёлку. Необходимо нарушить вредное действие – вырубку ёлок. Используйте другие каналы воздействия на человека, применив посредник – неприятный запах.

В Германии решили проблему так: деревья у шоссе опрыскивают специальным препаратом, запах которого отвратителен. Правда, в холодную погоду он не ощутим. А вот в закрытом и теплом человеческом жилище встречать Новый год придется в противогазе. [4]

Учащиеся работают в группах.

При помощи практической работы определить насколько полезны дождевые черви для растений?

Дождевых червей нужно искать и собирать ранним утром.

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец – мне было трудно (не понравилось );

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

Так сказал ещё две с половиной тысячи лет назад великий китайский мудрец Конфуций (около 551–479 лет до н.э.).

Но его позиция как никогда актуальна и в современном быстро меняющемся мире образования.

Ссылки на источники

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Природные сообщества"

тип урока- самостоятельная работа в парах, группах или индивидуальная. Если вы работаете по программе Пономаревой И,Н., то урок такошо типа Вам может пригодиться. Материал частично ученикам знак.

План-конспект урока "Смена сообществ"

Урок в курсе "Общей биологии", 11 класс. Содержит региональный компонент.


план-конспект урока "Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи"

Краткий план-конспект урока показывает основную идею. Урок представляет творческие отчёты групп по ранее заданной теме. Обучающимся было предложено представить материал на тему "взаимосвязи организмов.


Конспект урока в 5 классе по теме "Природные сообщества"

Конспект урока в 5 классе по теме "Природные сообщества".


Конспект урока и презентация по теме "Природные сообщества" 5 класс

Учебный материал представляет собой технологическую карту урока, в которой прописаны УУД учащихся на уроке. .

Конспект урока по окружающему миру по теме "Природные сообщества" 3 класс
Разработка урока "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Данная разработка предназначена для учащихся 11 классов на уроках биологии и может быть использована на уроках.

Предметные: формирование знаний о ярусном строении природных сообществ, о значении совместного обитания различных видов живых организмов в эволюции, живой природы; формирование умения применять знания о растениях и иных живых организмах для объяснения структуры и свойств природного сообщества.

познавательные УУД: умение структуировать знания; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения, постановка и формулирование проблемного вопроса; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выбор эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение структуировать знания, оценка процесса и результатов деятельности

регулятивные УУД: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, прогнозирование; постановка и формулирование цели и темы урока; целепологание как постановка учебной задачи; планирование, оценивание качества и уровня усвоения, коррекция, прогнозирование усвоенных результатов

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли; управление поведением партнера

личностные УУД: действие смыслообразования

Межпредметные связи: экология, география

2) мультимедийная презентация

3) раздаточный материал для групп

Логическая основа урока:

1) Новое знание: приспособленность живых организмов к совместной жизни в природном сообществе

2) Задание на пробное действие: В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились:
лягушка , мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?

3) Фиксация затруднения: - Все ли смогли ответить на этот вопрос ?

4) Фиксация причины затруднения: - Почему не удалось ответить на этот вопрос?

5) Цель деятельности: формировать умения выявлять признаки приспособленности живых организмов к совместному существованию в природном сообществе

6) Фиксация нового знания (эталон): решение тестов на соответствие

Содержание учебного материала.

Деятельность

Деятельность

Формирование УУД

Мотивация к учебной деятельности

а) Вступление – приветствие.

Настраиваются на урок.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на протяжении сегодняшнего урока, какое понятие мы будем расширять и углублять, я предлагаю выполнить задание в конвертах, у каждого ряда свой.

(Опишите по фотографиям представленные объекты (Пресноводный водоём, луг, лес). По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются на территории этих объектов)

Какие живописные уголки природы у вас получились. Как по-другому можно назвать это единство разнообразных организмов и условий абиотической среды? (Природным сообществом или биогеоценозом)

Сегодня, мы продолжим разговаривать о природном сообществе. Но сначала давайте вспомним, что вам уже известно о природных сообществах?

индивидуальная работа у доски

С помощью условных символов составьте схему структуры природного сообщества

Р-растения (создают органические в-ва)

Ж -животные(поедают органические в-ва)

Г-грибы и Б-бактерии (разрушают и перерабатывают органические в-ва)

+ условия неживой природы (свет , температура , влажность , почва)

Дайте определение природного сообщества или биогеоценоза.

Что мы понимаем под средой обитания?(Ответ: часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует).

Как называются определенные условия среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы?(Ответ:факторы среды)

Дайте определение приспособленности (Ответ: адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни).

Приведите сообществ. На какие две группы можно поделить природные сообщества? (естественные, искусственные)

Проверка индивидуальной работы

Пробное учебное действие

В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились: лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?

готовят рассказ, используя выбранную иллюстрацию.

Пытается найти взаимосвязи

Выполнение задания у доски

Пытаются ответить на вопрос

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Познавательные:

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Познавательные: умение структурировать знания,

осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные :умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

Выявление места и причины затруднения

- Все ж ивые организмы могут быть связаны друг с другом, если живут на единой территории и в определённых условиях среды. Эта территория может быть очень маленькой по площади. Например, наш аквариум. Чуть больше - луг, река.

- Как бы назвали свойство живых организмов жить сообща на одной территории в определенных условиях? (Ответ: приспособленность, сожительство, совместная жизнь)

А что вам известно о приспособленности растений и других организмов к совместной жизни?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Об этом и пойдёт речь сегодня на уроке. Откройте тетрадь и запишите тему урока.

Тема: Совместная жизнь организмов в природном сообществе.

Любое дело будет успешным, если есть цель. Какую цель поставим перед собой?

Цель: Познакомиться с жизнью организмов в природном сообществе.

Строение природного сообщества.

Условия обитания в природном сообществе.

И решить проблему: Почему в природном сообществе удается на сравнительно маленькой территории разместиться большому количеству живых организмов и не мешать друг другу

Отгадав загадку- вы узнаете на примере какого природного сообщества будем изучать совместную жизнь организмов.

Грибами, ягодами одаривает,

Весной опять оживает.(лес)

Я приглашаю вас в лес. Закройте глаза и представьте на минутку, что вы находитесь в хорошо знакомом, близком, любимом нашем Малиновском лесе. Постарайтесь услышать его шорохи и звуки, представьте его краски и оттенки, вспомните запахи его.

Какие живые организмы определяют строение лесного природного сообщества? (Деревья леса)

Какие жизненные формы растений мы можем встретить в нашем лесу? (Деревья, кустарники, травы)

Составьте таблицу жизненных форм растений. И постепенно ее заполняйте примерами той или иной жизненной формы.

Дайте определения каждой жизненной форме растений. Я называю жизненную форму, а вы продолжаете.

Деревья – это…(Многолетние растения с одним крупным деревянистым стеблем. Дуб, ольха, липа, осина, ива, вяз, тополь)

Приведите примеры деревьев, растущих в нашем пойменном лесу и занесите в табл.

Кустарники- это… (Многолетние растения с несколькими деревянистыми стеблями. Ежевика, бересклет, терн, крушина, жимолость)

Трава – это… (Однолетние или многолетние жизненные формы растений с одним или несколькими неодревесневшими стеблями. Ландыш, купена, орляк, хохлатка, чистяк, пролеска сибирская, крапива)

Лес-дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом, как дома в городах - многоэтажный. Только в лесу эти этажи называются Ярусами.

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Отвечают на вопросы, приводят примеры, заполняют таблицу

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

– это горизонтальные слои, имеющие определенную жизненную форму.

Вывод: Определения у всех групп почти одинаковые, следовательно, все источники информации дают знания!

Изучать новый материал будем работая в группах.

Задание для группы №1

Рассмотрите рис. 142 учебника. Поясните, какие растения размещаются в разных надземных ярусах лесного биогеоценоза

Маршрутный лист №1

1-Рассмотрите рис.142 на стр.165 учебника

3-Представьте свою работу

Задание для группы №2

Маршрутный лист №2

1-Условия верхнего яруса

2-Условия в более низких ярусах.

3-Условия у самой поверхности почвы.

4- Назовите способы опыления этих растений и как у них происходит распространение плодов и семян.

Задание для группы №3

В лесном биогеоценозе обитает много птиц, зверей, грибов, следовательно, можно предположить, что они связаны с растениями. Используя задания маршрутного листа №3, проверьте эту гипотезу.

Маршрутный лист №3

1-охарактеризуйте признаки приспособленности к совместной жизни в лесу у растений, птиц и насекомых.

2-назовите признаки приспособленности к совместной жизни в биогеоценозе у грибов и растений. Приведите примеры (микориза, лишайники, паразитизм).

У вас на столах задания и маршруты. Преступайте к выполнению. Время работы 5 минут.

Работа с различными источниками информации

Работа с информационным источникам по маршрутном листам.

Работа с информационным источникам по маршрутном листам.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Заслушаем отчеты групп.

Первая группа –вам слово. Ярусное расположение растений в лесу…

Вторая группа- слушаем ваш рассказ об условиях обитания в надземном ярусе

Третья группа- подтвердите или опровергните гипотезу

Ответьте мне на проблемный вопрос: так почему же в природном сообществе удается на сравнительно малой территории разместиться большому количеству видов растений , животных, грибов, бактерий и не мешать друг другу?

Ребята, мы расширили понятие Природного сообщества (комплекс живых организмов и приспособленность к совместному проживанию)

Представление результатов своей работы

Учащиеся отвечают на вопрос

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Используя эталон, выполните тестирование (см. приложение)

-Назовите приспособленность у растений для совместного проживания в природном сообществе (ярусность, развитие в разные сроки, разные цветения, различные типы взаимоотношения)

-Какие признаки приспособленности к совместной жизни в биогеоценозе можно наблюдать у растений и птиц? (У раст: форма цветка, сооцветия привлекающие птиц, аромат, нектар; у птиц: форма и размеры тела, строение клюва, специалные органы и др.

-Какие признаки приспособленности к совместной жизни в биогеоценозе можно наблюдать у растений и грибов? (Грибы обычно вступают в роли симбионтов (сожителей), образуя грибокорень, или микоризу -(сожительство мицелия гриба с корнями растения). Это приспособленность к совместной жизни в биогеоценозе гриба и растения)

Письменно выполняют тестирование

Устно отвечают на вопросы

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение.

Ребята, где мы можем применить знания приспособленности у растений для совместного проживания ? (в искусственных природных сообществах- поле, сад, парк, пришкольный участок)

Я позаимствовала из географии слово ландшафт – природный комплекс в котором все основные компоненты находятся в сложном взаимодействии, образуя однородную по условиям развития единую систему.

Составила словосочетание ландшафтный дизайн – - это искусство, комплекс специальных мероприятий и решений по благоустройству территории, направленный на изменение внешнего вида территории путем активного использования природных компонентов. Ландшафтный дизайн способен сделать ваш сад уютным, красивым, а главное - оригинальным и неповторимым.

В настоящее время популярной становится новая профессия- ландшафтный дизайнер.Двум учащимся вашего класса было дано дополнительное задание. И сейчас они выступят в роли ландшафтных дизайнеров. Они подготовили мини-проект и по созданию альпийской горки для нашего прикольного участка.

Выступление учащихся с мини проектом (приложение)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Отвечают по предложенному образцу, оценивают свою работу на уроке

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Информация о домашнем задании

Домашнее задание- параграф 31,создать альпийскую горку с периодом цветения растений апрель-сентябрь.

Оценивание учащихся

Записывают домашнее задание в дневник

Выставляют отметки в дневник

1. Группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду, называется -

в) природным сообществом

2. Выдели природные сообщества. Красным карандашом обведи то сообщество, которое является искусственным природным сообществом.

а) поляна б) луг в)опушка

г) водоем д) поле е) лес

3.Почему луг является природным сообществом? Обведи нужную букву.

а) на лугу растения растут друг с другом;

б) животные распространяют плоды и семена растений;

в) жизнь растений животных луга тесно связана, они живут сообща.

4. Распредели животных по группам.

Бабочки, шмели, медведи, мыши, перепела, суслик, дятлы белки, бобры, жуки – навозники, жабы, утка-кряква

5. В лесу растения образуют ярусы… (обведи правильный ответ)

а) верхний – мхи и лишайники, средний – деревья, нижний – деревья;

б) верхний – деревья, средний – травянистые растения, нижний - кустарники;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон.

Цель урока: сформировать знания о ярусном строение природного сообщества, приспособленности растений для совместного проживания в биогеоценозе (природном сообществе).

Формирование личностных и метопредметных результатов:

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: целепологание; постановка и формулирование проблемы; сравнение, обобщение, аналогия, классификация; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; осознание т произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;

Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и с учителем, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения; разрешение конфликтов.

личностные УУД: действие смыслообразования

2) энциклопедические словари

3) мультимедийная презентация

4) раздаточный материал для групп

Логическая основа урока:

1) Новое знание: приспособленность живых организмов к совместной жизни в природном сообществе

2) Задание на пробное действие: Расположите растительные организмы так, чтобы им было комфортно находиться в природном сообществе.

5) Цель деятельности: изучить признаки приспособленности живых организмов к совместному существованию в природном сообществе

6) Фиксация нового знания (эталон):

Ярусное строение природного сообщества обеспечивает возможность существования на небольшой территории очень большого количества разных видов

По ярусам размещаются не только растения, но и все другие обитатели природного сообщества: бактерии, грибы, водоросли и животные.

Сочетанием разных форм жизненных форм растений и других обитателей биогеоценоза обеспечивается наиболее полное использование живым населением абиотических условий на данной территории.

Организмы, населяющие всё пространство природного сообщества, приспособлены к совместной жизни

Природное сообщество (биогеоценоз) – это комплекс разнообразных живых организмов, приспособленных к совместной жизни в данных природно-климатических условиях

Содержание учебного материала.

Деятельность

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

-Как вы понимаете это высказывание?

-Что вы будете делать сегодня на уроке?

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как биогеоценоз, экосистема, природное сообщество. Раскройте их значение.

- Посмотрите на слайд (на слайде изображения альпийских горок), вы видите искусственные природные сообщества – альпийские горки. Сегодня у нас урок открытия нового знания. Вы изучите что-то новое, узнаете как самим правильно создать альпийскую горку. Как вы будете действовать на уроке? (Во-первых, определю, что я не знаю, во-вторых, сам найду способ получить знания)

Настраиваются на урок.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Мы с вами повторим то, что пригодится сегодня для открытия нового знания. Я предлагаю выполнить задание в конвертах, у каждого ряда свой. (Опишите по фотографиям представленные объекты (Пресноводный водоём, луг, лес). По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются на территории этих объектов).Какие живописные уголки природы у вас получились. Как по-другому можно назвать это единство разнообразных организмов и условий абиотической среды? (Природным сообществом или биогеоценозом)

Давайте вспомним, что вам уже известно о природных сообществах?

индивидуальная работа у доски

С помощью условных символов составьте схему структуры природного сообщества

Р-растения (создают органические в-ва)

Ж -животные(поедают органические в-ва)

Г-грибы и Б-бактерии (разрушают и перерабатывают органические в-ва)

+ условия неживой природы (свет , температура , влажность , почва)

Дайте определение природного сообщества или биогеоценоза.

Что мы понимаем под средой обитания?(Ответ: часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует).

Как называются определенные условия среды обитания, которые оказывают специфические воздействия на живые организмы?(Ответ: факторы среды)

Дайте определение приспособленности (Ответ: адаптация, система признаков, с помощью которых достигается соответствие между организмом и его образом жизни).

Приведите примеры сообществ. На какие две группы можно поделить природные сообщества? (естественные, искусственные)

Задание на пробное действие.

Учитель предлагает задание для выполнения пробного действие (даны картинки с изображением растений с разными жизненными формами: травы, кустарники, деревья)

Расположите растительные организмы так, чтобы им было комфортно находиться в природном сообществе.

С какими трудностями при выполнении задания вы столкнулись? (Происходит фиксация затруднения у каждого ученика).

готовят рассказ, используя выбранную иллюстрацию.

Пытается найти взаимосвязи

Выполнение задания у доски

Пытаются выполнить задание

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные :умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)

3. Выявление места и причины затруднения

При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. У кого возникло первое затруднение? Поднимите руку. У кого возникло второе?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий.

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Что вы должны узнать? Поставьте перед собой цель (изучить признаки приспособленности живых организмов к совместному существованию в природном сообществе)

- Назовите тему нашего урока (Совместная жизнь организмов в природном сообществе). Тема фиксируется на доске.

Любое дело будет успешным, если есть цель. Какую цель поставим перед собой?

Цель: Познакомиться с жизнью организмов в природном сообществе.

- По какому плану будете работать?

Учащиеся предлагают шаги плана открытия новых знаний.

Изучить строение природного сообщества.

Условия обитания в природном сообществе.

Определить почему в природном сообществе удается на сравнительно маленькой территории разместиться большому количеству живых организмов и не мешать друг другу

- Какие средства мы для этого будем использовать? (учебник, рабочая карта урока)

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства, формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Регулятивные: целепологание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические- моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

5. Реализация построенного проекта.

Отгадав загадку- вы узнаете на примере какого природного сообщества будем изучать совместную жизнь организмов.

Грибами, ягодами одаривает,

Весной опять оживает.(лес)

Я приглашаю вас в лес. Закройте глаза и представьте на минутку, что вы находитесь в хорошо знакомом, близком, любимом нашем Малиновском лесе. Постарайтесь услышать его шорохи и звуки, представьте его краски и оттенки, вспомните запахи его.

Какие живые организмы определяют строение лесного природного сообщества? (Деревья леса)

Какие жизненные формы растений мы можем встретить в нашем лесу? (Деревья, кустарники, травы)

Составьте таблицу жизненных форм растений. И постепенно ее заполняйте примерами той или иной жизненной формы.

Дайте определения каждой жизненной форме растений. Я называю жизненную форму, а вы продолжаете.

Деревья – это…(Многолетние растения с одним крупным деревянистым стеблем. Дуб, ольха, липа, осина, ива, вяз, тополь)

Приведите примеры деревьев, растущих в нашем пойменном лесу и занесите в табл.

Кустарники- это… (Многолетние растения с несколькими деревянистыми стеблями. Ежевика, бересклет, терн, крушина, жимолость)

Трава – это… (Однолетние или многолетние жизненные формы растений с одним или несколькими неодревесневшими стеблями. Ландыш, купена, орляк, хохлатка, чистяк, пролеска сибирская, крапива)

Лес-дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом, как дома в городах - многоэтажный. Только в лесу эти этажи называются Ярусами.

Ярусы - – это горизонтальные слои, имеющие определенную жизненную форму.

Работа в группах.

Задание для группы №1

Рассмотрите рис. 142 учебника. Поясните, какие растения размещаются в разных надземных ярусах лесного биогеоценоза

Задание для группы №2

Задание для группы №3

В лесном биогеоценозе обитает много птиц, зверей, грибов, следовательно, можно предположить, что они связаны с растениями. Используя задания маршрутного листа №3, проверьте эту гипотезу.

Происходит фронтальное обсуждение результатов самостоятельной работы и фиксация следующего эталона.

Ярусное строение природного сообщества обеспечивает возможность существования на небольшой территории очень большого количества разных видов

По ярусам размещаются не только растения, но и все другие обитатели природного сообщества: бактерии, грибы, водоросли и животные.

Сочетанием разных форм жизненных форм растений и других обитателей биогеоценоза обеспечивается наиболее полное использование живым населением абиотических условий на данной территории.

Организмы, населяющие всё пространство природного сообщества, приспособлены к совместной жизни

Природное сообщество (биогеоценоз) – это комплекс разнообразных живых организмов, приспособленных к совместной жизни в данных природно-климатических условиях

Отвечают на вопросы, приводят примеры, заполняют таблицу

Работа с различными источниками информации

Работа с информационным источникам по маршрутном листам.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

6. Первичное закрепление во внешней речи

Учитель предлагает учащимся обсудить вопросы 1-3 после параграфа31 и выполнить задание №1 в рабочей тетради.

Побуждающим диалогом вместе с учениками учитель организовывает уточнение и закрепление общего характера нового знания, возвращаясь к выполнению пробного учебного действия. Учащиеся без затруднений его выполняют.

Отвечают на вопросы, выполняют задание

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнить тестирование.

Используя эталон, выполните тестирование (см. приложение).

Самопроверка проводится по образцу, представленному на слайде.

Письменно выполняют тестирование

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

8. Включение в систему знаний и повторение.

Для обеспечения содержательной непрерывности в изучении биологии по данной теме учащимся предлагается в группах обсудить и выполнить обобщающее задание , при выполнении которого они должны применить новые знания и новые способы действий

- Ребята, где мы можем применить знания приспособленности у растений для совместного проживания ? (в искусственных природных сообществах- поле, сад, парк, пришкольный участок)

Я позаимствовала из географии слово ландшафт – природный комплекс в котором все основные компоненты находятся в сложном взаимодействии, образуя однородную по условиям развития единую систему.

Составила словосочетание ландшафтный дизайн – - это искусство, комплекс специальных мероприятий и решений по благоустройству территории, направленный на изменение внешнего вида территории путем активного использования природных компонентов. Ландшафтный дизайн способен сделать ваш сад уютным, красивым, а главное - оригинальным и неповторимым.

В настоящее время популярной становится новая профессия- ландшафтный дизайнер. Я вам предлагаю выступить в роли ландшафтного дизайнера, подготовить мини-проект и создать макет альпийской горки для нашего прикольного участка. У каждой группы свой символ и набор аппликаций весенних растений для альпийской горки. Подберите к каждому символу соответствующие цветы с помощью аппликации.

Но помните, в каком ярусе эти цветы должны расти и постройте альпийскую горку.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок №3

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока : обеспечить на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания представление о ярусном строение природного сообщества, приспособленности растений и других живых организмов для совместного проживания в биогеоценозе (природном сообществе)

создать условия, которые позволят учащимся, познакомившись с новым материалом:

раскрыть значение ярусного строения растительного сообщества ;

показать приспособленность организмов природного сообщества к совместному проживанию;

познакомить учащихся с особенностями условий обитания в разных ярусах и приспособленностью организмов к жизни в них.

-развивающие

-продолжить формировать умение учащихся анализировать текст и рисунки учебника, делать выводы;

-развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать.

-воспитательные

-формирование коммуникативных УУД, в том числе умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

-воспитание интереса к предмету;

-воспитание культуры и организации учебного труда;

-воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые результаты обучения:

Личностными результатами :

· Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

· Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

· Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

· Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-Развитие умения работать с разными источниками информации (учебником, дополнительной и справочной литературой ) анализировать и оценивать ее;

· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

· Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.

· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

· Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

· Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

-Развитие умения создавать учебные исследовательские мини-проекты и реализовывать их;

· Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами

-формирование знаний о ярусном строении природных сообществ, о значении совместного обитания различных видов живых организмов в эволюции, живой природы;

-формирование умения применять знания о растениях и иных живых организмах для объяснения структуры и свойств природного сообщества.

Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, текстовыделители, 4 конверта разного цвета, презентация, магниты, силуэты растений на самоклеящейся бумаге, двухсторонний скотч,

Х о д у р о к а

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

зационный момент

Знакомиться с классом, проверка готовности необходимых принадлежностей к использованию на уроке.

Учитель предлагает детям выбрать конверт любого цвета, в котором находятся задания для актуализации знаний

Ребята, кто из вас самый смелый? Вам нужно выбрать конверт любого цвета. Откройте свои конверты и назовите тему вашего задания.

1 группа – Чего нельзя делать в лесу?

2 группа – Первая помощь в лесу.

3 группа – Реши тест – проверь свои знания о природных сообществах!

4 группа - Реши тест – проверь свои знания о природных сообществах!

Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Организует работу в микрогруппах по заданиям.

Определяет результат работы.

Какая фраза у вас получилась?

Как вы думаете, есть ли связь между этой фразой и нашим уроком?

1 группа – Что нельзя делать в лесу? (экологическое домино)

Подбирают наименования к иллюстрациям и склеивают их. На обратной стороне получается фраза.

2 группа – Первая помощь в лесу.

Подбирают наименования к иллюстрациям и склеивают их. На обратной стороне получается фраза.

3 группа – Реши тест – проверь свои знания о природных сообществах!

Верно ли утверждение..

В природе все организмы существую, взаимодействуя друг с другом

Природные сообщества существуют под воздействием абиотических факторов

Круговорот веществ и поток энергии – это главные условия существования биогеоценоза.

Первым звеном в биогеоценозе является бактерия

Примером биогеоценоза является болото

Автотрофы используют энергию солнечного света

Любую экосистему можно назвать биогеоценозом

Биотоп – это внутренняя среда биогеоценоза

Живые организмы не воздействуют на биотоп

Конечное звено биогеоценоза – это автотрофный организм

В структуре сообщества 4 звена

Список слов:

ё. Биогеоценоз

к. Природном

л. Сообществе

Если задание выполнено правильно, то код будет такой: ЛКИЕГА

4 группа - Реши тест – проверь свои знания о природных сообществах!

Отвечают на вопросы учителя и с помощью его наводящих вопросов формулируют тему.

Коммуникативные Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Регулятивные

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели

Познавательные

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Личностные

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

· Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

50% успеха в достижении цели – это правильно её определить

Словарная работа

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Организует словарную работу.

Сверим с моим списком. Отличаются ли наши результаты?

Как вы думаете, почему некоторые сочетания букв выделены?

Учащиеся, представители каждой группы, называют термины и дают их определение, а один ученик класса записывает и впоследствии оглашает.

Список терминов учащихся

Биогеоц е ноз

Жизненная форма

Экос и стема

Биогеоц е ноз

Экос и стема

Кругов о рот веществ

Кругов о рот веществ

Пространс т в енн ая структура

Яру сн ое строение

Подземная яру сн ость

Надземная яру сн ость

Правописание нужно запомнить

Организует работу с таблицей.

Даёт пояснения как работать с ней.

«- «, если вы не владеете данной информацией;

«+-«, если вы имеете поверхностные знания по данному вопросу.

Сформулируйте каждый свою цель урока, начав со слов

«Я хочу узнать…

Я хочу выяснить…

Определяют свой уровень знаний по указанным вопросам, оценивают своё состояние на начало урока.

Что представляет собой пространственная структура биогеоценозы и из каких компонентов она состоит?

Как взаимосвязано многообразие жизненных форм растений биогеоценоза и его структура?

Как распределены живые организмы в природном сообществе и почему?

Формулируют цель урока, начав со слов

«Я хочу узнать…

Я хочу выяснить…

Если затрудняются, помогают другие члены микрогруппы.

Изуче-ние нового матеи-ала

Что представляет собой пространственная структура биогеоценозы и из каких компонентов она состоит?

Личностные

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Метапредметные результаты

· Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные:

-Развитие умения работать с разными источниками информации (учебником, дополнительной и справочной литературой ) анализировать и оценивать ее;

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

-Развитие умения создавать учебные исследовательские мини-проекты и реализовывать их;

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

предметными результатами формирование знаний о ярусном строении природных сообществ, о значении совместного обитания различных видов живых организмов в эволюции, живой природы;

формирование умения применять знания о растениях и иных живых организмах для объяснения структуры и свойств природного сообщества.

Карточки прикрепляются на доску

Как вы считаете, каким образом связаны между собой данные понятия.

Задание: даны знаки +, -,=, , .

Какие из них вы могли бы использовать и в какой позиции?

Какие будут у вас предложения (обсудите между собой)? Ответ.

Результат проверим в работе.

Отметить главные отличия определений друг от друга.

Обратить внимание на источники. Любой источник даёт знание.

Организует работу с рисунком учебника

..) Ярусы — это четко выделяемые слои, в которых объединяют растения с одной жизненной формой. (Справочник школьника. Биология)

..) Ярус – это один или несколько рядов чего либо, расположенных один над другим. (Толковый словарь)

..) Ярусы - отдельные слои растительного сообщества, выделенные по высоте входящих в них растений или по глубине проникания корней в почву и размещению активной части корневых систем. (Интернет энциклопедия Википедия)

Верно ли утверждения…

1. Ярусность бывает надземная и подземная.

Каким вегетативным органом образована подземная ярусность?

Животный мир природного сообщества распределяется независимо от ярусности растений.

hello_html_m536c9bc7.jpg

2.Как взаимосвязано многообразие жизненных форм растений биогеоценоза и его структура?

Узнай природное сообщество по описанию.

Приглашает по 1 участнику из каждой группы.

Участник выбирает карточку с названием одной из 4 геометрических фигур.

Задание: участник должен любым способом изобразить эту фигуру, если команда называет фигуру правильно, тогда получает право задать вопрос другой команде.

Задаёт уточняющий вопрос: какой вид леса распространён на территории Тульской области и Киреевского района?

Учащиеся, которые узнали о каком природном сообществе идёт речь в описании, получают карточку с названием этого природного сообщества

"Шагай!" (Б. Заходер)

"Шагай!" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка.
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки.

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На них разбросаны букеты.

Толковый словарь Дмитриева

Это обширная местность, обрабатываемая под посев сельскохозяйственных культур .

Даёт задание: учащиеся должны взять карточку с названием и определить в каком сообществе из выше названных оно обитает.

Т.О. дети образуют группы в другом составе.

Обязательно сверяем с таблицей, но в последнюю очередь.

Широколиственный лес

Черника, клён, липа, боярышник, медуница

Хвойный лес

Ель, сосна, папоротник, мох кукушкин лён, брусника

Чина луговая, зверобой, клевер луговой, мышиный горошек, тысячелистник.

Хвощ полевой, пшеница, лапчатка, аистник

Мини – исследование

Организует работу класса в микрогруппах по исследованию природного сообщества.

Читайте также: