Конспект сорока белобока по рисованию в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытое занятие по ИЗО деятельности

в подготовительной к школе группе

Селезнева Ольга Валерьевна

Программное содержание:

продолжать учить детей определять по изображению птицы ее характерные особенности;

видеть различия в форме частей тела и в пропорциях сороки и воробья;

учить изображать новую позу птицы – птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась) ;

учить пользоваться простым карандашом для создания вспомогательных рисунков;

закрепить навык рисования акварельными красками;

Коррекционные задачи:

продолжать развивать зрительно-моторную координацию;

вырабатывать плавные движения пальцев рук при работе карандашом и кистью;

развивать произвольное внимание детей.

продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги и соотносить величину изображаемого объекта с величиной листа .

Воспитательные задачи:

продолжать воспитывать в детях доброту и отзывчивость, доброжелательное отношение к игровым персонажам.

воспитывать тактичное поведение в отношении сверстников, дать возможность высказать свое мнение каждому, не перебивая.

развивать умение оценивать результаты своей работы.

Предварительная работа:

формирование у детей обобщенного представления о внешнем облике птиц.

обучение навыку передавать в рисунке характерные особенности птиц: пропорции тела, строение и длину клюва и хвоста, цвет оперения.

развитие умения пользоваться кистью и красками при раскрашивании предварительного наброска.

обучение ориентировке на микроплоскости.

Последующая работа:

продолжать учить ориентироваться на микроплоскости

учить изображать птицу в полете, клюющую птицу.

учить детей изображать птицу аппликационным способом из отдельных частей разной формы и величины..

Индивидуальная работа:

выработка умения правильно держать карандаш, кисть (Геля Д)

Подготовка воспитателя :

изготовление пособий к занятию, пооперационных карт с этапами рисования.

Методические приемы:

художественное слово, вопросы детям, физминутка, гимнастика для глаз, демонстрация иллюстраций, показ этапов рисования.

Демонстрационный материал : иллюстрации с изображением птиц, картинка с изображением сороки, объемные муляжи птиц.

Раздаточный материал : листы бумаги А4, простые карандаши, кисти, акварельные краски, пооперационные карты.

Используемая литература:

Г.С. Швайко Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Программа, конспекты. М.: ВЛАДОС,2006.

(Дети повторяют каждую строчку самостоятельно).

Звучит запись с голосами птиц. Акцентируется внимание на стрекоте сороки. Детям задается вопрос, догадались ли они , голос какой птицы они сейчас слышали. Далее детям загадывается загадка

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

или дается краткое описание сороки, по которому они должны догадаться, о какой птице идет речь.

Затем воспитатель рассказывает детям историю о том, как утром встретил Сороку Варвару, которая сидела на ветке и плакала. Оказалось, что вчера, когда она со своими подружками сороками резвилась на полянке в лесу, налетел злой ветер, спрятал солнышко за тучу и разогнал всех птиц. Варвара успела спрятаться в дупле старого дерева. Когда она выбралась оттуда, полянка была пуста, и ей стало так грустно, что она заплакала.

Ребята, как вы думаете, сможем ли мы с вами помочь Варваре вернуть ее подружек? (Да) А как мы можем это сделать? (Нарисовать)

На данном этапе детям демонстрируются иллюстрации с изображением различных птиц. Задача детей, найти среди них сороку. Можно вспомнить о том, что общего у всех птиц (оперение, клюв, крылья, две лапки). Найти отличительные особенности сороки и воробья, которого дети рисовали на прошлом занятии. Детям предлагается пройти за столы, чтобы приступить к делу.

Этапы рисования.

Ребята, а не напомните ли вы мне, с чего надо начинать рисовать птицу? (Начинать надо с тела в виде капельки). А дальше? (Круглая голова, хвост, крыло) Спасибо, теперь я вспомнила. (Воспитатель показывает детям поэтапный образец рисования птицы, обращая их внимание на то, что голова у сороки небольшая относительно тела, а хвост длинный, и клюв средних размеров, острый) И сегодня мы будем рисовать сороку в необычной позе. А все из-за злого ветра.

Мы будем рисовать сороку, которая оглянулась, чтобы посмотреть, нет ли поблизости опасности, или чего-нибудь интересного. Далее детям объясняется, что клюв у сороки надо нарисовать со стороны спины, тогда получится, что она оглянулась.

Все этапы рисования педагог показывает на своем листе бумаги, прикрепленном к мольберту либо доске.

При необходимости, дети повторяют рисунок в воздухе пальцем, а потом на листе бумаги сухой кистью.

Ребята, вы вот взялись Варваре помочь и от этого даже солнышко из-за тучи вышло, и послало вам на помощь свой лучик. Давайте проследим за ним глазками.

- Ну вот, глазки наши отдохнули. Можно приступать к самому главному.

Иллюстрации с изображением птиц убираются, кроме цветного изображения сороки и поэтапного рисунка педагога.. После того как дети сделают предварительный набросок простым карандашом, педагог контролирует выполнение задания и при необходимости корректирует ошибки, но не от своего имени, а от имени сороки Варвары.

- Ребята, солнышко из-за туч уже вышло и нам помогает. А мы с вами давайте проведем интересную физминутку, с помощью которой птицы, которых разогнал ветер смогут вернуться на свою поляну.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу

Руки качнулись, кисти встряхнулись –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

- Вот видите, птицы прилетели, вернулись на поляну с вашей помощью, но чтобы стало совсем красиво и правильно, нужно раскрасить их.

. А как же нам надо раскрасить наших птиц, чтобы все, кто будет на них смотреть, сразу поняли, что это не воробей, не голубь, а именно сорока.

Дети проговаривают, какого цвета оперение у сороки, а педагог акцентирует их внимание на том, что на теле сороки при раскрашивании им надо оставить места белого цвета (на брюшке и крыле). Педагог должен проконтролировать, чтобы при раскрашивании дети делали насыщенный черный цвет и не забывали оставлять место для белых пятен. O братить внимание на то, что голову сороки можно закрасить всю черным цветом. А глаз нарисовать белой краской, когда основной слой краски высохнет.

Ребята, но сороки наши ведь не летят и не в воздухе висят, а сидят на чем-то. Что нужно дорисовать, чтобы им было удобнее наблюдать за обстановкой на полянке лесной? (веточку, камушек)

По окончании занятия нескольким детям можно предложить сравнить свой рисунок с иллюстрациями и проанализировать, что получилось хорошо, а в чем ребенок испытал затруднения.

Затем работы выкладываются на столе, ребята рассматривают их, оценивают. Подводится итог занятия на основе детских впечатлений.

Ребята, как вы думаете, вернули мы с вами Варваре ее подружек? Теперь ей будет весело? Молодцы!

Цель;Продолжать учить детей отличать одну птицу от другой,выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях. Учить изображать новую позу птицы -птица,сидящая на ветке,с головой,повернутой назад (птица оглянулась); упражнять в произвольном нажатии карандаша до получения нужной интенсивности цвета.

у педагога 2 иллюстрации с изображением сороки и воробья (для сравнения) лист бумаги для показа приемов изображения -листы бумаги(18*15см,цветные карандаши Предварительная работа; наблюдение на прогулке за сорокой,беседа-суждение об этой птице;рассматривание картинок с ее изображением;чтение стихов,рассказов.

Предложить рассмотреть картинку с изображением сороки, -Что за птица?-Почему сорока -белобока?-Какие части тела у сороки белые,а какие черные?Затем поставить картинку с изображением воробья. -Как отличается воробей от сороки по форме, по величине частей тела. (Сравните клювы у этих птиц,сравните хвосты).

Обратить внимание на позу сороки. Сорока сидит на ветке. Наверное, услышала что то и оглянулась,повернула голову назад. Чтобы изобразить в такой позе,надо сначала нарисовать вспомогательную наклонную линию для тела и хвоста сороки. Оставить место для изображения головы. Длина туловища равна длине хвоста. Немного отступая от тела,нарисовать голову,потом соединить ее с туловищем. Это будет шея. Нарисовать крыло.

На нем обвести место, где будут белые перья. Сорока сидит на ветке. Она крепко обхватила пальцами ветку. Три согнутых пальца у нее впереди,один сзади. Закрасить сороку черным карандашом, оставив бока и часть не закрашенными,белыми.

-С чего мы начинаем рисовать сороку?

-Как будем штриховать(.Надо сильно нажимать на карандаш,закрашивать в одном направлении вдоль головы,шеи,крыла и хвоста;на конце крыла и на хвосте нарисовать штрихами перья еще сильнее нажимая на черный карандаш)

Кору на ветке можно изобразить штрихами,что позволит передать ее шероховатость.

В конце занятия можно предложить нескольким детям сравнить рисунок с иллюстрацией и самим определить,что получилось удачным,что не совсем.

-Что умеют делать ваши птицы?

-Какие движения для птиц самые главные?

По окончания занятия похвалить всех,у кого получились колоритные сороки со множеством мелких подробностей и правильной штриховкой.




Ход работы:
- Мы снова отправимся в сказку. Давайте отгадаем загадку и узнаем, кого мы сегодня рисуем.
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая . (сорока)



- Как часто называют сороку?
- Давайте вспомним детскую потешку.
Сорока-белобока
кашку варила,
деток кормила.
Этому дала,
этому дала,
этому дала,
этому дала,
а этому не дала:
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим!

- Как же изображали в книгах Сороку-белобоку разные художники?















- Белой гуашью рисуем сороке глаз. Украшаем платье точками. Прорисовываем пёрышки на крыльях и хвосте. Рисуем на горшочке горошки. Пускаем пар над горшочком.



- Оживляем нашу Сороку-белобоку. Рисуем ноги чёрной гуашью. Добавляем зрачок. И пускаем нашу сороку кормить деток.



Сорока-белобока
Где была? — Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.

Рабочий процесс:


- поощрять исследовательский интерес, знакомить со способами обследования предметов (разных круп);
- знакомить детей со старинными предметами домашнего обихода, их назначением;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать познавательный интерес, желание участвовать в простейшей исследовательской деятельности.

Ход занятия

Какие они сказочные звери? Как живут? Об этом нам рассказывают рисунки художников-иллюстраторов. С одним из таких художников Юрием Алексеевичем Васнецовым мы познакомились.

- Как вы думаете, вкусную кашу варит сорока? Как вы догадались? (В печке горит яркий огонь, над расписной миской поднимается аппетитный пар)

Вопросы при рассматривании: Какого цвета? Мелкая или крупная? На что похожи крупинки? Как называется? Как будет называться каша из такой крупы?

- А я знаю одну интересную игру про маленького человечка – гнома, который очень любил варить кашу. Хотите, я научу вас в неё играть?

- Оказывается, крупы тоже могут дружить, и если смешать рисовую крупу и пшенную, то получится каша – ДРУЖБА.

На столе стоят: молоко, сахар, мука, соль, масло, макароны. Детям предлагается выбрать и назвать те продукты, которые нужны для каши.

Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Каша – любимое кушанье русских людей. Давным - давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими маленькими как вы, кашу ели и в обычные дни и в праздничные, и варили её вот в такой посуде (показ чугунка). Предлагается подержать чугунок, потрогать его, определить вес. Ставили такой чугунок в печку при помощи ухвата (показ ухвата, предложить детям подержать его) А почему нужен был ухват? Разве нельзя было поставить руками? (ответы детей) Каша в чугунке получалась вкусная, вкусная, про неё говорили: Каша – матушка наша.

- Очень старался художник Ю.А. Васнецов нарисовать сороку красивой. Ему хотелось, чтобы она всем понравилась, поэтому нарисовал ее крупно в центре листа, чтобы вы ее получше разглядели. Украсил ее перышки точками, нарядил в юбочку. Посмотрите, как она украшена.

Ребята, а не напомните ли вы мне, с чего надо начинать рисовать птицу? (Начинать надо с туловища) Правильно, но нарисуем мы его в виде втянутого колокольчика, т.к наша сорока одета в юбку. А дальше? (Круглая голова, длинный хвост, выглядывающий из под юбки крыло) Спасибо, теперь я вспомнила. (Воспитатель показывает детям поэтапный образец рисования птицы, обращая их внимание на то, что голова у сороки небольшая относительно тела, а хвост длинный, и клюв средних размеров, острый). Дети, а как вы нарисуете печку (печка- прямоугольник, внутри которого рисуем полукруг, огонь)

Подведение итогов: Вот мы и угостили всех вкусной кашей. Напомните сороке, какие продукты нужны для каши ДРУЖБА.

Похожие публикации


© 2014-2022, Всероссийский интернет-портал "Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация"

О проекте • Школьные олимпиады и интернет конкурсы для детей
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons С указанием авторства 4.0 Всемирная.

Читайте также: